Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКАРИЙ (МИРОЛЮБОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Макарий (Миролюбов) Макарий (Миролюбов) ( 1817 - 1894 ), архиепископ Донской и Новочеркасский , духовный писатель, историк. В миру Миролюбов Николай Кириллович, родился в 1817 году в семье священника Рязанской епархии. Первоначальное образование получил в Сапожковском духовном училище , продолжил обучение в Рязанской духовной семинарии , а затем в Московской духовной академии , курс которой окончил в 1842 году. С 28 сентября 1842 г. - преподаватель Нижегородской духовной семинарии . 27 сентября 1843 г. утвержден в степени магистра богословия. 2 июня 1846 г. пострижен в монашество , 9 июня рукоположен во иеродиакона , а 16 июня - во иеромонаха . С 31 мая 1851 г. - инспектор Пермской духовной семинарии . 20 июня 1853 г. возведен в сан игумена . 16 июля 1854 г. возведен в сан архимандрита . Будучи архимандритом много потрудился над изучением памятников церковной древности. Начало этим трудам положил в Нижегородской епархии; вечным памятником его в Нижегородском крае останется его книга: " Памятники церковной древности в Нижегородской губернии " . С 10 января 1858 г. - ректор Рязанской духовной семинарии . С 10 октября 1860 г. - ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониевского монастыря . 17 июля 1866 г. хиротонисан во епископа Балахнинского , викария Нижегородской епархии. С 29 августа 1867 г. - епископ Орловский . С 25 декабря 1876 г. - епископ Архангельский и Холмогорский . С 23 мая 1879 г. - епископ Нижегородский и Арзамасский . С 7 июня 1885 г. - епископ Вятский и Слободский . 5 декабря 1887 года возведен в сан архиепископа и переведен архиепископом Донским и Новочеркасским . 30 апреля 1894 г. уволен на покой, согласно прошению, в Нижегородский Благовещенский монастырь . Скончался 24 декабря 1894 года и погребен в том же монастыре.

