Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Особая единица в составе Галицко-Львовской униат. митрополии (Львовской церковной провинции), созданная для лемков Польши; существовала в 1934-1947 гг. 1934-1939 гг. Решение о создании Л. а. а. было обусловлено массовым переходом в Православие лемков-униатов, живших на территории совр. Подкарпатского и Малопольского воеводств Польши. Движение лемков за возвращение в Православие начал в 1911 г. свящ. сщмч. Максим Сандович , открывший домовый храм в с. Граб Дуклянского деканата (в Ясельском повете). В 1912 г. свящ. Максим был арестован, храм закрыт. Несмотря на это, правосл. возрождение постепенно распространилось на др. лемковские села: Оженна, Вишоватка, Длуге, Ждыня. Движение за воссоединение с Православием было подавлено австро-венг. властями в начале первой мировой войны. В сент.-нояб. 1914 г. свящ. Максим и его родственник - симпатизировавший Православию униат. декан Мушинского округа свящ. Петр Сандович - были приговорены к расстрелу военной администрацией; перешедший в Православие свящ. Михаил Юрчакевич из с. Чарна стал узником концлагеря. В янв.-мае 1915 г., когда вост. часть Лемковщины заняли российские войска, была сделана слабая попытка возродить правосл. движение - в Православие перешел униат. свящ. Иосиф Кодельский из с. Тарнавка. После отступления российских войск и начала новой волны репрессий русофильское и тяготеющее к Православию униат. духовенство было выселено, отдельные его представители репрессированы. Вновь правосл. движение приняло широкий размах после 1926 г. («Тылявская схизма»). Переход лемков в Православие в 20-х гг. XX в. был обусловлен конфликтом между униатским духовенством и паствой. Перемышльский еп. Иосафат Коциловский (1917-1947) и его окружение насаждали среди лемков «украинское национальное самосознание», политизировали церковную жизнь. В нояб. 1926 г. группа прихожан в селах Тылява и Тшчана (ныне Кросненского повета) перешла в Православие, протестуя против деятельности униат. свящ. Кирилла Коциловского, двоюродного брата еп. Иосафата, к-рого обвинили в попытках латинизации литургии и «чрезмерной приверженности идеям украинизации». В янв. 1927 г. по резолюции митр. Дионисия (Валединского) в указанных селах были открыты правосл. приходы, 25 мая 1927 г. открыты приходы в с. Крулёва-Руска (ныне Крулёва-Гурна) и Богуши Грыбувского повета Краковского воеводства. Первым руководителем правосл. миссии на Лемковщине стал священник галицкого происхождения Михаил Иваськив, назначенный настоятелем прихода в Тыляве; 18 нояб. 1927 г. он был приговорен к большому штрафу по обвинению в организации столкновения в селе с униат. общиной. К 1928 г. в Православие перешли общины храмов в селах Липна, Радоцына Горлицкого повета, Свежова-Руска и Свёнткова-Мала Ясельского повета, был образован правосл. приход в с. Чарна Горлицкого повета, настоятелем которого стал свящ. Михаил Грицай.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

Священномученик Максим (Сандович) Аудио Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Максим (Сандович) родился в 1882 году в деревне Ждыня в Карпатской Руси (Рутении). Сейчас эта местность находится на польско-украинской границе, а тогда входила в состав Австро-Венгрии. С малых лет святой Максим отличался необычайным благочестием. Еще школьником он вставал рано утром, чтобы читать у себя в комнате молитвы и петь церковные песнопения. Он желал стать монахом или священником и, окончив школу, поступил послушником в один из униатских монастырей своей области. Однако вскоре образ жизни в этом месте разочаровал его, и через три месяца он уехал оттуда в Почаевскую лавру, знаменитую как строгостью устава и духовной жизнью отцов, так и приверженностью Православию. Когда Максим был еще послушником, монастырь посетил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий; 1863–1936). Он просил игумена отпустить одного из послушников, чтобы обучить в семинарии, рукоположить в сан и отправить служить на Карпаты, где многие украинские униаты вернулись в лоно Православной Церкви. Выбор пал на Максима. Он оставил мечту о монашеской жизни и последовал за епископом. Закончив Житомирскую семинарию, Максим женился на белорусской девушке и принял священный сан (1911). Митрополит Антоний предлагал ему остаться в Киеве, но отец Максим отказался и отправился в родные края. Он начал пастырское служение в Грабе, недалеко от родной деревни. Здесь он отслужил православную Божественную литургию впервые после присоединения Карпатской Руси к унии в XVIII веке. Во время поездки к родным он был арестован и приговорен к большому штрафу и восьмидневному заключению. Несмотря на это, отец Максим продолжал служить в соседних деревнях, что повлекло за собой новые санкции по отношению к нему и другим православным, которые ему помогали. В марте 1912 года он был заключен в тюрьму во Львове. Два года шел суд, обвинявший его в православном вероисповедании, использовании богослужебных книг на церковнославянском языке и в сотрудничестве с Россией – противницей Австро-Венгрии. На все обвинения святой отвечал: «Моя единственная политика – святое Евангелие». Несмотря на многочисленные лжесвидетельства, плохое обращение, изоляцию и всевозможные мучения, в июне 1914 года святой был оправдан вместе со сподвижниками и совсем больным возвратился в свою деревню.

