Преподобный Макарий Египетский 731 родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор 732 . Родители его были соименные древним святым праотцам – Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую-либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария – Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости ( Быт.21:2 ). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын – преподобный Макарий – сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария – Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто Ангел Господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

19/1 Преподобного Макария Великого, Египетского (390–391). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1457). Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Преподобного Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII). Преподобного Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII-XIV). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Тропарь преподобному Макарию Великому , Египетскому, глас 1 Пустынный житель, и во плоти ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 4 В дому Господь воздержания воистину тя положи,/якоже звезду непрелестную, световодящу концы,/отче отцев, Макарие преподобне. Ин кондак, глас 1 Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/в земли кротких достойно водворяешися, Богоносне Макарие,/и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,/темже тя почитаем. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8 От юности Божественною распаляемь ревностию,/возлюбил еси чистое житие,/презрев мира сего красная и суетная,/последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию,/в труде и бдении, в посте и подвизе:/на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя/недремленным на Божественней стражи пред стоянием/стяжал еси ум, зряй к Богу,/и демонския козни и обстояния прозираяй,/озарение Пресвятаго Духа в себе восприем,/яко звезда пресветлая еси верным./Темже и премудр и светозарен предстоятель/и пастырь стаду твоему явился еси,/светом твоим просвещай и всех,/приходящих к тебе верою, отче наш Савво,/и моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Книга 1. Предисловие к русскому переводу слов и посланий макариевского корпуса первого типа Раздел I. Две проблемы Макариевского корпуса Глава I. История изучения Макариевского корпуса и постановка проблемы Творения, вошедшие в так называемый Макариевский корпус, оказали глубочайшее воздействие на историю христианской духовности средневековья и нового времени, по праву почитаются одной из вершин православной мистики и подлинным выражением Предания. Среди направлений распространения CM в период его «рукописной жизни» можно особо выделить древнюю сирийскую литературу: в VII в. Дадишо Катрайа и св. Исаак Сирин цитируют произведения прп. Макария Египетского ; в VIII – Иосиф Газзайа и особенно Иоанн Дальятский испытывают его влияние. Эти авторы цитируют произведения из CM в основном по сирийскому переводу, но иногда используют и греческие слова 18 . Вполне вероятно, что Макария читал и прп. Симеон Новый Богослов , хотя этот вопрос не решен окончательно. До XI в. византийские авторы, тем не менее, хранят удивительное молчание о творениях прп. Макария Египетского . Помимо обширной переработки Великого послания, выполненной свт. Григорием Нисским , редкие отрывки или намеки на творения CM можно найти у прп. Марка Подвижника , Диадоха Фотики йского , Каллиника, в апофтегмах, у Варсануфия Великого, в греческой версии творений аввы Исайи , у Павла Эвергетидского, Михаила Глики и в псевдо-хризостомике 19 . Свое триумфальное шествие Духовные беседы начали только после победы исихастов, в кругу которых 20 творения Макария пользовались величайшим авторитетом (например, св. Григорий Палама прямо цитирует Макария). Соответственно, древнерусские переводы CM получили широчайшее распространение 21 . В книгу прп. Паисия Величковского Восторгнутые класы включены главы из Пс.- Марка Подвижника , входящие в CM 22 . На латинском западе в средние века (влияние Корпуса на прп. Иоанна Кассиана остается под вопросом) были переведены Сто пятьдесят глав, представлявшие собой подборку из творений прп. Макария, выполненную византийским автором Симеоном Логофетом 23 в популярном жанре «глав».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского Память 19 января Преподобный Макарий Александрийский происходил из города Александрии 747 . Первое время своей жизни, он был торговцем овощей и святое крещение принял уже сорока лет от роду. После сего, отрекшись от мира, он сделался иноком и, когда достаточно потрудился в иноческих подвигах и трудах, сподобился принять священный сан, вместе с которым принял начальство над монастырем, называемым Кельи, и находившимся в египетской пустыне между Нитрией и скитом. Он был самым искреннейшим другом преподобного Макария египетского , вместе с которым, – в царствование Валента, – по проискам александрийского лжеепископа, – арианина Лукия, – был изгнан из отечества. Неоднократно с сим преподобным Макарием он и проживал вместе. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника – Антония Великого , от которого они, будучи его учениками, неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни. Макарий египетский был старше и первый отошел к Господу. Сей же преподобный Макарий Александрийский прожил еще несколько лет по смерти Макария египетского. Епископ Палладий в «Лавсаике» пишет о преподобном Макарии Александрийском следующее: – Я видел того, который был другом и соревнователем в благочестии святому Макарию Египетскому , – носившего и имя то же самое. Я разумею святого Макария Александрийского , который состоял пресвитером в местности, называемой Кельи, где и я пребывал в течение девяти лет. Из них я три года прожил вместе со святым Макарием, дела и знамения богоугодной жизни которого одни я сам видел, а относительно других узнал от живших с ним ранее. – Увидав однажды у Великого отца Антония набранные финиковые прутья, из которых тот вил веревки и плел корзины, Святой Макарий попросил у него один пучок тех прутьев, Святой Антоний на это ответил ему: – Написано: «Не желай вещи ближнего твоего» ( Втор.5:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

