Б.А. Тихомиров Скачать epub pdf Содержание I. Очерк жизненного пути II. История и характерные особенности перевода     Архим. Макарий (1792–1847), «один из самых замечательных людей той эпохи» – присоединимся к оценке, данной ему известным отечественным богословом и церковным историком о. Георгием Флоровским , знаменит среди церковных деятелей в. прежде всего как выдающийся миссионер, основатель и первый руководитель Алтайской миссии (1830–1843 гг.), а также переводчик Священного Писания Ветхого Завета на русский язык. Память о нем не осталась обойденной вниманием исследователей. Его жизнеописанию был посвящен ряд монографий, были публикации, анализирующие его деятельность и творчество. Среди основных работ можно указать: Птохов П.В. Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии. М., 1899 г.; Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. М., 1888 г.; Харлампович К.В. Архимандрит Макарий Глухарев. По поводу 75-летия Алтайской миссии. СПб., 1905 г. Исчерпывающую библиографию трудов, посвященных архим. Макарию, можно найти в предисловии к изданию его писем, подготовленному Харламповичем: «Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии» (Казань, 1905). Отдельное внимание переводу архим. Макария в своем труде уделяет А. И. Чистович : «История перевода Библии на русский язык. СПб., 1899; М., 1997». I. Очерк жизненного пути Родился Михаил Яковлевич Глухарев, в будущем архимандрит Макарий, 30 октября 1792 г. в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника, широко известного в округе своей ревностной проповеднической деятельностью. Начало его образовательного пути было типичным для юношей из духовного сословия: училище и семинария. К несчастью, дикость отдельных порядков, царивших в низших ступенях тогдашней церковной школы, не обошла стороной молодого Михаила. Из-за сумасбродной выходки одного из преподавателей Вяземского духовного училища он получил серьезную простуду, осложнением которой на всю жизнь осталась слабость голоса и легких.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Архиепископ Орловский Смарагд (Крыжановский) и Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) (два письма первого ко второму) Источник Отношения архиепископа Смарагда и архимандрита Макария – в таком их звании – были довольно кратковременны, но достаточно характерны и лестны для обоих. Это были сверстники по С.-Петербургской Духовной Академии, однако Макарий (Михаил Глухарев) был старшим, принадлежа II-мy курсу (1814–1817 гг.), между тем Смарагд (Александр Крыжановский) числился в составе III-ro курса (1815–1819 гг.). Потом пути их разошлись в разных направлениях, и ( – если не считать совместного независимого пребывания в Киеве в 1825 г. – ) лишь чрез 25 лет весьма тесно встретились при совершенно обратной комбинации, когда Микарий оказался в ведении и подначалии Смарагда, который пользовался славой укротителя строптивых и исправителя заблудших. По естественному порядку и опытам вековой жизни, можно было ожидать типического проявления этих свойств, а получилось совсем иное. По разным причинам архим. Макарий рассудил оставить Алтайскую миссию и в конце декабря 1842 г. просил Синод об увольнении его от должности настоятеля ради поездки в Иерусалим на поклонение Гробу Господню. Но в правящих сферах смотрели неблаговолительно и, пожалуй, подозрительно на это благочестивое предприятие, почему Макарий был просто уволен (16 июня 1844 г.), без всякого упоминания о разрешении ему паломничества во Св. Землю. По-видимому, не без прямого участия архиеп. Смарагда устроилось так, что Макарий назначен был именно к нему в г. Болхов настоятелем Троицкого Оптина монастыря. Хотя тот не был доволен такою неожиданностию и принял ее неохотно 1 , но со стороны Орловского владыки это было знаком особого расположения, которое он питал и всячески выражал за все время, как Макарий, выехав из Алтая 4 июля 1844 г., прибыл в Болхов 15 ноября и водворился в Троицком монастыре, где он «обрел благоволение» у Смарагда 2 . Последний всегда чтил заслуженного миссионера-подвижника, ценил его авторитет весьма высоко и уважал по возможности все его ходатайства, ради которых допускал все дозволительные снисхождения 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев) ноября (30 октября?) 