[греч. Κωνσταντνος Ακροπολτης] (между 1250 и 1255 - до мая 1324), визант. гос. деятель, писатель. К. А., старший сын историка Георгия Акрополита , получил блестящее образование у ритора Мануила Оловола и патриарха К-польского Григория II Кипрского . В 1275/76 г. женился на представительнице знатного рода Торников Марии Комнине Торникине, имел с ней в браке 3 дочерей и 2 сыновей. Одна из дочерей К. А., Феодора, вышла замуж за полководца Алексея Филантропена, другая - за Михаила Комнина, сына трапезундского имп. Иоанна II Великого Комнина . В отличие от отца К. А. в 1274 г., после заключения Лионской унии, занял антиуниат. позицию и был отдален от двора, хотя прежде имп. Михаил VIII Палеолог благоволил к нему. Об осуждении К. А. унии Церквей можно судить по ремаркам в Житии Иоанна Дамаскина (BHG, N 885), в к-рых автор уподобляет униатов иконоборцам VIII в. (PG. 140. Col. 837). Однако через неск. лет положение К. А. упрочилось, в 1282-1294 гг. он был логофетом геникона. Вторая опала К. А.- в сер. 90-х гг. XIII в.- связана с поддержкой восстания Алексея Филантропена. В 1305/06-1321 гг. К. А. был великим логофетом. Как и отец, он был ктитором монастыря Воскресения Христова в К-поле, пришедшего в упадок в годы латинского владычества. Важный источник для реконструкции биографии К. А.- коллекция писем, к-рая включает 196 посланий (письма 195 и 196 добавлены к основному корпусу позднее: Costantino Acropolita. Epistole. 1991. P. 101). Среди корреспондентов К. А.- патриарх Григорий II Кипрский, ученые Никифор Хумн, Георгий Пахимер, Иосиф Ракендит, Феодор Иртакин, Мануил Мосхопул, Мануил Оловол, Феодора Раулена. Письма К. А. содержат ценные сведения о лит. вкусах эпохи: в 90-м послании он жестко критиковал сатирический диалог XII в. «Тимарион» за неподобающий стиль и богохульное содержание (Ibid. P. 180-182). Изображение К. А. и его жены сохранилось на иконе Богородицы «Одигитрия», созданной по их заказу и хранящейся ныне в Гос. Третьяковской галерее в Москве ( Nicol. 1965. P. 252. Fig. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ ПЛАНУД [Греч. Μξιμος Πλανοδης] (ок. 1255, Никомидия - ок. 1305, К-поль), визант. ученый, переводчик. В миру носил имя Мануил. Получил образование в К-поле, возможно у Григория II Кипрского . С нач. 80-х гг. XIII в. писец и копиист при имп. дворе в К-поле, преподаватель. Между 1283 и 1292 гг. принял постриг, был настоятелем мон-ря во имя св. пяточисленных мучеников на Авксентиевой горе в Вифинии, но жил в К-поле, поскольку мон-рь пребывал в заброшенном состоянии. В научной лит-ре часто указывается, что М. П. преподавал в школах при к-польских мон-рях Хора и Спасителя Акаталепта ( Constantinides. 1982. P. 68-70). Как известно из переписки М. П., он преподавал по имп. поручению в имп. мон-ре и мог пользоваться его б-кой. Среди учеников М. П. были ученые Мануил Мосхопул, Георгий Лакапин и Иоанн Зарида. Широкий кругозор и искусная риторика позволили М. П. завоевать доверие императора. В 1295-1296 гг. Андроник II Палеолог хотел отправить М. П. с посольством в Армению для решения неких церковных вопросов, но тот отказался от этой миссии. В нач. 1297 г. император отправил М. П. с посольством в Венецию. Его задачей было убедить венецианцев, что визант. власти непричастны к выступлениям генуэзцев в К-поле, к-рые привели к жертвам среди венецианцев ( Georg. Pachym. Hist. IX 21). Это путешествие позволило М. П. глубже познакомиться с лат. культурой и приобрести рукописи лат. авторов, однако на обратном пути на корабль напали пираты. М. П. был вынужден провести нек-рое время в Авлоне (ныне Влёра, Албания) и вернулся в К-поль больным. В молодости М. П. занимал униат. позицию ( Constantinides. 1982. P. 66-67), однако затем переменил взгляды, написав антилат. «Главы» об исхождении Св. Духа, которые подверглись критике сторонника унии Георгия Метохита (PG. 141. Col. 1275-1308). Димитрий Кидонис называл тщетными и смешными попытки М. П. опровергнуть учение блж. Августина, труды к-рого тот сам же и перевел за неск. лет до этого (PG. 161. Col. 312). Взгляды М. П. подвергал критике и кард. Виссарион (Ibid. Col. 309-318).

