Во 2-й пол. XVIII в. начался спор о поминовении умерших в субботу и возникло движение колливадов. В 1772 г. Н., в то время уже бывшего иереем, избрали представителем движения, и он отправился в К-поль к патриарху Феодосию II , чтобы передать ему исповедание веры, составленное и подписанное видными колливадами. Патриарх в синодальной грамоте дал примирительный ответ: «...совершающие поминовение усопших в субботу хорошо творят, как хранящие древнюю традицию Церкви; те же, которые [делают это] в воскресенье,- не подлежат осуждению» (ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 743; см. также: Ομολογα πστεως. Σ. 126). Однако примирительное решение не удовлетворило Н., и он сначала отказался принять письмо, сказав, что компромисс не устраивает колливадов. Не устраивал он и их противников, агианнанитов. Патриарх не смог урегулировать конфликт. В результате мн. колливады покинули Афон, в их числе и Н. вместе с 4 учениками. Он отправился на Хиос, затем на Самос, где жил в монастыре храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» вблизи Маратокамбоса. Через год вместе с неск. иеромонахами отплыл на о-в Наксос, где жил в мон-ре Успения Пресв. Богородицы. Там Н. познакомился с прп. Никодимом Святогорцем (1749-1809), а позже остановился на о-ве Патмос, где вместе со свт. Макарием Нотарой , митр. Коринфским (1731-1805), основал исихастарий Богородицы Куманы с храмом Всех святых в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе . После этого Н. путешествовал по разным островам и везде воздвигал мон-ри в честь Благовещения: на о-вах Фурни и Икария ( Благовещения Пресвятой Богородицы в Лефкаде монастырь ), через неск. лет - на о-ве Скиатос, откуда был родом один из его учеников, Григорий Хаджистаматис, к-рый и предложил основать обитель на его родине, на месте некогда существовавшего мон-ря. Вокруг Н. стали собираться монахи, и вскоре их количество превысило 80 чел. Насельники этой обители усердно соблюдали монашеские традиции и занимались духовно-просветительской деятельностью: создав б-ку, сохраняли и пополняли ее новыми книгами, основывали школы и музеи; кроме того, они совершали мн. подвиги веры.

http://pravenc.ru/text/2577713.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОБРОТОЛЮБИЕ Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. Господь Вседержитель с предстоящими свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. [греч. Θιλοκαλα], получившая широчайшее распространение в правосл. мире антология святоотеческих творений (с IV по XV в.), по преимуществу посвященных молитвенно-созерцательному опыту монашеской жизни. Большинство сочинений, вошедших в «Д.» на греч. языке, имели хождение на Св. Афонской Горе уже в период расцвета исихазма в XIV в. В окончательном виде «Д.» было подготовлено к изданию св. Макарием Нотарой , бывш. митр. Коринфским, и прп. Никодимом Святогорцем . В книгу вошли бережно отредактированные и систематизированные богатейшие материалы, собранные ими в рукописных святогорских хранилищах. До наст. времени «Д.» остается основополагающей «энциклопедией» духовной жизни. Греческое «Д.» Название Греч. слово φιλοκαλα (букв.- любовь к благу или к прекрасному) в поздней античной и в христ. письменности имело обширный диапазон значений, что во многом обусловлено многозначностью самого понятия «благо» (καλν). Более древняя глагольная форма φιλοκαλω означала «украшать, убирать, готовить, улучшать, ухаживать, очищать, говорить изящно». У ряда авторов слово «добротолюбие» почти отождествлялось с «любомудрием» (философией), как, напр., у ритора Элия Аристида ( Aelius Aristid. Πρς Πλτονα. 311. 16-19) или у блж. Августина («Что есть философия? Любовь к мудрости. Что есть филокалия? Любовь к красоте. Поищи у греков. А что такое мудрость? Разве она не является истинной красотой?» - Aug. Contr. acad. II 3. 7). Иногда добротолюбие предстает как одна из добродетелей наряду с долготерпением, благодетельствованием, благочинием, красой и др. ( Meletius Med. De natura hom. 28. 17). Для свт. Григория Нисского «любовь к прекрасному» выступает синонимом образованности ( Greg. Nyss. Ep. 19. 18), а в одном из приписываемых ему сочинений это - все устрояющий Промысл Творца ( Idem. De Parad. 75. 3-4). Свт. Григорий Богослов обозначает данным термином «красоту храма» ( Greg. Nazianz. Ep. 141. 8), а автор, произведения к-рого приписывались прп. Ефрему Сирину («греческий Ефрем», см. ст. Ефрем Сирин ),- «красоту одеяния» или «яств», к-рой не следует пленяться ( Ephraem Syr. Sermo ascet. 134. 4; Idem. Sermo paraenet. 405. 9-10).

