Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЭКЗАРХ [болг. Йоан Екзарх] (нач. 2-й пол. IX - 1-я треть X в.), высший иерарх Болгарской Православной Церкви, писатель и переводчик эпохи болг. царя Симеона. Жизнь Об И. Э. не сохранилось упоминаний в исторических источниках, хотя он был одной из центральных фигур в болг. церковной иерархии. Его имя встречается в названиях ряда произведений, из содержания к-рых удается почерпнуть скудные сведения о его жизни и деятельности. В предисловии («Прологе») к «Богословию» он сообщает, что слышал о том, что св. равноап. Мефодий († 885) перевел канонические книги Библии. Э. Георгиев считал, что И. Э. говорит здесь о Мефодии как о живом и потому, вероятно, знал лично и св. равноап. Кирилла († 869). Хотя, несмотря на значение и широкое распространение произведений И. Э., он не вошел в число св. седмочисленников (Кирилла, Мефодия и их 5 ближайших учеников), исследователи не сомневаются, что если он и не был прямым учеником равноапостольных братьев, то непременно являлся их ближайшим последователем (см.: Икономова. 1995. С. 170; Трендафилов. 2001. С. 18-21). В «Прологе» И. Э. сообщает, что сделал перевод «Богословия» по совету мон. Докса († нач. Х в.), брата болг. царя Бориса. На основании упоминаний в неск. произведениях Симеона (с 893 болг. князь, с 913 по 927 царь) и эмоционального описания великолепия болг. столицы, а также описания князей и бояр в начале Слова 6 «Шестоднева» предполагают, что И. Э. был близок к княжескому (позднее к царскому) двору. Как считают исследователи, свободно овладеть греч. языком и получить великолепное образование И. Э. мог только в К-поле, в Магнаврской школе или в Студийском монастыре , при условии своей принадлежности к аристократическому роду ( Панарет. 1914. С. 6-7; Йонова. 1992. С. 204; Икономова. 1995. С. 169; Трендафилов. 2001. С. 19), но есть версии о его обучении в болг. провинциальной школе ( Leskien. 1904. S. 2-3; Трифонов. 1929. С. 172-174).

http://pravenc.ru/text/471567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, связанный с окружением Киевского митр. Георгия , автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)). Биографические сведения о Г. Ф. ограничиваются сообщением в заголовке цикла в списке 3-й четв. XV в. (РГБ. Чув. 1 (14). Л. 504 об.): «В лето 6570. Григориа Философа, пришедшаго из Царя града с митрополитом Георгием при князи Изяславе сына Ярославля (так!- А. Т.) словес седмь, створено на ползу души, по пению Параклития». Время прибытия Г. Ф. на Русь (или написания им поучений) определяется (в зависимости от стиля, использованного в записи) от марта 1061 (ультрамартовский стиль) до февр. 1063 г. (мартовский стиль) (о дате приезда см. также в ст. Георгий , митр. Киевский). Прозвище автора свидетельствует о его высокой образованности (по представлениям древнерус. книжников), об авторитете среди современников и, возможно, косвенно указывает на обучение Г. Ф. в Магнаврской школе в К-поле (по аналогии с носившими такое прозвище др. лицами - см.: Гранстрем Е. Э. Чернец Малахия Философ//АЕ за 1962. М., 1963. С. 69-70; она же. Почему митр. Климента Смолятича называли «философом»//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 20-28). Вопрос о национальной принадлежности Г. Ф. остается открытым: он в равной мере мог быть и болгарином, и русским, получившим образование в столице Византии. Менее вероятно (хотя полностью и не исключено) его греч. происхождение, поскольку в приведенном заголовке цикла отсутствует указание на перевод памятника. Национальные и конкретно-исторические реалии (и даже аллюзии) в тексте цикла отсутствуют. Выдвинутая ранее в статьях Ю. Д. Рыкова и А. А. Турилова гипотеза о болг. происхождении Г. Ф. являлась попыткой согласовать сведения о книжнике, ставшие известными на рубеже 70-х и 80-х гг. XX в., с мнением А. И. Соболевского , на основании анализа лексики (отмеченной не столько яркими болгаризмами, сколько отсутствием явных русизмов) относившего цикл поучений (известный ему по списку, где в заглавиях текстов стояло имя Кирилла Философа) к памятникам болг. лит-ры X в. ( Соболевский. Шестоднев Кирилла Философа. С. 177).

