7 декабря — память святой великомученицы Екатерины 6 грудня 2007 р. 21:40 7 декабря (24 ноября по старому стилю) Православная Церковь чтит память великой святой первых веков христианства — великомученицы Екатерины. Несмотря на широкое почитание этой удивительной угодницы Божией, храмов , освященных в ее честь, по всей России не много. В Москве такой храм один и принадлежит он ныне Представительству (подворью) Американской автокефальной Церкви при Московском Патриархате, Предстоятелем которой является Блаженннейший Герман, Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всея Америки и Канады . Екатерина («всегда чистая», греч.) родилась в Александрии в конце III века. Будучи знатного рода (дочь царя Ксантоса), она отличалась необыкновенной красотой, ученостью и мудростью. Обращенная ко Христу одним пустынником, она, по преданию, была удостоена чудесного видения, в котором Сам Господь Иисус Христос назвал ее Своей невестой и в знак Своего обручения подал ей драгоценный перстень. Время жизни св. Екатерины пришлось на последнее гонение на христиан перед принятием Миланского эдикта в 313 году, когда император Константин Великий, после знамения креста победивший малыми силами своего противника Максентия, объединил империю и, отменив эдикты о преследованиях христиан, возвратил им свободу. По свидетельству историка Сократа Схоластика, «Максентий жестоко обходился с римлянами и следовал способу управления более тиранскому, нежели царскому: бесстыдно насиловал благородных женщин, многих граждан лишал жизни и совершал другие подобные сим поступки». Вместе с Максентием правление делил Максимин Даза, которого (около 307 года н.э.) обличила св. Екатерина, исповедав перед ним Христа. Прельщенный ее красотой, император пытался убедить ее поклониться языческим богам. Поскольку его личные беседы не имели успеха, он приказал собраться философам и ораторам, по преданию более 50 человек, для беседы с Екатериной, но она превзошла и ученых мужей, обратив многих из них своей проповедью. Также св. Екатерина отказалась и от предложения половины царства и власти, сказав, что больше желает мученичества, чем «всякой царской багряницы». Тогда Максимин приказал, истязав ее, посадить в темницу и не давать пищи и пития. Но в темнице Сам Господь укреплял ее, и через несколько дней у нее было достаточно сил вновь предстать перед мучителем с прежней красотой и непреклонностью. Затем, по преданию, ее колесовали, и, не добившись отречения от Христа, обезглавили мечем. Видя страдания св. Екатерины, ко Христу обратились: Августа — жена Максимина, Порфирий стратилат (полководец) и множество воинов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202399...

В.В. Симонов Глава 3. Признание христианства в Римской империи. Становление церковной организации века). Триадологический вызов После изучения данной главы студент должен: знать • смысл и религиозно-политические последствия Миланского эдикта 313 г.; • смысл и практическое применение принципа соборности в управлении Церковью ; • причины и религиозно-политические последствия утверждения христианства в качестве государственной религии; • основы иерархической организации Церкви; • основные направления христианской миссии в изучаемый период; уметь • сформулировать смысл триадологических споров; • выявить основные угрозы единству Церкви, возникшие в ходе триадологических споров; владеть • сравнительно-историческим методом анализа Символов веры ; • историко-критическим методом анализа богословских дискуссий вв. § 1. Прекращение гонений на христиан. Миланский эдикт Константина и Лициния 1. Политика Константина Великого Формально эдикт Галерия 311 г. означал окончание «Великого гонения». Однако легализация христиан была обставлена разными условиями. После смерти императора Галерия Максимин Даза попытался возобновить притеснения христиан якобы по просьбе жителей Никомидии и других городов. Одновременно он заключил союз с Максенцием против Константина и Лициния. Началась война коалиций. 