19. Четверг. Прп. Макария Великого, Египетского. Свт. Марка, архиеп. Ефесского. Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (службу зри 3 декабря) . Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского. Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Служба прп. Макария Великого шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Марка, архиеп. Ефесского (Б) , и порядок соединения служб прп. Макария Великого и прп. Саввы Сторожевского со службой Октоиха (В) . А. На вечерне кафизма 18-я. Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (вариант Б ), стихословится кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды). На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Веселися, Египте...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Дево Святая...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и преподобного на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11).

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-01/

Пятая церковь. 1 февраля 1805 года был освящен домовый храм петербургского Горного института февраля 2011 Век XVIII мало чем отличается от нашего времени. Поменялись только внешние детали, краски, но суть осталась неизменной. И сама церковь преподобного Макария Египетского, хоть ей и более двухсот лет, все также молода. Пятая церковь Одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга - Горный институт - в представлении не нуждается. Гораздо меньше известен институтский музей. И совсем немногие знают, что в стенах вуза есть домовая церковь преподобного Макария Египетского , освященная 1 февраля 1805 года. В преддверии храма Худощавый мужчина в форменном кителе встречает нас, корреспондентов " ВЖ " , у входа в ризницу храма. Владимир Лотенков - архитектор, автор проекта воссозданной (пятой по счету) Макариевской церкви. Его предшественниками были известные архитекторы XIX beka, первым из которых - А.Е. Штауберт. В дальнейшем храмовые интерьеры неоднократно перестраивались. Владимир Лотенков рассказывает, что ныне он управляющий делами храма и в основном занят жизнью прихода. Богослужения здесь проводятся для сотрудников и студентов по особому расписанию. Лишь в Пасху открываются двери института, впуская в церковь всех желающих. Такая закрытость была свойственна домовому храму всегда: в Горном Кадетском корпусе, ведомственном учреждении, кадеты жили на казарменном положении. Со дня основания корпуса в 1773 году и до революции 1917 года все сотрудники и студенты носили форму Горного ведомства. В наше время, скорее по традиции, форма сохраняется. Владимир Лотенков прерывает свой рассказ, потому что в кабинете появляются молодые люди - певчие церковного хора. Все они студенты, на спевки собираются в свободное от учебы время. Регент хора Виктория Ярова, невысокая женщина с подвижным лицом, рассказывает о себе и о том, как образовался хор в институте: " В церкви Макария Египетского я работаю недавно. До этого три года регентовала в Псковской области, где у меня сын служит диаконом. Я и сейчас часто туда езжу. Других регентов не устраивало отсутствие постоянного расписания служб здесь, а мне это даже удобно. Кроме того, я живу недалеко от Горного института. Однажды побывав в Макариевской церкви, я в нее влюбилась и захотела участвовать в церковной жизни. А когда выяснилось, что есть студенты, желающие петь, я без раздумий согласилась стать регентом. Сейчас мы проводим спевки, хотим, чтобы в церкви был студенческий хор. Активных участников у нас четверо: Анна Журкина, Дмитрий Тациенко, Юлия Брикез и Елена Сузева. На Литургию приглашаем певчих со стороны, так как ребятам пока трудно " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=202...

