Оскольдова могила Посещая ежедневно церкви и обители Киева, ознаменованные особенною святынею или событиями историческими, взошел я на улице Печерской в монастырь, так называемый Малого Николая, который прославлен чудотворною иконой Святителя. Икона сия, по обычаю киевскому, высоко висит над царскими дверьми и спускается для благоговейного чествования богомольцев. В том же храме еще два древних образа Чудотворца Мирликийского письма греческого: один местный, а другой со входа привлекают к себе молитвенников, «сие три и едино суть», по выражению бывшего настоятеля обители. Оригинально зодчество самой церкви, весьма тесной внутри, которая слывет слупом, или столпом; она вся столпообразно вырастает в один высокий купол и, вероятно, была так устроена еще с самых древних времен, если судить по ее давнему прозванию. Подле обители Малого Николая, возвышается другая, более обширная – Пустынно-Николаевская обитель, недавно обращенная в военный собор. Она была сооружена с чрезвычайным великолепием Гетманом Мазепою и еще владеет всеми лавками Печерской улицы. Даже монастырь Малого Николая теперь только получил опять прежнюю свою самостоятельность, а до сего времени считался приписным к обители. Но ни тот ни другой не стоят на месте древнейшей женской обители во имя чудотворца Николая, которая, по преданию, основана была Блаженною Ольгою недалеко от могилы Оскольдовой; там приняла иноческий образ мать Преподобного Феодосия. Сын Мономаха Мстислав довершил окончательное устройство деревянной ее церкви, которая исчезла в общем разорении монгольском, когда стали обновлять древнюю святыню Киева, возникла опять из пепла и столпообразная церковь Святителя, уже с обителию мужскою. Бывший наместник в Киеве, Князь Голицын, соорудил в начале протекшего столетия новую каменную церковь во вкусе древней. В священной колыбели нашей веры, где предания древности свежее воспоминаний позднейших, сохранилась и память того места, где погиб от руки Олега первый христианский князь Киева. Глубокими чертами врезалась в одно из древнейших его урочищ сия живая страница летописи Несторовой: «И пришел Олег с варягами и многими воями к горам Киевским, и увидел, что там княжат Оскольд и Дир.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник новых мучеников и исповедников Церкви Русской всегда в воскресный день, открывающий нам свет Пасхи Господней. Святая Церковь говорит, что есть жизнь по плоти и есть жизнь по духу. Живущие по плоти Богу угодить не могут. Живущие по плоти больше всего боятся скорбей и смерти. Но скорбей, как и смерти, никто избежать не может. И сегодня мы должны услышать Христа до конца, не выбирая в Его словах то, что нам нравится, оставляя то, что нам мешает. Господь говорит, утешая нас: «Не бойтесь убивающих тело, а души же не могущих убить», Господь добавляет: «А бойтесь того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Поразительные слова! Скажите, пожалуйста, что значит убить душу? Возможно ли душу убить? Разве душа не бессмертна? Мы понимаем, о чем говорит Господь, и Он Сам объясняет это: «Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Вот чего мы должны бояться. Единственное, чего мы должны страшиться — это утратить веру, отступить от Господа. Отречься от Христа значит убить свою душу. Церкви наносят урон не гонители, а изменники. Больше смерти мы должны бояться утраты веры в душе. В телепередачах теперь обсуждают, как спасти такие-то особи животного мира от исчезновения, а мы, естественно, не можем не спрашивать себя, что нам делать, чтобы спасти человека от исчезновения. Чтобы он не погиб навеки. Вот чего Господь страшится в человечестве. Мы не можем быть нейтральными. Мы всегда стоим перед выбором. Либо мы за Христа, либо против Него. Ставка предельно высока. Наша жизнь бесконечно серьезна. Не бойтесь смерти тела, бойтесь смерти души. Праздник новых мучеников и исповедников Церкви Русской открывает нам глубину этого смысла. Все, что происходит здесь, на земле, — только подготовка к главному. В Откровении апостола Иоанна Богослова есть видение сонма мучеников — тех, кто омыл свои одежды в крови Агнца. Во время малого входа за Божественной литургией Церковь поет заповеди блаженства, и священник благословляет Евангелием открытые царские врата с молитвой: «Благословен вход святых Твоих». Это путь Церкви. И мы знаем, как ткется ткань истории — согласно Евангелию Христову. Господь говорит о нищих, об алчущих и жаждущих, о плачущих, о мучимых и гонимых. Да, мы рискуем увидеть только одну сторону происходящего, только видимую поверхность. В то время как Господь предлагает нам увидеть мир, который уже находится одесную Бога. Когда все завершится, что будет с нами? Девять раз повторяется слово «блаженны». Это поистине благая весть. Мы можем верить ей или не верить. Если мы будем упорно держаться страны далече, нам не выйти из состояния безысходного мрака. Мы будем считать, что смерть, страдания — это конец человека. Христос говорит противоположное. «Блаженны плачущие. Блаженны изгнанные правды ради. «Блажени егда поносят вам и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