http://drevo-info.ru/articles/12228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ († 17 дек. 1695), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых), Сийский. П. был сыном соборного священника Соловецкого мон-ря Мефодия («от нихже икономъ обители монах Паисий, прозываемый Мефодиев» (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 255 об.; Никанор. 1895. С. 1)), по др. источникам - Антониева Сийского мон-ря ( Кириллов. 1902. С. 22). В 1664 г. принял постриг в Сийском мон-ре от своего духовного наставника прп. Феодосия Сийского (БАН. Арханг. Древл. 408. Л. 269 об.). Ок. 1670 г. П. избрали на должность келаря и казначея ( Перовский. 1897. С. 471). В 1676 г. П. стал строителем Соловецкого мон-ря («Да того же года взятъ из Сийского же монастыря в Соловецкой же в монастырь в московские строители старец Паисей» (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 91)). 30 июля 1676 г. по указу патриарха Иоакима (Савёлова) П. был назначен на должность патриаршего казначея (Там же). В 1676-1694 гг. П. значится среди судей Московского казенного приказа (Московский приказный аппарат. 2006. С. 117-118). С 1680 г. П.- щедрый благотворитель Сийского мон-ря («...он, монах Паисий, жаловал во всяких монастырских нуждах, воспомогал и заступал, и на судах денег давал окупать монастырские долги, так что исчислить благих его к обители сей не можно» (Памятная книга Антониева Сийского мон-ря. Л. 97 об.- 98; см.: Кириллов. 1902. С. 23). После опустошительного пожара в мон-ре (2 мая 1658) на средства П. в 1685 г. были построены каменные корпуса для настоятеля и братии, колокольня, ризница и книгохранительная палата, возведены квасоварня, поварня, св. ворота, а также каменный храм во имя прп. Сергия Радонежского (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 81; БАН. Арханг. ДС. 186. Л. 232; Макарий (Миролюбов). 1878. С. 18); в Москве для мон-ря был отлит колокол весом более чем в 300 пудов ( Кириллов. 1902. С. 23; Макарий (Миролюбов). 1878. С. 111). Ценные вклады П. пополняли монастырскую б-ку наряду с пожертвованиями игум.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Рязанской и Касимовской епархии), находится на окраине с. Пощупова Рыбновского р-на Рязанской обл. Основан не позднее 1237 г. По легенде, начало И. Б. м. положили в кон. XII - нач. XIII в. греч. монахи-миссионеры, принесшие в дар великому князю Рязанскому от патриарха К-польского чудотворную икону ап. Иоанна Богослова, написанную в VI в. мальчиком-сиротой ( Иловайский. 1858. С. 117; Макарий (Миролюбов). 1863. С. 243). Мон-рь ап. Иоанна Богослова. акварель. Худож. Д. М. Струков. XIX в. (ГИМ) Мон-рь ап. Иоанна Богослова. акварель. Худож. Д. М. Струков. XIX в. (ГИМ) События, связанные с ранней историей И. Б. м., отражены в грамоте патриарха Адриана , выданной в июне 1692 г. митр. Рязанскому Авраамию. В дек. 1237 г. полчища хана Батыя, захватив и разграбив Рязань, направились к И. Б. м., но были остановлены неким «явлением» ап. Иоанна Богослова. Вместо того чтобы разорить И. Б. м., Батый по прибытии в обитель «приложил» (привесил) к иконе ап. Иоанна «печать свою златую, и тем его святым явлением починися православному служительству многонадежное и безбедное от них вранов защищение...» (цит. по: Иероним (Алякринский). 1889. С. 17. § 48. Сн. 161; Макарий (Миролюбов). 1863. С. 243). В 1653 г., при архиеп. Рязанском сщмч. Мисаиле , когда чудотворный образ ап. Иоанна временно пребывал в старом Успенском (ныне Христорождественском) соборе Рязанского кремля, золотая печать, «приложенная» Батыем к иконе, была снята «на позолоту водосвятной чаши сребряной, в коей весу 30 фунтов». Печать в источниках так и названа Батыевой ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 17. § 48; С. 71. § 203). В 1922 г. Мисаилова водосвятная чаша была изъята из кафедрального собора г. Рязани (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 91. Кн. 7. Л. 54), в 2010 г.- в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Первоначально И. Б. м. находился, вероятно, неск. южнее совр. местоположения, на склоне холма.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615) (святые преставились в окрестностях совр. с. Ручьи Мезенского р-на Архангельской обл.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых), Ручьёвские. В «Описании о российских святых» «преподобныя отцы Исаиа и Никанор, иже на Ручьях моря-окиана, новыя чюдотворцы» записаны среди святых «града Архангельскаго» (РГБ. МДА/I. 209. Л. 41 об.). Сщмч. Никодим (Кононов) предположил, что И. и Н. были насельниками Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . Архиеп. Макарий (Миролюбов) , следуя указаниям «древних святцев», считал, что И. и Н. были погребены в Корельском во имя свт. Николая монастыре ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 52; см. также: Кириллов. 1899. 17. С. 465; Сказания о св. подвижниках. 2002. С. 177). В синодиках Корельского мон-ря среди «преставльшейся» монастырской братии действительно встречаются иноки с именами Исаия и Никанор (БАН. Арханг. 393. Л. 11 об.- 33; 508. Л. 18-28; Е. Н. Старые синодики Николо-Корельского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 1. С. 6-14; 2. С. 60-69; Белова. 2007. С. 385). Сведения об И. и о Н. содержатся в повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского», известной в единственном списке - 70-х гг. XVII в. из б-ки Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 390. Л. 75-76 об.), созданном в 1662-1687 гг., когда настоятелем мон-ря вторично являлся прп. Феодосий (настоятель в 1644-1652, 1663-1687; см.: Строев. Списки иерархов. Стб. 820-821). Л. Б. Белова, обнаружившая рукопись, считает этот список копией с подлинника, отправленного Новгородскому митр. Корнилию в 1677 г. в связи с ходатайством о перенесении мощей И. и Н. в Сийский мон-рь; следов., повесть была написана между 1666 (этим годом датированы чудеса в повести) и 1677 гг. Повесть опубликовал в пересказе прот. А. В. Кириллов ( Кириллов. 1899. 15. С. 465-468) по др. списку (об этом можно судить по разночтениям в тексте и по описанию рукописи, сделанному прот. А. Кирилловым).