http://pravoslavie.ru/56146.html

Имя священномученика Максима Горлицкого (Сандовича) включено в месяцеслов Русской Православной Церкви 24 декабря, 2015. Новостная служба Днем празднования его памяти определено 24 августа/6 сентября 24 декабря. ПРАВМИР. Имя священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), прославленного Польской Православной Церковью, включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 24 августа/6 сентября. Такое решение принял сегодня Священный Синод, заслушав соответствующий доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей ( журнал 105 ). Максим Тимофеевич Сандович родился 31 января 1886 года в северных пределах Австро-Венгерской империи в русинском (лемковском) селе Ждыня (ныне Польша) в семье греко-католического псаломщика. С юных лет отличался благочестием. Обратившись в Православие, Максим Сандович в 1904 году стал послушником в Почаевской Лавре, а затем поступил в Волынскую духовную семинарию в Житомире. По ее окончании в 1911 году был рукоположен во диакона и священника и вернулся на родину, где подвергся гонениям со стороны австро-венгерских властей, враждебных по отношению к православным. С марта 1912 года по июнь 1914 года находился в тюремном заключении, не поддавшись на обещание освобождения в случае отречения от Православия и перехода в унию. В августе 1914 года последовал новый арест, а 6 сентября 1914 года без суда и следствия — расстрел во дворе тюрьмы города Горлице. В 1922 году останки святого погребли рядом с церковью в селе Ждыня. Почитание священномученика Максима распространилось среди карпаторусских православных. Решением Священного Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 года священномученик Максим Горлицкий (Сандович) был причислен к лику святых. Его память празднуется 24 августа/6 сентября. Решением Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 10 сентября 1996 года внесен в месяцеслов Русской Зарубежной Церкви. Решениями Синода Украинской Православной Церкви имя священномученика Максима внесено в состав собора Галицких святых (3 апреля 2001 года), собора Карпаторусских святых (22 ноября 2006 года) и собора Волынских святых (20 июля 2012 года).

http://pravmir.ru/imya-svyashhennomuchen...

