Этот небольшой монастырь на крутом берегу небольшой речки Письмы (левый приток реки Костромы) относится к числу древнейших обителей костромской земли. Он был основан около конца XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. К сожалению, житие святого до нас не дошло, и о нем мы знаем очень немного. Преподобный Макарий – год его рождения и мирское имя неизвестны – принадлежал к костромскому боярскому роду и был уроженцем края, прилегающего к реке Письме. Еще в молодости, отказавшись от всех преимуществ своего высокого сословного положения, он ушел в Подмосковье, в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен преподобным Сергием Радонежским и получил новое монашеское имя – Макарий. Пройдя под руководством Радонежского игумена великую духовную школу иноческих трудов и подвигов, преподобный Макарий – с благословения преподобного Сергия – оставил Троицкую обитель и вернулся на свою родину. Он поставил келью в лесу на берегу Письмы – это место находится примерно в километре от основанного позднее монастыря (последующие столетия оно было известно и почиталось как «старая пустыня преподобного Макария Писемского»), где и стал жить в уединении. Через какое-то время на Письму пришел и поселился вместе с преподобным Макарием другой ученик Сергия Радонежского – преподобный Павел Обнорский, которого Макарий почитал как своего духовного наставника. В трудах и молитвах отцы-пустынники прожили вместе около 20 лет. Около 1389 года подвижники расстались: преподобный Павел ушел в вологодские пределы, на реку Обнору, где позднее основал Троицкий Павлов Обнорский монастырь. Через несколько лет после этого преподобный Макарий вместе с поселившимися с ним учениками оставил «старую пустыню» и построил на берегу Письмы небольшую церковь во имя Преображения Господня. Рядом с храмом встали кельи и другие постройки. Так на Письме возник монастырь – одна из многих обителей русской заволжской Фиваиды, возникшей в конце XIV века. Вероятнее всего, это произошло в конце 90-х годов XIV века. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна. Скорее всего, он преставился в конце первой четверти XV века и был погребен в Преображенском храме монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=09442

Львовская Галичская (Галицкая) епархия основана в 1134 г., когда Галич стал княжеским стольным градом (Петрушевич A. С. О соборной церкви в Галиче//Галицкий исторический сборник. 1853. Т. 1. С. 145). Н.Д. Девятисотлетие... С. 33, в качестве даты основания называет 1141 г., по митрополиту Макарию ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. С. 297) – «вновь учреждена или сделалась известной» в 1157 г. Выделена из Владимиро-Волынской епархии. Митрополия с 1303 г. (для юго-западных церковных областей), после того как Всероссийская митрополия переместилась во Вл. на Кл. (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в.//Русское Обозрение. M., 1894. Кн. 3. С. 5; Н.Д. Иерархия... С. 241–360). В общей росписи митрополичьих кафедр Константинопольского Патриархата, составленной в правление императора Андроника Палеолога Старшего (1282–1328) «...значится под 81 и Галицкая с таким замечанием о ее начале: «Галич, бывшая русская епископия, возведен на степень митрополии императором Андроником Палеологом при Святейшем Патриархе Афанасии, в 6811 (1303) году»...» Из росписи русских епископий, подчиненных митрополиту Киевскому и всея Руси, «... к этой новой (Галичской. – Сост.) митрополии отделены были из прежней области Киевского митрополита пять епископий: Владимирская (на Волыни), Перемышльская, Луцкая, Туровская и Холмская...» (Павлов A. С. Там же. С. 5). Галицкие и Литовские князья многократно возбуждали перед Константинопольской Патриархией вопрос о создании на юго-западе Руси самостоятельного церковного центра. «...Князь Волынския земли совещает совет не благ, восхоте Галицкую епископию в Митрополию претворити...» Так говорит автор жития митрополита Петра и чуть ли не этими словами он первый дал нам известие о существовании Галицкой Митрополии в XIV веке; но этими же словами он дает намек, что прежде в Галиции не было других, кроме Всероссийских Митрополитов...» (Карпов Г Ф. Очерки из истории российской церковной иерархии XIV–XV столетий. M., 1864. С. