Кирилловский собор. Вид с юго-зап. стороны. Фотография. 1984 г. Упоминание о храме св. Кирилла на Дорогожичах содержится под 1171 г. в Киевской летописи XII в. (по Ипатьевскому летописному изводу XV в.): «Сняшася братя Вишгороде, и пришедше сташа на Дорогожичи под святом Курило» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 194 об.). В той же летописи под 1169 г. (текст относится к событиям 1167 г.) назван «Всеволож монастырь», также с указанием его географии - «на Желяни» («Ярополк же с берендичами настигоша Владимира на Желяни, и не даша берендичи стрилятися с ними, бяху берендичи льстяче. И тако ехаша берендичи по ни до Всеволожа монастыря» - Там же. Л. 191); Желянь (Желань) - летописная местность неподалеку от урочища Дорогожичи, начинавшаяся от р. Лыбедь и тянувшаяся до К. м. по течению ручья Желянь, от к-рого и получила название (см.: Закревский. 1868. С. 342; Добровольский Л. П. Летописный Дорогожич. К., 1914; Петров. 1897. С. 41; др. версии локации см.: i . М. [и др.] Emuмoлoriчhuй словник лimonuchux reorpaфiчhux назв Nibдehhoï Pyci/Ред.: О. С. Стрижак. К., 1985. С. 59). На то, что основателем мон-ря был кн. Всеволод Ольгович, помимо летописной записи 1167/69 г. о мон-ре «Всеволож» ( Марголина. 1993. С. 19-26; О. Певна ошибочно относит упоминание 1167/69 г. к Выдубицкому мон-рю, основанному кн. Всеволодом Ярославичем - Pevny. 1995. P. 44) указывают: летописный текст под 1194 г. о погребении кн. Святослава Всеволодовича в стенах обители, созданной его отцом («в монастыре у церкви святого Кирилла юже бе создал отец его»; ПСРЛ. 1997. Т. 1. Стб. 412); освящение храма во имя патронального святого князя - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского; крепостной характер церковного сооружения, поставленного на важном со стратегической т. зр. месте в период междоусобных войн за Киев - на подступах к городу, в урочище Дорогожичи, к-рое было, с одной стороны, ключом к Подолу, с другой - надежным оборонительным пунктом (здесь проходили пути в Вышгород и далее в Чернигов, Новгород, Полоцк, Смоленск). В 1139 г. Дорогожичи стали плацдармом для черниговского кн. Всеволода в борьбе за Киев, открывшим ему путь на киевский престол. Непосредственное участие кн. Всеволода в основании, построении, формировании архитектурной и иконографической программы собора и руководство всем процессом могут подтверждаться наличием предназначенной для князя площадки-балкона в южной апсиде, которая не имеет аналогов в древней церковной архитектуре; включением в роспись диаконника цикла, посвященного небесным покровителям кн. Всеволода святителям Кириллу и Афанасию Александрийским, ктиторской композиции, изображения кн. Всеволода с сыновьями в сценах «Шествие князей», а также граффити 1-й пол. XII в. ( Высоцкий. 1985. С. 85-89; Maproлiha. 2001. С. 18-24, 33-59, 80-123; Марголина, Корниенко. 2012. С. 33-44). Т. о., храм выполнял функцию монастырского собора, княжеской церкви, а также родовой усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Возведение собора и создание его фресок в период княжения Всеволода Ольговича подтверждаются также исследованиями эпиграфики в алтарной части собора, выполненными В. В. Корниенко: граффити свидетельствуют о том, что в 40-50-х гг. XII в. храм был уже расписан; форма каналов прорисей говорит об их исполнении по сухой штукатурке; в соборе имелся клир, в состав которого входили авторы надписей ( Марголина, Корниенко. 2012. С. 33-44). Святые над ктиторской композицией. Прорись изображения на печати Феофано Музалон. Схема-реконструкция И. Е. Марголиной Святые над ктиторской композицией. Прорись изображения на печати Феофано Музалон. Схема-реконструкция И. Е. Марголиной Отдельного внимания заслуживает вопрос о первом на Руси посвящении храма свт. Кириллу Александрийскому. Сведения о крестильном имени кн. Всеволода отсутствуют. В наст. время трудно установить, в связи с чем в лит-ре XIX в. за ним утвердилось имя Кирилл. Р. В. Зотов, исследователь и издатель Любецкого синодика, считал, что кн. Всеволод в крещении получил имя Георгий, основываясь на посвящении построенной им в 1144 г. Георгиевской ц. в Каневе ( Зотов. 1892. С. 34-35). Вместе с тем дата закладки церкви приходится на 9 июня - день памяти свт. Кирилла Александрийского (ПСРЛ. Т. 2. Л. 117 об.). Одним из свидетельств крестильного имени князя может служить найденная в Киеве княжеская печать с изображением свт. Кирилла Александрийского и надписью: «Господи, помози рабу Своему Кирилу» (1-я треть XII в., НМИУ); ни до, ни после кн. Всеволода никто из князей не носил христ. имени Кирилл. На выбор крестильного имени для сына могла повлиять его мать Феофано (Феофания), происходящая из знатного визант. рода Музалонов ( Maproлiha. 2001. С. 70-73). На лицевой стороне печати Феофано (ГЭ) изображены 2 фигуры орантов с нимбами в молении образу (Спасителя или Богородицы) в медальоне вверху. Аналогичный сюжет представлен в росписи собора над ктиторской композицией. Сходство изображения на печати Феофано с фреской может служить удостоверением родственной связи между владелицей печати и заказчиком росписей, а его размещение над ктиторской композицией - указывать, что собор строился кн.

http://pravenc.ru/text/1840467.html