Священномученик Максим Сандович – первый «российский шпион» Австро-венгерские жандармы с особой жестокостью казнили священника прямо на глазах его беременной жены 9 сентября, 2014 Австро-венгерские жандармы с особой жестокостью казнили священника прямо на глазах его беременной жены В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирениии враждующих. 6 сентября 2014 исполнилось сто лет со дня исповеднической смерти священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), замученного в 1914-м австро-венгерскими военными без суда и следствия. «Виной» отца Максима стала принадлежность к этносу лемков-русинов и твердость в православной вере, возрождению которой среди лемков отец Максим посвятил свою жизнь. Родился будущий святой в греко-католической семье на Лемковщине, у современной границы Польши и Словакии.  С детства Максим открыл в себе талант веры в Бога, пел в церковном хоре, посвящал много времени молитве и тщательно соблюдал посты. Неудивительно, что парень выбрал священническое служение. Но путь к нему оказался непростым. Ощущая всем сердцем тягу к вере своих прадедов, юноша направился в форпост Православия – Почаевскую лавру. Возможно, он стал бы хорошим монахом-подвижником, но Господь судил иначе: встреча с будущим митрополитом Антонием Храповицким решила дальнейшую судьбу Максима. При содействии владыки Антония юноша получает основательное духовное образование.  Окончив Волынскую духовную семинарию, которая тогда базировалась в Житомире, Максим женился и в сентябре 1911 года принял священный сан. Затем, несмотря на возможность остаться и получить приход, сознательно отправился в родные края – на Лемковщину, которая именно тогда переживала период возрождения исконной веры – православия. Так отец Максим стал миссионером для родного народа. Почти сразу начались преследования и репрессии австро-венгерских властей, пытавшихся уничтожить на своей территории любые упоминания о Киевской Руси и исповедание православия.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Максим (Сандович), с житием. Совр. икона [Польск. Maksym] (Сандович Максим Тимофеевич; 19(31). 01.1886, с. Ждынь, Австро-Венгрия, совр. Здыня Малопольского воеводства, Польша - 24.08(06.09).1914, г. Горлице, Австро-Венгрия, ныне Польша), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых). Род. в лемковском селе в семье псаломщика греко-католич. церкви. Закончил 4 класса школы в Горлице, учился в Ясло, 4 года - в гимназии г. Новы-Сонч. После поступил в мон-рь базилианов в с. Крехов (ныне Львовская обл., Украина), но через 3 месяца покинул его. В 1904 г. стал послушником в Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре, где на него обратил внимание еп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) и в 1905 г. направил на обучение в Волынскую ДС в Житомире. После женитьбы на Пелагее Григорук М. 17 нояб. 1911 г. был рукоположен во иерея. Владыка предложил ему служить в Киевской епархии, но М. решил вернуться на родину и содействовать возвращению местного населения из унии в правосл. веру. 2 дек. 1911 г. он совершил 1-ю литургию в с. Граб (ныне Польша). Вскоре был задержан по доносу, провел 8 дней под арестом и выплатил штраф. Впоследствии служил также и в близлежащих селах Вышоватка и Длуге. 22 дек. комиссар полиции приказал запечатать храм в с. Граб, тогда М. стал служить в частных домах. 16 янв. 1912 г. он был повторно арестован на 7 недель, а после освобождения Великим постом вновь арестован 28 марта по обвинению в шпионаже в пользу России и заключен в тюрьму во Львове. Посланник униатского митр. Андрея Шептицкого свящ. Никита Романюк предлагал ему свободу в обмен на присоединение к унии, но М. ответил решительным отказом. Суд над М. и задержанными по обвинению в пророссийской пропаганде священниками Игнатием Гудимой, Василием Колдрой и Семеном Бендасюком после почти 2-летнего их пребывания в заключении начался 9 марта 1914 г. и продолжался ок. 3 месяцев (т. н. Львовский процесс 1912-1914), став одним из самых громких процессов своего времени. Обвиняемые открыто заявили, что стремились лишь к свободному исповеданию правосл. веры. 6 июня 1914 г. суд присяжных единогласно признал подсудимых невиновными. Выйдя из тюрьмы, М. продолжил служение.

http://pravenc.ru/text/2561554.html

На Украине установлены дни празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской 26 июля. ПРАВМИР. Во время очередного заседания Священный Синод УПЦ принял решение об установлении Дней празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской. Это следует из информации, опубликованной в журналах 22, 23, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. По благословению Синода Собор Балтских святых будет праздноваться 22 ноября (9 ноября по старому стилю). В него вошли 8 угодников Божиих: 1) свт. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 2) сщмч. Кирион (Садзаглишвили), Католикос-Патриарх всея Грузии; 3) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 4) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 5) сщмч. Павел Гайдай, пресвитер; 6) прмч. Иов (Протопопов) Раифский; 7) прав. Феодосий Левицкий, пресвитер Балтский; 8) блж. Агафья (Маранчук) Кушеловская. День Собора святых земли Житомирской будет отмечаться 5 сентября (23 августа по старому стилю), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. Среди них 16 подвижников благочестия: 1) свт. Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец; 2) свт. Мардарий (Ускоковича), епископ Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; 4) сщмч. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский; 5) сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; 6) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 7) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 8) прмч. Макарий (Токаревский), архимандрит Овручский, Каневский, игумен Пинский, Переяславский чудотворец; 9) сщмч. Александр Хотовицкий, протопресвитер; 10) сщмч. Максим Сандович, пресвитер; 11) сщмч. Арефа Насонов, пресвитер; 12) сщмч. Мирон Ржепик, пресвитер; 13) сщмч. Павел Гордовский, пресвитер; 14) сщмч. Василий Малахов, пресвитер; 15) мч. Николай Варжанський; 16) мц. Веру Трукс. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-kalendar-u...

