Мануил (Лемешевский Виктор Викторович), митр. б. Куйбышевский и Сызранский Родился 18 апр./1 мая 1884 года в гор. Луге Ленинградской области. Образование получил в Либавской Николаевской гимназии, ныне гор. Лиепайя Латвийской ССР. Обучался на юридическом факультете С.-Петербургского университета и в Петроградской духовной академии. Окончил высшие библиотечные курсы в Ленинграде в 1919– 1920 годы. Духовную службу начал с апреля 1910 года в Николо-Столепнской пустыни, Тверской епархии. 2 июня 1911 года пострижен в монашество. 10 дек.1911 года возведен в сан иеродиакона. 16 сент. 1912 года рукоположен во иеромонаха в гор. Семипалатинске. С августа 1912 по август 1916 г. – помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в г. Семипалатинске. В 1916 году поступил в Петроградскую духовную академию. С 1917 года – помощник библиотекаря Петроградской епархии. Летом 1917 года был секретарем на предсъездном совещании ученого монашества. В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины. 5 авг.1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Ленинградом. В том же году утвержден настоятелем домовой у церкви Александро-Невского общества Трезвости. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Ыаркомпроса РСФСР. С 1921 по 1923 г. преподавал Священное писание Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в г. Петрограде. 8 сентября 1923 года в Даниловом монастыре г. Москвы быв. настоятелем епископом Феодором Волоколамским возведен в сан архимандрита. Наречение во епископа Лужского, вик. Петроградской епархии совершено Святейшим Патриархом Тихоном в присутствии членов Священного Синода и приезжих архиереев в числе более тридцати человек в Михайловской церкви Донского монастыря. 10/23 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Лужского, вик. Петроградской епархии. Тогда же назначен управляющим Петроградской епархией. Хиротония состоялась в Москве в церкви Св. Димитрия Солунского в Благушах. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Тихон, архиепископ Иларион Верейский, архиеписков Севастиан Костромской и епископ Иерофей, в скором времени ушедший в иосифлянский раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

митр. Иоанн (Снычев) Предисловие Биографический очерк о приснопамятном Митрополите МАНУИЛЕ написан спустя год после его кончины. Написан он на основании достоверных источников как устных, так и письменных. В качестве биографического материала автором были использованы оставшиеся от усопшего святителя его записи дневника, письма к родным и разным лицам, послания, литературные труды и разные заметки на очень маленьких листочках. Кроме письменных источников, автор, как много лет, живший с Митрополитом, использовал и свои личные воспоминания о приснопамятном и воспоминания близко знавших его лиц. Необходимо предупредить читателя, что автор не имел в виду осветить жизнь Митрополита МАНУИЛА до мельчайших ее подробностей. Он ограничился основными и наиболее характерными вехами его жизни и деятельности на ниве Божией. Вследствие этого многие детали жизни святителя опущены совершенно. Автор надеется, что его труд и в том объему, в каком он написан, вполне удовлетворит читателя и доставит ему интерес познания о жизни и деятельности приснопамятного Митрополита МАНУИЛА. Автор Детство, отрочество И школьные годы (1884–1903 гг.) Митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) родился 18 апреля (1 мая н. ст.) 1884 года в г. Луге, тогдашней С.-Петербургской губернии. Его предки, из которых известны, как родоначальники, Николай, Василий и Григорий, проживали в с. Лемешевичи, Минской губернии, Лемешевской волости, Пинского уезда в 20 км от города Пинска. Сама фамилия Лемешевский получила свое название от села Лемешева, существующего и в настоящее время. Предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью. В 1564 году они построили в своем селе каменный храм во имя Св. ТРОИЦЫ. А когда он сгорел, то по обещанию построили новую церковь во имя Рождества Божией Матери 1 . Отец святителя Виктор Густавович (род. 2 6 мая 184 9 года) был выходцем из этой местности. Он занимал скромное положение в мире. По чину он был коллежским советником, а по должности – податным инспектором (финансовым работником).