Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Малинин), архиеп. Саратовский (Малинин Александр Антонович; 1.03.1884 - 27.05.1939), архиеп. Саратовский и Петровский. В 1904 г. окончил Пермскую ДС, в 1908 г.- КазДА, оставлен при академии профессорским стипендиатом, в 1908-1909 гг. находился в научной командировке в С.-Петербурге. 21 окт. 1909 г. пострижен в монашество с именем А., 25 окт. рукоположен во иеродиакона, 28 окт. архиеп. Волынским Антонием (Храповицким) - во иеромонаха. 28 мая 1910 г. избран и 16 авг. утвержден преподавателем КазДА по кафедре пастырского богословия, в июле 1913 г. перемещен на кафедру церковнослав. и рус. языков. Составлял описание рукописей Соловецкого мон-ря в б-ке КазДА. 23 апр. 1916 г. назначен настоятелем казанского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря с возведением в сан архимандрита. Определением Святейшего Синода от 21 февр. 1917 г. А. был командирован в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства для проповеднической деятельности в воинских частях с сохранением за ним должности до 1917/18 учебного года. Постановлением свт. Тихона Белавина) , Святейшего Патриарха Московского и всея России, и Свящ. Синода 21 февр. (6 марта) А. был уволен, согласно прошению по болезни, от должности настоятеля Предтеченского мон-ря. 21 нояб. 1920 г. викариями Казанской епархии еп. Чистопольским сщмч. Анатолием (Грисюком) и еп. Мамадышским сщмч. Иоасафом (Удаловым) А. был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, однако, встретив в Чебоксарах противодействие местных властей и националистически настроенного духовенства, желавшего назначения архиерея из чувашей, вернулся в Казань. Летом 1922 г. в Казани было организовано временное епархиальное управление, в состав к-рого вошел и А., с 12 янв. 1923 г. он являлся председателем епархиальной предсоборной комиссии, готовившей предложения к предполагавшемуся Собору РПЦ. Как не признавший обновленчества и обновленческого архиеп. Алексия (Баженова) , назначенного на место сосланного Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова) , А. в апр. 1923 г. обновленческим епархиальным управлением был уволен за штат. 3 сент. 1923 г. по согласованию с митр. Кириллом назначен на Спасское вик-ство Казанской епархии, в апр. 1926 г.- вновь на Чебоксарское. С весны 1924 г. был временно управляющим Казанской епархией. В мае 1929 г. А. получил письмо Казанского митр. Кирилла (Смирнова), содержавшее критику деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и обоснование прекращения митр. Кириллом молитвенного общения с митр. Сергием. А. не порывал церковного общения с митр. Сергием. 24 апр. 1929 г. А. был возведен в сан архиепископа, с 7 мая 1930 г. архиепископ Казанский и Свияжский, с 23 марта 1933 г. архиепископ Ташкентский, с 24 авг. 1933 по 30 авг. 1935 г. архиепископ Саратовский. Уволен на покой, затем арестован и сослан, скончался в ссылке.

http://pravenc.ru/text/76910.html

132 Богородский Алексей Яковлевич (1870–1943) – сын профессора КазДА Якова Алексеевича Богородского , учился на юридическом, затем на физико-математическом факультете Казанского университета, специализировался по химии; с 1898 г. лаборант при кафедре неорганической химии, магистр (1905); профессор Казанского университета (1912), заведующий кафедрой неорганической химии (1919); заслуженный деятель науки и техники ТАСС (1940). 133 Тольский Андрей Петрович (1874–1942) – выпускник Петербургского лесного института (1897), лесничий Борового опытного лесничества (1900–1907); профессор кафедры лесных культур Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства в Харькове (1917–1922); профессор Казанского института сельского хозяйства и лесоводства, заведующий кафедрой лесных культур (1925–1941). 135 Афанасий (Малинин Александр Антонович; 1884–1939), архиепископ – выпускник Пермской ДС (1904) и КазДА (1908), в 1909 г. принял монашество; с 1910 г. и. д. доцента родной академии по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетики, с 1913 г. по кафедре церковно-славянского и русского языка с палеографией. В 1916–1918 гг. настоятель Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря в сане архимандрита. В 1920 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии; с 1923 г. епископ Спасский, викарий Казанской епархии; с 1926 г. вновь епископ Чебоксарский, с 1929 г. архиепископ; с 1930 г. архиепископ Казанский и Свияжский; с 1933 г. Ташкентский, вскоре Саратовский; с 1935 г. на покое; арестован и сослан. 136 Афанасий (Малинин), архиепископ – см. выше. Варсонофий (Лузин Александр Владимирович; 1884–1937), епископ – выпускник Уфимской ДС (1908) и КазДА (1912); при окончании академии пострижен в монашество; и. д. доцента родной академии по кафедре истории и обличения русского сектантства (1912); с 1919 г. магистр богословия и доцент; в 1921 г. арестован по групповому делу преподавателей КазДА; в 1921–1922 гг. инспектор и профессор казанского Богословского института; в 1922 г. арестован и сослан. В 1926 г. хиротонисан во епископа Спасского, викария Казанской епархии; в 1927 г. временно управлял Вятско-Ижевской епархией, в 1929 г. – Иркутской; с 1930 г. епископ Приморский и Владивостокский. С 1931 г. в лагерях; в 1937 г. расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

