Давайте не забывать замедлять течение своей жизни, отключаться от наших телефонов ради небольших моментов уединения. Хотя бы ненадолго. Здравствуйте! Меня зовут сестра Васса. И вновь добро пожаловать на наше удостоенное премии онлайн шоу из Вены, Австрии. Эта неделя выдалась более спокойной, после того как закончился Кубок Мира. Хотя люди все еще сплетничают об Анке, нашем модельере из Польши, и ее учителе английского из Англии, докторе Силкворте. Несколько дней назад он подарил ей очень дорогой браслет с бриллиантами. И это не первый дорогой подарок, который он ей сделал в последнее время. Говорят, что его семья в Англии очень богата. Но, знаете, Эмилиус думает, что доктор Силкворт несколько сомнителен. И чем-то напоминает ему мошенника. В любом случае, как вы видите, сегодня я пью из двух чашек. Кофе я буду пить из нашей знаменитой чашки с сестрой Вассой, которая уже есть у многих из вас (а если у вас все еще нет такой чашки, пожалуйста, закажите себе одну, поддержите наше шоу; информацию, как заказать чашку, можно найти на веб-сайте . И у меня есть еще одна чашка, из которой я пью воду. Эта чашка – из Успенской Церкви в Потакете (Род-Айленд). Не знаю, видно ли вам изображение на чашке. Я выступала с речью в этой Успенской Церкви в Род-Айленде, и мой друг, священник греческой православной церкви, отец Филипп Зимарис, подарил мне эту чашку. Я благодарю этот приход за теплый прием! И да, я пью воду, в основном потому, что мой личный тренер, Эйдельтраут, сказал мне, что мне следует пить гораздо больше воды. Сегодня мы обратимся к святой Макрине, одной из величайших женских святых на христианском Востоке. Она была старшей сестрой знаменитых отцов церкви, Василия Великого и Григория Нисского. День почитания этой святой по церковному календарю – 19 июля. Житие святой Макрины Святая Макрина родилась примерно в 320-х годах от Рождества Христова, в богатой семье в Кейсарии (Каппадокии) – в центральной части современной Турции. У ее родителей, Василия Старшего и Эмилии, было 10 детей, и их первым ребенком, самым старшим, была Макрина. При рождении ее назвали Феклой, но все знали ее под именем Макрина. Имя «Макрина» означает «та, которая растет». И, действительно, с самого раннего возраста святая Макрина занималась своим духовным развитием. Нам известны факты о ее жизни потому, что один из ее братьев, Григорий Нисский, посвятил ей целую книгу, «Житие Святой Макрины». Григорий писал, что образованием Макрины занималась их мать, которая учила дочь Священному Писанию, в особенности Псалмам и Премудрости Соломона.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Скачать epub pdf Житие преподобной матери нашей Макрины Память 19 июля Святая Макрина родилась в Каппадокии в царствование Константина Великого 4713 . Родители ее были Василий и Эмилия; она была у них первым ребенком и была старшей сестрой Василия Великого , Григория Нисского и других братьев и сестер. У честных родителей всего было десять человек детей: четыре сына и шесть дочерей. Этой первой дочери до рождения ее по Божию откровению, бывшему матери во сне, было дано имя Фекла: а именно: перед самым временем рождения мать уснула и увидала во сне, что она носит на руках еще не рожденное дитя. И подошел будто бы какой-то светлый и честный муж, посмотрел ласково на дитя и три раза назвал его Феклой, давая знать, что это дитя будет подражательницей целомудренной жизни святой первомученицы Феклы и вольной мученицей без крови. Проснувшись после этого видения, Эмилия родила это дитя и назвала его Феклою; но домашние и родственники захотели лучше назвать ее Макриною, по имени ее бабки с отцовской стороны, святой Макрины, которая в царствование Максимиана Галерия 4714 подверглась вместе со своим мужем гонению за Христа и семь лет скиталась в пустынях, терпя крайнюю нужду, пока не прекратилось гонение. Итак, двойное имя было у новорожденной: Фекла по откровению, Макрина по прозванию; и не напрасно: она унаследовала богоугодную жизнь от обеих тех угодниц Божиих, так же, как и они, пылая в сердце пламенной любовью к Богу. Привычка называть ее Макриною настолько укрепилась среди людей, что некоторые и не знали ее первого имени, и все звали ее другим: верим, что под обоими теми именами записана на небе, в книге жизни эта невеста Христова. Девочку вскормили, и, когда ребенок стал приходить в возраст, мать начала ее воспитывать