http://pravenc.ru/text/168079.html

Симеон Великий и Болгарская Церковь в его царствование История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Предлагаем вниманию читателей портала очередную главу из книги протоиерея Владислава Цыпина «История Европы: дохристианской и христианской» . Симеон I Великий. Художник: Димитр Гюдженов Предыдущие фрагменты: После кончины святого князя Бориса на престол в новой столице Болгарского государства Преславе вступил Симеон, ранее, как и его отец, давший монашеские обеты, которые он вынужден был по воле отца сложить с себя. Он родился в 864-м или в 865-м г. и был крещен в младенчестве. Его родовое протоболгарское имя, если оно ему было дано, и его крестильное имя неизвестны. Симеоном он наречен был в монастыре, при постриге. Отец считал своим наследником старшего сына Владимира, а в нем, третьем сыне, видел будущего Предстоятеля Болгарской Церкви – ради такой перспективы Борис отправил его в Константинополь, там ему предоставлены были покои в императорском дворце, и он посещал занятия в лучшей в Империи Магнаврской школе, получив, помимо блестящего образования, свободное знание греческого языка, так что, когда он вернулся на родину около 888 г., его прозвали «Полугреком». По словам Лиутпранда Кремонского, он усвоил «…в детстве в Византии риторику Демосфена и силлогизмы Аристотеля. Затем... оставив изучение наук, он принял святое одеяние монаха» в Преславском мнастыре. Но Лиутпранд неправ, утверждая, что Симеон «сменил тишину и покой монастыря на светские бури, предпочитая следовать скорее примеру отступника Юлиана, нежели блаженнейшего Петра» . В монастырь он поступил по настоянию отца. Но отпадение его старшего брата в язычество и устранение его от престола побудили Бориса извлечь Симеона из обители и поставить его правителем Болгарии. Отпадение его старшего брата в язычество побудило Бориса извлечь Симеона из обители и поставить его правителем Болгарии Новая столица Болгарии Преслав в правление Симеона стала центром Болгарской архиепископии, кафедра которой была устроена в Золотой церкви этого города, освященной в честь Иоанна Предтечи, и одним из очагов христианского просвещения балканских славян. Второй центр просвещения сложился в македонском Охриде.

http://pravoslavie.ru/152606.html

Константин учился у знаменитых ученых — будущего патриарха Фотия и Льва Математика Мефодий и Кирилл получили основательное образование в родном городе и затем в столице империи. Константин учился в дворцовой Магнаврской школе у знаменитых ученых — будущего патриарха Фотия и Льва Математика. Во время обучения Константин обнаружил незаурядные способности к наукам и, как сказано в его «Житии», в три месяца обучился «Гомеру и геометрии, и y Льва и y Фотия диалектике и всем философским наукам вдобавок: и риторике, и арифметике, и астрономии, и музыке, и всем прочим эллинским искусствам» . Помимо классической филологии, Константин впоследствии изучил еврейский, сирийский и, возможно, также другие восточные языки. Погружаясь в чтение Священных книг и патристических сочинений, он особенно полюбил творения святителя Григория Богослова, находя в них ответы на волновавшие его вопросы. Благочестивое настроение юноши побудило его по окончании школы поступить на церковную службу, и он занял должность библиофилакса — заведующего Патриаршей библиотекой. Со временем шумная столичная жизнь, близость ко двору стали тяготить юношу, склонного к уединению и молитве, и он, оставив Константинополь, поселился в одном из загородных монастырей, но посланцы патриарха отыскали его там и убедили возвратиться в столичный город, где он был назначен преподавателем философии в родной ему Магнаврской школе, лучшем высшем учебном заведении христианской Европы, отчего и пошло его прозвание Философ. В 851 г., в возрасте 24-х лет, он был включен императором в состав посольства асикрита Георгия, направленного в Багдад к аббасидскому халифу, и там он участвовал в прении о вере с учеными богословами столицы исламского мира. Тем временем старший брат Мефодий при поддержке великого логофета Феоктиста сделал чиновничью и военную карьеру, дослужившись до должности стратига Славинской фемы, расположенной в Македонии. Несмотря на быстрый рост по службе, Мефодий не имел призвания к административной деятельности и, как и его младший брат, стремился к уединению. Душевный покой он обрел, когда поступил в монастырь святого Полихрония на Малом Олимпе в Вифинии, где принял постриг. Неизвестно, получил он имя Мефодий при крещении или уже при постриге. В 856 г., после убийства логофета Феоктиста, покровителя святых братьев, к нему на Олимп пришел его брат Константин со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием и принял там постриг. В ту пору Мефодий стал уже игуменом Полихрониева монастыря. Возможно, что уже в монастыре на Олимпе Константин задумался о создании славянской письменности.

