Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Максим (Кроха), архиеп. Могилевский. Фотография. 70–80-е гг. XX в. (Кроха Борис Иванович; 25.12.1928, дер. Черниговка Белебеевского кантона Башкирской АССР (ныне Девлекановского р-на, Башкортостан) - 27.02.2002, Могилёв, Белоруссия), архиеп. Могилёвский. Род. в крестьянской семье. Рано лишился отца, который был раскулачен и репрессирован. Семья была выслана в Сибирь, проживала в г. Анжеро-Судженске (ныне Кемеровской обл.). Сильное влияние на Бориса оказали глубоко верующая мать Татьяна (впосл. инокиня Агния) и иером. Петр (Пеньков; впосл. архимандрит), настоятель Покровского храма, устроенного в Анжеро-Судженске после войны в частном доме. Еще будучи школьником, Борис Кроха прислуживал в церкви в алтаре. В 1946 г. окончил среднюю школу и по благословению иером. Петра, своего духовного наставника, отправился в Ленинград для поступления в семинарию, однако зачислен не был поскольку ему не исполнилось 18 лет. Был принят Ленинградским митр. Григорием (Чуковым) на послушание в Митрополичий дом. В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. Во время учебы в семинарии, после его решения принять монашеский постриг, митр. Григорий направил Бориса в Анжеро-Судженск для того, чтобы тот обсудил свое решение с иером. Петром. 24 авг. 1949 г. пострижен в Новосибирске Новосибирским митр. Варфоломеем (Городцовым) в монашество с именем в честь прп. Максима Исповедника. 17 апр. 1950 г. рукоположен Таллинским еп. Романом (Тангом) во диакона. В 1951 г. по окончании ДС поступил в Ленинградскую ДА. 24 сент. 1954 г. рукоположен митр. Григорием (Чуковым) во иерея. В 1955 г. окончил академию. Служил на приходах в Ленинградской, Ярославской и Минской епархиях. С 1958 г. был преподавателем Минской ДС и благочинным Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиального мужского монастыря (до прекращения работы семинарии в 1963). В 1962 г. возведен в сан архимандрита. В 1965 г. заочно окончил аспирантуру при МДА, был удостоен степени кандидата богословия за соч.

http://pravenc.ru/text/2561608.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле К 95-летию со дня рождения 28.12.2023 132 Время на чтение 14 минут 25 декабря 2023 года исполнилось 95 лет со дня рождения приснопамятного Высокопреосвященнейшего Максима (Крохи), архиепископа Могилевского и Мстиславского ( † 27 февраля 2002 г.). Владыка Максим служил в Ленинградской и Ярославской епархиях, в далекой Аргентине, холодной Сибири и Туле. А в Белоруссии он прослужил двадцать семь лет, из них — четырнадцать лет в Минской епархии и тринадцать в Могилевской. Его уважали священнослужители и любила его паства. Богом избранный и прославленный, наделенный от Него дарами Святого Духа Святитель Максим и после своей блаженной кончины принимает деятельное участие в жизни могилевской епархии, Свято-Никольского монастыря и тех людей, которые с верой обращаются к нему в молитвах. По случаю дня рождения владыки Максима в Соборе Свято-Никольского монастыря состоялась Божественная литургия и панихида, которую совершили священнослужители епархии. Храм был полон молящихся, которые пришли почтить память дорогого архипастыря. П родолжаем знакомить читателей с биографией архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима богатой скорбями и исповедническими трудами во славу Божию и Церкви Христовой, на благо Отечества и спасения душ православных христиан. В основу этой статьи, к ак и предыдущих, положены дневниковые записи и публикации игумении Евгении - основного биографа владыки и его верной помощницы около двадцати четырех лет, начиная с Сибири (ноябрь 1978 г.) и вплоть до его блаженной кончины в Могилеве (27.02.2002 г.). Биография владыки дополнена новыми материалами и новыми свидетельствами его благодатной помощи по молитвам к нему. Служение святителя-исповедника Максима в Сибири В статье, опубликованной в конце декабря прошлого года, к 94-летию со дня рождения владыки мы остановились на том, что епископ Максим 26 декабря 1974 года был назначен епископом Омским и Тюменским на место злодейски убитого два месяца перед тем 23 октября правящего архиерея архиепископа Мефодия (Мензака). Несколько архиереев, которым предлагали эту кафедру отказались. А епископ Максим смиренно согласился, во исполнение пророческого благословения его духовника архимандрита Петра: «Если будут назначать в Сибирь, в частности - в Тобольск, ты не отказывайся, будет помогать тебе Святитель Иоанн Тобольский».