Непривычное для русского читателя наименование автора требует пояснения. Дело в том, что еще в первые десятилетия нашего века пристальное изучение выявило в творениях, известных большей частью под именем Макария, ясные указания на то, что их сочинителем был на самом деле какой-то другой выдающийся монах и проповедник. Он жил не в Египте, а в Месопотамии: им упоминаются река Евфрат, набеги индийцев и сарматов, персов и готов, оборонительные сооружения, характерные как раз для приграничных областей тогдашней Римской державы, смежных с Персией, замерзающие зимой реки и озера и тамошнее название месяца апреля. Кроме того, не всегда Макариевы беседы носят это имя; иногда их автором назван Ефим Сириянин, в арабских переводах – Симеон. На сирийское, а не африканское, происхождение намекает и загадочное, до сих пор не объясненное сходство трактата «О христианском установлении» св. Григория, епископа Нисского, брата славного законодателя монастырской жизни св. Василия Великого , с «Большим посланием» Макария. Что на самом деле могло произойти? Возможно, в бурную эпоху догматических споров соборному осуждению незаслуженно подвергся человек выдающегося таланта и благодатной силы, по своим личным привязанностям и жизненным обстоятельствам, не по убеждениям и писаниям, оказавшийся близким к тем, кто был осужден за еретичество. Им был, по предположению Германа Дерриса, немецкого исследователя, больше полувека занимавшегося этим вопросом, Симеон из Месопотамии, упоминаемый ранним церковным историком Феодоритом («Церковная история», 4, 11, 2) в числе пяти вождей мессалиан (евхитов, или «энтузиастов»), осужденных на Эфесском соборе 431 г. Но с сочинениями великого проповедника, имя которого по недоразумению стало неблагонадежным, Церковь никак не могла расстаться, и вот для их спасения они были приписаны египетскому отшельнику, далекому от всяких обвинений. О том, как все это произошло, теперь можно только гадать. На различные предположения наводит, помимо имени «Симеон» в арабских переводах Макария, еще и то, что первое из семи его «Слов», в некоторых списках непосредственно примыкающих к «Пятидесяти духовным беседам» 6 , имеет надписание: «Второе послание Макария к авве Симеону, подвижнику из сеирийской Месопотамии». И чистая ли случайность то, что «Главы» из сочинений св. Макария вошли в обиход византийского монашества, исихастов, тоже под эгидой «Симеона» – Симеона Метафраста ?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

М. А. род. и вырос в Александрии - отсюда его прозвание Городской ( Πολιτικς), данное ему для отличия от прп. Макария Египетского, его старшего современника. Согласно еп. Палладию, живя в Александрии, М. А. занимался торговлей лакомствами (τραγματα πιπρσκων - Palladius. Lausiac. 17); в копт. Житии рассказывается, что в юности М. А. был мимом по профессии и был очень знаменит. На 40-м году жизни он крестился, после чего прожил еще ок. 60 лет ( Palladius. Lausiac. 18). Приняв монашество и потрудившись в иноческих подвигах, ок. 355 г. М. А. был рукоположен во пресвитера и стал настоятелем мон-рей в пустыне Келлии. Палладий сообщает, что «сей святой имел разные келии в пустыне, в которых совершал подвиги добродетели: одну в Скиту, в самой глубокой пустыне, одну в Ливии, в так называемых Келлиях, и одну в горе Нитрийской» (Ibidem). Среди учеников М. А. был Евагрий Понтийский ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23). Говоря о М. А. и о прп. Макарии Египетском, Сократ Схоластик так характеризует подвижников: «Оба они прославились многими делами - подвигами, образом жизни и совершавшимися через них чудесами... Несмотря на благочестие, Макарий Египетский был суров к приходящим, а Александрийский, сходный с ним во всем, разнился только тем, что с приходящими был приятен и ласковостью располагал молодых людей к подвижнической жизни» (Ibidem; о сострадательности М. А. упоминается и в копт. Житии - гл. 24). Сообщение Сократа Схоластика о суровости прп. Макария Египетского и снисходительности М. А. несколько расходится со свидетельствами апофтегм, где рассказывается о том, как между прп. Макарием Египетским и М. А. произошла размолвка из-за того, что М. А. слишком сурово поступил с согрешившими братиями (Apophthegmata Patrum. Col. 269-271). Во время гонений на православных в Египте при имп. Валенте и арианском архиеп. Лукии Александрийском оба Макария, «которые почитались отцами монахов», были изгнаны из егип. пустыни и сосланы на остров, населенный одними язычниками, где, как сообщает Сократ, преподобные изгнали беса из дочери местного идольского жреца и «через это обратили к Христовой вере и жреца, и всех жителей острова, а идолов тотчас низвергли и капищу дали вид храма, в котором приходящие крестились и с радостью учились христианской вере» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 24). В копт. Житии содержится рассказ о том, как во время засухи М. А. по просьбе Тимофея I , архиеп. Александрийского (380-384), посетил Александрию и по его молитвам пролился обильный дождь (гл. 23). Согласно копт. Житию, М. А. умер 6 пашонса (1 мая).

