Епископ Иринарх Епископ Иринарх (в миру Яков Дмитриевич Попов) родился в 1790г. в Курской губернии в семье священника . Образование получил в Курской духовной семинарии, а затем окончил С.-Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. По окончании академии в 1817 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха, назначен профессором церковной истории и еврейского языка в Орловскую духовную семинарию. В 1819 г. иеромонах Иринарх был направлен в Италию, где служил в русских посольских храмах в Милане, Флоренции и Риме до 1831 г. По возвращении в Россию он был возведен в сан архимандрита. С 1833 по 1835 г. архимандрит Иринарх снова служил за границей при русском посольстве в Афинах. Возвратившись на родину, 3 мая 1836 г. он был рукоположен в сан епископа Старицкого, викария Тверской епархии, а в сентябре того же года стал епископом Рижским, викарием Псковской епархии и оставался им до 12 октября 1841 г. Дальнейшее служение епископа Иринарха до 1867 г. проходило большей частью также в приграничных губерниях в Кишиневе, Каменце Подольском, последние годы (1863–1867) в Рязани, где он ушел на покой в возрасте 77 лет. Десять лет епископ Иринарх провел на покое в рязанском Троицком монастыре, где скончался после непродолжительной болезни 25 сентября 1877 г. Современники считали, что он составил себе имя заграничной деятельностью, но в то же время приобрел известность «сановника полезного и в России для разных духовных должностей по отличным его способностям» . Многотомные издания его проповедей и поучительных слов , а также исторический очерк о православной Церкви в Греции были опубликованы еще при жизни. Иринарх (Попов), еп. Рижский, викарий Псковской епархии.Литография. 1-я пол. XIX в. Современники отмечали, что епископ Иринарх отличался скромностью и отсутствием корыстолюбия, вел умеренный образ жизни, так что после его смерти не осталось почти никакого имущества, принадлежавшего преосвященному. В надгробной речи Рязанский епископ Палладий назвал преосвященного Иринарха «воспитанником гения», имея в виду его учебу в Санкт-Петербургской Духовной Академии у тогда еще архимандрита Филарета (Дроздова). Но и сам епископ Иринарх, продолжая дело своего учителя, по словам преосвященного Палладия, «воспитал гения» — знаменитого архиепископа Иннокентия Херсонского. Митрополит Мануил (Лемешевский) характеризовал преосвященного Иринарха как выдающегося человека своего времени, отличающегося высокими нравственными качествами. «Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником. Жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости. Служение Иринарха за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430217/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 2 ноября, в двенадцатую годовщину смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, его память почтили на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. На могиле владыки с утра до вечера служились панихиды. Почитатели покойного митрополита весь день приносили на кладбище цветы и свечи. Митрополит Иоанн, в миру – Иван Матвеевич Снычев, родился 9 октября 1927 г. в селе Ново-Маячка Каховского района Николаевской области в крестьянской семье. В детстве он практически не был знаком с православной традицией и к сознательной вере обратился в возрасте около 15 лет (по преданию, во время деревенских танцев). В 1944 году он был призван в Красную Армию, но из-за болезни был вскоре освобожден от воинской службы. После этого он стал пономарём в храме Святых Апостолов Петра и Павла г. Бузулука Оренбургской области, где его заметил и взял в келейники вновь назначенный на Оренбургскую кафедру епископ Мануил (Лемешевский). Уже в 1946 году 19-летний Иван Снычев принял монашеский постриг и был рукоположен епископом Мануилом во диакона, в 1948 году им же - во иерея. После ссылки епископа Мануила, в 1948-51 гг. священник Иоанн учился в Саратовской Духовной Семинарии, в 1951-1955 – в Ленинградской Духовной Академии, где получил степень кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. В 1955-57 гг. отец Иоанн был преподавателем Минской Духовной Семинарии, в 1957-59 гг. вновь пребывал при епископе Мануиле (тогда Чебоксарском и Чувашском), помогая ему в работе над научными трудами по истории РПЦ в XX веке. В 1959-60 гг. отец Иоанн преподавал в Саратовской Духовной Семинарии, с 1960 г. вновь служил при епископе Мануиле в Куйбышевской епархии. Там в 1961 году он был рукоположен во игумена, а в 1964 – в архимандрита.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-05/1...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.   Самовольное помещение в храм святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне его настоятелем игуменом Евстафием (Жаковым) неканоничной иконы с изображением Сталина было нарушением церковной дисциплины, которое внесло смущение в души людей и вызвало нездоровый интерес в СМИ.  Такое мнение в беседе с корреспондентом «Воды живой» выразил председатель миссионерского отдела епархии протоиерей Александр Будников. По его словам, «в отношении отца Евстафия, безусловно, должны быть предприняты церковные прещения». Как подчеркнул отец Александр, «любой священник, тем более настоятель, должен думать, что он делает, что он говорит, и несет ответственность за души своих прихожан».    Игумен Евстафий будет снят с должности настоятеля по его собственной просьбе (прошение было подано им 28 ноября) и, возможно, останется в том же храме в качестве второго священника. «В связи с этой историей мне пришлось неоднократно объяснять журналистам, что такое церковная дисциплина. К примеру, икону святого Иоанна Кронштадтского до его канонизации в 1990 году никто не помещал в храмы. А уж Сталина Церковь никогда не прославит. Недавняя просьба коммунистов об этом, поданная в Московскую Патриархию, просто смехотворна», - добавил священник. «На совести «вождя народов» миллионы замученных и расстрелянных в годы репрессий, в их числе – сотни тысяч священнослужителей, монашествующих. Это он, Сталин, приказал взорвать храм Христа Спасителя, и сам стоял и смотрел, как происходило уничтожение святыни», - напомнил отец Александр. «Что касается якобы имевшей место встречи Сталина со святой Матроной Московской, то это лживая легенда. Он даже не знал о ней, он не принял и митрополита Илию Гор Ливанских, всю войну молившегося о победе над фашизмом и приехавшего в Москву в 1947 году. Через год вообще началась новая волна гонений на Церковь, был арестован митрополит Мануил Лемешевский. Так что если изображать Сталина, то в качестве главного гонителя Церкви послевоенного периода», - убежден председатель миссионерского отдела епархии. «Вода живая», 02.12.08 