http://pravenc.ru/text/2561644.html

Интерьер кафоликона мон-ря Богородицы Пантанассы Интерьер кафоликона мон-ря Богородицы Пантанассы В истории М. как визант. культурного центра исследователи отчетливо выделяют 2 периода. Первый охватывает эпоху кон. XIII - 80-х гг. XIV в., когда город интенсивно развивался и находился преимущественно под управлением Кантакузинов. Уже в это время крупные монастыри М. Митрополия и Вронтохион сформировали большие б-ки, стали заметными центрами переписывания рукописей. Большую роль в этом процессе сыграл Никифор Мосхопул, занимавший кафедру митрополита Лакедемона между 1289 и 1316 гг. С началом исихастских споров М. превратилась на время в оплот исихастской партии; здесь большим влиянием пользовались взгляды Иоанна Кантакузина. В М. им была организована школа переписчиков, которая занималась изданием богословских и полемических сочинений Григория Паламы и его сторонников. Между 1362 и 1370 гг. школу возглавлял Мануил Цикандилис, пользовавшийся доверием Кантакузинов. Противники исихазма, к-рые иногда появлялись в М., подвергались здесь преследованиям. Так, по рассказу Филофея Коккина, мон. Филофей, в кон. 40-х гг. XIV в. привезший в М. сочинения Григория Акиндина, был вынужден уничтожить их и публично покаяться ( Philotheus, patr. Encomium Gregorii Palamae//PG. 151. Col. 608-609). Второй период начался с установлением в М. власти Палеологов в кон. XIV в., когда правящая фамилия уже не была столь же прочно связана с консервативным течением в визант. церковной культуре, как в 1-й период. При дворе в М. появились многочисленные риторы, писатели, знатоки древнегреческой и эллинистической культуры; гораздо шире, чем ранее, распространялись взгляды сторонников развития отношений Византии с Зап. Европой, прежде всего с Римом, планы заключения церковной унии; гораздо чаще устраивались династические браки с представителями итал. знати. Одновременно укреплялись связи М. с К-полем, а также росло значение М. в системе Византийского гос-ва. К 20-м гг. XV в., в условиях ускорявшегося переселения византийской знати из К-поля, М. превратилась в некое подобие 2-й столицы империи. С 1407 г. в М. жил высланный из К-поля Георгий Гемист Плифон , который стал наиболее крупным византийским ученым, чьи жизнь и творчество были тесно связаны с этим городом. Плифон прожил в М. долгие годы до смерти в 1452 г., занимал различные адм. посты, но большую часть времени посвящал лит. и философскому творчеству. Вокруг него сложился кружок интеллектуалов, близкий ко двору деспотов. Среди его участников в разное время были Виссарион (жил в М. между 1431 и 1437; впосл. митрополит Никейский), свт. Марк Евгеник , Иоанн Евгеник , Иоанн Аргиропул , Михаил Апостолис, Лаоник Халкокондил , библиофил Иоанн Докиан, Иоанн Мосх (преемник Плифона на посту главы его школы), Димитрий Рауль Кавакис (секретарь Плифона) и др.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

http://pravenc.ru/text/166273.html

Мануил Мосхопул ( Polemis. 1996), в то время как Фома Аквинский отвергал отождествление Св. Духа с волей, а Сына с мышлением (Gent. IV 24). В. К. больше уделил внимания, чем Григора, критике рим. претензий на первенство, посвятив этой теме неск. сочинений. В частности, опровергая выдвинутое Тертуллианом обоснование первенства кафедры Рима мученической кончиной в этом городе апостолов Петра и Павла, В. К. логически заключает: «Следовательно, так как Господь наш Христос претерпел за нас смерть в Иерусалиме, епископ Иерусалима превосходил бы всех, как держащий место первого нашего Архиерея, и был бы настолько более епископа Рима, насколько Христос - Петра» (Opere contro i Latini. P. 456). Для доказательства равночестности (σοτιμα) всех апостолов после сошествия на них Св. Духа В. К. ссылается на слова свт. Василия Великого (PG. 29. Col. 708-709), к-рый, не отрицая авторитет Петра и проводя аналогию между его властью и властью Самого Христа, говорит и о правах др. учеников. Калабрийский философ трактует места из НЗ (Мф 16. 19, 18. 