Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) VI. Современные методы текстологии 1. Классический метод Текстологический метод, широко применявшийся издателями классических греко-латинских текстов, состоит из двух этапов – рецензии и исправления. Рецензия – это отбор наиболее достоверных данных, лежащих в основе текста, после изучения всех имеющихся материалов. Исправление – это попытка исключить те ошибки, которые можно найти даже в самых лучших рукописях 228 . Классический метод стал применяться в текстологии в эпоху Возрождения и позднее, когда внимание людей было приковано к поддельным постановлениям пап и вставал вопрос о раскрытии фальсификаций в церковной истории и истории образования некоторых религиозных орденов. Критический задор ученых был разожжен также появлением большого числа поддельных текстов; например, некто Джованни Нанни (или Иоанн Анний, 1432–1502), доминиканский монах из Витербо, пытался выдать 17 поддельных трактатов за оригинальные произведения древних греческих и латинских авторов 229 . Более смелый подход к критическому изучению церковных документов нашел выражение в XVI b. в деятельности Матиаса Флация и группы лютеранских ученых, создавших известные «Магдебургские центурии». Они впервые описали историю Церкви с протестантской точки зрения. В 1675 г. ученый-иезуит Даниэль Папеброк (Daniel Papebroch) навлек на себя гнев бенедиктинцев из-за того, что поставил под сомнение подлинность документов, составляющих историческую основу некоторых бенедиктинских монастырей. Образованные бенедиктинские монахи из коллегии св. Мавра приняли этот вызов и тем сам " ым способствовали появлению новой науки – палеографии, которая датирует рукописи по манере письма и другим признакам. Первым трактатом, который рассматривал палеографические особенности латинских официальных документов, стал монументальный труд Мауриста Жана Мабилльона (Maurist Jean Mabillion) (1632–1707) под названием De rediplomatica (Paris, 1681). Эта новая научная область была апробирована на материале греческих рукописей другим бенедиктинцем, Бернаром де Монфоконом (Bernard de Montfaucon) (1655–1741), в книге «Palaeographica graeca» (Paris, 1708).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Цезарь Бароний. Гравюра. XVII в. [лат. Baronius, итал. Baronio] Цезарь (31.10.1538, Сора, совр. обл. Лацио, Италия - 3.06.1607, Рим), мон.-ораторианин, кард., историк Церкви. Происходил из знатной семьи. Получил начальное образование в Вероли, изучал богословие и философию в Неаполе, право в Риме. Против воли отца вступил в 19 лет в духовную конгрегацию ораториан , основанную в 1558 г. католич. св. Филиппом Нери , преемником к-рого впосл. он стал (1595). В 1564 г. Б. был рукоположен во пресвитера. С 1594 г. духовник папы Климента VIII , с 1596 г. кардинал, в 1597 г. стал библиотекарем-префектом Ватиканской б-ки . В 1605 г. рассматривался как один из претендентов на папский престол после смерти Климента VIII и чуть позднее Льва XI . Б. известен прежде всего своей издательской деятельностью. В 1580 г. им было издано Житие св. Амвросия Медиоланского. Участвовал в подготовке реформы календаря, проведенной Григорием XIII (1582), в 1582-1586 гг. Б. работал над изданием Римского мартиролога. Из-за ошибок как составителя, так и работников типографии только 3-е издание мартиролога (янв. 1584) получило папское одобрение. Наибольшей популярностью пользовалось пересмотренное и дополненное издание 1586 г. (Martyrologium cum notationibus Baronii ex typografia Dominici Basae. R., 1586), к-рое впосл. неоднократно дорабатывалось. В 1559-1574 гг. протестант. богословами были изданы «Магдебургские центурии» , церковно-историческая компиляция, написанная с позиций сторонников Реформации , где каждый из 13 томов был посвящен одному веку. Б. была поручена подготовка исследования, к-рое с позиций католич. Церкви должно было противостоять «Центуриям». Работа над 12-томными «Церковными анналами» (Annales ecclesiastici a Christo nato. R., 1588-1607), где повествование велось по годам от Р. Х., заняла у Б. ок. 30 лет. Имея возможность работать в архивах и в Ватиканской б-ке, он привлек большое количество документов по истории Зап. и Вост. Церквей, как опубликованных, так и рукописных, включая ранее неизвестные. В своем сочинении Б. попытался критически представить материалы источников. Кроме того, им впервые были использованы археологические данные, в частности результаты раскопок рим. катакомб, предпринятых в 1578 г. В 12-м томе, появившемся в год его смерти, Б. удалось довести изложение событий до 1198 г. Несмотря на то что уже современниками в «Церковных анналах» было замечено много неточностей (гл. обр. в переводах греч. источников), труд Б. получил высокую оценку и католиков, и протестантов. Обе конфессии почитают Б. как «отца церковной истории».

