Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Тучапский Макарий; † 1548 (?)), правосл. Львовский еп. В документах 20-х гг. XVI в. львовянин Макарий Тучапский упоминается как один из «старших» общины правосл. «русских» мещан Львова (ныне Украина) и предместий. Положение этих мещан было нелегким. Они не могли занимать городские должности, им был затруднен доступ во мн. цехи, во Львове «русские» мещане могли владеть землей и домами лишь на территории небольшого квартала в районе Русской ул., ограничивалась свобода правосл. богослужения. В документах 20-х гг. XVI в. Макарий Тучапский выступает в числе тех, кто отстаивали права правосл. мещан в спорах с властями города. В 1530 г. Тучапский упоминается как один из выбранных общиной опекунов львовской Успенской ц. Особенность церковной жизни на землях Русского воеводства Польского королевства состояла в том, что в сер. XV в. местная правосл. Галицкая епархия перестала существовать и управление духовенством находилось в руках наместников, к-рых назначал король по рекомендации католич. Львовского архиепископа. Еще в 1522 г. король «с согласия» Львовского архиеп. Бернарда назначил наместником на территории Галицкой епархии правосл. шляхтича Яцека Гдашицкого. Приняв монашество с именем Исаакий, Гдашицкий вступил в контакт с Киевским митр. Иосифом II , и в 1526 г. митрополит назначил Гдашицкого своим наместником в Галицкой епархии. После вмешательства Львовского архиепископа Гдашицкий был отстранен от должности, и архиепископ назначил нового наместника - Яцко Сикору. В ответ на это митр. Макарий II поставил своим наместником некоего «Гошовского попа» (вероятно, свящ. Иосифа Гошовского). Такое решение вызвало недовольство местного православного населения, и митрополит согласился назначить наместником того, кого выберет паства. Тогда духовенство, шляхта, мещане и «все поспольство... земль Русских и Подольских» предложили кандидатуру львовского мещанина Макария Тучапского. Митрополит благословил Тучапского на наместничество. По ходатайству митрополита и правосл. шляхты кор. Сигизмунд I утвердил это решение и поручил правосл. Перемышльскому епископу ввести Тучапского в должность.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Важное свидетельство об отношениях православных и католиков в Галицкой земле в середине XVI в.   К середине XVI в. сосуществование православных и католиков на территории современной Западной Украины насчитывало несколько десятилетий. Важной стороной этого сосуществования было подчиненное, неравноправное положение православных и православной Церкви. Одним из его важных проявлений стал приказ монарха в 1426 г., чтобы все крестьяне, держащие землю на «немецком праве», платили налог Львовскому католическому архиепископу, «какого бы положения или религии они не К сожалению, во многом остается неясным, как складывались отношения между двумя конфессиональными общностями в условиях, когда власть и католическая Церковь добивались выполнения такого распоряжения. 30-е гг. XVI в. ознаменовались важными переменами в жизни края. Благодаря активным действиям разных слоев православного общества, и прежде всего православной шляхты, здесь было восстановлено православное епископство. Известен ряд документов о начале деятельности епископа Макария (Тучапского) в своей епархии, но они говорят об отношениях внутри православной среды, почти не затрагивая отношений православных и католиков. Этот пробел в известной мере позволяет восполнить жалоба православной («poslusze n stwa kocio³a greckiego») шляхты Русского воеводства, поданная участникам сейма 1558 На сейме сложилась ситуация, когда протестантские послы, игравшие в то время главную роль в нижней палате сейма — посольской избе, выступили против особых прав и привилегий католической Церкви в Польском королевстве и побуждали шляхту из разных частей государства подать свои жалобы на действия католических духовных учреждений. Этой ситуацией и воспользовалась православная шляхта.

