Вступление О преподобном Макарии Великом недавно обнародованные коптские документы дают очень много сведений. Здесь находятся и те известия о нем, какие прежде знали из греческих и латинских памятников. Но эти сведения здесь отличаются большею живостью, ясностью, точностью в географических названиях и в собственных именах лиц. Наряду с этими сведениями здесь есть много новых данных. В XXV томе Annales du Musee Guimet (Paris, 1894) мы имеем целых три коптских документа относительно св. Макария Великого . Есть здесь его жизнеописание, составленное Серапионом, епископом Тмуи (с. 46–117). Второй документ озаглавливается «Из добродетелей отца нашего праведного, великого аввы Макария» (с. 118–202). Этот памятник, за исключением двух-трех пунктов, сходных с греческими памятниками, дает совершенно новые сведения о св. Макарии. Третий документ – «Об авве Макарии Великом » (с. 203–234). Амелино напечатал этот документ, имея под руками две почти буквально сходные коптские рукописи Ватиканской библиотеки (Cod. LIX, fol. 137–153 и Cod. LXIV, fol. 113–152 recto). Здесь уже не так много новых сведений о св. Макарии, как в первых двух памятниках: на две трети этот документ известен уже по греческому и латинскому тексту. В издании Cotelerii. Ecclesiae Graecae monumenta, torn. I (Parisiis, 1677) в Αποφθγματα των αγων γερντων о св. Макарии есть 41 сказание (с. 524 –549). Это же есть и у Миня, Patrologiae cursus completus, ser. gr.,tom. 34 (col. 257–282). To же мы видим и в русском переводе в книге «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев» (здесь о св. Макарии сорок параграфов). Из этих сказаний двадцать одно есть и в коптском сборнике. Много изречений св. Макария Великого есть в различных книгах «De vitis patrum» (Migne, Patrologiae cursus completus.ser. lat.,tom. 73). Много есть и в «Древнем патерике, изложенном по главам» (Москва, 1882, изд. 2-е). Таким образом, на целых две трети этот коптский документ был известен уже по греческому и латинскому тексту, а у нас в России и по русскому переводу. Правда, сходные в коптском тексте и в переводах сказания следуют здесь и там далеко не в одинаковом порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Сергей Макарович Крамаренко (†21.05.2020): «Последний немецкий самолет я сбил над Рейхстагом» 21 мая 2020 года на 98 году жизни от сердечной недостаточности скончался генерал-майор Сергей Макарович Крамаренко, участник Великой Отечественной войны, ас истребительной авиации и Герой Советского Союза. Шесть лет назад прославленный летчик уже рассказывал читателям портала Православие.Ru о своём боевом пути (см. «Выжить на такой жуткой войне мне помог Господь» ). А сегодня мы публикуем последнее интервью ветерана, которое он дал протодиакону Владимиру Василику год назад (тогда в силу технических причин опубликовать беседу не удалось). Похороны Сергея Макаровича Крамаренко состоятся сегодня, 25 мая, в 12:00 на Троекуровском кладбище Москвы. От Калиновки до Берлина 1945 год. Сергей Крамаренко рядом со своим боевым самолетом ЛА-5 на аэродроме «Теплый стан». Фото: личный архив С.М. Крамаренко — Дорогой Сергей Макарович, как начинался ваш путь в авиацию? — Я родился в селе Калиновка под Харьковом 10 апреля 1923 г. Семья у меня была своеобразная: отец — бедный крестьянин, мать — из польских дворян. Такое могло быть только в такие бурные времена. Я рано потерял отца. Матери необходимо было работать, времени на наше воспитание не хватало. Я воспитывал себя сам — с помощью книг, друзей. Не хочу хвалиться, но школу-десятилетку в селе Выбор Новоржевского района я закончил с золотой медалью. После ее окончания поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе. Параллельно занимался в аэроклубе Дзержинского района (Москва). Авиацией я начал увлекаться еще со школьной скамьи. Тогда на всю страну гремели имена Чкалова, Белякова, Байдукова. Не я один, но многие из моих сверстников стремились походить на них. В марте 1941 г. я был призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и поступил в летное Борисоглебское училище. — Скажите, а было ли у вас весной 1941 г. предощущение будущей войны? — Мы чувствовали, что война неизбежна. Когда мы слышали по радио в апреле 1941 г. о нападении немцев на Югославию, то общее ощущение было таково, что следующими будем мы.