28 октября 312 г. Константин победил узурпатора Максенция в битве у Мульвиева (Мильвиева) моста и занял Рим, объединив в своих руках весь римский Запад. С этой победой связано одно из важнейших событий христианской истории – так называемое обращение Константина. Лабарум Максенций сам объявил войну Константину, обвинив его в смерти своего отца Максимиана (отставной император в 307 г. выдал за Константина свою дочь, но в 310 г. покончил с собой после неудачной попытки устранить зятя). С 40-тысячной армией Константин перешел Альпы, занял северную Италию и в октябре 312 г. подошел к Риму. Войска Максенция, включавшие конную гвардию и преторианцев, превосходили силы Константина. Кроме того, Рим был окружен неприступными стенами и мог выдержать длительную осаду. Шансы Константина на победу, казалось, были невелики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возведенный на указанном месте храм был назван Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный». Новообращенное армянское государство вынуждено было защищать свою веру. Евсевий Кесарийский писал о том, что император Максимин Даза объявил войну армянам; их, «издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников – неприятелями. (...) Сам он вместе со своими войсками терпел неудачи в войне с армянами». Легионы Максимина совершили поход на Армению предположительно в последний год жизни императора (312/3 гг.). Всего лишь за десятилетие христианство в Армении пустило такие глубокие корни, что за свою новую веру армяне подняли оружие против Рима. Григор Лусаворич организовал Армянскую церковь по принципу армянской государственной административной системы 34 . Для каждого нахарарства он рукоположил епископа, подчинявшегося епископу всей Армении, который вскоре стал именоваться католикосом. Таким образом, иерархическая структура Армянской церкви возникла независимо от структуры, складывавшейся в церквах Римской империи, где на I Вселенском соборе была закреплена митрополичья, а на II Вселенском соборе – патриаршая система управления. В 325 г. Григор, передав кафедру сыну, удалился в уединение, где умер в 326 г. и был похоронен в Эчмиадзине 35 . Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григора 36 . В 353 г. по единодушному согласию армянской знати католикосом был избран внук католикоса Усика (341–347) князь Нерсес. Год спустя католикос Нерсес созвал в Аштишате собор, который вошел в историю как I Армянский национальный церковный собор. Собор постановил организовывать в различных регионах Армении приюты для нищих, сиротские дома, больницы, лепрозории и другие благотворительные учреждения. Также было решено основать монастыри, в том числе и женские, и открывать в них школы. Собор запретил хоронить умерших по обычаю язычников – с плачем и воплями, разрывая на себе одежду, поскольку христиане верят в загробную жизнь; запретил брак между близкими родственниками; рекомендовал воздерживаться от пьянства, разврата, убийств, милосердно относиться к слугам, не обременять тяжелыми налогами народ и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да будет так – дабы, как было сказано выше, божественное благоволение, которое мы уже испытали в стольких делах, во все грядущее время продлевало успехи наши вместе с народным благополучием». Таким образом, эдикт 313 г. объявлял в Империи свободу вероисповедания , одновременно предоставляя христианам безвозмездную реституцию изъятой во время гонений собственности. В том же 313 г. Максимин Даза, вторгшийся во владения Лициния, был разбит и вскоре умер. Римская империя вновь обрела гражданский мир под властью двух дружественных августов. Оба они считали свои победы, одержанные над превосходящими их по силе противниками, результатом чудесного вмешательства Высшего Божества. Но если Лициний был типичным представителем «неопределенного монотеизма», то Константин был приверженцем христианской религии. Вскоре между ними возник конфликт (как уверяет Евсевий, из-за ненависти Лициния к христианам), который в сентябре 324 г. окончился победой Константина, объединившего под своей властью всю Римскую империю. § 2. Прохристианская политика Константина Великого 1. Религиозные настроения Константина Великого В своем представлении о значении христианской религии Константин находился под глубоким влиянием не только личного мистического опыта, но и церковных авторитетов, среди которых особое место занимали епископ Кордубы Осий (около 257–359), римский папа Сильвестр I (314–335) и епископ Кесарии Палестинской Евсевий (около 263–339). Хотя внешне Константин сохранял традиционные римские атрибуты императора, в том числе титул главного языческого жреца (великого понтифика), его личные симпатии к христианству проявлялись не только в покровительстве христианским общинам, строительстве церквей и мечте принять крещение в водах Иордана по примеру Иисуса Христа. Константин считался оглашенным