и учить грамоте, начиная не с языческих басен (как это делали обыкновенно другие матери) и не с сочинений поэтов, в которых много такого, что недостойно чистого девического слуха; она выбирала из книги премудрости Соломона 4715 и из псалмов Давида или из других книг божественного писания подходящие стихи, и именно такие, которые заключали в себе или молитвы и славословия Божии, или же добрые нравоучения. Девочка училась успешно, она была способная; и были постоянно у ней на устах слова книжные и молитвенное пение на всякое время дня: вставала ли она с постели, или принималась за какое-либо дело, садилась обедать или вставала из-за стола, полдень и вечер она не пропускала без пения, псалмов, и, отправляясь спать, она совершала установленную молитву. Она была научена матерью и рукоделию, свойственному девице, и ей не позволяли проводить время в праздности и детских играх, но постоянно занимались или чтением книг, или рукодельем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Г. И. Беневич Формирование антропологических концепций Св. Григорий Нисский (Д. С. Бирюков) Свт. Григорий Нисский – самый сложный и наиболее склонный к философии из Каппадокийских отцов, при этом он является наиболее плодовитым автором в сравнении с другими Каппадокийцами. Свт. Григорий не получил такого блестящего образования, как свв. Василий Великий и Григорий Богослов , он многое наверстывал самостоятельно и был, по его словам, «собственный воспитанник». Свт. Григорий не обладал той поэтической и риторической изысканностью, которая была характерна для свт. Григория Богослова и отчасти свт. Василия Великого ; тем более не имел он и церковноорганизаторских талантов, свойственных для свт. Василия. Но в плане насыщенности, глубины и смелости своих философских интуиций свт. Григорий является, пожалуй, наиболее выдающимся из Каппадокийских отцов. Свт. Григорий Нисский родился около 335 г. в Неокесарии Понтийской либо в Кесарии Каппадокийской, в семье благочестивых христиан свв. Василия и Эммелии. В семье было десять детей, и старшим братом свт. Григория был Василий, в будущем – знаменитый еп. Кесарийский; Григорий был третьим ребенком в семье. По всей видимости, влияние на него старшей сестры Макрины было не меньшим, чем на его брата Василия 1059 . Кроме Макрины на Григория значительное влияние оказал его брат Василий, которого он называет своим учителем 1060 . Отец старался дать детям хорошее образование, однако, в отличие от свт. Василия, свт. Григорий ради получения образования не имел возможности совершать поездок в центры тогдашней образованности 1061 , но он учился сначала в начальной школе, а затем в риторских школах родного города. Насколько можно судить из сочинений свт. Григория, он изучал не только философию и риторику, но и медицину, а также классическую литературу. В 357 г. свт. Григорий был рукоположен в чтецы; будучи чтецом, он хотел оставить эту стезю и заниматься преподаванием риторики 1062 , но затем он склонился к тому, чтобы посвятить себя служению Церкви. Примерно в это время свт. Григорий женился на благочестивой женщине по имени Феосевия 1063 . Какое-то время свт. Григорий был женатым епископом, до гех пор пока его жена не умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

1. Введение Святитель Григорий, епископ Нисский – одна из крупнейших личностей святоотеческого периода. Он внес огромный вклад в святоотеческое богословие, был защитником православия на Втором Вселенском соборе и в то время завоевал большое расположение всех и репутацию крупного авторитета. Но впоследствии, после осуждения Оригена (553 г.), оказавшего сильное влияние на образ мыслей Григория, его богословский авторитет несколько пострадал, так что понадобилось снова его подтверждать, что и сделали Святые Отцы Седьмого Вселенского Собора 1 . Наша задача проследить жизнь этого святого угодника и определить, какое влияние на него оказали его брат святитель Василий Великий и его друг – Григорий Богослов , а также смогли ли неправославные мысли Оригена пагубно повлиять на богословие святителя Григория Нисского , или он остался в пределах благочестия. Для начала приведем описание жизни и трудов святителя. 