5. Об одном источнике Жития митрополита Ионы//Архив русской истории. 1992. 2. С. 288–302. 6. Учреждение автокефалии Русской Церкви в политической мысли XV–XVI вв.//Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 288–302. 7. Стефан, епископ Пермский//Страницы (Богословие, культура, образование). 1996. 2. С. 75–86. 8. Сборники церковных канонов на Руси//Страницы (Богословие, культура, образование). 1997. 2. С. 265–272. 9. Скитский устав и его значение в истории русского монашества//Церковь в истории России. Сб. 1. М., 1997. С. 21–29. 10. Мазуринская Кормчая – памятник межславянских культурных связей XIV–XVI вв.//Восточная Европа в древности и средневековье: X чтения к 80-летию В. Т. Пашуто (тезисы). М., 1998. С. 10–12. 11. Традиции святого Саввы Сербского на Руси//Свети Сава у Cpnckoj ucmopuju и mpaдuцuju. Београд, 1998. С. 359–368 (в соавторстве с Я. Н. Щаповым). 12. Мазуринская редакция Кормчей и ее историко-культурное значение на Руси. Дис. … канд. ист. наук. М., 1998. 13. Путь к Стоглаву: особенности русской канонической традиции на примере Мазуринской Кормчей//Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы IV научно-практической конференции. М., 1998. С. 209–210. 14. Особые редакции сборника XIV титулов в византийско-славянской традиции//Церковь в истории России. Сб. 3. М., 1999. С. 21–43. 15. Памятник канонического права – Мазуринская Кормчая как новый источник по истории межславянских культурных связей//Славяне и их соседи: Межславянские взаимоотношения и связи. Средние века – раннее Новое время. М., 1999. С. 21–24. 16. Обоснование автокефалии на страницах русских Кормчих//Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 139–161. 17. Судьба сборников церковных канонов на Руси//Исторический вестник. 2000. 1(5). С. 33–39. 18. Кормчие книги//Энциклопедия. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Т. 3. М., 2000. С. 44–45 (в соавторстве с Д. Баловневым). 19. Мерило Праведное//Там же. С. 557–558 (в соавторстве с Д. Баловневым).

http://sedmitza.ru/lib/text/6074379/

37. Скитский устав по ркп. РНБ. Погод. 876.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. 1(12). С. 63–95. 38. Новые сведения о скитском уставе в рукописной традиции XIV–XIX вв.//Вестник РГНФ. 2003. 1(30). С. 5–14. 39. Опыт изучения и издания новых памятников славянской письменности//Литература, культура и фольклор славянских народов: Материалы конференции (Москва, июнь 2002). К XIII международному съезду славистов. М., 2002. С. 26–34. 40. Я. Н. Щапов – археограф//Археографический ежегодник за 2001 год. М., 2002. С. 260–268. 41. Отношение к войне и убийству в канонических памятниках XIV–XVI вв.//Миротворчество в России: Церковь, политика, мыслители. От раннего средневековья до рубежа XIX–XX столетий. М., 2003. С. 39–62. 42. Защита церковных реформ митрополитом Сергием (Страгородским)//Личность в церкви и обществе: Материалы международной богословской конференции. М., 2003. С. 227–239. 43. Мазуринская редакция Кормчей и ее место в византийско-славянской канонической традиции//Россия и Христианский Восток. Вып. 2–3. М., 2004. С. 19–35. 44. Церковный суд и проблемы церковной жизни/Церковные реформы. Дискуссии в Православной Российской Церкви начала XX века. Поместный Собор. 1917–1918 гг. и предсоборный период. М., 2004. 45. Афонские традиции в русских скитах XVII в.//Патриарх Никон и его время/Труды Государственного исторического музея. Вып. 139. М., 2004. С. 341–347. 46. Женщина в церкви: возможен ли диалог?//Вера–диалог–общение: проблемы диалога в Церкви: Материалы международной научно-богословской конференции (Москва, 24–26 сентября 2003 г.). М., 2004. С. 79–92. 47. Значение римского правового наследия для народов Евразии//Евразия. Этнокультурное взаимодействие и исторические судьбы: Тезисы докладов научной конференции. Москва, 16–19 ноября 2004 г. М., 2004. С. 218–221. 48. Женщина в церковном праве и попытка реформы на Поместном соборе 1917–1918 годов//Религии мира. История и современность. М., 2004. С. 197–210. 49. Церковный суд: нерешенные проблемы//НГ-религии. 2005. 1(154), 19 января. С. 5.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074379/

