Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Тучапский Макарий; † 1548 (?)), правосл. Львовский еп. В документах 20-х гг. XVI в. львовянин Макарий Тучапский упоминается как один из «старших» общины правосл. «русских» мещан Львова (ныне Украина) и предместий. Положение этих мещан было нелегким. Они не могли занимать городские должности, им был затруднен доступ во мн. цехи, во Львове «русские» мещане могли владеть землей и домами лишь на территории небольшого квартала в районе Русской ул., ограничивалась свобода правосл. богослужения. В документах 20-х гг. XVI в. Макарий Тучапский выступает в числе тех, кто отстаивали права правосл. мещан в спорах с властями города. В 1530 г. Тучапский упоминается как один из выбранных общиной опекунов львовской Успенской ц. Особенность церковной жизни на землях Русского воеводства Польского королевства состояла в том, что в сер. XV в. местная правосл. Галицкая епархия перестала существовать и управление духовенством находилось в руках наместников, к-рых назначал король по рекомендации католич. Львовского архиепископа. Еще в 1522 г. король «с согласия» Львовского архиеп. Бернарда назначил наместником на территории Галицкой епархии правосл. шляхтича Яцека Гдашицкого. Приняв монашество с именем Исаакий, Гдашицкий вступил в контакт с Киевским митр. Иосифом II , и в 1526 г. митрополит назначил Гдашицкого своим наместником в Галицкой епархии. После вмешательства Львовского архиепископа Гдашицкий был отстранен от должности, и архиепископ назначил нового наместника - Яцко Сикору. В ответ на это митр. Макарий II поставил своим наместником некоего «Гошовского попа» (вероятно, свящ. Иосифа Гошовского). Такое решение вызвало недовольство местного православного населения, и митрополит согласился назначить наместником того, кого выберет паства. Тогда духовенство, шляхта, мещане и «все поспольство... земль Русских и Подольских» предложили кандидатуру львовского мещанина Макария Тучапского. Митрополит благословил Тучапского на наместничество. По ходатайству митрополита и правосл. шляхты кор. Сигизмунд I утвердил это решение и поручил правосл. Перемышльскому епископу ввести Тучапского в должность.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

22 февр. 1540 г. в резиденции Киевского митрополита, г. Новогрудке, состоялась архиерейская хиротония Макария (Тучапского). В подписанной им присяжной грамоте новый епископ признавал себя «дворным епископом с рамени митрополита», обязывался не предпринимать попыток восстанавливать или создавать новую Галицкую митрополию и антиминс для храмов подписывать от имени Киевского митрополита. Т. о., Львовская епархия не стала правопреемницей Галицкой митрополии, права на к-рую продолжали сохранять митрополиты Киевские и Галицкие, а стала новым церковно-адм. учреждением, о чем свидетельствуют и последующие документы: привилей короля от 31 марта 1540 г., к-рым подтверждались духовный сан Тучапского и его юрисдикция, а также подписанная Тучапским 22 февр. 1540 г. присяга о послушании митрополиту Киевскому. Согласно указанным документам, Тучапский формально оставался наместником Киевско-Галицкой митрополии, настоятелем кафедрального Успенского собора в Крылосе, а новообразованная архиерейская кафедра во Львове при этом являлась еп-ством в составе Галицкой митрополии, соединенной с Киевской. Одним из первых действий нового епископа стала организация клиросов. 16 нояб. 1547 г. Макарий издал грамоту об образовании клироса при Львовской кафедре (утверждена указом митр. Киевского и Галицкого Макария II Московитянина от 1 июля 1548 г.), в состав этого органа вошли 8 «крылошан», позже их число возросло до 10. Динамичное развитие правосл. общин во Львове и в его пригородах, активные выступления мещанства и шляхты против окатоличивания правосл. населения и ограничения его прав усилили Львов и Свято-Юрскую архимандритию, что нашло отражение в титулатуре еп. Макария - «Галицкий, Львовский и Каменецкий». В маргинальных записях Минеи 1543 г. Макарий упоминается как епископ Крылосский и Львовский и Каменца-Подольского, что подтверждает отсутствие у него прав в отношении Галицкой митрополичьей кафедры, к-рые сохранялись за митрополитом Киевским. Укреплению епархии способствовало и решение о «реституции» в пользу епархии мон-ря и имений в Перегинском, принятое на сейме в Петрокове (Пётркуве) в февр. 1548 г. Еп. Макарий выкупил их у наследников шляхтича Мацея Гембицкого.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Ежегодно служились заздравные и заупокойные литургии за всех членов братства и членов их семей, в такие дни из братской казны раздавалась милостыня. Важной частью деятельности Л. У. б. в кон. XVI - нач. XVII в. была борьба за равноправие правосл. «русских» мещан с католич. населением Львова. Братство предпринимало акции против ущемления прав православных со стороны католиков, против насаждения унии и католицизма: подавало протесты в суды, выступало на сеймах. С 1599 г. имеются сведения о соглашениях между 11 львовскими братствами во главе с Л. У. б. о действиях для посылки объединенных делегаций на сеймы. В 1592 г. братство с просьбой о помощи обратилось к царю Феодору Иоанновичу , полученные соболя были проданы за 550 злотых. Новое посольство в Москву в правление Лжедмитрия I принесло 950 злотых. Поездка, о к-рой стало известно, вызвала резкое недовольство властей. Кор. Сигизмунд III в 1606 г. требовал арестовать послов братства. К посл. трети XVII в. относится ряд свидетельств о контактах Л. У. б. с рус. властями и с рус. резидентом в Польше. Во 2-й пол. 1675 г. рус. резидент В. М. Тяпкин был во Львове, через него просили о защите, подарили издания братской типографии. Львовские мещане находились в тесном взаимодействии с правосл. Львовскими архиереями, оказывали влияние на замещение Львовской кафедры. В 1-й пол. XVI в. объединение прихожан Успенской ц. сыграло важную роль при создании Львовской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия ). «Старший мещан» Макарий (Тучапский) в 1539 г. стал первым Львовским архиереем. Львовский епископ был более подчинен власти Киевского митрополита, чем др. западнорус. архиереи, и львовяне могли искать у митрополита помощи в случае конфликта с епископом. Когда в 1551 г. возник спор между Львовским еп. Арсением (Балабаном) и мещанами из-за мон-ря св. Онуфрия, митрополит освободил горожан от отлучения, наложенного на них архиереем. В 90-х гг. XVI в. ситуация повторилась. Митр. Михаил (Рагоза), желая подчинить Львовского еп. Гедеона (Балабана) своей власти, поддерживал Л.

