Сегодня я хочу, чтобы ты запомнил выражение «скрытые благословения». То есть благословения, сокрытые за чем-нибудь, что воспринимается нами как печаль, трудность, наказание, проблема, трагедия. Знай, что за каждой проблемой в жизни стоит скрытое благословение. За каждой ситуацией в жизни. Нет ничего в твоей жизни – с того самого момента, как ты просыпаешься, до того, как уснешь, – конечной целью которого не было бы принести тебе пользу. Не всё тебе, может, бывает приятно, не всё доставляет чувство удовлетворения и наслаждения, но всё, безусловно, хорошо для тебя. Это говорит святой апостол Павел: «Любящим Бога, призванным по Его воле, всё содействует ко благу» (ср.: Рим. 8: 28). Помни: ничто в нашей жизни не происходит для того, чтобы нас уничтожить, но все – к нашему благу Когда кто-нибудь любит Бога и смотрит на жизнь Божественными глазами, глазами Христа, когда верит, что, «что бы ни случилось – это к моему благу», тогда всё ему содействует ко благу. Тогда всё становится нашим соработником. Наши проблемы становятся нашими соработниками, трудности тоже и препятствия, с которыми мы сталкиваемся: они заставляют нас бежать быстрее, потому что препятствие делает человека сильнее. И ничего в нашей жизни не происходит для того, чтобы нас уничтожить. Это представление, имеющееся у нас, это отношение, сформировавшееся в нашей душе, когда нам говорили о карающей природе Бога, Который нас не поддерживает, а наказывает, будто Он – помеха нашему счастью и всё время говорит нам: «Нет», и чего бы мы ни хотели добиться – тут возникает препятствие от Господа, огромная рука и бронзовая стена, которая говорит тебе: «Нет, ты не сделаешь этого. Я, твой Бог, тебя остановлю». Эта вера, сложившаяся в нашей душе, абсолютно неверна. Мысли, вкладываемые Христом в наши сердца, дружественно настроены к Богу. Что бы ни случилось в твоей жизни – это к добру. За каждой трагедией стоит скрытое благословение. Поэтому я и начал сегодня беседу с заголовка «Скрытые благословения». Может, вы слышали о святом Максиме Кавсокаливите (буквально: «сжигающий каливы» ), который сжигал свои каливы, поскольку не хотел владеть ничем. И каждый раз, когда чувствовал, что возникает духовное препятствие для его души, он сжигал свою каливу и уходил в другое место. Я читал одну книгу – художественное переложение его жития, и там его спрашивают:

http://pravoslavie.ru/117359.html

сост. А.А. Маркова Преподобный Максим Кавсокаливит Преподобный Максим родился в Лампсаке, в Малой Азии, около 1259 года. Его родители были люди благородные и благочестивые. Долгое время не имея детей, они молили Бога даровать им ребенка, и молитва их была услышана. У них родился сын, во святом крещении названный Мануилом. Родители воспитывали Мануила с особенной заботливостью и, по наступлении времени, начали учить его священным книгам, а когда достиг он отроческих лет, поселили его при храме Пресвятой Богородицы и посвятили Богу. Таким образом, Мануил, постоянно пребывая в Богородичном храме, непрестанно молился Богу и умолял Пресвятую Богородицу о своем спасении. Он часто ходил к некоторым старцам, безмолвствовавшим вблизи храма Пресвятой Богородицы и, общаясь с ними и по возможности услуживая им, внимал советам их, таким образом, назидался примером их богоугодной жизни и наставлениями. Часто, видя нищих, он пренебрегал холодом и отдавал им собственные одежды, чтоб согреть их; равным образом, делил с ними и хлеб. При этом, желая избежать похвал, юноша принимал на себя вид юродивого. С отрочества Мануил горел желанием оставить мир и, став иноком, хранить строгое безмолвие. Когда Мануилу было около шестнадцати лет, родители, забыв, что Мануил посвящен ими Богу, пожелали женить его, чтоб, связав его узами брака, иметь в нем утеху собственной старости. Узнав об этом, юный Мануил на семнадцатом году жизни оставил родителей, отечество и мир, тайно удалившись на гору Ган, принял монашеский постриг с именем Максима. Там он подвизался в безусловной покорности и послушании у старца Марка, опытного в иноческой жизни и известного по всей Македонии. Под мудрым его водительством юный Максим быстро преуспевал во всех подвигах иноческой жизни и был любим всеми жившими там старцами, исключая только его наставника Марка. Марк, желая утвердить в смирении скромного своего послушника, беспрерывно унижал и поносил его, несмотря на чрезвычайные и постоянные его труды. Максим недолго оставался при этом старце, вскоре его наставник отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afon-i...