— 152 Греческая церковь — Святого Димитрия Солунского церковь при греческом посольстве на Лиговке (дом 6) в Петербурге; построена архитектором Р. И. Кузьминым в 1861–1866 гг.; уничтожена в 1961 г. — 109 Духовская церковь — Сошествия Святого Духа церковь в Александро–Невской лавре в Петербурге; окончательно завершена архитектором В. П. Петровым в 1820–1822 гг. — 89, 123, 125, 187, 224, 233 Духовская церковь на Охте — см. Больше–Охтенская церковь Единоверческая церковь — см. Николаевская единоверческая церковь. Екатерининская церковь — Святой Екатерины церковь в Петербурге; построена архитектором А. А. Михайловым в 1811–1823 гг., в 1861–1863 гг. В. А. Болотовым была частично перестроена и возведена колокольня; современный адрес: Съездовская линия, 27–160 Знаменье, Знаменская церковь — см. Входа Господня в Иерусалим («Знаменская») церковь. Иверская церковь в Москве — церковь Иверской Божьей Матери на Большой Ордынке; впервые упоминается в 1625 г.; современный адрес: Ордынка, 39; закрыта в конце 1920–х гг. — 266 Казанской Божией Матери церковь в Москве у Калужских ворот; построена в 1886 г. на месте существовавшей с 1660 г. деревянной церкви; уничтожена в 1972 г. — 250, 270 Крестовая — Крестовая митрополичья Успения Пресвятой Богородицы церковь в Александро–Невской лавре; возведена при покоях митрополита архитектором А. М. Горностаевым в 1860–1863 гг. — 82, 84, 111, 129, 135, 143, 164, 169, 179, 185,189, 197, 201–205, 207, 217, 225–227, 228, 237, 238, 313 Крестовая церковь в Казани — церковь Воздвижения Честного Креста; освящена в 1642 г. — 300 Крестовая церковь Платона в Троице–Сергиевой лавре — церковь Святых апостолов Петра и Павла, Крестовая церковь в архиерейских покоях, изначально была военно–походным храмом; основана в 1758 г.; в 1795 г. митрополит Московский Платон посвятил ее памяти апостолов Петра и Павла, а на сводах и стенах изобразил эмблемы и назидательные надписи собственного сочинения — 284 Малая церковь в Зимнем дворце в Петербурге — Сретения Господня церковь; построена в 1768 г., восстановлена В.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

П. Стасовым после пожара в 1839 г. — 126 Малое Вознесенье в Москве — церковь Вознесения Господня, именуемая «Малым», у Никитских ворот; построена в 1584 г. царем Федором Иоанновичем; современный адрес: Герцена, 18; закрыта в 1937 г. — 265 Николаевская единоверческая церковь — Святителя Николая Чудотворца и Преображения Господня церковь в Петербурге; построена архитектором А. И. Мельниковым в 1820–1826 гг.; в 1934 г. здание передано музею Арктики, современный адрес: улица Марата, 24а — 192, 170 Никольская церковь в Сызрани — 304 Покровская приходская церковь в Сызрани — 304 Рождественская на Песках церковь — Рождества Христова (Рождества–на–Песках) церковь в Петербурге; построена архитектором П. Е. Егоровым в 17811798 гг., перестроена в 1849–1851 г.; находилась в местности Пески на 6–ой Рождественской улице; уничтожена в 1934 г. — 152, 156 Святого Никиты Мученика церковь в Москве — церковь Святого Никиты Великомученика на Старой Басманной; построена в 1518 г. — 