1792 – †18 мая 1847 . Прославлен в 2000 г. Память празднуется 15/28 мая 140 Будущий великий миссионер родился в городе Вязьма Смоленской губернии, в семье священника Иакова Глухарева. Этот священнослужитель пользовался заслуженным уважением горожан как за свой образовательный уровень (он имел законченное семинарское образование, что в конце XVIII в. было большой редкостью в среде духовенства), так и за ревность и благоговение, с которыми он относился к исполнению своих пастырских обязанностей. Особенную любовь прихожан стяжал отец Иаков как прекрасный проповедник Слова Божия. Мать Преподобного – Агапия – также отличалась образованностью и благочестием. Относительно даты рождения Михаила Глухарева (это имя получил младенец) у его биографов нет единого мнения. Называется либо 8 ноября, либо 30 октября. Нет полной ясности и в вопросе о том, в каком году родился Преподобный – в 1791 или 1792-м. Преподобный Макарий Алтайский Благочестивая атмосфера, царившая в семье, оказала огромное влияние на формирование характера Михаила. Родители “с младых ногтей” старались привить своему сыну любовь к молитве, способность откликнуться на чужую боль, жажду знаний. В семье Глухаревых основой отношений между детьми и родителями была искренняя дружба: дети были абсолютно откровенны в беседах с отцом и матерью, которые, исправляя недостатки их поведения, не хватались за розги, а прежде всего старались указать, как отвратителен грех , какой неприятный осадок оставляет он в душе. Известно, что преподобный Макарий всю жизнь имел при себе портрет отца, который служил напоминанием и помогал переносить различные тяготы и невзгоды жизни. Видя любознательность сына, отец Иаков не жалел сил, чтобы дать ему хорошее домашнее образование. Особенно успешно давалась мальчику латынь, – известно, что даже на склоне жизни Преподобный мог свободно общаться на этом языке. Благодаря усилиям родителей сын был так хорошо подготовлен, что при поступлении в Вяземское Духовное училище его сразу приняли в третий класс. Мальчику тогда было 7–8 лет. Годы, проведенные в стенах училища, стали суровой школой жизни для впечатлительного, привыкшего к нежному обращению ребенка. Полуголодное существование, бессмысленная жестокость воспитательных методов, – через все это прошел юный Михаил Глухарев. Так, однажды, когда он не справился с каким-то особенно трудным заданием, он услышал из уст преподавателя такую фразу: “Если ты опять не выучишь урока, я спорю тебе всю кожу от шеи до пят!”. Шокированный этими угрозами, мальчик вернулся домой весь в слезах. Вскоре он тяжело заболел. Болезнь продлилась полгода, в течение которых Михаил находился на грани жизни и смерти. Последствия болезни остались на всю жизнь – катар груди и крайняя слабость голоса. Гнетущая суровость режима воспитания отразилась и на внутреннем мире: преподобный Макарий всю жизнь отличался нервностью и вспыльчивостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым) , благодаря успешной деятельности к-рого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX - нач. XX в. Следуя кирилло-мефодиевой традиции (см. Кирилл (Константин) , Мефодий ), все основные виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830-1920) трудами миссионеров из язычества в Православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории. Методы алтайских миссионеров широко использовались в др. миссиях РПЦ, стремившихся не только привести язычников ко Крещению, но и устроить все стороны жизни новокрещеных в духе правосл. церковности. На Иркутском миссионерском съезде 1910 г. (см. Съезды миссионерские в России ) А. д. м. была признана «образцом и руководителем» для др. миссий. Сильной стороной А. д. м. являлась ее образовательная, переводческая, лит. и издательская деятельность; этнографические и лингвистические труды алтайских миссионеров не утратили своего научного значения до наст. времени. Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г. Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г. Создание миссии Предпосылкой учреждения А. д. м. явился указ Святейшего Правительствующего Синода от 24 дек. 1828 г. на имя архиеп. Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева) , в к-ром предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799 г. В поисках лица, способного понести миссионерское служение в Сибири, архиеп. Евгений обратился с запросами к еп. Курскому Владимиру (Ужинскому) и еп. Архангельскому Аарону (Нарциссову) , а также к архимандриту Соловецкого мон-ря . В Глинской пуст. , относившейся в то время к Курской епархии, подвизался архим. Макарий (Глухарёв), к-рый и откликнулся на призыв Синода.