архимандрит Херувим Карамбелас Часть 8. Отец Кондрат. Игумен Каракала Настоящая часть книги «Образы современных святогорцев» посвящена сильной личности иеромонаха Кодрата (1859–1940), просиявшего в качестве игумена монастыря Каракал, а также в качестве духовного отца и наставника многочисленных людей. Разнообразные природные дарования, блестящий ум, твердость в подвижничестве, совершенство внутреннего воздержания сделали этого человека образцом духовного руководителя. Наиболее яркой характеристикой его личности было умение управлять монастырем, находившееся в редком сочетании со способностью быть пастырем душ. Двадцать шесть лет (1914–1940) пребывания в должности игумена киновии Каракала были лучшим временем отца Кодрата, несмотря на наличие плевелов, осложнявших его труд. Величие его души повсюду завоевывало признание и на всех производило неизгладимое впечатление. В Кавсокаливии жил один пожилой моряк, дядюшка Харалампос из Кастеллоризона. Здесь он решил провести последние дни своей жизни. Фотис Контоглу 281 , изучавший тогда настенные росписи кафоликона Кавсокаливии, познакомился с этим человеком и охарактеризовал его как мытаря моря, который был в свое время кочегаром на пароходах и много путешествовал. Этого морского волка так потрясло знакомство с отцом Кодратом, что он приобрел привычку повторять: «Кто прибыл на Святую Гору, но не поднялся на вершину Афона или не видел отца Кодрата, тот не видел ничего». Эта фраза стала поговоркой. Этот-то величественный афонский образ мы представляем читателю. Собранные нами биографические сведения, – это приходится признать – недостаточны для того, чтобы передать все его духовное величие. Быть может, этот недостаток будет восполнен впоследствии. Мы горячо благодарим отца Иакова – ученика отца Кодрата; отца Максима – духовника монастыря Ивирон; старца Евдокима из Филофея; отца Андрея – бывшего игумена монастыря святого Павла, а также пожилых монахов монастыря Каракал, с которыми нам удалось встретиться в монастырской больнице, и всех, кто оказал помощь при написании этой части книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Акакия Кавсокаливита Св. Акакий родился в 1630 г. в деревне Голица 469 неподалеку от гор. Аграфы Фессалийские. Его семья была бедной, и он еще в юном возрасте был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб. Акакий бежал из родительского дома, чтобы избежать женитьбы, которую готовила для него мать, и удалился в монастырь Святой Троицы в Загоре, основанный св. Дионисием Олимпийским янв.]. Вечером того дня, когда святой принес монашеские обеты, ему было видение, будто он держит в руках светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий. Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому он оставил монастырь и отправился на Афон. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками. Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался в краю великих подвижников – на юге Афонского полуострова. Там, в Преображенской келье, он прожил двадцать лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. Отложив всякое житейское попечение, прп. Акакий всем сердцем обращался ко Господу, с силой противостоя искушениям, которыми бесы пытались отвратить его от непрестанной молитвы. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в свое время подвизался св. Максим Кавсокалив янв.]. Он вел превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Преподобный ел ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни, а иногда крошил камни в коренья, которые принимал в пищу, так что у него шла горлом кровь. Бесы с еще большей яростью стали приступать к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ Прп. Максим Кавсокаливит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Диониссия на Афоне. 1546/47 г. Мастер Зорзис Фукас Прп. Максим Кавсокаливит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Диониссия на Афоне. 1546/47 г. Мастер Зорзис Фукас [Максим Кавсокалив; греч. Μξιμος Καυσοκαλβης; Καψοκαλβης, Καυσοκαλυβτης] (ок. 1270, Лампсак, М. Азия - ок. 1365, Афон), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. В поздневизант. агиографической традиции прозвище М. К. передается как Кавсокалив, «сжигающий каливы», т. е. хижины или шалаши (или реже как Капсокалив), и остается преобладающим в поствизант. период. В рус. традиции за этим святым утвердилось вторичное прозвище Кавсокаливит (т. е. житель афонской местности Кавсокаливии, к-рая в свою очередь была названа в честь М. К.), оно встречается также в некоторых совр. греч. источниках и изданиях. М. К., по мнению известного итал. исследователя А. Риго,- один из самых значительных представителей среди афонского монашества XIV в. ( Rigo. 2005. P. 182; ср.: Idem. 1986. P. 11). Тем не менее до последнего времени ему уделялось незаслуженно мало внимания ( Idem. 2005. P. 182; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 22). Наиболее полные просопографические очерки с глубоким анализом агиографических текстов, посвященных М. К., и его учения принадлежат Риго и еп. Каллисту (Уэру) ( Rigo. 2005; Kallistos (Ware). 1988). Недавно афонский мон. Патапий Кавсокаливит составил наиболее полный свод сведений о М. К., включающий подробное описание всех Житий преподобного и их переводов и парафраз, а также гимнографических текстов и иконографии ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010). Источники Свидетельством особого почитания М. К. на Афоне в кон. XIV - 1-й четв. XV в. стало достаточно необычное явление: за этот короткий период было составлено 4 Жития М.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ   Предисловие   Январь 4  января Житие и страдания святого нового преподобномученика Онуфрия Память св. преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа Сербского 5  января Страдание святого преподобномученика Романа 11  января Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13  января Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима Кавсокаливита 14  января Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Сербского Предисловие Первые годы святого Саввы, до его пострижения Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его Начало Хиландарской обители Кончина и явление преподобного Симеона Священство и странствования преподобного Саввы Свидетельство святого Саввы Царское венчание Стефана Странствования Саввы во Святую Землю Преставление святого Саввы Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее Заключение 16  января Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Синаита 21  января

