Вы говорите, что жизнь Ваша идет в суете и с каждым днем все более тяготит Вас своими заботами о ненужном. То есть как же это? Жить без забот нельзя! Когда мы умрем, то со смертию, конечно, не нужно будет ни о чем заботиться, но пока мы живы, наслаждаемся всеми благами от Бога: едим, пьем, ходим и взираем на мир Божий как разумное Его создание, – мы должны трудиться и иметь заботу не только о душе, но и о теле... Бог же труды любит. С молитвою на устах да с работою в руках – и Господу приятно. Как лень считается матерью всех пороков, так и от праздности лезет всякая блажь в голову. Вы не думайте, что в монастыре иноки живут одной молитвой и больше ни о чем не заботятся. Нет! Начиная с Отца Игумена и кончая последним работником на Валааме, у каждого есть свой труд и забота. Труд нельзя назвать ненужным. Он, во-первых, необходим для нашего же блага, а во-вторых, нисколько не греховен... » Старец мирно скончался 5/18 января 1932 г. и был погребен на старом братском кладбище. Кроткий подвижник Схимонах Мелетий (Сакун) (1866–1932) Схимонах Мелетий (в миру Макар Семенович Сакун) родился 24 июля 1866 г. в семье казака Градиж- ской волости Кременчугского уезда Полтавской губернии. 12 августа 1897 г. поступил в Валаамский монастырь; 11 июля 1906 г. определен в послушники; пострижен в монашество с именем Мирон 12 августа того же года; 20 ноября 1909 г. – в великую схиму с именем Мелетий. Послушания подвижник исполнял различные. Трудился при архиерейском имении «Хюмпеля», в скиту Всех святых и наконец уединился в Предтеченском скиту, в который стекалось к схимонаху множество братии за советом и утешением. «Схимонах о. Мелетий, – рассказывает схиигумен о. Иоанн, – кроткий был, послушливый. Занимался он непрестанной молитвой Иисусовой. За молитвенный труд сподобил его Господь дара слез. Часто плакал он во время службы церковной. Проходил он пономарское послушание, а жил в дальней пустыньке, расстояние от церкви – полверсты». Схиигумен Иоанн часто беседовал со схимонахом Мелетием «на пользу души, он говорил о себе со смирением» и по просьбе схиигумена рассказал следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Более тщательное исследование о значении имени Мака­рий с разбором его лингвистических особенностей предпринял отец Павел Флоренский. Из его работы мы узнаём, что “слово выражает мысль об умиротворённости сердечного кружения, о полной успокоенности парящих помыслов сердца в состоянии makar…a кончается самопоедание сердца” 13 . Таким образом, это имя означает достижение высокого духовного совершенства. Многие имена нашли отражение в русской словесности и имеют свою характерную особенность, “…в имени народное творчество отмечает тот или другой отдельный признак или некоторое небольшое число их, особенно существенных очень метко и неслучайно подсмотренных носителями данного имени”, — пишет отец Павел Флоренский 14 . Народное словесное творчество рисует личность с именем Макарий (в разговорной традиции Макар) как очень простого и страдающего человека: “Нашему Макарке все огарки”, “На бедного Макара везде беда напала”, “На бедного Макара и шишки все валятся”, “Загонят, куда Макар телят не гонял”, “Не Макару с боярами знаться” 15 . Эти поговорки нашли отражение в рассказе писателя В. Г. Короленко “Сон Макара (Святочный рассказ)”. Он начинается так: “Этот сон видел бедный Макар, который загнал своих телят в далекие, угрюмые страны, — тот самый Макар, на которого, как известно, валятся все шишки…” 16 . Народная мудрость свидетельствует, что в судьбе Макара возможны изменения, что явствует из следующей поговорки: “Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал” 17 . Здесь видится удивление в связи с такой невероятной метаморфозой, приключившейся с человеком маленьким, зависимым, который ничего особенного не ждёт в жизни. Об этом же говорит и реакция забитого, унижаемого Макара на неожиданное приветствие, которое он воспринимает как незаслуженное: “Ма­кару поклон, а Макар на семь сторон” 18 . …Своё служение в Церкви святитель Макарий начинал в Боровской обители, где, как известно, он, “много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в немже много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив” 19 . Затем началось его восхождение по иерархической лестнице. Став настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, он устроил в соборном храме придел во имя преподобного Макария Египетского 20 . Незадолго до кончины Святитель дал вклад в Лужецкий монастырь, завещая творить по себе поминальные трапезы для братии обители в день памяти преподобного Макария Египетского.

