1:77. Грядущее «спасение» у Исайи включает освобождение от политического гнета; но, как и здесь, оно основывается на возвращении Израилю Божьей милости через прощение. 1:78. Выражение «Восток свыше», вероятно, связано с именованием Бога «Солнцем правды» в Мал. 4 (ср.: Пс. 83:12 ). Некоторые комментаторы усматривают здесь игру слов в греческом оригинале: Мессия отождествляется в Ветхом Завете с «отраслью» или «звездой». 1:79. Хотя здесь, как и в других местах этой главы, преобладают аллюзии на Книгу Пророка Захарии, этот стих, несомненно, восходит к мессианскому пророчеству Ис. 9 (см. также: Ис. 9:6,7 ). 1:80. Заключительный стих обнаруживает несомненную связь с 1Цар. 3:19, где описывается возмужание пророка Самуила. Пустыня была тем местом, где, согласно ожиданиям евреев, должен был явиться Мессия и свершиться новый исход; некоторые религиозные группы, взыскующие большей чистоты, удалялись от традиционного иудаизма в пустыню. Состоял ли Иоанн в какой-либо из этих сект, точно неизвестно, однако, учитывая, что его престарелые родители могли умереть, когда он еще не достиг совершеннолетия, это не исключено (известно, что ессеи принимали и воспитывали детей с десятилетнего возраста). 2:1–7 Путешествие в Вифлеем Начиная с 6 г. н. э. широкомасштабная перепись населения проводилась каждые четырнадцать лет; до этого времени такие переписи были нерегулярными. Перепись, инициированная императором Августом с целью упорядочения взимания налогов, подчеркивает контраст между преходящей земной славой кесаря и небесной славой Христа во 2:1–14. 2:1 . Перепись была необходима для установления размера налога; обычно она проводилась по отдельным регионам, так что местные власти исполняли указ кесаря не одновременно. 2:2 . Некоторые исследователи оспаривают тот факт, что Квириний был в то время правителем Сирии. Достоверно известно, что Квириний управлял Сирией в период проведения позднейшей достопамятной переписи 6 г. н. э., когда жители Сепфоры и некоторые галилейские националисты подняли мятеж против высоких налогов. В данном отрывке, по-видимому, речь идет о более ранней переписи в царствование Ирода Великого (до 4 г. до н. э.); поэтому Лука говорит о том, что «эта перепись была первая в правление Квириния». Правитель Сирии упоминается потому, что Палестина тогда входила в состав римской провинции Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В разделе неск. раз цитируются речи, к-рые произносят возможные оппоненты Яхве и пророка: народ Израиля (Мал 1. 2; 1. 5) и жители Эдома (Мал 1. 4). Второй раздел (Мал 1. 6 - 2. 9) посвящен теме пренебрежения священниками своих обязанностей и принесения ими недостойных жертвоприношений. Раздел начинается с риторических вопросов, которые задает Яхве священникам, оскверняющим Его имя: «...где почтение ко Мне? ...и где благоговение предо Мной?» (Мал 1. 6a-bα). Встречный вопрос: «Чем мы бесславим имя Твое» (Мал 1. 6bβ), к-рый могли задать священники, дает повод для раскрытия темы раздела (Мал 1. 6 - 2. 9). Священники обличаются в том, что они приносят в жертву непригодных для этого животных: слепых, хромых, больных, украденных (Мал 1. 8, 13-14), а также, возможно, совершают и недоброкачественное хлебное приношение (Мал 1. 7, 13). При этом текст содержит аллюзии на законы Пятикнижия, регламентирующие порядок совершения жертвоприношений (ср. Мал 1. 8 с Лев 22. 18-23; Втор 15. 21). Священникам предлагается молить Яхве о помиловании (Мал 1. 9). Кроме того, священников обвиняют в неправильном социальном поведении. Вместо того чтобы учить народ соблюдению закона, они вовлекли многих в соблазн своим учением (Мал 2. 