Амвросий (Погодин), архим. Беседы преп. Макария Египетского. – Б.м.: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1979. Аполлов А.И. Житие и избранные места из творений преподобного Макария Египетского. – М., 1889. Арсений (Жадиновский), архимандрит. Преподобный Макарий Египетский. – М., 1914. Барсов Н.И. Макарий Великий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч.1. С.248–249.  Бронзов А.А. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преп. Макария Египетского//Христианское чтение. – СПб.,   1900. – Т. 2. – Бронзов А.А. Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. – СПб., 1899. Василий (Кривошеин), архиеп. Новые творения преподобного Макария Великого//Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С. 266 – 268. Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.50–54. Войтенко А. Понятие logismos в корпусе “50 Духовных бесед” преподобного Макария Египетского//Альфа и Омега. – М., 1999. – 4 (22). Григорий (Борисоглебский), иеромонах. Возрождение, по учению преп. Макария Египетского//Богословский вестник. – Сергиев Посад,   1892. –  11. Дунаев А.Г. Предисловие к русскому переводу посланий " Макарьевского корпуса " первого типа//Макарий Египетский. Духовные слова и послания. – М.: Индрик, 2002. Дунаев А.Г. Преподобный Макарий Египетский. – М.: Индрик, 2002. Евдокимов П. Этапы духовной жизни. От отцов–пустынников до наших дней/Пер. с франц. – М.: Свято–Филаретоывская Московская высшая духовная православно–христианская школа, 2003. С.99–116. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С.27–30.

http://bogoslov.ru/person/2948270

гл. 49.). Филипп Сидский говорит, что Макарий Александрийский был наставником Александр. училища, и это вполне оправдывается тем, чтò говорят Сократ (4, 23) и Созомен об образованности Макария Александр. При том Ираклид (Paradis, с. b.) прямо называет его пресвитером Александрийским; при св. Афанасии во время Тирского Собора видим Макария Александрийского (Сокр. 1, 24. Созомен 2. 22). Итак, после того, как заведовал он училищем александр. с 330 до 340 г., в этом последнем году он перешел в Нитрийскую пустыню, где проводил жизнь строгую и украшен был даром чудотворения. С его именем известны доселе только: а) правило монашеское в 30 гл. на Лат. язык.; б) письмо к инокам; в) слово об исходе души и о состоянии по смерти. Первые два in Benedicti anianensis codice regularum (Patrolog. lat. T. 103.). Последнее сочинение записано учеником Макария. Слова Макария нередко встречаются в слав. ркп. Третий МакарийМакарий Писпир был старше Египетского и Александрийского; он заботился о св. Антонии, когда тот лежал на смертном одре. S. Aegyptii Homiliae atque opuscula ed. a G. Pritio. Lips. 1699. 1744. s. Aegypti epistolae et quaedam alia, cum curis criticis H. Floss Coloniae 1850. На греческом издано 50 бесед. А в араб. ватик. ркп. 1055 года есть 26 бесед св. Макария Египетского ; в этом списке читаются следующие греческ. беседы: 1–5, 7. 8. 10–12. 15. 18. 19. 47. Прочих 11 араб. бесед нет между издан. греческими. Но как на сир. есть и те, которые есть на араб., так и в греческой ркп. есть еще 7 бесед не изданных. Maii Collect. Vet. Auct. T. 4. p. 191. 192. 1833. Romae. Harles ad Fabr. Bibl. grae. T. 8. p. 362. 363. Asseman. В О. T. 3. P. 1 p. 44. 327. Флосс говорит: homilias, quales, hucusque editae sunt, miserrime depravatas ac mutilatas esse. В этом можно согласиться с ним, но во многом другом против него рукописи. Беседу о духовном законе считали беседою прп. Марка Пустынника. Правда еще Фотий, пересматривая рукописи, видел первым между сочинениями прп. Марка сочинение о рае и духовном законе: но а) есть различие между беседою Макария и главами Марка; б) легко могло быть, что Марк, как слушатель Макария, (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Многие говорили о любви между людьми, но как редко встречается в их отношениях настоящая любовь! Не всё золото, что блестит. Не всё, имеющее вид любви, есть любовь. Как часто люди проявляют любовь, за которой сокрыто или самолюбие, или тщеславие, или тонкая корысть. Даже когда у кого-нибудь появится высокий порыв жертвенной любви, она не может быть ни абсолютно чистой, ни прочной и постоянной – какой должна быть, – если не связана с любовью к Богу, преобразующей любовь к ближним в совершенную. Преподобный Макарий Египетский в своей 26-й беседе говорит: «Собственно твое, что сам ты делаешь, хотя и хорошо, и Богу благоприятно, однако же нечисто. Например, любишь Бога, но несовершенно; приходит же Господь, дает тебе любовь неизменную, небесную» . Преподобный Исаак Сирин уподобляет человеческую любовь образовавшемуся из дождевой воды скоротечному ручейку, который иссякает, когда дождь прекращается: «Но любовь, которая имеет виновником Бога, есть то же, что бьющий из земли источник: потоки ее никогда не пресекаются (потому что один Бог есть источник любви), и питающее сию любовь не оскудевает» . Если верующий человек хочет научиться любить ближних, ему нужно всем своим существом полюбить Бога, Который один подает силы для жертвенной любви и учит, непогрешительно учит нас, как любить. Вот почему Спаситель поставил на первом месте, как наивысшую заповедь, любовь к Богу и уже потом, на втором месте, любовь к ближним. Рейтинг: 10 Голосов: 700 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 114, § 1//Василий Великий, святитель. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 600.  Ср.: Варсануфий Великий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. Ответ 18. М., 2002. С. 36.  Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послание и слова. Беседа 26. § 21. М., 2007. С. 310.  Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 30. М., 2006. С. 215. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Борис 1 февраля 2017, 12:53 Утешительные слова. Сколько драгоценного рядом! Спасибо Красимире за прекрасный перевод.