http://pravenc.ru/text/77578.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Джеймс Ашер Ашер [Англ. Ussher, Usher; лат. Usserius] Джеймс (4.01.1581, Дублин, Ирландия - 21.03.1656, Райгит, Англия), англикан. теолог и церковный историк. Происходил из англо-нормандской аристократической семьи, принявшей протестантизм во время англ. Реформации. Магистр (1601), доктор теологии (1614). Профессор (1607-1621) и вице-канцлер (1614, 1617) Тринити-колледжа в Дублине. В 1601 г. рукоположен во священника. С 1621 г. епископ Мита (Ирландия), с 1625 г. архиепископ Арма . В 1634 г. в результате слушаний в присутствии лорд-лейтенанта А. утвердил примат кафедры Арма в Церкви Ирландии по отношению к др. ирл. архиепископии - Дублинской. Во время Ирландского восстания 1641-1652 гг. А. находился в Англии, откуда решил не возвращаться. В 1642-1649 гг. управлял епархией Карлайла. В 1642 г. переехал в Оксфорд. Будучи роялистом и сторонником идеи Божественного происхождения королевской власти, отказался участвовать в Вестминстерской ассамблее теологов (1643-1649). Тем не менее в 1647-1654 гг. был проповедником в ц. Линкольнз-инн в Лондоне. По приказу Кромвеля тело А. было торжественно погребено в Вестминстерском аббатстве. Многочисленные труды А. по истории, хронологии, библеистике подчинены апологии англикан. Церкви. Сторонник епископального устройства Церкви, в догматике и литургике он шел на уступки кальвинистам. Это проявилось, в частности, в 1615 г., когда конвокация поручила ему подготовить проект краткого изложения вероучения и дисциплины Церкви Ирландии. В 1641 г. предложил метод сочетания епископальных и пресвитерианских форм управления в англикан. Церкви - ограничение власти епископа синодом низшего духовенства. Еще в молодости А. поставил перед собой задачу доказать историческую преемственность протестант. Церкви от Самого Христа. Вслед за Я. Слейданом, Магдебургскими центуриями , Дж. Фоксом и Дж. Джуэлом А. разделял историю на 3 периода: тысячелетний период рабства сатаны (от Р. Х. до XI в.), неопределенный период царствования антихриста и царство Христа на земле (см. Хилиазм ). Римское папство - воплощение антихриста. Протестанты являются преемниками истинных свидетелей веры: англ. и ирл. христиан раннего средневековья и тех, кого Римская Церковь считала еретиками,- вальденсов , альбигойцев , гуситов , виклифитов. Поставив перед собой задачу доказать, что Ирландия и Англия получили христианство независимо от Рима, А. опубликовал собрание записок по истории Ирландии VI-XII вв., историю пелагианской ереси и др.

http://pravenc.ru/text/77246.html

Не похож ли в виду этого мифолог, объявляющий, что древняя церковь вся составилась из еврейских и из языческих элементов и составляет лишь один из многих видов синкретизма, на гистолога, который бы увлекся своим микроскопом до потери способности различать человека и свинью? Уголь не заменит алмаза, хотя химически они – одно; цветы и листья не заменят плода; Платон, Филон, Авеста и даже Исайя не заменят Евангелия. Человек верующий, под влиянием данных истории религий, видоизменит, может быть, свои понятия о путях и способах откровения, но и только. Наконец, последнее и самое серьезное недоумение говорит: «История христианства бесспорно важна, но не лучше ли и с ней поступить, как с римской и египетской религией, поручив читать ее, насколько это нужно, преподавателям всеобщей истории? Пусть они не могут изучать ее специально, но зато они будут объективны; а церковная история богословских факультетов вся отравлена теологическими предрешениями и вероисповедной полемикой». Это мнение трудно игнорировать, когда такие ученые, как известный византинист Гельцер, один из лучших учеников Моммзена, печатно выражается так: «Jene conventionelle Fabel, die unter dem Namen Kirchengeschichte auf den seminarien tradirt wird». Действительно, современная церковная история возникла из полемики и реформаторов и католиков («Церковные Анналы» кардинала Барония и «Магдебургские Центурии» Матфия Флация); и доселе, при некотором навыке, при чтении почти всякой церковно-исторической книги не совсем специального содержания можно безошибочно угадывать вероисповедание автора. Но мне кажется, что передача дела в руки не богословов тут едва ли помогла бы. К худу ли, к добру ли, но церковь и христианство не отошли доселе на историческое расстояние не только для богословов, но и вообще для европейской интеллигенции и науки; как во II, так в XVI, так и в XX вв. безмерно большая часть общества может тут только или любить или ненавидеть. Едва ли прав Милюков («Очерки по истории русской культуры», ч. 2, Заключение) говоря, что история создала в русском образованном обществе равнодушное отношение к своей церкви; довольно вспомнить две, три пары имен, чтобы убедиться в противном: Гоголь – Белинский; Хомяков – Герцен; Вл.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