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Андрей Горбачев Хочется сказать несколько слов об авторстве одного спорного письма, которое в сборнике документов, составленных М.Е. Губониным, приписывается архиепископу Илариону (Троицкому) 1 , поскольку признание владыки Илариона автором этого письма вносит в позицию священномученика чуждую ему двойственность. Письмо это написано по поводу Декларации об отношении Русской Православной Церкви к советской власти, опубликованной 16/27 июля 1927 года митрополитом Сергием (Страгородским) . Общеизвестен тот факт, что архиепископ Иларион (Троицкий) принадлежал к числу российских архиереев, признающих митрополита Сергия (Страгородского) главой (хоть и временным) Русской Церкви, и относился к так называемому лагерю «поминающих». После публикации нашумевшей Декларации митрополита Сергия с призывом лояльности к Советской власти отношение владыки Илариона к высокопреосвященному Сергию кардинально не изменилось. Не принимая некоторые пункты Декларации, священномученик Иларион, тем не менее, не считал ее содержание достаточным поводом для отделения от заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола. «Никакого раскола!» – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!» Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола!” – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» 2 Епископ Мануил (Лемешевский) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года получил предложение от митрополита Иосифа (Петровых) примкнуть к нему с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 10 Митрополит Иоанн (Снычёв) После митрополита Мануила Куйбышевскую епархию возглавил воспитанник и личный секретарь владыки епископ Сызранский Иоанн (Снычёв). Под его же руководство перешли и Ульяновские приходы. Родился владыка Иоанн (в миру Снычёв Иван Матвеевич) 9 октября 1927 года на Украине в селе Ново-Маячок Николаевской области в семье крестьянина. В 1942 году окончил семь классов средней школы города Сорочинска Чкаловской области и поступил в Орский индустриальный техникум. В 1944 году его призвали в армию, а по окончании войны он вернулся в Чкаловскую область. Будучи глубоко верующим человеком, владыка с детских лет посещал храм, а в августе 1945 года был посвящен в иподиакона. 7 июня 1946 года Иван Матвеевич принял монашеский постриг с оставлением того же имени, а 9 июня того же года архиепископ Чкаловский Мануил рукоположил его во иеродиакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора. 14 января 1948 года он был рукоположен в сан иеромонаха. В 1949 году иеромонах Иоанн был принят во 2-й класс Саратовской духовной семинарии, а по ее окончании в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году он окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. 8 октября 1956 года определен преподавателем Минской духовной семинарии. 15 октября 1957 года указом Святейшего Патриарха Алексия I переведен личным секретарем Чебоксарского архиепископа и назначен штатным священником кафедрального собора Чебоксар. 1 сентября 1959 года его назначили на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии. 15 сентября 1960 года он определен священником и ключарем Покровского кафедрального собора Куйбышева. 2 апреля 1961 года возведен в сан игумена. 25 апреля 1964 года он был возведен в сан архимандрита, а 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии. Тогда же он был назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий, Сурожский Антоний, епископ Калужский и Боровский Донат, Дмитровский Филарет, Волоколамский Питирим и Тегельский Ионафан. 3 февраля 1966 года владыке присуждена ученая степень магистра богословия. 20 марта 1969 года он был окончательно утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским.

