прот. Николай Гундяев Скачать epub pdf 7. Святой Василий Великий Василий Великий , Григорий Нисский и Григорий Богослов – великая «каппадокийская троица». Родился в Кесарии Каппадокийской в 330 году, умер в 379 году 1 января на 49 году жизни. Область Понт, известная семья, одаренная. Макрина Старшая – бабка – с мужем скрывалась в лесах Понта 7 лет. Отец – знаменитый адвокат. Мал-Эмшшя (дочь мучения). Происходил из очень знатной и богатой семьи из Кесарии Каппадокийской. 10 человек в семье: 5 сыновей и 5 дочерей. Из сыновей прославились особенно Василий Великий , Григорий Нисский , известен Петр, епископ Севастийский – 3 епископа в семье. Старшая дочь Макрина Младшая – образец аскетической жизни, очень мудрый человек, она оказала очень сильное влияние на братьев. Один из братьев Василия был именем Наткратий – юрист – продолжил карьеру отца, он тоже вступил на путь аскезы и, не обладая крепким здоровьем, умер довольно рано. Первые годы св. Василий Великий провел близ города Неокесарии в принадлежащем его родителям поместий. Первоначальным воспитанием был обязан своей бабке Макрине Старшей и матери Эмилии. Бабка Макрина была живой свидетельницей последних диоклетиановских гонений. Она сохранила предание знаменитого апостола той страны – св. Григория Неокесарийского Чудотворца, она ему передала веру св. Григория. Святой Василий Великий так пишет неокесарийцам: «О вере же моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкой, блаженною женою, которая по происхождению ваша. Говорю о знаменитой Макрине, от которой изучил я изречения блаженнейшего Григория Чудотворца , сохранившихся в ней по преемству памяти, и которые сама она наблюдала и во мне ещё с малолетства запечатлевала, образуя меня догматами благочестия» (196-е письмо). Рассказ и пример жизни Макрины оставили во св. Василии неизгладимый след. В тиши уединения на р. Ирис в поместий у мальчика, очевидно, и зародились семена устремленности к аскезе. После первоначального светского обучения под руководством отца, Василий Великий переезжает в Кесарию Каппадокийскую, где жили его родственники со стороны матери и где он мог слушать известнейших представителей науки по масштабам Кесарии Каппадокийской. Здесь же состоялось его знакомство с Григорием Назианзеном (Богословом). Затем он едет в КП, где слушает выдающихся философов риторов. Из КП-ля он направляется для завершения своего образования в «Золотые Афины», как их называет св. Василий и св. Григорий Богослов . Афины тогда были центром классического просвещения. В Афинах второй раз встречает Василий Григория Назианзена , между ними устанавливается большая дружба, которая продолжалась почти всю жизнь, хотя в 372 году она и была омрачена. В своем похвальном слове Василию Великому Григорий довольно красочно описывает эту дружбу и эти занятия в Афинах:«Нами водили равные надежды и в деле самом завидном

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКРИНА МЛАДШАЯ [греч. Μακρνα Να] (1-я треть IV в., Кесария Каппадокийская (ныне Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (ныне Никсар, Турция) - 379/80, Анниса в окрестностях г. Иворы (ныне Иверёню, Турция)), прп. Каппадокийская, Новая (пам. 19 июля). Дочь прп. Емилии и Василия, старшая сестра святителей Василия Великого , Григория , еп. Нисского, и Петра , еп. Севастийского. Именуется Младшей по отношению к своей бабке - Макрине Старшей . Основные источники сведений о М. М.- сочинения свт. Григория, еп. Нисского: «Послание о жизни прп. Макрины» ( Greg. Nyss. De vita Macr.), «Диалог о душе и воскресении» ( Idem. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 11-160) и «Послание Иоанну» ( Idem. Ep. 19); сведения общего характера содержатся в неск. Эпиграммах свт. Григория Богослова ; существует также его эпитафия М. М. в поэтическом цикле «Надгробия» (PG. 38. Col. 75). Переводы текстов о М. М. на слав. языке вошли в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 319-320). Рождение М. М. традиционно датируется 327 г., однако исследователь П. Мараваль считает, что этот год - верхняя граница, нижняя же может быть сдвинута к 315 г., поскольку в семье было еще неск. сестер, к-рые могли быть моложе М. М., но старше свт. Василия Великого. В пользу более ранней датировки говорит тот факт, что она пользовалась в семье авторитетом. По словам свт. Григория Нисского, к-рый неоднократно называет сестру своей наставницей, она была для др. детей «как мать после матери» ( Greg. Nyss. Ep. 19. 6). Святитель также сообщает, что незадолго до рождения М. М. прп. Емилия видела сон, в к-ром ее дочь была наречена именем Фекла, и что это было ее 2-е, «тайное» имя. По-видимому, М. М. этим именем никогда не называли, оно лишь указывало на ее будущее подвижническое призвание, поскольку было связано с почитаемой девой-первомц. Феклой . Возможно, рассказ о тайном имени лишь лит. прием для создания образа подвижницы. По словам свт. Григория, М. М. воспитывалась в духе христ. благочестия. Ее образование было исключительно религиозным (изучение Свящ. Писания), светская литература в круг ее интересов не входила, хотя известно, что и сам свт. Григорий Нисский, и др. братья (под влиянием их отца) получили не только религиозное, но и светское образование ( Marrou. 1948. P. 200).