18) в обычном для визант. традиции смысле, подчеркивая равенство всех учеников перед Иисусом. Он не оспаривает первенство Петра среди апостолов, но отрицает исключительную возможность передачи этого первенства рим. епископам - преемникам Петра. В. К. выводит из Евангелия от Матфея идею равенства всех членов пентархии, а затем обходит затруднение, создаваемое посланием Псевдо-Климента (считавшееся в то время подлинным), тем, что указывает на рукоположение Петром евангелиста Марка на кафедру Александрии ( Gahbauer. 1975). Для обоснования первенства чести К-поля в церковной иерархии В. К. цитирует 3-е прав. II Всел. Собора (381), а также 28-е прав. IV Всел. Собора (451), где первенство Рима обосновано только политически. В. К. усиливает этот аргумент указанием на новеллу 131 имп. Юстиниана I. В целом в отношении рим. кафедры Варлаам Калабрийский занимает более радикальную позицию, чем даже Никифор Григора, к-рый все же не отрицает «первенства чести» рим.

http://pravenc.ru/text/Варлаам ...

Наибольший интерес представляет трактат Мосхопула «О присяге», основным источником которого стали диалоги Платона «Законы», «Государство» и др. В центре внимания автора – проблема государства и государственной власти. Необходимость образования государства он объяснял тем, что люди не в состоянии справиться в одиночку с жизненными трудностями, поэтому государство первично. В решении вопроса о власти Мосхопул был сторонником монархии, по его мнению, единственной формы правления, способной предотвратить споры и соперничество. Однако монарх как лицо, представляющее государство и выполняющее определенные «рациональные» функции, вторичен. Мосхопул отрицает божественное происхождение императорской власти. По-новому он рассматривает вопрос о присяге на верность императору. Это должна быть и «гражданская» (всего населения) и «императорская» (тех, кто находится в вассальных отношениях с монархом) присяга, причем первая не оплачивается, а вторая требует вознаграждения. Главная задача императора защищать страну от внешних и внутренних врагов. Труды Мануила Мосхопула пользовались популярностью в эпоху Возрождения. Его учебник по грамматике был издан в Милане (1493 г.) и в Базеле (1540 г.). Мануил Панселлин (конец XIIInepbaя половина XIV в.) – художник из Фессалоники, о годах жизни которого и о его творчестве ведется много споров. Предполагают, что он работал на Афоне в главном храме Лавры кафоликоне в начале XIV в., где выполнил многочисленные фрески, не дошедшие до нашего времени (уцелел небольшой фрагмент с головой св. Николая). Ему приписывают также фресковые росписи церкви Протатон (Протаты) в Кариесе на Афоне, созданные, как показали археологические данные, между 1282 и 1328 годами (в апсиде – восседающая Богоматерь с младенцем и сцены евхаристии; на стенах эпизоды из жизни Христа и Богоматери, их предки и различные святые). Для творческой манеры Мануила Панселлина характерны четкость формы, изображение угловатых фигур, строгих грубоватых лиц, больших выразительных глаз, необычного взгляда, устремленного в сторону, резких жестов апостолов и святых, приземистых архитектурных кулис. Один из греческих искусствоведов связывает с именем Панселлина декоративное убранство боковой часовни церкви св. Димитрия в Фессалонике. Дальнейшая судьба этого художника неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий (Георгий) Кипрский (XIII в.) – константинопольский патриарх, красноречивый оратор, прекрасно знавший труды Платона, представителя второй софистики Элия Аристида, ритора Гермогена, афинского оратора и политического деятеля Демосфена и др. Живя в Никейской империи, он занимался перепиской книг. После окончания школы Георгия Акрополита, в которой он обучался в течение семи лет (с 1266 или 1267 г.), Григорий стал преподавателем. По свидетельству современников, он отбирал только способных учеников и занимался с ними грамматикой, силлогистикой, поэтикой, геометрией, уделяя большое внимание риторике. В процессе преподавания Григорий использовал учебники Афтония и Гермогена, оригинальные тексты античных авторов, а также написанные им энкомии, рассказы и басни. Среди новшеств, введенных Григорием Кипрским , было изучение собранных им пословиц и разработанная им техника критики текста. Ее использовали в своих трудах Мануил Мосхопул, Максим Плануда, Димитрий Триклиний, Фома Магистр и др. Учениками