Пресвитер Иоанн Иоанн Пресвитер (Пресвитер Иоанн, т. е. Первосвященник Иоанн или царь-поп Иван) – легендарная фигура Средневековья, предположительно царь-священник Индии, могущественный христианский владыка Востока, обладавший сказочным богатством и силой. Легенда Согласно докладу, представленному при папском дворе в 1145 г. (см. Предисторию ниже), летописец 13 в. Альберик де Труа Фонтэн сообщает, что в 1165 г. Иоанн Пресвитер, царь Индии, направил письмо нескольким европейским правителям, в том числе византийскому императору Мануилу 1 Комнину и императору Священной Римской империи Фридриху 1 Барбароссе. Имеется несколько экземпляров этого письма на латинском языке. Вскоре оно было переведено на другие языки, включая древнееврейский и старославянский. Письмо было изначально адресовано Мануилу 1 Комнину. Интересно, что никто не слышал о греческом тексте, и нет никаких упоминаний о нем в византийских источниках. Можно предположить, что оно было написано на латыни кем-то с Запада, кто хорошо знал Византийскую империю и восточные легенды. Это объясняет наличие в тексте некоторых греческих слов и оборотов. Письмо является явной литературной подделкой. Оно распространялось, главным образом, на Западе и содержит несколько явных интерполяций, которые свидетельствуют о большой популярности документа. Отмечается сильный анти-византийский оттенок в обращении: Мануил именуется «губернатором ромеев». Здесь видна западная рука, ибо западные народы не признавали высокого звания византийских правителей. В противоположность этому, Иоанн называет себя «государем государей» – dominus dominantium – весьма честолюбивое звание с косвенной претензией на божественную власть. Он обращается к Мануилу как к низшему и приглашает его лично посетить его царство. С тонкой иронией Иоанн спрашивает «истинна ли вера Мануила», ибо слышал, что «твои гречики» (graeculi) почитают Мануила божественным. Иоанн же прекрасно знает, что сам он смертен. Земля Иоанна – «три Индии» – страна поистине чудесная: «мед течет в нашей стране, и молоко в изобилии». Земля не только обильна природными богатствами и сказочными чудесами, это земля мира и справедливости: здесь никогда не знали порока, лести и зависти, алчности и раздоров; в этой земле нет лжецов, разбойников и воров, и нет бедных. Роскошь царского дворца описывается в упоительной превосходной степени. Но при всем могуществе и великолепии, Иоанн смиренно принимает низший сан священника – presbyteratus nomine. При его дворе слишком много славных званий: его дворецкий – архиепископ и король, и даже главный повар – король и приор. Поэтому его высочеству не пристало почетное звание. Тем не менее, он выказывает намерение прибыть ко Гробу Господнему с великим войском и сразиться с недругами креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Архив Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская Празднование 9/22 октября Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская, празднование 9/22 октября. Привезли в Россию святую икону Ефесскую «Одигитрию» в царствующий град Москву. Поставили драгоценную святыню в своих боярских палатах и устроили малую домовую церковь в честь принесенного образа Ефесской «Одигитрии». Предание История этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии его происхождения. Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом. Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями. В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора. Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Сия икона, — сказано в рукописи, —написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

http://pravoslavie.ru/put/051021152843.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ II КОМНИН (14.09. 1169 - сент. 1183), визант. имп. (с 24 сент. 1180). Порфирородный сын имп. Мануила II Комнина от брака с Марией Антиохийской, его соправитель (с 1171) и единственный наследник; после смерти отца провозглашен автократором. До совершеннолетия А. К. править гос-вом должна была его мать, Мария Антиохийская, принявшая монашество под именем Ксения. В состав регентства входили и др. лица, в т. ч. Патриарх Феодосий Ворадиот (1179-1183); фактическим же вершителем судеб империи на нек-рое время оказался протосеваст Алексей Комнин, двоюродный брат А. К. и фаворит Марии, не заботившийся ни о гос. делах, ни о надлежащем воспитании юного императора. 2 марта 1180 г. состоялась помолвка А. К. и франц. принцессы Агнессы (в Православии Анны), дочери Людовика VII. Внутренняя политика протосеваста Алексея и Марии Антиохийской, подобно Мануилу I Комнину покровительствовавших итал. купцам и пользовавшихся поддержкой живших в К-поле латинян, вызывала раздражение торгово-ремесленного населения столицы. Их правлением были недовольны и многие представители знати, чью оппозицию возглавили Мария Комнина, дочь Мануила I, и ее муж, кесарь Райнер Монферратский (в Православии Иоанн). Одновременно на вост. берегу Босфора расположился со своими сторонниками др. претендент на престол - буд. имп. Андроник I Комнин . В мае 1181 г. дело дошло до открытых столкновений между правительственными войсками и сторонниками кесариссы Марии, укрывшейся с мужем в храме Св. Софии. На этот раз Патриарху Феодосию с трудом удалось достичь компромисса, однако вскоре беспорядки в К-поле вспыхнули с новой силой. Восставшие горожане накинулись на лат. кварталы, тысячи жителей к-рых были перебиты или проданы в рабство. Эта резня вызвала волну ненависти к Византии во всем западнохрист. мире. Утративший контроль над ситуацией протосеваст Алексей был захвачен сторонниками Андроника Комнина и ослеплен по его приказу. В апр. 1182 г. Андроник вступил в столицу, а 16 мая состоялась повторная торжественная коронация А. К., во время к-рой Андроник всячески подчеркивал свою подчиненную роль при юном императоре. Между тем узурпатор неустанно заботился об устранении всякой оппозиции: по его приказу были тайно отравлены кесарисса Мария и ее муж. В сент. 1183 г. была обвинена в гос. измене и осуждена на смерть Мария Антиохийская, причем 14-летний А. К. сам подписал матери смертный приговор. Вскоре, короновавшись как соправитель, Андроник приказал задушить законного императора, труп к-рого был тайно брошен в море.