http://pravmir.ru/duhovnyiy-obraz-svyati...

29 сентября/11 октября [так в тексте] 1932 года. 281-я беседа в Морском соборе: Любовь к ближним у первенствующих христиан. С. 57–64. Р-1366. 4/17 октября 1932 года. 282-я беседа в Морском соборе: Самоотвержение первенствующих христиан. С. 65–72. Р-1366. 13/26 октября 1932 года. 283-я беседа в Морском соборе: Благовестнические труды св. Апостолов. С. 73–79. Р-1366. 20 октября/2 ноября 1932 года. 284-я беседа в Морском соборе: Благовестнические труды св. апостола Петра. С. 81–88. Р-1366. 27 октября/9 ноября 1932 года. 285-я беседа в Морском соборе: Св. Иаков, брат Божий. С. 89–98. Р-1366. 3/16 ноября 1932 года. 286-я беседа в Морском соборе: Соборные послания св. ап. Иакова. С. 101–108. Р-1366. 10/23 ноября 1932 года. 287-я беседа в Морском соборе: Соборные послания св. ап. Иакова. С. 109–115. Р-1366. 17/30 ноября 1932 года. 288-я беседа в Морском соборе: Св. ап. Иоанн Богослов. С. 117–123. Р-1366. 24 ноября/7 декабря 1932 года. 289-я беседа в Морском соборе; Св. ап. Иоанн Богослов. (Продолжение.) С. 125–131. Р-1366. 6 декабря 1932 года. Слово в день памяти Св. Благоверного князя Александра Невского, произнесенного в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде: «Быть ли нам религиозными?» С. 42. 1/14 декабря 1932 года. 290-я беседа в Морском соборе: Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова. С. 133–139. Р-1366. 8/21 декабря 1932 года. 291-я беседа в Морском соборе: Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова. (Продолжение.) С. 141–147. Р-1366. 15/28 декабря 1932 года. 292-я беседа в Морском соборе: Содержание Апокалипсиса. (Введение в письма к семи Церквям.) С. 149–156. Р-1366. 12/25 января 1933 года. 295-я беседа в Морском соборе; Содержание Апокалипсиса. (Гл. 14–22). С. 173–178. Р-1366. 26 января/8февраля 1933 года. 297-я беседа в Морском соборе: Евангелие св. ап. Иоанна Богослова. С. 189–195. Р-1366. 19 января/1 февраля 1933 года. 296-я беседа в Морском соборе: Позднейшие Писания св. ап. Иоанна Богослова. С. 181–187. Р-1366. 2/15 февраля 1933 года. 298-я беседа в Морском соборе: Богословие ап. Иоанна (1:1–18). С. 197–203. Р-1366.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27 .03(09.04).1934–05.1937: Августин Беляев 1937–1941: 1942–1943: Питирим Свиридов 11(24).07.1943–05.1944: Алексий Сергеев 09 .1945–09(22).03.1960: Онисифор Пономарев Калужская (обн.) Иоанникий Дьячков 07 .1923–07.1924: Пётр Виноградов 12(25).06.1924–26.11(09.12.).1924: Алексий Замараев 07(20).12.1924–14(27).01.1925: Христофор Сокольский 11(24).01.1925–03(16).01.1926: Геронтий Шевлягин 03(16).01.1926–06(19).11.1929: Георгий Добронравов 1930–11.1930: Аристарх Николаевский 1930–1933: Георгий Добронравов, паки 19 .03(01.04).1931–1932: Пётр Виноградов. паки 31 .10(13.11). 