После Барония серьезным достижением католических историков Церкви следует считать «Очерк церковной истории» французского доминиканца, сорбоннского доктора Александра Ноэля, или Наталиса (1639–1724), одно время даже бывшего провинциалом доминиканцев во Франции, но за вольнодумство (в частности, он не признал буллу Климента XI Unigenitus Dei Filius, осуждавшую янсенизм, французский перевод Нового завета, выполненный ораторианцем и янсенистом Пасхазием Кенелем, а также 101 тезис из книги Кенеля «Моральные рассуждения по поводу Нового завета» 16 ) отставленного со всех занимаемых им постов. 26 томов его Selecta historiae ecclesiasticae capita, et in loca ejusdem insignia dissertationes historicae, chronologicae, dogmaticae вышли в Париже в 1676–1686 гг., однако лучшим считается сопровождаемое важными примечаниями и приложениями издание, предпринятое Дж.Д. Манси (Лукка, 1749), которое затем часто перепечатывается. За явные галликанские симпатии книга была включена в Index librorum prohibimorum папой Иннокентием XI (1676–1689). Из других трудов Наталиса отметим его «Догматическое богословие» (Theologia dogmatica et moralis secundum ordinem catechismi concilii Tridentini. 10 vol. P., 1694), написанное в выдержанных томистских традициях, а также исследования, посвященные китайским религиозным обрядам (Conformités des cérémonies chinoises avec l’idolatrie grecque et romaine и Sept lettres sur les cérémonies de la Chine; обе книги вышли в Кёльне в 1700 г.) и принесшие Наталису известность как пионеру сравнительного религиоведения 17 . Протестантская историография после публикации Магдебургских центурий почти сто пятьдесят лет не демонстрирует никаких значительных результатов; в течение этого времени она занята в основном изучением и осмыслением богатейшего источникового материала, собранного в «Центуриях». Кроме того, это было время напряженной догматической работы: реформационная мысль трудилась над детальным обоснованием догматической системы протестантизма, которое осложнялось существенной разноголосицей различных течений, возникавших в ходе Реформации, и появившимся пиетизмом, который практически отрицал точность формулировок в определении веры и полагал сущность христианства только в деятельной благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трудились историки и на Западе. Так, св. Иероним Стридонский перевел хронику Евсевия Кесарийского и продолжил ее до 395 года. Свои хроники составили Сульпиций Север (5 век), ученик св. Августина Павел Орозий (5 век). Кассиодор (5 век) на основании трудов Сократа, Созомена и блаж. Феодорита Киррского составил сокращенную церковную историю. В 9 веке церковную историю составил аббат Анастасий. Следует отметить, что труды древних историков Церкви часто рассматриваются как самостоятельные источники, либо непосредственные (в случае, если описаны события, свидетелями которых были авторы), либо посредственные (если передают события, пользуясь чужими данными или сообщениями). Однако до начала реформации (16 век) развитие церковно-исторической науки являлось скорее собиранием, накоплением фактов. Лишь начиная с 16 века на Западе появляются труды, авторы которых стали критически изучать и систематизировать имеющиеся сведения. Появление этих трудов связано с полемикой между римо-католичеством и протестантизмом.Каждое из этих течений пыталось на основании имеющихся фактов оправдать свою правоту. Первый труд такого рода - «Магдебургские центурии» (1574) был написан коллективом авторов под руководством Матея Флоция. Сочинение охватывает 13 столетий и носит антикатолический характер.Ответом на этот труд стало сочинение католического ученого Цезаря Барония «Аналлы». Эта книга повествует о событиях церковной истории до 1198 года, опровергая протестантскую концепцию церковной истории. Принадлежность Барония к Католической Церкви не умаляет научного значения этой книги. Сочинение это неоднократно переиздавалось, было издано в России по приказанию императора Петра Великого и долгое время было основным историческим сочинением в нашей стране. В начале ХХ века «Аналлы» были переизданы в Москве старообрядцами,относившимися к труду Барония с большим уважением. Среди других историков следует отметить Клавдия Флери, написавшего  на рубеже 17-18 веков двадцатитомную «Историю Церкви», где рассматривается период до 1414 года, а также Готфрида Арнольда (†1714). Этот автор постарался освободиться от полемической направленности истории. Однако автор впал в другую крайность. В его сочинении оправдываются еретики и осуждаются официальные представители Церкви. Взвешенный, отвлеченный

http://bogoslov.ru/article/192533