http://pravenc.ru/text/130482.html

Икона Божей Матери Корсунской «Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», – так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше». Икона Божей Матери Корсунской , одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.). В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»). Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870–1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже – в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время Наполеоновского нашествия ). Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

http://pravoslavie.ru/74500.html

Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская Празднование 9/22 октября История этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии его происхождения. Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом. Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями. В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора. Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Сия икона, — сказано в рукописи, —написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

http://pravoslavie.ru/1940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ II (III) Михаил I Кируларий, патриарх Константинопольский. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 225v) Михаил I Кируларий, патриарх Константинопольский. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 225v) Митр. Киевский и всея Руси (70-е гг. XII в.). Рус. источники прямых сведений о М. не содержат. Е. Е. Голубинский обратил внимание на то, что рус. митрополит с таким именем (греч. Μιχαλ Ρωσασ) упоминается в синодальном постановлении К-польской Патриархии от 24 марта 1171 г. о принесении присяги имп. Мануилу I Комнину и его малолетнему сыну Алексею II Комнину . Из 24 митрополитов, указанных в постановлении, М. назван 12-м по счету (Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας/Ed. А. Papadopoulos-Kerameus. СПб., 1897. Т. 4. P. 109. 33; см. также: Павлов А. С. Синодальный акт К-польского Патриарха Михаила Анхиала 1171 г. о приводе архиереев к присяге на верность имп. Мануилу I Комнину и его новорожденному сыну Алексею, с формою самой присяги//ВВ. 1895. Т. 2. С. 388-393). Теоретически Михаилом, митрополитом Киевским к-польского поставления, мог быть митр. Киевский Михаил I (II) , уехавший в К-поль в 1145 г. и так и не вернувшийся на свою кафедру. Однако, учитывая признаваемую К-полем каноничность поставления митрополитов Киевских после Климента (Клима Смолятича) (занимал митрополичью кафедру без поставления в К-поле в 1147-1155, с перерывами), сохранение Михаилом I (II) (если он был еще жив) своего титула вплоть до нач. 70-х гг. XII в. представляется крайне маловероятным. По всей видимости, М. прибыл в Киев в кон. весны - нач. лета 1171 г., став преемником на митрополии Константина II , последний раз упомянутого в летописях под 1169/70 г. Высказывалось предположение (А. Поппэ ), что при посредстве М. от имени патриарха К-польского Михаила III Анхиала игумену Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) прп. Поликарпу († 1182) был к лету 1171 г. дарован титул архимандрита (в то время как с предшественником М. на кафедре отношения у прп. Поликарпа не складывались). По Я. Н. Щапову , однако, инициатива нового титулования печерского настоятеля исходила от княжеской власти.