http://pravenc.ru/text/Исаия и ...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель по послушанию. Часть 1 125 лет назад, 6 декабря 1884 года, в день празднования святителя Николая Мирликийского, чудотворца, отошел ко Господу епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев). Епископ Иеремия был самым близким другом святителя Иннокентия (Борисова), духовным наставником архиепископа Макария (Миролюбова), профессора и духовного писателя. Его молитвы вошли в келейное правило, которое каждый день читал архимандирт Иоанн (Крестьянкин). С ним вели переписку митрополиты Евгений (Постников), Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров). Он постригал в монашество будущих святителя Феофана (Говорова), Затворника, и митрополита Московского Макария (Булгакова), знаменитого историка Русской Церкви. Его почитали многие иерархи, несмотря на то, что сам он в святительском сане служил недолго. Вся его жизнь, проведенная в благочестии, была пронизана проявлениями благодати Божией. И тем не менее сегодня о нем знают немногие, ибо главной чертой его личности была необыкновенная скромность и желание все свои подвиги совершать невидимо от зрителей мира сего, но только для Бога. Большинство же его работ были опубликованы только после его смерти, а многие и до сих пор остаются в рукописях. Епископ Иеремия (в миру Иродион Иванович Соловьев) родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии Иоанна Яковлевича и жены его Марии Феоктистовны. Село находилось на высоком берегу живописной реки Сосны, правого притока Дона, и называлось так по церкви во имя великомученика Георгия Победоносца. В семье царило благочестие, и особенно оно изливалось на маленького Иродиона. Позже владыка вспоминал: «Родители мои содержали и блюли меня с каким-то особенным вниманием. Для меня установлена была общая семейная молитва. Поставив меня на прилавок у святых икон, заставляли читать почасту акафист Сладчайшему Иисусу и святителю Николаю. У матери моей не было иного наставления, иной материнской слезной молитвы к дитяти, нежно любимому, как сие: молись, молись, всегда молись, молись в тайне, молись ночью, молись пред всяким уроком своим и всяким делом» . Благочестивый настрой в семье проявлялся и в ежегодных поездках в Богородицкий Задонский монастырь, где с 13 августа 1783 года покоились мощи Тихона Задонского. Эти ежегодные молитвенные паломничества, рассказы о жизни светильника благочестия, слышанные с детства от лиц, хорошо знавших святителя, на всю жизнь оставили след в памяти Иродиона.

http://pravoslavie.ru/33197.html

29.01.2016 Руководитель издательского отдела Нижегородской епархии удостоен медали Ивана Федорова Награждение состоялось в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках совещания руководителей епархиальных издательских отделов и руководителей ведущих православных издательств. Награждение состоялось в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках совещания руководителей епархиальных издательских отделов и руководителей ведущих православных издательств. Награду архимандриту Тихону (Затёкину), наместнику Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, руководителю издательского отдела Нижегородской епархии, вручил председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Совещание организовано Издательским советом в рамках направления " Издательская деятельность Церкви " XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Справка: Издательский Отдел Нижегородской епархии создан по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в 2003 году. Руководителем Издательского Отдела Нижегородской епархии с 2003 года и поныне состоит наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин). В 2008 году, получил диплом I степени в конкурсе «Просвещение через книгу» в номинации " Лучшая историческая книга» - Патриарх Сергий. Рожденный на Земле Нижегородской " . В 2009 году получил диплом II степени в IV открытом конкурсе изданий «Просвещение через книгу» за книгу – Государь-Император Николай II на Нижегородской Земле в 1896, 1903 и 1913 гг». 1 октября 2009 года, стал номинантом премии имени митрополита Макария (Булгакова) и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом вручена благодарность и памятная медаль за участие в конкурсе за книгу «Архиепископ Макарий (Миролюбов). Церковный историк и духовный пастырь». 7 февраля 2012 года, вновь стал номинантом Макарьевской премии за книгу «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России». В 2012 году получил диплом III степени в VII открытом конкурсе изданий «Просвещение через книгу» за книгу – " Древняя обитель. История Вознесенского Печерского монастыря в жизнеописаниях его настоятелей " .

http://new.izdatsovet.ru/news/rukovodite...