7-8) и нарушили завет Бога с Левием , предком-эпонимом левитов , к-рый должен служить образцом для всех служителей храмового культа (Мал 2. 4-8). Яхве обещает отвергнуть нечистые жертвоприношения, подвергнуть проклятию недостойных священников и сделать их объектом презрения (Мал 1. 10; 2. 2-3, 9). Сам Яхве не нуждается в подобных жертвах, поскольку по всей земле «от востока до запада» Ему везде приносят жертвы и делают «чистые подношения» (Мал 1. 11). В разделе многократно цитируются речи, к-рые произносят или могут произнести оппоненты пророка - священники (Мал 1. 6; 1. 7 (2 раза), 1. 12; 1. 13). Третий раздел (Мал 2. 10-16) посвящен теме социальной справедливости и отношения к женам. Древнеевр. текст раздела понятен меньше, чем др. тексты Книги прор. Малахии, и, вероятно, в нек-рых частях был испорчен. Наибольшие проблемы возникают при интерпретации Мал 2. 12 и 2. 15.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Раздел начинается с риторических вопросов: «Не один ли у всех нас Отец?» и «не один ли Бог сотворил нас?», за к-рыми следует еще вопрос: «Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая завет отцов наших?» (Мал 2. 10). Затем автор обвиняет в вероломстве Иуду (т. е. колено Иуды) за то, что тот осквернил святыню Господню и «женился на дочери чужого бога» (Мал 2. 11), а самих иудеев - в том, что по их вине жертвенник Яхве покрыт слезами, так что Бог больше не может принимать благосклонно их жертвоприношения (Мал 1. 13). Вопрос «за что?», который автор вкладывает в уста иудеев (Мал 2. 14a), дает ему повод перейти к обвинениям мужей в вероломстве по отношению к своим женам (Мал 2. 14b - 16). На подобное поведение мужей гневается Бог. Заканчивается раздел речью Яхве о том, что Он ненавидит развод (Мал 1. 16a), и призывами к мужьям «наблюдать за духом вашим и не поступать вероломно» (Мал 1. 16b). Четвертый раздел (Мал 2. 17 - 3. 5) посвящен теме божественного правосудия. Он начинается словами М., к-рый обвиняет весь народ или только благочестивых иудеев в том, что они «гневят» Господа своими словами (Мал 2. 17aα). Вопрос: «Чем прогневляем мы Его?», к-рый может задать народ (Мал 2. 17аβ), дает возможность автору полнее раскрыть тему раздела. Он обвиняет иудеев в том, что они сомневаются в справедливости Яхве (цитируются слова народа - Мал 2. 17b). Далее следует пророчество (Мал 3. 1-4) о пришествии Вестника ( Ангела Господня ), к-рый должен приготовить путь Самому Яхве и Ангелу (Вестнику) завета. Он явится очистить левитов, в результате чего жертвоприношение Иуды станет благоугодным Господу. В Мал 3. 5 содержится предсказание прихода Самого Яхве, Который явится для суда над нечестивцами, к числу к-рых относятся чародеи, прелюбодеи, клятвопреступники, нарушители традиц. принципов социальной справедливости и те, кто не боятся Яхве. Пятый раздел (Мал 3. 6-12) посвящен теме обличения народа в небрежении к принесению в храм десятины и возношений. Раздел начинается пророческой речью, в которой говорится о неизменности Яхве («Я - Господь, Я не изменяюсь...») и о постоянном отступничестве «сынов Иакова». Яхве призывает народ обратиться к Нему для того, чтобы и сам Он обратился к народу (Мал 3. 6-7a).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Вопрос народа: «Как нам обратиться?» (Мал 3. 7b) - дает повод автору передать послание Яхве, касающееся храмовых налогов (Мал 3. 