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/svyati...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти святителя-исповедника Максима Могилевского Помогает он пастве своей  до сих пор 24.12.2022 579 Время на чтение 13 минут (к 94-летию со дня рождения) Основным источником биографии владыки Максима (Кроха) архиепископа Могилевского и Мстиславского являются труды игумении Евгении (Волощук), которая была его верной помощницей на протяжении 25 лет (см., напр. http://www.rv.ru/content.php3?id=7021 ). Ниже приведен лишь небольшой фрагмент его биографии, во многом необычной, насыщенной событиями, скорбями и исповедническими трудами во славу Божию и Церкви Христовой, на благо Отечества и народа Божия. Борис Иванович Кроха - будущий архиепископ Максим - родился 25 декабря 1928 года в Башкирии. Его отец, Иоанн, мученически погиб на Беломорканале, когда Борису было всего пять лет. Мать, Татьяна, после того, как дети стали совершеннолетними, приняла монашество с именем Агния. После смерти отца Борис вместе с матерью и братьями были сосланы в город Анжеро-Судженск (Кемеровская область). Мать на коленях со слезами молилась Господу пред домашней святыней — Крестом (Распятием), привезенным из Иерусалима, чтобы Он не оставил детей. Она упросила сопровождающих разрешить взять Крест с собой. Те согласились, но разбили Крест на части. Добрые люди помогали и в дороге, и на месте - соорудили им землянку, приютили. Крест этот мать хранила у себя, а в 1977 году, предчувствуя кончину, передала своему сыну, в то время уже епископу Максиму. И владыка не расставался с этой семейной святыней. После кончины владыки Крест установлен на Горнем месте в Царском приделе Св. Никольского женского монастыря. С 1937 года Борис учился в средней школе, посещал храм, в котором служил иеромонах со Св. Афона Петр Сеньков, сосланный в Сибирь. Борис помогал ему в качестве чтеца, прислуживал в алтаре. По окончании школы Борис с рекомендательным письмом отца Петра поехал поступать в Ленинградскую семинарию и был зачислен в нее в 1947 году. В ноябре того же года Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), который молился во время войны за спасение России. А по окончании войны митрополит Илия был приглашен в Москву, где он был тепло встречен властью и народом. Он пожелал поехать в Ленинград, чтобы возложить привезенный им венец на Казанскую икону Божией Матери во Владимирском Соборе. Во время Литургии семинаристу Борису было поручено держать митру митрополита Илии на специальном подносе. Но когда служба закончилась, Бориса оттеснили, и он не смог войти в Алтарь, а когда вошёл в него, то владыки уже ушли в Митрополичий дом. Тогда Борис прошёл через весь Невский проспект к Митрополичьему дому, а войдя, поклонился митрополиту и со слезами рассказал о происшедшем. Владыка Илия призвал Бориса к себе, взял митру, снял с себя одну из Панагий, благословил ею Бориса, надел на него и сказал по-русски: «Храни, она тебе пригодится». Перекрестил Бориса и поцеловал в голову.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/24/pamyat...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Максим (Кроха): Богом избранный и прославленный К 20-летию праведной кончины архиепископа  Могилевского и Мстиславского Максима 26.02.2022 1031 Время на чтение 17 минут Двадцать лет назад 27 февраля 2002 года на 74-м году жизни окончил свой земной путь выдающийся архиерей Русской Православной Церкви Максим (Кроха), архиепископ Могилевский и Мстиславский. И чем дальше в прошлое уходит этот скорбный день, тем больше те, кто знал владыку при его жизни, осознают, с каким великим человеком и архиереем Господь сподобил их общаться, набираться ума, учиться быть православными, сослужить с ним. Как писал известный поэт – лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.   Всю свою сознательную жизнь от начала учебы в семинарии и до блаженной кончины владыка Максим посвятил служению Богу, в том числе в епископском сане почти 30 лет. Будучи русским человеком, владыка посвятил служению белорусскому православному народу в общей сложности около 27 лет (из них могилевской пастве почти 13 лет). Владыка Максим хорошо знал характер белорусского народа, его быт, историю, духовно-нравственные проблемы. Он был пастырем добрым, умел и вразумить, и утешить, и дать нужный совет, и оказать молитвенную помощь обращавшимся к нему. Отличительными чертами его характера были открытость, простота и доброта.   