http://old.aquaviva.ru/news/2008-12-02/1...

Литература К оглавлению 1. Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира (+ 25 января 1918 года). - Киев, 1992. - (Репринт, изд., 1918). 2. Виноградов В., протопресвитер. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Патриарха Тихона. - Мюнхен, 1959. 3. Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства в СССР.//Полное собрание документов, ведомственных распоряжений и определений Верховного суда РСФСР и других Советских Социалистических Республик. - М., 1926. 4. Граббе Г., протопресвитер. Правда о Русской Церкви на Родине и за Рубежом. - Нью-Йорк, 1961. 5. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн.1. - Тверь, 1992. 6. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Я теперь не умру...//«Журнал Московской Патриархии», 1993, 1. - С. 20-32. 7. Деяния Русского Всезаграничного Собора. - Сремски Карловцы, 1922. 8. Деяния Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви. - Белград, 1939. 9. Евлогий, митрополит. Путь моей жизни. - Париж, 1947. 10. Елевферий, митрополит. Неделя в Патриархии. - Париж, 1933. 11. Зеленогорский М.Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). - М., 1991. 12. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк. - СПб., 1993. 13. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия -григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. - Изд. 2., доп. Сортавала, 1993. 14. Козаржевский А.Ч. Церковноприходская жизнь Москвы 1920-1930-х годов. Воспоминания прихожанина. - «Журнал Московской Патриархии», 1992, 11-12, с. 21-28. 15. Константинов Дмитрий, протоиерей. Гонимая Церковь (Русская Православная Церковь в СССР). - Нью-Йорк, 1967. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/440049/

Речь идет о следующих документальных комплексах: 1) «Дело Совета Казанской духовной академии о вызове воспитанников в состав нового академического курса и о доставлении Св. Синоду сведений о составе нового академического курса 1899 года» ; 2) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытаниях студентов I, II и III курсов 1900 года» ; 3) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов I, II, III курсов за 1900/1 учебный год» ; 4) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов I, II, III курсов за 1901/2 учебные годы» ; 5) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов IV курса за 1902/3 учебные годы» ; 6) «Курсовое сочинение студента XLIV курса Казанской духовной академии Константина Островидова» . Кроме того, это подтверждают такие документы, как прошение студента Саратовской духовной семинарии Константина Александровича Островидова о допуске к приемным испытаниям в Казанскую духовную академию и диплом об окончании Казанской духовной академии, выданный Островидову Константину.   III. Третий вопрос, который считаем нужным рассмотреть в данной статье, следующий — был ли Константин Александрович Островидов пострижен в монашество в годы академического студенчества?   Митрополит Мануил (Лемешевский), а вслед за ним и Лев Регельсон пишут: «Пострижен в монашество во время учения в академии» . О безосновательности этого утверждения можно заявить на основании двух аргументов: 1) диплом об окончании академического курса выдан Островидову Константину, а не монаху Виктору, не иеродиакону и не иеромонаху, что необходимо отражало бы факт пострига в академии; 2) автор этих срок не обнаружил в «Делах правления Казанской духовной академии о пострижении в монашество студентов академии» 10 фонда НА РТ даже намека о возможном монашеском постриге студента Островидова.   Комментарии ( 2): Антипов Максим Анатольевич, Санкт-Петербургу 29 ноября 2022г. 14:35 Уважаемый Иван Евгеньевич, большое спасибо за статью о священноисповеднике Викторе (Островидове).

