Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > По ту сторону улыбок: патриарх Ириней в борьбе за единство Сербской Церкви 07.03.2020 1137 Время на чтение 11 минут Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого Патриарх Сербский Ириней после совещания в Аммане, участники которого высказали поддержку СПЦ по черногорскому и македонскому вопросам, совершил результативный визит в Соединённые Штаты. После межправославной встречи в Аммане, которая, возможно, принесла наибольшую пользу именно сербам, патриарх Сербский Ириней вылетел в Соединённые Штаты Америки. Насыщенная программа включала в себя не только пастырские встречи с сербской диаспорой, но и визиты в Госдепартамент США, «Атлантический Совет», Комиссию США по международной религиозной свободе – далеко не дружественные в отношении Православия и Сербии структуры, с которыми, видимо, приходится вести сложный диалог в рамках решения черногорской проблемы. Таким образом, американские официальные лица услышали информацию по острым вопросам не от Варфоломея, Джукановича (президент Черногории) или Спасовского (премьер-министр Северной Македонии), а от патриарха Сербского Иринея, что само по себе немаловажно. Отметим, что у патриарха Иринея не вызвало никаких затруднений то, что с ним встречались американские чиновники не высшего ранга: не Помпео, а «всего лишь» его заместитель Филипп Рикер, отвечающий за Европу и Азию. По итогам визита в интервью сербскому порталу «Саборник» патриарх Ириней заявил, что ему приятна позиция, занятая Америкой, и он надеется, что она « достигнет ушей правителя Черногории». Видимо, уже достигла: 5 марта Правительство Черногории проинформировало , что премьер-министр Душко Маркович (конечно, с ведома Мило Джукановича) сформировал рабочую группу по диалогу с Сербской Православной Церковью (СПЦ). Первые переговоры с представителями Церкви запланированы на 11 марта. Маловероятно, что черногорские власти отступятся от своих планов, но, независимо от перспектив переговоров, Сербской Церкви удалось получить драгоценное дополнительное время, а также вынудить черногорские власти вести дополнительные консультации с заокеанскими коллегами и одновременно показать, что у Джукановича не получится заручиться поддержкой Константинополя для реализации автокефалисткого проекта в духе Порошенко… При этом, на наш взгляд, было бы несправедливо думать, что дипломатия патриарха Иринея прямо или косвенно направлена против Русской Православной Церкви, Украинс кой Православной Церкви. Сербский предстоятель показывает «высший пилотаж» дипломатии, сохраняя стратегический союз с Москво й и умудряясь получать крайне важные (как минимум тактически) выгоды от Госдепа и Фанара. Впрочем, это «высшая математика» со многими переменными, внезапное колебание которых может принципиально изменить ситуацию…

http://ruskline.ru/opp/2020/03/07/po_tu_...

В календаре нашей Православной Церкви нынешнее воскресенье, пятое по Пасхе, называется неделей о самарянке . Уверен, что многие из вас задавались вопросом: а кто такая эта самарянка? Как она смогла стать такой знаменитой, когда даже осталось неизвестным ее имя? Кто эта анонимная современница Спасителя, чтобы из десятков, сотен тысяч таких же безымянных Его современников упоминали именно ее? Что она сделала, чтобы войти в историю и чтобы ее поминали на протяжении целых столетий и даже посвятили особый день в церковных святцах? Кто эта женщина, конкурирующая с самим Александром Македонским и Цезарем? Кто такая эта самарянка, о которой пишут целые книги и проповедуют в церкви? Нет такой книги, посвященной христианской экзегезе, в которой ее не упоминали бы. Кто эта самарянка, которую изображают величайшие художники мира? Кто такая эта самарянка и что она сделала, чтобы заслужить такое место не только в календаре, но и на стенах наших храмов? Чтобы понять это, нужно вернуться немного назад, в атмосферу той встречи, благодаря которой она и вошла в историю и таким образом дошла до нас. С самарянкой Спаситель совершил первую христианскую катехизацию. В случае с самарянкой Спаситель совершил первую христианскую катехизацию. Он научил ее о Боге. Сказав, что Богу нужно поклоняться в духе и истине, Он уточнил: потому что «Бог есть дух» . А значит, Он нематериален, не имеет человеческого образа и измерений человека с его потребностью есть и пить. Это был способ сказать ей, что наступил момент, когда то, что дано было знать древним в соответствии с их менталитетом и что привело к культу, выраженному в материальных жертвах, теперь надо превзойти. Нужно шагнуть на более высокую ступень понимания Бога и должного поклонения Ему – поклонения в духе и истине, а не посредством форм и жертв. Теперь важным становилось именно то, что раньше было вторичным и совершенно игнорировалось, а именно сердце , душевное состояние, правда и истина, остававшиеся в тени обрядов, молитв и жертв. Это была подлинная духовная революция. Поэтому неудивительно, что привыкшие к старому никак не могли принять нового. Они не могли понять этого радикального изменения векового менталитета и традиций.