Архиепископ Максим был призван к архиерейскому служению Самим Богом еще во время его учёбы в Ленинг радской семинарии. Когда в ноябре 1947 г. Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) (†1969), который молился во время войны за спасение России, семинарист Борис Кроха прислуживал в качестве иподьякона во время божественной литургии. По окончании литургии митрополит Илия после небольшого курьеза, связанного с послушанием иподьякона Бориса, снял с себя одну из архиерейских панагий, благословил его ею, надел на него и по-русски сказал: «Храни, она тебе пригодится». Затем перекрестил Бориса и поцеловал в голову. А призыв-повеление принять монашество прозвучал два года спустя, в 1949 г. В ту памятную ночь с 13-го на 14-е августа Борис Кроха проснулся от сильного грома, увидел на небе Крест и услышал голос: «Не будете как дети – не войдете в Царство Небесное» (это повторилось три раза). Борис обратился за разъяснением этого знамения к своему духовнику иеромонаху Петру и ректору семинарии митрополиту Григорию (Чукову). Владыка митрополит расценил этот знак как волю Божию на принятие семинаристом Борисом монашества и благословил его на этот важный жизненный шаг. Десять дней спустя Борис Кроха уже был пострижен в монашество с именем Максим в честь Преподобного Максима Исповедника (†662).

http://ruskline.ru/opp/2022/02/26/arhiep...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Максим (Кроха) - исповедник православия 11.03.2012 1764 Время на чтение 21 минут " Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, ивзирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13, 7) 27 февраля исполнилось десять лет со дня праведной кончины в 2002 году Высокопреосвященнейшего Максима, архиепископа Могилевского и Мстиславского (в миру - Борис Иванович Кроха). Только теперь, спустя десять лет многие из нас стали осознавать, что рядом с нами жил и служил Богу верою и правдою великой духовной силы и святой жизни человек. С юных лет отрок Борис был избран Богом для величайшего, священнического служения. Архиепископ Максим был замечательным богословом и мужественным исповедником Православия, подобно его небесному покровителю Максиму Исповеднику и представленному им к канонизации святителю Георгию Конисскому. Как и эти святые мужи, Владыка испытывал сильную неприязнь со стороны врагов Православия, еретиков, злых людей и не раз рисковал своей жизнью. Он без устали восстанавливал храмы Божии, разрушенные богоборцами, и строил новые. Он обличал великую ложь экуменизма, всевозможных уний и антихристианскую, антихристову сущность глобализма. Он был благородным, высокоэрудированным человеком, хорошо знал мировую историю и ее духовный смысл. Он был истинным патриотом единой Святой Руси и внес достойный вклад в дело освобождения ее от ига богоборческого и " демократического " . Он рукоположил и воспитал много священнослужителей для окормления ищущих спасения православных христиан. Он душу свою полагал за паству, без устали проповедовал, учил, вразумлял, наказывал, утешал, укреплял. Он врачевал наши души, обремененные грехами и измученные болезнями. Он уклонялся от зла и творил добро. Однако почему " был " , " учил " , " наставлял " , " врачевал " ? Архиепископ Максим и после своей праведной кончины продолжает учить, наставлять, исцелять, чем убеждает нас в неоспоримости духовной истины, что у Бога все живы, что " приблизилось Царство Небесное " (Мф. 3:2).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В 20-ю годовщину со дня кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима (Крохи) в Могилеве состоялось заупокойное богослужение 28 февраля 2022 г. 09:28 27 февраля 2022 года, в 20-ю годовщину со дня кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима (Крохи), заупокойное богослужение в Свято-Никольском женском монастыре города Могилева, возглавил архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний . Перед началом молитвы архиепископ Софроний кратко рассказал присутствующим о жизни и служении владыки Максима, возглавлявшего Могилевскую епархию с 1989 по 2002 год, и приложившего много усилий для возрождения епархии после 45-летнего запустения.  