1932–1934: Арсений Краснов 05 .1934–1935: Николай Смирнов 10 .1935–14(27).01.1936: Иннокентий Копейкин –11.1936: Александр Рябцовский 26 .11(9.12).1936–1939: Андрей Расторгуев Каменец-Подольская 20 .03(02.04).1914–1920: Митрофан Афонский 1918–1920: Пимен Пегов, в. у. 1920–1922: Пимен Пегов –1922: Адриан Анцино-Чекунский 1922–1926: Амвросий Полянский Борис Шипулин, в. у. 1927–29.07(11.08).1932: Димитрий Галицкий, в. у. 29 .07(11 08).1932–10.1932: Владимир Горьковский 7(20).10.1932–29.07(11.08).1933: Памфил Лясковский 1932–1935: 1935–1942: Пимен Пегов, паки –1944: Дамаскин Малюта 1944–1946: Максим Бачинский, в. у. Каменец-Подольская (обн.) 1922–1924: Пимен Пегов 1924–1925: Афанасий Вечерко 1925–1927: 1927–: Гавриил Киперман 1927–1928: Герасим Строганов Иоасаф 11 .1927–08.1935: Мелетий Фомин Каменец-Подольская (укр.) Павел (Павло) Погорилко Иоанн (Иван) Теодорович Каменская 23 .08(05.09).1924–09(22).12.1925: Иннокентий Бусыгин 1925–1932: 13(26).05.1932–27.06(10.07). 1932: Симеон Михайлов 16(29).07.1932–08(21).03.1933: Владимир Горьковский 10(23).10.1932–03(16).02.1933: Александр Раевский Каменская (григ.) 09(22).12.1925–1930: Иннокентий Бусыгин Каменская (обн.) 05(18).12.1924–22.07(04.08).1925: Иоанн Ильин 10(23).06.1925–1926: Иннокентий Кулаков 07(20).11.1925–1926: Адриан Компанийцев 1926–1926: Афанасий Вечерко 1926–: Виктор Камень-Каширская (заруб.) 1931–1934: Антоний Марценко Камчатская 16(29).10.1916–1916: Нестор Анисимов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На улице Макар и опасливо озиравшийся Давыдыч стояли у двери автобуса, в котором сидели два десятка девушек. Красавицы, как на подбор. «Это не конец света, — подумал Лю, — это гарем какой-то». — Крысы, — кивнул Эньлай за забор больницы. — Да видели уже, — спокойно ответил Макар. — Им главное выжить. Значит, нашли где-то место получше. Эньлай подошёл поближе: крысиная «река» заметно поредела. Основная масса уже пронеслась, и поредевший арьергард теперь делился на отдельные ручейки. Но зрелище всё равно было неприятным, и Эньлай вернулся к автобусу. — Про крыс в Библии ничего не сказано? — спросил он у Макара. — Вроде нет, а вот про динозавров, как я думаю, есть… — Да ну… — В книге Иова сказано: Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бёдрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья … ( Иов. 40:10-13 ). На кого это больше похоже? — Действительно, на динозавра. — Всё потому, что словом «бегемот» переводчики назвали животное, название которому просто не знали. В древнееврейском тексте не было гласных, и звучало это как бэ-хэ-мэ-тэ, что вообще могло означать всех животных. — И почему динозавры не дожили до наших дней? — Многие твари не дожили. Климат после потопа очень изменился… — Слушай, Макар, ты всё знаешь, почему тебя не взяли? — Лю нахмурил лоб, а Макар после этого вопроса опустил голову. — Потому, — неторопливо ответил он, — что про таких, как я, в Откровении Иоанна Богослова сказано: носишь имя, будто жив, но ты мёртв … ( Отк. 3:1 ). — Но ведь тебя для чего-то оставили? — Я всю жизнь жду этого «чего-то»… Наступило неловкое молчание, Макар отошёл, явно не желая продолжать разговор, как-то странно тряхнул своей нестриженой головой, словно хотел сбросить тяжёлые мысли, и Лю решил не донимать его больше расспросами. Чуть в стороне Тимур «воспитывал» одного из парней Садальского, которого пришлось всё же оглушить, чтобы пройти в гостиницу. Тимур, по сути, объяснял ему, что такое хорошо и что такое плохо, и если горячему кавказцу казалось, что парень плохо понимает, он отвешивал ему оплеуху. Девушки с интересом наблюдали за воспитательным процессом, и Тимур, время от времени оглядываясь на них, ещё больше входил в раж.

