Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Макариевских премий за 2014/2015 годы 28 октября 2015 г. 23:58 28 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2014/2015 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Уважаемый Владимир Евгеньевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники торжественной церемонии! Я сердечно всех вас приветствую в связи с вручением Макариевских премий за 2014/2015 годы. Как уже было сказано, в 2015 году исполняется 20 лет возрождения нашей премии, но, наверное, куда более существенно, что в 2016 году исполнится 200 лет со дня рождения основателя премии — Преосвященного митрополита Макария (Булгакова), Московского и Коломенского, великого ученого, неутомимого труженика, как на богословской, так и на исторической ниве, настоящего энциклопедиста и просто доброго пастыря, талантливого администратора, умевшего замечать таланты и их поддерживать. Вышедшие из-под его пера богословские и исторические произведения и по объему и по качеству остаются и поныне образцом академической аккуратности, научной корректности и масштабности подхода. Его жизнь являет нам яркий образец искреннего и жертвенного служения Церкви и Отечеству. Мысль о необходимости поощрения и награждении талантливых сограждан, «посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний», пришла иеромонаху Макарию еще в юношеские годы. Однако реализовано сие желание было значительно позже — уже после его смерти, так что сам он не увидел плодов своих усилий. Тем не менее, это еще раз свидетельствует о широте души и величии замыслов владыки Макария, который понимал данный проект не как частный, личный, но как осуществляемый в долгосрочной перспективе на благо науки, на благо Церкви и Отечества. Премии митрополита Макария давались исключительно за несомненно весомый научный вклад. На рубеже XIX-XX столетий русская историческая наука, а равно и богословие переживали период особого подъема.

http://patriarchia.ru/db/text/4258199.ht...

4 июля в Святом Белогорье произошло важное духовное событие — в центре Белгорода, в трагическом месте, был открыт и освящен мемориал памяти Новомучеников и исповедников земли Белгородской. Центральным образом памятника избран священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский, зверски умученный тут безбожной властью в 1918-м г. В годы гонений на Православную Церковь здесь мученическую кончину приняли сотни православных белгородцев. В композиции использована подлинная решетка из камеры, где провел последние дни священномученник Никодим. Из стен разрушенного изолятора, на месте которого теперь возведено современное гражданское здание, взяты также кирпичи — они включены в мемориал как своеобразные исторические артефакты. В годы гонений на Православную Церковь здесь мученическую кончину приняли сотни православных белгородцев «Идея создания памятника возникла давно, когда были обретены мощи мученика. То, что получилось, — это плод коллективной работы, при поддержке митрополита Иоанна. Хотелось бы, чтобы для горожан этот памятник стал местом серьезного осмысления истории Православной Церкви», — подчеркнул председатель Творческого союза «Гильдия мастеров» Максим Баранов, автор памятника, член Комиссии по идентификации останков святителя Никодима. Надо сказать, что Белгород, как и вся митрополия, изобилует фигурами святых. В поле зрения от нового мемориала памяти Новомучеников Белгородских находится памятник митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову), уроженцу Святого Белогорья. В центре города установлены также памятники святителю Иоасафу Белгородскому, преподобному Сергию Радонежскому, святому благоверному Царю Федору Иоанновичу, основателю Белгорода. А с Харьковской горы осеняет Белый град крестом святой равноапостольный князь Владимир Великий. «На обновленной новой застройкой территории бывшей городской тюрьмы, — замечает корреспондент сайта Белгородской митрополии С. Баранова, — сто лет назад развернулась одна из самых кровопролитных трагедий — расстрелы тех, кого новая власть считала контрреволюционерами.