http://moral.ru/pravdy_radi/

ГЛАВЫ ИЗ " ЗАКОНА БОЖИЯ " . ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА. Распятие и смерть Иисуса Христа. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ГЛАВЫ ИЗ " ЗАКОНА БОЖИЯ " . ВЕЛИКАЯ СУББОТА. Потоиерей Серафим Слободской [ См. также: " Как провести Страстную Седмицу " ] [ Великий пост: СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ] [ < < назад вперед > > к оглавлению ] О Богослужении в Великую Субботу. Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа " во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный " и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: " Святый Боже " ... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над а ом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: Благообразный Иосиф " ... Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: " Приидиде, ублажим Иосифа приснопамятного... " Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею. После малого входа и пения " Свете тихий... " начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

http://zavet.ru/ssedm-sl05.htm

—А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию? —За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии. —Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви? —Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение по­гречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

http://pravoslavie.ru/78930.html

На особенности священного времени, отмеченные Лихачёвым в этом тексте, к сожалению, далеко не всегда обращает внимание даже церковная литература. В результате многие толкования литургических чинопоследований ограничиваются лишь тем, что призывают христиан во время совершения богослужения лишь вспомнить те или иные моменты, которые имели место в прошлом в священной истории. При этом аргументом, на который ссылаются подобные толкования, обычно служат слова Христа: «сие творите в Мое воспоминание». Однако и Евхаристическая жертва, совершаемая в храмах, не является простым воспоминанием, о чём свидетельствует хотя бы такой пример, взятый из широко распространённого объяснения Божественной Литургии, символика которой «оказывается способной мысленно воспроизводить в памяти земную жизнь и служение Господа Иисуса Христа — Его Воплощение, проповедь, страдания и смерть, погребение, Воскресение, седение одесную Отца и Второе пришествие на землю. О несоответствии такой интерпретации таинственной глубине Литургия свидетельствует хотя бы такой факт. В то время как упрощённое объяснение призывает участников Литургии лишь воспроизвести в памяти момент малого входа — выход Христа на общественное служение, литургическое чинопоследование, составленное теми, кто духовно постиг неизреченную духовную глубину Святой Евхаристии, в молитве малого входа изображает этот момент как священный, трепетный. Именно в это время отверзаются небеса и ангелы, призываемые в молитве малого входа “нисходят” в храм Божий. “Ангельский собор и человеческий род” начинает своё совместное богослужение» . Для того чтобы в рассуждениях о времени продвигаться дальше, сделаем промежуточный вывод: в отличие от исторического времени, которое имеет свои «прежде» и «после», время священное содержит в себе лишь одно: «вечное теперь» (слав. «днесь») . Здесь может возникнуть вопрос: если прилагательное «последнее», находящееся в словосочетании «последнее время», также включает в себя слово «после», находящееся в арсенале понятия «историческое время», то почему «последнее время» в христианстве стало относиться не только к «историческому», но и к «священному времени», причём уже с момента зарождения христианства? Ответ на этот вопрос следует искать в православной христологии и сотериологии.