http://pravenc.ru/text/2561530.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #7357954d43 Закрыть Основополагатель 12 февраля - Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Анастасия Михалос   21:10 11.02.2024 1379 Время на чтение 17 минут Этот подвижник утвердил основы теоретического и практического Богословия на многие века Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской оставил исключительный след в истории Церкви, особенно греческой. Греки до сих пор почитают его больше, чем кого бы то ни было из святых. Будущий епископ Кесарийский родился около 330 года. Родители его происходили из богатой родовитой христианской аристократии. В их семье были мученики, чем они очень гордились. В воспитании мальчика особую роль сыграла его бабушка по отцу Макрина Старшая, мать Эмилия и старшая сестра Макрина Младшая. Аскетическое настроение в семье поддерживали именно они. Вообще женщины этого рода были склонны к монашеской жизни и, вырастив детей и похоронив мужей, удалялись спасаться в леса. Удивительно, но при таком складе души им удавалось создать в семье исключительно благожелательную и добрую атмосферу, что тоже оказало огромное влияние на святителя Василия, и именно этого он добивался впоследствии и в монастыре, который строил сам, и в любом месте, где бы он ни находился. Отец его был знаменитым учителем красноречия и хорошим христианином, всю жизнь занимался широкой благотворительностью. Незадолго до смерти он, видимо, принял священный сан. Отец дал сыну начальное образование, а мать и бабушка наставили в основах веры. Отрок рос очень болезненным, и в его привычной с детства аскезе постоянное преодоление физической немощи имело очень важное значение до конца его дней.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/16/...

святитель Василий Великий (329/30–379) Догматические труды Экзегетические труды Беседы Письма Аскетические труды Гимнография. Каноническое право Spuria (приписываемые) Собрание сочинений Сборники Симфонии или указатели Аудиокниги Труды на иностранных языках Тесты святитель Василий Великий Епископ Кесарии Каппадокийской, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии. Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя Родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь. Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр. Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь. Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу. Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Schol. Hist. eccl. II 45). В июне 373 г. свт. Василий Великий по поручению имп. Валента предпринял путешествие в М. Армению, в т. ч. к Е., для урегулирования догматических разногласий о природе Св. Духа ( Basil. Magn. Ep. 99). В результате 2-дневных переговоров с Е. в г. Никополе было достигнуто устное согласие по обсуждавшимся вопросам (Ibid. 99. 2). После 2-й встречи, в авг. 373 г., свт. Василию удалось добиться от Е. подписи под Никейским Символом веры с кратким изложением учения о Св. Духе (Ibid. 125. 2-3; 244. 2). Однако обнаружившаяся вскоре неискренность Е. заставила свт. Василия в 375 г. окончательно порвать с ним (Ibid. 250) и обнародовать направленный против его еретических воззрений трактат «О Святом Духе», значительная часть к-рого (главы 10-27) представляет собой точную запись состоявшегося в 372 г. собеседования между 2 богословами ( D ö rries. 1956. S. 81-90). Летом 376 г. Е. отправился в Киликию (юго-вост. часть М. Азии), где с местными клириками подписался под новым исповеданием веры, выдержанным в духоборческом смысле. В кон. 70-х гг. Е. утратил признание своей паствы в Севастии ( Basil. Magn. Ep. 138. 2; 237. 2); нек-рое время обязанности церковного предстоятеля исполнял здесь св. Григорий , еп. Нисский. Дата и место смерти Е. неизвестны. У Е. был широкий круг учеников, среди к-рых - свт. Василий Великий и его родственники: мать прп. Емилия , сестра прп. Макрина Младшая , брат Навкратий и др., имевшие с Е. многолетние отношения начиная приблизительно с 350 г. (Ibid. 223. 5; 244. 1). О степени влияния Е. в М. Азии красноречиво свидетельствует тот факт, что именно он оказался тем человеком, из-за к-рого свт. Василий покинул Афины и ок. 356 г. предпринял длительное путешествие по монашеским центрам Ближ. Востока (Ibid. 223. 2; Gribomont. 1959). Он почитал Е. за строгий аскетизм, несмотря на его сомнительную богословскую репутацию ( Basil. Magn. Ep. 223. 3). Богадельня Василиада, основанная свт. Василием в Кесарии Каппадокийской, имела своим образцом подобное учреждение, открытое Е.