http://pravoslavie.ru/100573.html

22 Иринарх, архимандрит. Беседы о молитве, составленные на основании учения Священного Писания и подвижников в молитве для разумного упражнения и преуспеяния в молитве. Т. 1. М., 1860. С. 28. 23 Добротолюбие. Т. 2. С. 207, § 3; С. 218, § 86 (преподобный Нил Синайский). 24 Добротолюбие. Т. 5. С. 366—367, § 45 (патриарх Каллист и преподобный Игнатий). 25 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 26 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 373 и 381. (Сл. 3, гл. 2 и 14). 27 Феофан (Говоров), святитель. Путь ко спасению. М., 1894. С. 240. 28 Добротолюбие. Т. 2. С. 645, § 1 (преподобный Исаак Сирин). 29 Феофан, святитель. Путь ко спасению. Указ. изд. С. 41. 30 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. Беседа 5. На память мученицы Иулитты. Сергиев Посад, 1892. С. 65. 31 Творения. Сл. 16. О чистой молитве. Сергиев Посад, 1911. С. 63. 32 Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. Слово о молитве. Гл. 35. М., 1858. С. 179. 33 Пространный христианский катихизис. М., 1889. С. 102. 34 Еф. 6:18; 1 Сол. 1:2—3; 1 Тим. 2:8. 35 14 1 Сол. 5:17. 36 1 Сол. 2:9; Деян. 18:3; 20, 34; 1 Кор. 4:12; 2 Кор. 11:9. 37 1 Кор. 4:12; 1 Сол. 4:11—12; Деян. 20:34—35 38 1 Сол. 3:10. 39 Творения. Ч. 4. Беседа 5. Сергиев Посад, 1892. С. 65—67. 40 Цит. по: Дьяченко Г. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 176. 41 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 480. 42 Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. М., 1849. С. 284. (Сл. 64); Ч. 4. М., 1850. С. 68. (Сл. 88). 43 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Правила. Отв. на 37 в. Сергиев Посад, 1892. С. 160—162. 44 Беседы о молитве. Т. 1. Указ. изд. С. 31—32. 45 Лк. 11:3: «Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день». 46 Лк. 11:4: «И остави нам грехи наша, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему». 47 Лк. 11:4: «И не введи нас во искушение». 48 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 451. 49 Там же. С. 462.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