http://pravoslavie.ru/131337.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Андрей Макаревич продолжает деградировать Теперь он еще и грязно оскорбил приверженцев великой Империи 15.01.2020 2400 Время на чтение 6 минут Что-то как-то в последнее время стал забываться Андрей Макаревич… Наверное, он сам об этом подумал и решил, что надо как-то о себе напоминать. Как? Ничего нового творческого не создано за последнее время, и не может быть создано по ряду причин. Так что в этой части удивлять нечем. «Крутить» старые «машиновские» пластинки не всегда дают. Ну, нельзя же так охаивать своё Отечество, при этом рассчитывать, чтобы тебе продолжали давать стадионы для «стрижки» купюр с доверчивых поклонников твоего былого творчества. А потому остаётся только одно – уподобившись своим нынешним друзьям по радикал-либерализму и русофобии, хлёстко оскорблять людей. Чем хлестче, тем лучше, тем больше вероятности, что тебя услышат, вспомнят о тебе. Пару лет назад взял да назвал практически всех россиян – «злобными дебилами». Это в отличие, по мысли Макаревича, от американцев – «спокойных, весёлых и добрых». Надо полагать, именно «спокойствие, весёлость и доброта» некоторых высокопоставленных американцев позволяют им быть убийцами, нанося смертоносные удары по всему миру, последним по хронологии из которых является ракетный удар по аэродрому в Багдаде с уничтожением Сулеймани и приближённых к нему людей. А вот «злобные» русские всю свою историю «дебильно» отбиваются от нападений, выигрывая войны, заодно спасая всё человечество то от монгольского нашествия, то от наполеонов, то от гитлеров. Теперь, как сообщают , вновь заскучавший лидер группы «Машина времени» устроил бурю в социальных сетях. По его мнению, критически высказываются о Михаиле Горбачеве лишь «мрази». «Интересно, что Горбачева поливают в сети дерьмом именно те мрази, которым он дал свободу - в частности заниматься тем, чем они занимаются. Сидели бы сейчас секретарями партийной ячейки ПТУ. Да и на это ума бы не хватило», - написал 14 января он в Фейсбуке.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/15/an...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Любовь моя, не покидай меня!..» К 20-летию кончины поэта Юрия Беличенко 11.04.2023 677 Время на чтение 11 минут Фото: Медаль имени поэта Ю.Н. Беличенко Юрий Николаевич Беличенко (1939 – 2002) долгие годы возглавлял отдел литературы и искусств газеты «Красная звезда». Ю. Н. Беличенко был талантливым поэтом, полковником, замечательным человеком, настоящим гражданином своего Отечества. Потому его помнят и ценят читатели. 8 декабря 2022 года исполнилось 20 лет, как не стало Ю.Н. Беличенко. В Императорском православном Палестинском обществе (председатель С.В. Степашин) в январе состоялся вечер, посвящённый предстоящему в этом году 100-летию центральной военной газеты «Красная звезда», организованный Клубом ветеранов газеты (председатель А.И. Долинин) и Союзом писателей России (председатель Н.Ф. Иванов). В вечере принял участие известный песенный коллектив «Студия А.Н. Васина-Макарова», поэт Геннадий Иванов. Императорское православное Палестинское общество, коммерческий банк «Кубань-Кредит», Союз писателей России и Клуб ветеранов «Красной звезды», учредили памятную настольную медаль имени поэта Ю.Н. Беличенко для вручения поэтам, писателям и публицистам, пишущим об армии. Грамоты и памятные медали были вручены ветеранам газеты – капитану I ранга С.И. Быстрову, литературному критику, полковнику П.И. Ткаченко, капитану I ранга А.С. Пилипчуку, капитану I ранга М.Н. Луканину, полковнику С.А. Князькову, полковнику С.А. Сполоху. Грамотами и памятными медалями имени Ю.Н. Беличенко были награждены также члены «Студии А.Н. Васина-Макарова». «Студия А.Н. Васина-Макарова» исполнила народные песни, а также песни на стихи М. Лермонтова, Ю. Беличенко и других поэтов. Ведь Юрий Николаевич Беличенко был автором замечательной книги «Лета Лермонтова», в которой он по-новому взглянул на творчество и судьбу великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Публикуем воспоминания литературного критика Петра Ивановича Ткаченко о талантливом поэте в погонах Юрии Николаевиче Беличенко, связанные с заметными в культуре мероприятиями и датами.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/11/...