http://pravoslavie.ru/150773.html

школе при Магнаврском дворце (с сер. IX в.), а также с XI-XII вв. в придворном К-польском ун-те и в Патриаршей школе, где готовили гос. чиновников. До падения Византийской империи обучение в К-поле считалось престижным, здесь в различных учебных заведениях училось много выходцев из Зап. Европы, в т. ч. осужденный Церковью богослов Иоанн Итал . Крупнейшими визант. теоретиками преподавания «свободных искусств» были Лев Математик - руководитель школы при Магнаврском дворце в IX в., Михаил Пселл - автор учебника по логике, служившего основой для преподавания этого предмета в Европе до XV в. В эпоху Палеологов (XIII-XV вв.) получили известность Георгий Акрополит , возродивший высшую школу в К-поле после его отвоевания у латинян; его ученик Патриарх Григорий II Киприот - автор учебных пособий по риторике; Максим Плануд , предпринявший в кон. XIII в. пересмотр мн. школьных дисциплин - от грамматики до географии и астрономии и впервые в Византии использовавший труды античного астронома Птолемея и инд. десятичную систему цифр; Георгий Пахимер - преподаватель Патриаршей школы, оставивший труды по наукам квадривиума. В Зап. Европе до эпохи Каролингского возрождения (VIII-IX вв.) науки находились в упадке. Только в Ирландии, Англии и Италии изучался тривиум, основы астрономии использовались для нужд церковного календаря. В деятельности ученых эпохи Карла Великого , прежде всего Алкуина и его школы, наблюдаются 2 тенденции использования A. l.- как средства для библейской экзегетики и как системы образования,- что повлекло за собой обращение к античной традиции. Возрождение квадривиума связано с централизованным введением в IX в. учебника Марциана Капеллы в систему школьного, в основном монастырского, образования, а также с влиянием Иоганна Скота Эриугены в школах Лана и Осера. В X-XI вв. A. l. развиваются в монастырских и соборных школах благодаря деятельности Аббона из Флёри, Фульберта Шартрского, Герберта Аурилакского. О высоком уровне преподавания A. l. в Зап. Европе в нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/76404.html