Будущий архиепископ Борис Иванович Кроха родился 25 декабря 1928 года в Башкирии в семье благочестивых христиан Иоанна и Татьяны (в монашестве Агнии). Когда Борису было пять лет, мученически погиб на Беломорканале его отец, а мать с детьми были сосланы в Сибирь.  С 1947 года Борис учился в Ленинградских духовных семинарии и академии . В 1949 году принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Максима Исповедника. По окончании обучения иеромонах Максим проходил пастырское служение в Ленинградской , Ярославской и Минской епархиях. Был преподавателем Минской духовной семинарии и благочинным Успенского Жировицкого монастыря.  В 1962 году иеромонах Максим был возведен в сан архимандрита. В 1972 году архимандрит Максим  был рукоположен во епископа Аргентинского и Южноамериканского, с 1974 по 1986 год был епископом Омским и Тюменским. В 1984 году возведен в сан архиепископа и с 1986 по 1989 год являлся архиепископом Тульским и Белевским.  Определением Священного Синода от 6 июля 1989 года был назначен архиепископом в Могилевскую епархию , которую начал возрождать после 45-летнего запустения.  Трудами архиепископа Максима был восстановлен Никольский монастырь — памятник архитектуры XVII века, зарегистрированный в списках ЮНЕСКО как шедевр мирового зодчества, и возрождена в нем монашеская жизнь. Окормляя могилевскую паству и возрождая древнюю кафедру, владыка Максим занимался и научными трудами по изучению истории епархии, ее иерархов и священнослужителей. Он поднял вопрос о причислении к лику святых подвижника веры и благочестия архиепископа Георгия (Конисского), канонизация которого состоялась 5 и 6 августа 1993 года. К этой дате владыка Максим составил службу и акафист святителю Георгию.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

2 декабря исполняется 100 лет со дня рождения протоиерея Глеба Александровича Каледы. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, он был в 1972 году тайно рукоположен во священники митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом). И в течение многих лет тайно служил литургию у себя дома. В начале 1990-х годов отец Глеб вышел на открытое служение. Был первым ректором Катехизаторских курсов, впоследствии преобразованных в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Он стал первым священником, служившим в тюрьме. Отец Глеб – автор замечательных книг о Православии. Дети отца Глеба по сей день служат Богу и Церкви. Предлагаем вашему вниманию воспоминания о нем ярославской журналистки Эльвиры Меженной. Протоиерей Глеб Каледа С Глебом Александровичем Каледой мы с мужем познакомились в 1988 году у митрополита Иоанна (Вендланда) в Ярославле. С владыкой мы жили по соседству, через дорогу. Квартиру в многоэтажном кирпичном доме ушедшему на покой архиерею предоставил горисполком, поскольку собственного жилья у него не было. Оказавшись у него случайно, мы были поражены масштабом личности этого человека, в течение года чуть ли не каждый день приходили к нему и стали своими в архиерейском доме на улице Доронина. Рядом с владыкой всегда находилась его личный врач, преданный друг Елизавета Александровна Александрина. Ни я, ни мой муж Анатолий тогда не были воцерковлены, а я и не крещена. Но как оказалось, это не имело никакого значения. Мы даже пользовались здесь какой-то особой любовью, как бывает с маленькими неразумными детьми во взрослом мире. Длилась эта прекрасная жизнь чуть больше года. 8 февраля 1989 года скоропостижно скончался мой муж, а 25 марта предстал пред Господом владыка. В 1972 году Глеб Александрович был тайно рукоположен во священники и в течение многих лет служил литургию у себя дома Навестить митрополита Иоанна в последний год его жизни приезжало очень много людей: священники, архиереи, бывшие коллеги-геологи, духовные чада, священнослужители, которых митрополит рукополагал, почитатели из разных городов и стран. Архимандрит Павел (Груздев) привозил судаков с Рыбинского водохранилища, гости из Узбекистана присылали восточные сладости. Памятно, как поздним осенним вечером после торжеств в честь преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры с корзиной гостинцев прибыл архиепископ Максим (Кроха). С ним были монахини Евгения и Евпраксия. Митрополит Иоанн дружил с матушками много лет. Из Москвы наведывалась внучатая племянница владыки Иоанна Катя Фок. В праздничные дни мешками приносили из соседнего почтового отделения поздравительные письма и телеграммы.