О исходе душ праведников и грешников, то есть, каким образом они разлучаются с телом, и в каком состоянии пребывают Источник Скачать epub pdf Греческий подлинник сего слова в первый раз издан в свет ученым Вильгельмом Каве по рукописи Лейпцигской Павловской Библиотеки с Латинским переводом Генр. Вартона (Cav. Hist. Litt. Тот. I. pag. 258). После с той же Лейпцигской рукописи, по снесении ее с другими двумя Венскими, вновь. Перевел его и издал Ян. Толлий (Toll. Insign. Itiner. Ital. pag. 192–199). Сему последнему изданию, как исправнейшему, следовал Анд. Голландий в своей Библиотеке Отцов (Тот. VII. pag. 237), откуда сделан и настоящий Русский перевод. Лейпцигская и одна из Венских рукописей приписывают сие слово самому Макарию Александрийскому . Одинакового содержания с сим словом, впрочем гораздо обширнейшее и более к деятельному наставлению направленное находится в следованной Псалтири под именем того же Писателя. Но другая пергаментная рукопись той же Императорской Библиотеки усвояет оное ученику Макария Александрийского . Ибо в оной оно начинается так: τος αγιος Μακαριος τος Αλεξανδρεως ο μαθητης, διηγησατο, οτι ποτε κ. τ. а. Впрочем сие разногласие в рассуждении подлинного писателя сего слова, очевидно, не столь велико, чтобы могло повредить достоинству самого слова. Мнения первых двух издателей его, сомневающихся в достоверности содержащегося в нем учения, теряют свою важность, когда заметим с Фабрицием, (Fabric, Bibl. gr. Тот. VII. pag. 495. et in Cod. Apocr. N. Т. Тот. II. pag. 849), что таковое же учение находится у Антония Великого , (см. Pallad. Histor. Laus. cap. XXVII. pag. 941) и много подобного встречается в жизнеописаниях и достопамятных изречениях Отцов. Некогда, как мы шли по пустыне, видел я двух Ангелов, которые сопровождали Св. Макария, один с правой стороны, другой с левой. На пути случайно мы нашли поверженный и смердящий труп. Св. Макарий, чувствуя смрад, зажал рукою свои ноздри, доколе не прошел мимо. То же сделали и Ангелы. Старец, увидев сие, спросил их: ужели и вы также обоняете смрад мира? Они отвечали: нет, но мы подражая тебе сие сделали, ибо мы не чувствуем смрада, а только обоняем смрад от душ грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад сего трупа. Удивленный сим Старец говорит им: изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников в сей ли жизни их вы чувствуете, или после их смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность. Ангелы ответствовали: слушай, Макарий, избранный Божий!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Aleksa...

Покорнейше прошу Архивную Комиссию поместить представляемые мною сведения на страницах своих «Трудов», в качестве материала для жизнеописания приснопамятного от. Макария и в дополнение к представленным уже мною раньше сего в разное время сведениям о нем. Названные сведения особенно важны в том отношении, что они довольно подробно изображают последние годы жизни о. Макария в пределах нашей епархии, относительно которых вообще существует мало сведений в изданных уже материалах для жизнеописания великого миссионера, многоопытнейшего переводчика значительнейшей части ветхозаветной библии, высокоавторитетного и глубокопроникновенного учителя веры и благочестия, облагодатствованного «человека Божия», дивного «прозорливца». Напечатание этих сведений несомненно может вызвать новые воспоминания об о. Макарии у лично знавших его старцев, доживающих ныне дни свои и со своею кончиною могущих унести в могилу многое такое, о чем нам, современникам, и последующим поколениям пришлось бы сильно жалеть, если бы мы, пока это возможно, не предали тех сведений гласности во славу Божию и в благоговейную память о приснопамятном. К сказанному дозволяю себе присоединить, что напечатание в настоящее время в «Трудах» комиссии предлагаемых новых сведений об о. Макарии с одной стороны в значительной степени восполнит то, что о нем уже напечатано было раньше сего и печатается теперь, и т. о. станет в соответствие со всем этим, к большему и большему уяснению для вас жизни и деятельности о. Макария, замечательною личностию которого ныне серьезно заинтересованы столь многие, и дорогое имя которого с искренним благоговением произносится и в пределах нашей епархии и соседних с нею, и в Москве, и в Петербурге, и в Костроме, и в Киеве, и в Казани, и в Екатеринославе, и в пределах далекого Алтая – в Томске и Иркутске и, можно сказать, повсюду в нашем обширном отечестве, где только умеют достойно чтить высоких подвижников благочестия, лучших представителей науки и просвещения, истинных носителей зиждительных идеалов нашей жизни. С другой стороны, напечатание в «Трудах» комиссии новых сведений об о. Макарии несомненно будет весьма благовременно теперь, особенно в виду предстоящего скоро, и именно 18 мая приближающегося 1897 года, пятидесятилетия со дня его блаженной