281 Святого Николая Явленного церковь на Арбате — церковь Святого Николая Чудотворца «Явленного»; впервые упоминается в 1593 г.; разрушена в 1931 г. — 263, 274 Святой Александры церковь при Александрийской женской больницы в Петербурге; построена архитектором А. П. Брюлловым в 1844–1848 гг.; современный адрес: улица Маяковского, 12 — 190 Святой Троицы церковь у Рогожской заставы в Москве — видимо, ошибка — церкви Святой Животворящей Троицы в Рогожской части Москвы не было — 271 Сергиевская церковь — см. Святого Сергия Радонежского всей артиллерии собор. Синодальная церковь — Святых Отцов Семи Вселенских Соборов церковь при Святейшем Синоде; построена архитектором К. И. Росси в 1835 г.; современный адрес: площадь Декабристов, 3–235 Скорбященской Божьей Матери церковь — Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» церковь в Петербурге; построена архитектором Л. Руска в 1817–1818 гг.; современный адрес Шпалерная улица, 35а — 88, 140 Спасо–Бочаринская церковь — Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Божией Матери Тихвинской («Спасо–Бочаринская») церковь в Петербурге; построена в 1749–1752 гг.; находилась на Выборгской стороне (Симбирская, 25); уничтожена в 1932 г.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

А. Тоном в 1837 г. — 115 Благовещенская церковь — Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в Александро–Невской лавре в Петербурге; построена архитектором Д. Трезини в 1717–1725 г. — 224, 231 Богоявленская церковь в Елохово — Богоявления церковь в Елохове; построена в 1722–1731 гг. царевной Прасковьей Ивановной; современный адрес: Спартаковская улица, 13 — 267, 274 Большая церковь в Зимнем дворце в Петербурге — см. придворный собор Спаса Нерукотворного образа. Больше–Охтенская, Духовская церковь — Сошествия Святого Духа («Духовская») церковь на Большой Охте в Петербурге; построена в 1844 гг., находилась на Большеохтенском проспекте; уничтожена в 1933 г. — 152, 204 Большое Вознесенье в Москве — церковь Вознесения Господня, именуемая «Большим», у Никитских ворог, впервые упоминается в 1685 г.; современный адрес: Герцена, 36; закрыта в 1931 г. — 289 Василия Блаженного церковь в Москве — см. собор Покрова Божией Матери на Рву Василия Кесарийского церковь на Тверской–Ямской — построена в 1680–х гг. на месте существовавшей в начале 1600–х гг. деревянной церкви; уничтожена в 1935 г. — 252 Введения, Введенская церковь — Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святого Иакова церковь лейб–гвардии Семеновского полка в Петербурге; построена архитектором К. А. Тоном в 1837–1842 гг.; современный адрес: Загородный проспект, 45а — 122, 140, 128 Владимирская церковь — Божией Матери Владимирской и Святого Иоанна Дамаскина церковь в Петербурге; построена архитектором П. А. Трезини в 1760–1769 г.; современный адрес: Владимирский проспект, 20 — 153 Владимирской Божией Матери церковь, у Владимирских ворот Китай–города — построена в 1692 г. царицей Натальей Кирилловной; современный адрес: Никольская, 14; закрыта в 1932 г. — 277 Входа Господня в Иерусалим («Знаменская») церковь в Петербурге; построена архитектором Ф. И. Демерцовым в 1794–1804 гг.; находилась на Знаменской площади; уничтожена в 1940 г. — 146, 169, 175, 204 Георгиевская кладбищенская церковь — Святого Великомученика Георгия Победоносца церковь на Большеохтенском кладбище в Петербурге; сооружена в 1774–1778 гг., уничтожена в 1938 г.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