http://pravenc.ru/text/178682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР (1750-1821), прп. Хиосский (пам. греч. 1 мая), иером. Род. на о-ве Хиос в г. Кардамила. При рождении получил имя Георгий. Ребенком он тяжело заболел, и его родители дали обет: если мальчик поправится, то они посвятят его Богу. Как только Н. выздоровел, его отдали в знаменитую хиосскую обитель Неа-Мони . Через нек-рое время Н. перешел в хиосскую школу, к-рой руководил в 1759-1763 гг. Неофит Кавсокаливит , известный филолог, церковный писатель и просветитель. Н. стал не только его учеником, но и другом и благодаря Неофиту был знаком со знаменитыми учеными и духовными учителями своего времени прп. Афанасием Паросским (пам. греч. 24 июня) и свт. Макарием Нотарой (пам. греч. 17 апр.), архиеп. Коринфским, и др. После завершения образования Н. был рукоположен в священный сан; писал и произносил проповеди, работал школьным учителем. В 1802 г. стал настоятелем Неа-Мони. Однако его отношения с братией мон-ря не сложились, Н. отказался от игуменства и покинул обитель, затем поселился при храме св. Георгия в Ресте. Там он занялся научными трудами, в числе к-рых были историография мон-ря Неа-Мони, Жития его основателей - преподобных Никиты, Иоанна и Иосифа ( Νικηφρου Χου, εροδιακ. Η θεα κα ερ κολουθα τν σων κα θεοφρων πατρων μν, Νικτα, Ιωννου κα Ιωσφ... Βενετα, 1804). Н. наряду с прп. Никодимом Святогорцем и Афанасием Паросским являлся одним из соавторов сборника житий и мученичеств «Новый Лимонарь» (Νον Λειμωνριον), составленного под рук. свт. Макария Нотары, с к-рым Н. особенно сблизился в конце жизни святителя. Первое издание «Нового Лимонаря» появилось в 1819 г. в Венеции. Н. был духовным наставником нескольких новомучеников: Димитрия Пелопоннесского (пам. греч. 13 или 14 апр.), Ангелиса Хиосского (пам. греч. 3 дек.) и Марка Хиосского (Марка Нового (Младшего); пам. греч. 5 июня); Н. составил службы этим святым и написал их Жития. Н. также проповедовал местным жителям, находившимся под тур. владычеством, православную веру, помогал им в полевых работах и раздавал деньги неимущим. После мирной кончины Н. сразу стал почитаться как святой жителями Хиоса. Его мощи покоятся в ц. св. Георгия в Ресте. Лит.: Γιαννπουλος Β. Ν. Νικηφρος (14)//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 494; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 355; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 26-27. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565454.html

В предисловии к «Новому Мартирологу» прп. Никодим привел 5 причин, по которым Богу было угодно, чтобы «новые мученики являлись в наше время». Во-первых, поскольку прошло много лет со времен мучеников первых веков Церкви, у совр. христиан может возникнуть нек-рое неверие или смущение, как эти ранние мученики, будучи обычными людьми, сумели претерпеть столь ужасные страдания; Н. же собственным примером показывают, что мученичество возможно не только в древности, но и в совр. мире, они искореняют это недоверие у своих современников и оживляют в них ослабевающую и угасающую веру. Во-вторых, прп. Никодим подчеркивает миссионерскую роль Н.: мн. Н., родившиеся и выросшие среди «неверных», смело свидетельствовали об истинности христианства перед мусульм. правителями и судьями. В-третьих, благодаря Н. опровергается обвинение со стороны еретиков и инославных (католиков и протестантов), к-рые утверждали, что в правосл. Церкви нет новых