1927 г. – постоянный член Временного Патриаршего Св. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Нижегородском Сергии [Страгородском] (фактически не имел возможности участвовать в заседаниях). 1933–1936 гг. – митрополит Ташкентский и Туркестанский. 1936 г., 23 февраля – скончался в Ташкенте, там же погребён на городском кладбище. АФАНАСИЙ (Малинин Александр Антонович), архиепископ Саратовский. 1884 г., 6 марта – родился, 1908 г. – окончил Казанскую Духовную Академию. 1909 г. – принял монашество, иеромонах. 1910 г. – преподаватель Казанской Духовной Академии. 1916 г. – архимандрит. Настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани. 1920 г. – хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. 1925 г. – архиепископ. 1929 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. 1933 г., март – архиепископ Ташкентский. 1933 г., август – архиепископ Саратовский. 1935 г., сентябрь – епархией не управлял. 1939 г., 14 мая – скончался в ссылке. АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич), епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии 232 . 1887 г., 2 июля – родился во Владимирской губ., в семье чиновника. 1896–1902 гг. – Шуйское духовное училище. Во 2-м классе переэкзаменовка. В 3-м классе сидел два года. 1899 г., 21 августа – начал прислуживать в алтаре, вероятно, во всенощной. 1907 г., 6 мая – посвящён в первую степень клира, в чтеца. В каникулярное время прислуживал при архиерейском богослужении. 1903–1908 гг. – прислуживал рипидоносцем и иподиаконом непрерывно во все время. 1908–1912 гг. – Московская Духовная Академия. 1912 г., 12 октября – пострижен в монашество. 1912 г., 14 октября – иеродиакон. 1912 г., 17 октября – иеромонах. 1912 г., октябрь-1913 г., сентябрь – преподаватель Полтавской духовной семинарии. 1913–1918 гг. – преподаватель Владимирской духовной семинарии. 1918 г., январь-сентябрь – член Собора Российской Православной Церкви по избранию от монашествующих, 1920–1921 гг. – наместник Владимирского Рождественского монастыря. 1920 г., 20 января – архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Артемьев Павел Артемьевич, младший лейтенант госбезопасности, временный начальник Верхнеуральской тюрьмы. Афанасий (Малинин Александр Антонович; 1884–1939), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В 1921 г. арестован. С 1923 г. епископ Спасский, с 1926 г. епископ Чебоксарский. С 1929 г. архиепископ Казанский и Свияжский. С 1933 г. архиепископ Ташкентский, затем Саратовский. В 1935 г. арестован и сослан. Умер в ссылке. Афанасий (Молчановский Яков Афанасьевич; 1887–1938), епископ. В 1924 г. хиротонисан во епископа Сквирского и Бердичевского, викария Киевской епархии. В 1924 г. арестован, год содержался в тюрьме. В 1926 г. выслан из Киева в Курск, затем в Москву. В 1929 г. арестован, до 1930 г. содержался в Соловецком лагере. В 1933 г. вновь арестован. Умер в заключении. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. В 1922–1954 гг. с короткими перерывами пребывал в заключении и ссылках. Находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) . После избрания Патриарха Алексия (Симанского) восстановил общение с Московской Патриархией. С июля 1947 г. в Дубравлаге. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. В 1956 г. назначен председателем Богослужебно-календарной комиссии. Байда, председатель сельсовета пос. Абалак. Бакунина Эмилия Николаевна (урожденная Лопатина; 1875–1960), врач. Работала в частной клинике Бакуниных на Остоженке, где лечился св. Патриарх Тихон. В 1926 г. эмигрировала в Париж. 20 лет работала врачом в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Автор воспоминаний «Последние дни патриарха Тихона: (Воспоминания врача)». Похоронена на кладбище Сент- Женевьев-де-Буа в Париже. Балашов, обновленец из Ленинграда. Б-в А. С., протоией см. Беляев Алексей Сергеевич, протоиерей. Бедный Демьян (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов; 1883–1945), советский писатель, поэт, публицист, специализировался на антирелигиозной тематике.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

