Глава 2 Мал.2:1 . И ныне заповедь сия к вам, священницы. Если не хотите тщательно внять изрекаемому Мною, и всему в совокупности предпочесть воздаваемое Мне чествование. Мал.2:2 . Послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е: и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердца ваша. Благословением называет самое священство, которое прияли по Божией благодати; его-то угрожает разорить и уничтожить за допущенное в нем злоупотребление. Мал.2:3 . Се Аз отлучу вам рамо, и раскидаю требухи на лица ваша, требухи праздников ваших, и прииму вы вкупе. Акила перевел это так: «вот Я наложу на вас запрещение и с плечем, и на лица ваши развею помет, помет праздников ваших». Поскольку по закону священникам определялись грудь и правое рамо; то угрожает Бог , что отринет и их самих, и отделяемое им рамо. Но вместо слова: «грудь» поставлено слово: «требуха» – вместилище помета. Ибо древле, когда иереи были благочестивы, Бог уделял им правое рамо, как символ деятельной добродетели, и грудь, которая подобно панцирю облагает сердце, охраняя и закрывая его, как символ догматов благочестия. Поскольку же добровольно отступили они от благочестия, и лишены стали добродетели; то сказует им, что на лица их раскидает требуху – вместилище помета, означая сим их позор и бесчестие. Когда же исполню это, говорит Бог , узнаете, что Я предкам вашим дал заповедь о жертвах. Потом в имени Левии напоминает первого иерея Аарона. Ибо сказал так: Мал.2:4 . И уразумеете, яко Аз Господь послал вам заповедь сию, еже быти завету Моему к Левитом, глаголет Господь Вседержитель. Потом присовокупляет к сему: Мал.2:5 . Завет Мой бе с ним жизни и мира, и дах ему боязнию боятися Мене, и от лица имене Моего устрашатися ему. Кто исполняет это, говорит Бог, в награду тому обетовал Я жизнь и мир. Посему-то завет Свой, как доставляющий все сие покорным, и нарек Он заветом мира и жизни. Мал.2:6 . Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах Его: в мире исправляяй иде со Мною, и многи обрати от неправды.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга пророка Малахии (Malachi, book of) Малахия обычно считается последним пророком, оставившим «литературное наследие». Он был поздним современником пророков Аггея и Захарии, обращавшихся к Иудее послепленного периода с 520 по 518 г. до Р.Х. Служение Малахии относится примерно к 500 г. до P. X. Учитывая упоминания о «народах» ( Мал.1:11, 14 ), вполне возможно, что побудительным мотивом для послания Малахии послужила победа греков над персами в битве при Марафоне в 490 г. до P. X. После плена Иерусалим надеялся на исполнение пророчества Аггея, что Бог «ниспровергнет престолы царств» и что это событие можно будет рассматривать как прелюдию Божьего суда над земными царствами (ср. Агг.2:21–22 ). По своему литературному стилю Книга Малахии занимает особое место среди ветхозаветных пророческих книг. Все послание написано в риторической манере, известной как «диатриба» или «полемическая речь». Полемика Малахии строится на аргументации, подобной той, которая используется в формальном диспуте, в данном случае противопоставляющем Малахию его аудитории. Конкретно аргументация представлена в виде схемы из трех частей, включающей провозглашение пророком истины (напр., «Я возлюбил вас», Мал.1:2 ), (гипотетическое?) возражение аудитории (напр., «В чем явил Ты любовь к нам?», Мал.1:2 ) и последующее подкрепление своей мысли пророком, отстаивающим первоначальную предпосылку представлением дополнительного доказательства (напр., «И однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению», Мал.1:2–3 ). Такой литературный стиль представляет собой вариант обвинительных речей, характерных для ветхозаветной пророческой литературы (см. Westermann, 169–176). Судебные речи в ветхозаветной пророческой литературе обычно обличают, обвиняют и провозглашают суд. В Книге Малахии присутствуют все эти три элемента. Послание Малахии написано в наставительной манере с использованием кратких фраз и прямой речи. Фактически сорок семь из пятидесяти пяти стихов книги представляют собой обращения Бога через пророка Малахию. Композиционно книга состоит из шести пророчеств или полемических речей, обрамленных