http://bogoslov.ru/article/373834

владеть оружием непрестанной молитвы.     Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, иди, полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, и за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, всем, что будет делаться доброго твоими руками. В сей день в руку твою Даю Я этот сосуд священного елея. Пользуйся им свободно, дитя Мое.     Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово и осуждение, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение немощи и неспособности твоей пусть будут помазаны этим елеем — От Меня это было .     Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слова, которые Я сказал тебе в сей день — От Меня это было .     Храни их, знай и помни – всегда, где бы ты ни был, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, — От Меня это было .   Митрополит Мануил (Лемешевский) Разговор Бога с душой Избранные места из дневника Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне. Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты их не ожидал, и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе. Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества. Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны. Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые. Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных. Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

     В помощь 16-летнему Ивану Господь послал благочестивую подвижницу Февронию, которая стала его духовной матерью. Вскоре Божий Промысел привел его к священнику о.Леониду Смирнову, который первый раз напутствовал юношу Святыми Таинами. Так началась его церковная жизнь.      В конце декабря 1944 года Иван был призван в ряды Красной Армии, но через несколько месяцев, по болезни, его освободили от несения воинской повинности, и он стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в г.Бузулуке Оренбургской области. Здесь и произошла встреча, определившая его дальнейшую судьбу. В это время вновь назначенный на Оренбургскую кафедру епископ Мануил (Лемешевский) искал себе келейника и послушника. В храме города Бузулука он обратил внимание на молодого пономаря и взял его к себе. Так в августе 1945 года началась духовная жизнь Ивана под руководством опытного архиерея.      Келейник нес послушание в покоях владыки и в храме - в качестве иподиакона. Для подготовки к проповеднической деятельности епископ почти ежедневно поручал ему после литургии пересказывать в храме народу жития святых. 9 июня 1946 года послушник Иван после пострига в рясофор с именем Иоанна был рукоположен своим старцем-архиереем во диакона, а 14 января 1948 года - во иерея.      Убедившись в способностях иеромонаха Иоанна, святитель возлагал на него весьма ответственные поручения. В то время не во всех приходах епархии было спокойно, временами возникали внутренние нестроения. Туда-то и посылал владыка своего юного помощника укрощать человеческие страсти.      Но совместная жизнь священника Иоанна со святителем-старцем продолжалась недолго. В сентябре 1948 года архиепископа Мануила богоборческие власти сослали в Потьму (Мордовские лагеря). Осиротевший о.Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую и окончил по первому разряду. В 1951 году он стал студентом Ленинградской духовной академии, закончив ее через четыре года со степенью кандидата богословия. Подающего надежды богослова даже оставили профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.

http://zavet.ru/book/ioanns.htm

Позже отец Михаил будет одним из самых любимых и верных духовных чад святого Иоанна. Он встанет на сторону кронштадтского праведника в его споре с митрополитом Петербургским Антонием (Вадковским), будет одним из организаторов «Общества защиты отца Иоанна от всякого рода нападок». Проект устава по понятным причинам митрополит не утвердил, но из этого проекта выросло позже благотворительное «Общество в память отца Иоанна Кронштадтского». Преображение прошлого Летом-осенью 1907 года Михаил Кириллович стал псаломщиком, затем дьяконом, а потом и священником Райволовской Сергиевской церкви (при приюте братства Царицы Небесной). В 1911 году он уже был протоиереем. На этом его восхождение по административной лестнице закончилось, но духовный авторитет и влияние на церковную политику стремительно росли. Отец Михаил прославился духовной мудростью, силой молитвы и прозорливостью. Он вымаливал тяжело больных, предсказал поражение Белой армии и избрание Патриархом Алексия (Симанского). К его совету прислушивались митрополиты Николай (Ярушевич) и Серафим (Чичагов). Многое в характере отца Михаила было преображенным наследием армейской жизни. По одному из дошедших описаний его внешности он имел «строгое лицо, обрамленное седыми волосами и бородой, суровые, горящие глаза» (монахиня Вероника). А вот о стиле духовного руководства: «Отец Михаил очень строго требовал полного себе послушания. Если что благословит — нельзя было ослушаться ни на йоту, он этого не прощал» (она же). Еще одна «армейская» черта его пастырского богословия — особенное отношение к совместному паломничеству, как к духовному марш-броску, во время которого на каждом шагу требуется преодоление эгоизма и внимание к ближнему. Возможно, армейская привычка к дисциплине, к безусловному выполнению приказа и понимание, что любая социальная структура существует за счет иерархических связей, не позволяли отцу Михаилу сочувствовать оппозиционным движениям. Он поддержал так называемую «Петергофскую автокефалию» под управлением митрополита Николая (Ярушевича), боровшегося с обновленцами. Позже содействовал тому, что на управление Петроградской кафедрой был поставлен митрополит Мануил (Лемешевский), сыгравший решающую роль в уврачевании раскола. Отец Михаил встал на сторону митрополита Сергия (Страгородского). Когда после печально известной Декларации 1927 года в Ленинграде возникло антисергианское движение, он резко обличал его вождей, включая близкого ему епископа Гдовского Димитрия (Любимова), и призывал колеблющихся не прерывать общения с заместителем местоблюстителя.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