http://pravenc.ru/text/2561012.html

О к.-л. конфликтах М. со Львовским еп. Макарием (Тучапским) в источниках не говорится. Напротив, по просьбе епископа и львовских мещан митрополит в 1547 г. написал окружное послание с призывом к пастве оказать помощь в строительстве каменного здания Успенской ц. во Львове. Ситуация изменилась, когда после смерти Макария (Тучапского) на кафедру стал претендовать представитель влиятельного местного панского рода Марк Балабан (см. Арсений (Балабан) ), получивший от Сигизмунда право возглавлять Львовскую кафедру еще при жизни еп. Макария I. Хотя кор. Сигизмунд II Август подтвердил пожалование своего отца, по ходатайству М. Перемышльский еп. Антоний (Радиловский) был назначен временным администратором Львовской епархии, т. к. Балабана обвинили в том, что он недостоин епископского сана. 10 янв. 1549 г. митрополит по просьбе львовского священства подтвердил соглашение Макария (Тучапского) с клиросом от 1539 г., определявшее характер отношений епископа и соборного духовенства. В соглашении указывалось, что, если новый владыка будет нарушать его условия, «покладаем на него клятву святых отец седми Соборов» (АЮЗР. Т. 1. 118. С. 126). Все эти меры не улучшили отношений митрополита с новым Львовским епископом, принявшим постриг с именем Арсений (Балабан). Епископ стал всеми возможными средствами увеличивать свои доходы, прибегая к разным мерам воздействия - и светским, и духовным. В числе прочих от его действий пострадал мон-рь св. Онуфрия, находившийся под патронатом православных мещан Львова. За то, что они посещали мон-рь «и статков церковных осматривали», епископ отлучил этих мещан от Церкви. 20 сент. 1551 г. митрополит приказал еп. Арсению отменить его меры, и конфликт был улажен при участии приехавшего во Львов посла митрополита. Попытки еп. Арсения подчинить своей власти Уневский мон-рь привели к длительному противостоянию, и в 1555 г. сам король поручил М. разрешить конфликт. Еп. Арсений не явился на суд, прислав вместо себя сына Василия, а когда решение оказалось неблагоприятным для него, обратился с жалобами к королю. Тот вызвал митрополита на суд, который не состоялся в связи со смертью М. Хотя особые права митрополита по отношению к Львовской епархии были закреплены в ряде документов и М. пытался их осуществлять, остается неясным, насколько ему это удалось. Многое зависело от настроений местной правосл. шляхты, видным представителем к-рой был еп. Арсений (Балабан).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