Здесь конечно лежала возможность отрицательного направления в науке, извращенного понимания истории церкви, как это и видим в рационализме и сектах, но здесь же лежали и задатки оживления, углубления, сознанности и критичности церковно-исторической науки. И действительно, протестантская сфера первая сделала из истории церковной действительную науку, и по крайней мере прочно поставила ее на этом пути. Магдебурские центурии. I. Готтфрид Арнольд. Магдебургские центурии. Готтфрид Арнольд (XVI и XVII в.). Историко-полемическое направление церковной историографии. – Магдебургские центурии, – происхождение их, – план центурий, достоинства и недостатки их, – главная идея центурий, достоинства и еще больше недостатки в изображении папства, – взгляд центурий на ереси и еретиков, – особенности в суждениях об отцах и учителях церкви. – Противодействие центуриям со стороны католицизма. – Бароний и его анналы. Арнольд и его сочинение: «беспристрастная история церкви и ересей», – условия появления труда Арнольда, – суждение его о клире в истории, – мрачное представление истории церкви, особенно с IV века, – чем условливался благосклонный взгляд его на еретиков и ереси и в чем он состоял? – Оценка «истории» Арнольда. Все протестантские историки новейшего времени, с начала реформации, разделяются на несколько групп, последовательно сменявших одна другую, отличающихся одна от другой своими особенностями и научным методом. Эти группы находятся между собою в тесной, взаимной связи. Каждая последующая группа в своей деятельности опирается на научное развитие предыдущей и в свою очередь служит исходным пунктом и основанием для позднейших групп. Этот ход идет без заметных скачков и представляет собой в полном смысле историю развития науки. Ряд церковно-исторических писателей в протестантском мире открывается группой историков-полемистов. В этой группе чистое изучение науки ради самой науки перемешано с интересом полемическим. Историки эти не просто изучают науку, но хотят обратить ее в средство для доказательства правоты своих богословских воззрений и неправоты воззрений противников (римско – католиков). А иногда церковно – исторические сочинения направляются одною протестантскою партиею против другой с подобной же целью. Хотя полемический интерес должен быть чужд истинной науки церковно-исторической, тем не менее в настоящем случае он оказал свою пользу: он в первый раз еще побудил христианский мир к углубленному изучению прошедших судеб церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Комментарии Пажи и продолжение труда Барония, написанное о. Ринальди, были включены в критическое 38-томное издание «Анналов» (Lucca, 1738–1759), предпринятое Джованни Домéнико Мáнси (1692–1769), известным итальянским богословом и историком церковных соборов. В таком виде «Анналы» выходили в последующих переизданиях. До 1590 г. довел «Анналы» (3 vol. Romae, 1856) немецкий историк, канонист и богослов, префект архивов Ватикана ораторианец Августин Тейнер (1804–1874), известный также своей поддержкой противников догмата о папской непогрешимости во время I Ватиканского собора (в конечном итоге он был смещен со всех занимаемых должностей за то, что передал им секретный архивный документ – порядок работы Тридентского собора; неизвестно точно, умер ли он в мире с Церковью ). Он же осуществил полное переиздание труда в 37 томах (Romae, 1856–1883). Бароний (с учетом явления миру Магдебургских центурий«центурий сатаны, которые изрыгнул ад во вред Церкви») заявляет целью своего труда написание полной, точной и истинной церковной истории. He скрывает он и общей тенденции «Анналов»: «Моя задача – через века показать, насколько сознавалось и сохранялось видимое главенство Католической церкви, от Христа Господа установленное, на Петре основанное и от его законных, истинных наследников, римских первосвященников, ненарушимо охраняемое, благочестиво оберегаемое и никогда не повреждаемое». «Анналы», таким образом, должны были стать своеобразной «контрпропагандой» в ответ на пропаганду протестантского учения в «Центуриях». И хотя Бароний в ряде случаев оказывается менее пристрастным, чем авторы «Центурий», все же тенденциозность его (в том числе и в отношении целого ряда источников) несомненна. Несмотря на то что уже современниками в «Церковных анналах» было замечено много неточностей, в основном в переводах греческих текстов, труд Барония получил высокую оценку: и католики, и протестанты почитают кардинала «отцом церковной истории». В 1745 г. папа Бенедикт XIV провозгласил его venerabilis servus Dei («досточтимым слугой Божьим») 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, ранневизантийская церковная историография впитала в себя раннехристианские воззрения на историю, эсхатологические и антиисторические по своему характеру, и одновременно выработала (отчасти используя достижения греко-римской историографии) новые христианские модели интерпретации исторических событий. В трудах ее представителей мы обнаруживаем и идею «пустого», бессобытийного (духовного) времени, и причудливое сочетание внутрицерковной и христиано-имперской тематики, и разные вариации использования теории Мелитона, и попытку прямого синтеза античных и христианских взглядов на историю. Ранневизантийская традиция церковного историописания стала поэтому тем историографическим феноменом, который, с одной стороны, разделил, а с другой – соединил античную и раннехристианскую историческую мысль с европейской средневековой историографией. 