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

— Слушай, очень похоже на наше время, — задумался кавказец. — А то, — ухмыльнулся Макар, — потом он говорил о массовом появлении лжепророков. Как и у нас, христиан. Ускорится время… Чуешь? Увеличится число убийств, женщин станет больше, чем мужчин. — Всё, как сейчас… — Пророк говорил, что в последние дни солнце взойдёт и сядет на западе, и после этого дня никто не сможет покаяться. А потом явится Дажжал или Даджаль, который будет называть себя Богом… — Антихрист? — спросил Михаил Давыдович. — Не знаю, я не могу толковать Коран. Но уничтожит его Иисус, у них его называют — Иса. В общем, очень похоже на Апокалипсис. Только вот есть мнение, что войска Антихриста будет возглавлять… мусульманский полководец. Хотя, мне кажется, отношение к религии в этом случае формально. Те же сунниты верят, что придёт Махди, великий полководец мусульман, потомок пророка, чтобы победить Антихриста. А шииты почитают его мессией… Вот так всё переплетается. Могу ещё добавить, что христиане ждали пророка Илию, который был живым взят на небо, как обличителя Антихриста, а иудеи его же ждали, как пророка, который укажет мессию. Голова не кружится? — Макар обвёл взглядом стоявших вокруг, пытаясь заметить, понимают ли они, о чём он говорит. — Так или иначе, — вернулся он к кавказцу глазами, — Аллах в последний день разрушит вселенную. Земля будет трястись, всё будет гореть, небо будет как расплавленный металл… — И мертвецы встанут, — вспомнил горец. — Это я почти наизусть помню: «С потупленными взорами они восстанут из могил, словно рассеянная стая саранчи»… На арабском это звучит даже поэтичнее, хотя русский язык самый богатый. — А ты, русский, зачем Коран изучал? — Чтобы не быть тупым, как сказано у пророка, в последние времена, — невозмутимо ответил Макар. — Тимур, — кавказец протянул руку Макару.Макар, — ответил на приветствие могильщик. — И что, мы все сгорим? — спросил Тимур. — Если б было всё так, то Всевышнего не называли бы источником милости, — ответил Макар. — Сгорит, я думаю, всё плохое, в том числе в нас.

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

Никита Семенов. Ты читай; я знаю, что. Уважая старика, своего единомышленника, с видимою неохотою Арсений Иванов прочел все 8-е знамение. Я. Тут из всего прочитанного, ты, старик, не укажешь того, что ты сулил нам доказать. Где тут сказано, что антихрист приходил, а пророки Илия и Енох давно уже им, антихристом, убиты? Никита Семенов. Чай, слышал ты, что читали-то. Я. То, что читали, я слышал, а того, что ты говорил, чтобы антихрист приходил и пророков Илию и Еноха убил, я не слыхал. Никита Семенов. Еще что ли прочитать? Я. Читай, но, пожалуйста, не все 8-е знамение, а только то место, в котором ты усмотрел, что антихрист приходил и пророков убил. Никита Семенов. Ну, слушай: Нынешним многим лжехристом, един есть наивышний папа, иже оному последнему антихристу предотеча, иже на престоле в древнем Вавилоне, якоже ниже Кирилл святый пишет, в старом Риме. Егоже Христос истинный обличити своих угодников, Еноха и Илию, пошлет, не приимати лживого. Он же, окаянный, пред всеми повелит их убити. Я. Напрасно ты, старец, трудился читать; не указать тебе тут того, чего бы хотелось тебе. Никита Семенов. Как же так? Тут все сказано. Я. О том, что антихрист приходил и убил Илию и Еноха, – что тебе так желательно было доказать, – тут ни одного слова не сказано. Никита Семенов. Обведя вопросительным взглядом окружающих, с видом удивленного проговорил: в Вавилоне, т. е. старом Риме, папа есть последний антихрист; он же, окаянный, и повелел пророков убить. Я. Прочитал ты, старина, совсем не то, что говорил. А это случилось оттого, что