С.В. Шумило 3. Монастырь прп. Паисия в Драгомирне и его связи с Запорожской Сечью Драгомирнский период был одним из самых сложных в жизни прп. Паисия Величковского и его братства. К тому же он наименее описан в житиях преподобного. А в автобиографии Паисия Величковского он не отражён вовсе 15 . Поэтому из его писем на Запорожье мы узнаём ряд очень важных подробностей, касающихся положения Паисиева братства в Драгомирне. Как известно, покинув в 1763 г. Афон, Паисий Величковский вместе с 64 братиями переехал в Молдавию, где поселился сначала в скиту Варзарешти. Но вскоре молдавский господарь предоставил братству Паисия в Буковинских Карпатах отдельный монастырь в Драгомирне. Эта обитель издавна была связана с монашеством в Украине, в частности со знаменитым Манявским скитом, основанным сподвижником Иоанна Вишенского, афонским старцем Иовом (Княгиницким) 16 . Поэтому здесь вместе с Паисием без проблем смогли обосноваться не только молдавские иноки, но и славянские, в частности выходцы с территории Украины. Как подтверждает и сам Паисий в письме к Калнышевскому: «Братия же наши якоже пришедшии зъ Святия Афонския Гори, такожде и зде къ намъ приобщившиеся, коихъ всехъ ныне являетъ число сто и пять десять быти/…/с коихъ болшая часть находится отъ российскаго рода, найпаче же отъ Православноименития страни Запорожския» 17 . Ил. 4. Монастырь в Драгомирне. Современный вид Из жития, составленного учеником Паисия схимонахом Митрофаном, мы узнаём, что монастырь в Драгомирне на момент прибытия туда братства с Афона был «мало не пуст», «движимым имением скуден от многих нашествий и разорений варварских/…/келлий пять, трапеза не покровенна» 18 . Поэтому созидать и обустраивать обитель новому братству пришлось практически заново, на что необходимы были крупные денежные средства. Эта тема и была главным предметом обращений прп. Паисия к Кошевому Войска Запорожского. При этом, из этих писем мы узнаём, что Запорожская Сечь оказывала щедрые пожертвования Паисию Величковскому не только в Драгомирне, но ещё и в бытность его на Афоне. Так, в письме к Калнышевскому за июнь 1768 г. он отмечает: «Имеюще ми въ незабвенной памяти премногая благодеяния отъ васъ Милостивейшихъ благодетелей нашихъ, якоже прежде въ Святой Афонской Горе намъ сущимъ соделанная, такожде и преселшимся оттуду Божиимъ изволениемъ въ Молдовлахийскую землю ныне убожеству и бедности нашей делаемая, нижайше благодарствуемъ и благодарить навсегда словомъ и сердцемъ за таковое ваше убогому общежителству нашему милостивное благотворение и благосердное благопризрителство не престанемъ» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Кричка. Церковь Параскевы Пятницы. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Известно, что церковь в Кричке существовала уже в XVII веке. Также сельская церковь обозначена на карте 1783 года. Существующая сегодня деревянная церковь происходит с 1820 года. По преданию, церковь и колокольня первоначально стояли в Манявском Скиту, впоследствии монастырь продал их Солотвинскому приходу, а затем постройки перевезли в Кричку. Была приходской церковью. Реставрированная в середине XIX века современная планировка в форме креста получила после перестройки и расширения. Действовала до 2013 года, когда православная община освятила каменную церковь (расположена рядом). Старая церковь памятник архитектуры местного значения. Церковь расположена в центре села, возле каменного храма и перепутья. Крещатая в плане святыни, в которой с юга к нави пристроили npucihok, а когда-то главный вход через бабинец стал боковым. По оси церкви к алтарю пристроена равноширокая захристия. Стены преддверия, надопасання и восьмерика обрисованы деревянной вагонкой " под елку " , что придает церкви специфический вид. Деревянная трехъярусная колокольня стоит с юга от церкви. Литература: " Церкви Прикарпатского края " . Г.Процак, Ивано-Франковск, 2006. Информация Василия Слободяна. Источник: " Деревянные храмы Западной Украины " http://decerkva.org.ua/fra/krychka.html Видеосюжет о реставрации деревянного старинного храма в селе Кричка. Ремонтные работы двухсотлетнего храма в селе Кричка, что на Прикарпатье, продолжаются, несмотря на письмо с Богородчанской райгосадминистрации с просьбой приостановить деятельность. Председатель Кричковского сельского совета Дмитрий Струк говорит, против общины не пойдет. http://www.youtube.com/watch?v=dB9hzJcsygI Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=29267