В качестве наместника Тучапский объехал территорию епархии, организовал работу церковного суда, но вскоре положение осложнилось. Львовский архиепископ при поддержке др. католич. иерархов стал добиваться отстранения Тучапского, его заключения в Тынецкий мон-рь и возвращения тех прав, которыми Львовское архиеп-ство обладало ранее. Начались разбирательства. Тучапский год провел в Кракове, где слушалось его дело. Король колебался, то аннулируя грамоту, выданную Тучапскому, то подтверждая ее. Православные Львовской епархии поддерживали наместника, направляя делегации на разного рода заседания и призывая митрополита к тому, чтобы он побудил правосл. князей и панов воздействовать на короля. В кон. 1538 г. духовенство и шляхта «Русских и Подольских земель» обратились к митрополиту с предложением поставить Тучапского Львовским епископом. В обращении указывалось, что король не будет возражать против такого решения. Митрополит так и поступил, и это решение было санкционировано королевской грамотой от 23 окт. 1539 г., в которой определялись границы Львовской епархии и компетенция нового епископа. Сыграли известную роль обильные подношения кор. Боне и королевским советникам от львовян (по подсчетам М. С. Грушевского, 300 волов); масштаб подарков говорит о готовности местных православных идти на немалые материальные жертвы, чтобы добиться освобождения от вмешательства католич. Львовского архиепископа в их церковную жизнь. Энергичную поддержку Тучапскому оказали не только львовские мещане, признанным лидером к-рых он был, но и местная правосл. шляхта. Прошение митрополиту о посвящении Тучапского в епископский сан скрепили подписями 33 шляхтича. Шляхтичи образовали конвой, доставлявший буд. епископа к митрополиту. Кон. 30-х гг. XVI в.- время острого конфликта между шляхтой Речи Посполитой и королевской властью. В этих условиях монархия была заинтересована в принятии различных мер, которые могли бы смягчить это противостояние. Одной из таких мер стало удовлетворение требований «русской» правосл. шляхты о создании Львовской епархии. В 1542 г. синод польск. епископов требовал ликвидации этой епархии, но безуспешно.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

Всего этого не мог переносить Львовский арцибискуп и своими непрестанными жалобами к королю на Исаакия и другими средствами успел положить предел его благотворной деятельности: Исаакий неизвестно в каком году был удален от должности митрополичьего наместника, как властию короля, так и властию «своих начальников», за то будто бы, что «вел себя не совсем похвально» . На место Исаакия Гдашицкого арцибискуп назначил митрополичьим наместником своего клеврета, какого-то Яцка (Иакинфа) Сикору, называвшегося также архимандритом львовским. Новый наместник стал действовать совершенно наперекор прежнему, и православные долгое время не давали покоя королю своими многочисленными жалобами на Сикору, называя его «презрителем их веры», непокорным архиерейской власти и явным беззаконником , но, не получая никакого удовлетворения, обратились наконец с просьбою к своему митрополиту Макарию, чтобы он отдал их в опеку и поручил надзору Перемышльского епископа Лаврентия. Митрополит признал это почему-то неудобным, а назначил галичанам своим «справцею» попа Гошовского, прибывшего из их же стороны,— это, вероятно, и был тот самый, по пострижении в монашество, архимандрит львовский Иосиф, которого митрополит послал тогда своим наместником в Галицкую епархию и о допущении которого к отправлению возложенных на него обязанностей писал король к Львовскому архиепископу Бернарду от 9 апреля 1535 г. Впрочем, посылая Гошовского к галичанам, митрополит писал им, что если новый справца им будет не люб, то они бы его не принимали. Так действительно и случилось, и через три месяца (6 июля) галичане вновь били челом митрополиту и говорили: «Все мы, жители Русской (т. е. Галицкой) и Подольской земли, не посылали к Вашему святительству попа Гошовского и не избирали на то, и теперь никто из нас, великий и малый, богатый и убогий, не хочет иметь его справцею, как и Сикору. При Сикоре были большая неурядица, тягости и непослушание Вашему святительству, то же или еще хуже было бы и при новом справце. А как Ваше святительство писал нам, чтобы мы избрали из среды своей доброго человека и послали к тебе, то мы все, духовные, шляхта, мещане и все поспольство земли Русской и Подольской греческого закона, выбрали львовского мещанина Макария Тучапского, которого и Ваше святительство хорошо знаешь, и покорно просим дать ему наместничество в землях наших и благословить его на то твоим высоким благословением» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436044/