http://bogoslov.ru/article/6172853

1. Историко–археологический метод науки Литургики, имеет дело с твердо установленными как формами, так и строем богослужения, которые Литургика должна объяснить. Исторический подход старается указать откуда известная форма ведет свое начало, как она изменялась и когда она окончательно установилась. Пользуясь историко–археологическим методом, нам легче понять внутренний смысл богослужебных форм, которые подтверждаются авторитетом древности. Далее, этот подход освещает постепенное развитие и изменение богослужебных чинов и песнопений, церковной утвари, облачений, разных стилей храмостроительства, иконописи и т. д. Хотя в некоторых пособиях по Литургике мы встречаемся со взглядом, что церковные обряды приравниваются к догматам, поскольку та или другая форма богослужения, или тот или другой обряд, становились общеупотребительными в результате соборного установления. Но, однако, мы должны иметь в виду то, что церковные обряды в общем создавались историей и они подчинены законам исторического развития. Внутренняя жизнь Святой Церкви вызывала тот или другой обычай, или обряд, который, в конце концов, получил церковное признание. Для примера приведем объяснение «малого входа» на литургии, как мы его теперь толкуем. Малый вод означает шествие Господа Иисуса Христа на проповедь, а светильник символизирует Св. Иоанна Крестителя. В действительности же сначала явился обряд, а потом его объяснение. Как же возник малый вход? Малый вход есть явление историческое и вызван он был нуждами тогдашней церковной жизни. В древности во время малого входа переносили священные сосуды из сосудохранилища, или диаконика, в церковь, ибо с этого момента собственно начиналась важнейшая часть литургии. Со временем этот обычай нужды сделался обрядом и затем получил символическое значение. 2. Второй подход уставной, или ритуалистический, ставит своей целью изучение нашего православного богослужения исключительно в рамках теперешнего церковного устава или Типикона, с применением тех правил и обрядов, которыми мы пользуемся и руководствуемся для благолепного, уставного и молитвенного совершения богослужения. Часто бывает так, что этим ограничиваются, а в то же время, по возможности необходимо здесь также обратить внимание и на историю развития самого Устава, Типикона, как он постепенно складывался, обогащался и наконец, как он сложился и утвердился в теперешнем своем виде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

" А вот то, что произошло после, никак не укладывается в сюжет о явлении Святой Троицы " – доверительно сообщает нам диктор. " Один путник остался беседовать с Авраамом, а два других отправились в город Содом, где подверглись, ну... харассменту. А чего еще было ждать от содомитов? " Как известно, слово " харассмент " чаще всего означает преступное и настойчивое сексуальное домогательство, приставание с попыткой изнасилования. При этом анимационная картинка изображает толпу серых фигур – жителей города Содома, устремляющихся к дому, в который только что вошли два ангела. Затем (в изначальной версии ролика) мы могли видеть двух ангелов выходящими из дома – с покрасневшими щеками и печальными лицами, держащими в руках плакаты с надписью " # me too " . Поясню: " me too " – так называемый " хештег " , ныне весьма популярный, постулирующий осуждение любых сексуальных домогательств и насилия; в последнее время он распространился в современном информационном поле – после целого ряда сексуальных скандалов в Голливуде. Именно эти кадры с плакатиком и охваченными чувством стыда ангелами из новой версии ролика исчезли, однако тема " харассмента " здесь по-прежнему осталась. Авторы ролика так и не поясняют, были ли изнасилованы содомитами эти два ангела, но будем надеяться на то, что верное православное догматическое сознание, отрицающее у ангелов материальную телесность, все же в конечном итоге помогло сценаристу клипа отринуть эту смелую мысль. Сразу замечу, что, в соответствии с библейским рассказом, те совершившиеся в Содоме события, участниками которых оказались посетившие Авраама Путники, происходили совсем не так, как это представляется авторам ролика: " Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа " (Быт. 19: 10-11). Как бы то ни было, ход клипового изложения учения о Троице движется дальше. Диктор сообщает: " Но дело здесь даже не в пикантности самой ситуации, а в том, что мы называем Святую Троицу Единосущной, Единой и Нераздельной " .

http://religare.ru/2_118504.html

В этом году у входа в монастырь благодаря помощи благотворителей с Украины мы установили памятник апостолу Андрею Первозванному — в память предания о посещении святым апостолом Валаама. Также в этом году была завершена масштабная реставрация Спасо-Преображенского собора. Первоначально мы планировали закончить эту работу за два летних сезона, но фактически без малого на нее ушло пять лет, так как при проведении реставрации вскрылось много дефектов и различных строительных проблем. И здесь нужно отметить понимание, долготерпение и смирение наших благотворителей, которые на протяжении уже многих лет все проблемы монастыря воспринимают как свои, жертвенно идут на затраты по реставрации монастыря и иногда полностью берут на себя все расходы по восстановлению скитов и храмов, понимая, что это делается для Бога, для Церкви, для России. — Какие восстановительные работы планируется сделать в будущем? — В 2014 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил перед нами задачу: Валаам, как и встарь, должен стать Северным Афоном. Чтобы на тех островах, где это возможно, обустроить место молитвы и чтобы была возможность возродить все формы монашеского подвига: общежития, скита и пустынножительства. Хочется основы этого заложить уже сейчас, при жизни нашего поколения. Это очень непростая задача, потому что требуется не только восстановить или построить здания, но и воспитать братию, способную понести такой нелегкий крест. Одних человеческих усилий для этого недостаточно, без благодати Духа Святого, без помощи Божией это неосуществимо. — Как вы считаете, какую роль играет Церковь в современной России? — Это очень сложный вопрос. Всегда находятся люди, которые критически относятся к Церкви, не видят от нее общественной пользы или даже восстают против нее. Я думаю, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершенно прав, когда настаивает на том, чтобы социальное служение Церкви, ее просветительская и миссионерская деятельность усиливались. Сейчас для нас главное не восстановление храмов и разрушенных зданий, а восстановление душ.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_t...