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98.      Молвотецкий. 99.      Новг.-Воскрес. 100.      Сенный. Особые заметки Мнтри: Воскресенский упом. 1136 (Новг., I,7); иг-нья Мария †..., Евдокия поставлена 1192 (I, 21), упом. 1195–96 (Новг., I, 22–23). Варварин, 1138 (I, 8), упом. 1218, (Новг., 1,36), упом. 1220 (стр. 38; II, 155, 166); иг-нья Анна †..., а Маремиана определена 1167 (Новг., I,14); Христина †..., а Варвара поставлена 1195 (Новг., I, 22). Зверинский 1148 (I, 10); упом. [I,77, 100]. иг-нья Евфросиния поставлена 1192 (Новг., I, 21). Духов, 1162 (I,13); игум. Савва . Благовещенский 1170 и 9, 80, 82 (I, 15, 17, 18); игум. Феоктист , 1297 (Новг., I, 67). Ивановский, 1179 (I, 17); иг-нья Елисава † …, Феогния поставлена. Нелезенский, 1196 (I, 23,24); игум. Онисим . Евфимиин, 1197 (I, 24). Нередицкий, 1198, 1220 (I, 24, 38). Михалицкий, 1199 (I, 25). Павлов, 1238 (I,50), упом. [II, 150]. Красногорский, 1415 (I, 106). Предтечев, 1547; игум. Исаия (II, 152). Игум: Макарий (какого?) 1546 (II, 152). [Островск. ? сл., II, 159]. Исаия Пироговской пустыни, 1549 (II, 153). Феодосий Видогощский, 1560 (II,160). Феодорит        «       1562 (II, 160). Воскресенский на Лютове горе; строитель Геннадий 1572 (Новг., 168). Рождественский в Поле; игум. Афанасий 1388 (Новг., 169, в нотах). Игум. Иосиф 1572 (Новг., 171). 1 Юрьев, под Новгородом, основан (как полагают) в исх. XI века князьями Новгородскими, Архимандрия с конца XIII века. Ныне первоклассный. [Ист. Иер. VI, 734.] Игумены Кириак , с 1119; † 1128. Исаия , 1128–34. ? Иона , ок. 1138. Дионисий определён 1158; † 1194. (Архим. Новг., 180, в ноте). Савватий определён 1194; † 16 апр. 1226. (Архим. Новгородский; Новг., I, 42). Савва, Грек, с 1226; † 15 мар. 1230. (Новг., I, 42, 47). Арсений 1230 перев. из Хутыня. (Не он-ли был наречён в архиеп.?) Варлаам † 1270. (Архим. Новгородский; Новг., I, 61). Иоанн , 1270–74. Архимандриты Кирилл , 1295–1310. Моисей в 1326 хирот. в архиеп. Новгородского. Лаврентий , 1333; [Отказался прежде. Новг., I, 78]. † 1338. Иосиф , 1337–45.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Могилевская Основана 01.11.1632 (выделена из Полоцкой епархии). Это дата подписания королем польским Владиславом «Статей для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и вел. Княжестве Литовском», по которым Православным разрешалось открыть епископию в Могилеве ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 492). Архиепископия с 22.09.1783. С 1795 г. обычно замещалась епископами. С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1959–1989 гг. управлялась архиереями Минскими. Возобновлена 23.06(06.07)1989. Именовалась (по ААО. Т. 1. С. 21; Н.Д. Иерархия... С. 333 и др.); Оршанская, Мстиславская и Могилевская (или Мстиславская, Оршанская и Могилевская); с 14.12.1772 (по др. 1755 г.) – Могилевская, Мстиславская и Оршанская; с 19.01.1795 – Могилевская и Полоцкая; с 01.09.1797 – Белорусская-Могилевская; с 04.12.1803 – Могилевская и Витебская; с 30.04.1833 – Могилевская и Мстиславская. Викарные кафедры: Оршанская, Гомельская, Мстиславская. 01.10.1633 07.04.1635 08.1635 18.01.1649 Сильвестр Коссов 12.07.1650 Игнатий Оксенович-Старушич 02.05.1650 25.02.1653 Иосиф II Кононович-Горбацкий /1654 (1655?) в/у Каллист Дорофеевич-Рыторайский 04.05.1661 03.08.1661 04.03.1664 Иосиф III Нелюбович-Тукальский 19.06.1669 11.03.1678 Феодосий Василевич 1680 (?) 03.1686 07.1686 07.1686 30.09.1697 30.09.1697 02.1704 14.02.1728 08.12.1728 12.12.1728 12.12.1728 28.01.1733 Арсений Берло 08.01.1735 01.09.1742 Иосиф IV Волчанский 20.03.1743 14.10.1754 20.08.1765 13.02.1795 05.03.1795 27.08.1797 01.09.1797 24.10.1797 20.12.1797 20.12.1805 20.12.1805 05.12.1812 01.05.1813 06.07.1813 06.07.1813 31.05.1821 03.07.1821 01.03.1827 19.03.1827 07.08.1831 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.08.1831 05.06.1837 05.06.1837 06.04.1840 19.04.1840 12.11.1844 12.11.1844 29.08.1860 29.08.1860 06.10.1882 06.10.1882 14.05.1885 07.06.1885 21.11.1892 Сергий Спасский 21.11.1892 19.12.1892 Павел II Вильчинский 19.12.1892 17.07.1893 Ириней II Орда