святых. В-четвертых, Н. показывают образец долготерпения для всех христиан, страдающих от тирании. В-пятых, Н. являют пример мужества и стойкости для всех христиан, принуждаемых обстоятельствами к принятию мученичества, особенно для тех, кто были на грани отступления от православной веры (Νον Μαρτυρολγιον. Βενετα, 1799. Σ. 7-19). Жития нек-рых Н. ( Георгия Эфесского († 1801; пам. греч. 5 апр.), Иоанна Критского († 1811; пам. греч. 15 сент.), Димитрия Хиосского († 1802; пам. греч. 29 янв.)) составил прп. Афанасий Паросский († 1813). Он же является автором соч. «О том, что новые мученики суть святые и должны быть почитаемы за таковых и без канонического дознания Великой Церкви», в к-ром доказывал важность прославления Н. независимо от офиц. канонизации ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα. Αθναι, 1868. Σ. 642). Совместно со свт. Макарием Нотарой и с прп. Никифором Хиосским († 1821) прп. Афанасий подготовил агиографический сб. «Новый Лимонарь», содержащий Жития мн. Н. и службы им ( Μακριος Νοταρς, Αθανσιος Πριος, Νικηφρος Χος. Νον Λειμωνριον. Βενετα, 1819). Во вступлении к сборнику также говорится о значимости «нового мученичества». К. Дукакис включил Жития Н. в 12-томный сб. «Великий Синаксарист» ( Δουκκης Κ. Μγας Συναξαριστς Μεγλη Συλλογ πντων τν Αγων. Αθναι, 1889-1896. 12 τ.), а затем издал их в отдельном собрании ( Idem. Νον Μαρτυρολγιον. Αθναι, 1897).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Вопрос о том, какие именно рукописи, при подготовке «Добротолюбия», были взяты за основу, в какой-то мере остается открытым. Точных указаний на исходные рукописи в самом издании нет, однако тот факт, что в некоторых местах, на полях, отмечены альтернативные варианты чтения, дает основания предполагать об использовании нескольких источников. Подавляющее большинство текстов опубликованы на языке оригинала – византийском греческом. Греческие издания Первое издание Добротолюбия было подготовлено св. Макарием Нотарой, бывшим митрополитом Коринфским (подбор текстов, прежде всего при посещении Афона и работе в монастырских библиотеках в 1775 и 1777 гг., и общее руководство составлением), и прп. Никодимом Святогорцем (редактирование и подготовка к печати текстов, полученных от митр. Макария в Карее в 1777 г.) и осуществлено в 1782 г. в Венеции у Антония Бортоли. Составители в издании не упомянуты, приводится лишь имя благотворителя – Иоанна Маврокордата, но их авторство считается полностью подтвержденным. Второе греческое издание вышло лишь в 1893 г. в двух томах, а третье, 5томное, вышло в Афинах в 1957–1963 гг. Последующие греческие издания воспроизводят это последнее, снабженное, в отличие от предшествующих, индексом цитат из Св. Писания и указателем греческих терминов, в т. ч. имен собственных. В 1999 г. на Св. Горе Афон было факсимильно переиздано (в электронном виде) первое издание 1782 г. Это переиздание включает новые вступительные статьи (автор – еп. Каллист (Уэр)) и ряд дополнительных материалов. Славянский и русский переводы Основу славянского варианта Добротолюия составили переводы, осуществленные прп. Паисием Величковским . Непосредственная подготовка перевода «Добротолюбия» осуществлялась при поддержке митрополита Гавриила (Петрова). Первый том первого славянского издания Добротолюбия был издан в 1793 г. в Москве, а второй – в 1798 или 1799 г. Перевод и редакция текстов для издания Добротолюбия на русском языке были выполнены позднее свт. Феофаном Затворником .