И.А. Крылова, майор внутренней службы, старший инспектор отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными СИЗО-6 УФСИН России по г. Москве — Патриаршей грамоты. После вручения церковных наград Преосвященный епископ Иринарх вручил старшему священнику СИЗО-6 протоиерею Владимиру Чувикину напрестольный крест с памятной надписью о совершении малого освящения храма. Торжественная часть продолжилась на прихрамовой территории. Епископ Раменский Иринарх и заместитель директора ФСИН России Александр Матвеенко поздравили присутствующих с важным событием в истории следственного изолятора 6 УФСИН России по г. Москве. Затем были вручены ведомственные награды Федеральной службы исполнения наказаний и памятные подарки. Благодарности директора Федеральной службы исполнения наказаний «за заслуги в оказании помощи в выполнении задач, возложенных на Федеральную службу исполнения наказаний» были удостоены протоиерей Владимир Чувикин, игумения Елисавета (Позднякова), В.В. Мельников. Участникам строительства храма также были вручены награды Общероссийского движения «Россия Православная». Для личного пользования подозреваемым, обвиняемым и осужденным были розданы иконки Божией Матери «Отрада и Утешение», изготовленные в «Софрино» специально для заключенных, а также праздничные подарки, приготовленные сестрами Марфо-Мариинской обители. По завершении официальной части мероприятий протоиерей Владимир Чувикин в сослужении священнослужителей — тюремных капелланов данного учреждения УИС совершил в новоосвященном тюремном храме первую Божественную литургию. Перед ее началом прозвучал колокольный звон со звонницы, сооруженной напротив западного входа в тюремный храм. Общая площадь деревянного тюремного храма на территории СИЗО-6 составляет 65 кв. м, а его вместимость — 60 человек. Строительные работы по возведению храма были начаты в сентябре 2020 года, в декабре освящены купольный крест и храмовый купол, в июне 2021 года освящены и установлены на звоннице семь колоколов, а в 2022 году была благоустроена прихрамовая территория.

http://radonezh.ru/2023/02/13/pri-zhensk...

Форма и содержание Само начало Литургии в древности ясно подчеркивало идею приоритета Слова Божиего над всяким человеческим словом. В IV в. на Востоке оно выглядело следующим образом: епископ в сопровождении клириков (диакон нес Евангелие) и процессии со свечами и кадильницами входил в храм (это – истоки нашего Малого входа на Литургии). Он приветствовал народ словами «Мир всем», на что присутствующие отвечали «И духови твоему» (до сих пор это первое благословение в нашей Литургии перед чтением Апостола), после чего он восходил на кафедру, а священники и народ садились. После этого начиналось чтение Писания, открывавшее богослужение. Не человеческий голос, но голос Бога, собирающего Свою Церковь (греч. «экклесия»=собрание, общество созванных) звучал первым. Это – Его инициатива, поэтому именно Ему, а не нам, предоставлено право первого голоса в Его доме, мы же должны услышать этот голос перед тем, как мы в свою очередь обратимся к Нему в молитве. Ряд других литургическим элементов, появившихся в ту эпоху, должен было еще рельефнее подчеркнуть эту мысль, показав, что звучат не просто исторические или литературные памятники, но живой голос живого Бога. Чтению предшествовало призыв слушателей к вниманию. Если сейчас возглас «вонмем» скорее является формальностью, то согласно Иоанну Златоусту, в его время он действительно призывал к спокойствию довольно шумную общину Антиохии. Самое чтение оформлялось особыми литургическими рамками: называлась книга, из которой читали отрывки, чтению предшествовало особое начало, указывающее на историю спасения («так говорит Господь», «во время оно», «рече Господь своим ученикам» и т.д.) и заключительная формула («Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», «Благодать и мир с вами. Аминь», «Слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12,24), «Кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет анфаема» (1 Кор. 16,22)», «Имеющий уши слышать, да слышит!» (Мк. 4,23), «чтением Евангелия изглаживаются наши прегрешения» и др.). Такой ответ народа был знаком того, что Слово Бога не исчезло в пустоте, это было своего рода эхо, подтверждение его слышания и восприятия.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-16/7...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010