вводной частью ( Мал.1:1 ) и послесловием ( Мал.4:4–6 ). В каждом из пророчеств Божья верность противопоставляется неверности Израиля. Общую направленность послания Малахии удачно сформулировал Дж. Фишер:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава I. Имя и личность пророка Малахии I. Положение вопроса об имени и личности пророка Малахии (1, Отсутствие библейских данных и ненадежность преданий – 2, Форма имени пророка, как основание для сомнения в существовании исторической личности, носившей такое имя. – 3, Три вида этого сомнение в древности. Древние сторонники понимания‏‎ в смысле собственного имени. – 4, Отношение к вопросу ученых нового времени) – II. Критика воззрений Генгстенберга на имя пророка (1, Основание Генгстенберга для непризнания за собственное имя – 2, Как смотреть на неопределенность надписания книги Малахии? – 3. Можно ли опираться на сомнение древних в исторической личности Малахии? – Этимологии имени : а, Есть ли сокращение из или ? – б, Есть ли в имени остаток имени Иеговы? – в, Можно ли в » считать за окончание прилагательного? – 5, Отношение Мал.1:1 к Мал.3:1 ). – III. Разбор мнения, отожествляющего Малахию с Ездрой. – IV. Можно ли считать » за псевдоним или nomen officii? – V. Разбор мнений об анонимности книги Малахии (А, Основания для гипотезы анонимности: 1, Предполагаемая невозможность публичной пророческой деятельности в послепленное время – 2, Мнимая невероятность собственного имени с значением «ангел Иеговы». – 3, Литературное сродство надписания Мал.1:1 с Зах.9:1 и 12:1 и Мал.3:1–4 , «Совокупная сила» всех частных доводов в пользу анонимности – Б, Критика всех этих доводов) – VI. Общее заключение по вопросу об имени пророка Малахии. – VII. Предания и гипотезы о личности пророка Малахии. I. Положение вопроса об имени и личности пророка Малахии 1) Отсутствие библейских данных и ненадежность преданий. Положительных исторических данных о личности пророка Малахии Библия не сохранила никаких. В надписании его книги ( Мал.1:1 ) мы имеем только его имя и больше ничего, – ни указания на предков, ни на время деятельности, что имеют обыкновение обозначать другие пророки и священные писатели (ср. Ис.1:1 ; Иер.1:1–8 ; Иез.1:1–3 ; Ос.1:1 ; Ам.1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Агг.1:1 ; Зах.1:1 ; Притч.1:1 ). В других священных книгах имя его нигде не упоминается 2 . Таким образом, если не выходить из рамок библейских данных, то по этому вопросу придется ограничиться одними только предположениями и, при том, – мало вероятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

О.А. Седакова М Мазати (маж) мазати (маж) помазывать, λεφω: и мнги изгонх: и мазах масломъ мнги неджны, и и изгоняли многих бесов, и помазывали маслом многих больных, и те исцелялись ( Мк 6, 13 ). Мал мал немного, μικρν: и прешедъ мал, пад на лицъ своем молс и отойдя немного, упал на лицо Свое, молясь ( Мф. 26, 39 ). недолговечный, λιγβιος: бо рожденъ жены и исполнь ибо человек, рожденный женщиною, недолговечен и полон скорбями ( Иов 14,1 ). Маститый маститый обильный, плодородный, тучный, πων: въ старости в старости обильной (Треб. Венч млв. иер 4); бодренн пожд, да оусрщеши хрта маститымъ жди и бодрствуй, чтобы встретить Христа с обильным маслом (ПсСл Пнщ вседн тр сл). Масть масть 1. миро, умащение, μρον, χρσμα: помаза храмина же исполннс вон масти благовонны Мария помазала (умащениями) ноги Иисусовы… и дом наполнился запахом благовонного мира ( Ин 12,3 ); 2. масло, πιτης: к тка и масти да исполнитс дша мо, и оустнама радости восхвалтъ т оустта мо как жиром и маслом пусть насытится душа моя, и радостно воспоют Тебя уста мои (букв.: радостными губами воспоет Тебя рот мой) ( Пс 62,6 ). ничтожный, никчемный, βδελυκτς: ставилъ хдожество земное, к мерзско, к некръпко и кразу же ты бросил земное ремесло как ничтожное, как ненадежное (ил. 27К, сед сл). Мертвый мертвый 1. смертный, θνητς: мертвыхъ чреслъ произведшис, подона, чта, рожденная из смертного чрева, Пречистая, в согласии со (смертной) природой и исход Ты узнавала (Усп К 2, 3–1); оусивъ, к мертвъ, цри и гди, тридневенъ воскреслъ почив во плоти, как смертный, Царь и Господь, в третий день Ты воскрес (Пасх екс); радйс, къ бг мосте, преводй къ въчном живот радуйся, единственный мост к Богу для мира, переводящий смертных к вечной жизни (гл 5 Нед Утр сед 1 бгр); мертва м показа сада смертным сделало меня вкушение от древа (гл 6 Нед Утр К 3, 4–4); 2. мертвый, мертвец, νεκρς: хртосъ воскресе изъ мертвыхъ смерть поправъ Христос воскрес из мертвых, смертью (Своей) победив смерть (Пасх тр).