Бурцево. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты В 22 километрах от центра г. Балахны находится церковь во имя Воскресения Господня, построен­ная саратовским купцом Иваном Николаевичем Польским Этот храм не только украшал некогда бойкое торговое село Бурцево, но и являлся центром обществен­ной жизни Жарской волости Балахнинского уезда, куда входи­ли поселения: Бурцево, Сонино, Старцево, Бредово, Юрино, Конево, Погарново, Хмелеватово, Осерово, Малинино. Жарская волость с незапамят­ных времен привлекала беглый люд непроходимыми шумными дубравами, таинственностью девственных лесов, озерами-чарусами. Первое упоминание о бурцевском храме относится к 1628 году К этому времени в селе Бурцево имелся храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь про­рока Илии и Зосима и Савватия, Соловецких чудотворцев. На мно­гие десятилетия для сельчан Ильин день стал престольным праздни­ком. Известно, что пророку Илие молятся о даровании дождя, когда гремит гром и стоит засуха. Архимандрит Макарий (Миролюбов) название Жарской волости связывает с фамилией князя Д. М. Пожарского, имевше­го, по преданию, вотчину в селе Юрино и построившего для поми­нания воинов, победивших врагов в 1612 году два храма — в честь Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери Благодаря этому неутомимому исследователю церковной старины нам известно и о деревянной церк­ви в честь Воскресения Господня постройки 1780 года, которая пре­жде была в этом селе. «Церковь села Бурцево деревянная. В 1846 году обита тесом и выкрашена кра­ской; а построена, как означено на поперечном брусе с иконостаса, при царе Петре Алексеевиче и Патри­архе Адриане» Известно так­же имя стольника Ивана Васильева сына Волжинского, который особо усердствовал о постройке храма на месте сгоревшего деревянного в память о Патриархе Адриане. Вернемся к архимандриту Макарию, который отмечал внутрен­нее убранство церкви Воскресения Господня, в особенности иконы, написанные в конце XVII века, а также Евангелие времени царство­вания Алексея Михайловича Евангелие напрестольное было обложено полубархатом лило­вого цвета. В центре изображе­ны Спаситель, Богородица, Иоанн Предтеча. По краям — евангели­сты. Чеканная работа выполнена из позолоченного серебра в 1662 году. В Воскресенской церкви име­лось второе Евангелие, обложенное голубым полубархатом, чеканной работы, выполненной из посере­бренной меди. В центре изображе­но Распятие Христа с Богородицей и Иоанном Богословом, по углам — евангелисты. Это Евангелие было перенесено из Юринской церкви, по преданию — вклад князя Д. М. Пожарского