http://pravoslavie.ru/70721.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Антипутинская» кампания: кто следующий? По мнению политолога Валерия Расторгуева, следующей «жертвой» клеветников станет Святейший Патриарх Кирилл 23.02.2011 1872 Время на чтение 9 минут Все знают: во многих зарубежных и некоторых отечественных СМИ, а также в интернет-сетях в последнее время ведется ожесточенная и целевая антипутинская кампания, иногда дополняемая не менее оскорбительной критикой в адрес других лиц и властных структур, но всегда выборочно, с точечным попаданием. Одного бьют, другого лобзают глядишь, сами подерутся, добивать не придется. Да и очередную жертву метят: не все же помнят про иудин поцелуй. Сказанное касается, к сожалению, не только светской, но и духовной власти. В данном случае речь идет, разумеется, и об оскорбительных информационных кампаниях, время от времени направляемых против Русской Православной Церкви , ее священноначалия и лично Предстоятеля. Понятно, что одно не следует смешивать с другим государственную власть и политиков с пастырями. Но что делать, когда разные информационные кампании ведут одни и те же люди, когда по разным целям стреляют из одних орудий? Причем, просматривается закономерность: чем выше авторитет власти в общественном мнении, тем сильнее удары и грознее филиппики (так назывались хулительные речи, прославившие не только их автора, Демосфена, но и того, кого тот обличал македонского царя Филиппа II). Как к этому относиться, как оценивать происходящее и надо ли вообще как-то реагировать, что-то оценивать, если известно: «не суди не судим будешь»? Ответ один: если можешь не судить не суди, а не можешь, делай это с максимальной осторожностью, чтобы не навредить другим и себе самому, своей душе. Действительно, невозможно заткнуть уши и завязать глаза, трудно отказаться от неизменно голубого экрана и других источников информации, а некоторым мучительно трудно вылезти из обволакивающей сети, где грязь едва ли не главная среда обитания. Еще труднее нам удержаться от спора и соучастия в скандале, когда чьи-то слова действительно ранят, задевают за живое.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/23/an...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Македонская авантюра» или кто подталкивает Болгарскую церковь к новому расколу? 23.11.2017 903 Время на чтение 8 минут 9 ноября 2017 года Синод так называемой Македонской Православной Церкви - Охридской Архиепископии (МПЦ-ОА) принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью» . Македонская Церковь ждет от Болгарского Патриархата признание своей автокефалии и протекции своих интересов в отношениях с другими поместными церквями. По сообщениям болгарских СМИ, руководство БПЦ проводит консультации с другими поместными церквями на предмет возможного признания МПЦ-ОА . Обращение Македонской церкви будет рассмотрено на ближайшем заседании Синода БПЦ, которое запланировано на 27 ноября 2017 года. Каковы причины и цели такого обращения, а также возможные последствия данной инициативы МПЦ-ОА на локальном и межрегиональном уровнях? 9 ноября Синод так называемой Македонской Православной Церкви - принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью». Для начала небольшая справка. МПЦ самостоятельно провозгласила свою автокефалию от Сербского Патриархата ровно 50 лет назад, в 1967 г. Раскол стал возможен благодаря поддержке македонского духовенства со стороны коммунистического руководства Югославии, которое проводило политику поддержки малых народов СФРЮ и борьбы против «сербского великодержавного шовинизма». Й.Б. Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии население чертами, свойственными отдельной нации. Создание независимой Македонской церкви призвано было помочь процессу конструирования македонской идентичности. Интересно, что создание МПЦ-ОА соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ . Поддержка Святым престолом МПЦ-ОА способствовала установлению им контроля над Македонской церковью и включению региона в сферу своего влияния . На фоне канонической изоляции, в которой оказалась новая «церковь», признание со стороны РКЦ стало фактором, который придавал МПЦ-ОА видимость легитимности.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/23/ma...