2. Жизнь и труды святителя Григория Нисского Святитель Григорий Нисский (греч. ΓρηYριος τς Νσσης) был младшим братом святителя Василия Великого 2 . Год рождения его точно неизвестен. По мнению одних исследователей, он родился в 331 году в городе Неокесария провинции Понт, где его отец, Василий Старший, служил ритором. По мнению других – в 335 году в Кесарии Каппадокийской. Григорий был третьим ребенком в семье и был назван в честь святителя Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского. Первоначальное воспитание он получил в семье от бабки Макрины (Старшей) и матери, преподобной Емилии, воспитывавших детей в духе христианского благочестия. Значительную роль в воспитании Григория сыграли его брат святитель Василий и сестра, преподобная Макрина, которых он высоко чтил 3 . Отец стремился дать детям не только религиозное, но и светское образование, от него же он получил первоначальные наставления в грамматике и риторике. Дальнейшие уроки, с двенадцатого года своей жизни, когда умер его отец, он слушал у кесарийских наставников красноречия. Знания, приобретенные Григорием в языческой школе Кесарии, были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками святого Василия Великого , которым Григорий, по его словам, был очень многим обязан. При своих природных дарованиях и прилежании в изучении наук святой Григорий с успехом изучил риторику, философию 4 и классическую греческую литературу, что в дальнейшем нашло отражение в его сочинениях, которые содержат цитаты из Гомера, трагиков и других античных авторов. Его многочисленные сочинения свидетельствуют, что он также разбирался в медицине и естественных науках 5 . Григорий готовил себя к званию светского оратора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

богословское направление 2-й пол. IV в., представленное свт. Василием Великим , свт. Григорием Нисским и свт. Григорием Богословом (т. н. великими каппадокийцами) - отцами Церкви, осуществившими философско-богословское обоснование догмата о Св. Троице. Наименование дано по месту их служения в малоазийской пров. Каппадокия . Иногда к представителям К. ш. причисляют свт. Амфилохия Иконийского («четвертого каппадокийца»). Время жизни и деятельности отцов-каппадокийцев характеризуется значительным подъемом в греч. богословии, связанным прежде всего с победой христианства над язычеством и с активным изучением христианами классической античной лит-ры (отцы-каппадокийцы в своих творениях широко и творчески использовали достижения античной философии и науки). Др. особенность этого времени, непосредственным образом сказавшаяся на развитии К. ш., состояла в более полном освоении лит. наследия Оригена , влияние к-рого на каппадокийцев было обусловлено также живым преданием: через прямого ученика Оригена - свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского, во 2-й пол. III в. христианство широко распространилось в Понте (малоазийской области), откуда происходили предки свт. Василия Великого и его брата свт. Григория Нисского (свт. Григорий Чудотворец был духовным наставником их бабки по линии отца - св. Макрины Старшей ). В сочинениях каппадокийцев имеются свидетельства о том, какое влияние на их религ. образование имел Символ веры свт. Григория Чудотворца ( Basil. Magn. Ep. 204; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.). Вероятно, свт. Григорий Чудотворец пробудил у каппадокийцев интерес и к самому Оригену. По свидетельству древних историков, свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов составили выборку из творений Оригена - «Филокалию» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26; Sozom. Hist. eccl. VI 1). Вместе с тем Ориген по-разному влиял на представителей К. ш.: свт. Василий Великий, наиболее критичный, менее подвергся этому влиянию; значительно больше оно отразилось на свт. Григории Богослове и особенно на свт. Григории Нисском. В то время как влияние Оригена определило общий характер и дух богословия К. ш., а также сообщило ему ряд понятий и терминов, содержание богословского учения К. ш. было основано на никейском вероопределении. Отсюда проистекала связь К. ш. с богословием свт. Афанасия I Великого , главного защитника никейской веры в предшествующий период, а через него - с малоазийским богословием (преимущественно сщмч. Иринея Лионского). Влияние малоазийского богословия удерживало каппадокийцев от одностороннего увлечения метафизическими проблемами и побуждало проявлять внимание к религиозно-практическим вопросам (этому способствовало также церковное служение каппадокийцев).