кончины. Орел, 15 сентября, 1896 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Сортировать по Исключить новости К вопросу об авторстве Послания царю Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 3 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Одна из задач современной церковно-исторической науки заключается в создании работ, в которых должны быть освещены труды Предстоятелей нашей Церкви. Важным аспектом должно стать также выявление и изучение их письменного наследия. В связи с этим необходимо остановиться на авторстве Послания царю Иоанну Васильевичу, которое сохранилось в Послании священника кремлёвского Благовещенского собора и было опубликовано ещё в XIX веке в исследовании, ему посвящённом 1 . Наличие Послания, адресованного царю, в сборнике XVI века, принадлежавшем благовещенскому клирику, дополнительно свидетельствует о его изначально очень близких отношениях с государем. Поскольку он первоначально был в Великом Новгороде, то, возможно, этим объясняется наличие в списке Послания некоторых особенностей новгородского говора: оцыстилище, оцыщение, оцыстивши, оцыстиши (2 раза). При переписывании же Послания из него было убрано начало и окончание, в связи с чем теперь возникла проблема его атрибуции и датировки. И. Я. Фроянов разобрал имеющиеся в научной литературе мнения исследователей о принадлежности данного Послания: ис­торика митрополита Макария (Булгакова), архимандрита Леонида (Кавелина), Н. М. Карамзина, П. Ф. Николаевского, Н. И. Бар­­сова, Н. Кононова, И. И. Смирнова, В. В. Шапошни­ка, Д. П. Го­ло­хвастова, В. Жмакина, И. Н. Жданова, И. У. Бу­дов­­ни­ца, А. А. Зи­мина, Д. Н. Альшица, Б. Н. Флори, А. И. Фи­люш­кина. Названные исследователи указывают в качестве претендентов на авторство Послания следующих лиц: Митрополитов Даниила и Макария, епископа Вассиана (Топоркова), Троицкого игумена Артемия, наконец, священника Сильвестра, в рукописи которого сохранилось до наших дней данное Послание. И. Я. Фро­я­нов привёл также мнения исследователей о дате написания послания: 1547, 1550, 1551, 1552 годы или же время опричнины 2 . Исследователь говорит о близости содержания данного Послания к проблематике постановлений Стоглавого Собора и поэтому считает, что оно написано “до 1551 года, то есть в преддверии работы Стоглавого Собора” 3 . Затем он уточняет дату написания Послания — 1550 год, “по всей видимости, перед Стоглавым Собором” 4 . Он решительно поддержал мнение И. И. Смир­нова о принадлежности Послания перу святителя Макария 5 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Сортировать по Исключить новости Московские Митрополиты XVI в. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 : Архимандрит Макарий (Веретенников). Московские Митрополиты XVI в. Сергиев Посад, 2010. 350 с. Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что для всякого читателя, который интересуется историей, не будучи профессионалом, лучший, самый любимый род исторической литературы — это, так сказать, история в лицах. Отнюдь не оспа­ривая важность и полезность исторических исследований, представляющих определённую эпоху в максимально возможных подробностях её внутренних и внешних взаимосвязей, хочется сказать, что мы, весьма и весьма уважая такого рода литературу, тем не менее в простоте душевной всегда прикидываем примерно так: “XV век? Это когда жили Такой-то, Такой-то и Имярек?”. XVI век — время, чрезвычайно важное и значимое как для истории Русского государства, так и для истории Русской Церкви. Достаточно сказать, что в начале века Русская земля из не вполне надёжно соединённого сочетания полусамостоятельных княжеств становится единым государством, а в середине века Московский Митрополит Макарий венчает великого князя Ивана Васильевича царским венцом. В конце же века Предстоятели Русской Церкви становятся уже не Митрополитами, а Патриархами. Поэтому выбор этого периода для исследования и описания вряд ли случаен. Автор книги архимандрит Макарий (Веретенников) давно и хорошо известен читателям “Альфы и Омеги” и не нуждается в особом представлении. Но хотелось бы хотя бы вкратце охарактеризовать особенности рассматриваемой книги, продиктованные исследовательскими и авторскими принципами отца Макария. Если обратиться к свойствам авторского стиля как такового, то необходимо отметить в первую очередь сочетание очень простого, доступного практически всякому читающему языка и обилия приводимой литературы (библиография в конце книги состоит из более чем 70 названий; реально источников привлечено гораздо больше, потому что за рядом названий стоят многотомные периодические издания). Второе, на что обращает внимание вдумчивый читатель, — это умение автора извлекать из исследуемых текстов самые, казалось бы, крохотные крупицы информации и показывать всю немаловажность скрытого в них смысла.

http://pravmir.ru/moskovskie-mitropolity...