http://pravoslavie.ru/31388.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Сергий: «У них мы должны также учиться великой Божественной любви» Митрополит Самарский и Сызранский открыл в Самаре памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву) 18.10.2014 1463 Время на чтение 6 минут Монумент установили в сквере на Ильинской площади (пересечение улиц Красноармейской, Арцыбушевской, Буянова и Одесского переулка). Раньше на этом месте находился Ильинский храм, который позже был уничтожен. Здесь же, неподалеку, проживал отец Мануил. После краткого молебна Высокопреосвященнейший Сергий освятил памятник, а затем обратился с архипастырским словом к собравшимся: «Сегодня мы открыли памятник митрополиту Мануилу, который был управляющим Куйбышевской епархией с 1960-го по 1965-й годы и митрополиту Иоанну, управлявшему Куйбышевской епархией с 1965-го по 1990-й годы. Много понесли они в годину испытаний от безбожной власти, но мужественно свидетельствовали свою православную веру. Как много значит для России, для нашего народа Православная вера! Это не только наше самосознание, наша культура. Православная вера помогает нам определить свой жизненный путь, помогает сверить свою жизнь по идеалам, дарованным нам Самим Господом. Православная вера изменяет внутренний мир человека, пробуждает в нем образ Божий. Сверять свою жизненную позицию по идеалам Церкви нам помогают святые, которые своей верой, своей жизнью по вере воплотили образ Божий. Дай Бог, чтобы памятник митрополиту Мануилу и митрополиту Иоанну на Самарской земле напоминал нам о нашем высоком предназначении, о высоких путях духовной жизни. Митрополит Мануил и митрополит Иоанн – достойные сыны Отечества. Они дают нам пример того, как нужно жить, как нужно трудиться, любить свое Отечество и вместе с тем сохранять цельность личности, правильные духовные ориентиры. У них мы должны также учиться великой Божественной любви, стремлению к правде, чистоте и к святости. С праздником! Храни вас Господь!» О том, как шла работа над памятником, рассказал самарский архитектор Николай Александрович Куклев:

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/18/vl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. На Петроградском чрезвычайном епархиальном Соборе 24 мая - 2 июня 1917 г. кандидатом в викарные епископы был избран ректор Уфимской ДС архим. Артемий (Ильинский) . 17 июня Синод утвердил представление архиеп. Петроградского и Ладожского (с 17 июня 1917 Петроградский и Гдовский) сщмч. Вениамина (Казанского ; с 14 авг. 1917 митрополит) от 5 июня того же года о назначении архим. Артемия 4-м викарием Петроградской епархии «с наименованием его епископом Лужским». Ранее 4-й викарий епархии носил титул «Кронштадтский»; тем же указом и по тому же представлению Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский ; впосл. архиепископ) был перечислен в 3-го викария и переименован в «Ладожского». Хиротонию архим. Артемия во епископа Лужского 30 июля 1917 г. в лужском Воскресенском соборе возглавил архиеп. Вениамин. С февр. по авг. 1920 г. еп. Артемий являлся единственным викарием Петроградского митрополита. После того как весной 1921 г. число викариев вновь достигло 3, жил преимущественно в Луге. В 1922 г., после ареста митр. Вениамина, из 5 викариев Петроградской епархии только еп. Артемий уклонился в обновленчество . 21 сент. 1923 г. присланный из Петрограда в Москву активный противник обновленчества иером. Мануил (Лемешевский) был возведен в сан архимандрита, а 23 сент. того же года патриарх свт. Тихон хиротонисал его во епископа Лужского, управляющего Петроградской епархией. Новый архиерей смог за короткий период воссоединить с Патриаршей Церковью через покаяние значительную часть отпавшего в раскол духовенства Петрограда и епархии, включая еп. Артемия (Ильинского). По разработанному еп. Мануилом чину еп. Артемий троекратно принес публичное покаяние, причем один раз - в Луге. 2 февр. 1924 г. еп. Мануил был арестован; находясь в заключении в Соловецком лагере, до 2-й пол. 1927 г. сохранял титул «епископ Лужский».