http://azbyka.ru/dobrotolyubie

Жанр П. был весьма плодотворен на греч. почве - патериковые рассказы послужили основой для выдающихся памятников визант. агиографии, напр. для Жития прп. Марии Египетской (BHG, N 1042; PG. 87. Col. 3697-3726). Авторство текста с нек-рыми сомнениями приписывают свт. Софронию I , патриарху Иерусалимскому, но неоспоримо установлено, что истоки рассказа о безымянной подвижнице, много лет прожившей в пустыне ради покаяния, находятся в «Луге духовном» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 179//PG. 87. Col. 3049). Это далеко не единственный пример, когда история из П. давала агиографу вдохновение создать выдающееся житийное произведение. Литургическое поминовение подвижников, известных из патериковых сборников, не было систематическим, т. е. не каждый подвижник, упомянутый в каком-то из П., непременно начинал почитаться как святой. Как правило, если в календаре стоит указание: «Поминается в Субботу сырную» или «В Соборе всех преподобных отцов», то истоки этой памяти нужно искать в П. Поздним типом П. стали сборники, в состав к-рых входили уже не краткие истории и апофтегмы, а сочинения, написанные в жанре житий или мученичеств, напр. «Афонский патерик» («Новый Лимонарь»), составленный свт. Макарием Нотарой († 1805), позднейшие южнослав. и рус. сборники (см. ниже), включающие рассказы о старцах и подвижниках того же времени, когда были составлены эти сборники. Неоценим вклад различного рода патериковых сборников в состав Добротолюбия . В разных христ. традициях одни и те же патериковые сборники могут носить разные названия, под одним названием встречаются сборники разного состава. Напр., в рус. традиции «Египетским патериком» или «Сказанием о египетских черноризцех» могли называться переводы и алфавитного, и систематического сборников отеческих изречений, т. е. апофтегм, с присовокуплением части «Лавсаика», к-рый как отдельное произведение на Руси не бытовал, а также анонимной «Истории египетских монахов» и др. (см. ниже). В рус. традиции «Луг духовный» Иоанна Мосха может называться Палестинским П., Азбучно-Иерусалимский П. представляет собой перевод алфавитного собрания апофтегм, Скитский П.- перевод систематического собрания апофтегм и т. п.

http://pravenc.ru/text/2579738.html

Перенесение мощей свт. Дионисия Закинфского. Роспись мон-ря свт. Дионисия Закинфского. ХХ в. В 1579 г. Д. З. вернулся в мон-рь Богородицы Анафонитрии и был назначен патриархом К-польским Иеремией II викарным епископом Закинфским. Д. З. активно участвовал в церковной жизни, обучая и рукополагая клириков. Клирики перестали ездить для рукоположения на Кефалинию, и епископ Кефалинийский и Закинфский отправил в Венецию, к-рой принадлежал Закинф, жалобу на то, что Д. З. вмешивается в его дела. В 1581 г. правитель Венеции Николай Дапонте издал указ, запрещающий Д. З. всякую деятельность на территории, относящейся к юрисдикции епископа Кефалинийского и Закинфского. В следующем году Д. З. был назначен настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на Закинфе. После смерти епископа Кефалинийского Д. З. стал одним из кандидатов на эту кафедру. Однако новым епископом был избран 25-летний Неофит Колокифас. Д. З. стал игуменом мон-ря Богородицы Анафонитрии. В результате кровной вражды между семьями Сигуров и Мондинов был убит брат Д. З. Убийца, спасаясь от преследования властей, бежал в мон-рь Богородицы Анафонитрии, не зная, что игумен обители - брат убитого им Константина Сигура. Д. З. принял его, убедил покаяться и, скрыв его от полиции, переправил на Пелопоннес. Д. З. был похоронен, согласно завещанию, в мон-ре на о-вах Строфадес, в храме вмч. Георгия. Когда через неск. лет по обычаю мон-ря его останки достали из могилы, они оказались нетленными и благоухающими и были помещены в храме на почетном месте. В 1703 г. монахи и община о-ва Закинф отправили в Константинополь прошение о причислении Д. З. к лику святых. Патриарх К-польский Гавриил III издал синодальный указ, в котором излагалось житие святого и устанавливался день его памяти. Житие Д. З. и служба ему, написанные Георгием Сипандром, включены в сб. «Новый Лимонарий», составленный свт. Макарием Нотарой, еп. Коринфским. В греч. синаксарях святитель назван также Дионисий Новый. Во время венецианско-тур. войны 1716 г. командующий тур.