http://sedmitza.ru/lib/text/9196141/

Макарий, епископ Львовский (Тучапский) В 1539 году была учреждена православная епископия во Львове, первым епископом которой 22 февраля 1540 года был посвящен Макарий с титулом «епископ Львовский, Кременец-Подольский и наместник митрополии Галицкой». В отличие от предыдущих наместников он был избран православным населением Галиции, которые писали митрополиту: «А как Ваше святительство писал нам, чтобы мы избрали из среды своей доброго человека и послали к тебе, то мы все, духовные, шляхта, мещане и всё поспольство земли Русской и Подольской греческого закона, выбрали львовского мещанина Макария Тучапского, которого и Ваше святительство хорошо знаешь, и покорно просим дать ему наместничество в землях наших и благословить его на то твоим высоким благословением». Грамотой от 1 августа 1535 года он был утвержден в этой должности польским королем. Митрополитом Киевским Макарием (Москвитяниным, † 1556) он был хиротонисан во епископа. Но хлопоты православных по утверждению выбранного ими наместника продолжались до 23 октября 1539 года, когда польский король издал грамоту, окончательно отнимавшую привилегии предыдущих незаконных наместников и объявлявшую привилегии епископу Макарию. Дело о получении наместничества Макария Тучапского, сохранившееся в подробностях, позволяет судить, сколько терпели тогда бедные галичане православной веры, какими недостойными путями добывались королевские привилегии, как продажны были король и королева и окружающие их и как сильны были римские прелаты в Польше. В период своего пребывания на кафедре епископ Макарий стремился восстановить прежнюю структуру управления и распределения средств. Он созвал во Львове Собор из местных священников, где были утверждены вводимые права крилошан и закреплены соответствующей грамотой. Впоследствии эта грамота была подтверждена при новом архиерее. Скончался в 1548 году. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 447–448. Малышевский И. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность: в 2 ч. – СПб., 1895, ч. 1. – С. 103–105. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1039. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 48. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 591. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. – Т. 2, 201, 205, прим. 125; т. 3, 6. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 5. – С. 141–147. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В качестве наместника Тучапский объехал территорию епархии, организовал работу церковного суда, но вскоре положение осложнилось. Львовский архиепископ при поддержке др. католич. иерархов стал добиваться отстранения Тучапского, его заключения в Тынецкий мон-рь и возвращения тех прав, которыми Львовское архиеп-ство обладало ранее. Начались разбирательства. Тучапский год провел в Кракове, где слушалось его дело. Король колебался, то аннулируя грамоту, выданную Тучапскому, то подтверждая ее. Православные Львовской епархии поддерживали наместника, направляя делегации на разного рода заседания и призывая митрополита к тому, чтобы он побудил правосл. князей и панов воздействовать на короля. В кон. 1538 г. духовенство и шляхта «Русских и Подольских земель» обратились к митрополиту с предложением поставить Тучапского Львовским епископом. В обращении указывалось, что король не будет возражать против такого решения. Митрополит так и поступил, и это решение было санкционировано королевской грамотой от 23 окт. 1539 г., в которой определялись границы Львовской епархии и компетенция нового епископа. Сыграли известную роль обильные подношения кор. Боне и королевским советникам от львовян (по подсчетам М. С. Грушевского, 300 волов); масштаб подарков говорит о готовности местных православных идти на немалые материальные жертвы, чтобы добиться освобождения от вмешательства католич. Львовского архиепископа в их церковную жизнь. Энергичную поддержку Тучапскому оказали не только львовские мещане, признанным лидером к-рых он был, но и местная правосл. шляхта. Прошение митрополиту о посвящении Тучапского в епископский сан скрепили подписями 33 шляхтича. Шляхтичи образовали конвой, доставлявший буд. епископа к митрополиту. Кон. 30-х гг. XVI в.- время острого конфликта между шляхтой Речи Посполитой и королевской властью. В этих условиях монархия была заинтересована в принятии различных мер, которые могли бы смягчить это противостояние. Одной из таких мер стало удовлетворение требований «русской» правосл. шляхты о создании Львовской епархии. В 1542 г. синод польск. епископов требовал ликвидации этой епархии, но безуспешно.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