В древней Церкви эта основная сущность таинства приема в Церковь находила полное конкретное выражение. Каждая местная церковь обладала всей полнотой кафолической природы. Поэтому каждый прием в Церковь носил вполне конкретный характер. Эмпирически это был прием в определенную местную церковь. Когда при современном церковном устройстве епископ, а тем более пресвитер, совершает таинство крещения, то прием в Церковь может иметь только абстрактный характер. Прием, как и раньше, совершается в кафолическую Церковь, но это не находит своего эмпирического выражения. В приеме новых членов Церкви участвует — фактически даже и этого не бывает — не вся кафолическая Церковь, а только ее часть, которая вверена управлению епископа. Это нашло свое выражение в обычном словоупотреблении относительно приема в Церковь. В древнее время о приеме говорилось, что он совершается в Римскую, Антиохийскую или Коринфскую, или Александрийскую церковь и т. д. Это было вполне оправдано, так как в каждой из них пребывала в полноте кафолическая Церковь. Принятый в Антиохийскую церковь принимался в кафолическую Церковь. Сейчас мы не можем этого сказать. В самом деле, нельзя сказать, что прием совершается в Киевскую или Тамбовскую епархию, а тем более в какой–нибудь приход епархии. Ни епархия, ни приход не могут представлять кафолическую Церковь. Мы обычно говорим о приеме в Православную Церковь, или Русскую, Греческую и т. д. В первом случае это выражает идею о приеме в кафолическую Церковь, но в абстрактной форме. В остальных случаях это не имеет ни абстрактного, ни конкретного характера. Национальная церковь, как и епархия, не представляет кафолической Церкви, а только ее часть. Конкретно не существует национальных церквей, а только епархии, из которых складываются национальные церкви, точнее даже — только приходы, на которые разделяются епархии, так как только в последних Евхаристическое собрание является собранием epi to auto (на одно и то же) всех ее членов. Когда мы, поэтому, говорим о приеме в Русскую Церковь, то в сущности это ничего не означает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Еще четыре определения Церкви дает наш православный Символ веры . В 9–м его члене мы исповедуем: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Рассмотрим эти определения. Церковь Единая . Это значит: 1) Церковь едина единством веры — т. е. Церковь всегда и везде содержит определенное и неизменяемое, всегда одно и то же догматическое учение; Церковь едина единством нравственного учения и единством духовного опыта; Церковь едина единством устроения своей жизни в основах канонического и литургического строя. То есть: мы веруем, устрояем свою церковную жизнь и живем духовной христианской жизнью в своих основах (это важно: не во всем объеме, а именно в основах) так же, как и Церковь XV, X, VI, II веков. Формы жизни Церкви (внешние) меняются, а основы незыблемы. Из этого истекает — 2) временное единство Церкви: на всем протяжении истории она одна и та же, к Единой Церкви принадлежат люди всех времен; 3) пространственное единство — Церковь едина в любом уголке земного шара; хотя есть различие во внешнем, но суть Церкви и устроение ее одно. Православная Церковь, мы знаем, существует в виде самостоятельных Поместных Церквей; самостоятельность их исключительно административная, внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта. 4) Наконец, это единство духовное: это единство земной, воинствующей, и Небесной, торжествующей, Церкви; в силу этого мы молимся святым, получаем их скорую помощь, а также поминаем усопших, а они, кто имеет дерзновение, в свою очередь молятся за нас. Единство Церкви имеет выражение в евхаристическом общении христиан, то есть общении в Таинствах. Грех против единства Церкви свидетельствуется прерыванием