http://pravoslavie.ru/132487.html

В Белгороде возле здания духовной семинарии (в нашем детстве это был Дом юных техников, с любимым кружком по фотоделу) с 2005 г. стоит бронзовый памятник уроженцу Святого Белогорья митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову). Владыка сидит в кресле (автор монумента — заслуженный художник России белгородец Анатолий Шишков), с небольшим наклоном вперед, ко граду и миру, ко всякому идущему… Кто-то останавливается в поклоне, кто-то проходит мимо, кто-то стоит в двух шагах на остановке городского транспорта — в любом случае рядом, «в свете и под сенью» митрополита. Его называют святителем, хотя к церковной канонизации великого труженика и угодника Божия путь только начат, народное почитание возрастает, суммируются соборные усилия по приближению к этой значительной фигуре отечественной истории и богословия. Просветитель оставил нам до сих пор непревзойденный и весьма востребованный и ныне 13-томный труд «История Русской Церкви», а также «Введение в православное догматическое богословие» и другие сочинения. В свете 200-летия со дня рождения владыки, которое исполняется 1 октября с.г. (19 сентября по ст. ст.) на Белгородчине на протяжении года проходят многоразличные события: издаются книги-приношения (в частности, поэты местной писательской организации выпустили красивый сборник духовной лирики «…Во исповедании сердечнем»); на теологическом факультете НИУ «БелГУ» обустроен именной кабинет-музей; телекомпания «Мир Белогорья» сняла документальный фильм (автор Виталий Стариков), посвященный митрополиту; в Белянской средней общеобразовательной школе работает духовно-просветительский центр имени митрополита Макария; беседы о великом земляке проводятся в школах Белгородчины на уроках православной культуры; в селе Сурково Шебекинского района Белгородской области (прежде — Новооскольский уезд Курской губернии), на родине владыки, состоялся фестиваль православной культуры «На земле Макария». Посвятила владыке художественный вечер и литературная гостиная митрополита Иоанна.

http://pravoslavie.ru/97403.html

Глава 12. Сношения второй русской духовной миссии в Иерусалиме с Абиссинами Инструкция, которая была дана нашим правительством второй русской духовной миссии в Иерусалиме, требовала, чтобы миссия наша, не ограничиваясь одним Иерусалимом, распространяла свое влияние и действия и на соседние патриархаты, т.е. антиохийский и александрийский 330 . Сношения второй русской миссии в Иерусалиме с антиохийским патриархатом выразились, как мы уже знаем, в живом и деятельном участии ее в воссоединении сирийских униатов (мельхитов) с православною церковью, состоявшемся 26 ноября 1860 года 331 , и отчасти в содействии сиро-халдейским несторианам (насколько эти последние могут быть рассматриваемы, как община, входившая в область юрисдикции антиохийского патриарха) в их стремлении присоединиться к русской православной церкви 332 . Что касается, в частности, александрийского патриархата, то наше правительство рекомендовало иерусалимской миссии обратить здесь особенное внимание на коптов, которые были «нам не враждебны», и на синайскую обитель. В отношении этой последней рекомендовалось, в частности, миссии примирить иноков ее с александрийским патриархом, который не позволял им устроить домовую церковь на их подворье в Каире, и вообще стараться восстановить упадающую обитель, которая, по выражению составителей инструкции для миссии, «должна быть рассадником христианства». Но, к сожалению, нам ничего неизвестно о сношениях нашей второй духовной миссии в Иерусалиме с александрийским патриархатом. На основании переписки преосв. Кирилла, можно с несомненностью утверждать только то, что начальник нашей иерусалимской миссии собирался в Египет, куда приглашал его сам александрийский патриарх. «Осенью думаю, – писал он 10 августа 1859 года преосв.  Макарию (Булгакову) , – опять сделать маленький вояж по Египту, которого еще не видал и куда уже зовет блаженнейший александрийский: вояж непродолжительный, благодаря железным дорогам и пароходам. Может быть, после взгляну и на самостоятельную кипрскую иерархию, чтобы, таким образом, иметь по возможности полное понятие о восточной церкви…» 333 . Через два года после того преосв. Кирилл, видимо, не оставлял своей мысли о посещении Египта, Александрии и даже далекой Абиссинии. 