22 февр. 1540 г. в резиденции Киевского митрополита, г. Новогрудке, состоялась архиерейская хиротония Макария (Тучапского). В подписанной им присяжной грамоте новый епископ признавал себя «дворным епископом с рамени митрополита», обязывался не предпринимать попыток восстанавливать или создавать новую Галицкую митрополию и антиминс для храмов подписывать от имени Киевского митрополита. Т. о., Львовская епархия не стала правопреемницей Галицкой митрополии, права на к-рую продолжали сохранять митрополиты Киевские и Галицкие, а стала новым церковно-адм. учреждением, о чем свидетельствуют и последующие документы: привилей короля от 31 марта 1540 г., к-рым подтверждались духовный сан Тучапского и его юрисдикция, а также подписанная Тучапским 22 февр. 1540 г. присяга о послушании митрополиту Киевскому. Согласно указанным документам, Тучапский формально оставался наместником Киевско-Галицкой митрополии, настоятелем кафедрального Успенского собора в Крылосе, а новообразованная архиерейская кафедра во Львове при этом являлась еп-ством в составе Галицкой митрополии, соединенной с Киевской. Одним из первых действий нового епископа стала организация клиросов. 16 нояб. 1547 г. Макарий издал грамоту об образовании клироса при Львовской кафедре (утверждена указом митр. Киевского и Галицкого Макария II Московитянина от 1 июля 1548 г.), в состав этого органа вошли 8 «крылошан», позже их число возросло до 10. Динамичное развитие правосл. общин во Львове и в его пригородах, активные выступления мещанства и шляхты против окатоличивания правосл. населения и ограничения его прав усилили Львов и Свято-Юрскую архимандритию, что нашло отражение в титулатуре еп. Макария - «Галицкий, Львовский и Каменецкий». В маргинальных записях Минеи 1543 г. Макарий упоминается как епископ Крылосский и Львовский и Каменца-Подольского, что подтверждает отсутствие у него прав в отношении Галицкой митрополичьей кафедры, к-рые сохранялись за митрополитом Киевским. Укреплению епархии способствовало и решение о «реституции» в пользу епархии мон-ря и имений в Перегинском, принятое на сейме в Петрокове (Пётркуве) в февр. 1548 г. Еп. Макарий выкупил их у наследников шляхтича Мацея Гембицкого.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Ежегодно служились заздравные и заупокойные литургии за всех членов братства и членов их семей, в такие дни из братской казны раздавалась милостыня. Важной частью деятельности Л. У. б. в кон. XVI - нач. XVII в. была борьба за равноправие правосл. «русских» мещан с католич. населением Львова. Братство предпринимало акции против ущемления прав православных со стороны католиков, против насаждения унии и католицизма: подавало протесты в суды, выступало на сеймах. С 1599 г. имеются сведения о соглашениях между 11 львовскими братствами во главе с Л. У. б. о действиях для посылки объединенных делегаций на сеймы. В 1592 г. братство с просьбой о помощи обратилось к царю Феодору Иоанновичу , полученные соболя были проданы за 550 злотых. Новое посольство в Москву в правление Лжедмитрия I принесло 950 злотых. Поездка, о к-рой стало известно, вызвала резкое недовольство властей. Кор. Сигизмунд III в 1606 г. требовал арестовать послов братства. К посл. трети XVII в. относится ряд свидетельств о контактах Л. У. б. с рус. властями и с рус. резидентом в Польше. Во 2-й пол. 1675 г. рус. резидент В. М. Тяпкин был во Львове, через него просили о защите, подарили издания братской типографии. Львовские мещане находились в тесном взаимодействии с правосл. Львовскими архиереями, оказывали влияние на замещение Львовской кафедры. В 1-й пол. XVI в. объединение прихожан Успенской ц. сыграло важную роль при создании Львовской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия ). «Старший мещан» Макарий (Тучапский) в 1539 г. стал первым Львовским архиереем. Львовский епископ был более подчинен власти Киевского митрополита, чем др. западнорус. архиереи, и львовяне могли искать у митрополита помощи в случае конфликта с епископом. Когда в 1551 г. возник спор между Львовским еп. Арсением (Балабаном) и мещанами из-за мон-ря св. Онуфрия, митрополит освободил горожан от отлучения, наложенного на них архиереем. В 90-х гг. XVI в. ситуация повторилась. Митр. Михаил (Рагоза), желая подчинить Львовского еп. Гедеона (Балабана) своей власти, поддерживал Л.

http://pravenc.ru/text/2561012.html

Значительный комплекс документов, опубликованных в ДAU-II, посвящен истории православных Галицкой , Львовской и Каменец-Подольской епархий: жалованные грамоты польск. королевы Ядвиги (8 марта 1379) и польск. кор. Казимира IV Ягеллончика (22 окт. 1456) с подтверждением религ. прав и свобод; грамоты кор. Сигизмунда I о назначении наместников в Галицкой митрополии и подчинении им духовенства во Львовском, в Галицком, Коломыйском, Каменецком и Снятинском округах (21 марта 1522), о запрещении правосл. жителям Львова записываться в цехи, заниматься ремеслами и торговлей (17 февр. 1525), об учреждении правосл. епархии в Галицкой Руси и Подолии и посвящении в епископский сан Макария (Тучапского) (1539); грамота кор. Стефана Батория львовскому бургомистру о запрете православным, а также григорианам (армянам) заниматься ремеслами и торговлей в праздники по юлианскому календарю (9 янв. 1584); судебные акты по тяжбам Львовских епископов Гедеона (Балабана) и Ионы (Ивана Лопатки-Осталовского) 1569-1579 гг.; протестация еп. Гедеона против закрытия правосл. церквей во Львове католич. архиеп. Яном Суликовским (1584); грамота К-польского патриарха Иеремии II об отлучении от Церкви еп. Гедеона; протестация правосл. князей А. А. Вишневецкого и К. Ружинского, послов Киевского, Волынского и Брацлавского воеводств против притеснения «русинского» населения Львовским магистратом (май 1595). Опубликован ряд писем молдав. господарей, посвященных строительству и возобновлению львовской Успенской ц. (1558-1614). Среди документов, касающихся католич. Галицкой епархии,- выписка из буллы папы Бонифация IX о состоянии и доходах католич. Церкви в Галицкой Руси в 1390 г.; грамоты кор. Сигизмунда I старостам подольских и галицко-рус. городов о предоставлении Львовскому католич. архиеп. Бернардину Вильчску и его преемникам права определять наместников в правосл. Галицкой митрополии (15 апр. 1509) и др. ДAU-II содержат ряд источников по истории Брестской унии 1596 г. : польск. перевод письма папы Климента VIII к кн.

