Заключением ума в слова молитвы изображается строжайшее внимание к этим словам, без которого молитва подобна телу без души» . Во внимании ума к словам молитвы состоит вся связь устной молитвы с умным деланием, без этого устная молитва не может оказать пользы душе. И потому необходимо произносить молитву неспешно, тихо, спокойно, с умилением сердца, произносить ее чуть вслух, отгоняя все приходящие помыслы и заключая ум в произносимые слова . «Внимательная устная и гласная молитва, – говорит святой Игнатий, – есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная. Научимся сперва молиться внимательно устною и гласною молитвою, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети» . От частого упражнения в гласной молитве уста и язык освящаются, делаются неспособными к служению греху, освящение сообщается и душе. Поэтому святитель Игнатий приводит в пример преподобных Сергия Радонежского , Илариона Суздальского, Серафима Саровского и некоторых других святых, которые не оставляли устной и гласной молитвы в течение всей жизни и сподобились благодатных даров Святого Духа. У этих святых «с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и всё тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека» . Святитель Игнатий достаточно высоко оценивает устную молитву, он советует совершать ее всем без исключения, совершать по указанному способу преподобного Иоанна Лествичника, без самостоятельного поиска последующих видов молитвы, поскольку лишь Господь может преобразовать устную молитву в умную, сердечную и душевную . Устная молитва, когда в ней приобретено и хранится внимание нерассеянным, сама собой переходит в молитву умную, а затем сердечную, что соответствует определенной духовной зрелости . Молитва называется «умною, когда произносится умом с глубоким вниманием, при сочувствии сердца» . Способ преподобного Иоанна Лествичника уже приносит плод: ум привыкает заключаться в словах молитвы, внимание ума становится более глубоким, при этом уму содействует сердце.

http://pravoslavie.ru/66179.html

Когда чувствовала беспорядочные движения в теле, не обращая особенного внимания, творила молитву Иисусову, спрашиваешь – так ли делаешь? – Это так (прп. Иларион, 20). Писала, понуждаешь себя на призывание имени Иисусова, чувствуешь пользу, хотя и не имеешь такого сокрушения, какое бы хотела иметь. Думаешь, не враг ли тебе представляет пользу молитвы? Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить, противоречить не твоей еще меры (прп. Иларион, 20). Побеждалась в заутрени дремотой от малого сна и, чтобы разогнать дремоту, творила молитву Иисусову с поясными поклонами. При Иисусовой молитве поклоны класть не следует. Молитва при [каждом] дыхании должна быть, но чтобы незаметно было бы для других. И поясные поклоны должно класть в свое время, только когда полагаются Уставом (прп. Иларион, 20). Помысел мучает тебя, что если будешь горячо стараться о молитве Иисусовой, впадешь в гордость. Если будешь как должно проходить молитву Иисусову, то ничего этого не будет (прп. Иларион, 20). Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной, за оставление же укорять себя и каяться со смирением, но не смущаться, потому что смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела (прп. Амвросий, 3, ч. 2). K молитве простирайся, елико можешь, поминая сказанное тебе при пострижении, как тебе давали четки: «Вот тебе, сестра, меч духовный. Глаголи выну во уме, во устех, в мысли, в сердце: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Держись и ты этого предписания, и как будет тебе возможно, так и произноси молитву, иногда умную, иногда устную, а на свободе и сердечную, если Бог поможет. А при немощах и неисправностях кайся и смиряйся, но не смущайся (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Господь нам дал Церковь. Церковь - это тело Христова, а Глава этого тела     сам Христос. Если мы ходим в церковь, то получаем благодать Божию и этим живем     если бы в церкви не было благодати, народ бы туда не ходил – если бы в колодце не было воды, никто бы к нему не ходил, заросла бы дорожка бурьяном. Поскольку Господь нам дает благодать  в Таинствах Покаяния, Причащения, человек получает радость, душевный мир и покой. Благодать никто, кроме Господа, не даст, на базаре или заграницей ее не купишь. Тем людям, которые в церковь не ходят, не каются, неинтересно жить, у них душа захламляется, ищет утешений в спиртных напитках, всякую грязь в интернете. От этого становится только хуже, и многие кончают жизнь самоубийством, а все от того что благодати Божий в душе нет, нет радости, мира и покоя. Телефонный звонок:     В некоторых храмах опускается ектенья об оглашенных. Насколько это правомочно? Второй вопрос про молитву Иисусу. В последние времена спасаться будет тот, кто призовет имя Божие, т.е. тот, кто будет владеть Иисусовой молитвой. Есть ли монахи, которые владеют этой молитвой и может ли мирянин тоже овладеть ей? Архимандрит Амвросий (Юрасов):    Спаси Господи. У нас в Академии при Троице-Сергиевой лавре был профессор А.И.Георгиевский. Как-то на  занятие к нам  пришел патриарх  Пимен. Профессор задал Святейшему этот вопрос, на что  Святейший ответил: «Ни в коем случае нельзя убирать ектенью оглашенных. Хотя, оглашенные это те, кто готовится принять Крещение, все мы нарушили крещальные обеты, поэтому вместе с оглашенными, когда говорят  «Главы ваши Господи приклоните»,  должны приклонить голову. Ни в коем случае нельзя выбрасывать ектенью, потому что литургия составлена Духом Святым». Про молитву Иисусову. Святые отцы говорят, что молитва Иисусова бывает трех родов. Устная, когда мы вслух произносим «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (или грешную)».  Умственная (или умная), когда мы молитву читаем в уме. Сердечная, когда мы избавимся от гордыни, тщеславия, самолюбия, упрямства, молитва эта, по милости Божией, будет твориться в сердце:  человек спит, а душа бодрствует и молитва идет,  человек просыпается, а молитва в сердце бьется. Если человек в страстях, ему вредно читать молитву Иисусову, лучше читать «Пресвятая Богородица, спаси нас» или «Богородица Дева, радуйся». Ко мне в Иванове, когда я служил  в соборе, подошла пожилая женщина и рассказывает: «Батюшка, я постоянно читаю молитву Иисусову. Чувствую тишину в душе, мир, покой, радость. На все, что меня окружает, смотрю с радостью, с благодарностью Господу, Который всё это чудно создал». Конечно, это дар Божий. Нельзя  считать, что я достиг чего-то, вот уже и молитву непрестанно читаю. Себе приписывать никогда ничего не надо. Апостол Павел был вознесен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы,  но говоря об этом, называл какого-то человека, а не себя: «Знаю человека во Христе» (2 Кор.12, 2).