Священномученик Максим Горлицкий HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Ярослав Харкевич Священномученик Максим Горлицкий Со связанными за спиной руками и завязанными глазами, ведомый под руки двумя солдатами, священник встал у стены тюремного двора в четырех шагах перед двумя жандармами из расстрельной команды. На одежде мелом было обозначено место, где находится сердце. Прежде чем раздался смертельный залп, отец Максим успел выкрикнуть: «Да живет святое Православие! Да живет Святая Русь!» Память 24 августа/6 сентября Священномученик Максим Сандович, называемый Горлицким, родился 19/31 января 1886 года в селе Ждынь в Подкарпатье в семье лемков-униатов. В то время эти земли входили в состав Австро-Венгерской империи. Его отец Тимофей владел большим хозяйством и состоял псаломщиком в церкви, а мать - Кристина - была домашней хозяйкой. После окончания четырехклассной школы в соседних Горлицах, Максим продолжил учебу в Ясле, а через некоторое время перешел в гимназию в городке Новы-Сонч. Там он своей глубокой верой привлек внимание своих однокашников по «Русской бурсе», организованной и поддерживаемой на добровольные пожертвования лемков. Максим имел обыкновение исполнять песнопения в честь Матери Божией, особенно на службах утрени и вечерни. Он также удивлял учащихся своим горячим стремлением стать монахом и притом в монастыре с самым строгим уставом. Сам любил часто молиться и соблюдать строгий пост. После четырех лет учебы в гимназии Максим провел три месяца в василианском монастыре в Крехове, но его атмосфера оказалась чуждой для молодого человека. Он разочаровался в увиденной в монастыре духовной жизни. Продолжая духовные искания, в 1904 году он оставил монастырь и поступил послушником в известную своими богатыми традициями Почаевскую лавру. Этот монастырь находился недалеко от австро-венгерской границы на российской стороне. Во время одного из своих пастырских посещений епископ Житомирский и Волынский Антоний (Храповицкий) обратил внимание на молодого и способного послушника. В награду за образцовое поведение он направил его для дальнейшего обучения в Волынскую духовную семинарию в Житомире.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

«Моя единственная политика – святое Евангелие» Памяти священномученика Максима Горлицкого Матвей Славко Общерусская история полна героических, подвижнических страниц и личностей. И работа по их поиску и прославлению, слава Богу, ведется, не прекращается. В этом — и высшая справедливость воздаяния, и человеческая благодарность, и необходимость собирания всего нашего, русского, что было рассеяно и утрачено нами и по причине собственных помрачений, и при атаках врага. 24 декабря 2015 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), прославленного Польской Православной Церковью. Синод постановил включить имя священномученика в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 24 августа/6 сентября. Священномученик Максим Горлицкий Максим родился 130 лет назад, 19/31 января 1886 года, в селе Ждынь в Подкарпатье, в семье лемков (до второй половины XIX века их чаще называли русинами, а сами они русинами называли себя и позднее). По-польски название села звучит как Здыня, Zdynia, как указано в справочниках; оно находится сейчас на территории гмины (волости) Усце-Горлицке Горлицкого повята (района) Малопольского воеводства. На Лемковщине всегда, даже в униатский период, старались сохранять память о единстве со Святой Русью, а себя именовали «русины», «руснаки», «руськие». Напомним, что фамилию Руснак носил и митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (1921–2011), сыгравший ключевую роль в историческом Харьковском Архиерейском Соборе 1992 года. В то время эти земли входили в состав Австро-Венгерской империи. Отец будущего священномученика Тимофей Сандович владел большим хозяйством и состоял псаломщиком в церкви, а мать – Кристина – была домохозяйкой. Мальчик окончил школу-четырехлетку в соседних Горлицах, продолжил учебу в Ясле, а затем перешел в гимназию в городке Новы-Сонч. Рассказывается, что своей глубокой верой он привлек внимание однокашников по «Русской бурсе», организованной и поддерживаемой на добровольные пожертвования лемков: Максим имел обыкновение исполнять песнопения в честь Матери Божией, особенно на службах утрени и вечерни, а также удивлял соучеников стремлением стать монахом.

