Д.А. Карпук Дмитрий Андреевич Карпук – кандидат богословия, преподаватель и секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин, заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской духовной академии. Митрополит Макарий (Булгаков) является одним из самых выдающихся архиереев XIX столетия. Широкую известность не только в Российской империи, но и за ее пределами владыке Макарию принесли его фундаментальные исследования по богословию и церковной истории. В бытность инспектором и профессором столичной духовной академии ему впервые пришлось столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время. Во-первых, сначала как член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, действовавшего при академии. Во-вторых, как автор богословских работ и церковно-исторических исследований. Несмотря на архиерейский статус и авторитет владыки Макария в научных кругах, духовная цензура в лице разных своих представителей довольно строго подходила к его трудам. Некоторые сочинения приходилось серьезно переделывать, разрешение на публикацию других приходилось ожидать годами. В-третьих, в 1870 г. по инициативе тогдашнего обер-прокурора Св. Синода была учреждена Комиссия по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры, председателем которой был назначен именно митрополит Макарий. Предложения Комиссии, вынесенные на рассмотрение Св. Синода, позволяют утверждать, что владыка Макарий был человеком чрезвычайно широких взглядов, по некоторым вопросам даже опережавшим свое время. Ключевые слова: митрополит Макарий (Булгаков) , митрополит Филарет (Дроздов) , архиепископ Иннокентий (Борисов) , митрополит Григорий (Постников) , граф Д. А. Толстой, Санкт-Петербургская духовная академия, духовная цензура, обер-прокурор Святейшего Синода, Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет. Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882), благодаря премиям его имени и многочисленным научным работам, хорошо известен не только как Московский митрополит, но и как крупнейший богослов и церковный историк XIX в. Выпускник Киевской духовной академии Макарий (Булгаков) в сане иеромонаха указом Св. Синода был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию в 1842 г. В столичной академии, куда его назначили по ходатайству тогдашнего ректора архимандрита Афанасия (Дроздова) 1 , Макарий пробыл 15 лет, вплоть до 1857 г., и прошел все звания и должности, начиная с помощника инспектора до ректора и с бакалавра до заслуженного ординарного профессора. Именно в столичной духовной академии ему пришлось впервые столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время, наверное, как никто другой из его

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 120-летие со дня кончины митрополита Макария (комментарий в свете веры) Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) Биографические данные Митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру - Михаил Петрович Булгаков) родился 19 сентября в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии. Отец его, священник села Суркова, скончался в молодых годах, оставив после себя вдову и шесть сирот без всяких средств. Учился Михаил в приходском Духовном училище в городе Короча, а потом в Окружном уездном Духовном училище в Белгороде и Белгородской семинарии. В семинарии он хорошо усвоил языки, в частности, французский. В те годы Михаил Булгаков увлекся " Историей " Карамзина и поэзией Жуковского, произведениям которого он не без успеха подражал. В 1837 году Булгаков поступил в Киевскую Духовную академию, где обучался до 1842 г. Его выпускная работа " История Киевской Духовной академии " получила высокую оценку в церковно-научных кругах. Напечатано оно было в 1843 году. По окончании КДА будущий митрополит получил степень бакалавра по кафедрам догматического богословия, а также русской и церковной истории. В годы своего пребывания в Академии Михаил Булгаков почувствовал призвание к монашеству и в феврале 1841 года был пострижен, получив имя Макарий. В том же году последовали диаконская и пресвитерская хиротонии. К периоду учебы Макария в КДА относится также его работа «План христианской аскетики». По окончании Академии иеромонах Макарий (Булгаков) был оставлен преподавателем недавно учрежденной кафедры русской и церковной истории. В 1842 г. иеромонах Макарий был переведен в Петербургскую духовную академию, где уже через год был удостоен степени магистра и назначен экстраординарным профессором, а в 1844 г. - ординарным профессором богословия. Кроме того, о. Макарий состоял членом различных комитетов и комиссий по духовному ведомству. Иеромонах Макарий был возводен в сан игумена, а затем в 1844 г. - архимандрита; он стал инспектором Академии. В 1847 году архимандрит Макарий издал свои лекции по основному богословию под заглавием " Введение в православное богословие " . За этот монографию он получил степень доктора богословия. Затем было подготовлено и издано " Православное догматическое богословие " (1849-1853) – труд, подводивший итог всему предшествовавшему развитию догматического богословия в России.