Долгое время Манявский скит находился в руинах. Первые реставрационные работы здесь начались в 1970-1980 гг., когда скит стал историко-архитектурным заповедником. А восстановление именно монастыря началась после обретения Украиной независимости. В 1998 г. скит был возвращен монахам Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. От того времени полустертая мраморная надгробная доска первых игуменов монастыря со старославянскими письменами замироточила… Монахи считают такое явление свидетельством наличия в этом месте благодати Божией. Манява - большое село в Богородчанском районе, расположенное на берегах речки Манявки, известно благодаря одной из наиболее прославленных христианских обителей Украины - Манявскому скиту. Скит расположен возле села в лесу над речкой. Следует немного подняться вверх по крутой дороге, как из лесной гущи вдруг появляются крепостные башни и церковные купола монастыря. Официальной датой основания монастыря (скита) считают 1611 год. В тот год здесь была срублена первая келья, а на следующий год здесь уже была возведена деревянная церковь. Основал сию обитель выходец из Афона монах Иов Княгинецкий из Тисменицы. Вместе с известным писателем-полемистом, родом из Судовой Вишни, Иваном Вышенским, он в своё время находился на греческом Афоне, поэтому основанный им скит называли " Руським Афоном " . Впрочем, предание свидетельствует, что Иов не первый пришёл в Манявский скит. В народе живёт память о двух монахах Киево-Печёрской лавры, которые в начале XIII столетия, спасаясь от татарского нашествия, пришли в это урочище с далёких днепровских берегов. Окончательно монахи утвердились в своём выборе, когда им явилась Матерь Божья - на камне, который с того времени называется " Блаженным " . Такое же явление произошло через 400 лет, после прихода на это благословенное место Иова Княгинецкого. Ныне к этому камню осуществляются постоянные паломнические поездки, к святыне и днём и ночью приходят и приезжают паломники, которые захотели побывать в этом святом уголке Украины. Воде, вытекающей тоненькой струйкой из-под камня, приписывают целебные свойства, ею лечат физические недуги, а также избавляются от злых духов и тёмных сил. Особый расцвет монастыря связан с предоставлением Манявскому скиту в 1620 году Константинопольским патриархом права ставропигии, т. е. самоуправления и независимости от местной церковной иерархии. Скиту в это время подчинялось более пятисот православных монастырей в Речи Посполитой, Молдавском княжестве и Румынии. Он имел статус трибунала при выборе львовских православных епископов и в издании церковных книг.