Рубрики Македонская Православная Церковь отказалась сослужить с ПЦУ Македонская Православная Церковь – Охридская Архиепископия, признанная в 2022 году автокефальной Церковью, отказалась сослужить с раскольнической т.н. «Православной Церковью Украины» (ПЦУ). Вопрос о возможном сослужении с ПЦУ был рассмотрен Священным Синодом Македонской Православной Церкви на заседании 28 марта 2023 года, сообщает сайт Македонской Церкви. Как отмечается, после продолжительного обсуждения было принято решение не сослужить с… 01.04.2023 Украинские верующие записали видеообращение к Президенту Украины и Поместным Церквам Украинская Православная Церковь опубликовала видеообращение к Президенту Украины Владимиру Зеленскому и Поместным Православным Церквам участников Съезда представителей захваченных храмов, который прошел 22 февраля в Киево-Печерской лавре. В опубликованном по итогам съезда видео его участники обратились к главе государства с призывом «прекратить дискриминацию граждан Украины и Украинской Православной Церкви», а также отменить закон, переименовавший Украинскую Православную Церковь,… 10.03.2021 Украинская Православная Церковь объединяет большинство православных страны, – митрополит Иларион Украинская Православная Церковь является национальной Церковью Украины, и именно она объединяет большинство православных верующих страны, об этом напомнил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. В программе «Церковь и мир» владыка Иларион отметил, что суть направленной против канонической Украинской Православной Церкви пропаганды сводится к тому, что она якобы является «пятой колонной Кремля», что это… 09.03.2021 Мы на стороне Русской Церкви и канонов: Патриарх Сербский Порфирий о ситуации на Украине В вопросе религиозной ситуации на Украине Сербская Православная Церковь отстаивает каноничность и порядок, тем самым, являясь сторонницей позиции Русской Православной Церкви, об этом сказал новоизбранный Патриарх Сербский Порфирий. – Считаем, что в данный момент, когда речь о действиях Константинопольской Патриархии на Украине – они не согласны с преданием Церкви и в этом смысле, если хотите,…

http://foma.ru/tag/avtokefaliya

По словам митрополита Михаила, именно Церковь создала Черногорию. Что касается Сербской Православной Церкви, то она, говорит лидер ЧПЦ, пытается захватить то имущество, которое до 1920 года было черногорским. Глава ЧПЦ также рассказал, что Вселенский Патриарх в настоящее время изучает историю Балкан и намерен предоставить автокефалию «остальным православным Церквам», то есть Черногорской и Македонской. Как сообщает Википедия , Мираш Дедеич, именующий себя архиепископом Цетинским и митрополитом Черногорским Михаилом, родился 8 ноября 1938 в Королевстве Югославия. Учился в Призренской духовной семинарии, но не окончил ее. Закончив классическую гимназию Призрена, учился на педагогическом факультет Приштинского университета, затем окончил богословский факультет Белградского университета. В 1988 году был рукоположен во диакона и пресвитера митрополитом Венским и Австрийским Хризостомом (Цитером, Константинопольский патриархат). Нес священническое служение в Риме. Тем временем, в 1993 году в Черногории была создана не признанная другими Православными Церквами Черногорская Православная Церковь. Ее первым митрополитом стал бывший клирик Православной Церкви в Америке Антоний (Абрамович). После того, как в 1996 году Антоний скончался, его преемником стал Мираш Дедеич. Его избрание состоялось в январе 1997 года на Черногорском национальном собрании в Цетине. В апреле того же года Константинопольский патриархат запретил его в служении. В 1998 Мираш Дедеич был пострижен в монашество с именем Михаил и стал искать архиереев, которые совершили бы его епископскую хиротонию. Получив отказ в также не признанной мировым православием Македонской Православной Церкви, он был рукоположен во епископа «альтерантивным» Патриархом Болгарским Пименом (Эневым). Хиротония состоялась в Софии в марте 1998 года, а в октябре того же года в Цетине прошла его интронизация. В качестве главы ЧПЦ активно поддерживал контакты с лидером УПЦ КП Филаретом (Денисенко), который в октябре 2010 года посетил Черногорию и поддержал идею автокефалии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