http://sedmitza.ru/text/394430.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации С. А. Беляев. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая К оглавлению Прошло около 130 лет после последнего издания книги митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) «История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира как Введение в историю Русской Церкви». Книга стала библиографической редкостью. Но ценность ее не только в этом, а прежде всего в том, что, несмотря на большой — по человеческим меркам — отрезок времени, прошедший после последнего издания, не появилось ни одного труда на эту тему, о котором можно было бы сказать, что он заменил книгу митрополита Макария. Не умаляя значения соответствующих разделов в трудах Е. Е. Голубинского, А. В. Карташева и ряда других изданий по истории Русской Церкви, а также многочисленных статей, появившихся за минувшие 130 лет, следует подчеркнуть, что они все вместе не могут заменить творения митрополита Макария. Многое выделяет книгу митрополита Макария из литературы по истории Церкви. Поражает эрудиция автора — нет практически не только ни одного древнего источника, относящегося к рассматриваемой теме, который не был бы использован автором, но и ни одной русской или зарубежной книги или статьи, затрагивающей вопросы гражданской и церковной истории, которые ускользнули бы от пристального взгляда митрополита. Нельзя не отметить и того, что всем этим множеством разноязычных источников и новейшей литературы митрополит пользуется творчески, им проведена огромная работа с источниками и критически осмыслена литература нового времени. Уже современники митрополита Макария обратили внимание на особенность его научной деятельности — на его удивительную способность излагать доступно и просто самый сложный и запутанный материал. Это достигается ясностью мысли автора и замечательным умением не только анализировать, но и систематизировать обширный материал. В полной мере эта особенность проявилась и при создании «Истории христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира». Книга поражает строгостью и продуманностью построения, системной подачей материала. В ней нет отдельно идей, мыслей и отдельно фактов, выводы органически включены в изложение и рассмотрение конкретных исторических обстоятельств и событий. Фактический материал, его анализ и выводы составляют неразделимое единство. Читать книгу — одно наслаждение, так блестяще она написана.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Макариевский фонд начал свою просветительную деятельность Беседа с Высокопреосвященнейшим МЕФОДИЕМ, митрополитом Воронежским и Липецким, председателем Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) 01.11.2000 368 Время на чтение 9 минут - Нашу эпоху, на мой взгляд, можно назвать эпохой возвращения утраченных и забытых исконно русских и православных ценностей. Хотя, конечно, мы наблюдаем и иное: агрессивное стремление искоренить те ростки духовности, которые начали произрастать на нашей почве. Так вот, возрождаются ценности, возвращаются из забвения многие имена. В ряду таких отрадных явлений нашей жизни можно назвать и Макариевский фонд, который уже начал действовать. Расскажите, Владыка, подробнее об этом новом начинании в деле поощрения российской науки и распространения духовного просвещения. - Да, наше время сложное и противоречивое. И отличительная его особенность заключена в том, что это - эпоха стремлений и попыток. Стремления к возвращению потерянного, попыток возрождения утраченных православных и нравственных ценностей. Делается много усилий, но часто они далеки от совершенства. Да и само это возрождение есть процесс, который должен пройти через определенные этапы в своем развитии. Вот в таком контексте можно говорить о возрожденном Фонде по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). До событий 1917 года это была одна из престижных премий, которая вручалась за выдающиеся работы в области истории государства Российского, церковной истории, в области военных и точных наук, за издание учебников. Например, я хотел бы упомянуть профессора В.В. Докучаева, который получил Макариевскую премию за выдающуюся работу " Русский чернозем " . Казалось бы, далеко от церковных проблем, но труд выдающегося ученого был отмечен именно Макариевской премией. Получали эту премию и военные деятели. Митрополит Макарий, живший в 1816-1882 годах, - видный иерарх Русской Церкви, ученый, действительный