314. Исаак Сирин , прп. Новооткрытые тексты/Пер. с сирийского: иером. Иларион (Алфеев)//АиО. 1997. 3(14). С. 63–75. 315. Исаак Сирин , прп. О совершенстве духовном: Слова 19, 20, 21, 55/Пер. с сирийского: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 4(7). С. 179–191. 316. Исаак Сирин , прп. О знании: (Избранные главы)/Пер. с сирийского: игум. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 2000. 4(13). С. 315–324. 317. Исихий блж., пресв. Иерусалимский. Второе слово на Святую Пасху/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1997. 1(12). С. 74–75. 318. Киприан Карфагенский , сщмч. Письма: (К 1725-летию со дня кончины): Новый пер.//БТ. 1985. Сб. 26. С. 181–221. 319. Кирилл Александрийский , свт. 1. Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицею; 2. Разговор с Несторием о том, что Св. Дева – Богородица, а не Христородица/Пер. с греч. [переизд.]: свящ В. Дмитриев//УЗ РПУ. 1998. 3. С. 269–285. Климент Александрийский – см. 3104. 320. Лев Великий , свт. Слово первое о страстях Господних/Пер. с лат.: иером. Дионисий (Шленов) /А. В. Шленов//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 80–83. 321. Лев Великий , свт. Слово на Рождество Господне 3-е/Пер. с лат., примеч.: А. Р. Фокин//АиО. 2000. 3(25). С. 43–46. 322. Лев Великий , свт. Слово на Рождество Господне 4-е/Пер. с лат., примеч.: А. С. Селезнева//АиО. 2000. 3(25). С. 47–51. 323. Макарий Египетский , прп. Слово двенадцатое/Пер. с греч., предисл.: архиеп. Василий (Кривошеин) //ВРЗЕПЭ. 1970. 70/71. С. 162–166. 324. Макарий Египетский , прп. Слова/Публ., пер. с греч.: архиеп. Василий (Кривошеин) //ВРЗЕПЭ. 1982. 109/112. С. 157–176; 1983. 113. С. 115–148. 325. Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, 51–57/Пер. с греч.: иеродиак. Николай (Сахаров) (Мон-рь св. Иоанна Предтечи, Эссекс (Великобритания))//ЦиВр. 2000. 4(13). С. 328–355. 326. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию: Вопросы 56–58/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1997. 3(14). С. 30–62. 327. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию: Вопрос 59/Пер. с греч., примеч.: А. И. Сидоров//АиО. 1999. 1(19). С. 48–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.334–336. Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С.15–16. Онуфрий, иеродиакон. Мистика преп. Макария Египетского//Учено–богословские опыты студентов Киевской духовной академии. – Киев, 1914. – Вып.12. Палладий, архим. Новооткрытые изречения преп. Антония Великого. По коптскому сборнику сказаний о преподобном//Православный собеседник. – Казань,   1898. – Т. 1. Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского. – Сергиев Посад, 1905. Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы – II – IV вв. – Сергиев Посад, 1904. С.117–189. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 30. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.139–146. Сидоров А.И. Предисловие//Творения древних отцов–подвижников/Пер., вступ. статья  комм.:   А.И.Сидоров.  – Б.м.: Мартис, 1997. (Святоотеческое наследие. Т. 4). Сидоров А.И. Преподобный Макарий Египетский и проблема " Макарьевского корпуса "http://Альфа и Омега. – М., 1999. – 3 (21), 4 (22). Сидоров А.И. Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь, творения и богословие//Творения преподобного Макария Египетского. – М.: Паломник, 2002. (Библиотека отцов и учителей Церкви). Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.216–221. Скурат К.Е. Патрологические труды профессора МДА И.В.Попова//Богословские труды. – М., 1990. – Сб. 30. С.104–107. Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.    