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава I Пророческая книга Михея начинается с предсказания или видения Господа, являющегося миру на суд о народе иудейском. Весьма важно определить, какое именно значение придавали священно-писатели подобного рода образам, потому что они являются в священных книгах нередко. Чтобы сколько-нибудь дать себе отчет в искомом, обратимся к параллельным образам. Призвание всех народов и самой земли свидетелями сошествия Божия с неба на землю в огне и громе, при колебании гор и долин, для суда над Израилем через откровение Его истинной воли, многократно упоминается в Библии с различною степенью полноты картины: общие черты ее находим в псалмах Пс. 10:4–7; 17:7–18; 47:1; 49; 96:4–10; 101:17–25 и у пророков: Ис. 6:1–13; 26:21; 34:1; 63:19 – 64:2 ; Иез. 1–3 ; Ам. 4:13; 9:5–13 ; Мих. 6:2 ; Мал. 3 ; Втор. 32:1 – 33:23 . Собирая некоторые из этих мест, современные толкователи ограничиваются указанием сходства выражений, но вовсе мало обращают внимания на то, что не только вся эта картина, но и частные ее выражения, как-то: призвание всех народов в свидетели, хотя бы и без дальнейшего богоявления, или видение снисходящего на землю Бога и т. п., равно оказываются вводящими в одну и ту же нравственную идею, а именно – откровения Божественного закона и суда над людьми. Но этим не оканчивается тожество моральной идеи этих образов: суд заключается именно в осуждении мирских порядков, в избавлении оклеветанного и нищего по псалмам, даже более – в осуждении ложного благочестия, внешнего и обрядового строя, заменившего очищение сердца – Пс. 49 ; Мал. 3 ; Мих. 1 и 4 – одинаково развивают эту мысль. Теперь спросим, почему же именно такой картиной вводят священнописатели проповедуемую идею духовного служения Богу? Образ этот – Божественное схождение в громе на ужас всей земли при колебании гор и долин – имел 1) психологическое, 2) историческое и 3) пророчественное значение. Общая отеческим экзегетам мысль та, что пророк ввиду особенного упорства и жестокосердия народа желает пробудить их совесть угрозой о непосредственном обличении Божьем их неправд, которое они и представляют с этой целью в таких ужасающих образах, призывая в свидетели всю природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

19-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Избранные места из свв. отцов на Евангелие о Закхее ( Лк. 19:1–10 ) «Воскресное чтение», 1824 Ст. 1–2. Вшед (Иисус) прохождаше Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей, и сый бе старей мытарем, и той бе богат. Иисус Навин опустошил некогда Иерихон войною и побиением, а теперь истинный Иисус (то есть Спаситель) пришествием Своим приносит ему исцеление. Здесь просвещен слепой, уверовал народ, всякий язык прославил Иисуса и всякое око узрело Наставника истины и спасения. Что за должность мытаря? Это – род хищения, которое не подлежит наказанию; это – бесстыдный вид корыстолюбия, торговля, которой нет определенного предмета и названия, это – крайнее нечестие. Посему-то Христос везде приводить любодейц и мытарей как примеры величайших грешников. Таков недуг, которым страдал Закхей, когда еще не приступал к Иисусу, недуг худший слепоты иерихонского слепца; ибо этот недуговал телом, а тот душою (Астерий). Ст. 3. И искаше видети Иисуса, кто есть: и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. Кто смотрит на Иисуса, не может закосневать во грехах. Закхей сильно желал насладиться сладким и спасительным лицезрением Господа; но были два препятствия к тому; ибо замедляла его толпа и людей, а более грехов. Он был мал возрастом не только телесным, но и духовным (Тит). Ст. 4–6. И предитек возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея ищи И яко прииде на место, воззрев Иисус, виде его и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми биты. И потщався слезе, и прият Его радуяся. Христос воззрел на Закхея очами Божества, и как Спаситель всех людей являет ему Свое благоволение и человеколюбие, возбуждает в нем доверенность к Себе и говорит: Потщався слези ( Кирилл Александрийский ). Закхей желал только видеть Его, а Христос заходит к нему и, видя сердце его, ускоряет Свой приход. Как наилучший ловец, Господь тростию слова низводит душу с дерева, привлекает Закхея, как птенца, взяв его за крыла ума его, и начальник мытарей прилепляется ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Глава 19 1–10. Мытарь Закхей. – 11–27. Притча о минах. – 28–48. Вход в Иерусалим и очищение храма. Лк.19:1 .  Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Лк.19:2 .  И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, Лк.19:3 .  искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, Лк.19:4 .  и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. История мытаря Закхея составляет особенность Евангелия Луки, у других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. комментарии к Мф.20:29 ), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с производства и вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с еврейского – чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. «Кто Он», т.е. кто из проходящих именно Иисус. Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом. «Забежав вперед», т.е. на ту улицу, которую Христос еще не прошел, но должен был пройти (по лучшему чтению – ες μπροσθεν, а по Textus receptus – просто μπροσθεν). «Взлез на смоковницу» – дерево это, очевидно, было довольно высокое. «Мимо нее». В греческом тексте стоит слово δ κενης, но предлог δι здесь лишний, его нет в лучших кодексах. Лк.19:5 .  Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Лк.19:6 .  И он поспешно сошел и принял Его с радостью. Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве. «Сегодня надобно Мне быть...» Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεναι – «быть» с Ин.1:39 ). Лк.19:7 .  И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 Мих. 5:1 . Ныне оградится дщи Ефремова ограждением, рать учини на вы, жезлом поразят о челюсть племен Израилевых. С Евр.: «Теперь, дщерь ополчения, ополчайся. Обложили нас осадными укреплениями; жезлом бьют в лице судию Израилева». Св. Михей продолжает речь свою о вторжении врагов в Палестину. Слово «ныне» означает не время настоящее, а последовательность событий в будущем. Т. е. прежде победы над врагами будет еще время, когда дочь «Ефремова» 85 сама будет окружена врагами, как бы стеною – «оградится 86 ограждением» – будет в осаде; тогда враги учинят на вас »рать " 87 , т. е. откроют против вас войну, и поразят вас сильно и с великим бесчестием, как бы ударят жезлом по челюстям все племена 88 Израилевы, всех вас, сыны Израиля, или (по евр. тексту) жезлом будут бить владыку Израилева. Какие враги здесь разумеются и к какому времени относить сказанное? На основании следующих стихов, 5-го и 6-го, можно думать, что пророк говорит об ассириянах, которые с царем своим Салманассаром (или Саргоном) вторглись в царство Израильское, три года держали Самарию в осаде, всячески позорили дочъ Ефремову, т. е. все царство Израильское, отделившееся от Иудейского по козням Ефремова колена, опозорили, как бы по челюстям били, и владыку Израилева – последнего израильского царя Осию, которого ассирийский царь «заключил даже в дом темничный» ( 4Цар. 17:4–6 ) 89 . Мих. 5:2 . И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века. С Евр.: «Вифлеем Ефрафа! Ты мал, чтоб быть в ряду с тысячами Иудиными, но из тебя произойдет у Меня долженствующий быть Владыкою Израиля; исходища же Его начало, дни вечности». Так, говорит св. Михей, действительно вас ожидают в будущем сильные испытания, многие народы будут притеснять вас, но не бойтесь и не смущайтесь: помощь будет дана вам свыше, Спаситель не умедлит явиться к вам; Он избавит вас от врагов ваших, Он даст вам мир и успокоение ( Мих. 4:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

