Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) МАГДАЛИНА (Забелина Мария Сергеевна; 1863 - 1931), монахиня, прмц. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Федорович Квиткин (1882 - 1931), прот., сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_19.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_43.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАКАРИЙ Федорович Квиткин (1882 - 1931), прот., сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКАРИЙ (Миронов Макар Федорович;1878 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ мч. Александрийский (пам. 30 окт., 8 дек.) - см. в ст. Иулиан, Кронион, Макарий, Епимах, Александр и 13 мучеников МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_59.html

В Шуе от настоятеля местного собора протоиерея Павла Светозарова требовали признать наличие контрреволюционного заговора. Хотя пастырь не был причастен к беспорядкам и наличие заговора не удалось доказать, отец Павел был приговорен к расстрелу. Вместе с ним были расстреляны священник Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков (память мучеников 10 мая). В апреле – мае 1922 г. прошел судебный процесс против московского духовенства и мирян. Православных обвиняли в сопротивлении изъятию ценностей, хотя часто оно могло выражаться в простом словесном возмущении происходящим. Показателен допрос одного из обвиняемых – иеромонаха Макария (Телегина). Принявший монашество после чудесного видения в раннем детстве отец Макарий с юности жил как подвижник, подолгу уходя для молитвы в пещеру. На суде преподобномученик держался независимо и смело. На вопрос судей о его убеждениях он отвечал: –Я по убеждениям монархист. –Как же вы монархист, когда монарха нет? Ведь апостол Павел говорит: повинуйтесь существующей власти. –Я и повинуюсь: живу тихо, смирно, как все смертные, власти не касаюсь. –Это Вы там (в домовой церкви) оскорбили Комиссию? –Да, я назвал членов ее грабителями и насильниками. Я служитель Престола, и мне очень тяжело, когда отбирают священные предметы. Арестованных пастырей обвинили и в рассылке послания патриарха Тихона, которое было названо контрреволюционным. 8 мая суд приговорил к расстрелу 11 человек, однако шестеро из них были помилованы. Пять человек – протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов , Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров были расстреляны (память мучеников 26 мая). «Для меня лично смерть не страшна, – говорил священномученик Александр Заозерский, – я верую, что Господь каждому шлет умереть тогда, когда надо». «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом», – сказал перед смертью преподобномученик Макарий. Было решено привлечь к ответственности и патриарха Тихона. Параллельно с этим в ГПУ готовили и церковный раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Я теперь понимаю и вижу, что вы люди неверующие. — Отвечайте на вопрос, если хотите. Если не можете, то скажите: от Бога или от дьявола? — От Бога. — Как же вы говорите, что признаете только монархическую власть, как это примирить? — Ведь я вашей власти ничего оскорбительного не делаю. — Нет, вы уже нанесли оскорбление. — Я при условии нанесения оскорбления святыни. — Вы знаете, что монархисты — это враги? Вы считаете себя принадлежащим к шайке врагов рабочего класса? — У меня врагов нет, я за них молюсь. Господи, прости их. — Не очень вы, кажется, молились за советскую власть. — Нет, я и сейчас молюсь. Господи, дай им прийти в разум истины. Все люди стремятся к хорошему... И я смотрю на вас, что желания ваши — устроить по-хорошему, и мне это нравится, но я вижу, что вы стремитесь собственными силами, и я не вижу здесь Бога. А раз нам Бог сказал, что без Меня невозможно... Но члены революционного трибунала не хотели и слушать о Боге, и обвинитель с раздражением стал прерывать отца Макария: — Вы мне читаете лекцию, а я вам задаю вопрос: вы считаете монархизм врагом трудящихся? — Я вам говорю — у меня врагов нет. — Вы историю знаете, что у монархизма были и дурные стороны? — Да, известно. — Если бы власть такого дурного монархизма учинила бы кощунство... и изъятие святыни, вы бы промолчали? — Я все равно не промолчал бы — святыня выше всей власти. Такие чувства самые дорогие. Чудов монастырь в московском Кремле. Фото конца XIX в. В день окончания судебного процесса, предавая свою жизнь в руки Божии, иеромонах Макарий в последнем слове сказал: «Аще имеете вы судить по вашим законам, то судите». Находясь в тюрьме, он говорил заключенным вместе с ним священникам: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом». 8 мая 1922 года трибунал приговорил к расстрелу одиннадцать человек и среди них — иеромонаха Макария (Телегина). В тот же день И. В. Сталин подал записку членам Политбюро: «Московский суд приговорил к расстрелу одиннадцать человек . Каменев предлагает ограничиться расстрелом двух . Прошу голосовать “за” или “против” предложения Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда». Состоялось голосование: Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев проголосовали за смертный приговор.