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Время пришло для исправления ситуации в образовании В Общественной палате обсудили партнёрство гражданского общества и Церкви на платформе народного и семейно-ориентированного образования в России 28.04.2023 948 Время на чтение 10 минут В четверг, 27 апреля, в Общественной Палате Российской Федерации состоялась научная конференция «Партнёрство гражданского общества и Церкви на платформе народного и семейно-ориентированного образования в России. Региональные волонтеры в продвижении данных инициатив». Устроителем конференции выступил Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) при участии Международной общественной организации «Союз православных женщин» и АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения», сообщает наш корреспондент. Конференция прошла под председательством главы Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, председателя Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия. Архипастырь открыл научный форум своим вступительным словом. Владыка отметил, что в обществе наблюдаются достаточно тревожные тенденции – сокращается количество браков, многие люди долгие годы живут во грехе, сожительствуя друг с другом. Эту ситуацию, конечно, нужно стараться исправить и изменить, и это обсуждение путей исправления этих тенденций является задачей настоящей конференции. Как подчеркнул владыка, нам важно помнить, говоря об образовании и воспитании, что идеал нравственности нам дал Христос Спаситель, Который проявил незлобие даже на Кресте. Мы должны следовать Его заветам и помнить, что исправить мир можно только смирением и терпением. Затем с приветствием к участникам конференции дистанционно обратился заместитель председателя комиссии Общественной Палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе, руководитель Секретариата ВРНС Сергей Юрьевич Рудов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/28/vr...

Сортировать по Исключить новости К вопросу об авторстве Послания царю Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 3 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Одна из задач современной церковно-исторической науки заключается в создании работ, в которых должны быть освещены труды Предстоятелей нашей Церкви. Важным аспектом должно стать также выявление и изучение их письменного наследия. В связи с этим необходимо остановиться на авторстве Послания царю Иоанну Васильевичу, которое сохранилось в Послании священника кремлёвского Благовещенского собора и было опубликовано ещё в XIX веке в исследовании, ему посвящённом 1 . Наличие Послания, адресованного царю, в сборнике XVI века, принадлежавшем благовещенскому клирику, дополнительно свидетельствует о его изначально очень близких отношениях с государем. Поскольку он первоначально был в Великом Новгороде, то, возможно, этим объясняется наличие в списке Послания некоторых особенностей новгородского говора: оцыстилище, оцыщение, оцыстивши, оцыстиши (2 раза). При переписывании же Послания из него было убрано начало и окончание, в связи с чем теперь возникла проблема его атрибуции и датировки. И. Я. Фроянов разобрал имеющиеся в научной литературе мнения исследователей о принадлежности данного Послания: ис­торика митрополита Макария (Булгакова), архимандрита Леонида (Кавелина), Н. М. Карамзина, П. Ф. Николаевского, Н. И. Бар­­сова, Н. Кононова, И. И. Смирнова, В. В. Шапошни­ка, Д. П. Го­ло­хвастова, В. Жмакина, И. Н. Жданова, И. У. Бу­дов­­ни­ца, А. А. Зи­мина, Д. Н. Альшица, Б. Н. Флори, А. И. Фи­люш­кина. Названные исследователи указывают в качестве претендентов на авторство Послания следующих лиц: Митрополитов Даниила и Макария, епископа Вассиана (Топоркова), Троицкого игумена Артемия, наконец, священника Сильвестра, в рукописи которого сохранилось до наших дней данное Послание. И. Я. Фро­я­нов привёл также мнения исследователей о дате написания послания: 1547, 1550, 1551, 1552 годы или же время опричнины 2 . Исследователь говорит о близости содержания данного Послания к проблематике постановлений Стоглавого Собора и поэтому считает, что оно написано “до 1551 года, то есть в преддверии работы Стоглавого