28 декабря 1861 года он писал своим петербургским родным, между прочим, следующее: «один край совсем еще нетронут. А как зовут туда, как ждут там (в Александрии) меня и как чудесно расположились там все обстоятельства! Если бы Господь благословил! Уповаю на Его милость, хотя чувствую, очень чувствую, что и враг не спит» 334 . Незадолго пред этим, 7 декабря 1861 года он писал к преосв. Макарию: «я прошусь на время (на полгодика этак) в Абиссинию, куда мне проложена уже дорога» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Догмат искупления в Православном богословии Скачать epub pdf Содержание Введение Часть первая Сотворение человека. Его место в мире. Жизнь в раю. Грехопадение. Способ(ы) передачи первородного греха Несколько дополнительных слов о последствиях грехопадения. Причины пришествия Спасителя Значение термина «спасение» и значение термина «сотериология» Раскрытие понятия «Христос – Новый Адам» Жертвоприношения в ветхозаветный исторический период. Прообразы Искупительной Жертвы Христа в иудейском обрядовом законодательстве Часть вторая Филологическое значение слова «искупление» Искупление как выкуп диаволу Спасение как победа над диаволом Что из себя представляет так называемая «юридическая» теория искупления Концепция спасения в догматической системе митрополита Макария Булгакова. Куда смотрел ученый Гнедич и чего недосмотрел? Нужен ли Макарию поддельный ярлык? Искупление как проявление, а не как удовлетворение правды Божией и благости Божией, согласно учению святого Афанасия Александрийского. Размышления на тему: «что может быть общего у критика-богослова с историком-марксистом и воинствующим атеистом?» Искупление как замещение ответственности или вины Несколько слов о том, как себе представляет искупление святитель Илия Минятий Некоторые дополнительные соображения, поясняющие образ взаимодействия правды Божией и благости Божией Рассуждения на темы: «Были ли осуждены прародители?», «О целесообразности смерти Спасителя и о том, как подобает понимать слова тропаря Воскресению Христову: “смертию смерть поправ”», а также несколько замечаний о том, в чем ошибались без пяти минут магистры: Василий Мышцин и Петр Гнедич; и ответ на вопрос: куда клонит проповедник Александр Каломирос? Искупление как очищение, уврачевание, освящение человека. Некоторые варианты перевода слова «искупление», а также и других слов, имеющих непосредственное отношение к правильному пониманию догмата искупления. Об опасности филолого-лингвистической методы толкования Священного Писания в отрыве от учения отцов Разъяснение отличия понятия «обожение человеческого естества» от понятия «обожение человеческих ипостасей» и о том, как непонимание этого различия может привести к обеспокоенности Некоторые размышления на тему роли Церкви, роли благодати и роли человека в деле спасения, и о том, к чему приводит отрицание роли благодати в этом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Киприан, святитель, митрополит Киевский и всея Руси († 1406; память 27 мая/9 июня, 16/29 сентября, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) По национальности южный славянин, возможно, из тырновской семьи Цамблаков. Свой путь начал в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского, ушел оттуда в Константинополь, затем на Афон. В Византии Киприан сблизился с патриархом Филофеем Коккином и стал его келейником. Около 1373 года был послан патриархом в Литву для примирения литовских и тверских князей с митрополитом Алексием (Бяконтом, † 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня). Посетив святителя Алексия, он заверил его, что будет ходатайствовать за него в Константинополе, и, получив от святителя богатые дары, направился в Литву. Литовский князь Ольгерд. давно враждовавший против Москвы и употреблявший все возможные средства для возвышения над нею, вручил Киприану грамоты к Константинопольскому патриарху, в которых просил патриарха поставить им митрополита Киприана. В противном случае угрожал просить себе митрополита у латинской Церкви. Патриарх Филофей уступил просьбам литовских князей и 2 декабря 1375 года (по Макарию (Булгакову) , в 1376 году) возвел Киприана в сан митрополита Киевского и Литовского с правом и на всю Россию по кончине митрополита Алексия. В 1378 году, после смерти митрополита Алексия, Киприан отправился в Москву в надежде, что его примут как