http://pravenc.ru/text/2110767.html

Начало сказания Хотя ты и заверяешь себя и окружающих, что душа твоя еще молодая, но по закону естества ты уже пережил меру возраста ( Пс.89:10 ). Настало время, когда надо все пережитое и пройденное на своем жизненном пути проверить, проанализировать и подытожить. Наступила пора, приостановившись на жизненном пути своем, оглянуться назад, на прожитый наибольший отрезок жизни, и решить – можно ли жить так, как ты жил до сего дня. Ты ныне переступаешь уже на малый конец жития своего, на новые начала исправления и преодоления тех препятствий, которые мешали в прошедшие годы идти по начертанному тобою постоянному пути. Ты должен совершить великий плач, подобно египетскому и вавилонскому еврейским плачам. Есть что оплакивать, есть о чем воздыхать горестно, есть о чем вспоминать со стыдом и презрением к себе. Что поддерживало меня в минуты мрачной тоски, что предохраняло меня от уныния, ропота и отчаяния? Сознание своей духовной и физической ничтожности, своей неполноценности, своих недостатков, своей греховности, а главное – сознание, что я еще не искупил своих грехов, что я не достоин никакой милости Твоей, Господи! Но Ты, создавший мя, сжалься надо мною. Ныне Ты видишь, как оживший из мертвых, я предаю себя всецело воле Твоей ( Рим.6:13 ). А ты, Смерть, бодрствуй надо мною, и меня утверждай ( Откр.3:2 ) в близости твоей ко мне и исходу моему. Снова я слышу голос Твой, Господи: «В минуты суетной и шумной жизни чаще вспоминай и размышляй о жизни праведного Панфалона Дамасского. Не горюй безутешно о, быть может, навсегда потерянной возможности великого и славного святительского служения твоего в Церкви Христовой. Не горюй и о потерянных тобою и рассеянных твоих чадах духовных. Придет час воле Моей свершиться над тобою, и все восполнится, и вновь предстанешь пред Престолом Славы Моей». Я пришел требовать от тебя уплаты и ответа Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв ( Откр.3:1 ) Ты забыл, какие подвиги исповедничества своего носили св. мученики Виктор и Мануил, в честь которых тебя дважды крестили. А ты кому уподобился в своих беззакониях и мерзостях пред очами Моими?

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Предвоенный период (из воспоминаний А. Э. Краснова) В 1926 г. вернулся из зырянской ссылки епископ Петергофский Николай (Ярушевич) , получивший впоследствии широкую международную известность в качестве Митрополита Крутицкого, – один из умнейших Служил он буквально день и ночь (тогда были популярны ночные моления), освящал храмы после обновленцев, проповедовал по несколько раз за службой, принимал покаяние священнослужителей, а в 1924 г. и его арестовали. Тогда появился епископ Венедикт, освобожденный из заключения. Весной 1926 г. его опять арестовали, епархия осталась опять без правящего епископа. Затем из ссылки вернулись епископы Алексий и Николай. Примечание: Епископ Мануил (Лемешевский) пробыл в Петрограде с сентября 1923 г. по 2 февраля 1924 г., т. е. около 5 месяцев, но память о нем сохранилась у всех верующих нашего города до сих пор. Это был очень энергичный, пламенный, открытый, бесстрашный архипастырь, обладавший каким-то сверхчеловеческим обаянием. Неутомимо, день и ночь совершал он богослужения, приводил в православие всех отпавших в обновленчество. Произносил пламенные проповеди (по несколько раз за одной службой), призывая к покаянию и единению. В день Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» 3/II 24 г. он должен был служить литургию в Новодевичьем монастыре, так как это престольный праздник церкви Афонской иконы Божией Матери (справа от Собора). Духовенство вышло на встречу, народу собралось множество – все ждали любимого Владыку. В одиннадцатом часу приехал извозчик, который должен был привезти Владыку Мануила, и сообщил, что Владыка в эту ночь арестован... В последнее время Владыка Мануил был Митрополитом в Куйбышеве. Там он и похоронен в притворе местного собора. Умер 12/VIII 1968 г. Мать его похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Ленинграде, (прим. М. Ф. Анфимовой). и талантливейших церковных деятелей за последние полвека. 1922 год (раскол Церкви) застал его только что рукоположенным 30-летним епископом (Наместником Александро-Невской Лавры).