История Православной Церкви в Македонии: основные вехи 1 липня 2005 р. 16:16 В мае 2005 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви объявил об автономии Охридской архиепископии в Македонии, где действует непризнанная каноническим Православием национальная Церковь. Этот акт засвидетельствовал осложение церковной ситуации в стране, что подтверждается многими событиями последнего времени. Начало истории Церкви в Македонии восходит к I веку по Рождеству Христову. Святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Вскоре после издания Миланского эдикта (313 г.) в Македонии  была основана христианская епископия. Первым документально засвидетельствованным  епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора 347 г. В IV —V веках Македония, входившая в состав префектуры Восточной Иллирии, в церковном отношении подчинялась попеременно Риму и Константинополю. 527 —565 гг. Скопийскому епископу были предоставлены права самостоятельного управления своим округом. В VII веке округ был подчинен Салоникийскому архиепископу, находившемуся в юрисдикционном ведении попеременно Рима и Константинополя. В 1767 г. вслед за подчинением Константинополю Печской Патриархии в его юрисдикцию вошла и Охридская Архиепископия После  освобождения  от  Османского  ига  в  результате  Балканских войн Македония была разделена между союзниками (в период первой Балканской войны) — Сербией, Болгарией и Грецией. К Сербии отошла территория нынешней Республики Македонии, к Болгарии — восточная часть (Пиринская Македония), а к Греции — южные районы до Эгейского моря. На территории каждой из этих частей разделенной Македонии была установлена юрисдикция соответствующей Церкви: Сербской, Болгарской и — в случае с Грецией — Константинопольской.. С 1945 г. в Скопье, столице страны, состоялось несколько Соборов, на которых поднимался вопрос о самостоятельности Македонской Церкви, ее выходе из Сербского Патриархата. Но ввиду несогласия сербских иерархов предоставить Македонской Церкви автокефалию решение вопроса долго откладывалось.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201565...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Путешествие по Македонии (комментарий в русле истории) Скурат К.Е. Македонская Православная Церковь (Приводится по изданию Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. -- М., Русские огни. 1994. ) Особое место в истории Сербской Православной Церкви занимает Автономная Македонская Православная Церковь. В начале октября 1958 года в Охриде, на юге Югославии, состоялся «Церковный собор Македонской Православной Церкви». Собор объявил восстановление древней Охридской Митрополии, основал автономную Македонскую Православную Церковь и избрал ее первого Митрополита в лице молодого, сотрудника Белградской Патриархии — епископа Досифея. А в июле 1967 года Охридский Собор македонского духовенства и мирян без благословения Матери-Церкви объявил свою Церковь автокефальной. Охридские Соборы явились результатом целого ряда событий в Македонии. Македония расположена у южной границы Союзной Республики Югославии. Восточные (исторические) области Македонии находятся на территории Болгарии, а южные — на территории Греции. Весь этот регион унаследовал древнее греческое название могущественного Македонского царства. Один из великих античных полководцев и завоевателей Александр, названный Македонским, происходил из царской династии в Македонии. Выгодное географическое положение Македонии — центр Балканского полуострова — сделало ее спорной территорией для соседних стран. 1. Краткая история с древнейших времен Начало христианства в Македонии относится к временам апостольским. Известно, что святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Христианство интенсивно стало распространяться по всей Македонии после издания Миланского эдикта (313), провозгласившего свободу для исповедования христианской веры. Уже вскоре после издания упомянутого эдикта в Скопье—административном центре Македонии—была основана христианская епископия. Первым известным епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора (347).