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (II) Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа и совершилось усердием святой царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина. Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, и еще несравненно долее продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Господь принес Себя в жертву за наши грехи. Спаситель мира уже был на Небе, а орудие спасения содержалось в недрах земли; уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о Древе Креста никто не знал и в тех местах, которые были смежны с самою Голгофой. Но вот мир начал убеждаться, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых – сила Божия ( 1Кор. 1:18 ), и Древу Креста нужно было явиться миру для его радости, для торжества и украшения Церкви. Константин Великий , сам неоднократно испытавший силу Креста, вознамерился найти самое то Древо, на котором был распят наш Спаситель. Священный труд этот приняла на себя достохвальная мать его, императрица Елена. Дух Святый внушил этой равноапостольной царице, чтобы она употребила усилие и усердие на взыскание Креста. Но как найти это сокровище? По совету Патриарха Иерусалимского Макария созваны были старейшие по годам иудеи, и на вопрос, где утаили предки их Крест Христов, они указали на некоего Иуду, который, приведши царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, сказал им: «На сем месте, где стоит капище Венеры, вы найдете Крест вашего Христа». Капище срыли и после долгих трудов – так как Крест был завален мусором и землей – Крест Спасителя – а вместе с ним и кресты распятых с Господом разбойников – был найден. Еще до обретения их ощущалось исходившее из земли благоухание. Но поскольку найдено было три креста, чтобы определить, какой из них есть Крест Господень, Патриарх Макарий повелел приложить к крестам лежавшую на смертном одре болящую благочестивую женщину. Когда была приложена она к первым двум крестам, то они не произвели никакого действия и перемены в состоянии страждущей, но прикосновение к третьему не только восставило ее с одра болезни, но и даровало ей б!ольшие силы, нежели какими она обладала прежде. После этого, воздавая славу Богу, все единодушно признали чудотворный крест Крестом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Об этом памятнике, который в большинстве списков является в виде «послания патриарха Антония о новгородских и псковских стригольниках» и по двум таким спискам издан был в Актах Исторических (т. Ι, 6), см. в «Опис. ркп. Синод. библиот.» Гор ского и Невоструева , отд. ΙΙ. ч. 3. стр. 303 и в «Ист. Русс.Церкви» архиеп. Макария , т. V, стр. 420–422. Настоящее издание сделано по той же синодальной рукописи, по которой впервые открыт русский источник мнимо-патриаршей грамоты (именно 700 – по официальному каталогу, или по Описанию, 268). Здесь над текстом стоит такое оглавление: «А сие описание от правила святых Апостолов и святых Отцов дал владыке новгородскому Алексею Стефан, владыка перемыский , на стригольников» (л. 280). Испорченное начертание перемыский бесспорно ближе подходит к перьмьский (=перемьский), нежели к перемышльский. В пользу первого чтения решительно говорит и самая история: тогда как о перемышльском владыке Стефане ничего неизвестно, знаменитый просветитель Перьми св. Стефан, действительно, был современником новгородского архиепископа Алексея (1395–1387 г.), которому он в 1368 году, в бытность свою в Новгороде ( Макарий , Ист. Русс. Цер. т. IV, стр. 146), и мог дать свое обличительное сочинение против стригольников, написанное, вероятно, по личной просьбе местного владыки. Пермский святитель, славившийся между современниками своим духовным просвещением, тем охотнее должен был исполнить эту просьбу, что ересь стригольников грозила опасностью и его собственной епархии, соседней с новгородской. Как высоко ценили в Новгороде это сочинение, видно из того, что ему не замедлили придать вид патриаршей грамоты, присоединив в начале отрывки из грамот двух патриархов: Нила (см. 20) и Антония (срав. Acta Patriarchatus, ed. Miklosich et M ülle r , t. II. p. 181). Последняя к сожалению, не дошла до нас в полном славянском переводе. Но что она служила источником для текста, изданного в Актах Исторических под именем «послания патриарха Антония», в этом убеждает следующий отрывок из указанного текста, приводимый параллельно с соответственным местом