http://radonezh.ru/text/den-angela-khran...

Ему [Господу] покоритесь со смирением и посекайте мечом духовным врагов ваших, но только устно призывая имя Иисусово, а не умственно, и со смирением, опасаясь помыслить, что при успокоении уже победил врагов. Они и в этом имеют хитрость: притворяться быть побежденными, чтобы обольстить самомнением, и после больше будут иметь силы к приступу за гордость попущаемому (прп. Макарий, 20). Молитву Иисусову можно творить и в обществе умом с произношением тихо слов, не отверзая уст, но главное, тут нужно смирение, с чувством мытаря (прп. Макарий, 20). О памяти Иисусовой ты пишешь, что не имеешь ее всегда и не имеешь чувств, какие имела прежде, об этом я выше тебе писал, а молитва Иисусова, когда будет со смирением проходима, то водрузится, а чуть увлечется ум во мнение, то или от нее отпадает, или обольщается. При молитве подвизайся на заповеди, а не ищи теплоты: сия возвышает, а заповеди смиряют. «Прежде времени бедственно искать высоких» (прп. Макарий, 20). Ты, М. М., жалуешься на себя, что всегда как станешь творить молитву Иисусову, то и засыпаешь, и от этого смущаешься; не надо смущаться, лучше засыпать с молитвой, нежели с какими-нибудь дурными помыслами. Когда же хочешь потрезвеннее ее исправлять, то пораньше проходи. Опасайтесь искать в себе высокого устроения, а смиренными ведитесь, вменяя себя быти отребье 174 (прп. Макарий, 20). Молитесь усердно Господу Богу и хладное сердце свое разогревайте сладчайшим именем Его, поскольку Бог наш огнь есть. Это призывание и нечистые мечтания истребляет. И сердце согревает ко всем заповедям Его. А посему молитвенное призывание сладчайшего имени Его должно быть дыханием души нашей, должно быть чаще биения сердца нашего (прп. Антоний, 20). Читая писания святых отцов, видишь, что желающему очистить сердце от страстей нужно призывать Господа на помощь. – Это так, но ты не можешь творить молитву Иисусову без расхищения мыслей. С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы, она приобретается многим временем и трудами; как писание святых отцов говорит: «Бог дает молитву молящемуся», – а молиться все-таки продолжать надо, устами и умом (прп. Иларион, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1. Устная молитва (молитва Иисусова произносится в келье вслух, устами, громко или тихо). 2. Умная молитва (она произносится про себя, одним умом). 3. Умно-сердечная молитва (особо глубокая молитва, во время которой ум соединяется с сердцем, а, лучше сказать, ум воссоединяется с сердцем). Далее следует ступень непрестанной, самодвижной молитвы. Не будем о последних, самых высоких, ступенях подробно говорить. Лучше остановимся на первых двух – они к нам ближе. Устная и умная молитва На всенощной, конечно, не услышишь устную Иисусову молитву, однако там чтец произносит, например, молитву Отче наш. Эту молитву чтеца можно назвать устной молитвой? Да, в широком смысле. А кто-то из прихожан одновременно с чтецом мысленно произносит всё те же слова молитвы Отче наш. Эту молитву прихожанина можно назвать умной молитвой? В общем, тоже да Почему я делаю такие оговорки: «в общем, тоже да»?.. Потому что Отче наш явно отличается от умной Иисусовой молитвы. Чем отличается? Слова другие и слов больше. Вот молитву Иисусову традиционно называют краткословной молитвой. Молитва Отче наш не настолько краткословная Что особенного в краткословной молитве Иисусовой? Она такая краткая, что на ней немощному рассеянному человеку легче всего сохранить внимание. А молитва без внимания, что тело без души, – безжизненная стихия, печальное явление. Поэтому в краткословной молитве легче упражняться, легче отследить, как по ходу упражнений меняется молитва. Итак, понятие «устная и умная молитва» традиционно относят к краткословной, многократно повторяемой молитве Иисусовой, но по сути его можно бы прилагать и к не столь краткословной однократно повторяемой молитве Отче наш. Так что же происходит в храме? Чтец на всенощной совершает устную молитву Отче наш, а прихожане – умную молитву. Если кому-то из прихожан придет в голову присоединить свой собственный голос к голосу чтеца, то неизбежно возникнет какофония, и его аккуратно попросят молиться про себя. Что же получается? На всенощной в храме стоит 200 человек прихожан. Лишь один чтец творит Отче наш как устную молитву, а 199 призваны в это время произносить те же слова, только как умную молитву.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-molitsya-...