h9 Моисей Моисей (=из воды извлеченный или спасенный; Μωσς; Moyses; М сей; L: Mose): Исх.2:10, 6:20 , Чис.26:59 . Нав.24:5 . 1Цар.12:6 . 3Цар.8:53 . 4Цар.18:4, 21:8, 23:25 . 1Пар.6:3, 23:13–15 . 2Пар.1:3, 5:10, 23:18, 24:6, 30:16, 33:8, 34:14 . Пс.89:1, 98:6 . Сир.45:1 . Иер.15:1 . Мих. 6:4 . Мал.4:4 . 1Ездр.3:2, 6:18 . Неем.1:7, 8:1, 14, 10:29, 13:1 . 2Ездр.1:6, 5, 48, 7:6, 9:39 . Мф.8:4, 17:3, 22:24, 23:2 . Мк.9:4 . Ин.1:17, 45, 3:14, 5:45–46, 7:23, 8:5, 9:29 . Деян.7:20, 35, 37 . Евр.3:2, 3, 5, 11:23. 24 . и друг. – Сын Амрама, сына Каафа, сына Левия, сына патриарха Иакова ( Исх.2:1, 6:16–20 ), вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Родился в Египте за 1574 года или за 1576 лет до Р. Хр. (Сн. Герц. X. р. 34 и дал. и Богосл. со Св. Ист. Летосч. р. 3–4). Евреи прожили уже в Египте около 400 лет. Приближалось время исполнения обетования Божия Аврааму об избавлении их от рабства египетского ( Быт.15:13–16 ). Около этого времени цари египетские, опасаясь размножения их, стали угнетать и изнурять их тяжкими работами, и дано было наконец сперва тайное приказание повивальным бабкам, а потом – открытое всем египтянам – убивать младенцев еврейских мужеского пола и бросать их в реку ( Исх.1:6–22 ). Мать Моисея, Иохаведа, долго скрывая сына своего, и не могши более скрывать его, положила его в осмоленной корзинке при береге Нила в тростник. Здесь нашла его дочь фараона, вышедшая на реку мыться, и решилась сохранить жизнь его; он отдан был ею на воспитание своей матери; после представлен дочери фараоновой, взят ею вместо сына, наименован Моисеем и воспитан во всей мудрости египетской ( Исх.2:1–10 . Деян.7:19–22 ). Флавий рассказывает, что с течением времени ему поручено было начальство над войском против эфиоплян, и Моисей блистательно отразил притеснителей, осадил их столицу и заключил весьма выгодный договор (Древн. к. 2. гл. 10). Такие или подобные славные качества и действия могли открывать ему путь к престолу; но он, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение и обладать богатствами египтян ( Евр.11:24–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Догмат – слово греческое, по-русски значит: мнение, учение, положение, определение. В греческом тексте Свящ. Писании Нового завета оно означает разные предметы: повеления кесаревы ( Лк. 1:1 ; Деян. 17:7 ; евангельское учение ( Еф. 1:15 ; Кол. 1:14 ) и постановления апостольского собора ( Деян. 16:4 ). По этому употреблению со словом догмат соединяется понятие об истине богооткровенной, преподаваемой Церковью, имеющей силу закона. Такое же понятие соединяют с ним отцы и учителя Церкви. Поэтому православными христианскими догматами и называются такие богооткровенные, хранимые и преподаваемые православною Церковью истины, или «предания веры» (М. Кат. л. 1), которые относятся к самому существу христианской религии и содержат учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, необходимое для нашего спасения (М. Кат. л. 2). Это учение раскрыто на вселенских и поместных соборах и в творениях св. отцов Церкви (6 вс. с. пр. 1, 2; ср. М. Кат., л. 1 об.), а изложено отчасти в вероопределениях соборов, отчасти в особых символах веры , каковы: никеоцареградский (Б. Кат., л. 31 об. – 32), афанасиевский (Кир. кн., л. 547 – 8 об., М. Кат., л. 2–4) и др. Существенные свойства догматов следующие: 1) как истины богооткровенные, догматы имеют твердое основание в божественном Откровении; 2) как истины веры, которая есть вещей обличение невидимых ( Евр. 11:1 ), они не доступны нашим чувствам: мы их «невидимо сердцем видим и усты исповедуем» (М. Кат., л. 2); наконец, как истины, заключающие в себе «крепкое и твердое разумение о Бозе и вещех спасеных» (Мал. Кат., л. 2), т. е. необходимых для спасения, они не подлежат изменению ни со стороны содержания, ни со стороны внешней формы выражения. Аще мы или ангел благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет, говорит ап. Павел ( Гал. 1:8 ). Бл. Феофилакт, толкуя эти слова, замечает: «духовная, такоже и мирская власть всякая, в догматех веры зле разумеваемая, аще бы и ангельския чести была, осужена будет и проклятию поддана» (Кн. о вере, гл. 22, л. 196). Вселенские и поместные соборы столь же строго запрещают делать какие либо изменения в догматах веры (см. напр. 1 пр. 6 и 7 вс. с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010