http://pravenc.ru/text/187453.html

Свт. Григорий Нисский рассказывает также о чудесах, совершавшихся по молитве М. М. (о том, как она, отказавшись от врачебной помощи, избавилась от опухоли груди; об исцелении девочки с бельмом, к-рую М. М. поцеловала в больной глаз, после чего бельмо исчезло; о чудесном умножении ею хлеба во время голода), подчеркивая, что чудес было намного больше, чем он упоминает. Ист.: Maraval P. Introd.// Grég. Nyss. De vita Macr. P., 1971. P. 21-132; idem. Introd.//Lettres de Grégoire de Nysse. P., 1990. P. 15-52. (SC; 363); BHG, N 1012; SynCP. Col. 289; ActaSS. Iul. Vol. 4. P. 589, 604; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 83-84; ЖСв. Июль. С. 405-416. Лит.: Marrou H.-I. Histoire de l " éducation dans l " antiquité. P., 1948; Gribomont J. Eustathe le Philosophe et les voyages du jeune Basile de Césarée//RHE. 1959. Vol. 54. P. 115-124; Sauget J.-M. Macrina//BiblSS. Vol. 8. Col. 456-458; Wilson-Kastner P. Macrina: Virgin and Teacher//AUSS. 1979. Vol. 17. P. 105-117; Maraval P. Encore les frères et sœurs de Grégoire de Nysse//RHPhR. 1980. Vol. 60. P. 161-166; Loveren A. E. D., van. Once Again: «The Monk and the Martyr»: St. Anthony and St. Macrina//StPatr. 1982. Vol. 17. Pt. 2. P. 528-538; Clark E. A. Ascetic Piety and Women " s Faith: Essays in Late Ancient Christianity. Lewiston; N. Y., 1986; Momigliano A. The Life of St. Macrina by Gregory of Nyssa// Idem. Ottavo contributo alla storia degli studi classici e del mondo antico. R., 1987. P. 333-347; Wolfskeel C. W. Makrina//A History of Women Philosophers. Dordrecht, 1987. Vol. 1: Ancient Women Philosophers 600 BC-AD 500. P. 139-168; Cloke G. This Female Man of God: Women and Spiritual Power in the Patristic Age, AD 350-450. L.; N. Y., 1995; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 285-286; Burrus V. «Macrina " s Tattoo»//The Cultural Turn in Late Ancient Studies: Gender, Asceticism, and Historiography/Ed. D. B. Martin, P. Cox Miller. Durham, 2005. P. 103-116; Silvas A. M. Macrina the Younger: Philosopher of God. Turnhout, 2008. Т. Л. Александрова Грузинская агиографическая традиция

http://pravenc.ru/text/2561530.html

Преподобная Макрина В то давнее время, в четвертом веке — за восемь веков до Евфросинии Полоцкой — жила и преп. Макрина, сестра свт. Василия Великого, которую сейчас многие исследователи называют «Четвертым Каппадокийцем». Она основывала монастыри, занималась просвещением и творила дела милосердия. Ее образованность позволила ей поспорить с братом, когда он, приехав из Афинской Академии, с юношеской хвастливостью, стал кичиться своей ученостью – и выйти из спора победительницей. Не был ли этот спор со старшей сестрой и судьбоносным для дальнейшей жизни Василия, ставшего защитником Православия, глубоким богословом, заботящимся о бедных епископом, получившего имя «Великого»? Св. Макрина была наставницей своих младших братьев, Григория, которого Церковь прославляет под именем святителя Григория Нисского, и Петра, впоследствии тоже святого, епископа Севастийского. Макрина была не только ученой монахиней, но и вела строгую аскетичную жизнь. Не случайно второе ее имя было «Фекла», в честь мученицы-девы, последовавшей за проповедником Евангелия, апостолом языков, Павлом. В мудрости и аскезе подражала Предслава-Евфросиния всем великим женам прошлого, и, безусловно, своей покровительнице, преп. Евфросинии Александрийской. Эта девушка была единственной дочерью знатного александрийца. Имея все возможности прожить жизнь блистательно, она удаляется в монастырь, и, для того, чтобы ее не нашла безутешная семья, избирает мужской монастырь – она знает, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского. Братия приходят к ней за советом, за поддержкой, за Евангельским словом о Христе – и все находят просимое. Преподобная Евфросиния Полоцкая . Памятник в Полоцке Преподобная Евфросиния Полоцкая тоже находила слова для братии основанного ею монастыря – кроме девичьей обители, названной в честь Преображения Господня, она была основательницей и обители мужской, во имя Пресвятой Богородицы. Кроме братии монастыря к ней приходят за советом и судом все – ссорящиеся в бесконечных распрях князи, попавшие в беду купцы, и совсем простые люди. Рядом с Евфросинией ее верные сподвижники и друзья – младшая сестра, единомысленная с ней Евпраксия и брат Давыд.