http://pravenc.ru/text/1470349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ [греч. Γρηϒριος τς Νσσης] (331/5, г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) или г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, там же) - ок. 394, г. Нисса (совр. Невшехир, там же)), свт. (пам. 10 янв.), еп. Нисский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Основной источник сведений о жизни Г.- его собственные сочинения. Др. важным источником являются свидетельства его современников: свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 58-60, 100, 225 и др.), свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Ep. 11, 72, 76, 81, 182, 197; Or. 11. 43), блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 128), а также более поздних авторов: Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26), блж. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. eccl. IV 30), Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callyst. Hist. eccl. XI 19; XII 11, 13), свт. Фотия , патриарха К-польского ( Phot. Bibl. Cod. 6, 7, 138, 222, 228-233, 257 и др.). Житие Г. (BHG, N 717), сохранившееся в 3 рукописях X в., до сих пор не издано. Детство и юность. Образование Г., младший брат свт. Василия Великого, род., по мнению одних исследователей, в 331 г. ( Aubineau. P. 38) в г. Неокесария пров. Понт ( Greg. Nyss. De vita Macr. 8. 15-16; ср.: Aubineau. P. 38; Κωνσταντνου. 1964. Σ. 754), где его отец, Василий Старший, служил ритором ( Greg. Nyss. De vita Macr. 21. 9-14). Др. полагают, что он род. в 335 г. в Кесарии Каппадокийской (см.: Can é vet. P. 972; Meredith. P. 1; Quasten. P. 254). Г. был 3-м ребенком в семье. Назван он был в честь свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского. Так же как и его старший брат свт. Василий Великий, он скорее всего не был крещен в младенчестве. Первоначальное воспитание получил в семье от бабки Макрины (Старшей) и матери прп. Емилии , стремившихся воспитать детей прежде всего в духе христ. благочестия ( Greg. Nyss. De vita Macr. 3. 1-15; 11. 1-3; Basil. Magn. Ep. 204. 6; 210. 1; 223. 3). Немаловажную роль в воспитании Г. сыграли его брат свт. Василий и сестра прп. Макрина, к-рую он неоднократно называл своей «наставницей» ( Greg. Nyss. Ep. 19. 6; De anima et resurr.//PG. 46. Col. 12, 16, 17, 20, 21, 108 и др.) и восхвалял ее христ. добродетели ( Idem. De vita Macr.). В отличие от матери отец стремился дать детям не только религ., но и светское образование. По всей вероятности, как и др. дети, в возрасте 7 лет Г. стал посещать начальную школу, где обучался чтению, письму и счету ( Idem. De benefic.//PG. 46. Col. 453; Castig.//PG. 46. Col. 309-312; Marrou. P. 200). Затем он изучал классическую греч. лит-ру, свидетельством чему служат его сочинения, содержащие цитаты из Гомера, трагиков и др. античных авторов ( Aubineau. P. 43).

http://pravenc.ru/text/166529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКРИНА МЛАДШАЯ [греч. Μακρνα Να] (1-я треть IV в., Кесария Каппадокийская (ныне Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (ныне Никсар, Турция) - 379/80, Анниса в окрестностях г. Иворы (ныне Иверёню, Турция)), прп. Каппадокийская, Новая (пам. 19 июля). Дочь прп. Емилии и Василия, старшая сестра святителей Василия Великого , Григория , еп. Нисского, и Петра , еп. Севастийского. Именуется Младшей по отношению к своей бабке - Макрине Старшей . Основные источники сведений о М. М.- сочинения свт. Григория, еп. Нисского: «Послание о жизни прп. Макрины» ( Greg. Nyss. De vita Macr.), «Диалог о душе и воскресении» ( Idem. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 11-160) и «Послание Иоанну» ( Idem. Ep. 19); сведения общего характера содержатся в неск. Эпиграммах свт. Григория Богослова ; существует также его эпитафия М. М. в поэтическом цикле «Надгробия» (PG. 38. Col. 75). Переводы текстов о М. М. на слав. языке вошли в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 319-320). Рождение М. М. традиционно датируется 327 г., однако исследователь П. Мараваль считает, что этот год - верхняя граница, нижняя же может быть сдвинута к 315 г., поскольку в семье было еще неск. сестер, к-рые могли быть моложе М. М., но старше свт. Василия Великого. В пользу более ранней датировки говорит тот факт, что она пользовалась в семье авторитетом. По словам свт. Григория Нисского, к-рый неоднократно называет сестру своей наставницей, она была для др. детей «как мать после матери» ( Greg. Nyss. Ep. 19. 6). Святитель также сообщает, что незадолго до рождения М. М. прп. Емилия видела сон, в к-ром ее дочь была наречена именем Фекла, и что это было ее 2-е, «тайное» имя. По-видимому, М. М. этим именем никогда не называли, оно лишь указывало на ее будущее подвижническое призвание, поскольку было связано с почитаемой девой-первомц. Феклой . Возможно, рассказ о тайном имени лишь лит. прием для создания образа подвижницы. По словам свт. Григория, М. М. воспитывалась в духе христ. благочестия. Ее образование было исключительно религиозным (изучение Свящ. Писания), светская литература в круг ее интересов не входила, хотя известно, что и сам свт. Григорий Нисский, и др. братья (под влиянием их отца) получили не только религиозное, но и светское образование ( Marrou. 1948. P. 200).