8-12). В нем говорится о том, что весь народ «обкрадывает» Бога, не принося в храм десятины и возношения, поэтому на людях лежит проклятие. Яхве призывает народ испытать Его верность, принеся в храмовое хранилище десятину. В том случае, если народ послушается Бога, Он обещает обильно благословить его землю (Мал 3. 10b - 12). В шестом разделе (Мал 3. 13-21 (4. 3)) продолжается развитие темы божественной справедливости, которой был посвящен также 4-й раздел. Последний раздел начинается с утверждения, облеченного в форму пророческой речи: «Дерзостны предо Мною слова ваши» (Мал 3. 13a). Вопрос, к-рый, как полагает автор, может задать народ Богу («Что мы говорим против Тебя?» - Мал 3. 13b), дает ему возможность более полно раскрыть тему раздела. Вначале автор цитирует речи представителей народа, свидетельствующие о неверии в божественную справедливость (Мал 3. 14-15), затем воспроизводит речь неких «боящихся Бога» людей, к-рые в ней уверены (Мал 3. 16). Далее следует пророческая речь (Мал 3. 17-21 (4. 3)), в которой Яхве обещает боящимся Его людям Свою отеческую милость и исцеление, а нечестивым предсказывает гибель в день, «пылающий как печь»: богобоязненные люди в тот день будут попирать нечестивых (ср.: Ис 66. 24). В эпилоге (Мал 3. 22-24 (4. 4-6)) содержатся призыв соблюдать закон Моисея, данный ему на горе Хорив для всего Израиля (Мал 3. 22 (4. 4)), а также пророчество о грядущем пришествии прор. Илии (ср.: 3 Цар 19), который должен явиться перед наступлением Дня Господня (Мал 3. 23-24 (4. 5-6)). Большинство исследователей полагают (см., напр.: Hill. 1998. P. 363-366; Kessler. 2011. S. 301-305), что эпилог не относился к первоначальному тексту Книги прор. Малахии, а был позднее добавлен в качестве заключения ко всему корпусу книг Малых пророков либо ко всему разд. «Пророки» евр. Библии (ср. Мал 3. 22 (4. 4) с Нав 1. 7, 13). Датировка В тексте Книги прор. Малахии отсутствуют эксплицитные указания на время ее написания, равно как и на время жизни М. В Вавилонском Талмуде (Мегилла. 15а) сообщается, что М. был современником пророков Аггея, Захарии и Даниила и пророчествовал во 2-й год правления персид. царя Дария. Апокрифическое соч. «Жития пророков» также указывает на то, что М. жил в начале персид. периода.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Но день Господень, который сомневающиеся охотно желали бы видеть, будет страшным днем, потому что огнем суда произойдет преобразование жизни Израиля в новый лучший вид. Этот вестник в Мал.3:1 , названный «ангелом Господним», a в Мал.3:23 «Илиею Фесвитянином» – никто иной, как Предтеча Господень Иоанн. Малахия был последним или, можно сказать, предпоследним пророком Ветхого Завета, потому что следующий за ним пророк Господень, Иоанн Креститель, стоит на пределах обоих заветов и одну руку подает он Малахии, a другою указывает на Того, в Ком явился Господь, Ходатай завета, обещанный Малахии. Особенность внешнего изложения пророчеств Малахии Изложение в книге пророка малахии представляет форму беседы. В книге его везде несколько однообразный оборот речи, состоящий в том, что на представленное пророком положение, со стороны народа следует вопрос, или же устранение от себя сделанного пророком упрека, после чего пророк излагает от себя дальнейшее свое объяснение ( Мал.1:2,7, 2:14,17, 3:7,8,13 ). В этом толковники видят влияние на пророческое изложение современных пророку школьных правил изложения речи. Со стороны своего изложения книга пр. Малахии больше всего походит на книгу Екклезиаст. Обозрение содержания книги пр. Малахии для последовательного ее чтения 1 . Грехи народа 1:2–2:17. Израиль есть народ избранный: пусть ропщущие поймут это на судьбе Эдома, родственного Израилю народа ( Мал.1:2–5 