христианином и принял крещение только на смертном одре. Практики позднего крещения придерживались в то время многие христиане, особенно из числа состоявших на государственной и военной службе, сопряженной с насилием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если они видят, что мы все еще остаемся непоколебимыми, то на сцену выходит сам их князь, сатана, во всем своем блеске, окруженный обманчивым светом, который есть не что иное, как образ огня, уготованного ему в вечности. Сатана начинает предлагать нам видения, откровения, подвижнические труды и строит всевозможные козни, чтобы мы впали в гордость и обольщение. Не бойтесь всех этих нападений. Утратив свою силу после воплощения Господа нашего Иисуса Христа, но не желая оставаться бездеятельными, злые духи только и могут, что угрожать нам словами, шумом и тщетными явлениями. Если бы они были наделены хоть какой-то силой, им не нужно было бы прибегать к такой помпезности и уже давно они остановили бы увеличение числа христиан. Мы же должны бояться единого Бога, а к бесам не испытывать ничего, кроме презрения, и уж, конечно, не страх. Ибо они ничего настолько не опасаются, как поста монахов, их смирения, терпения, любви к Богу и ближним. Если вам будет какое-либо видение, не убойтесь, но вопросите у того, кто перед вами: “Кто ты? И откуда пришел?” Если это видение святое, ваши сомнения тотчас рассеются, а страх переменится на радость. Если же от диавола, то он тотчас пустится в бегство, завидев вашу твердость. Все эти посылаемые вам испытания полезны. Изымите искушение – и никто не будет спасен» . Монастырь преподобного Антония Великого Под влиянием преподобного Антония «пустыня, – как сказано в его житии, – превратилась в монашеский город, насельники которого отреклись от мира, чтобы стать жителями Града Небесного». Все эти обители были похожи на храмы, где люди, гармонично объединенные одной целью, которую себе поставили, проводили жизнь в пении псалмов, размышлении над Священным Писанием, постах, радостной молитве и надежде на будущие блага. В это время император Максимин Даза вновь разжег в Египте огонь преследования христиан, и реки крови полились в Александрии (308). Преподобный Антоний, сгорая от желания принять мученический венец, отправился в Александрию и смело столкнулся лицом к лицу с опасностью, служа исповедникам, брошенным за решетку, посещая их в тюрьмах и шахтах, воодушевляя их держаться до конца. Несмотря на жгучее желание Антония разделить их судьбу, Бог хранил его для других битв: он не был схвачен и вернулся в монастырь, где продолжил бескровное мученичество, усилив аскетические подвиги.

http://pravoslavie.ru/51264.html

Тогда разгневанный правитель велел выставить ее обнаженной перед толпой, затем скрести тело сырыми бычьими кожами и растирать власяницей раны до тех пор, пока оно не станет кровоточить. Однако В. выдержала первую пытку, и Маркиан велел бросить ее в тюрьму. Ночью святой явился Господь и, ободрив, исцелил ее от ран. Утром правитель приказал привести ее на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, но В. мужественно отвечала, что ее исцелил Христос. Тогда разгневанный правитель приказал подвесить мученицу, строгать ее бока железными когтями, прижигать горящими свечами тело и бить святую по голове молотом. Благочестивая женщина по имени Иулиания, ставшая свидетельницей чудесного исцеления и новых истязаний В., в присутствии правителя заплакала, сострадая мученице. Узнав, что Иулиания христианка, Маркиан приказал взять и ее под стражу и подвергнуть тем же мучениям, что испытала В. Когда мученицы мужественно выдержали пытки, игемон велел отрезать им груди. Затем Маркиан приказал заключить Иулианию в тюрьму, а Варвару выставить у всех на виду обнаженной и безжалостно бить, но Господь послал ангела, чтобы прикрыть ее наготу. Убедившись в тщетности уговоров и истязаний, правитель приговорил В. и Иулианию, к-рую также водили по городу обнаженной, к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы В., преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки. Иулианию казнил один из воинов. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а Маркиан от пущенной в него стрелы; по др. версии, оба были убиты молнией. Вмц. Варвара. Икона. 2-я пол. XIV в. (ГТГ) Вмц. Варвара. Икона. 2-я пол. XIV в. (ГТГ) Сведения о времени и месте мученичества В. имеют значительные расхождения. Нек-рые источники утверждают, что В. пострадала в 237 г. при имп. Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (305-313) или имп. Галерий Максимиан (293-305, † 311), соправитель имп.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Он рассказал Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее во всем. Старец дал ей икону, изображающую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, и научил молитве, в которой Екатерина должна была попросить Деву Марию показать ей чудесного Юношу – Ее Сына. Просьба девушки была исполнена: в ту же ночь Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами святого крещения . Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, монах совершил над Екатериной таинство крещения. Поздние редакции жития святой рассказывают, что после этого она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце. Свидетельница веры Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Какой именно – точно неизвестно. Это было время тетрархии – правления четырех императоров одновременно, и за период с 305 по 312 гг. Римской империей управляли ни много ни мало девять императоров. Чаще других называют Максимина, Максимиана и Максенция (возможно, эта путаница происходит из-за сходства имен), но наиболее вероятно, что это был Максимин II Даза (или Дайа). Во-первых, он был цезарем, а позднее августом восточной части империи, куда входил и Египет, во-вторых, вошел в историю прежде всего как необузданный и жестокий гонитель христиан. Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась во дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкостью победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем, после чего еще многие уверовали во Христа. Мученичество

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

Удивительно, но тетрархия не предполагала разделения верховной власти; она оставалась единой и неделимой, просто почила на главах сразу четырёх своих избранников, один из которых, сам Диоклетиан, являлся главным августом, или императором . Первоначально августами стали непосредственно Диоклетиан и Максимиан (284–305), а отец св. Константина Констанций и Галерий (305–311) – цезарями. После 305 г., то есть после добровольной отставки больного Диоклетиана, Констанций и Галерий стали августами, а Флавий Север и Максимин Даза (305–313) – цезарями. По договорённости, Констанцию досталась в управление северно-западная часть государства – Галлия, Британия и Испания. Этот принцип формирования верховной власти сыграет решающую роль в жизни св. Константина и предопределит характер его деятельности на целые десятилетия. Вторая особенность напрямую связана с отношением к христианству в семье св. Константина. Его мать св. Елена была тайной христианкой и, очевидно, сумела привить сыну первую любовь к неведомому и непонятному римскому миру Богу. Его отец также явно отличался от своих товарищей редкой религиозной терпимостью в целом и к христианам в частности. Есть все основания полагать, что и вторая жена Констанция – Феодора, и его дочь от второго брака Анастасия также были христианками 34 . Находясь долгое время при дворе василевса, св. Константин не мог не ознакомиться с первоосновами этого учения, а также не заметить многочисленных и торжественных христианских собраний, которые проводились на Востоке 35 . Но вместе с тем на времена правления Диоклетиана приходится очередное, весьма жестокое гонение на христиан, инициированное Диоклетианом «по подсказке» Галерия. Исключение составлял, по словам биографа св. Константина Евсевия Памфила (около 260–340), епископа Кессарийского, только отец будущего первого христианского императора Рима Констанций. В то время, когда его соправители «нападали на церкви Божьи и разрушали их сверху донизу, а дома молитвы истребляли до самого основания, он сохранил свои руки чистыми от такого гибельного нечестия и никогда не уподоблялся им»  36 . Впрочем, и помимо Констанция у христиан было множество тайных и явных защитников среди окружения императора, в армии и во влиятельных аристократических кругах. Удивительно, но даже в самый разгар гонений сам Диоклетиан вынужден был терпеть у себя в семье двух христианок – жену Валерию и дочь Прииску. Но они не обладали административными полномочиями, как Констанций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень любопытно то обстоятельство, что на протяжении почти всего своего труда, он называет императоров — гонителей тиранами. Термин «тиран» во времена поздней империи имел вполне определенное значение — государь, правящий не по праву, захвативший власть силой, как вариант — жестокий и несправедливый правитель. С чисто юридической точки зрения — все эти правители законные императоры. Словоупотребление же Евсевия указывает на то, что тиранами их делает не сомнительный приход к власти и даже не безнравственное или жестокое поведение, о котором он часто не упоминает, а совершенно конкретный признак — отношение к Церкви. Так, Лициния он называет императором во время его борьбы против Максимина Даза и тираном при открытии гонения. 