http://pravenc.ru/text/2561530.html

Преподобная Макрина Сестра святого Василия (память 1 января) и святого Григория Нисского (память 10 января), Макрина была старшей из десяти детей в этой семье святых. Перед рождением девочки некое небесное создание трижды являлось ее матери, святой Емилии, повелевая дать ребенку имя святой Феклы – первомученицы, ставшей примером для христианских дев (память 24 сентября). Однако мать сохранила это имя в тайне, назвав дочь как бабку, Макрину Старшую, ученицу святого Григория Чудотворца (память 17 ноября), жившую в лесах Понта во времена великого гонения. Мать начала обучать ее не мирским пустым вещам, обычным для людей ее положения, но всему тому в богодухновенном Писании, что подобало возрасту и нравственному воспитанию, в особенности книгам Премудрости и Притчей Соломоновых. Псалмы Давида сопутствовали всем делам Макрины: когда она поднималась утром, когда бралась за работу, когда завершала ее, перед трапезой и после нее, перед отходом ко сну и посреди ночи, когда она вставала, чтобы помолиться. Когда Макрине исполнилось 12 лет, ее красота стала явной для всех, и отец обручил Макрину достойному юноше с хорошей репутацией и образованием. Жених обещал ждать свадьбы до тех пор, пока Макрина не достигнет надлежащего возраста. Но Бог забрал его к себе еще раньше. Это позволило святой исполнить свое тайное желание: сохранить девство для Господа. Многие юноши хотели взять Макрину в жены, но девушка предпочитала считать себя вдовой, не познав радостей и наслаждений супружеской жизни. Веруя во всеобщее воскресение, она утверждала, что ее супруг отправился в далекое путешествие. Макрина отреклась от мира и пребывала с матерью, прислуживая ей во всех домашних делах, даже тех, которые обыкновенно выполняют рабы, а также помогая в воспитании братьев и сестер. После смерти отца (341) Макрина приняла на себя управление всеми семейными имениями в Понте, Каппадокии и Армении. Собственным образом жизни святая подавала матери пример, призывая обратиться к нетленным благам – созерцанию Господа и подлинной мудрости. Вместе они проводили подвижническую жизнь, читали Писание, размышляли над ним – и Макрина стала для всех одновременно покровительницей, наставницей и примером добродетели.