Восхождение по исихастским ступеням называется умным деланием ( πρ ξις νοερ); неотъемлемой частью его является краткословная молитва . Сперва подвижник совершает краткие молитвы вслух, во весь голос или шепотом. Такая практика Иисусовой молитвы носит название устной молитвы (человек обращается к Богу умом с помощью уст). Приобретая навык в молитве, человек переходит к умной молитве ( νοερ προσευχ). Человеческий ум совершает ее без помощи речевого аппарата, поскольку ум приобрел навык и окреп так, что для молитвы он уже не нуждается в поддержке телесным действием 184 . Устная и умная молитва развивается на ступенях очищения (покаяние, борьба со страстями, безмолвие). Постепенно очищая и храня ум от страстных помыслов, аскет готовится к тому, чтобы умная молитва сменилась умно-сердечной молитвой. На следующей за безмолвием ступени происходит сведение ума в сердце – это событие радикального переустройства человеческих энергий, поэтому его именуют κστασις (ис-ступление). Опыт экстасиса не принадлежит к общечеловеческой повседневности 185 . Молящийся ум исихаста выходит из почти неуправляемого потока помыслов, из состояния повседневной рассеянности помыслов, но ум исходит не в состояние безумия, а в сердце. Ис-ступление ума из «головного делания» подвижника является событием в-ступления ума в «сердечное делание»; ис-ступление ума ( κ– στασις) влечет за собой в-ступление ума ( ν– στασις), схождение ума в сердечные глубины ( κατβασις τ ο νος ε ς καρδαν), то есть человек переживает исступление-вступление ( ε σοδοξοδος) ума 186 . Благодаря сведению ума в сердце подвижник переходит из режима блуждающих помыслов в режим целеустремленных помыслов. Экстасис умно-сердечной молитвы принципиально отличается от безумного религиозного экстаза, хорошо известного на примере шаманского камлания 187 . Практика краткословной Иисусовой молитвы может привести человека и к безумному экстазу, только если он незаконно подвизается. Положим, аскет не борется как должно со страстью гнева ( ργ), позволяет себе раздражаться на кого-либо и печалиться от полученных обид, и при этом он усердно практикует умную молитву. Страстной помысел гнева препятствует ходу его молитвы. Подвижник, заметив на пути к умно-сердечной молитве препятствия, связывает их не с действием гнева, а с какими-либо внешними обстоятельствами и пытается насильно свести ум в сердце. В итоге он переживает безумный религиозный экстаз, принимает его за долгожданное сведение ума в сердце и попадает в состояние прелести. Затем он культивирует подобные экстазы, думая, что в этом и состоит законный молитвенный подвиг. Опыт исступления ума на краткословной молитве в данном случае будет ложным. В этом опыте под видом благодати будет действовать страсть гнева и лежащее в основе гнева самолюбие, которое не дает человеку адекватно оценить свои действия, дойти до беспристрастной самооценки. Известно, что прелесть постепенно приводит человека к умопомешательству 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