http://sobory.ru/article/?object=18208

И. вернулся в Угорницкий скит. Вскоре после 1605 г. в обитель прибыл мон. Иоанн (Вишенский), посетивший также Уневский мон-рь. Иоанн нек-рое время пробыл с И. Потом, посоветовавшись, иноки решили покинуть скит, «жесточайшего безмолвнаго жития желающе», и разошлись в поисках удобного места для отшельнического подвига. Как отмечается в Житии И., «отошли, только мало хлеба имея и книжицу малу, яко Антоний Великий, и Аполлос, и прочие преподобные отцы» ( Irhamiй з Любартова. 1860. С. 233). Во главе Угорницкого мон-ря И. оставил своего ученика - иеродиак. Герасима. Покинув Угорники, И. поселился в «дальней пустыньке», находившейся, как сообщается в Житии, «в пяти поприщах» от Угорников. По мнению М. Драгана, «пустынька» располагалась в Краснопольских горах ( Драган. 1926. С. 3), близ мест. Солотвин (ныне поселок Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.), к-рое с кон. XVI в. было известно как центр соледобычи. Там инок встретил Петра Ляховича, урядника местных соляных промыслов, наместника галицкого старосты, и расспросил его о «тамошних горах и пустынях». Ляхович посоветовал И. выбрать для отшельничества издревле намоленное место - небольшой холм у впадения в р. Манявку речки Батерс, рядом с пещерным массивом Блаженный Камень (близ совр. с. Манява Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл., в километре к северо-востоку от совр. Манявского скита). По преданию, здесь находился православный монастырь, разрушенный татарами в XIII в., его насельниками были бывш. киево-печерские монахи Иоанникий и Пахомий. В пользу правдивости предания свидетельствует местная топонимика, существовавшая уже в XVII в.: урочище Блаженный Камень, гора Вознесенка и др. И. место понравилось, он поставил под елями шалаш, подвизался в молитве, плаче и молчании. Вскоре Ляхович построил для святого келью. К отшельнику начали приходить ученики, но подвижник оставлял при себе немногих, остальных отсылал в общежительный мон-рь в Угорниках - «да не разорят устав безмолвия». Некоторые насельники, пожив в скиту, уходили, не выдержав «жестокаго постничества». С И. до своей кончины оставался старец Угорницкого мон-ря Афанасий. В скиту также поселился после странствования по окрестным местам Иоанн (Вишенский) вместе с «сыном» (племянником) И.- отроком Дмитрием, к-рого старец ранее поручил попечению Иоанна (Вишенского). Когда в скиту жило всего 4 насельника, И. было видение некоего благочестивого мужа, к-рый предсказал, что в обители будет поддерживаться строгая монашеская жизнь («евангельское житие»), благодаря чему на западнорус. землях восстановится иноческое общежительство, к тому времени оскудевшее. Впосл. Иоанн (Вишенский) уехал из скита на Афон, заповедав И. не покидать это место, потому что оно святое.

http://pravenc.ru/text/578152.html

Наиболее вероятной причиной отъезда И. из Киева был конфликт с местоблюстителем Киевской митрополии Мстиславским еп. Мефодием (Филимоновичем) . После смерти в мае 1663 г. Киевского митр. Дионисия (Балабана-Тукальского) И. вместе с др. представителями киевского духовенства обратился к старшине запорожского войска с просьбой не допустить еп. Мефодия к управлению митрополией; старшина в свою очередь должна была хлопотать перед царем, чтобы местоблюстителем стал Лазарь (Баранович) (см. текст обращения: Черниговские ГВ. 1858. 26. С. 201-202). В письме царю Алексею Михайловичу от 27 июля 1669 г. И. объяснял, что покинул Киев, потому что еп. Мефодий его «зело оскорбил и гонил». В качестве возможной причины отъезда И. из Киева в лит-ре часто называют разрушение Киево-Могилянской коллегии гетманом П. Д. Дорошенко в 1665 г. Однако Эйнгорн утверждает, что никакого разрушения коллегии не было ( Эйнгорн. 1899. С. 323). С этой т. зр. солидарен и С. Т. Голубев ( Голубев 1901. С. 337). Оба автора отмечают, что в сохранившихся челобитных царю, где руководство коллегии просит о материальной помощи, речь идет только об ущербе от пожара 1658 г. О пребывании И. после отъезда из Киева в Львове известно из 3 источников: из посвящения 3-го издания «Ключа разумения...» (1665) Львовскому еп. Арсению (Желиборскому), где И. пишет о гостеприимстве архиерея; из послесловия «Czytelniku zacny» к соч. И. «Stary Koció...»; из письма И. царю от 27 июля 1669 г. В Львове, по словам И., он занимался доработкой «Ключа разумения...», написанием и изданием соч. «Небо новое...» (1665; 1666). О пребывании в 1664-1665 гг. в Галичине И. сообщает в соч. «Небо новое...»; он рассказывает, что ему, «грешному иеромонаху Иоанникию», трижды являлась во сне Пресв. Богородица: 26 нояб. 1664 г. в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту (существовал в совр. с. Манява Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.), 7 июля и 25 авг. 1665 г. в Львове. В послесловии «Czytelniku zacny» к соч. «Stary Koció...» И. также сообщает, что после Львова он «скитался на Подолье, Волыни, в Литве и в других местах», побывал в Луцке, Слуцке и др.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Таким образом, получается, что уединение преподобного Иова (Княгиницкого) и основание Манявского скита произошли по благословению и при участии старца Иоанна Вишенского. В этом же скиту, вскоре по основании, вместе с преподобным Иовом поселился и сам Иоанн, которому Иов на время затвора вручил для духовного воспитания своего племянника Дмитра, «бо и той любя безмолвие». 134 Житие сообщает, что когда Иоанн Вишенский снова возвращался на Афон, то завещал преподобному Иову не отлучаться «от гор сих и пустыни», поскольку место это наиболее подходило для молитвенно-исихастского уединения и подвига. 135 И далее автор Жития отмечает, что эти слова старца Иоанна сбылись, «ибо по отшествии его начата приходити» сюда многие иноки и миряне, ревнующие о спасении, 136 благодаря чему очень скоро в Манявском скиту собралось довольно большое братство. Этот факт имеет важное значение как в биографии старца Иоанна Вишенского, так и в истории создания Манявского скита. Впоследствии вокруг этой обители и под ее прямым влиянием в XVII веке образовалась целая сеть из нескольких десятков монастырей и скитов в Западной Украине, которые служили форпостами православия в крае и в которых действовали строгие афонские традиции и уставы. 137 Имел влияние Манявский скит даже на монастыри соседней Молдо-Валахии. 138 Манявский скит. Современный вид Из Жития преподобного Иова (Княгиницкого) видно, что еще до переезда в Манявский скит, побыв какое-то время у него в Угорницкой обители, старец Иоанн вместе с племянником его Дмитром оставили его. О том, куда они направились, мы узнаем из послания Иоанна Вишенского «к старице Домникии» 139 (в Житии Иова (Княгиницкого) именуется «старицей Домной»). В этом документе, составленном в Уневском монастыре на Львовщине, сообщается важная деталь, а именно, что старец Иоанн странствовал по Западной Украине и посещал Львов, где имел встречи с руководством и членами Львовского ставропигиального братства. Кроме этого свидетельства, о пребывании Иоанна Вишенского во Львове упоминается также и в одном из отчетов Львовского братства за 1605 год, где сообщается, что братством была выделена отцу Иоанну некая материальная помощь. 140