ср. Рим.9:13 ). Но народ не почитает своего Бога. 1. Священники презирают Господа, принося Ему в жертву никуда негодное. Не лучше ли было бы совсем уже запереть храм, чем осквернять его такими жертвами? Имя Господне должно быть свято между всеми народами, а они оскверняют Его презрительным словои о жертве и скупостью при жертве ( Мал.1:6–14 ). Поскольку же священники презирают Бога, то Он пошлет им проклятие на поля их ( Мал.2:1–3 ); за презрение Бога и за скупость при жертве (требухи, праздничных жертвенных животных), они сами будут выброшены с требухами за стены, чтобы уразумели строгость Божественной заповеди ( Мал.2:4 ). Бог некогда заключил с коленом Левииным особенный завет ( Мал.2:5 ср. Втор.33:8 и д.). Левий долго сохранял его изучением закона и исполнением завета ( Мал.2:6–7 ). Но этот священнический род расторг союз с Левием: почему Бог и предал его народному презрению ( Мал.2:8,9 ). 2. Презирает Господа и народ. Он не любовен к братьям ( Мал.2:10 ), он бесчестит себя (святилище Господне) браками с дочерьми идолослужителей, – потомки их будут истреблены Богом ( Мал.2:11,12 ); он оскверняет себя легкомысленными и беззаконными разводами с своими женами, от слез которых жертвы мужей делаются противными Богу; Бог считает Себе поруганием, когда преступные ругатели говорят, что Бог об этом не беспокоится ( Мал.2:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вторая часть книги пророка Захарии важна прежде всего благодаря мессианскому учению, которое здесь, впрочем, неоднородно: возрождение дома Давидова (неоднократно в гл. 12), ожидание милосердного и кроткого Мессии (Зах 9:9–10), таинственное возвещение Пронзенного (Зах 12:10), воинственная (Зах 10:3–11:3) и в то же время оформленная как культ слава Божия, возвещаемая в стиле пророка Иезекииля (Зах 14). Эти черты объединяются в Личности Иисуса; Новый Завет часто цитирует эти главы пророка Захарии или по меньше мере прикровенно на них указывает, как в Мф 21:4–5; 27:9 (в связи с цитатой из пророка Иеремии); 26:31 (=Мк 14:27); Ин 19:37. Книга пророка Малахии Названная так книга была, видимо, анонимной, так как имя Малахия означает “Мой посланник” и, как кажется, заимствовано из (Мал 3:1) 7 . Книга состоит из шести частей, построенных по единой схеме: Ягве или Его пророк произносит слово, которое обсуждается народом или священниками и толкуется в речах, в которых соседствуют угрозы и обетования спасения. Главных тем две: культовые проступки священников, равным образом как и верующих (Мал 1:6–2:9 и 3:6–12), осуждение смешанных браков и разводов (Мал 2:10–16). Пророк возвещает день Господень; в этот день очистится священство, будут уничтожены злые и утвердится победа праведных (3:1–5; 3:13–4:3).Фрагмент (Мал 4:4–6) — вставка, (Мал 2:11б–13а), по-видимому, тоже. По содержанию книги можно установить время ее написания: период от возобновления богослужений после восстановления храма в 515 г. до Р. Х. до запрещения Неемией браков с иноверцами в 445 г. до Р. Х.; вероятно, ближе к последней дате. Импульс, заданный пророками Аггеем и Захарией, ослаб; община утратила собранность. В духе, напоминающем книги Второзаконие и Иезекииля, пророк утверждает, что Бог, призывающий Свой народ к религии сердца и к чистоте, поругаем не бывает. Пророк ожидает прихода Ангела Завета; этот приход будет подготовлен таинственным Посланником (Мал 3:1), — Мф 11:10; а также Лк 7:27 и Мк 1:2 усматривают здесь Иоанна Крестителя, Предтечу. Мессианская эпоха принесет с собой восстановление нравственности (Мал 3:5) и порядка в богослужении (Мал 3:4); ее кульминация — совершенная жертва, которую будут приносить Богу все народы (Мал 1:11). Книга пророка Авдия