http://pravenc.ru/text/178465.html

Макариев Свияжский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Свияжский в честь Вознесения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1691 г. на предположительном месте захоронения схим. Исаии вместо деревянного был построен небольшой каменный храм в честь Вознесения Господня. В 1703 г., вероятно после ремонтных работ, антиминс церкви был подписан Казанским митр. Тихоном (Воиновым) . В 1739 г. упоминается придел прп. Макария Желтоводского. В 1693-1706 гг. в М. С. м. находился в заточении бывш. «Греческих стран Андрусския епархии, Пелопонскаго острова» митр. Арсений ( 1706), отлученный от Церкви Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой . После кончины 14 апр. 1706 г. митр. Арсений по благословению митр. Казанского Тихона был погребен у алтаря Преображенского собора казанского в честь Преображения Господня монастыря , в каменной часовне («пещерке»). Вознесенский собор. 1837–1839 гг. Фотография. 2013 г. Вознесенский собор. 1837–1839 гг. Фотография. 2013 г. В нач. XVIII в. в М. С. м. проживал только строитель-иеромонах. Пустынь была малоземельной. Опись 1741 г. упоминает 4 бобылей, разорившихся крестьян, имевших дворы без пашенного надела. В 1764 г. пустынь была приписана к близлежащему свияжскому в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырю и фактически закрыта. Лишь изредка в приходском Вознесенском храме иеромонахи Успенской обители служили заупокойные службы. По строгой регламентации 1764 г. в Казанской епархии должно было остаться 7 заштатных и 11 штатных монастырей. В 1796 г. Казанский и Свияжский еп. Амвросий (Подобедов) ходатайствовал перед Синодом о восстановлении пустыни и включении ее в число 7 казанских обителей, оставленных на своем содержании. По преданию, в мае 1798 г. во время путешествия по Волге из Свияжска в Казань имп. Павел I обратил внимание на красивый вид, открывавшийся с реки на монастырь. 28 мая 1798 г. указом царя обитель была восстановлена с положенным количеством насельников: строитель, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и 2 послушника. На содержание братии ежегодно выдавалось 300 р. ( Богословский. 1900. С. 533). На рубеже XVIII и XIX вв. близ пустыни образовалась «монастырская дача» - единый земельный участок в 90 дес. 1635 кв. саж., включавший 65 дес. дровяного леса, хозяйственный двор, сады. Также в кон. XIX в. из казны были выделены покосы «Малая Ворониха» (ок. 6 дес.).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

Не имея собственного книжного собрания, он, однако, пользовался б-ками афонских мон-рей, состав которых прекрасно знал (свидетельством чего служат примечания к подготовленным им книгам, в к-рых он часто указывает, в каких б-ках можно найти цитируемые им святоотеческие тексты, в ту пору еще не изданные). В 1784 г., вновь посетив Афон, свт. Макарий Нотара поручил Н. С. подготовку собрания творений прп. Симеона Нового Богослова (1790), а также «Невидимой брани» (1796) и «Духовных упражнений» (1800) (Ibid. Σ. 14. § 13; Citterio. 