http://pravmir.ru/prepodobnaya-evfrosini...

У родителей В. В. было 4 сына и 5 дочерей ( Greg. Nyss. De vita Macr. 5; Pfister), иногда говорят о 10 детях ( Maraval. 1971. P. 159. Not. 3). Первым ребенком была дочь Макрина (Макрина Младшая), родившаяся в 326 или 328 г. (Ibid. P. 45. Not. 3), названная в честь бабки ( Greg. Nys. De vita Macr. 2). C 12 лет избравшая безбрачную аскетическую жизнь (Ibid. 5), Макрина оказала значительное влияние на формирование своих братьев (Ibid. 6; у самого В. В. нет прямых упоминаний о ней). Семья свт. Василия Великого. Икона. XX в. (Храм Трех святителей при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина) Семья свт. Василия Великого. Икона. XX в. (Храм Трех святителей при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина) Вторым ребенком в семье был В. В. Третьим - Навкратий, родившийся ок. 330 г. ( Maraval. 1971. P. 165. Not. 3). Отличавшийся природной одаренностью, телесной красотой, силой, ловкостью, он после блистательного начала светской карьеры неожиданно в возрасте 22 лет ( Greg. Nys. De vita Macr. 8; Maraval. 1971. P. 165. Not. 3) удалился на берег р. Ирис (Ирида, совр. Ешильырмак) в Понте, где, «приняв образ жизни истинного мудреца», провел в уединении ок. 5 лет вплоть до своей внезапной смерти (357/8) на охоте ( Greg. Nys. De vita Macr. 9) или на рыбной ловле ( Greg. Nazianz. Epigr. Naucr.). После Навкратия родился Григорий, ставший впосл. еп. Нисским. О младших сестрах В. В. достоверных сведений не сохранилось. Ни одна из них не упоминается среди присутствовавших при погребении матери и старшей сестры Макрины. Предполагается, что младшие сестры были выданы замуж ( Greg. Nys. De vita Macr. 6; Pfister. P. 111) и что нек-рые их дети впосл. приняли монашество ( Maraval. 1980). Возможно, слушателями 22-й гомилии В. В. «К юношам...» были его племянники (Hom. 22. 1; Boulenger// St. Basile. Aux jeunes. 1965. P. 63; ср.: Naldini. 1990. P. 15), из чего заключают о семейном положении его сестер. На основании надгробной эпиграммы Феосевии (св. Феозве , пам. 10 янв.; Epigr. Theos.) свт. Григория Богослова архиеп. Филарет (Гумилевский) делает вывод, что Феосевия - одна из дочерей прп. Емилии и сестра свт. Григория Нисского ( Филарет (Гумилевский). Учение. 1996. Т. 2. С. 146. Примеч. 9), хотя большинство ученых считают ее женой последнего. Исследователь раннего периода жизни свт. Григория Нисского П. Мараваль упоминает также о младшем сыне в семье Василия Старшего и Емилии Никифоре, умершем в раннем возрасте ( Maraval. 1971. P. 159. Not. 3).