См.: Половинкин С. М. Алексеев С. А. [псевд. Аскольдов].//Православная энциклопедия. Т. I. М. 2000. С. 624–625. 249, 263. Ассанович Екатерина Львовна; (9 ноября 1888 (по формулярному списку отца), в личном деле указала ноябрь 1890). Окончила Гродненскую женскую гимназию, Петроградский Богословский институт (1923). В августе 1941 эвакуировалась из Ленинграда в Кунгур, затем в Ижевск. Старший библиотекарь научно-технической библиотеки при Доме Техники. С 15 сентября 1950 – корректор заочного сектора Ленинградской Духовной академии. С 1957 – на пенсии, переехала в Закарпатье. См.: Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 514. 284, 286 Астанин Иннокентий Петрович (в монашестве Игнатий); (1909–1940). Историк, ученик профессора М. Д. Приселкова, поэт. В сер. 1920-х гг. член философского кружка Александро-Невского братства. Слушатель Высших Богословских курсов. В конце 1929 пострижен в монашество. Служил в Николаевской единоверческой церкви Ленинграда. Арестован 23 декабря 1930. 10 февраля 1931 приговорен к заключению в концлагерь на 5 лет. После освобождения жил в Боровичах. В 1937 выслан в Мурманск, где и умер. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 49. 364, 367, 370, 388 Афанасий Муромский, прп . (XV в.). 8 Афанасий Сяндемский, прп . (XVI в.). 8 Афанасий (Малинин Александр Антонович); (1 марта 1884 – 27 мая 1939). Окончил Пермскую ДС (1904) и Казанскую ДА (1908), к. б. Оставлен в качестве профессорского стипендиата сроком на один год при кафедре русского и церковно-славянского языка с палеографией и истории русской литературы, а затем был командирован на два года в С.-Петербург для научных занятий в Университете, Археологическом институте и других научных учреждениях города. 21 октября 1909 года пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, 28 октября – во иеромонаха. Определением Совета Академии от 28 мая 1910 года избран преподавателем Академии по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетикой. В этой должности и утвержден с званием и. д. доцента. Указом от 27 июля 1913 был переведен с занимаемой им кафедры Пастырского богословия на кафедру церковно-славянского и русского языка с палеографией. В 1916 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря Казани, с оставлением на службе при академии. 21 ноября 1920 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 3 сентября 1923 – епископ Спасский, викарий Казанской епархии. С апреля 1926 – епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии (вторично). 24 апреля 1929 возведен в сан архиепископа. С 1930 – архиепископ Казанский и Свияжский, с 23 марта 1933 – Ташкентский, с 24 августа 1933 – Саратовский. 30 августа 1935 уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21. Антоний. Иконостасы (1)=Антоний [Храповицкий], архиеп. Какие сооружать иконостасы в новых храмах?//ВиР. 1914. 14. С. 145–154. (Перепечатка: РдСП. 1914. 39. С. 59–63; 40. С. 87–91.) 22. Антоний. Иконостасы (2)=Антоний [Храповицкий], архиеп. Предание или произвол? (Продолжение статьи об иконостасах)//ВиР. 1914. 14. С. 155–160. (Перепечатка: РдСП. 1914. 41. С. 112–118.) 23. Антонов. Русские богословы=Антонов Н.[Р.], свящ. Русские светские богословы. СПб. 1912. 24. Антонов. Сектантство=Антонов Н.[Р.], свящ. Сектантство и борьба с ним//Санкт-Петербургские ведомости. 1908. 154. С. 1–3. 25. Антонов. Условия=Антонов Н.[Р.], свящ. Условия возрождения церковно-приходской жизни в России//ИСПбЕ. 1906. 11–12. С. 27–37; 13–14. С. 32–56; 15. С. 7–21; 16–17. С. 24–38. 26. Антонов. Чтение=Антонов H.[P.], свящ. Отведено ли чтению Евангелия в нашем богослужении подобающее ему место и время?//Смоленские ЕВ. 1908. 16. С. 645–649. 27. Аполлосов М.[В.], свящ. Реформа церковной жизни нашего Отечества. По поводу предстоящего Поместного Собора Российской Церкви//Воронежские ЕВ. 1906. 5. С. 205–217. 28. Апраксин (1)=Апраксин С. Исповедь уверовавшего интеллигента. Киев, 1907. 29. Апраксин (2)=Православный мирянин [Апраксин СА.]. К вопросу об упорядочении церковной службы. (Голос пасомого)//ИСПбЕ. 1905. 9–10. С. 24–28. 30. Апраксин (3)=Православный [Апраксин СА.] Об упорядочении церковной службы. (Голос пасомого)//ЦВк. 1905. 16. С. 501–503. 31. Апраксин (4)=Апраксин С. Голос светского человека о просветительно-воспитательном значении православного богослужения и истовости его отправления//МО. 1905. 11. С. 243–257. 32. Апраксин (5)=Православный [Апраксин СА.] Что такое православное богослужение и во что превратили его наши «пастыри». (Предсоборные думы православного)//Правда Православия. СПб., 1907. 12–13. С. 1–10. 33. Апраксин (в)=Вл. М-ов. [Рец. на:] Девять лет на лоне Православной Церкви. (Вторая исповедь уверовавшего интеллигента.) Доклад, читанный на миссионерском съезде в Н.-Новгороде 20 августа 1907 года. Врача С.А. Апраксина.// Церковь . М., 1908. 1. С. 33–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