евхаристического общения. Церковь Святая . Часто люди внешние ждут от нас, членов Церкви, немедленной и абсолютной святости и, столкнувшись с церковной действительностью, разочаровываются, говоря: что же, вы должны быть святыми, а вы — такие же, как мы, а то и еще хуже. Получается: Церковь святая, а мы — грешные: как это увязать? Здесь нужно разобраться. Церковь свята тем, что она — источник освящения. Церковь свята прежде всего своею Главою — Господом Иисусом Христом. Церковь свята живущим в ней Св. Духом. Церковь свята своим единством с Небесной Церковью. Свята Церковь своею целью, призванием, назначением. Свята Церковь всем своим устройством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Церковь Обновление храма Воскресения Христова в Орлинском стану. Дани дватцать шесть алтын три деньги, заезда одиннацать алтын пять денег, десятильничих гривна. Церковь Афонасия Александрейского в Орлинском стану. Дани пятнацать алтын три деньги, заезда одиннацать алтын, десятильничих гривна. (Л. 805) Церковь Николы Чюдотворца в Орлинском стане. Дани пять алтын четыре деньги, заезда пять алтын три деньги, десятильничих гривна. Церковь Василия Кесарейского, что за Ровным лесом. Дани пять алтын четыре деньги, десятильничих и заезда четыре алтына четыре деньги. Церковь Рожество Пречистые Богородицы в Оскольском городе. Дани десять денег, десятильничих четыре алтына. (Л. 805 об.) Церковь Рожество Пречистые Богородицы дани девять алтын з деньгою. Церковь святые Христовы мученицы Парасковьи, нарицаемые Пятницы, в Дубенском стану. Дани дватцать шесть алтын три деньги, десятильничих гривна. Церковь святые мученицы Пятницы, что в Егорьевском приходе. Дани и десятильничих и заезда два рубли пять денег.   (Л. Город Церковь Николы Чюдотворца Ратново на посаде в Стрелецкой слободе. Дани шесть алтын четыре деньги, десятильничих гривна. Церковь святые мученицы Парасковьи, нарицаемые Пятницы. Дани четыре алтына две деньги, десятильничих гривна. Церковь Христова мученика Георгия в Казачье слодобе. Дани пять алтын, десятильничих гривна. (Л. 809 об.) Церковь Рожество Христово за рекою за Валуем в Царегородцкой слободе. Дани четыре алтына четыре деньги, десятильничих гривна. Церковь Покрова Святей Богородицы за рекою за Валуем в Царегородцкой слободе. Дани четыре алтына, десятильничих гривна. Церковь Успение Пречистые Богородицы да великого чюдотворца Николы усть реки Волуя Черной Дани пять алтын, десятильничих гривна. (Л. 810) Церковь архистратига Михаила и прочих безплотных сил. Дани шесть алтын пять денег, десятильничих гривна. (Л. Февраля в 19 день по отписке Нижнево города Ломова соборные церкви воздвиженского попа Мелентья по его зборным книгам за ево рукою, что он по грамоте блаженные памяти великого господина Святейшаго Иоасафа, Патриарха Московского и всеа Руси, в Нижнем городе Ломове обложил данью церкви, которые поставлены вновь.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

(Л. 415) Церковь Воскресенье Христово в селе Воскресенском, а Саргит тоже. Дани по жаловальной грамоте вдвое четыре алтына четыре деньги, заезда четыре алтына. И марта в 3 день те деньги взято. Платил Васильев человек Кречетникова Артюшка Игнатьев.   (Л. 416 Курмыш Церковь Николы Чюдотворца ружная внутригороде. Дани девять алтын, заезда два алтына. Церковь Преображение Спасово в поместье Федора Мякинина в селе Столбищах. Дани пятнатцать алтын, заезда два алтына. И февраля в 18 день те деньги взято. Платил Благовещенского монастыря стряпчей Яков Павлов. Церковь Николы Чюдотворца в селе Кочклове в поместье Меньшово Кроткова. Дани дватцать алтын три деньги, заезда два алтына. (Л. 416 об.) Церковь Покров Святеи Богородицы в поместье служивого татарина Бабая мурзы. Дани одиннатцать алтын четыре деньги, заезда два алтына. Церковь Покров Святеи Богородицы в поместье Ивана Евлашева в сельце в Ывашкине. Дани двенатцать алтын, заезда два алтына. Церковь Николы Чюдотворца в поместье Ильи Лопатина в селе Волянове. Дани шесть алтын, заезда два алтына. Церковь Воскресение Христово в селе Воскресенском. (Л. 417) Дани два рубли два алтына пять денег, десятильничих два алтына. Церковь Пречистые Богородицы Одегитрея в вотчине Василья Киреева в сельце Стремилове. Дани шесть алтын, заезда два алтына. Церковь архистратига Михаила в поместье Степана Мансурова на речке на Сурмышке. Дани три алтына две деньги, заезда два алтына. Церковь   (Л. 418 Курмыш грамотчики Церковь Успение Пречистые Богородицы. Дани в двое дватцать девять алтын две деньги, заезда два алтына. Церковь Рожество Пречистые Богородицы на посаде в монастыре Дани в двое два рубли тринатцать алтын, заезда четыре алтына, десятильничих шесть алтын четыре деньги. Церковь Николы Чюдотворца в поместье Федора Мякинина в селе в Деянове. Дани вдвое рубль дватцать четыре алтына четыре деньги, заезда четыре алтына. (Л. 418 об.) Церковь Николы Чюдотворца в селе Наумое Дани вдвое рубль пять алтын две деньги, заезда четыре алтына. И генваря в 29 день те деньги взято. Платил Степанов человек Кафтырева Тишка Гаврилов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Церковь архистратига Михаила в Пешей слободе. Дани шесть алтын четыре деньги, заезда два алтына. Взято. Платил с Ломова молодой подьячей Иван Федоров. Церковь Николы Чюдотворца в уезде Нижнево города Ломова села Каремши дани три алтына две деньги, заезда два алтына. Взято. Платил Иван Федоров. Да венечных пошлин нынешняго 1640/41 году с одиннатцати отроков, з дву двоеженцов, с одного троеженца рубль девять алтын четыре деньги. Взято.   (Л. Ростовского уезду Карашская Церковь Воскресение Христово, что в Воскресенском Дани двенатцать алтын пять денег. Церковь Благовещение Пречистые Богородицы на Караше на погосте. Дани дватцать шесть алтын три деньги. Церковь Нерукотоворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в Чашнице. Дани три алтына четыре деньги. (Л. 814 об.) Церковь Николы Чюдотворца на погосте на дору. Дани семнатцать алтын. Церковь Рожество Пречистые Богородицы на Нерли. Дани шеснатцать алтын три деньги. Церковь Дмитрея Селунского Чернца озера. Дани семнатцать алтын три деньги. Церковь Дмитрея Селунского в селе Павловском на погосте. Дани дватцать три алтына три деньги.   (Л. Кашинской уезд, Горицы да Церковь великомученицы Парасковьи, нарицаемые Пятницы, села Гориц. Дани шесть алтын четыре деньги. И февраля в 10 день те деньги взято. Платил Влас Григоров. Церковь Николы Чюдотворца в патриарше вотчине Горицкие волости. Дани три алтына три деньги. И февраля в 10 день те деньги взято. Платил Влас Григоров. Церковь великого чюдотворца Николы села Стоянца. Дани восмь алтын три деньги. И февраля в 10 день те деньги взято. Платил Влас Григоров.   (Л. Живоначальные Троицы Сергиева монастыря в вотчинах церкви данные в розных   Дмитров Церковь великого чюдотворца Николы в селе Озерецком. Дани девять алтын, десятильничих и заезда семь алтын три денги. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов. Церковь святого пророка Ильи в селе Селкове. Дани дватцать алтын две деньги, десятильничих пять алтын, заезда десять денег. И мая в 28 день те деньги взято. Платил подьячей Андрей Шахов.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251272/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010