http://pravenc.ru/text/178967.html

Как митрополия существовала в 1303–1308, 1338–1347 и 09.05.1371 – 1409 гг. Присоединена к Киевской митрополии в 1415 (по др. – 1474) г. В состав Галицкой митрополии в 1371–1394 гг. входила Молдо-Влахия (Н.Д. Иерархия... С. 241). В 1362 г. под покровительством польского короля было учреждено католическое архиепископство Львовское, в 1375 г. – в Галиче епископство Галичское, а также епископства Луцкое, Перемышльское и Каменецкое (Свитич Κ. А. Православная церковь в Польше и ее автокефалия//Православная церковь на Украине и в Польше в XX столетии (1917–1950 гг.). M., 1997. С. 89). Тем самым произошло узаконение католического прозелитизма на православных землях, вошедших в Польское королевство. В связи с этом в 1378 г. православная Галицкая кафедра была «...перенесена в местечко Клирос, где был сооружен Успенский собор...» (Н.Д. Иерархия... С. 360). С 1539 г. кафедра была перемещена в г. Львов. В 1700 г. отпала в унию. Православная епархия была возобновлена параллельно униатской 03.1941. В 1946 г., по определению Львовского Собора, униаты воссоединились с Московским Патриархатом и влились в православную епархию. Именовалась: Галицкая; с 1371 г. – Галицкая, Волынская и Литовская; с 1539 г. – Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская; с 03.1941 – Львовская и Тернопольская; с 15(28)12.1988 – Львовская и Дорогобычская; с 1998 г. (?) – Львовская и Галицкая, паки. Викарная кафедра: Кременецкая. 1134 Геронтий Мелетий Афанасий Антоний(1295) 05.1329 08.1347 в/у? Иоанн II Баба (1394–1397) Иоанн II Баба Иоанн III(1414–1415) в/у Василий Плетенский (1514) 05.08.1535 01.08.1535 23.10.1539 23.10.1539 Макарий Тучапский 08.1569 10.1576 10.07.1607 01.1608 01.03.1641 17.11.1641 18.09.1662 02.1664 03.05.1666 30.04.1668 в/у Иеремия II Свистельницкий 30.04.1668 05.05.1700 17(30)03.1941 09(22)04.1945 06(19)04.1951 14(27)12.1951 07(20)08.1952 02(15)11.1952 10(23)07.1956 10(23)07.1956 18(31)05.1960 02(15)09.1960 02(15)10.1964 Григорий II Закаляк 02(15)10.1964 25.09(08.10)1965 18(31)10.1965 10(23)11.1983