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Скачать epub pdf Православная история Отечества хранит имена светильников земли русской, жизнь которых обращена в вечность. В разные периоды земной истории эти люди были опорой и поддержкой многим немощным, обездоленным, уставшим от тягот повседневной жизни, потерявшим надежду в море забот, волнений, печалей и мирской суеты. Митрополит Мануил (Лемешевский) (1884–1968) выдающаяся личность, чье имя хорошо известно в православной среде, жил в сложное время, полное противоречий, исторических катаклизмов. В его жизни и деятельности отразилась вся история Русской православной церкви советского периода. Тяжкие гонения, репрессии со стороны государственной власти, обновленческие расколы, потрясшие Церковь в 20 -годы XX века, не смогли сломить духа преданного ей Владыки Мануила. Он провел в тюрьмах и ссылках в общей сложности более 20 лет, но, обретая свободу, он каждый раз активно включался в церковную жизнь, своим архипастырским служением окормляя многочисленных духовных чад, работая над библиографическими трудами, составляя различные молитвы. Одна из интереснейших страниц в жизни самарской Епархии связана с личностью Митрополита Мануила. В 1960-е годы он возглавлял православную кафедру в Куйбышевской епархии. Его духовное чадо, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн составил биографический очерк, повествующий о многотрудной и трагической судьбе этого великого человека и святителя. В 2008 году исполняется сорок лет со дня преставления Митрополита Мануила, нашедшего упокоение в Куйбышеве. Гробница святителя находится в Самарском Покровском кафедральном соборе с правой стороны притвора. Ее всегда украшают цветы, а светлая память о подвижнике живет в сердцах многих людей. Публикуем лишь некоторые фрагменты книги-жизнеописания Митрополита Мануила. «… Душа невыразимо тянулась к нему, хотела открыть все, все тайнички свои, все грехопадения, все скорби свои, плакать у ног его… И люди как-то подтягивали себя, обращались сначала за помощью к Богу, а потом шли к нему. Шли … и не отходили. Под суровой, чисто монашеской внешностью скрывалась горячая, любящая душа… Бездна любви… И тот, кто приходил, окунался в эту любовь. Измученный сам, истомленный, он имел внутреннее обаяние, он буквально обдавал теплом всех и согревал каждого… Те, кто узнали его, шли к нему как к самой дорогой, любимой матери, которая прижмет к груди своей самое негодное дитя, пожалеет его, утешит…

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Michail (Mud’jugin Michail Nikolaevi), EB von Vologda und Velikij Ustjug Geboren wurde er am 12.5.1912 in St. Petersburg aus einer Angestelltenfamilie. Seit früher Jugend sang und diente er in der Nikolaj-Kirche «Na peskach», dann in der Andreas-Alt-Athos- Hof in Petersburg. 1929 Abschluß der Mittelschule, 1930 arbeitete er dann in der Fabrik «Krasnyj Putilovec», später, als Wärmetechniker ausgebildet, als Laborant, Techniker, Konstrukteur und Ingenieur. Nebenbei studierte er weiter. 1933 Abschluß des Instituts für Fremdsprachen. 1946 beendete er den Fernkurs an der Energie­Fakultät des Metall-Instituts. 1953 erhielt er den Titel cand. techn. Von 1953 bis 1957 dozierte er als Dozent am Leningrader Bergwerk-Institut Wärmetechnik. 1958 legte er ein Examen vor der Eparchialkommission in Vologda ab und wurde zum Priester geweiht; dies verursachte Aufsehen in Leningrad. Deshalb wurde er sofort an die Kathedrale von Vologda versetzt. Anderthalb Jahre später diente er an der Kazanskaja Kirche in Ustjuny, Ep. Vologda. 1963 wurde er Witwer, 1964 schloß er den Fernkurs an der GA Leningrad ab mit der Arbeit «Der Stand der römisch-katholi­schen Ekklesiologie zu Beginn des II. Vatikanischen Konzils». Er wurde Dozent für lateinische Sprache an der GA, dann lehrte er auch Geschichte und die Analyse der westlichen Konfessionen. Anfang 1966 erhielt Erzpriester Michail nach zwei Probevorlesungen, darunter über «Die Entwicklung der katholischen Mariologie in den letzten hundert Jahren» den Titel Dozent. In diesem Jahr wurde er auch Dekan der an der GA neu errichteten Fakultät für christliche afrikanische Jugend. 8 .10.1966 Berufung zum В von Tichvin, V der Ep. Leningrad und zum Rektor der GA Leningrad. 6 .11.1966 Bischofsweihe durch M Nikodim (Rotov) und andere Hierarchen. Vom 10.–22.2.1967 weilte er als Mitglied einer russischen Delegation in Helsinki; er war Mitglied bei den theologischen Gesprächen in Westdeutschland «Arnoldshain III», im August 1967 nahm er an der Kommission «Glaube und Verfassung» des WKR in Bristol teil, ebenso an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag sowie an der Vollversammlung des WKR in Uppsala, wo er auch im Fernsehen auftrat.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010