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Писания преподобного старца Иоанна Вишенского проникнуты святоотеческо-исихастским духом. Он обильно цитирует не только Священное Писание и Апостолов, но и творения выдающихся Святых Отцов Церкви. Одна из основных тем в посланиях Иоанна Вишенского – защита чистоты веры и истинности Церкви Православной. Книга Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист»      Из наставлений старца мы узнаем, что он был опытным делателем и проповедником непрестанной Иисусовой молитвы, пытаясь эту святогорскую традицию привить и своим последователям на родине. По сути, прп. Иоанн опередил свое время, став задолго до прп. Паисия Величковского одним из предвестников нового филокалического возрождения в отечественном православии (XVIII–XIX вв.). Сподвижник прп. Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и прп. Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, все же, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви на Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., Пантелеимон Кулиш называл его «афонским апостолом». Тот факт, что и Церковный Собор 1621 г., и ближайшие ученики прп. Иова (Княгиницкого) Тисменицкого в Манявском скиту старца Иоанна Вишенского считали «блаженным», свидетельствует о существовавшем в прошлом глубоком почитании старца. И лишь с пресечением православной традиции в Галиции под натиском католической экспансии (последняя твердыня православия, Манявский скит, была насильственно ликвидирована здесь католическими австро-венгрескими властями в 1785 году), пресеклась и традиция церковного почитания «блаженного старца» Иоанна Вишенского. Активно способствовали вытравливанию памяти о нем среди местного населения и униатские церковные власти, на борьбу и обличение которых столько сил положил старец.