http://sobory.ru/article/?object=14383

В Николаевском Дворищском Соборе с XII века находится храмовая чудотворная икона святого Николая Чудотворца. В числе местных икон она занимает место по правую сторону царских врат, возле иконы Спасителя. Очертание иконы круглое; мерой она во все стороны по 13 вершков. Святитель изображён с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей, в ризах и омофоре. У правой руки Святителя изображение перстов именословное, с тем только различием, что большой перст несколько не доведён к пригнутым – мизинцу и безымянному. По письму, икона эта должна принадлежать иконописцам не Новгородским, a Киевским или греческим, жившим в Киеве, согласно с чудесным возвещением о ней самого св. Николая. Она сохраняет свой древний колорит, при всей его темноте. На самой иконе надписей никаких нет, и были ли они когда-нибудь, неизвестно. Впрочем, и без надписей, при первом взгляде на икону, лик на ней является не другой чей, как св. Николая Чудотворца. Вокруг иконы остающееся пространство дополнено изображениями в восьми клеймах, относящимися к жизни и чудесам святителя. Изображения эти довольно искусного письма и могут относиться к концу XVII века. Поводом к обретению и прославлению иконы была болезнь великого князя Новгородского Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха 1 . Князь, на 32 году от рождения 2 , при епископе Новгородском Никите († 1108), сделался нездоров расслаблением членов. Болезнь его день ото дня усиливалась. Находясь в тяжкой болезни, он со слезами просил об исцелении своём Господа Бога и призывал в помощь великого угодника Божия Святителя Николая, мощи которого незадолго пред тем были перенесены из Мир Ликийских в Бар-Град 3 . Молитва больного была услышана. Святитель Христов является князю в сновидении и повелевает ему отправить посольство в Киев за иконой своей, означив место нахождения 4 , меру и кругловидное очертание. Пробудившийся князь не усомнился в чудесном явлении Святителя и в обещанном ему исцелении. С надеждой на Бога и на Его угодника, он отправляет на ладье за иконой в Киев священника своего с причтом и боярина своего с придворными слугами по озеру Ильменю, дав им меру иконы, указанную во сне Святителем. Но милосердый Господь, сущий, близ всем призывающим Его, ускорил на молитву. Посольство князя, едва успевшее начать путь свой по озеру Ильменю, восставшей бурей удерживается от дальнейшего плавания. От этой бури приплывают к острову Липно и ожидают тут тихой погоды до трёх дней. Наконец, в четвёртый уже день, буря утихает, и обещанная в дальних странах икона нечаянно обретается плавающей в волнах Ильменских, в ту самую меру, какая дана была князем при отправлении посольства. Место обретения иконы находится в 7 вёрстах от Новгорода, близ нынешней каменной церкви упразднённого Николо-Липенского монастыря, построенной в память сего обретения архиепископом Климентом в 1292 году 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАВЕЛ (ПОНОМАРЕВ), ЯРОСЛАВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Павел (Пономарев), архиепископ Ростовский и Ярославский. Портрет 1836 г. работы К. Я. Каниевского по оригиналу П. Ф. Рыбникова 1809 г. Холст, масло. Павел (Пономарев), архиепископ Ростовский и Ярославский. Портрет конца 1830-х. Литография : М.А. Кашенцев (? - 1838) с оригинала П.Ф. Рыбникова и Кс.-Я. Каниевского 1809 и 1836 гг. 12 февраля 1794 г. хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского . На нижегородской кафедре, по рассказам современников, оставил среди подвластного ему духовенства далеко не добрую память, как епископ злой и немилостивый. Преосвящ. Макарий (Миролюбов) говорит: " Усматривая беспорядки Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их " . По различию преступлений одни посылались под надзор и в работу в монастыри, другие долгое время находились под запрещением, а некоторые лишались и совсем священства и по приказу преосвященного отдавались в солдаты. Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священно-церковно-служителями, но простирал его и на детей духовного звания, требуя, чтобы с 10 лет они поступали в семинарию, причем епископ требовал, чтобы все семинаристы, без исключения, жили в казенных корпусах, под надзором наставников. Епископ весьма часто лично посещал семинарию и строго взыскивал за неисправности. Кстати, в бытность его, с 1797 года, Нижегородская семинария вместо прежних 2000 рублей стала получать, по указу императора Павла, по 4000 рублей в год. Особенно жесток он бывал при частых своих объездах епархии. Павел с первых же дней своего приезда обратил особое внимание на Нижегородскую семинарию и хотя строго взыскивал с начальства и учеников, но зато улучшил положение последних. Конечно, Павел в своих решениях был отчасти прав. При пылком своем характере, знакомый с иностранной литературой, находившийся в частом общении с французскими эмигрантами, он не мог относиться равнодушно к невежеству и грубым поступкам своих подчиненных.

http://drevo-info.ru/articles/17107.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010