http://isihazm.ru/1/?id=1837

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Кавсокаливия история Прп. Максим Кавсокаливит. Икона. XIX в.     Кавсокаливия история подробно:   (Кавсокаливии; греч. τ Καυσοκαλβια), особножительный, с 40 каливами, нек-рые не имеют храма, половина келлий в наст. время пустует. Находится за Пустынью, по дороге к В. Л., на скалах, на высоте 120 м над уровнем моря. Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя - прп. Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), к-рый всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись др. монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы.     Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в наст. время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом. Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью.   В кон. XVII - нач. XVIII в. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Св. Троицы на месте, где в наст. время находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигум. В. Л., назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигум. Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита.

http://isihazm.ru/1/?id=594

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вариации на тему любви и милости/Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие). Книга, вышедшая в начале этого года в Издательстве Сретенского монастыря, является переводом труда выдающегося современного богослова и патролога, исследователя православной аскетической традиции Жан-Клода Ларше «Variations sur la charité» и представляет собой трактат о главе христианских добродетелей, сущности христианской жизни — любви к Богу и ближнему, способах её достижения и различных её проявлениях. Данное рассуждение, построенное в привычной для автора манере, по большей части строится на основании аскетических творений святых отцов и церковных писателей. Ключевое место в аргументации, что также традиционно для Жан-Клода Ларше, занимают труды преподобного Максима Исповедника. Среди святых отцов, на труды которых опирается автор, также можно назвать преподобных Антония Великого и Макария Великого, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Порфирия Кавсокаливита, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Как значимый аскетический автор цитируется в «Вариациях» церковный писатель авва Евагрий Понтийский. В изложении Ж.-К. Ларше феноменов духовной жизни впечатляет обстоятельность и систематичность его рассуждения: каждый из тезисов отчётливо сформулирован и подкрепляется обилием цитат из Священного Писания и фрагментов святоотеческих творений. В соответствующих разделах последовательно рассматриваются различные грани любви к ближнему и любви к Богу. Каждый из разделов сопровождается описанием как духовно-нравственных условий практик христианской любви, так и духовных плодов, ею приносимых. 