http://pravenc.ru/text/2563662.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Пресвятой Богородицы Торопецкая - описание Около 1155 года преподобная Евфросиния неподалеку от Спасской обители воздвигла церковь Пресвятой Богородицы и устроила при ней мужской монастырь. Здесь святая пожелала иметь Эфесскую икону Божией Матери, которая была написана, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Для этого она послала «слугу» своего Михаила в Царьград к Императору Мануилу Комнину и Патриарху Луке Хрисовергу с просьбой передать в Полоцк чудотворную икону. Царь послал семьсот своих воинов в Эфес, которые принесли икону Божией Матери в Царьград (Константинополь). Патриарх Лука, благословив икону, отдал ее «слуге» преподобной Евфросинии Михаилу, который и принес святыню в Богородицкий монастырь. Существует предание о том, что по пути в Полоцк Эфесскую икону Божией Матери едва ли не на год задержали у себя жители Корсуни (Херсонеса), поэтому икона стала называться также Корсунской. Приняв с благоговением святой образ, преподобная украсила его драгоценными камнями и поставила в храме Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Святая игумения заповедала еженедельно по вторникам совершать с иконой крестные ходы по всем церквам Полоцка. В 1239 году Эфесская икона Божией Матери была дана в благословение на брак внучатой племяннице преподобной Евфросинии Полоцкой княжне Александре с Великим князем Александром Невским. Святой образ был перенесен в Богородицкий собор города Торопца на Псковщине (ныне – Тверская область), где совершилось венчание княжеской четы. Эфесская икона прославилась многими чудесами. В 1611 году предстательством Божией Матери отряд торопчан разбил двадцатитысячное войско польского воеводы Льва Сапеги, которое осаждало город. В 1921 году Корсунско-Богородицкий собор был закрыт, и чудотворная икона попала в Торопецкий краеведческий музей. В 1936 году икону передали в Русский Государственный музей Санкт-Петербурга. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Торопецкая " .