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

обер-прокурора Святейшего Синода и во 2) Православного Миссионерского Общества.  Таблица цифровых данных сибирских миссий Название миссий Число станов Число церквей и молит. домов Число служащих Число крещеных инородцев Число школ Число учащихся мальчиков и девочек Число инородческих детей Другие примечания Алтайская 67 и 8 ц. в монастырях и архиерейском доме 29 миссионеров и 62 псаломщика и учителя 48 и 1 катехизаторское училище в Бийске 741 мал. 233 дев. 196 уч. 427 мал. 138 дев. 18 инор. 1 мужской монастырь с 10 монахами. 1 женский монастырь с 7 монахинями и 144 послушницами (17 инородок). 1 женская община с 1 монахиней и 102 послушницами. 2 приюта с 38 сиротами Киргийская 9 и 2 пансиона 207 мал. 65 дев. 40 инородцев 24 мал. 40 мал. 1 стан переходит в миссионерский монастырь: в нем от 15 до 18 послушников. 2 приюта для инородч. детей Енисейская-Минусинская 8 миссионерских приходов 191 детей На каждый приход приходится до 65 улусов. Приход разбросан на протяжении 3000 верст. Объезжая приход, священник-миссионер делает от 5 до 6 тысяч верст Енисейская-Туруханская 6 миссионерских приходов 4 и 1 при монастыре для мальчиков и 1 для девочек в школьном здании 39 мал. 16 дев. Тобольская-Обдорская 1 1 пансион для приготовления учителей из остяков и самоедов с 22 и 1 пансион при Тобольской Духовной Семинарии для инородческих детей 16 37 22 14 Якутская: Якутский отдел 6 приходских священников Миссионеры объезжают кочующих инородцев по 2, 3 и более тысяч верст, причем проводят ночи под открытым небом при 40° мороза по Реомюру и терпят страшные лишения с опасностью для жизни Чукотский отдел 4 приходских священника Миссионеры объезжают кочующих инородцев по 2, 3 и более тысяч верст, причем проводят ночи под открытым небом при 40° мороза по Реомюру и терпят страшные лишения с опасностью для жизни Иркутская 64, из которых 6 знают бурятский язык 401 мал. 86 дев. 401 мал. 86 дев. Забайкальская Вероятно 700 1 приют с 10 мальчиками Камчатская с тремя отделами 17 миссионеров и 17 псаломщиков 396 мал.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Но данная эпоха не была буквальным повторением тех времен нечестия, которые мы неоднократно встречаем на протяжении допленной истории, когда народ блуждал в след иных богов. Период перед приходом Ездры в религиозно-нравственном отношении был до некоторой степени особенной эпохою, временем внутренней болезни общества: религиозного критицизма, индифферентизма и желчного скептицизма. Прошедши тяжелую школу плена, народ теперь не уклонялся в сторону чужих богов, но зато критически относится к своей религии и своему служении Иегове. «Я возлюбил вас», – говорит Господь. «А вы говорите: в чем явил Ты любовь к нам» ( Мал. 1:2 )? Сын чтит отца и раб господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? если Я – Господь, то где благоговение предо Мною» ( Мал. 1:6 )? Народ говорит: «всякий, делающий зло, хорош перед очами Господа» ( Мал. 2:17 ), «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде перед лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззаконие» ( Мал. 3:14–13 ). Все эти рассуждения, являвшиеся плодом болезненного рефлекса мысли, выросли, как можно думать, на почве разлада между идеалом – надеждою на спокойную и счастливую жизнь по возвращении в Палестину и печальною действительностью, далеко не оправдавшей идеала. В силу распространения подобного мировоззрения и отношения народа к религии, и