подлинника:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Об отце архимандрите Кирилле (Павлове) Архимандрит Макарий (Веретенников) . Лаврский архимандрит Кирилл Высок подвиг духовничества, столь необходимый для нашего спасения. Олицетворением этого подвига в наше время является духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл. Батюшка (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 октября 1919 года в деревне Маковские Выселки, Михайловского района, Рязанской области, в семье крестьянина. Отец Кирилл вспоминал о себе: «Вырос в крестьянской семье, родители были верующие. Но с 12 лет я жил в неверующей среде, у брата» 1 . Происшедшая перемена в семье была вызвана наступившим сиротством, и «воспитывала мальчика бабушка» 2 . В 1933 году отец Кирилл поступил учиться в Касимовский индустриальный техникум. Проучившись 4 года, он получил специальность техника-технолога по холодной обработке металлов резанием. Затем отец Кирилл год проработал на заводе в Челябинской области, в городе Катав-Ивановске, а с 1939 года «служил срочную службу на Дальнем Востоке, где и встретил июнь 41-го... В октябре был он уже на Волховском фронте, в огненной гуще тяжелейших боев. Натерпелся военного лиха, был ранен... а после 2 месяцев госпиталя опять исправно потянул солдатскую лямку: то в расчете ПТР, то в минометной роте, то в танковых частях. В приволжских степях под Сталинградом спал в снегу, околевал от холода, отступал и наступал, остался жив (хоть и не чаял), освобождал Европу от фашизма» 3 . Во время войны мужественный воин был дважды ранен: в ногу, затем в руку. Им был пройден большой и тяжелый путь, о котором архимандрит впоследствии вспоминал так: «Наш самоходный полк прошел Румынию, попал в Венгрию. Сильные бои были возле озера Балатон. Потеряли 20 самоходок, но мне с Евангелием было не страшно... Дошел до Австрии» 4 . События пережитой войны, несомненно, часто всплывают в сознании фронтовика. «То необходимо вспомнить название городка, где он лежал в госпитале со вторым ранением, то воскресшая в памяти страшная картина гибели подорвавшихся на мине однополчан надолго лишает его сна и покоя...» 5 . Памятью о сталинградских окопах стали больные лёгкие и покашливание отца Кирилла 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Павлов Михаил Михайлович; 4.11.1867, дер. Верх-Бухтарминская Бийского окр. Томской губ.- после 1924), еп. бывш. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленчества . Из семьи священника. В 1884 г. окончил Барнаульское ДУ и поступил в Томскую ДС, которую окончил по 1-му разряду в 1890 г. 16 сент. того же года рукоположен во иерея к Знаменскому храму г. Семипалатинска (ныне Семей, Республика Казахстан). С 1891 г. преподавал Закон Божий в семипалатинской жен. прогимназии. Овдовел. В 1894 г. поступил вольнослушателем в КазДА. 16 марта 1897 г. принял монашеский постриг с именем Макарий. Окончил академию в 1898 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Преподобный Феодор Студит как пастырь». Был назначен миссионером Центрального стана Киргизской духовной миссии в Семипалатинске. 8 марта 1899 г. возведен в сан архимандрита, назначен начальником Киргизской миссии. 18 марта 1901 г. хиротонисан во епископа Бийского. Хиротонию в Томске возглавил Томский еп. свт. Макарий (Невский ; впосл. митрополит). М. был викарным епископом Томской епархии и начальником Алтайской духовной миссии . 17 янв. 1905 г. назначен правящим епископом Якутским и Вилюйским. В период архиерейского служения на Якутской кафедре у М. возник конфликт с губернатором Якутской обл. И. И. Крафтом, к-рый выступал за развитие учебных заведений Мин-ва народного просвещения в ущерб поддержке церковноприходских школ. 1 мая 1909 г. М. по своему прошению уволен на покой. 5 мая того же года был назначен настоятелем свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 28 янв. 1917 г. назначен епископом Владикавказским и Моздокским. Поддержал Февральскую революцию 1917 г. После состоявшегося в апр.-мае того же года во Владикавказе епархиального съезда духовенства и мирян, высказавшегося за коренную реорганизацию приходского и епархиального управления, М. утвердил ряд постановлений съезда, однако отклонил резолюции по упразднению института благочинных и введению выборности епископата.