http://pravicon.com/info-804

Андроник Каматир – [греч. Ανδρνικος Καματηρς] (XII в.), визант. богослов-полемист. По матери происходил из рода  Дук  и приходился родственником имп.  Мануилу I Комнину , в правление к-рого занимал ряд важных придворных и гос. постов (глава ведомства прошений, великий друнгарий царской стражи, эпарх К-поля) и был удостоен чина севаста. Ок. 1170–1171 гг. по поручению Мануила написал соч. «Священное оружехранилище» (Ιερ Οπλοθκη), к-рое полностью не опубликовано (ркп. ГИМ. Син. греч. 353; Marc. gr. 158; Monac. gr. 229). Оно начинается диспутом (по всей видимости, вымышленным) между императором и кардиналами о правах Римского папы и об исхождении Св. Духа (проблема  Filioque ). Это лат. учение опровергается далее в разъяснениях А. К. к собранным им местам из Свящ. Писания и греч. святых отцов, а также при помощи «силлогистических доказательств»; во 2-й части сочинения опровергается «учение армян» ( монофизитство ). В работе А. К. использованы полемические произведения митр. Никейского  Евстратия , Патриарха К-польского  Николая IV Музалона  и митр. Фессалоникийского  Никиты Маронийского . Высокую оценку сочинению дали  Георгий Пахимер  и  Никифор Влеммид ,  Георгий Скилица  посвятил ему ямбические стихи, К-польский Патриарх  Иоанн XI Векк , сторонник Лионской унии, счел нужным написать опровержение «на каждый пункт мудрого мужа». Как даритель икон и литургических тканей А. К. упоминается в кодексе Marc. gr. 524 (эпигр. 81, 88, 91, 93, 94 и 97). Coч.: Allamius L. Graecia Orthodoxa. R., 1652. T. 2. P. 287–521 [выдержки из Свящ. Писания и святых отцов, изд. с «Опровержением» Иоанна Векка]; PG. 141. Col. 395–614 . Лum.: Harm G. De Tzetzarum nomine vitis scriptis. Lipsiae, 1830. Р. 22, 23; Krumbacher. S. 90 f.; Jugie M.//DTC. T. 3. P. 432–433; Соколов И. И. Каматир Андроник//ПБЭ. Т. 8. Стб. 185–186; Laurent V. Un sceau inédit du protonotaire Basile Kamatèros//Byz. 1931. T. 6. Р. 253–272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626–627; LTK. Bd. 1. Sp. 523; Cataldi Palau A. L " Arsenale Sacro di Andronico Camatero//REB. 1993. T. 51. P. 5–62. Иером. Дионисий (Шлёнов), А. В. Бармин Читать далее Источник: Православная энциклопедия/под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2000-./Т. 2. Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - 2001. - 752 с./Игумен Дионисий (Шлёнов). Андроник Каматир. 421 с. ISBN 5-89572-007-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК КАМАТИР [греч. Ανδρνικος Καματηρς] (XII в.), визант. богослов-полемист. По матери происходил из рода Дук и приходился родственником имп. Мануилу I Комнину , в правление к-рого занимал ряд важных придворных и гос. постов (глава ведомства прошений, великий друнгарий царской стражи, эпарх К-поля) и был удостоен чина севаста. Ок. 1170-1171 гг. по поручению Мануила написал соч. «Священное оружехранилище» (Ιερ Οπλοθκη), к-рое полностью не опубликовано (ркп. ГИМ. Син. греч. 353; Marc. gr. 158; Monac. gr. 229). Оно начинается диспутом (по всей видимости, вымышленным) между императором и кардиналами о правах Римского папы и об исхождении Св. Духа (проблема Filioque ). Это лат. учение опровергается далее в разъяснениях А. К. к собранным им местам из Свящ. Писания и греч. святых отцов, а также при помощи «силлогистических доказательств»; во 2-й части сочинения опровергается «учение армян» ( монофизитство ). В работе А. К. использованы полемические произведения митр. Никейского Евстратия , Патриарха К-польского Николая IV Музалона и митр. Фессалоникийского Никиты Маронийского . Высокую оценку сочинению дали Георгий Пахимер и Никифор Влеммид , Георгий Скилица посвятил ему ямбические стихи, К-польский Патриарх Иоанн XI Векк , сторонник Лионской унии, счел нужным написать опровержение «на каждый пункт мудрого мужа». Как даритель икон и литургических тканей А. К. упоминается в кодексе Marc. gr. 524 (эпигр. 81, 88, 91, 93, 94 и 97). Соч.: Allatius L. Graecia Orthodoxa. R., 1652. T. 2. P. 287-521 [выдержки из Свящ. Писания и святых отцов, изд. с «Опровержением» Иоанна Векка]; PG. 141. Col. 395-614. Лит.: Hart G. De Tzetzarum nomine vitis scriptis. Lipsiae, 1830. Р. 22, 23; Krumbacher. S. 90 f.; Jugie M.//DTC. T. 3. P. 432-433; Соколов И. И. Каматир Андроник//ПБЭ. Т. 8. Стб. 185-186; Laurent V. Un sceau inédit du protonotaire Basile Kamatèros//Byz. 1931. T. 6. Р. 253-272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626-627; LTK. Bd. 1. Sp. 523; Cataldi Palau A. L " Arsenale Sacro di Andronico Camatero//REB. 1993. T. 51. P. 5-62. Иером. Дионисий (Шлёнов), А. В. Бармин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ МАЛАКИ [греч. Εθμιος Μαλκης] (между 1115 и 1135, Фивы - до 1204), митр. Нов. Патр (Пелопоннес; до 1166 - до 1202/04). Был связан с ученым кругом патриаршей школы в К-поле; друг и адресат Евстафия , митр. Фессалоникийского, и Михаила Хониата , митр. Афинского. Автор ряда речей, посвященных в т. ч. визант. имп. Мануилу I Комнину (1143-1180), 36 писем. Е. М. прославлял военные деяния имп. Мануила, обвинял визант. чиновников в карьеризме, в отсутствии патриотизма у некоторых из них (Εθυμου Μαλκη τ σωζμενα. Σ. 62 f.), главу налоговых сборщиков Варду - в бессердечии (Ibid. Σ. 50. 23-25). Е. М. стремился укрепить дисциплину среди монашества. Используя в основном традиц. риторические приемы, он вводит ряд ярких деталей в описание имп. Мануила: император носил камни на строительстве крепости в Дорилее (ныне Эскишехир), во время военного похода спал на соломе, используя щит вместо подушки, а оружие вместо одеяла (Εθυμου το Μαλκη. Σ. 533. 25-28, 538. 1). Ж. Даррузес ( Darrouz è s. S. 155-163) атрибутирует Е. М. 3 речи, опубликованные А. И. Пападопуло-Керамевсом ( Papadopulos-Kerameus A. I. Noctes Petropolitanae. P. 142-187) под именем Евфимия Торника, близкого друга и родственника Е. М. Соч.: Εθυμου Μαλκη τ σωζμενα/Εκδ. Κ. Μπνης. Αθναι, 1937; Εθυμου το Μαλκη μητροπολτου Νων Πατρν (Υπτης) δο ϒκομιαστικο λϒοι/Εκδ. Κ. Μπνης//Θεολοϒα. Αθναι, 1940/1948. Τ. 19. Σ. 513-558, 708-717; 1949. Τ. 20. Σ. 140-156, 280-300. Лит.: Stadtm ü ller G. Michael Choniates. R., 1934. S. 306-312. (OrChr; 33/2); Moravcsik G. Byzantinoturcica. Bdpst., 1942. Bd. 1. S. 256; Wirth P. Kaiser Manuel I. Komnenos und die Ostgrenze: Rückeroberung und Wiederaufbau der Festung Dorylaion//BZ. 1962. Bd. 55. S. 21-29; Darrouz è s J. Notes sur Euthyme Tornikès, Eutyme Malakès et Georges Tornikès//REB. 1965. Vol. 23. P. 148-167; Μπνης Κ. Εθυμος Μαλκης//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1039-1040; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 126, 136; Karayannopoulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz: 342-1453. Wiesbaden, 1982. Bd. 2. S. 448. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/187781.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010