http://bogoslov.ru/person/2948270

Всестороннее значение Духа Божия, по учению преподобного Макария Египетского , первоначально проявляется в освободительных действиях. Помощью и силой Духа мирская лесть ослабляет свои понуждения. Так же и страсти теряют над христианином господство и полноту власти. Следствием Его действий является постепенное обновление человеческого естества. Жестоко терзающие душу противоречия исцеляются исправлением ума, воли, воспитанием сердца, и в целом действиями Духа Божия человек правильно организует свою христианскую деятельность. Своими делами подвижник свидетельствует, что Дух Божий оказал на него просвещающее действие. Приобретаемое здравие души расширяет горизонт познаний, «распростирая мысли ума и в широту, и в долготу, и в глубину, и в высоту всей видимой и невидимой твари» ( 46, 5 Вследствие постепенного преодоления своего ветхого естества, своих страстей и греховных привычек, христианин изменяет внутреннее духовное содержание и, с помощью Духа Божия, «духовно возрастает, преуспевая пред Господом» ( 1, 11 называется «возродиться в ... землю живых» ( 1, 11 изменения в душе, подвижник опытно продолжает свой путь. Сравнительное познание внутренних состояний способствует дальнейшему стяжанию цели христианской жизни. Человек на опыте познает, что Дух Святой является «жизнью души» ( 30, 6 способность духовной реальности помогает христианину в духовном возрастании. Подвижник становится способным умозреть границы духовного пути, которыми отделяет себя от действий греха и постепенно становится победителем смерти. Усваивая живоносное качество Духа, христианин вместе с тем получает и все необходимое для дальнейшего стремления к Богу. Преподобный Макарий уточняет духовно-необходимое для вечной жизни: «приять елей небесной благодати» ( 4, 6 ( 4, 27 удостаивается «многих украшений» ( 15, 43 и освободиться от всего видимого» ( 21, 2 Божие и научиться духовному закону для исполнения святых заповедей Его» ( 37, 11 Приведенные цитаты учат, что духовная жизнь имеет свои законы и особенности. Основной закон говорит о том, что совершенно все духовные состояния человека находятся в прямой зависимости от Духа Божия. По учению аввы Макария. единственно Духом Святым христиане пробиваются сквозь толщу поднебесных стихий, «шествуя поверх горького моря лукавых сил, потому что и тело, и душа их соделались домом Божиим» ( 30, 7

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Преподобный Исаак Сирин нас предупреждает, что «душа видит Красоту по силе своего жития» . «Основание красоты, — замечает В.Ф. Одоевский, — не в природе, но в духе человеческом» . Человек, равнодушный к прекрасному, никогда не поймет сияющую красоту Евангелия. По словам Н.А. Бердяева, в красоте нужно жить, чтобы ее узнать . Узнав же ее, каждый из нас приобщается величайшей радости, ради которой Господь и сотворил человека . «Когда человек чувствует себя в мире как в едином, прекрасном целом, когда чувство внутренней гармонии приводит его в чистое, свободное восхищение, — пишет И.В. Гете, — в эти минуты вся вселенная, если бы она могла сознавать себя, — удивилась бы и возрадовалась высочайшей цели бытия своего. Ибо к чему служит все это великолепие солнца, планет и звезд, этих рождающихся и исчезающих миров, если наконец счастливый человек безотчетно не станет радоваться бытию своему?» Вот истинный смысл бытия человека, вот его подлинное призвание — всей полнотой своего существа приобщиться подлинной Радости, стать причастником истинной Красоты. Познание, как утверждал Аристотель , начинается с удивления. Так нередко и познание Бога начинается с удивления красоте Божественного творения, а венцом этого познания является святость, которая открывает в человеке его собственные тайники богообразной красоты и являет красоту других людей, сокрытую даже от них самих, так как «сияние красоты добродетелей в человеке пробуждает то же самое удивление и изумление, что и слава Небес» . 1931. 4. С. 148. Так называемые «природники»: Н.А. Дмитриева, Г.Н. Поспелов и др. Так называемые «общественники»: Л.Н. Столович, Ю.Б. Борев и др. Сторонники так называемой «объективно-субъективной концепции»: А.И. Буров, М.С. Каган и др. Прп. Макарий Египетский. Добротолюбие. Т. 1. Блж. Августин. Творения. Т. 1. Об истинной религии. СПб., 1998. Творения святого Григория Нисского. Ч. 3. М.,1861: Изъяснение Песни песней Соломона, 12. См. также его же: Против Евномия, I, PG, t. 44, col. 636. Свт. Григорий Богослов. Слово 30 (о богословии 4), §20, PG., t. 36, col. 129.

http://patriarchia.ru/db/text/2167913.ht...