Григория Кипрского были Феодор Музалон, Никифор Хумн, Иоанн Глика и др. Став патриархом, Григорий принял активное участие в борьбе, развернувшейся вокруг унии с западной церковью, и проявил себя как талантливый богослов, убедительный оратор и писатель, обладавший, по отзывам современников, изысканным слогом. Его переписка с различными государственными и религиозными деятелями вошла в антологию текстов из классической греческой и византийской литературы. О своей жизни, об учебе и преподавании в школе, о церковной и политической деятельности Григорий Кипрский рассказал в автобиографии. Григорий Назианзин , по прозвищу Богослов (329/330390/399) – уроженец Назианза (Каппадокии в Малой Азии), блестящий теолог, церковный публицист, писатель и поэт, друг и единомышленник Василия Кесарийского в религиозно-политических конфликтах эпохи. Он получил образование в школах Каппадокии, Кесарии, Палестины, Александрии и Афин (в Афинах обучался риторике в одно время с Юлианом Отступником и Василием Кесарийским). После посвящения в пресвитеры Григорий возглавил никейскую общину в Константинополе (361 г.), а в 379 г. он был избран епископом, но добровольно отказался от кафедры (381 г.) из-за разногласий с духовенством столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Максим Плануд (ок. 12551305/1310) – уроженец Константинополя, один из интеллектуалов палеологовской эпохи: ритор, поэт, переводчик, педагог, автор учебников, филолог, собиратель и издатель античных эпиграмм. Он побывал с посольством в Венеции, но после 1283 г. постригся в монахи и основал школу при монастыре Акаталептос (возможно, при монастыре Хора) в Константинополе, в которой помимо дисциплин квадривиума преподавались медицина и латинский язык. Максим Плануд создал новые учебники по грамматике и математике, написал комментарии к первым двум книгам «Арифметики» Диофанта и к трудам Евклида, внес поправки в сочинение Арата «Явления» и создал к нему схолии на основании древних рукописей и комментариев Феона Александрийского. Предполагают, что он первым стал использовать индийские цифры. Максиму Плануду и его ученикам приписывают составление карты мира, 64 региональных карт и карт частей света (Европы, Ливии, Азии), разделенных на климатические зоны и имевших сетку параллелей. Они составили приложение к «Географии» Птолемея. Кроме того, Максим Исповедник написал схолии к Плутарху, Филострату, Фукидиду, Эзопу и другим античным писателям, сочинения по гармонии, в котором он собрал тексты древних авторов о музыке. Ему принадлежат сочинения по гармонии и по синтаксису греческого языка, сборник «Общеполезное собрание выдержек из разных книг». Учениками Плануда были Димитрий Триклиний, медик Иоанн Актуарий, автор учебников Георгий Лакапин, Мануил Мосхопул и др. Тонкий знаток и ценитель античной литературы, Максим Плануд перевел с латинского языка на греческий «Сон Сципиона» Цицерона, «Галльскую войну» Юлия Цезаря, «Героиды» и «Метаморфозы» Овидия, «Сатиры» Ювенала, «Утешение философией» сановника Остготского королевства Боэция и трактат «О Троице» гаппонского епископа Августина. Свою концепцию всемирной империи он изложил в сочинении «Василикос», в котором рассматривал ромеев как победоносных римлян, а их столицу Константинополь как новый Рим, «от природы владычицу мира». Максим Плануд составил сборник эпиграмм в 7 книгах, в основу которого была положена антология эпиграмм Константина Кефалы. Поэт добавил к ним собственные эпиграммы, написанные главным образом на произведения изобразительного искусства или по поводу находок античных текстов («Географии» Птолемея). Максим Плануд является одним из ярких представителей византийской гуманистической культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