http://foma.ru/tak-govoril-svyatoj.html

Толковый словарь:   В начале было СЛОВО? /Автор – Юрий Пущаев . Ил.: Евангелист Иоанн Богослов и Прохор. Книжная миниатюра. Византия, XIV в.//Фома. - – май 2014. – С.44. – (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.45. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Так говорил святой. 26 мая Церковь празднует память преподобномученика Макария (Телегина). Документальные фото 1884 г., конца XIX в. и 1922 года (из судебно-следственного дела), предоставленные автором//Фома. - – май 2014. – С.46-48. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Преподобномученик Макарий родился в 1876 году в селе Летниково Самарской губернии в семье крестьян Николая и Евдокии Телегиных и в крещении был наречен Павлом. С детства решил стать монахом. В 1905 году поступил в Московский кафедральный Чудов монастырь, где проходил различные послушания и окончил монастырскую школу. В 1911 году был пострижен в монашество с именем Макарий, в том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1913-м – во иеромонаха. После закрытия Чудова монастыря перешел служить в Сергиевский храм Троицкого патриаршего подворья. 3 апреля 1922 года в храм пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Члены комиссии действовали кощунственно и грубо, и отец Макарий назвал их в лицо грабителями и насильниками, за что был тут же арестован. С 26 апреля по 8 мая 1922 года в зале Политехнического музея проходил суд Московского революционного трибунала над духовенством и прихожанами московских храмов. Обвиняемые держались мужественно и с достоинством, отвергая попытки судий соблазнить их облегчением участи в обмен на показания против других. Судебно-следственные документы и стенограммы судебных заседаний донесли до нас фрагменты подлинных слов, в частности иеромонаха Макария, во всей их незатейливости и простоте. 8 мая трибунал приговорил к расстрелу одиннадцать человек (среди них иеромонаха Макария). Находясь в тюрьме, он говорил заключенным вместе с ним священникам: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом». Несмотря на ходатайство патриарха Тихона о помиловании осужденных как невиновных в предъявленных обвинениях, 18 мая Политбюро вновь проголосовало за смертный приговор. Члены ВЦИК, которым нужно было подтвердить постановление Политбюро, некоторое время колебались, но 26 мая 1922 года им было указано «на недопустимость волокиты» и предложено выполнить решение Политбюро «в течение дня». После этого приговоренные были сразу же расстреляны.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-133-...

С 26 апреля по 8 мая в зале Политехнического музея проходил суд Московского революционного трибунала над московским духовенством и прихожанами московских храмов. Обвиняемые держались мужественно и с достоинством. Многократно судьи пытались их соблазнить облегчением участи в обмен на показания против других, но безуспешно. Иеромонах Макарий (Телегин). 1922 год (фото из судебно-следственного дела) Преподобномученик Макарий родился в 1876 году в селе Летниково Самарской губернии в семье крестьян Николая и Евдокии Телегиных и в крещении был наречен Павлом. В детстве мальчику было чудесное явление, после которого он решил стать монахом. В 1905 году он поступил в Московский кафедральный Чудов монастырь, где проходил различные послушания и окончил монастырскую школу. В 1911 году он был пострижен в монашество с именем Макарий, в том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1913-м — во иеромонаха. После закрытия властями Чудова монастыря иеромонах Макарий перешел служить в Сергиевский храм Троицкого патриаршего подворья. 3 апреля 1922 года в храм пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Члены комиссии действовали кощунственно и грубо, и отец Макарий назвал их в лицо грабителями и насильниками, за что был тут же арестован. Политехнический музей, Москва. Фото 1884 г Судебно-следственные документы и стенограммы судебных заседаний донесли до нас в некоторых случаях фрагменты подлинных слов новомучеников во всей их незатейливости и простоте: — Вы себя виновным признаете? — спросил иеромонаха Макария председатель суда. — Не признаю. — А в тех фактах, которые изложены? — Да, в тех фактах я признаю. — Вас в чем обвиняют, вы знаете? — Знаю. Я при изъятии церковных драгоценностей назвал комиссию грабителями и насильниками, за это меня арестовали. А что меня побудило, я вам скажу — мое религиозное чувство и пастырский долг, потому что светские люди не имеют права даже входить в алтарь. Но когда они коснулись святыни, то для меня это было очень больно; я, ввиду этих обстоятельств, действительно произнес эти слова, что «вы — грабители, вы — насильники», ибо они преступность сделали, святотатство и кощунство...