Пространное неканоническое Житие М. Р., к-рое также известно под названием «Слово о трех мнисех, како находили святого преподобного отца нашего Макария, иже есть близ рая обретен за 20 поприщ», неоднократно переводилось на слав. язык и представлено рядом редакций и большим числом списков. Старший перевод был выполнен в Болгарии в X в. Древнейший болг. список памятника находится в Сборнике с Патериком Египетским (ГИМ. Увар. 510-Q; Цар. 363, 30-е гг. XIV в.), сербский - в пергаменном минейном Торжественнике (ГИМ. Хлуд. 195, 2-я пол. XIV в.), русский - в новгородском Паисиевском сборнике (РНБ. Кир.-Бел. 4/1081, 1-я четв. XV в.). Житие М. Р. может быть приурочено к 23 окт., но чаще к 19 янв. ( Иванова. 2008. С. 263-264, 445-446). Начиная с 1-й четв. XV в. упоминание Жития М. Р. постоянно присутствует в списках отреченных книг ( Кобяк. 1988. С. 714; Грицевская. 2003. С. 163, 166, 168, 170, 172, 176, 178, 179, 181, 187, 192, 194, 198, 201, 207). Данное обстоятельство, по всей видимости, существенно не повлияло на популярность этого памятника в древнерусской книжности XV-XVII вв., но ограничило его распространение в календарных сборниках (Торжественниках минейных), читавшихся в церкви во время службы. Возможно, по этой причине текст Жития не был включен в ВМЧ. Вопрос о распространении текста в старообрядческой рукописной традиции XVIII-XIX вв. не изучен. Краткое Житие М. Р. было переведено на слав. язык не позднее XII в. на Руси в составе нестишного Пролога (под 19 янв.) и ок. рубежа XII и XIII вв. получило в составе этого календарного сборника широкое распространение в Болгарии и Сербии. Во 2-й четв. XVI в. оно было включено в ВМЧ. Начиная с 1-го полного издания Пролога (М., 1642-1643) регулярно публиковалось в его составе. Служба М. Р. в слав. рукописной традиции неизвестна. Присутствие проложного Жития М. Р. в ряде списков южнослав. служебных Миней и праздничных Миней доиерусалимской редакции объясняется тем, что в них под соответствующим числом включались все Жития дня независимо от наличия службы святому и даже отдельных песнопений.

http://pravenc.ru/text/2561458.html

   Всестороннее значение Духа Божия, по учению преподобного Макария Египетского, первоначально проявляется в освободительных действиях. Помощью и силой Духа мирская лесть ослабляет свои понуждения. Так же и страсти теряют над христианином господство и полноту власти. Следствием Его действий является постепенное обновление человеческого естества. Жестоко терзающие душу противоречия исцеляются исправлением ума, воли, воспитанием сердца, и в целом действиями Духа Божия человек правильно организует свою христианскую деятельность. Своими делами подвижник свидетельствует, что Дух Божий оказал на него просвещающее действие. Приобретаемое здравие души расширяет горизонт познаний, «распростирая мысли ума и в широту, и в долготу, и в глубину, и в высоту всей видимой и невидимой твари» (46, 5    Вследствие постепенного преодоления своего ветхого естества, своих страстей и греховных привычек, христианин изменяет внутреннее духовное содержание и, с помощью Духа Божия, «духовно возрастает, преуспевая пред Господом» (1, 11 называется «возродиться в ... землю живых» (1, 11 изменения в душе, подвижник опытно продолжает свой путь. Сравнительное познание внутренних состояний способствует дальнейшему стяжанию цели христианской жизни. Человек на опыте познает, что Дух Святой является «жизнью души» (30, 6 способность духовной реальности помогает христианину в духовном возрастании. Подвижник становится способным умозреть границы духовного пути, которыми отделяет себя от действий греха и постепенно становится победителем смерти. Усваивая живоносное качество Духа, христианин вместе с тем получает и все необходимое для дальнейшего стремления к Богу. Преподобный Макарий уточняет духовно-необходимое для вечной жизни: «приять елей небесной благодати» (4, 6 (4, 27 удостаивается «многих украшений» (15, 43 и освободиться от всего видимого» (21, 2 Божие и научиться духовному закону для исполнения святых заповедей Его» (37, 11    Приведенные цитаты учат, что духовная жизнь имеет свои законы и особенности. Основной закон говорит о том, что совершенно все духовные состояния человека находятся в прямой зависимости от Духа Божия. По учению аввы Макария. единственно Духом Святым христиане пробиваются сквозь толщу поднебесных стихий, «шествуя поверх горького моря лукавых сил, потому что и тело, и душа их соделались домом Божиим» (30, 7

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010