Сортировать по Исключить новости Ирландский суд встал на сторону христиан-кондитеров, отказавшихся изготовить гей-торт Как решилась судьба самого дорогого торта в истории страны 10 октября, 2018 Как решилась судьба самого дорогого торта в истории страны Четыре года назад Гарет Ли заказал торт в поддержку гей-браков в семейной пекарне “Ashers” в Ирландии и получил отказ. Дело о торте 4 года рассматривалось в суде, он стоил сторонам 500 тысяч фунтов. Сегодня Верховный суд принял окончательное решение.      Владельцы пекарни в Северной Ирландии выиграли апелляцию в так называемом  «деле гей-пирога». Высший суд Великобритании постановил, что отказ пекарни “Ashers” сделать торт с лозунгом, поддерживающим однополый брак, не носит дискриминационного характера. В 2014 году Гарет Ли заказал торт c героями Улицы Сезам и надписью «Поддерживаем гей-браки» в пекарне «Ashers» в центре Белфаста. Через два дня представитель фирмы связался с клиентом и сообщил, что они отказываются выполнить его заказ. В ответ Гарет  подал в суд на кондитеров и обвинил их в дискриминаци по признаку сексуальной ориентации и политических убеждений. Пекарня проиграла дело и последующую апелляцию, однако сегодня фирма выиграла апелляцию в Верховном суде. Юридический спор, который длился 4,5 года и стоил 500 000 фунтов стерлингов, поднял важные вопросы о равенстве и свободе совести. Самый дорогой торт в Великобритании Торт, ставший предметом спора, должен был стоить всего 36,50 фунтов, а в итоге оказался самым дорогим в истории Великобритании. «Комиссия по равноправию для Северной Ирландии» поддержала Гарета Ли и потратила более 250 000 фунтов из госказны на это дело. За 4 года пекарня “Ashers” потратила 200 тысяч фунтов на защиту своих интересов. Эти деньги фирме пожертвовали Христианский институт и благотворители. Гендиректор пекарни Даниэль МакАртур отметил, что он в восторге от этого решения.  «Я знаю, многие люди  сегодня будут рады услышать об этом постановлении, потому что это решение защищает свободу слова и свободу совести для всех», — сказал г-н МакАртур выйдя из суда.

http://pravmir.ru/irlandskiy-sud-vstal-n...

Слово 46. Об истинном ведении, об искушениях и о необходимости точно знать, что не только люди невысокие, немощные и необучившиеся, но и сподобившиеся на продолжительное время бесстрастия, достигшие совершенства в образе мыслей, приблизившиеся отчасти к чистоте, сопряженной с омертвением, (ставшие выше страстей, пока они в мире сем, по Божию попущению от сопряжения жизни их со страстной плотью, пребывают в борении, и по причине плоти терпят беспокойство от страстей, потому что) 274 по милости бывает попущение на них за падение их в гордыню Сколько раз иные каждый день преступают закон и покаянием врачуют души свои, и благодать приемлет их, потому что во всяком разумном естестве перемена происходит неопределимым образом и с каждым человеком ежечасно происходят изменения. И рассудительный находит много случаев уразуметь это. Но испытания, каждый день сопровождающие его, наиболее могут умудрить его в этом, если будет трезвиться, и да наблюдает за собой в уме своем и дознает, какое изменение в кротости и снисходительности принимает мысль с каждым днем, как внезапно из мирного своего состояния приходит в смущение, когда не будет удалена какая-либо к тому причина, и как человек бывает в великой и несказанной опасности. И сие-то святой Макарий, с великой предусмотрительностью и рачительностью, явственно написал на память и в наставление братиям, чтобы, во время изменения в противное, не впадали в отчаяние, потому что и со стоящими на степени чистоты, как с воздухом охлаждение, приключаются всегда падения, даже если нет у них нерадения или расстройства жизни; напротив же того, даже когда соблюдают они чин свой, случаются с ними падения, противные намерению собственной их воли. Да и блаженный Марк, как изведавший точным опытом, свидетельствует о сем и пространно излагает сие в писаниях своих, чтобы не подумал кто, будто бы святой Макарий сказал это в послании своем случайно, а не по действительному опыту, и чтобы от таковых двоих свидетелей ум со всею несомненностью приял для себя утешение во время нужды. Посему что же теперь? «Изменения, – говорит, – в каждом бывают, как в воздухе». Выразумей же это слово: «в каждом»; потому что естество одно 275 , и чтобы не подумал ты, будто бы сказал это о низших и худших, совершенные же свободны от изменения и неуклонно стоят на одной степени без страстных помыслов, как утверждают евхиты 276 , сказал он поэтому: «в каждом».

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010