2002. P. 911). Оба этих сочинения были извлечены из патмосской б-ки свт. Макарием Нотарой, к-рый, вероятно, не знал ни имени переводчика их на новогреч. язык (Эммануила Романитиса), ни авторов (Лоренцо Скуполи и Джованни Пьетро Пинамонти соответственно). В те же годы Н. С. задумал издание полного собрания творений свт. Григория Паламы , к-рое было им подготовлено и отправлено в венскую типографию, где, однако, было утрачено, т. к. по просьбе тур. правительства типография была разгромлена под предлогом того, что там печатались революционные воззвания Ригаса Фереоса. Сохранилось лишь предисловие к этому собранию. До сих пор продолжаются споры, можно ли отождествить отдельные найденные позднее рукописи с подготовительными материалами к этому изданию (см.: Citterio. 2002. P. 924-925; Rigo. 1997; Idem. 2001. P. 164. Not. 56). Утрата столь важного для Н. С. труда стала для него тяжелым ударом, от к-рого он долго не мог оправиться ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 15. § 14). В кон. 90-х гг. XVIII в. вместе с мон. Агапием Леонардом, автором «Собрания канонов», изданного в Венеции в 1787 г. ( Citterio. 2002. P. 912), Н. С. перевел на новогреч. язык каноны правосл. Церкви. Сборник получил название «Пидалион» (или «Кормило», что сходно с рус. названием канонических сборников: «Кормчая книга»), в его состав вошли и толкования канонов, сделанные Н. С. «Пидалион» был издан в Лейпциге в 1800 г., однако афонский иером. Феодорит из Янины на стадии передачи рукописей в типографию внес в текст произвольные исправления и дополнения, искажавшие первоначальный смысл, что также стало тяжелым потрясением для Н.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Первое печатное издание «Благолюбия» было выпущено преподобным Макарием Нотарой (1731–1805), бывшим епископом Коринфским, и Никодимом Святогорцем (1749–1809). Первый обнаружил работу в рукописном виде в монастыре Кутлумуш на Святой горе Афон. Когда же она попалась в руки Никодиму Святогорцу в 1777 году в афонской столице Карее, то он позаботился о том, чтобы исправить в ней ошибки, снять с нее копию и издать. В действительности же преподобный Никодим не только отредактировал, но и обогатил текст богословским предисловием и напечатал его в 1783 году в Венеции в типографии Антонио Вортоли. Расходы на это издание после кончины преподобного Макария Нотары взял на себя Иоанн Канна. У книги был длинный подзаголовок: Собрание боговещанных глаголов и наставлений богоносных и святых отцов, взятых из всякого богодухновенного писания и доступно изложенных преподобнейшим, монахом Павлом, основателем монастыря Пресвятой Богородицы Благодетельницы и нареченным Благолюбивым , извлеченное из библиотеки царского и патриаршего монастыря Кутлумуш на Святой Горе Афон и впервые изданное на средства достопочтеннейшего и благочестивейшего господина Иоанна Канны для пользы молящихся. Второе издание труда выпустили в Константинополе в 1861 году «по предложению и щедрому взносу богоносных отцов Святой горы Афон сыновья Фокаевса Константин и Лука». Третья публикация увидела свет в 1900 году, а через год и четвертая. Пятая была опубликована в Афинах только в 1957 году монахом Виктором Матфеем, который снабдил книгу обильными примечаниями на полях. Начиная с шестого издания, которое осуществил в 1980 году его преемник иеромонах Матфей Лангис, оригинальный текст выходит с параллельным переводом на ново-греческий язык (кафаревуса). В таком же виде в 2001 году увидела свет седьмая публикация в четырех томах. Под заголовком «Благолюбие», слова и наставления святых отцов, начал публиковать этот труд в свободном переводе на ново-греческий язык в четырех томах издательский Дом Пресвятой Богородицы в Салониках.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010