http://pravenc.ru/text/2561396.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь ...в Южной Америке 649. Sourozh: Обзор ст.: 1983. 12 (Правосл. Церковь в Чили); 1984. 16; 1985. 21 (...в Гане); 1989. 37; 1992. 48 (.на Карибских островах, Гаити)/Пер.: В. А. Кузнецова//АиО. 1994. 3. С. 194–206. Обзоры помещены в журн. «Сурож», посвященном правосл. мысли и жизни. Изд. Сурожской епархии МП; главный ред. – митр. Антоний Сурожский (f 2003). Выходит с 1980 г. ежеквартально. История Русской Православной Церкви Общие вопросы 650. Белевцев И., прот. Образование Русской Православной Церкви//БТ 1987. Сб. 28. С. 73–90. 651. Бибиков М. В. Церковные связи Руси и Византии в контексте межнациональных отношений (в свете византийских свидетельств)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 15–28. 652. Бовкало А. А., Галкин А. К. Правящие архиереи Санкт-Петербургской – Петроградской – Ленинградской епархии: Хронологический список//ХЧ. 1991. 2. С. 55–64. 653. Грюнберг П. Н., Гайда Ф. А. Схема развития епархиального устроения Русской Православной Церкви от основания древних епархий на ее современной канонической территории по настоящее время//БСб. 1999. 4. Прил. 41 с. 654. Иннокентий (Павлов), игум. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви//БТ. 1987. Сб. 28. С. 175–180. 655. Конкурс памяти митр. Макария (Булгакова) : Условия конкурса//АиО. 2000. 2(24). С. 330–331. 656. Кузьмин А. Г. «Русь» в современной исторической науке: [Докл., прочит. на Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г.]//ВРЗЕПЭ. 1989. 117. С. 223–234. 657. Макарий (Веретенников) , архим. Берестяные грамоты как источник русской церковной истории: (К постановке вопроса)/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1983. Сб. 24. С. 307–319. 658. Мусин А., диак. О распространении христианства в Древней Руси IX-XIV веков на основе данных археологии и письменных источников//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 176–188. 659. Мусин А., диак. Новые источники по истории Русской Церкви эпохи средневековья//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 299–315.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Мадриде совершено великое освящение храма святой равноапостольной Марии Магдалины 17 мая 2016 г. 12:05 15 мая 2016 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых Жен-мироносиц, епископ Корсунский Нестор и руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний совершили великое освящение храма святой равноапостольной Марии Магдалины в столице Испании Мадриде. Накануне было совершено праздничное всенощное бдение, которое возглавил епископ Богородский Антоний. По окончании богослужения архиерей осмотрел храмовые помещения, в которых располагается культурно-образовательный центр «Русский Дом», и провел рабочую встречу с настоятелем прихода протоиереем Андреем Кордочкиным. В день праздника епископ Нестор и епископ Антоний совершили чин великого освящения храма и Божественную литургию. Иерархам сослужили: архимандрит Макарий (Росселло), благочинный приходов Корсунской епархии в Испании и Португалии; протоиерей Андрей Кордочкин; игумен Серафим (Павлов), настоятель Благовещенского прихода в Барселоне; протоиерей Алексий Крылов, настоятель Чесменской церкви в Санкт-Петербурге; протоиерей Ярослав Дибач, настоятель прихода Рождества Богородицы в Торревьехе; протоиерей Сергий Просандеев, настоятель прихода в честь св. вмч. Георгия Победоносца в Валенсии; иеромонах Силуан (Сандор) ( Румынский патриархат ); иерей Андрей Борисюк, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде. Диаконский чин возглавил клирик Никольского морского собора г.Санкт-Петербурга протодиакон Константин Маркович. В алтаре молился архимандрит Димитрий (Саэз) ( Константинопольский Патриархат ). На богослужении присутствовал католический викарный епископ Мадрида Хуан Антонио Мартинес Камино. В алтаре Преосвященные владыки освятили установленный накануне престол, выполненный из каррарского мрамора. В престол была вложена частица мощей святой мученицы Евлалии, пострадавшей в испанском городе Мерида (Эмерита Августа) в начале IV века. Был также освящен новый антиминс для храма.

http://patriarchia.ru/db/text/4469391.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010