ты не понял, что прочитал. Никита Семенов. Чего я не понял? Я. Во-первых, сказано в 8-м знамении, что папа оному последнему антихристу предтеча; стало быть, не папа последний антихрист. Предтечи антихриста были и во времена апостольские. «Придет антихрист, – говорил апостол Иоанн, – и теперь появилось много антихристов» ( 1Ин.2:18 ). Ты, старик, неправильно мыслишь, смешивая предтечей антихриста с самим последним антихристом, оттого и заблуждаешься. Никита Семенов. Все равно, папа – последний предтеча; других, стало быть, предтечей более не будет. Они с антихристом-то вместе теперь и царствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Упразднена в 1935 г. Именовалась: Орехово-Зуевская; Ореховская. 06(19)11.1929 02(15)09.1930 06.1931 10(23)03.1932 10(23)03.1932 13(26)09.1932 25.09(07.10)1932 26.11(08.12)1932 05(18)12.1932 Тихон Попов 05.1934 Николай II Смирнов 02(15)08.1934 08.1934 09.1935 Софония Яскевич, паки Ореховская, обн. (см. Орехово-Зуевская, обн.) Орджоникидзевская (см. Владикавказская) Орловская Основана 13.01 (по др. 29.05) 1764. Московское викариатство; полусамостоятельная. Самостоятельная с 06.05.1788. Местопребывание – в г. Севск, с 1819 г. – в г. Орел. Именовалась: Севская и Брянская; с 09.1783 – Севская и Орловская; с 06.05.1788 – Орловская и Севская; Орловская и Брянская; с 13(26)02.1994 – Орловская и Ливненская. Викарные кафедры: Елецкая, Брянская, Болховская, Ливненская. 08.08.1764 17.12.1767 Тихон Якубовский 13.01.1768 26.04.1778 05.07.1778 28.04.1782 Амвросий Подобедов 05.07.1782 22.09.1783 Дамаскин Семенов-Руднев 07.01.1784 09.02.1787 Феоктист Мочульский (Могульский) 05.06.1788 26.10.1798 Аполлос Байбаков 26.10.1798 04.06.1817 22.07.1817 21.07.1821 Иона Павинский 18.09.1821 22.05.1828 Гавриил Розанов 15.07.1828 30.12.1839 28.01.1840 25.04.1840 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 27.06.1840 12.11.1844 Евлампий Пятницкий 12.11.1844 05.06.1858 Смарагд Крыжановский 12.07.1858 29.08.1867 29.08.1867 25.12.1876 Макарий Миролюбов 25.12.1876 31.12.1882 13.02.1883 03.06.1889 Симеон Линьков 03.06.1889 10.08.1896 Мисаил Крылов 10.08.1896 02.01.1899 Митрофан Невский 02.01.1899 28.03.1902 Никанор Каменский 28.03.1902 10.04.1904 23.04.1904 03.02.1906 Кирион Садзегели 03.02.1906 16.09.1908 31.10.1908 31.12.1910 Александр Головин 31.12.1910 28.01.1917 05.06.1913 07.06.1914 30.08.1914 28.01.1917 26.05.1917 27.05.1917 19.08.1917 19.08.1917 01(14)11.1927 1924 (?) 03(16)09.1927 04.1931 16(29)04.1931 18(31)12.1931 Иоанникий Сперанский 08.1931 12.1931 Даниил Троицкий 29.07(11.08)1931 14(27)07.1932 18(31)12.1931 14(27)07.1932 14(27)07.1932 17(30)09.1935 17(30)09.1935 06(19)10.1935 06(19)10.1935 19.11(02.12)1935

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я. И этого ничего не сказано, ты это от себя выдумываешь. Не то ты читал. Ты читал, что папа последнему антихристу предтеча, а не сам он, папа, последний предтеча, – что же ты замолчал? Никита Семенов. Ты меня сбиваешь. В голове кругом пошло. Я. Успокойся, я на истинный путь желаю поставить тебя, а не сбиваю. Никита Семенов. Дальше-то вот как о папе написано: его же Христос истинный обличити своих угодников пошлет, т. е. Илию и Еноха. Кого это – его же обличити пошлет? Папу, иже на престоле в Риме. Кто повелит убить? опять папа. Видишь, как понятно. Я. Понятно из этого только твое заблуждение, – и это, во-вторых. Никита Семенов. В каких, во-вторых? Я. Во-первых, папа римский не антихрист, как ты неправильно толкуешь. И Христос истинный пошлет пророков обличать не папу, и не папа повелит убить их, – это и есть – во-вторых. Понял теперь, в чем твое заблуждение во-вторых? Никита Семенов. Не понял. Я. Если не понял, то я