126.       " Киевский митрополит Петр Могила " С. Т. Голубева, т. 1, Киев, 1883//ЖМНП. 1884. 1. 127.       " Русский проповедник XVII в. " и " Иеродиякон Дамаскин " И. Яхонтова//ЖМНП. 1884. 4. 128.       " Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом " А. Архангельского//ЖМНП. 1884. 6. 129.       " Палинодия Захарии Копыстенского " В. 3. Завитневича//ЖМНП. 1884. 7. 130.       " Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа " А. Попова//ЖМНП. 1884. 131.       " Митрополит Платон Левшин как проповедник " А. Надеждина, Казань, 1883//ЖМНП. 1884. 12. 132.       О двух древних памятниках упраздненного Киево-Межигорского монастыря//КЕВ. 1884. 6, 7. 133.       Уставы, сиесть артикулы братские//КЕВ. 1884. 8. 134.       Некролог профессора Н. И. Щеглова//КЕВ. 1884. 3. 135.       Некролог профессора Ф. А. Терновского//КЕВ. 1884. 11, 12. 136.       Краткое руководство к катехизическому христианскому учению в церквах Подольской епархии на 1833 год//КЕВ. 1884. 14. 137.       Западнорусский лицевой ирмологий XVII века//ТКДА. 1884. 5. 138.       Новооткрытый список " Палинодии " Захарии Копыстенского//ТКДА. 1884. 6. 139.       Письма Киевского митрополита Самуила Миславского к высочайшим особам и другим лицам//ТКДА. 1884. 3. 140.       Дневник Ф. М. Дове//Исторический вестник. 1884. 10. 141.       " Пчела Почаевская " С. Голубева. Почаев, 1884 (рецензия)//КС. 1885. 1. 142.       Рефераты на VI археологическом съезде в Одессе, имеющие отношение к духовной науке//ТКДА. 1885. 1 — 3 143.       Попечительность Киевского митрополита Филарета о материальном обеспечении сельского духовенства Киевской епархии//ТКДА. 1885. 144.       Общественно-политические брожения в Киевской губернии в 1846 и 1847 годах//Исторический вестник. 1885. 9. 145.       Холмско-Подляские православные монастыри Холмский, Замостецкий и Яблочинский//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым.