416 Прежде всего Диодор Сицилийский. Идея о том, что аморальное поведение вызывает наказание и бедствия, является одной из самых распространенных в позднеантичной литературе, в частности у Тита Ливия, Посидония, Диона Кассия, Плутарха, Аммиана Марцеллина, Флавия Вописка Сиракузянина, Зосимы, Юлиана, Евтропия. 417 Лишь в XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул продолжит Евагрия и напишет еще одну «Церковную историю», которая, однако, дойдет до нас лишь в переложении Фотия 418 Попытку преодолеть рамки локальной церковной истории и рассмотреть ее в более широком христианском и даже политическом контексте предпримут в средние века такие историки, как Беда Достопочтенный , Адам Бременский, Ордерик Виталий, Гуго де Флери. Однако только протестантской историографии удастся в XVI века в полной мере возродить жанр всеобщей церковной истории, прежде всего авторам «Магдебургской центурии». 419 Необходимо отметить, что некоторые западные церковные историки – Иоанн Солсберийский, Толомео да Лукка – в определенной степени испытали воздействие раннехристианской и евсевианской идеи церковной истории как религиозного преемства. 420 В своей попытке соединить христианские и традиционные греко-римские концепции истории Никифор Григора напоминает Евагрия, хотя синтез этот осуществляется у него на гораздо более глубоком философском уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно себе представить, как автор должен был обращаться с историческими источниками, чтобы извлечь из них доказательства своих мыслей. Обыкновенно думают, что полемическо-конфессиональный элемент господствовал в Церковной Истории только в XVI и XVII вв. и что с начала XVIII в. наступила новая эпоха Церковной Истории, открывшись направлением супранатурально-прагматическим. Лучшим представителем этого направления считают Мосгейма (1755). Этого историка действительно трудно упрекнуть в партийности, хотя и он не совершенно чужд ее. Но это направление было лишь кратковременной реакцией. Во второй половине XVIII в. оно сменилось другим направлением, которое по тенденциозности нисколько не уступает направлению Магдебургских Центурий. Это направление, продолжающееся и доселе, может быть названо философско-конфессиональным и, если не прямо то косвенно, полемическим. Под влиянием различных систем философии, оно принимает тот или иной характер, но всегда содержи в себе нечто преднамеренное и партиозное, а следовательно не вполне сообразное с истинными целями и задачами истории. Противоисторичность этого направления особенно ярко выступает в первой серии историков этого рода, писавших под влиянием вольфианской популярной философии, французского энциклопедизма и вообще рационализма. Представителями этого направления считаются Землер, Планк и Генкэ. Историографы так характеризуюсь это направление. Это «направление историографии не есть в собственном смысл историческое. Оно не имело серьезного глубокого призвания изучать историю, объяснять факты протекшей жизни христианской, установить более правильный и верный взгляд на судьбы церкви; история обращает на себя внимание представителей этого направления преимущественно как средство для того, чтобы, если не подорвать значение христианства, то по крайней мере умалить в глазах общества значение религиозного элемента в жизни человека; для этой цели из истории христианства набирались и предъявлялись преимущественно такие факты, которые указывали на темные стороны в истории церкви, и подобные факты историки старались выставлять как самые характеристические, в которых выразилась самая сущность религиозной жизни человечества в прежнее время» 3 . «Направление это -говорит другой историограф – собственно не историческое; оно не имеет никакой привязанности к истории, как к истории, но видит в ней только отрицательный интерес для упражнения на ней своей разрушительной критики». В нем «все сводится к субъективному основанию» 4 . Вообще, в научно-историческом отношении направление это ничтожно; однако, ему приписывают некоторый заслуги и между прочими ту заслугу, что своими крайностями оно вызвало к бытию и деятельности так называемую ортодоксально-протестантскую школу Неандера, в которой мы имеем лучшую обработку Церковной Истории и лучшее понимание христианства и его истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010