Когда Макарий возвратился из Кракова, арцибискуп прислал к нему своего писаря с великою угрозою и приказанием, чтобы Макарий стал пред ним и явил свою привилегию. Макарий сам не пошел и привилегии не отдал. Разгневанный арцибискуп говорил пред шляхтою римского закона: «Я этого не оставлю, пока жив; Русь должна быть в моей власти; король без меня не мог того дать». И послал к королю жалобу на Макария, чтобы его потребовали с данною ему привилегиею на краковский сейм. Но король предвидел, что так случится и что за эту привилегию он подвергнется на сейме нападению от своих духовных, и потому, когда еще выдавал ее русским, посоветовал им ехать скорее к своему митрополиту и просить его, чтобы он поставил для них Макария во епископа, потому что, когда Макарий приедет в Галич уже владыкою, тогда ни арцибискуп, ни бискупы ничего не в состоянии будут ему сделать. Православные так и поступили: они отправили Макария к митрополиту, а сами великою толпою провожали отъезжавшего наместника до границы, опасаясь, чтобы на пути его не убили или не отняли у него привилегии, так как арцибискуп несколько раз приказывал его убить. Митрополит уважил просьбу своих духовных детей и поставил им Макария епископом, а король издал (23 октября 1539 г.) грамоту, в которой объявлял: жаловались нам наши подданные галичане греческой веры, что по своим делам духовным, как-то: по делам о рукоположении священников, о браках и расторжении браков, об освящении церквей и подобным — они принуждены ездить к сторонним архиереям в Молдавию и другие места, так как наместник Галицкого митрополита Макарий Тучапский по своему сану не может решать такого рода дел, и потому просили нас назначить им названного Макария епископом. И мы, снисходя на просьбу наших подданных русского обряда, духовных и мирян, определяем и даем им названного Макария во епископа, чтобы они уже более не ездили по духовным делам на сторону: пусть он, будучи рукоположен на владычество своим митрополитом Киевским, совершает для них все эти дела в землях Галиции и Подолии, и именно в округах Галицком, Львовском, Каменецком, Снятинском и Трембовльском.

http://sedmitza.ru/lib/text/436044/

1 авг. 1535 г. наместником митрополита в бывш. Г. е. стал М. Тучапский (см. Макарий (Тучапский) ), в окт. 1539 г. с согласия королевской власти назначенный епископом «митрополии Галицкой», Львовским и Каменец-Подольским, хиротония состоялась 22 февр. следующего года в Киеве (см. Львовская и Галицкая епархия ). В 1686 г., после присоединения Западнорусской митрополии к Московскому Патриархату, Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) от имени правосл. епископов Луцкого, Перемышльского и Белгородского обратился к Московскому патриарху Иоакиму с просьбой об учреждении в подчинении Московского патриарха Галицкой митрополии на территории Речи Посполитой. Это было невозможно осуществить из-за активного противодействия польск. властей контактам православных Польско-Литовского гос-ва с иерархами Поместных Православных Церквей и агрессивного насаждения унии и католичества. В 1691 г. открыто присоединился к унии Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), тайно перешедший в унию в 1681 г., в 1700 г. объявил о присоединении к унии Львовский еп. Иосиф (Шумлянский), являвшийся тайным униатом с 1677 г., в 1701 г. принял унию Луцкий еп. Дионисий (Жабокрицкий). Ист.: Miklosich, M ü ller. 1862. T. 2; ПДРКП; АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской православной Церкви (1423-1714). К., 1904; Ykpaïhcьki грамоти. К., 1928. Т. 1 (XIV - пол. XV в.)/Изд. В. Розов. 28. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 3, 5 (по указ.); Павлов А. С. О начале Галицкой и Литов. митрополии и о первых тамошних митрополитах, по визант. докум. источникам XIV в. М., 1894; Fijalek J. Biskupstwa greckie w ziemiach ruskich//Kwartalnik hist. 1897. 1; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. Т. 3: (До року 1340). Льbib, 1905; Т. 5: Cycniльho-noлim. i церк. ycmpiй i biдhocuмu в укр.-рус. землях XIV-XVII вв. Льbib, 1905; Chodynicky K. Kocio prawosawny a Rzecz Pospolita Polska: Zarys hist., 1370-1632. Warsz., 1934; Мейендорф И. , прот. Византия и Моск. Русь: Очерк по истории церк. и культурных связей в XIV в. P., 1990; Яковенко С. Г. Западнорус. Церковь в посл. трети XVII в.// Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 541-543; Ючас М. А. Галицко-Волынская Русь и проблема христианизации Литвы во 2-й пол. XIV в.//Вост. Европа в ист. ретроспективе: К 80-летию В. Т. Пашуто. П., 1999. С. 262-269; Флоря Б. Н. Правосл. мир Вост. Европы перед историческим выбором: (XIV-XV вв.). В печати.