По-крайней мере… точно указать, какую стадию подразумевает преподобный Иоанн, нельзя, возможно он имеет в виду и более высокую стадию, вплоть до чистой молитвы . Про умно-сердечную молитву преподобный Иоанн прекрасно знал, достаточно вспомнить его яркий образ ума-епископа, который приносит Христу словесные жертвы в сердце (Леств. 28:51). Если ум в сердце молится Иисусу Христу, то это и есть умно-сердечная молитва. О более высокой стадии в делании Иисусовой молитвы преподобный тоже свидетельствует. Причем он открывает свое сокровенное желание, говоря о себе: совлекаясь помышлений, хочу по милости Божией «непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе» (Леств. 28:25). Из этого текста ясно, что речь идет о 4. непрестанной молитве . Между тем, в русском тексте «Лествицы» дается не буквальный перевод, а аскетическая интерпретация. Исходный греческий текст гласит: хочу «неразвлеченно всегда в молитве прилепляться к Тебе» (греч.: апериспастос диа пантос ен просевхи просколласфе Си , PG 88:1133C). Как видим, в оригинале нет знаменитых исихастских терминов «безмолвие» и «непрестанная молитва». Но, без сомнений, преподобный Иоанн говорит о непрестанной молитве, только чуть иначе Итак, Иоанн Лествичник уже в VII в. обозначил ступени молитвы Иисусовой, которые впоследствии будут определены так: устная молитва, умная молитва, умно-сердечная молитва, непрестанная молитва. Полагаю, что в «Лествице» мы находим самое раннее свидетельство о последовательных ступенях Иисусовой молитвы. Лествица Иоанна Лествичника (икона из собрания монастыря Святой Екатерины, XIII век) Ступени совершенства и обзор всей «Лествицы» Преодолевая страсти, безмолствуя от греховных помыслов, молясь умом в сердце непрестанно, подвижник достигает ступени бесстрастия (Леств. 29). В бесстрастии преподобный тоже различает свои степени и называет его «несовершаемым совершенством». Согласно «Лествице», весь христианский подвиг направлен к любви. Духовные упражнения должны взращивать любовь к Богу и к людям, иначе в них нет смысла. Высшая степень лествицы связана с любовью. Бесстрастие подвижника не является апатичным равнодушием , оно движется любовью Божией . Авва Иоанн напоминает, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Тот подвижник, кто достигает богоподражательной любви, питается огнем небесным, становится подлинным богословом, приобщается к созерцанию (Леств. 30: 19, 20).

http://pravmir.ru/prikrovennoe-uchenie-l...

Здесь пока ничего прикровенного как будто нет. Монастырь святой Екатерины Затяжная борьба со страстями                      На ступенях с 8-й по 26-ю преподобный Иоанн рассказывает о борьбе со страстями . Львиная доля книги. И по праву. Мы в «Лествице» вычитаем и знаменитые восемь основных страстей, и другие страсти, с которыми человеку надо справиться. Авва Иоанн рассказывает о специальных духовных упражнениях , они приучают человека лучше воевать со страстями (Леств. 18-21). Борьба со страстями дает монаху смиренномудрие : смиренное сознание своей немощи помогает человеку получить от Бога большую силу – и снова сражаться (Леств. 25). Теперь о прикровенном. Переходя от борьбы со страстями к более высоким ступеням, преподобный Иоанн касается вещей, о которых лучше говорить кратко и прикровенно. Синайские скалы Что приходится на середину молитвенного восхождения? Ступень священного безмолвия (исихия, Леств. 27) преподобный понимает не только как тихие внешние условия жизни на далеком отшельничестве, но и как непрерывную службу Богу, собирание ума и частое призывание Господа Иисуса в молитве. Молитвенно восхождение к Богу происходит так: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу» (Леств. 28:19). Вот и прикровенное учение о ступенях Иисусовой молитвы ! Начало молитвы требует элементарной внимательности, хотя это и нелегко дается, но доступно всем нам: кающимся и борющимся со страстями. А вот середина молитвы относится уже к безмолвнической жизни: подвижник сперва произносит Иисусову «однословную молитву» (см. Леств. 28:10, 27:61), а потом помышляет ее. Здесь прикровенно указаны две стадии в делании Иисусовой молитвы: 1. устная молитва (она произносится), 2. умная молитва (она помышляется). Преподобный Иоанн Лествичник Следующую стадию молитвы преподобный Иоанн обозначает как «восхищение ко Господу» (греч.: арпаги прос Кирион , PG 88:1132D). Эту стадию молитвы надо понимать, по крайней мере, – как 3. умно-сердечную молитву .