Собора” 3 . Затем он уточняет дату написания Послания — 1550 год, “по всей видимости, перед Стоглавым Собором” 4 . Он решительно поддержал мнение И. И. Смир­нова о принадлежности Послания перу святителя Макария 5 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх возглавил заседание Комитета по Макариевским премиям (комментарий в свете веры) 2 октября в рабочей резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Чистом переулке под председательством Его Святейшества состоялось заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Открывая заседание, Предстоятель сообщил: «Прежде всего, я хочу вам представить нового председателя Фонда по премиям имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) – архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Прошу любить и жаловать. Прежний председатель – владыка Мефодий – решением Священного Синода был назначен митрополитом Астанайским и Алма-Атинским, и с территории другого государства ему довольно трудно было бы руководить фондом. Владыка Викентий – очень мобильный человек, и поэтому он будет принимать самое живое участие в работе комитета. Спасибо Вам, Владыка, за то, что вы согласились возглавить Макариевский фонд. Кроме того, в Екатеринбурге проживает много православных предпринимателей и благотворителей, которые, в частности, принимали участие в строительстве Храма-на-Крови, и, я думаю, материальная база фонда будет обеспечена». В заседании также приняли участие Президент Российской Академии наук Ю.С.Осипов, архиепископ Истринский Аресений, декан исторического факультета МГУ, член-корреспондент РАН профессор С.П.Карпов, член-корреспондент РАН профессор Я.Н.Щапов, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л.Кравец. Собравшиеся рассмотрели отчет Экспертного совета и приняли решения о присуждении премий памяти митрополита Макария за конкурсный период 2002-2003 годов. По окончании заседания соучредители Макариевского фонда Святейший Патриарх Алексий и Президент РАН Ю.С.Осипов ответили на вопросы корреспондентов СМИ.

http://sedmitza.ru/text/397830.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 120-летие со дня кончины митрополита Макария (комментарий в русле истории) Император Александр II, Высочайше одобривший правила присуждения Макариевских премий Из истории Макариевских премий Русская наука в течение XIX в. энергично превращалась из занятия для иностранцев и чудаков-оригиналов, какой ее видели прежде, в важную сферу национальной жизни, охватывавшую все большее число людей и дававшую заметные результаты в различных областях и гуманитарного, и естественного, и технического знания. Одним из показателей развития научного знания было учреждение в этот период ряда премий. Премии учреждались и Императорской Академией наук, и частными лицами - состоятельными гражданами, осознававшими необходимость материального поощрения талантливых людей, преданных науке, независимо от того, кем они были - преподавателями учебных заведений, горными инженерами, чиновниками канцелярий или священнослужителями. Учредитель клал в банк определенный капитал или покупал облигации государственного займа, процентные поступления от которых за два или три года и составляли сумму премии. Академия наук еще в XVIII в. время от времени практиковала объявление научных " задач " , решение которых ею поощрялось. Но постоянными денежные премии за лучшие сочинения стали со времени учреждения камергером П.Н. Демидовым в 1831 г. ежегодных академических Демидовских премий. В дальнейшем число премий за научные работы по самым разным темам значительно увеличилось. В память о графе С.С. Уварове, президенте Академии наук и министре народного просвещения, с 1857 г. его сыном были учреждены " Награды графа Уварова " . Ломоносовская премия существовала с 1867 г., Пушкинская - с 1882 г. и т.д. (1). В 1841 г. будущий митрополит Макарий (Булгаков), тогда еще только что постриженный иеромонах, в при поступлении на должность бакалавра Киевской духовной академии (он начал преподавать русскую церковную и гражданскую историю) дал обет все деньги за свои печатные труды собирать до тех пор, пока из них не составится значительная сумма, на проценты с которой можно было бы учредить " ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвятивших себя делу науки и общеполезных знаний " (2).