http://pravoslavie.ru/55109.html

прот. Николай Гундяев Скачать epub pdf 7. Святой Василий Великий Василий Великий , Григорий Нисский и Григорий Богослов – великая «каппадокийская троица». Родился в Кесарии Каппадокийской в 330 году, умер в 379 году 1 января на 49 году жизни. Область Понт, известная семья, одаренная. Макрина Старшая – бабка – с мужем скрывалась в лесах Понта 7 лет. Отец – знаменитый адвокат. Мал-Эмшшя (дочь мучения). Происходил из очень знатной и богатой семьи из Кесарии Каппадокийской. 10 человек в семье: 5 сыновей и 5 дочерей. Из сыновей прославились особенно Василий Великий , Григорий Нисский , известен Петр, епископ Севастийский – 3 епископа в семье. Старшая дочь Макрина Младшая – образец аскетической жизни, очень мудрый человек, она оказала очень сильное влияние на братьев. Один из братьев Василия был именем Наткратий – юрист – продолжил карьеру отца, он тоже вступил на путь аскезы и, не обладая крепким здоровьем, умер довольно рано. Первые годы св. Василий Великий провел близ города Неокесарии в принадлежащем его родителям поместий. Первоначальным воспитанием был обязан своей бабке Макрине Старшей и матери Эмилии. Бабка Макрина была живой свидетельницей последних диоклетиановских гонений. Она сохранила предание знаменитого апостола той страны – св. Григория Неокесарийского Чудотворца, она ему передала веру св. Григория. Святой Василий Великий так пишет неокесарийцам: «О вере же моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкой, блаженною женою, которая по происхождению ваша. Говорю о знаменитой Макрине, от которой изучил я изречения блаженнейшего Григория Чудотворца , сохранившихся в ней по преемству памяти, и которые сама она наблюдала и во мне ещё с малолетства запечатлевала, образуя меня догматами благочестия» (196-е письмо). Рассказ и пример жизни Макрины оставили во св. Василии неизгладимый след. В тиши уединения на р. Ирис в поместий у мальчика, очевидно, и зародились семена устремленности к аскезе. После первоначального светского обучения под руководством отца, Василий Великий переезжает в Кесарию Каппадокийскую, где жили его родственники со стороны матери и где он мог слушать известнейших представителей науки по масштабам Кесарии Каппадокийской. Здесь же состоялось его знакомство с Григорием Назианзеном (Богословом). Затем он едет в КП, где слушает выдающихся философов риторов. Из КП-ля он направляется для завершения своего образования в «Золотые Афины», как их называет св. Василий и св. Григорий Богослов . Афины тогда были центром классического просвещения. В Афинах второй раз встречает Василий Григория Назианзена , между ними устанавливается большая дружба, которая продолжалась почти всю жизнь, хотя в 372 году она и была омрачена. В своем похвальном слове Василию Великому Григорий довольно красочно описывает эту дружбу и эти занятия в Афинах:«Нами водили равные надежды и в деле самом завидном

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

Святитель Василий Великий Жизнь Св. Василий Великий , первый в числе трех Великих каппадокийцев (вместе со свв. Григорием Богословом и Григорием Нисским ), a также один из трех особо чтимых Православной Церковью «вселенских великих учителей и святителей» (вместе со свв. Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ), родился около 330 г. в аристократической греческой семье в Кесарии Каппадокийской (Понтийская провинция Малой Азии, ныне в Турции). Его отец, также Василий, был известным ритором Неокесарии и Понта; бабушка по линии отца, св. Макрина, училась y св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского (III в.), a мать Еммелия происходила из семьи христианского мученика. Трое сыновей Еммелии стали епископами Церкви – свв. Василий Великий , Григорий Нисский и Петр Севастийский, a дочь Макрина вела аскетический образ жизни и тоже впоследствии прославлена в лике святых. В раннем детстве Василий находился под сильным религиозным влиянием Макрины-старшей, которая дала ему начатки христианского благочестия. В юности Василий изучал античную литературу под руководством отца, стремившегося дать ему блестящее светское образование, a также занимался в кесарийском училище. Св. Василий навсегда сохранил уважение к эллинской книжности и впоследствии не однажды высказывался с похвалой о Гомере и Гесиоде, историках, философах и риторах Древней Греции. Для продолжения образования Василий едет в Константинополь, где учится y знаменитого ритора и педагога Ливания. Затем он прибывает в Афины, «обитель наук», по выражению св. Григория Богослова , и поступает в знаменитую Академию, основанную Платоном. Здесь вместе с ним учатся Григорий, с которым его связали узы преданной дружбы на всю последующую жизнь, и Юлиан, будущий император и отступник. В Афинах св. Василий изучает, помимо философии и риторики, еще и естественные науки. Св. Григорий вспоминает о Василии в эти годы: «Он был ритором между риторами еще до кафедры софиста, философом между философами еще до того, как выслушал философские положения, a что всего важнее – иереем для христиан еще до священства» («Надгробное слово Василию»). Друзья сочетали любовь к наукам с глубоким и искренним христианским благочестием: «Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям, другая... вела к наставникам наук внешних» (Там же). Окончив курс Академии, Василий возвращается на родину и здесь принимает Крещение (обычай откладывать Крещение до совершеннолетия был широко распространен в его времена).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010