Константин родился приблизительно в 826–827 гг., с детства отличался удивительными способностями, грамоту знал с пяти лет, пользовался особой любовью отца и матери. В семилетнем возрасте он увидел сон, ставший для него пророческим: будто бы воевода, собрав всех девушек города, предложил ему выбрать себе невесту. Константин выбрал самую прекрасную из них – Софию. Когда он рассказал сон своим родителям, они усмотрели в Софии не простую девушку, но Премудрость Божию, а в сыне своем – Ее служителя. Родители постарались дать Константину хорошее образование, насколько это было возможно в условиях провинции, кроме того, он изучал творения святых отцов, любимым его писателем навсегда стал святитель Григорий Богослов . В это время в Константинополе царствовал малолетний император Михаил III (ему было меньше 10 лет) со своей матерью царицей Феодорой. Поскольку о воспитании и образовании императора заботились сугубо, особое внимание уделялось подбору как преподавателей и наставников, так и мальчиков-компаньонов – для большей эффективности обучения. Обстоятельства сложились так, что в компаньоны Михаилу пригласили и Константина, который оказался при дворе в качестве старшего товарища императора. Под руководством лучших наставников, в том числе Фотия, будущего знаменитого патриарха (с 858 г.), Константин изучил «эллинские учения» в знаменитом константинопольском университете – Магнаврской школе. После нескольких лет учения опекун императора логофет 6  Феоктист, полюбив Константина как сына и желая возвысить его, предложил ему жениться на своей крестнице (родных детей у него не было), чтобы в скором времени занять место воеводы в одном из княжеств. На это Константин ответил Феоктисту: «Большой это дар для желающих его, для меня же нет ничего выше учения, благодаря ему собрав знания, хочу искать чести и богатства прадеда (Адама)» 7 . Он хотел отказаться от светской карьеры и стать монахом, но Феоктист уговорил императрицу Феодору не отпускать молодого человека из столицы. Константин был рукоположен во священника и назначен начальником патриаршей библиотеки Св. Софии (практически он выполнял функции секретаря патриарха). Однако вскоре он исчез из Константинополя, и лишь через полгода его нашли в уединенном монастыре в Малой Азии. Его снова уговорили послужить миру, и он стал учителем философии в константинопольском университете. Вероятно, в это время Константин и получил имя «Философ», которое осталось за ним в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монархи не только содействуют процветанию наук и сами учатся, но, что особенно замечательно, подчас являют собою редкий пример записных ученых, за научными занятиями забывающих свои государственные дела. Первый пример ревностного покровительства науке и образованности показал в средине IX века кесарь Варда, дядя императора Михаила III, бывший действительным повелителем империи в царствование этого неспособного государя. Не смотря на то, что Варда был человеком очень не высокой нравственности, он с изумительным рвением посвящает себя такому священному делу, как заботы о процветании наук; он первый открывает ряд державных покровителей просвещению. Что же сделал Варда в сказанном отношении? он поднял правосудие, преобразовал суды, побуждал к изучению законов, почти забытых. Кроме того, он открыл в Константинополе высшую школу на подобие университета, отдал под нее магнаврский дворец. Во главе школьных учителей стал некто Лев математик и философ, бывший некогда фессалоникским архиепископом, но отставленный по подозрению в иконоборческих идеях, человек вообще замечательный по глубокому образованию и учености. Он должен был преподавать в новоустроенной школе философию. Кроме философии здесь преподавались геометрия, астрономия и грамматика. Некто Феодор читал лекции по геометрии, Феодегий по астрономии, Кометас по греческой литературе. Чтобы сделать образование общедоступным, Варда сделал его бесплатным, щедро награждая труд профессоров. Чтобы поощрить юношей к науке, он сам часто посещал лекция, возбуждал научное соревнование молодежи чрез похвалы и награды. Эта школа дала первых ученых для того времени. Затем в ней видим в качестве учителя знаменитого Фотия, который еще более поднял славу этой школы. Вообще, хотя Варда был человеком во многих отношениях не безукоризненным, но история просвещения должна с благодарностью вспоминать об его заботах касательно процветания наук. Школа имела, по видимому, исключительно светский характер 327 ) С легкой руки Варды дело просвещения в Византийской империи пошло быстро и безостановочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В Болгарии сложилось два центра христианского просвещения: один в Плиске и другой – в Охриде О святителе Константине Преславском известно, что он был участником Моравской миссии. Изгнанный из Моравии, он бежал в Константинополь, откуда затем переехал в Болгарию, где был поставлен на кафедру викарного епископа в Преслав. Он автор Учительного Евангелия – сборника проповедей на евангельские темы, который предваряется стихотворной «Азбучной молитвой». Самым загадочным из христианских писателей Болгарии «Золотого века» был Иоанн Экзарх, принадлежащий Преславской книжной школе. Сохранились его сочинения, но обстоятельства его жизни известны крайне скудно, и само наименование его Экзархом подлежит самым разным интерпретациям: по одной версии, он возглавлял Болгарскую Церковь, состоявшую из подчиненных ему митрополий, по другой – был представителем Константинопольской Патриархии в Болгарии, вроде папских легатов, и, наконец, что представляется наиболее вероятным, был наделенным (неизвестно точно, какими именно) административными и/или судебными полномочиями помощником главы Болгарской Церкви в пресвитерском, а не епископском сане – в составленном им «Слове на Вознесение» Иоанн назван «экзархом пресвитером». «В Беседе против богомилов” болгарский писатель Козьма Пресвитер… помимо святителей Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, призывает подражать и новому пресвитеру Иоанну, который был пастырем и экзархом в болгарской земле”» . «Шестоднев» Иоанна Экзарха. Фото: ru.wikipedia.org В исторических источниках его имя не упоминается, составить представление о вехах в его биографии можно лишь по сведениям, содержащимся в его собственных трудах. В своем «Прологе» к «Богословию», переводу с греческого на славянский язык «Точного изложения православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, он написал, что за перевод этой книги он взялся по совету монаха Докса, брата святого Бориса. В собор святых Седмочисленников Иоанн Экзарх не включен, но даже если «он и не был прямым учеником равноапостольных братьев, то непременно являлся их ближайшим последователем» . Свободное владение греческим и знание еврейского языка, а также основательное богословское и классическое образование Иоанн мог получить в Магнаврской школе в Константинополе, где он учился, вероятно, одновременно с Симеоном Великим, что предполагает его принадлежность к знатному роду и близость к правящей династии. Около 885 г., приблизительно в 30 лет, он вернулся на родину и вскоре после этого был рукоположен в пресвитера, вероятно, в Преславе. Иоанн Экзарх преставился в первой трети X века, вероятно, в конце правления Симеона Великого. В Средневековье он почитался в лике святых, но в современных календарях его памяти нет, возможно, из-за отсутствия достаточных сведений о его жизни.