http://pravmir.ru/prikrovennoe-uchenie-l...

Сравним эту ситуацию с другой: на Литургии диакон и те же прихожане, 195 человек, поют Отче наш – это не совсем классическая устная молитва, в аскетической терминологии это именуют пением молитвенным. Одновременно с этим пением, в алтаре предстоятель совершает Отче наш как устную молитву , а прочее духовенство и алтарники совершают Отче наш как умную молитву . Приступим к выводам Получается, что на приходе во время службы мы все призваны приносить Богу умные молитвы, а некоторые из нас в какие-то моменты службы приносят устные молитвы. Что легче? Как известно, молиться устно на весь храм, – это требует некоторых специальных навыков. Чтецу нужно заранее долго готовиться, чтобы делать это чинно, без запинок, громко, спокойно и отчетливо. Вроде бы проще в это время стоять тихо в народе, ни единого звука не издавая. Однако же многим людям легче молиться, именно когда они произносят слова устами. И сложнее молиться, если вслух слова не звучат. Эта сложность возникает, когда человек делает переход от устной молитвы к умной молитве. Такой переход требует некоторого навыка в молитве. Похожая ситуация встречается не только в духовной жизни, но и в обычной учебе. Так ребенок поначалу с трудом осваивает устное чтение , то есть чтение вслух. И лишь получив достаточный навык в устном чтении, ребенок переходит к чтению про себя , так сказать, – к «умному чтению». Вернемся теперь к теме молитвы. В храме люди иногда молятся устно, это фактически значит, что все мы, приходя под церковные своды, призваны к «приходской умной молитве». Значит, всем нам хорошо бы иметь навык в «домашней устной молитве» – не такой, конечно, краткословной, как Иисусова молитва. Мало просто тихо постоять в народе, послушать певчих и молитвы священника. Нужно постепенно участвовать в службе, молиться вместе со священником и певчими. Причем молиться в основном про себя, не вслух. Непростая задача? Однако задача достичь «приходской умной молитвы» вполне по плечу каждому. Каждому! Чтобы это лучше почувствовать, сравним умную молитву с умно-сердечной молитвой. Разница огромная. И общепризнанный факт, что умно-сердечная молитва отнюдь не является уделом каждого из нас. Она представляет собой особенный Божий дар и добрый плод усердного продолжительного духовного подвига под руководством опытного наставника. «Приходская умная молитва» – все-таки другое дело, она более общедоступна.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-molitsya-...

Пишешь, что, потеряв молитву сердечную, ты осталась точно обезоружена. Я тебе уже писал, что во всех твоих искушениях и во всех необыкновенных действиях, бывающих с тобой, ты не должна оставлять молитвы. Не можешь молиться сердечной молитвоймолись умом или устами: как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда иметь имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устах своих. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А в тебе заметна неуместная настойчивость на своем, чтобы непременно была у тебя сердечная молитва, и когда ее нет, то и вовсе остаешься без молитвы. Пишешь, что когда с трудом старалась найти место сердечное, то стало тебя бороть осуждение ближних. Это и показывает, что молитва твоя еще неправильная, потому что плод истинной молитвы – смирение и любовь к ближнему (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Я тебе не советовал проходить умную молитву, а творить сию молитву по твоей мере устно, как пишет святой апостол Павел: непрестанно принося Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его ( Евр. 13, 15 ); умом же призывать Божию помощь лишь тогда, когда найдут скверные помыслы и устно сотворить молитву бывает неудобно по причине близкого присутствия других или идет церковная служба (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым соском, ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии, потому и требуется молитва, особенно во время смущения и за себя, и за оскорбивших: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных» (прп. Амвросий, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010