http://pravoslavie.ru/143202.html

Чечевичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм Карта и ближайшие объекты В 1992 году территория и все постройки бывшего детского санатория передали православной общине. Усилиями многих верующих был отремонтирован один из корпусов санатория. 9 октября 1993 года архиепископ Максим (Кроха) освятил церковь. В основание престола была помещена частица мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. По материалам официального сайта Бобруйской епархии Деревня Чечевичи расположена в Быховском районе Могилевской области, на берегу Чигиринского водохранилища. Первое летописное упоминание селения относится к XVI веку. В 1596 году упоминается в деле о размежевании владений с Ходкевичами. В 1720-х годах переходят в руки помещиков Гонипровских, в 1729 году деревня насчитывает 21 двор. С 1772 года поселение располагалась на границе между Речью Посполитой и Российской империей. С 1795 года — в составе Российской империи. В 1791 году имение Збышин-Чечевичи было разделено между братьями Антоном и Феликсом Игнатьевичами Гонипровскими, Чечевичи вместе с Грибовой Слободой отошли последнему. После разделения имения Феликс Гонипровский возвел Покровскую церковь в Збышине, которая располагалась около нынешнего Старого кладбища в урочище «Церковище». После смерти Феликса в 1827 году здание церкви было перенесено в Збышин. Имение перешло по наследству сыну Феликса, штабс-капитану российской армии Юльяну Гонипровскому, который в 1829 году был вынужден уступить деревню Грибова Слобода мужу своей родственницы Иван Матвеевичу Чижу. В середине 1830-х годов права на имение оспарила сестра Юльяна — Юзефа и ее муж Кароль Рошковский из Минской губернии. В 1837 году 37 дворов, в 1849 году 45 дворов. В 1909 году 116 дворов и 794 жителя. После Октябрьской революции коммунисты разорили церковь. Все иконы были сожжены, церковь была переоборудована в сельский клуб. Во время Второй Мировой войны немцы сожгли храм вместе с жителями села. Прошло время, в деревне Чечевичи был открыт детский санаторий, который в 1991 году был закрыт. В 1992 году территория и все постройки бывшего санатория передали православной общине. Усилиями многих верующих был отремонтирован один из корпусов санатория. 9 октября 1993 года архиепископ Максим (Кроха) освятил церковь. В основание престола была помещена частица мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. www p.bobreparhiya.by Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=28452

Аргентинская Фактически основана в кон. 1943 г. (см. сн. 117), но официальное оформление указом Московской Патриархии произошло лишь в 1946 г. С 28.03(10.04)1970 по 17(30)01.1990 – Экзархат Центральной и Южной Америки. 29.11(12.12)1943 07.1952 08(21)04.1964 19.06(02.07)1970 28.03(10.04)1970 29.07(11.08)1970 04(17)07.1970 11(24)02.1971 Платон Лобанков 11(24)02.1971 08(21)03.1972 08(21)03.1972 13(26)03.1972 в/у Максим Кроха 13(26)03.1972 23.11(06.12)1973 Максим Кроха 23.11(06.12)1973 02(15)12.1973 03(16)12.1973 15(28)01.1980 15(28)01.1980 04(17)04.1980 05(18)04.1980 06(19)04.1985 Лазарь Швец 06(19)04.1985 30.08(12.09)1985 30.08(12.09)1985 28.03(10.04)1989 28.03(10.04)1989 19.10(01.11)1993 Марк Петровцы 19.10(01.11)1993 119 Еще до официального учреждения Московской Патриархией Аргентинской кафедры был направлен в Аргентину в 1943 г. митрополитом Вениамином (Федченковым) для руководства церковной жизнью многочисленного местного православного населения, издавна руководимого известным православным деятелем этой страны, митрофорным протоиереем о. Константином Изразцовым (Некролог еп. Феодора (Текучева)//ЖМП. 1985. 