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О к.-л. конфликтах М. со Львовским еп. Макарием (Тучапским) в источниках не говорится. Напротив, по просьбе епископа и львовских мещан митрополит в 1547 г. написал окружное послание с призывом к пастве оказать помощь в строительстве каменного здания Успенской ц. во Львове. Ситуация изменилась, когда после смерти Макария (Тучапского) на кафедру стал претендовать представитель влиятельного местного панского рода Марк Балабан (см. Арсений (Балабан) ), получивший от Сигизмунда право возглавлять Львовскую кафедру еще при жизни еп. Макария I. Хотя кор. Сигизмунд II Август подтвердил пожалование своего отца, по ходатайству М. Перемышльский еп. Антоний (Радиловский) был назначен временным администратором Львовской епархии, т. к. Балабана обвинили в том, что он недостоин епископского сана. 10 янв. 1549 г. митрополит по просьбе львовского священства подтвердил соглашение Макария (Тучапского) с клиросом от 1539 г., определявшее характер отношений епископа и соборного духовенства. В соглашении указывалось, что, если новый владыка будет нарушать его условия, «покладаем на него клятву святых отец седми Соборов» (АЮЗР. Т. 1. 118. С. 126). Все эти меры не улучшили отношений митрополита с новым Львовским епископом, принявшим постриг с именем Арсений (Балабан). Епископ стал всеми возможными средствами увеличивать свои доходы, прибегая к разным мерам воздействия - и светским, и духовным. В числе прочих от его действий пострадал мон-рь св. Онуфрия, находившийся под патронатом православных мещан Львова. За то, что они посещали мон-рь «и статков церковных осматривали», епископ отлучил этих мещан от Церкви. 20 сент. 1551 г. митрополит приказал еп. Арсению отменить его меры, и конфликт был улажен при участии приехавшего во Львов посла митрополита. Попытки еп. Арсения подчинить своей власти Уневский мон-рь привели к длительному противостоянию, и в 1555 г. сам король поручил М. разрешить конфликт. Еп. Арсений не явился на суд, прислав вместо себя сына Василия, а когда решение оказалось неблагоприятным для него, обратился с жалобами к королю. Тот вызвал митрополита на суд, который не состоялся в связи со смертью М. Хотя особые права митрополита по отношению к Львовской епархии были закреплены в ряде документов и М. пытался их осуществлять, остается неясным, насколько ему это удалось. Многое зависело от настроений местной правосл. шляхты, видным представителем к-рой был еп. Арсений (Балабан).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

XVII в. совпадало с предыдущим делением правосл. епархии на наместничества. В 1564-1589 гг. в П. е. насчитывалось 565 сельских и 42 городских прихода, из них в Перемышльской земле - 380 сельских и 24 городские общины, в Саноцкой земле - 185 сельских и 18 городских приходов. В 1694 г. епархия имела 1120 приходов с населением 100 тыс. чел., в т. ч. 3 тыс. шляхтичей ( Bendza. 1982. S. 102). Наибольшее количество действовавших церквей было в Перемышле. В древнейший период в городе были построены церковь-ротонда во имя свт. Николая и собор св. Иоанна Крестителя. В XVI - нач. XVII в. действовало ок. 20 храмов: собор в честь Рождества св. Иоанна Крестителя (построен в 1543 вместо сгоревшей церкви, сведения о к-рой относятся к 1500-1535), св. Иоанна Крестителя во Владыче (известен по неск. привилеям XVI в.), Спаса-Преображения, св. Илии на Гарбарах над р. Сан, Рождества Господня над Саном, Пречистой Богородицы, монастырская в честь Собора Пречистой Богородицы (известна с 1543), св. Лаврентия, Богоявленская, Св. Троицы (все - в Засанье), свт. Николая Чудотворца (возможно, в предместье Подгорье), кладбищенская ц. Благовещения Пресв. Богородицы, монастырская ц. Св. Троицы по ул. Добромильской (известна с 1611), св. Петра (позднее костел иезуитов), св. Георгия (Юра) на Гарбарах, Рождества Пресв. Богородицы на Болони, арх. Михаила на Подзамче, Кучиновская (Начановская) на левой стороне дороги к Ярославу за Саном, неизвестного посвящения на Подзамче, монастырская на Вильче ( Никоровыч. 1879. С. 28-49). В краю имелись церковные школы для обучения чтению и письму. О нехватке образованных людей среди духовенства, в т. ч. высшего, писали полемисты в кон. XVI - нач. XVII в. В XVI в. на Перемышльской кафедре сменилось 8 епископов. Еп. Антоний (упом. в 1506-1519) отстаивал интересы православных; собирал епархиальные съезды с участием духовенства, шляхтичей и горожан; игнорировал запрет на колокольный звон в правосл. храмах; несмотря на запрещения, совершал крестные ходы; боролся против латинизации паствы, подсудности правосл. духовенства католич. епископу. Еп. Антоний присутствовал на Соборе Киевской митрополии в Вильно (25 дек. 1509 - 18 янв. 1510), созванном митр. Иосифом II (Солтаном) . В номинационной королевской грамоте 1528 г. на Перемышльскую кафедру Лаврентию (Терлецкому) говорится о поддержке его кандидатуры перемышльской шляхтой «русского обряда». В 1535 г. еп. Лаврентий получил королевское распоряжение ввести в должность наместника Галицкой епархии львовского мещанина Макария Тучапского , получившего благословение Киевского митрополита . Еп. Лаврентий присутствовал на Соборе во Львове в 1539 г., созванном Львовским еп. Макарием. При еп. Лаврентии, пользовавшемся уважением паствы, в 1543 г. в Перемышле было построено каменное здание кафедрального Иоанно-Предтеченского собора взамен сгоревшей церкви.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010