http://pravoslavie.ru/152907.html

Кирилл (подлинное имя – Константин, 826869) уроженец Фессалоники (Солуни), младший брат Мефодия («солунские братья»). После окончания элементарной школы в Фессалонике он приехал в Константинополь по приглашению логофета Феоктиста для продолжения образования в Магнаврской высшей школе, где его учителем был будущий патриарх Фотий. Предполагают, что Кирилл работал библиотекарем в патриаршей библиотеке, затем преподавал философию (в ряде сочинений известен как Константин Философ). Помимо греческого, он владел несколькими языками: еврейским, арабским, позднее латинским и болгарским. В составе дипломатической миссии Кирилл посетил Багдадский халифат (851 г.), в 860 г. вместе с Мефодием был отправлен в Хазарский каганат, где в Корсуни (Херсонесе) нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «рушкым письмом». По преданию, вблизи Херсонеса (Корсуни) он обнаружил мощи Климента Римского . Кирилл принимал участие в теологических дискуссиях с иконоборцами, высшим магометанским духовенством и с венецианскими «треязычниками». В 863 г. византийский император Михаил III направил братьев в Великую Моравию (см. Мефодий ). Из «Жития Кирилла» и сообщений папского библиотекаря Анастасия, знавшего его лично, известно, что Кирилл написал «Похвалу Григорию Назианзину », «Слова на перенесение мощей преславного Климента» (повествование об обретении мощей и проповедь о деяниях Климента), стихотворную похвалу Клименту, изгнанному римским императором Траяном в Херсонес Таврический и принявшему там мученическую смерть. Кириллу приписывают также «Проглас» – своеобразное стихотворное предисловие (из 100 стихов ямбического характера) к Евангелию, переведенному им же. Автор призывал всех славян обратиться к этой книге, чтобы охранить душу от «мерзостного гниения». В Моравии Кирилл «сложил письмена» азбуку для славян, как предполагают, глаголицу, которая позднее была заменена кириллицей, и закончил перевод Евангелия на славянский язык. Вместе с Мефодием он обучал «славянскому письму» в Паннонии. Кирилл скончался в Риме, его гроб был установлен в церкви св. Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Перевод М. В. Бибикова) Речи О, Амастрида 465 , око Пафлагонии, а лучше сказать – почти всей вселенной! В нее стекаются, как на общий рынок, скифы, как населяющие северные берега Эвксина, так и живущие южнее. Они привозят сюда свои и забирают амастридские товары. (Перевод М. В. Бибикова) Похвальное слово славному и всехвальному апостолу Христову Андрею Первозванному и повесть о его хождении на божественную проповедь и совершенных им чудесах 466 ...Он [Андрей] достигает города Воспора 467 , который лежит по ту сторону Эвксинского Понта, близ страны тавроскифов 468 , и недалеко отстоит от Меотидского озера... Соименный мужеству Андрей, посеяв в Воспоре божественные словеса и сделав многих годными к плодоношению, спускается в соседний с ним город под названием Феодосия, где был царь по имени Савромат 469 . Тогда многолюдный, наполненный множеством язычников и расцветавший философами, теперь он совершенно предан запустению и до того обезлюдел и захирел, что ни следа человека в нем не видно, кроме очень немногих тогда и там уверовавших. И оставив их, он прибывает в Херсон 470 , город Скифии, жители которого проводят жизнь по-варварски и неразборчиво, легко вращаемые всяким ветром, легковерные и легко переменчивые, любящие во всем ложь, в вере нетвердые по сей день и непокорные в отношении любого повиновения. Пробыв у них достаточно дней, божественный апостол снова вернулся в Воспор. (Перевод А. Ю. Виноградова. С. 195–197) Константин Багрянородный Большинство исторических и литературных памятников X в. в той или иной степени связаны с именем императора Константина VII Багрянородного (905–959), номинально ставшего правителем в 913 г. после смерти в 912 г. своего отца Льва VI и принявшего после него власть Александра (912–913). Но период самостоятельного правления Константина Багрянородного начался лишь в 945 г. после длительного периода, когда властью в государстве распоряжались регенты, один из которых, Роман Лакапин, стал полновластным императором в 920 г. Для одних дошедших до нас произведений император был вдохновителем и инициатором исторических сочинений, в других случаях, вероятно, «редактором», в-третьих – имя Константина претендует на авторство. Фигура просвещенного монарха, каким традиционно представляется Константин Багрянородный, во многом определила характер и особенности так называемого «македонского ренессанса» конца вв. Василевс покровительствовал Магнаврской школе, которую в наше время ученые поспешили назвать университетом; он задумал и осуществил ряд проектов энциклопедического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010