После ареста архиепископа Мануила (1948) в 1949 году поступил во второй класс Саратовской духовной семинарии. В 1951—1955 годах учился в Ленинг радской духовной академии. Окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. 8 октября 1956 года пострижен в мантию и определён преподавателем Минской духовной семинарии. 15 октября 1957 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I переведён личным секретарём архиепископа Чебоксарского Мануила (Лемешевского) и был назначен штатным священником кафедрального собора города Чебоксары. 1 сентября 1959 года назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии. 15 сентября 1960 года определён священником и ключарём Покровского кафедрального собора города Куйбышева. После освобождения архиепископа Мануила служил под его руководством в Чебоксарской и Куйбышевской епархиях. Помогал владыке Мануилу в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897—1956», а после смерти митрополита Мануила продолжил этот труд, написал о нём книгу. 2 апреля 1961 года возведён в сан игумена. 25 апреля 1964 года возведён в сан архимандрита. 25 ноября 1965 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии, временного управляющим Ульяновской епархией. 12 декабря 1965 года хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии и назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. Чин хиротонии совершали: митрополиты: Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), Мануил (Лемешевский), архиепископы: Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), Сурожский Антоний (Блум); епископы: Калужский и Боровский Донат (Щёголев), Дмитровский Филарет (Денисенко), Волоколамский Питирим (Нечаев), Тегельский Ионафан (Кополович). С 20 марта 1969 года — епископ Куйбышевский и Сызранский. Отпевал архиепископа Чебоксарского и Чувашского Николая (Феодосьева) († 22.09.1972) и с 22 сентября 1972 по 31 мая 1973 года временно управлял Чебоксарской епархией.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/17/20...

— Вижу, — говорит как-то он, — что стены храма раздаются. Понятно, при такой малой вместимости храма трудностей было много. Но народ шел и выносливо терпел. Владыка не считался со своим изношенным здоровьем, а народ, видя его ревность, умилялся и безропотно терпел. Домой владыка шел пешком по берегу в сопровождении верующих до Комсомольской улицы, где жил. Службы его чинные, спокойные, слезные. Нет той службы, когда бы служил владыка и не плакал. Плакал во время его облачения, когда умилительно хор пел «Да возрадуется душа Твоя, о Господе...». Крупные слезы быстро катились из- под его очков, заливая все его лицо. Плакал, когда пели «Верую...», а два или четыре священника веяли над ним платом. Словом, вся служба на слезах. Такое молитвенное настроение никак не могло не передаться людям серьезным, искренне верующим. От такого благодатного тепла невольно смягчались сердца, и лились слезы. Причащал владыка чаще всего сам. Проповеди его записывались некой Наталией Ивановной, по профессии, кажется, врач. Проповеди были разного смысла, характера. Одни были мягкие, утешительные, доходчивые простым людям. Будучи носителем всех скорбей и стяжателем глубокого терпения, он часто призывал и нас апостольскими словами к терпению: «В терпении вашем стяжите души ваши». И так как владыка был примером всему этому, слова его легко воспринимались сердцем и разумом. Так же война, так же скорби, тот же голод, тот же холод, но сердца другие. Все это испытано на себе. В храм ходили пешком, из храма — пешком. И когда по пути видишь, что кого-то нужно довести или кому-то что-то поднести, так и хочется с любовью помочь. Но были проповеди глубокие, обличающие, бичующие больше всего неверующих. После службы он всегда благословлял, сидя рядом со священником, подпускавшим ко кресту. Владыка был обычно серьезным, иногда даже немного суровым, в этот момент на лице его всегда царила нежная улыбка. Он смотрел каждому в глаза, и казалось нам, что он нас так же безгранично любит, как любим мы его. Вскоре к нам прибыл другой архиерей, владыка Мануил (Лемешевский), викарный Мичуринска. Маленький, худенький, как легкое веяние. Он так легко пробирался южной сторонкой, что его можно не заметить в народе. И только увидишь, когда он, облаченный в алтаре, выходит к владыке Луке на кафедру. Теперь уже в нашем храме полное сияние — два архиерея! Какая радость!

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/6/91...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010