сами священники – стражи закона далеко уклонялись от своего назначения, чем в свою очередь «для многих послужили соблазном в законе» ( Мал. 2:2 ). Внутренняя сторона закона, требующая от священников чистоты души и сердца и благоговейного совершения богослужения, была забыта священниками ( Мал. 2:2 ). Последние не следили даже за внешнею ритуальною стороною жертвенного культа, принося на жертвенник «нечистый хлеб» ( Мал. 1:7 ), «слепое, хромое, больное» ( Мал. 1:8 ). Значение жертвенника и жертвоприношения священники определяли лишь с материальной, доходной точки зрения и говорили: «трапеза Господня не стоит уважения и доход от нее – пища ничтожная» ( Мал. 1:7,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Призыв к обращению г. 3 и 4. Такой народ не имеет побуждений желать пришествия дня Господня, потому что Господь прийдет на суд над народом. Он отделит в среде народа добрых от злых и осудит последних, чтобы этим приготовить исполнение неизменного обетования ( Мал.3:1–6 ). Пусть, наконец, народ обратится к Богу ( Мал.3:7 ); пусть честно отдает Господу принадлежащее Ему (десятины), чтобы Он снова благословил его поля ( Мал.3:8–12 ); пусть перестанет совершать служение Господу с ропотом, что будто бы Бог не делает никакого различия между праведными и злочестивыми (Израилем и язычниками); благочестивые еще доживут до того дня, когда Бог сделает такое различие ( Мал.3:13–18 ). Наступает время когда все беззаконники и нечестивцы совершенно истребятся ( Мал.4:1 ), a к благочестивым явится Сам Господь, солнце правды; Он исцелит их от слабостей их, даст им жизнь и полное довольство во всем, a врагов их повергнет под ноги их ( Мал.4:2,3 ). Но прежде пришествия великого и страшного суда, должен прийти Илия (Иоанн Креститель), который будет обращать народ к покаянию и отклонять от него осуждение ( Мал.4:4–6 ). Примеч. Из книги пр. Малахии читается паремия в праздник Обретения главы Иоанна Крестителя – Мал.3:1, 2:5–7,12, 4:4–6 . Заключение к чтению священных книг Ветхого Завета Древность священного писания Священное писание Ветхого Завета содержит в себе древнейшие книги в свете. Первые книги Библии, лежащие в основании всех других, написаны почти за три тысячи пятьсот лет до нашего времени. Были неоднократные попытки в прошедшем столетии доказать, что священные книги китайцев, индийцев и персов существовали уже до времен Моисея; но новейшие исследования древних литературных памятников привели к тому результату, что индийские Веды произошли не раньше XII в. до Р.Х., персидские Зенд-Авесты – в VI или VII в. до Р.Х., а китайские Книги – не раньше V-ro в. до Р.Х. Что касается до известных древнейших европейских литературных памятников, то древнейшие греческие историки Геродот и Фукидид, сочинения которых дошли до нас, были современниками Ездры и Неемии, последних писателей Ветхого Завета. Между ними и Моисеем, писателем первых книг Библии, лежит пространство времени почти в тысячу лет. Поэмы Гомера и Гесиода, не много древние истории Геродота, но они написаны больше, чем за шесть сот лет после Моисея. Гораздо раньше Пиндара, воспевавшего завоевателей Олимпа, пр. Давид написал свои псалмы. Когда на берегах Тибра клали только основание Рима, пророки в Израиле богодухновенным своим взором обозревали судьбы народов и записывали свои пророческие вещания в священные книги речью возвышеннейшую речей Демосфена и с таким священным поэтическим воодушевлением, которое превосходит поэзию Эсхила, Софокла и Еврипида. Сведения о каноне священных книг Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010