http://bogoslov.ru/person/401224

Малинин Дмитрий, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (до 1868 – 1874 гг.). Отец : Иван Абрамов, заштатный пономарь; Московская губерния, Клинский уезд, село Шестаково, церковь в честь Рождества Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 20 об.). Малинин Иван, родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец : Михаил Петров, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Якоть, церковь в честь Рождества Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 8 об.). Малинин Петр, родился около 1854 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Илья Васильев Малинин, заштатный священник; Московская губерния, Волоколамск, церковь в честь Рождества Богородицы на Возмище (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 30; д. 2067, л. 14 об.). Малинин Сергей, родился около 1850 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Василий Иванов, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Курово, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19 об.). Малинковский Александр, родился около 1852 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Александр Петров Малинковский († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Васильевское, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 29; д. 2067, л. 14 об.). Малинковский Виталий, родился около 1857 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Александр Петров († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Васильевское, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 7). Махаев Дмитрий, родился около 1854 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Алексей Иванов, диакон; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малеин Димитрий,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Михаил Митрофанов, протодиакон; Московский Благовещенский собор (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 13 об., 14). Малинин Афанасий,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Николай Васильев, дьячок; Москва, Пречистенский сорок, Спасская на Арбате церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 7 об.). Малинин Михаил,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец: Григорий Михайлов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Семеновское, Отрада тож, Князе-Владимирская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 258; Оп. 3. Д. 20. Л. 8 об., 9). Малинин Михаил,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Иоанн Петров († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Серпухов, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 219; Оп. 3. Д. 20. Л. 3 об., 4). Малинин Павел,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Григорий Михайлов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Семеновское, Отрада тож, Князе-Владимирская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 224; Оп. 3. Д. 20. Л. 4 об., 5). Малинин Сергей,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Павел Григорьев, дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Богородское, Ватутинки тож, Тихвинская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 13 об., 14). Малиновский Алексей,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Гордий Степанов († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Воздвиженское, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 284; Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12, 12 об., 13). Мансветов Иван,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Данила Иванов, священник; Москва, Пречистенский сорок, Новодевичий монастырь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 5 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

2-е изд. 6. С. 103); в этой работе (там же. Приложение III. С. 376–383) Геннадий, ссылаясь на Ветхий и Новый Завет, опровергает мнение о приближении конца света и полемизирует с новгородскими жидовствующими, которые потешались над православными из-за того, что ожидаемого конца света не произошло. Эту же тему обсуждает Иосиф Волоцкий — главным образом, чтобы опровергнуть еретические взгляды жидовствующих — в 8-й и 9-й главах своего Просветителя (ср.: Holzwart. S. 119 и след.).м Из его сочинений для нас особенно важны: 1. «Послание на звездочетцы и на латины», обращенное к М. Г. Мисюрю Мунехину, псковскому дьяку, написанное между 1510 и 1520 гг. (Малинин. Ук. соч. С. 159; там же. Приложение. С. 45, и в: Прав. соб. 1861. 2. С. 95); 2. «Послание великому князю Василию Ивановичу» (до 1533), (Малинин. Ук. соч. Приложение. С. 49–55; Прав. соб. 1863. 1. С. 337–348); 3. «Послание царю Ивану (IV) Васильевичу» (Малинин. Ук. соч. Приложение. С. 62 и след. и ДАИ. 1. 23). Ср. литературу в примеч. 171 и Schaeder. Op. cit. S. 55 и след. Учение о «Roma mobilis» (странствующем Риме) нашло своих толкователей и на Западе, ср.: Limnacus Johannes. Juris publici Imperii Romano-Germanici. Argentorati, 1629. 1. 1. Гл. 4. 16. Малинин. Ук. соч. Приложение. С. 45. Там же. С. 49, 55. Весь комплекс этих идей Филофей еще раз изложил в своем послании юному царю Ивану IV, более пространном и не таком лаконичном и содержательном, как два его других послания (Малинин. Ук. соч. Приложение. С. 62). Ср. отголоски воззрений Филофея в первом послании Ивана князю А. М. Курбскому: «Понеже смотрения Божия слова всюду исполняшеся, и Божественным слугам Божия слова всю вселенную, яко же орли летанием обтекше, даже искра благочестия доиде и до Российского царствия. Сего убо православия истиннаго Российскаго царствия самодержавство Божиим изволением, почен от великаго князя Владимира, просветившаго Русскую землю святым крещением, и великаго князя Владимира Мономаха, иже от грек высокодостойнейшую честь приемшу, и храбраго великаго государя Александра Невскаго, иже над безбожными немцы велию победу показавшаго, и хвалам достойнаго великого государя Димитрия, иже за Доном над безбожными агаряны (т. е. татарами.— И. С.) велию победу показавшаго, даже и до мстителя неправдам, деда нашего, великаго государя Иоанна, и закосненным прародителствия землям обретателя, блаженныя памяти отца нашего великаго государя Василия, даже доиде и до нас, смиренных, скипетродержателя Российскаго царствия» (Переписка. С. 26). Упомянутое выше «Сказание о князьях Владимирских» было, конечно, тоже известно юному царю. Ср. также взгляды Ивана на обязанности самодержца (там же. С. 40).

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010