http://pravoslavie.ru/95541.html

Возможно, на территории М. с. похоронен бывш. гетман Войска Запорожского И. Е. Выговский ( 1664). В 30-х гг. XX в. предпринимались попытки разыскать могилу гетмана, однако его останки так и не были обнаружены ( Скрипник I. Р. Легенда про гетьмана: Ibah Виговський: Biд Конотопа до скиту Манявського. Ibaho-Фpahkibcьk, 1997). В период деятельности гетмана Б. М. Хмельницкого насельники М. с. соблюдали подчеркнутый нейтралитет: «...кто лучше, тому Боже помоги». За такую позицию скит получил благодарственную грамоту от польск. кор. Яна II Казимира и охранную грамоту от Хмельницкого. Во время войны между Польшей и Турцией (1672-1676) в сент. 1676 г. тур. войска сожгли скит. Пострадала Крестовоздвиженская ц., были утрачены богатый архив с документами на мн. владения обители, б-ка. После разорения М. с. восстанавливался долгие годы. В 1681 г. стараниями укр. гетманов, манявских и молдав. благотворителей скит был возрожден, все постройки, в т. ч. и Крестовоздвиженская ц., восстановлены. Храм был расписан иером. Иовом (Кондзелевичем) . В 1697 г. он поновил древний монастырский образ свт. Николая Чудотворца (Музей искусств, Бухарест), а в 1698-1705 гг. иером. Иов создал новый иконостас с разными по размеру иконами - от 2-метровых до почти миниатюрных (ныне в НМЛ). Возродились и монастырские промыслы (бортничество, солеварение, бондарство), приносившие прибыль. По легенде, благотворителем М. с. был и Олекса Васильевич Довбуш (1700-1745), руководитель народного повстанческого движения карпатских «опришков». Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский скит) Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский скит) В нач. XVIII в. на Соборе, проходившем в с. Унев (совр. Перемышлянский р-н Львовской обл.), на короткий срок М. с. перешел в унию, но вскоре вновь воссоединился с Православием. В 1785 г. указом австрийского имп. Франца Иосифа II скит, последняя правосл. обитель в Галиции, был закрыт. Игумен скита Исаак (Протасевич) с братией отказались принять унию и были изгнаны из обители. Монахи переселились в Киево-Печерскую лавру и монастыри Буковины. Крестовоздвиженский храм был разобран и продан в г. Надворную. Из сооружений М. с. сохранились только остатки каменной башни, колокольни и небольшой фрагмент стены. Иконостас был продан и перенесен в Свято-Троицкий храм с. Богородчаны, в 1916 г. вывезен в Вену, затем - в Варшаву (ок. 1924 - в НМЛ) (см.: Ikohocmac ц. Воздвиження Чесного Хреста монастиря Скит Манявський. Льbib, 2005). Надгробная мраморная плита прп. Иова и игум. Феодосия была перенесена в приходскую униат. церковь с. Маркова (ныне Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.).

http://pravenc.ru/text/2561934.html

В Житии прп. Иова сказано, что вскоре после основания М. с. умер Львовский еп. Гедеон (10 февр. 1607),- значит, обитель была основана к февр. 1607 г. По преданию, прп. Иову было предсказано, что его обитель станет известна строгим общежительным «евангельским житием», к тому времени оскудевшим на западнорус. землях. Вскоре мон. Иоанн уехал на Афон, заповедав прп. Иову не покидать это место. Среди первых насельников скита упоминаются иером. Петроний (Гулевич-Воютинский), в 1616-1617 гг. настоятель овручского Успенского мон-ря (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 119), архим. Исаия (Балабан), Захария (Копыстенский). В 1608 г. в М. с. пришел иеродиак. прп. Феодосий (Княгиницкий ; 24 сент. 1629), возможно племянник основателя обители ( Скрипник. 1997. С. 61). Прп. Иов благословил его поселиться в расположенном неподалеку Питричском Успенском монастыре (совр. Тысменицкий р-н Ивано-Франковской обл.), в котором настоятельствовал иером. Панкратий, ученик преподобного. Летом 1612 г. М. с. пострадал во время набега татар, разоривших Подолье и Юж. Галичину. Вскоре в скиту был построен и 14 сент. 1612 г. освящен храм. Антиминс подписал еп. Стагонский и Метеорский Авраамий, проживавший на покое в Дерманском мон-ре. Прп. Иов ввел в скиту общежительный устав. Помимо участия в богослужениях братия в установленные часы занималась чтением Свящ. Писания и рукоделием. Иноки вкушали пищу лишь раз в день, в воскресенья и праздники дозволялись 2 постных блюда. Для бесед к основателю М. с. приходили и окрестные жители, в т. ч. православная шляхта. В 1613 г. в обитель прибыл представитель Александрийского патриарха Кирилла I Лукариса архидиак. Нектарий, который пригласил старца посетить патриарха и совершить паломничество ко Гробу Господню. После путешествия, вероятно в том же году, прп. Иов передал управление обителью о. Феодосию (Княгиницкому), рукоположенному в сан иерея, вручил ему игуменский жезл и дал монашеский устав свт. Василия Великого. Назначение иером. Феодосия настоятелем М. с. утвердили ктиторы обители - Ляхович и П. Дери-Кишка. Вскоре преподобный удалился из М. с. в пустынь, которая располагалась недалеко от скита. При игум. Феодосии в монастыре были построены кельи, в 1620-1621 гг.- каменная ограда с 3 оборонительными башнями, за которыми укрывались жители окрестных сел во время нападений турок и татар. В 1619-1620 гг. в скиту была построена и 14 сент. 1620 г. освящена каменная ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Образцом для нее послужил Преображенский собор Межигорского в честь Преображения Господня монастыря , к-рый незадолго до этого посетил старец Иов. Крестовоздвиженский храм возведен на средства архим. Елисея (Плетенецкого) и Марии Могилянки, дочери молдав. господаря Иеремии Могилы.