http://pravenc.ru/text/115104.html

С.В. Нестеров Приготовление к благовестническому служению в Сибири Детские и юношеские годы. Духовная академия Не неради о своем даровании, живущем в тебе. 1Тим.4:14 Преподобный Макарий Алтайский 1 , в миру Михаил Яковлевич Глухарев, родился 30 октября 1792 года 2 в городе Вязьме Смоленской губернии. Во Святом Крещении наречен Михаилом во имя Архистратига Божия. Родители его – священник Введенской соборной церкви о. Иаков Михайлович Глухарев и мать Агафия Феодоровна – отличались особенным благочестием и строгостью христианской жизни. Священника Иакова Глухарева, имевшего полное семинарское образование (что в то время было редкостью), уважали и любили в городе за проповеднический дар и высокие нравственные качества, в особенности за любовь к благотворительности. От отца Михаил Глухарев унаследовал любовь к слову Божию, интерес к проповеди и бескорыстие. Мать его Агафия, умная и образованная по своему времени, отличалась добротой, кротостью и смирением. Эти ее черты, как и мягкость характера, несомненно, передались сыну. Воспитанный в благочестивой семье, одаренный от природы богатыми способностями, впечатлительный и восприимчивый мальчик впитал в себя родительские добродетели 3 . В его душе глубоко укоренились семена страха Божия и благочестия. В родительском доме Михаил получил и первоначальное образование. Отец не жалел времени на занятия с сыном, и талантливый ребенок уже в семь лет самостоятельно делал переводы с русского языка на латинский. В восьмилетнем возрасте отрок был принят сразу в третий класс Вяземского духовного училища. Учеником он был прилежным, благонравным. Но однажды Михаил не успел выучить заданного большого урока, и учитель в гневе пригрозил ему: «Если ты опять не выучишь урока, я спорю тебе всю кожу от шеи до пят». «Как ребенок я принял эту угрозу буквально, – вспоминал архимандрит Макарий впоследствии, – и, возвращаясь домой, проплакал всю дорогу: это было зимой, – я простудился, заболел и, проболевши полгода, чуть не умер. С тех пор и грудь, и голос у меня стали слабы» 4 С. 230–231]. Последовавшая после грубой выходки учителя болезнь серьезно ослабила здоровье Михаила, что, как отмечают биографы, немало повлияло на его натуру: характер у него выработался неровный, порывистый, нетерпеливый.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии (Память 18 мая) Архимандрит Макарий, в мире Михаил Яковлевич Глухарев родился 8 ноября 1792 года в городе Вязьме, Смоленской губернии. Родители его – священник Введенской соборной церкви о. Иаков Глухарев и мать Агапия – пользовались большою любовью вязьмитян за свою скромную и благочестивую христианскую жизнь. О. Иаков, окончивший полный семинарский курс со званием студента, был примерным священником в усердном исполнении своих пастырских обязанностей, с любовью успешно занимался проповедничеством, влиял на паству как своей ученостью, так и прекрасными нравственными качествами. Это был человек, по отзыву самого о. Макария, неизменного праводушия, общего всем доброжелательства, веры и упования на Промысл Божий И христианского мужества, скорбями искушенного. Жена его Агапия, – умная и образованная по своему времени, споспешествуя о. Иакову в строгой христианской жизни, отличалась по преимуществу кротостью и смирением. По смерти их долго добрая память о них жила и хранилась в Вязьме и ее окрестностях. Под руководством сей-то благословенной Богом четы провел детство и юность Михаил Яковлевич. Одаренный от природы богатыми способностями, впечатлительный и восприимчивый мальчик всецело поддался влиянию своих родителей и перевоплотил в себя их добродетели. О. Иаков сам занялся первоначальным образованием своего Михаила с ранних его лет. Он настолько достаточно подготовил его, что семилетний мальчик уже делал переводы с русского на латинский. 8-летнего о. Иаков включил его в Вяземское духовное училище прямо в инфиму, т.-е. третий класс. Мальчик учился здесь очень хорошо, был прекрасного поведения, исправен во всем, но тогдашний суровый дух школьного воспитания оставил на нем глубокий, далеко не безвредный след. От жестокого и грубого обращения наставника, непомерных уроков здоровье мальчика чувствительно надорвалось: он навсегда остался с острою болью в груди, слабым голосом и болезненным организмом, что немало повлияло на развитие его характера. Из Вяземского духовного училища Михаил Яковлевич переведен был в Смоленскую духовную семинарию, где в 1813 году окончил курс студентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий (Глухарев) – апостол Алтая Служение миссионерское, как служение апостольское, есть, более всего, ряд скорбей, болезней и трудов. Трудно вообще пастырское служение, а миссионерское – по преимуществу. Свт. Макарий (Невский) , митр. Московский Основание и становление Алтайской духовной миссии Души ваши нужны... Христос скорбит и ищет душ ваших ради Царствия Своего небесного. Житие св. Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым 30–40-е годы XIX века – время выступления архимандрита Макария на проповедь Евангелия язычникам Алтая – были периодом ощутимого подъема миссионерской деятельности Российской Православной Церкви. В XVIII веке главной целью русских миссионеров была Сибирь. Огромные пространства ее были населены сотнями тысяч бродячих и оседлых инородцев, погруженных во тьму идолослужения или уже тронутых заблуждениями мусульманства. Хотя свет истинной веры стал проникать в этот край с самого начала покорения его, труды небольшого сравнительно числа проповедников христианства принесли плоды и незначительные, и непрочные. Сибирское миссионерство XVI-XVIII веков не отличалось ни планомерностью, ни последовательностью, и никто из делателей на этой ниве не мог быть уверен, что обращенные им не останутся сиротами после того, как он покинет их. Вся западная часть Сибири составляла тогда одну Тобольскую епархию, которую в начале XVIII века возглавлял замечательный миссионер митрополит Филофей (Лещинский). Всю свою жизнь посвятил он распространению и утверждению Православия, окрестив около 40 тысяч язычников. Святитель построил 37 церквей, и при этом, как доносил Святейшему Синоду его преемник митрополит Антоний (Стаховский), «все инородцы призваны им в Христианство не принуждением, не страхом, не иными какими-либо прещениями, но только Евангельской проповедью и своими трудами» С. 37]. Затем накал миссионерской деятельности в Сибири, как и в других районах России, стал ослабевать. Для исправления положения Святейший Синод в 1764 году учредил должности проповедников в епархиях с иноверческим населением: три в Казанской епархии, по две в Тобольской и Иркутской епархиях и по одной в Астраханской, Рязанской, Нижегородской и Вятской епархиях. Через некоторое время среди инородцев возникли волнения из-за распространившихся слухов, что их хотят крестить насильно, и в 1789 году деятельность проповедников была приостановлена. В 1799 году Святейший Синод обратился в Правительствующий Сенат с вопросом: «Посылать ли по-прежнему в иноверческие селения проповедников, по предварительному согласованию с гражданским правительством?» 2. С. 10]. Получив отрицательный ответ, Святейший Синод прекратил выдачу жалованья миссионерам, после чего дело проповеди Благой Вести среди иноверных народов России стало быстро угасать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Биографический очерк Личность архим. Макария Глухарева и его историческое значение можно кратко так определить. Это был основатель Алтайской миссии и доселе считающейся образцовой, переводчик Библии на русский язык и человек истинно святой жизни. Обширная переписка, сохранившаяся после него, и теперь вновь в возможной полноте издаваемая в свет, представляет наибольшую возможность, чтобы воссоздать нравственный облик этого идеального почти человека, и самоотверженного труженика на обширнейшей ниве русского миссионерства. Не все, правда, стороны его жизни и деятельности могут быть освещены одинаково сильно на основании тех данных, какие заключаются в его письмах. Тут на помощь приходят другие писания архим. Макария, письма к нему, и воспоминания о нем его современников. 1 Архим. Макарий в мире Михаил родился 30 окт. 1792 г. в г. Вязьме Смоленской губ. Его отец, священник Введенской церкви Иаков Глухарев, и по своему полному семинарскому образованию, и по своему проповедническому дару, и по своим нравственным качествам, выгодно выделялся среди тогдашнего духовенства, которое со своей стороны отличало его любовью и уважением. Почитали его и прихожане. От него Михаил Глухарев унаследовал интерес к проповеди , с любовью к проповеданию, и бескорыстие. Мать его Агафья, была сама доброта, само смирене. Эти ее черты, как и мягкость характера, несомненно, передались сыну. Но родители влияли на образование в сыне Михаиле нравственных понятий и чувств не только механически, путем подражания его их положительным свойствам и добродетелям, но и сознательным развитием в нем добрых навыков и подавлением порочных наклонностей. Некоторые указания на характер воспитательного воздействия на М. Глухарева его матери, встречаются в его исповеди, напечатанной в настоящем собрании его писем (см. ниже, стр. 29−30). Об участии своего отца в этом деле, он здесь почти не говорит. Только однажды, по его словам, отец явился ему во сне, и «в сильном негодовании обличал его». Очевидно и мысль об отце помогала Михаилу в рисуемой им борьбе своей с плотскими инстинктами в переходную пору от отрочества к возмужалости.