http://pravenc.ru/text/150791.html

На грузинском языке в собрании Иерусалимской Патриархии, Иверского монастыря на Афоне, Екатерины великомученицы монастыря на Синае , Национального центра рукописей Грузии и Кутаисского государственного историко-этнографического музея сохранилось 3 редакции Жития М.: кименная (оригинальная), метафрастическая (расширенная) и синаксарная. Кименная версия была переведена в XI в. прп. Евфимием Святогорцем (Мтацмидели) и дошла в рукописях XI-XV вв. (Hieros. Patr. iver. 2, XI в. Fol. 76-99v; НЦРГ. А 142, XI в. Л. 54-91 об.; НЦРГ. А 55, XI-XII вв. Л. 21 об.- 31 об.; НЦРГ. А 108, XII в. Л. 6-7; Ath. Iver. georg. 14, XIV-XV вв. Fol. 42-60). Метафрастическое Житие, созданное мон. Иоанном Ксифилином , сохранилось в рукописи XVI в. (Кут. 3. Л. 630 об.- 633 об.). Синаксарное упоминание о М. М. было переведено в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и включено им в сб. Великий Синаксарь. Сохранились рукописи XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. iver. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211) ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 269). Э. Габидзашвили Гимнография Память М. М. отмечается в Типиконе Великой церкви , описывающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., 19 июля без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 346). В литургических памятниках студийской эпохи - напр., Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 472) - 19 июля помещена служба М. М., состоящая из канона авторства Феофана Начертанного 4-го гласа, цикла стихир и седальна. В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. - память М. М. также отмечается 19 июля (см.: Lossky. Typicon. P. 225). В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. указан отпустительный тропарь М. М. (см.: Миркович. Типикон. С. 115a), к-рый также содержится в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. и последующих печатных греч. и слав. изданиях: Εν σο, Μτερ (      ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 19 июля служба М. М. соединяется со службой прп. Дия и с рядовой службой Октоиха по типу «служба двум святым без знака» (см. в ст. Знаки праздников месяцеслова ); богослужебное последование М. М. включает отпустительный тропарь, кондак, канон, цикл стихир-подобнов и седален. В таком виде указания о службе М. М. содержатся и в совр. Типиконе РПЦ (Типикон. Ч. 2. С. 718).

http://pravenc.ru/text/2561530.html

Самый яркий пример это блаженный Августин. Наиболее читаемый и уважаемый, наиболее авторитетный отец  Западной Церкви. Он совершенно не мыслится отдельно от своей родительницы – Моники. Талантливый и тревожный, жадный до впечатлений и тщеславный, Августин очень долго, нестерпимо долго носился по житейскому морю, подобно кораблю без руля и ветрил. Он мучительно искал себя среди всевозможных крайностей, а мать терпеливо и слезно вымаливала его у Бога. Она проводила ночи без сна при гробах мучеников, постилась и усердно читала Писание, не оставляла при этом и домашних дел, чтоб не иметь нарекания от мужа, до тех пор пока сын ее слез, а не только ее чрева – Августин – полностью обратился ко Христу и кафолической Церкви. Моника подарила миру плодовитого духовного писателя, епископа-нищелюбца, философа и ученого. Из святого гнезда вылетел на широту небесного круга и такой орел, как Василий Великий. Его семья настолько полна святыми, что создается впечатление, будто они всю жизнь соревновались в святости, обгоняя и подбадривая друг друга. Макрина старшая – бабушка, Макрина младшая, мать – Емилия, братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще одна сестра – Феозва диакониса. Один лишь список уже говорит достаточно об уникальности этого родственного союза, где домашние не были друг другу врагами и препятствием на пути в Царство, но помощниками проводниками.   И о семье Василия, и о Монике есть обширная историческая и богословская литература. Говорить о них подробно означает писать книгу или даже несколько книг. А наша цель не слово, протянутое в бесконечность. Наша цель – схватить легким карандашным рисунком один из профилей истины, этого лица трудноуловимого и прекрасного. Поэтому вспомним вслед за Василием того, кто при жизни был Василию всех ближе, не принадлежа к василиевому роду. Это Григорий, названный Богословом. Даже на закате земной жизни святой отец называл себя должником своей матери во всем хорошем, к чему был причастен. Нонна, так звали его родительницу, была выдана замуж за язычника, и не перестала умолять Бога привести мужа к свету веры, пока это делом не исполнилось. Ей, по слову сына, представлялось невозможным одной частью существа своего принадлежать Богу, а другой – быть от Него отчужденной. Отец Григория по молитвам жены не только крестился. Он стал пресвитером, а затем и епископом. Трогательные похвалы, которые произнес Григорий Богослов в адрес своей матери, редкие глаза не увлажнят и в редкой душе не родят смесь из удивления и некоего подобия зависти. Может ли повторяться подобное опять или это так же невозможно, как невозможно воссоздать семь чудес света в нашем мире, богатом технологиями и обнищавшем в идеях?

http://radonezh.ru/analytics/za-spinami-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010