митрополита всея Руси. Но великий князь Дмитрий Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) не захотел признать Киприана, так как намечал на Русскую митрополию своего кандидата. Киприана не только не признали в Москве, но предали его бесчестию и поруганию. Оскорбленный до глубины души, митрополит Киприан возвратился снова в Киев и управлял литовским духовенством. В 1380 году, по смерти выбранного великим князем кандидата Михаила (Митяя), Киприан был признан митрополитом всея Руси, но ненадолго. В 1382 году, заподозрив его в союзе с Ольгердом, князь Дмитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал митрополита Пимена († 1389).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Львовская Галичская (Галицкая) епархия основана в 1134 г., когда Галич стал княжеским стольным градом (Петрушевич A. С. О соборной церкви в Галиче//Галицкий исторический сборник. 1853. Т. 1. С. 145). Н.Д. Девятисотлетие... С. 33, в качестве даты основания называет 1141 г., по митрополиту Макарию ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. С. 297) – «вновь учреждена или сделалась известной» в 1157 г. Выделена из Владимиро-Волынской епархии. Митрополия с 1303 г. (для юго-западных церковных областей), после того как Всероссийская митрополия переместилась во Вл. на Кл. (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в.//Русское Обозрение. M., 1894. Кн. 3. С. 5; Н.Д. Иерархия... С. 241–360). В общей росписи митрополичьих кафедр Константинопольского Патриархата, составленной в правление императора Андроника Палеолога Старшего (1282–1328) «...значится под 81 и Галицкая с таким замечанием о ее начале: «Галич, бывшая русская епископия, возведен на степень митрополии императором Андроником Палеологом при Святейшем Патриархе Афанасии, в 6811 (1303) году»...» Из росписи русских епископий, подчиненных митрополиту Киевскому и всея Руси, «... к этой новой (Галичской. – Сост.) митрополии отделены были из прежней области Киевского митрополита пять епископий: Владимирская (на Волыни), Перемышльская, Луцкая, Туровская и Холмская...» (Павлов A. С. Там же. С. 5). Галицкие и Литовские князья многократно возбуждали перед Константинопольской Патриархией вопрос о создании на юго-западе Руси самостоятельного церковного центра. «...Князь Волынския земли совещает совет не благ, восхоте Галицкую епископию в Митрополию претворити...» Так говорит автор жития митрополита Петра и чуть ли не этими словами он первый дал нам известие о существовании Галицкой Митрополии в XIV веке; но этими же словами он дает намек, что прежде в Галиции не было других, кроме Всероссийских Митрополитов...» (Карпов Г Ф. Очерки из истории российской церковной иерархии XIV–XV столетий. M., 1864. С. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарьев. Макариев-Унженский женский монастырь. Братский корпус и трапезная. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Унженский Макарьев Троицкий монастырь, 1 класса, в городе Макарьеве, на правом берегу реки Унжи. Основан в 1439 году Макарием Унженским (см. 25 июля). В монастыре пять каменных церквей: Троицкая, посреди монастыря, построенная в 1664-1670 году игуменом святым Митрофаном Воронежским, Макарьевская, на юго-западе от Троицкой, построенная в 1670-1674 годах, Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680 году, Никольская, над святыми воротами, на восточной стороне, и Успенская — на западной. Монастырь окружен каменной оградою, построенной в период 1754-1764 годы. В Троицком соборе, в богатой раке, почивают святые мощи пр. Макария. Здесь же хранится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 году пр. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой святой иконе напоминает икону Смоленскую — Одигитрию. В 1626 и 1690 годах, несмотря на бывшие в обители сильные пожары, святая икона чудесно оставалась невредимою; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершается в монастыре 17 сентября. В монастыре также находится древняя чтимая икона пр. Макария, которую в 1890 году разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в город Унжу, где она остается с 15 июня по 1 июля. Недалеко от монастыря находится колодец, выкопанный пр. Макарием. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Унженским и Желтоводским в 1439 году на правом берегу реки Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноименного города (ныне - село Унжа Макарьевского района Костромской области). Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Статья преосвященнейшего Макария, архиепископа литовского и виленского. Митрополиту Макарию, по праву, должно принадлежать одно из самых почётных мест в истории нашей древней духовной словесности. Это право он приобрёл не столько своими сочинениями, и немногочисленными, и не представляющими ничего особенного в ряду других тогдашних сочинений, сколько тем, что потрудился собрать воедино, по возможности, все памятники нашей прежней письменности, переводной и оригинальной, какими пользовались предки наши в продолжение веков от начала у нас христианства: а с другой стороны – тем, что сумел возбудить вокруг себя сильное литературное движение и через это способствовал к обогащению нашей словесности множеством новых произведений. Под именем Макария мы знаем несколько грамот, одно поучение, три речи и три послания 1 . Но первые, т. е. грамоты, нельзя, с непререкаемостью, называть сочинениями самого Макария и относить к произведениям, в строгом смысле, литературным. Все они содержат в себе собственно церковно-правительственные постановления и распоряжения и могли быть составлены не лично Макарием, а кем-либо из дьяков и подобных лиц, по его приказанию, как обыкновенно составляются такие бумаги. При том, одна из этих грамот заключает в себе решения и распоряжения самого Макария, то как архиепископа новгородского, то как митрополита, а другие представляют постановления и распоряжения целых соборов и след. тем менее могут быть признаны за его сочинения 2 . Единственное, дошедшее до нас, поучение Макария он произнёс в церкви к царю Ивану Васильевичу и царице Анастасии, по совершении над ними таинства брака. В этом поучении две главные части. В первой святитель преподаёт царственным супругам общие наставления об обязанностях христианских и царских. «Ныне, – говорит он, – вы сочетались от Бога законным браком, как и прочие св. цари и св. царицы, и почтены, и венчаны царским венцом великого царства российского. Постарайтесь же и вы, благочестивый царь и царица, воздать за то славу всесильному Богу, в Троице поклоняемому, сколько у вас есть силы; заповеди Его творите; по воле Божьей живите и любите суд и правду и милость ко всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Афанасий, митрополит Московский и всея Руси (Андрей) Родился в г. Переяславле. До монашества был священником Благовещенского собора в Москве. В 1552 году сопровождал царя Ивана Грозного в походе на Казань, будучи его духовником. 6 октября того же года освящал построенную в Казани церковь в честь Благовещения. В 1554 году священнодействовал при крещении царевича Ивана в Чудовом монастыре. В 1562 году пострижен в монашество и стал иноком Чудова монастыря. 24 февраля 1564 года после смерти митрополита Макария (память 30 декабря/12 января) избран в митрополиты Московские и всея Руси и 5 марта 1564 года хиротонисан в этот сан. 16 марта того же года утвердил уставную грамоту митрополита Макария, данную Вологодскому Спасо-Преображенскому монастырю. В конце апреля 1565 года и в 1566 году вместе с прочим духовенством ручался царю за боярина И. П. Яковлева и за князя М. И. Воротынского. 16 мая 1566 года, по болезни, оставил митрополию и возвратился в Чудов монастырь. Скончался после 1568 года. Погребен в Архангельском соборе Чудова монастыря. Высокопреосвященный Афанасий был живописец. Еще до принятия монашества в 1555 году помогал митрополиту Макарию обновлять чудотворную икону святителя Николая «Великорецкого» и написал с нее немало списков. В 1567 году, живя на покое, поновлял Владимирскую икону Божией Матери. Дополнил Степенную книгу, которая и после него стала дополняться таким же образом. При митрополите Афанасии на Поместном Соборе 1564 года было определено, чтобы Московские митрополиты носили белый клобук. Труды: Книга Степенная царского родословия/Подготовка к изданию и под редакцией П. Г. Васенко//Полное собрание русских летописей: в 24 т. – СПб., 1841–1921, т. 21, ч. 1–2. Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца. Повесть о обретении мощей и чудеса его. – М., 1908. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 164, 165, 170. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 6. – С. 290.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010