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Литература об архим. Макарии Глухареве Остромысленский Еф. прот. Архим. Макарий, алтайский миссионер (Странник. 1860 г., январь). Еще некоторые сведения об отце архим. Макарии, первом алтайском миссионере (Странник. 1860 г., август). Краткая записка о жизни и деятельности священноархимандрита Макария, основателя Алтайской миссии (Домашняя беседа, 1860 г., вып. 6). П. Бакунина. Воспоминание о священноархимандрите Макарие, основателе Алтайской миссии (стих, Домашняя беседа, 1860 г., вып. 6). Стурдза А. С. Архим. Макарий, подвижник и благовестник слова Христова (в миру Михаил Глухарев). (Странник, 1860 г., 10−12). Лавров A. свящ. Архим. Макарий, основатель Алтайской церковной миссии, (Странник. 1860 г., август). Один случай из жизни архим. Макария, алтайского миссионера (Странник. 1862 г., февраль). Герасим, архим. Письмо к редактору «Странника» о некоторых обстоятельствах жизни о. архим. Макария, основателя Алтайской миссии, и о переписки его с Е. М. 3. (Странник. 1861 г., апрель). Сулоцкий A. свящ. Случай из жизни архим. Макария (Странник. 1862 г., апрель). Герболинский Иоанн, прот. Воспоминание о покойном архимандрите Макарии Глухареве, миссионере Алтайском (Странник. 1861 г., май). Карпов В. Воспоминание о Болховском архимандрите Макарие, б. учредителе Алтайской миссии (Орлов. Епарх. вед., 1868 г., 23. То же – Странник. 1875 г., 12). Попов Д. С. Речь при погребении о. Макария (Орлов. Епарх. вед., 1868 г., 23). Чистович И. История перевода Библии на русский язык (Христ. чтение. 1872 г., 3, стр. 1–49). Григорий, архим. Некоторые сведения об алтайском миссионере архим. Макарии (Москов. церк. вед., 1872 г., 45). Комаров Н. П. Архим. Макарий, первый Алтайский миссионер (Миссионер. 1874 г., 1). Архим. Макарий, замечательный миссионер (Миссионер. 1874 г., 4). С. В. В. Начало Алтайской миссии (Миссионер. 1875 г., 16). Пясецкий. Исторические очерки г. Болхова и его святыни (Орел. 1875 г.). Ландышев С., прот. Некоторые сведения об учреждении Алтайской дух. миссии и о ее основателе, о. архим. Макарии (Миссионер. 1877 г., 2−4, 6, 8:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Молебен в день основания Алтайской духовной миссии у Поклонного креста, установленного в память ее основания. ЖМП 8 август 2022 /  17 августа 2022 г. 18:00 Апостол Алтайской земли К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА) Имя преподобного Макария Алтайского навеки вписано в историю Русской Православной Церкви. Сын провинциального священника, он обладал уникальными способностями в изучении языков, вечной тягой к новым знаниям и призванием миссионера. Под влиянием своего учителя святителя Филарета (Дроздова) будущий проповедник не только сформировал в себе основы духовно-нравственного бытия, но и впитал все лучшее, что на тот момент могло дать религиозное образование. Это помогло ему видеть образ Божий в иноверцах, старообрядцах и «инородцах» и с любовью располагать их сердца к принятию Христовой веры.  PDF-bepcuя . Становление миссионера Родился будущий проповедник, в миру Михаил Яковлевич Глухарев, в небольшом старинном городе Вязьма на Смоленщине в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 8 ноября (ст. ст.) 1792 года. Уже в семь лет Миша отлично переводил с русского на латинский. По окончании Смоленской семинарии он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , где на него обратил внимание архимандрит Филарет (Дроздов), став его духовным наставником. После окончания академии Михаил был направлен на преподавательские и инспекторские труды в Екатеринославскую 1 семинарию. Добрый, бескорыстный и честный, он очень выделялся на фоне своих коллег. Здесь ему пришлось сделать серьезный жизненный выбор: принять монашество или жениться. В один из вечеров в тонком сне чуткая душа получила ответ. Привыкший с детских лет доверять Промыслу Божию, Михаил Яковлевич принял решение удалиться от мирских соблазнов и подал прошение на постриг. Через несколько месяцев оно было одобрено, и 24 июня 1818 года в домовой архиерейской церкви Михаил Глухарев был пострижен в монашество с именем Макарий. На следующий день он был рукоположен во иеродиакона, а еще через три дня — в иеромонаха. 

http://e-vestnik.ru/analytics/apostol_al...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010