http://sedmitza.ru/text/394434.html

Аннотация Доброклонский, выдающийся церковный историк, значим прежде всего своим «Руководством по истории Русской Церкви». «Руководство по истории Русской Церкви» писалось как семинарский учебник, но, по сути, является фундаментальным трудом по истории Русской Церкви до XX века. Особенно, «Руководство по истории Русской Церкви» ценят за богатство фактического материалы, научную выверенность. Отец Георгий Митрофанов в своих лекциях оценивает «Руководство по истории Русской Церкви» Доброклонского как «наиболее подробную историю Русской Церкви от крещения Руси до XX века. Учебник этот сухой. Но не просто так он получил еще до революции премию митрополита Макария (Булгакова) . «Руководство по истории Русской Церкви» – одна из самых исчерпывающих по количеству фактического материала и одна из самых научно выверенных книг по истории Русской Церкви. Хотя и напоминает справочник». Николай Афанасьев , ученик Доброклонского, писал о его «Руководстве по истории Русской Церкви»: «Хотя это было руководство по русской истории для семинарий, но оно имело и большое научное значение. Впервые был использован огромный материал, особенно по истории синодального периода русской церкви». От автора Первые два выпуска моего Руководства по Истории Русской Церкви (в первом издании) Учебным Комитетом при Святейшем Синоде были одобрены в качестве учебного пособия по истории Русской Церкви для духовных семинарий (Церковный Вестник, 1887, 9) и удостоены премии Высокопреосвященного митрополита Макария. В отзыве Учебного Комитета о них между прочим говорится Труд Доброклонского заслуживает полного одобрения и, несомненно, полезен не только для учеников духовных семинарий, но и для самих преподавателей церковной истории в духовных семинариях, равно как и для всего русского православного общества как чтение по истории отечественной Церкви и содержательное, и увлекательное, написанное с достоинством, соответствующим высоте и важности предмета (Церковный Вестник. 1887, 10). Предлагаемое издание пополнено введением, кое в чем исправлено и изменено. Между прочим, оба выпуска, составлявшие прежде особые книжки, теперь соединены в одну с соответствующими перестановками. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Предисловие к публикации 1. Текстология никоновской справы до работ А. А. Дмитриевского При необозримости литературы об исторических аспектах раскола, первые серьёзные работы, посвящённые текстологии никоновской справы, появились лишь в последней четверти XIX века. Столь позднее освоение академической наукой этой темы связано не с отсутствием интереса к ней, а с тем, что исследователи, занимающиеся проблемами никоновской справы, сталкивались с цензурными сложностями. Общепринятой оставалась историографическая схема, содержащаяся в предисловиях к никоновским изданиям богослужебных книг. Эту точку зрения хорошо сформулировал митр. Макарий (Булгаков) : «Никон, – писал он, – пожелал исправить наши церковные книги не по одним славянским, но и по греческим спискам, и при том по спискам, славянским и греческим, древним, чтобы очистить эти книги от всех погрешностей, прибавок и новшеств, которые вкрались в них с течением времени, особенно в два последних столетия» (Макарий V, 117). Эта традиционная схема воспроизводится в подавляющем большинстве работ, посвящённых истории старообрядчества. Только в последней четверти XIX века начались исследования материалов Московского печатного двора, давшие основание для иного взгляда на характер работы никоновских справщиков. Работы И. Д. Мансветова (1883), К. Т. Никольского (1896), С. А. Белокурова (I-II; 1886), П. Ф. Николаевского (1881; 1890–1891) позволили поставить под сомнение многие декларации никоновских справщиков. Большое значение для установления источников никоновской справы имели работы С. А. Белокурова , который выяснил, что справщики пользовались не пергаментными греческими рукописями, а изданиями венецианских типографий XVII века. Оказалось, что греческие рукописи, привезённые Арсением Сухановым с Афона, не могли быть использованы при подготовке издания Служебника 1655 года. С. А. Белокурову удалось не только обнаружить свидетельство Сильвестра Медведева о том, что при исправлении Служебника справщики пользовались новой «у немец печатанной» и «безсвидетельствованной» книгой, но найти её. Этой книгой оказался Греческий Евхологий, изданный в Венеции в 1602 году 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010