http://pravoslavie.ru/91537.html

Святой Алексий Товт - духовный лидер американских карпатороссов ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯТЫЕ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СВЯТОЙ АЛЕКСИЙ ТОВТ - ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР АМЕРИКАНСКИХ КАРПАТОРОССОВ Протоиерей Алексий Товт 4 апреля Священный Синод Русской Православной Церкви установил праздник Собора Галицко-русских святых. Сделано это было в преддверие нового наступления на каноническое Православие на Украине: все святые выходцы из Галицкой и Подкарпатской Руси, " собранные " в этот местный праздник, были убежденными сторонниками единой Русской Православной Церкви, а некоторые, такие как священномученик Максим Сандович - убиенными от галицийских сепаратистов, " бандеро-мазепинцев " . Житие о. Максима Сандовича описано в моей статье " Русские карпаты - terra incognita православного мира " . В числе вновь прославляемых святых - протоиерей Алексий Товт (1854-1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов. Тяжелейшие экономические условия гнали огромное количества карпатороссов в США, где они шли на самые низкооплачиваемые работы - шахтерами и т.д. Там они соприкоснулись с достаточно большой великорусской диаспорой и бурно развивающейся Русской Православной Церковью в Америке, которая не только окормляла русских, но и вела активную миссионерскую работу среди индейского и англоязычного населения США. Сначала русская православная кафедра находилась на Аляске, но с ростом паствы в 1881 году она была перенесена в Сан-Франциско. В это же время в США начали появляться и первые переселенцы из Галицкой и Подкарпатской Руси. Вот как описывает события один из замечательных исповедников Православия и духовных вождей карпатороссов протопресвитер Петр Коханик: " Не будь у нас в Америке русского православного дела, не найдя мы в нем потребную духовно-материальную помощь, от нас ныне, и следа бы не было бы. Мы ныне не были бы известны, ни под " именем " русских " , ни под именем " карпатороссов " , а были бы " украинцами " или " русинами " ...

http://pravoslavie.ru/put/sv/svalexiytov...

Святый праведный Алексий Товт HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Кирилл Фролов Святый праведный Алексий Товт Выдающаяся миссионерская деятельность протоиерея Алексия Товта (1854-1909) связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов / 4 апреля Священный Синод Русской Православной Церкви установил праздник Собора Галицко-русских святых. Сделано это было в преддверие нового наступления на каноническое Православие на Украине: все святые выходцы из Галицкой и Подкарпатской Руси, " собранные " в этот местный праздник, были убежденными сторонниками единой Русской Православной Церкви, а некоторые, такие как священномученик Максим Сандович - убиенными от галицийских сепаратистов, " бандеро-мазепинцев " . Житие о. Максима Сандовича описано в моей статье " Русские карпаты - terra incognita православного мира " . В числе вновь прославляемых святых - протоиерей Алексий Товт (1854-1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов. Тяжелейшие экономические условия гнали огромное количества карпатороссов в США, где они шли на самые низкооплачиваемые работы - шахтерами и т.д. Там они соприкоснулись с достаточно большой великорусской диаспорой и бурно развивающейся Русской Православной Церковью в Америке, которая не только окормляла русских, но и вела активную миссионерскую работу среди индейского и англоязычного населения США. Сначала русская православная кафедра находилась на Аляске, но с ростом паствы в 1881 году она была перенесена в Сан-Франциско. В это же время в США начали появляться и первые переселенцы из Галицкой и Подкарпатской Руси. Вот как описывает события один из замечательных исповедников Православия и духовных вождей карпатороссов протопресвитер Петр Коханик: " Не будь у нас в Америке русского православного дела, не найдя мы в нем потребную духовно-материальную помощь, от нас ныне, и следа бы не было бы. Мы ныне не были бы известны, ни под " именем " русских " , ни под именем " карпатороссов " , а были бы " украинцами " или " русинами " ...

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010