46 По сообщению Секста Аврелия Виктора («О цезарях», XL, 2) «...Галерий держал его как заложника под предлогом отеческого о нем попечения». До этого он состоял при дворе Диоклетиана, который, по сообщению Лактанция («О смерти гонителей», XVIII), возвел его в чин трибуна первого разряда за участие в компании в Палестине и Египте, где Евсевий видел Константина еще в молодым. 47 Констанций Хлор (ок. 250 — 25.07.306 г.), цезарь с 1.03.293 г., август с 1.05.305 г. Этот правитель равно восхищал языческих авторов, вот как характеризует его Евтропий («Краткая история от основания Города», X, 1, 3.): «Был он мужем великим и доброжелательности величайшей, усердствовал в обогащении провинциалов и частных лиц, не стремясь к такому же увеличению государственной казны, и говорил, что лучше общественное богатство держать у частных лиц, чем хранить его в одном сундуке. Жил он столь скромно, что, в праздничные дни, когда желал устроить пир для своих многочисленных друзей, брал взаймы у частных лиц серебряную посуду для украшения стола своего. Он был не только любим, но в Галлии даже почитался наравне с богами и особенно за то, что в его правление избавились наконец от диоклетианова опасного безумия и от максимиановой кровожадной безрассудности». 48 Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245 — 03.12.316), римский император с 17.11.284. по 01.05.305 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Различие наименований соправителей было далеко не случайным, хотя оно практически никак не отражалось на их компетенции в собственных регионах. Суть взаимоотношений между августами и цезарями определялась следующей формулой: « Duo sint in republica maiores, qui summam rerum teneant, duo minores, qui sint adjuvamento » – «Двое должно быть в государстве старших, кто всю полноту дел держит, двое младших, кто им помогает». Как предполагал Диоклетиан, через некоторое время августы должны были выйти в добровольную отставку, а их место занять цезари. В этом контексте цезари являлись в некоторой степени «учениками» августов: они должны были набираться опыта у своих старших товарищей, преемниками которых собирались стать спустя некоторое время. Этот принцип преемственности власти подразумевал новый набор цезарей после рокировки соправителей, и так до бесконечности. Как следствие, управление провинциями принимало необходимые оперативные черты, чего явно не хватало ранее при излишней локализации государственной власти в Риме. Нет никаких сомнений в том, что тетрархия никоим образом не предполагала разделения верховной власти – она оставалась единой и неделимой, просто почила на главах сразу четырех своих избранников. Хотя каждый из императоров олицетворял верховную власть в своих провинциях, было бы крайне ошибочным полагать, будто их статус носил региональный характер. Нет, эти четыре правителя, совокупно обладавшие высшими государственными полномочиями, признавались всем римским народом одним властным лицом. Замечательно, что законы, издаваемые от имени императорской власти, подписывались всеми носителями высшего титула. Зато императорские эдикты по вопросам управленческого характера, не имевшие всеимперского значения, но действовавшие лишь в границах конкретных префектур и провинций, подписывались «своим» августом или цезарем . Первоначально августами стали непосредственно Диоклетиан и Максимиан (284–305), а Констанций Хлор (305–306) и Галерий (305–311) – цезарями. После 305 года, когда больной Диоклетиан добровольно ушел в отставку, Констанций и Галерий стали августами, а Флавий Север (306–307) и Максимин Даза (305–313) – цезарями. Как видим, первый опыт создания византийского «многоцарствия» был вполне удачным и объяснимым. Кроме того, как убедились все граждане, он вовсе не подрывал основы единоличной власти римских царей.

http://pravoslavie.ru/60482.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010