8. С. 27). Хиротония состоялась по рекомендации митрополита Вениамина (Федченкова) Московской Патриархии. Патриарх Сергий ответил ему телеграммой «Быть архимандриту Феодору епископом Аргентинским». В Буэнос-Айрес смог прибыть лишь 09.04.1947 из-за трудностей с визой. Вероятно, указа об учреждении епархии в 1943 г. не было и ее официальное учреждение состоялось только позже, в 1946 г. Но телеграмму Патриарха Сергия следует считать актом учреждения кафедры в Буэнос-Айресе. 120 Архиепископ с 12(25)02.1968. С 28.03(10.04)1970 – с титулом: Патриарший Экзарх Центральной и Южной Америки. 124 Архиепископ с 23.09(06.10)1977. Экзарх с той же даты. До этой даты обязанности Экзарха сохранялись за Архиепископом Харьковским Никодимом (Руснаком). По определению Св. Синода от 15(28).01.1980 дан двухмесячный отпуск, по окончании отпуска должен был получить новое назначение. 127 Архиепископ с 07(20)06.1985; с титулом «Аргентинский» (ЖМП. 1985. 10. С. 3), но в это время еще был Ивано-Франковским. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаила Плещинского. В 1937-1941 гг. органы НКВД организовали в Никольском соборе неотапливаемую пересылочную тюрьму, в которой в зимнее время скончалось много заключенных. Их останки похоронены под алтарем церкви. В 1946 г. здание Никольской ц. было отремонтировано, в нем устроена книжная база. В 1956-1990 гг. в храме неудачно провели реставрационные работы. В 1989 г. Могилёвский и Мстиславский архиеп. Максим (Кроха) принял решение о возрождении мон-ря. 28 марта 1991 г. был заново освящен Онуфриевский храм. 18 окт. того же года решением Синода Белорусской Православной Церкви (БПЦ) мон-рь был открыт. 5 авг. 1993 г. в помещении Онуфриевского храма состоялось заседание Синода БПЦ, на к-ром к лику местночтимых святых был причислен архиеп. Георгий (Конисский). В память о нем ежегодно 6 авг. совершается крестный ход от обители до дома, где проживал святитель. В 2002 г. рядом с Никольским храмом погребен архиеп. Максим (Кроха). Среди святынь М. м.- икона-портрет имп. св. Николая II, образ свт. Николая Чудотворца с частицей его мощей, списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилёвской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо». В 1996 г. при М. м. было учреждено сестричество во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, для к-рого в том же году построен каменный 2-этажный корпус. При обители действуют воскресная школа и молодежный правосл. хор. К 2017 г. в мон-ре проживали игум. Евфросиния (Сидорович) и ок. 15 насельниц. Ист.: АСЗР. Т. 2. 48. С. 69-71; 55. С. 80-81; АВАК. Т. 15. 241. С. 384-386; Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе, 1697-1699. М., 1992. С. 11, 14. Лит.: Кацер М. С. Архитектура г. Могилёва//Изв. АН БССР. 1948. 6. С. 45-60; Т. I. Apximэkmypa Mariлeba: З ricmopыi i забудовы горада. Мн., 1973; Флиер А. Я. Никольская ц. в Могилёве//Архит. наследство. М., 1984. Вып. 32. С. 98-102; Марзалюк I. А. у XII-XVIII ст.: Людзi i рэчы. Мн., 1998; он же. пасады//Apxeoлoriя Бeлapyci: Энцыкл.: В 2 т. Мн., 2011. Т. 2. С. 48-50; А., Nyшkih I. А. на ckpыжabahhi. 20002; Св.-Никольский жен. мон-рь г. Могилёва. Могилёв, 2006. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563900.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010