http://foma.ru/tak-govoril-svyatoj.html

Следует заметить, что в данном случае представитель государственной власти предлагает епископу самую мягкую форму компромисса. Он не предлагает принести жертву богам и обожествленному императору, а только поклясться его именем и в довольно двусмысленной форме похулить христиан, назвав их безбожниками, как в то время преимущественно и называли христиан, хотя безбожниками были язычники, отрицавшие единого Бога и поклонявшиеся идолам. Во время гонений в эпоху новомучеников следователи и судьи вынуждены были пропускать начальную форму обвинения, то есть, что человек является христианином. Законодательно признав, что христианская Церковь не является преступным сообществом, а лишь не имеющей юридического лица и собственности, следователи и судьи вынуждены были изобретать иные формулы для обоснования обвинений, как это было во время допроса в суде на процессе по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей иеромонаха Макария (Телегина), арестованного при следующих обстоятельствах. Когда один из представителей властей, уже будучи в алтаре, взобрался на внесенный в алтарь стол, а затем для удобства оперся ногой и на престол, иеромонах Макарий, чьи религиозные чувства были задеты, назвал сделавшего это грабителем и насильником. И тут же был арестован. Однако на суде он попытался обосновать законность своего поведения, как ответ на оскорбление религиозных чувств: «А что меня побудило, я вам скажу – мое религиозное чувство и пастырский долг, потому что светские люди не имеют права даже входить в алтарь. Но когда они коснулись святыни, то для меня это было очень больно; я, ввиду этих обстоятельств, действительно произнес эти слова, что “вы – грабители, вы – насильники”, ибо они преступность сделали, святотатство и кощунство...» Этого объяснения было недостаточно для обвинителей, и они перешли к политическим обвинениям: преследуя по существу за верность вере, власти были вынуждены, в отличие от преследующих христиан римских властей, формулировать обвинения в области политической.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

8 мая 1922 года был зачитан приговор трибунала: священников Александра Николаевича Заозерского, Александра Федоровича Добролюбова, Христофора Алексеевича Надеждина, Василия Павловича Вишнякова, Анатолия Петровича Орлова, Сергея Ивановича Фрязинова, Василия Александровича Соколова , Макария Николаевича Телегина и мирян Варвару Ивановну Брусилову, Сергея Федоровича Тихомирова, Михаила Николаевича Роханова подвергнуть высшей мере наказания – расстрелять. В тот же день все приговоренные к расстрелу были доставлены в одиночный корпус Бутырской тюрьмы, размещены в камерах по одному и лишены прогулок. После того, как 12 мая стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, осужденные, получив на то разрешение начальника тюрьмы, подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено. Сразу же после окончания судебного процесса властям стали подаваться многочисленные прошения о помиловании, причем первым почти во всех прошениях стоял протоиерей Александр Заозерский. Власти решили прошения удовлетворить только частично, оставив приговор в силе по отношению к пяти обвиняемым: священникам Христофору Надеждину, Василию Соколову , иеромонаху Макарию и к мирянам Сергею Тихомирову и Михаилу Роханову. Однако в окончательном приговоре в последнюю минуту Михаил Роханов был заменен на протоиерея Александра Заозерского. 30 мая 1922 года Московский Революционный Трибунал получил извещение, что советское правительство отклонило ходатайство о помиловании пяти осужденных. Были расстреляны священники Василий Соколов , Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров. Тела их были погребены на Калитниковском кладбище, но точное место захоронения осталось неизвестным. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 мая 1922 г. патриарх был перевезен ГПУ из Троицкого подворья в Донской монастырь и заключен под стражу 403 . Несмотря на осуществление в отношении Русской церкви всего задуманного Троцким, высший советский орган власти – Президиум ВЦИК – явно не спешил поставить финальную точку в разыгранной инсценировке и только 27 мая 1922 г. рассмотрел вопрос о помиловании приговоренных к расстрелу на московском церковном процессе. Согласно выявленным в фонде ВЦИК в ГАРФ машинописному протоколу 36 заседания Президиума ВЦИК от 27 мая 1922 г. и соответствующей машинописной выписке, адресованной в Московский и Верховный ревтрибуналы, главная государственная инстанция обсудила пунктом 18 «Ходатайство осужденных Московским Ревтрибуналом к высшей мере наказания за сопротивление мероприятиям Советской власти при изъятии церковных ценностей». В результате обсуждения Президиум ВЦИК, зачислив всех утвержденных им на расстрел в священники, постановил: «В отношении осужденных священников Христофора Надеждина, Василия Соколова , Макария Телегина, Сергия Тихомирова и Александра Заозерского ходатайство отклонить и приговор Ревтрибунала оставить в силе. В отношении остальных шести осужденных к высшей мере наказания приговор Ревтрибунала заменить 5 годами лишения свободы» 404 . Как видим, в своем постановлении Президиум ВЦИК по существу продублировал решение Политбюро ЦК РКП(б) «о московских попах» от 18 мая 1922 г. Случайности здесь нет: выписка с данным решением Политбюро и приложенное к ней заключение комиссии Уншлихта-Бека были заранее присланы в Президиум ВЦИК и, как отмечалось выше, отложились в деле с черновым протоколом 36 заседания высшего советского органа от 27 мая 1922 г. На основе этих документов 26 мая 1922 г., за день до заседания Президиума ВЦИК, его секретарь Енукидзе составил черновой вариант текста постановления, который практически без изменений и был утвержден 27 мая 1922 г. 405 Однако, Енукидзе, очевидно, имел в своем распоряжении не только указанные два документа секретного делопроизводства ЦК РКП(б), но и еще один: выписку из протокола 8 заседания Политбюро от 26 мая 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010