http://bogoslov.ru/book/6195017

     Размышлял я сегодня о том, как подготовиться к теме «Христос – это жизнь». Что сделать? Прочитать поучения святых отцов и пересказать вам, что говорили святитель Иоанн Златоуст, преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Симеон Новый Богослов. Мнения различных святых о Христе как об источнике жизни тоже важно услышать. «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). И подумал про себя: если бы мне предложили поехать на какую-то конференцию, посвященную теме вина, и что-то рассказать, то как мне лучше было бы подготовиться? Неплохо бы выпить один-два бокала вина и даже немножко опьянеть от него, чем просто стать перед обществом и привести какие-то данные о свойствах этого напитка. Но все это можно найти и в интернете. Вводим в поисковую строку Иисус Христос – и перед нами неограниченное количество информации. Когда убеждаешь других в том, что Христос – это жизнь, ты должен сам прожить свою жизнь жизнью Христа, опьянеть от любви Христа, преисполниться жизнью Христа. Только так ты сможешь донести информацию до ближних. Святой Порфирий Кавсокаливит в последние годы своей земной жизни сказал такие удивительные слова: «Христос – это всё». При этом в конце беседы о Христе как источнике жизни добавил: «Сейчас я с вами говорю не в обычном состоянии. Слегка безумный я нынче». И кто-то мне на Святой Горе говорил, что он не лишился рассудка в обычном понимании, а был безумным ради Бога, юродивым. Какое прекрасное это безумие! Здорово быть безумным для Бога, быть безумным от Бога! Нам не хватает личного опыта общения со Христом! Актуален нынче интернет-ролик, в котором один акушер, принявший роды, выходит во двор больницы, чтобы снять видеоселфи. За два-три дня его просмотрело семьсот тысяч людей. Знаете, о чем акушер говорит? О своих впечатлениях от рождения ребенка, о маленьких глазках, которые все хотели вокруг осмотреть. Малыш впитывал все в себя. Само зачатие этого ребенка – величайшее чудо. Живем благодаря чуду. Живешь ты, живу я, жизнь Христа вошла в твою жизнь, Христос позвал тебя к Себе, у тебя Его Кровь, Его Дух. Это большое чудо. За то, что жив, ты должен славословить Бога, быть благодарным Ему. Ты стараешься выжить в этом мире, однако живешь. Ты живешь, и это огромный дар. Мы живы благодаря любви Иисуса Христа, Бога нашего.

http://pravoslavie.ru/109376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСАНФИЙСКАЯ И ПЕРИФЕОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ξνθης κα Περιθεωρου], епархия Элладской Православной Церкви, расположена на территории нома Ксанти (Зап. Фракия); кафедра находится в Ксанти; кафедральный собор освящен во имя св. Иоанна Предтечи, который почитается небесным покровителем этого города. История К. и П. м. Ряд исследователей предполагают, что упоминаемый в источниках в I-VII вв. г. Топейр впосл. получил название Ксанфия (ныне Ксанти). Первый епископ Топейра упоминается в 431 г. В средневизант. период наиболее значительным населенным пунктом на территории К. и П. м. была крепость Перифеорий (τ Περιθεριον), к-рая находилась в сев.-зап. части оз. Вистонида. Авторы XIV в. и вслед за ними отдельные совр. исследователи отождествляют Перифеорий с Анастасиополем, однако эта идентификация неверна, т. к. в нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата одновременно упоминаются Анастасиопольская и Перифеорийская епископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 285. N 7). Перифеорийская епископия, подчиненная Филиппийской митрополии, и Ксанфийская епископия, подчиненная Траянопольской митрополии, появляются в источниках в кон. IX в. Их епископы Иаков и Георгий участвовали в К-польском Соборе 879 г. ( Mansi. T. 17/18. P. 376). Затем Перифеорийская епископия также стала суффраганом Траянопольской митрополии. В нотициях эта епископия иногда называется Датской, Феодорийской и Феорийской. В XI в. Ксанфия представляла собой скорее аграрное, чем городское, поселение (именуется χωρον в Типиконе Бачковского мон-ря), и только после разорения болг. царем Калояном в 1206 г. Перифеория и Мосинополя она начала быстро развиваться. В 1230-1241 гг. этот регион входил в состав Второго Болгарского царства. В 1264 г. Михаил VIII Палеолог решил перезимовать в Ксанфии со своим войском. Ксанфийская епископия при имп. Андронике II Палеологе (до 1316) была возведена в ранг архиепископии, а в 1341-1344 гг.- митрополии. Перифеорий играл важную роль в гражданских войнах сер. XIV в. и был укреплен имп. Андроником III. Перифеорийская епископия стала митрополией вскоре после 1341 г. В 1345 г. болг. правитель Момчил сделал Ксанфию своей резиденцией, в 1347 г. Иоанн VI Кантакузин передал ее своему сыну Матфею. В 1350 г. Перифеорийскую кафедру занимал бывш. проигумен Ватопеда Феофан, автор Жития прп. Максима Кавсокаливита. В 1369 г. Ксанфией, Перифеорием и Полистилом завладел серб. деспот Иоанн Углеша, в 1373 г. (или немного позже) эти места были завоеваны турками. В Ксанфии, которая получила тур. название Искее, преимущественно проживали греки, к северу от нее преобладало славянское население, среди к-рого получило распространение богомильство ; впосл. его приверженцы приняли ислам. Турки поселились в основанном ими к юго-востоку от Ксанфии г. Енидже-и-Карасу (ныне Енисея).

http://pravenc.ru/text/2462101.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010