http://pravenc.ru/text/2561434.html

Преподобный Макарий Египетский, основатель иночества в скитской пустыни Макарий, в отличие от другого соименного и современного ему подвижника, родившегося в Александрии, названный Египетским, а за свою святость и мудрость Великим, родился в 300 г. Время юности провел он в доме родителей и был пастухом стад отца своего 40 . Не сохранилось известия, чтобы Макарий получил образование в каком-либо училище, но из его описаний видно, что он не чужд был и книжного образования 41 . Но то несомненно, что нравственное его образование началось рано. Как в самых молодых летах он заботился о правоте своих действий, показывает один случай в его детстве, рассказанный им самим. Однажды сверстники его пошли в чужой сад за смоквами и, когда бежали назад, уронили одну из них. Макарий поднял её и съел. Эта погрешность так тяжело легла на его чистую совесть, что осталась навсегда памятною, и во всю жизнь его, как говорил сам Макарий, он не мог вспомнить об ней без слез 42 . Сильное стремление к подвижнической жизни, в начале четвертого века пробужденное в Египте примером Великого Антония и увлекавшее в пустыни многочисленные толпы верующих, и действие Божественной благодати, особыми таинственными путями приводящей избранных на путь, им предназначенный, расположили Макария, оставив все земные заботы, посвятить себя единственно попечению о спасении своей души. Решась оставить мир, Макарий не вдруг поселился в пустыне, но, желая испытать себя, может ли переносить труды пустынного подвижничества, сначала поселился в келлии, вблизи селения. Так начал свою подвижническую жизнь и Антоний Великий . Так подвизались и прежде Антония многие ревнители благочестивой жизни. Молитва, псалмопение, богомыслие были главным занятием Макария в его келлии. Для снискания пропитания он плел корзины. Один из его знакомых приходил к нему, брал у него рукоделье, продавал и на вырученные деньги доставлял ему пищу. Добродетельная жизнь Макария, его благочестивые, мудрые наставления обратили на него общее внимание, и жители одного близлежащего селения пришли и сделали его против его воли у себя клириком. Но Макарий, по любви к уединению, ушел в другое, более отдаленное место, где прежний знакомец нашел его и доставлял ему все нужное.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Домовый храм построен в стиле высокого классицизма и освящен 10 апреля 1810 г. На фронтоне восточного фасада был установлен четырехконечный крест на яблоке, под арочным окном находился барельеф " Всевидящее Око " . Церковь была перекрыта цилиндрическим сводом с кессонами, имела хоры, белый одноярусный иконостас с золочеными пилястрами и шестью иконами. Придворный живописец И. Гауер возобновил для церкви 15 икон. Священником церкви был Петр Аврамов. В 1828 г. Главный архитектор Горного Корпуса А.И. Постников перестраивает интерьер церкви, сохраняя при этом ее стиль. Новый, одноярусный иконостас в стиле ампир имел серебряную отделку с позолоченными деталями. Местные иконы были из старого иконостаса, а три новых образа написаны академиком Академии Художеств И.Е. Яковлевым. Перед клиросами в киотах установлены две наборные иконы, выполненные по заказу в 1826 г. в Екатеринбурге: образ Преображение Господне и образ Воскресение Христа Спасителя. В алтаре находился малахитовый запрестольный крест на горке из уральских камней – дар Императора Николая I, на престоле - бронзовая дарохранительница с платиновыми колонками. Стены храма были зеленого цвета. Большое арочное окно фасада по 21 линии было заложено. В ноябре 1864 г. в церкви произошел пожар, в результате которого прогорел потолок алтаря. Восстановительные работы поручены архитектору Санкт-Петербургского Монетного Двора академику архитектуры В.Е. Стуккею. В сентябре 1865 г. начались строительные работы. Интерьер церкви осуществлен в эклектическом стиле, был разобран цилиндрический свод, потолок с кессонами приобрел сложный поперечный профиль. Тяги потолка и панели темно-серых стен имели разделку под мореный дуб. Карниз стен завершался лепным фризом, заново были переделаны капители колонн и дубовая балюстрада хор. Дубовый двухъярусный иконостас создан по проекту В.Е. Стуккея, иконы на золотом фоне были написаны академиком Академии Художеств Уваровым еще до пожара церкви. Образ преподобного Макария Египетского и образ св. благоверного князя Александра Невского находились в первом ярусе иконостаса. Наборные иконы 1826 г. - Преображение Господне и Воскресение Христа Спасителя в предклиросных киотах, и старая бронзовая люстра были сохранены в новом интерьере храма.

http://sobory.ru/article/?object=01680

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010