принял постриг, посвятив себя преподаванию и наукам. Как полагают, школа находилась в монастыре Хора. Большое внимание в ней уделялось математическим дисциплинам, которым обучал Мануил Вриенний, риторике (Иоанн Глика), географии и медицине. Никифор Григора преподавал предметы квадривиума. В 1328 г. после опалы Феодора Метохита школа была закрыта. Курс высшего образования можно было получить в школе Феодора Иртакина (начало XIV в.), Мануила Мосхопула и др. Императорская высшая школа после судебной реформы Андроника III (13281341) находилась под надзором одного из четырёх вселенских судей – Георгия Схолария, смененного после Флорентийского собора Иоанном Аргиропулом. В начале XY в. императорскую высшую школу возглавил Георгий Куртесис. Медицине обучали в специальных школах при больницах. Возобновление в столице духовного образования было связано с деятельностью патриарха Германа. В 1266 г. вновь была открыта патриаршая школа. С середины XIV в. ее возглавил автор «Астрономического трехкнижия» Феодор Мелитениот, в начале XV в. Иосиф Вриенний , которого сменил Никифор Каллист Ксанфопул. Последним главой патриаршей школы был Матфей Камариот, преподававший в ней и после крушения Византии в 1453 г. С конца XIII в. высшее образование распространилось в провинции (Фессалоника, Мистра, Трапезунд и др.), где преподавали ученые, прошедшие курс наук в Константинополе (Иоанн Педиасим в Фессалонике, Константин Лукит в Трапезунде и др.). С конца XIV в. в Константинополь стали приезжать итальянцы для изучения греческого языка и литературы (школа Мануила Хрисолора). Экзегеза (греч. exegese – толкование) как объяснение не совсем понятного текста впервые была разработана Геродотом, Платоном, Аристотелем, софистами. С появлением филологических школ в Александрии, Антиохии, Пергаме в эпоху эллинизма возникла литературная форма комментариев к сочинениям в области медицины, римского права и других научных дисциплин. Сложными построениями и нарочитой возвышенностью отличались толкования Библии у ранневизантийских богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обладая литературными способностями, Мануил II написал два произведения: риторическое сочинение, которое он отправил итальянскому гуманисту Гварино Веронскому с просьбой перевести его на итальянский или на латинский язык, и подробное описание весны «на королевском тканом занавесе» в его апартаментах в Лувре. В афонском монастыре Ватопед сохранилась изящная чаша из яшмы в серебряной оправе с монограммой Мануила II Палеолога. Мануил Вриенний (вторая половина XIIInepbaя треть XIV в.) – византийский ученый универсального типа (полигистор), входивший в окружение императора Андроника II Палеолога (приблизительно с 1313 г.). Астрономические познания Вриенния были высоко оценены Максимом Планудом. Прибыв в Константинополь по приглашению Андроника II, он был представлен Феодору Метохиту, бравшему у него уроки астрономии. Мануил Вриенний автор обширного труда «Гармоники» в трех книгах, в котором рассматриваются вопросы теории музыки. Его сочинение начинается с резкого отзыва о его предшественниках, которые исказили или неудачно перефразировали античных и ранневизантийских авторов. Затем автор переходит к подробному изложению античной теории музыки. Он описывает три типа интервалов: антифонные (октава, двойная октава), парафонные (квинта, доудецима) и созвучные (кварта, ундецима), а также то впечатление, которое они производят на слушателя. Мануил Вриенний выступает против тринадцатитональной системы, разработанной крупнейшим теоретиком античной музыки Аристоксеном (354300 до н.э.). Он считает приемлемым для византийской музыкальной практики восемь тональностей (осмогласие). В его труде впервые теоретические положения даны отдельно от практических рекомендаций. Новизной отличалась и концепция Мануила Вриенния о процессе создания и особенностях мелопеи – музыкального произведения. «Гармоника» пользовалась большой популярностью в Византии и оказала влияние на развитие теории музыки последующих десятилетий. Мануил Мосхопул (конец XIIInepbaя половина XIV в.) филолог, педагог, представитель византийской гуманистической культуры. Он учился у Максима Плануда, увлекся древнегреческой философией (Платоном), ок. 1290 г. стал преподавать в школе своего учителя. Мануил Мосхопул написал учебники по схедографии и по грамматике в традиционной форме вопросов и ответов, а также трактат о магическом квадрате. В многочисленных комментариях и схолиях к классическим текстам он разработал новый метод изучения греческого языка не только классического, но и разговорного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010