http://pravenc.ru/text/161539.html

11. Заботливость митрополита Иосифа о хозяйственной части своего двора 12. Сведения о других владыках того времени 13. Благотворения на церкви и монастыри в епархии митрополита 14. Благотворения на церкви и монастыри в других епархиях 15. Патронатства над церквами и монастырями 16. Покровительство Сигизмунда всем православным в Литве 17. Положение православных в Галиции, назначение митрополичьих наместников городскими старостами и Львовским арцибискупом, жалоба львовского православного братства королю и королевское постановление 18. Значение князя Константина Ивановича Острожского для православной Церкви и его отношение к митрополиту Иосифу Солтану III. Митрополит Иосиф III 1. Его предшествовавшее служение и время избрания и поставления в митрополита 2. Неприязненный поступок панов римской веры против князя К. Острожского как православного и благоволение к нему короля 3. Столкновение митрополита Иосифа с Виленским бискупом Яном и тяжба с канониками Виленского собора 4. Поставление одного митрополичьего наместника в Галиции вместо многих, именно Яцка Гдашицкого, и утверждение его митрополитом 5. Жалобы владык королю на вмешательство светских властей и лиц в церковные дела и защита от короля 6. Злоупотребления правом подаванья архиерейских кафедр, церквей и монастырей 7. Три письма митрополита Иосифа относительно трокского монастыря, находившегося в подаванье светского лица 8. Церкви и монастыри в Вильне 9. Монастыри в Киеве 10. Монастыри и церкви в других местах 11. Кончина митрополита Иосифа и князя К. И. Острожского IV. Митрополит Макарий II 1. Королевская грамота Макарию на митрополию и отзывы о нем 2. События в Галицкой митрополии 3. Перемена митрополичьих наместников и назначение на эту должность архимандрита Макария Тучапского 4. Преследование Макария Львовским арцибискупом, многие скорби Макария и возведение его в сан епископа Львовского 5. Восстановление крылоса во Львове и грамота епископа Макария крылошанам 6. Присяжная грамота Макария как викарного епископа митрополиту Киевскому и Галицкому

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Бучинский пришел к выводу, что их подтверждение следует рассматривать как стремление продолжать на территории Польского королевства те попытки осуществления церковной унии, которые предпринимались ранее в великом княжестве Литовском (Бучинський. Змагання до yhii. Кн. 6. С. 48). Грамота Александра, подтверждавшая будинский привилей Владислава III, была затем подтверждена Сигизмундом I в 1543 г. на сейме в Петркове (Акты Виленской археографической комиссии. Вильно, 1892. Т. 19. 131. С. 88–90). Еще в 1537 г. по инициативе митрополичьего наместника во Львове Макария Тучапского грамоту Александра, подтверждавшую будинский привилей Владислава III, внесли в львовские гродские книги от имени «totae communitatis legis Ruthenicae [всей общины русского закона]» (Архив Юго-Западной России. Киев, 1859. Ч. 1. Т. 1. 105. С. 40). Ссылаясь на эти факты, О. Халецкий доказывал сохранение в западнорусском обществе «флорентийской традиции» — исторической памяти о Флорентийской унии и о тех благодетельных для Руси последствиях в виде привилея Владислава III, которые эта уния принесла (Halecki O. From Florence to Brest. Hamden, 1968. P. 138). Однако мы не располагаем какими-либо данными о прокатолической ориентации Холмских епископов и тем более такого упорного борца с католической Церковью во Львове, как Макарий Тучапский. По-видимому, привилей Владислава привлекал внимание как акт государственной власти, содержавший декларацию об уравнении прав православной и католической Церквей в Польском королевстве, при этом мало интересовались, чем такая декларация была вызвана. В этом убеждает, в частности, использование будинского привилея в судебных спорах Холмских епископов в 30–40-х гг. XVI в. (Акты Виленской археографической комиссии. Т. 19. 105), когда, например, епископ Холма добивался решения поземельных споров в свою пользу, ссылаясь на содержавшееся в привилее Владислава III обещание вернуть православной Церкви утраченные ею земли (об этих спорах см. подробнее: Площанский. Прошлое Холмской Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010