http://sedmitza.ru/text/404319.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Церковные нюансы евроинтеграции: Северная Македония на пути в ЕС 18.08.2022 391 Время на чтение 4 минуты Источник: Центр ХРИЗМА В 2022 году наконец-то был исцелён северомакедонский раскол, существовавший с 1967 года: Македонская Православная Церковь - Охридская архиепископия была принята в общение Сербской Православной Церковью, а затем и другими Церквами, включая Русскую. Кстати, недавно на встрече нового главы ОВЦС митрополита Антония с послом России в Северной Македонии обсуждались в том числе вопросы взаимоотношений с новопризнанной Церковью. В материале нашего корреспондента Янины Алексеевой из Болгарии рассказывается о геополитическом контексте преодоления северомакедонского раскола, связанного с евринтеграцией, а также вопросами болгарской истории. В июле 2022 г. Албания и Северная Македония начали официальные переговоры о присоединении к Европейскому союзу  (эти две страны идут одним «пакетом») . Это стало возможным после того, как София и Скопье приняли так называемое «французское предложение» (Франция в этом году председательствует в ЕС), что переводит их двухсторонние проблемы на европейский уровень. Снявшая свое вето на вступление РСМ в ЕС Болгария предупредила о неизбежности реакции на переговорный процесс в случае, если македонцы не будут исполнять связанных с Болгарией обязательств. На принятие парламентом РСМ «французского предложения» оппозиция ответила акциями протеста, выступая против каких бы то ни было уступок Болгарии. Св. Синод православной Церкви Северной Македонии на своем заседании 30 июня 2022 г. принял постановление, в котором настаивает, чтобы при евроинтеграции страны были защищены « македонские национальные интересы, а спорные исторические вопросы не были частью переговорной рамки». Работа созданной в 2017 г. совместной болгаро-македонской комиссии по разрешению спорных вопросов в области истории не дала почти никаких результатов. Оказалось, что спорные моменты, по которым невозможно достичь согласия, находятся даже в античном периоде, поэтому в школьные учебники РСМ нельзя внести поправки, которые устраивали бы обе стороны. Есть, однако, и «прорыв» - македонская сторона признала царя Самуила болгарским царем. В противном случае пришлось бы переименовать воевавшего против царя Самуила императора Византии (из Македонской, кстати, династии, но другой Македонии) Василия II Болгаробойца в «Македонобойца» и переписать все имеющиеся в мире учебники по истории, справочники, энциклопедии и т. д. К сожалению, общая история, призванная объединять и сближать, стала причиной разделения, конфликтов и взаимной неприязни.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/18/cerkov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Решение Фанара – это удар по Сербской Церкви» Патриарх Варфоломей повторил свою украинскую авантюру, взяв под свой контроль македонских раскольников 12.05.2022 919 Время на чтение 8 минут Фото: Царьград В средствах массовой информации Сербии остро раскритиковали признание Константинопольским патриархатом так называемой Македонской церкви, называя произошедшее расколом в мировом Православии и вмешательством Фанара во внутренние дела Сербской Церкви, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на греческое издание Romfea.gr. «Варфоломей разделяет Православие», «Раскол в Православии», «Вселенский патриарх признает и раскольников Черногории», – таковы заголовки публикаций некоторых газет в Сербии. В них говорится, что Фанар ранее не реагировал на желание македонских раскольников вступить с ним в евхаристическое общение. Но после информации о переговорах Сербской Церкви с Македонской, срочно признал раскольников. Таким образом, пишут в СМИ, патриарх Варфоломей пытается создать видимость, что переговоры якобы велись по его благословению, и что Константинопольский патриархат имеет власть «самовольно изменять решения других Церквей и вмешиваться во внутренние дела другой Поместной Церкви». Также допускается, что следующим шагом Фанара станет признание раскольников в Черногории. Кроме того, отмечается несправедливость решения патриарха Варфоломея в отношении Предстоятеля автономной Православной Охридской архиепископии архиепископа Охридского и митрополита Скопийского Иоанна, который претерпел много гонений от властей и даже лишение свободы за единство Православия в Северной Македонии. Митрополит Клинский Леонид в своем телеграм-канале решение Фанара, «впрочем, как и все принятые Фанаром (район Стамбула Фенер, где находится резиденция главы Константинопольской Церкви) за последние десятилетия ещё больше раскалывает Православный Мир». По его словам, «с маниакальной настойчивостью Патриарх Варфоломей пытается утвердить своё право первенства (читай эгоцентризм) и убедить в этом тех, кто мало разбирается в международной церковной повестке. Фанар идёт в фарватере западного политического мейнстрима, разрушая по ходу всё, что создавалось веками и держалось на балансе веры в общепринятые духовные, моральные, этические аспекты. Понятно, что его действия не имеют под собой ни малейшей самостоятельности и продиктованы пожеланиями тех, кто уже давно поставил себе задачу убить Православие, вычленив его из мировой системы координат».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/12/re...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010