тебе растолкую и поясню. Никита Семенов. Ты скажи прямо: Христос пошлет пророков Своих кого обличать? Я. Господь пошлет пророков Илию и Еноха обличать самого антихриста, а не предтечей его, и убиты будут они не предтечами, а самим антихристом. Правду ли сказал я? Никита Семенов. Что правда – то правда; против этого ничего не говорю; а все же как будто бы папа повелит убить пророков, и он – антихрист. Я. Да ты, простота, взял бы хотя одно то во внимание, как выражена самая речь-то: Христос Илию и Еноха пошлет; стало быть, когда эта речь писалась в Кирилловой книге, Христос еще не посылал Илию и Еноха. Он же, окаянный антихрист, повелит убить их, – опять в будущем времени сказано. Никита Семенов. Когда же и кто написал Кириллову книгу? После падения Рима или ранее? Я. Кириллова книга есть ни что иное, как сборник разных статей о разных предметах, составленных разными известными и неизвестными лицами в разные времена. Книга эта названа Кирилловою потому, что в начале ее помещено сказание Кирилла Иерусалимского о втором пришествии и об антихристе, протолкованное белорусцем Стефаном Зизанием. Но Стефан Зизаний, живший в конце 16-го и начале 17-го столетия, когда римская Церковь находилась уже в отпадении от восточной Православной Церкви, должен был писать о посланничестве пророков и повелении убить их не в будущем, а в прошедшем времени, а святитель Кирилл Иерусалимский , живший в 4-м веке и скончавшийся в 386 году по Рождестве Христовом, не мог указывать и не указывал на папу римского, как на антихриста, потому что епископы римские сияли тогда православием . Что, старик, скажешь на это?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Леонид Семенов Семенов (Семенов-Тян-Шанский) Леонид Дмитриевич (1880–1917) – поэт, прозаик. Внук знаменитого географа, путешественника, государственного и общественного деятеля Петра Петровича Семенова (1827–1914), получившего в 1906 году потомственную фамилию Семенов-Тян-Шанский. К этому времени его внук уже опубликовал свое «Собрание стихотворений» (СПб., 1905) и остался в истории русской поэзии как Леонид Семенов. Его первые стихи появились в печати в 1900 году, но самой значительной публикацией стала подборка 1903 года в студенческом «Литературно-художественном сборнике» Бориса Никольского. Никого из поэтов-студентов С.– Петербургского университета 1901–1903 годов нельзя сравнить с Леонидом Семеновым, даже его ровесника Александра Блока, представленного тремя юношескими стихотворениями, хотя к тому времени он уже создал те из них, которые через год составят основу его первой книги «Стихи о Прекрасной Даме». Леонид Семенов свою первую поэтическую книгу издаст в том же 1905 году, но на этом его путь в поэзии и завершится. О том, что произошло с ним в дальнейшем, напишет его младший брат, ставший в эмиграции епископом Александром Зилонским: «..Прежде чем перейти к самому трудному, т. е. к простому более или менее хронологическому рассказу о жизни моего брата, я должен частично забегая вперед, сказать об эпохе и среде, в которой он жил. Брат мой родился в 1880 году и был убит в декабре 1917 года. За этот период, начавшийся с восшествия на престол Императора Александра III и кончившийся современной катастрофой, за этот период, отмеченный русско-японской войной, революцией 1905 года и войной Великой, мы пережили целый ряд очень различных проявлений общественной мысли. И последние вздохи славянофильства, и чисто интеллигентское „ богоискательство ” , и расцвет символизма, ницшеанский индивидуализм, вырождавшийся порой в эротоманию, потом эстетизм и, одновременно с этим, толстовство, социализм и последние вспышки народничества.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010