http://pravenc.ru/text/2561934.html

Перед кончиной прп. Иов вернулся в скит. 31 дек. 1621 г. был погребен в притворе Крестовоздвиженского храма. В 1629 г. здесь же был похоронен игум. Феодосий. На надгробной мраморной плите были высечены изображения 2 скитоначальников. В 1631 г. в Вене была изготовлена др. надгробная плита, из черного мрамора. К нач. XVIII в. настоятели Иов и Феодосий почитались как «преподобные отцы блаженные старцы», о чем свидетельствует надпись 1705 г. на одном из образов в иконостасе Крестовоздвиженского храма. В 1620 г. К-польский патриарх Тимофей II предоставил М. с. ставропигию. В 1628 г. на Киевском Соборе скит получил статус прота - председательствующего монастыря воеводств Русского, Белзского и Каменец-Подольского. Согласно грамоте Станислава Потоцкого, датированной 12 июня (июля?) 1629 г., к М. с. были приписаны Угорницкая Михайловская, Тлумачская и Коломыйская Благовещенская и мн. др. обители и храмы, а также обширные окрестные урочища с полями. В авг. 1628 г. на Киевском Соборе Феодосий именовался как «игумен скитский и Угорник, прот монастырей воеводств Русского, Белзского и Подольского». М. с. являлся средоточием духовной жизни Галиции. В этот период в мон-ре проживало ок. 200 монахов, имелась большая б-ка. При 3-м игумене, Димитрии, в М. с. бытовала певч. школа, утвердившая практику исполнения Болгарского распева . Основоположником манявской певч. практики считается иеродиак. Феодосий из Путны. Из М. с. происходит 3 Ирмолога «напелу болгарского» (ЦГББ. 10846, 1675 г.; 10845, 1684 г.; Б-ка Румын. АН. Бухарест. 525, 1731-1733 гг.) (см. подробнее: Корний Л. Ф. Болгарский напев в Манявских рукописях XVII-XVIII ст.//Единение народов - единение культур: Укр.-болг. культурные связи: История и современность. К., 1987. С. 37-60). С обителью был связан иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) . Он переписывался с прп. Иовом и посещал скит. В июле 1625 г. прп. Феодосий в письме «преподобнейшему в иеромонасех господину отцу Кириллу, люботрудному проповеднику Слова Божого» просил его прибыть в скит и перевести некое послание Иерусалимского патриарха. В мон-ре бывали прп. Иов (Железо) и мон. Иоанникий (Галятовский) . Весной 1668 г. в М. с. принял монашеский постриг Иеремия (Свистельницкий) , впосл. Львовский, Галицкий и Каменецкий епископ. Неоднократно бывал в обители буд. Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) . Так, 22 июня 1667 г. в скиту игум. Феофил вручил Шумлянскому свидетельство о том, что он достоин епископства. В 80-х гг. XVII в., после перехода еп. Иосифа в унию, скит с неск. зависимыми от него обителями (в т. ч. Коломыйской, Тлумачской, Угорницкой) активно противостоял униат. экспансии. При этом по завещанию еп. Иосифа от 12 нояб. 1707 г. православному скиту передавалась значительная сумма денег.

http://pravenc.ru/text/2561934.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010