Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 29. О многотерпеливом Иоанне затворнике Все рожденные на земле первому человеку подобны образом и все равную с ним страсть приняли, ибо, увидев красоту запрещенного плода, не удержался он, и ослушался бога, и был порабощен страстями. Когда создан он был, то не имел на себе порока, как божие создание: господь бог наш, взяв прах земной своими руками пречистыми и непорочными, создал человека благого и исполненного добром, но он, из грязи созданный, возлюбил земное, за наслаждениями земными погнался, и наслаждения эти овладели им, и с тех пор страсти владеют родом человеческим, и к новым наслаждениям стремятся люди, и побеждаются ими всегда. И я один из них — побеждают меня страсти, и порабощен я ими, смущают помыслы душу мою, и покоряюсь я им и неодолимое желание влечет ко греху, и нет мне подобного на земле по множеству грехов моих, в которых я и до сего часа пребываю. Но тот один из всех обрел истину, предав себя божьей воле и заповеди его сохранивши непорочно, в чистоте сохранил он свое. тело и душу, чуждый всякой скверны плотской и духовной. Я разумею Иоанна преподобного, затворившегося в тесном месте пещеры. Там пребывал он в великом воздержании тридцать лет, многим постом обуздывая и терзая тело свое и нося на всем теле своем тяжкие вериги. Часто приходил к нему один из братии, томимый, по действию дьявола, вожделением плотским, и просил он блаженного Иоанна молить бога за него, чтобы господь избавил его от страстей и утолил похоть плотскую. И много раз приходил он с этой просьбой. Блаженный Иоанн говорил ему: «Брат, мужайся и крепись, потерпи господа ради и старайся сохранить пути его, и он не оставит тебя в руках врагов и не предаст нас на растерзание зубов их». И отвечал брат затворнику: «Поверь мне, отче, если не облегчишь муку мою, то я покоя не найду и стану переходить с места на место». Тогда блаженный Иоанн сказал ему: «Зачем хочешь ты предать себя на съедение врагу? Уподобишься ты человеку, стоящему на краю пропасти, и когда враг подойдет внезапно, столкнет его вниз, и люто будет падение его, так что не сможет он уже встать. Если же здесь останешься, в святом и блаженном монастыре сем, — подобен будешь мужу, стоящему далеко от пропасти, и враг будет стараться спихнуть тебя в нее и не сможет, пока господь не извлечет тебя терпением твоим из рва страстей и грязной тины, и утвердит на камне ноги твои. Но выслушай меня, чадо: я расскажу тебе все, что случилось со мной в юности моей.

http://sedmitza.ru/lib/text/438107/

Прп. Моисей Угрин. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в., Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Основные сведения о М. У. содержатся в древнейшей части Киево-Печерского патерика , где ему посвящено Слово 30 («О преподобнем Моисии Угрине»), написанное прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архим. прп. . О нем прп. Поликарп упоминает и в Слове 29 («О многотерпеливем Иоанне Затворнице»). Краткие известия о М. У. находятся также в поздних источниках: Тверском сборнике - летописном памятнике XVI в. и Житии прп. Ефрема Новоторжского, составленном в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в. (автором последнего принято считать иеромонаха Юрьева новгородского мужского монастыря Иоасафа). Впрочем, эти сведения не имеют самостоятельного значения, поскольку восходят к рассказу Патерика. О М. У. сообщало несохранившееся древнее Житие прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова, к-рыми прп. Поликарп завершает рассказ о чудесном исцелении святым одного из киево-печерских монахов, одержимого плотской страстью: «Се же вписано есть в житии святаго отца нашего Антониа, еже о Моисеи, бе бо пришел блаженный в дьни святаго Антониа» ( Абрамович. 1991. С. 148). По мнению А. А. Шахматова , Житие прп. Антония было основным источником сведений прп. Поликарпа в его работе над жизнеописанием М. У. Согласно др. т. зр., высказанной Ю. А. Артамоновым, ссылка агиографа на Житие прп. Антония («Се же вписано есть..») имеет отношение только к рассказу о чуде. Прп. Поликарп не прибегал к обширным заимствованиям из письменных источников, а только использовал их для воссоздания исторической канвы своего повествования, о чем свидетельствуют ссылки агиографа на «Повесть временных лет» (далее: ПВЛ) и Житие прп. Феодосия Печерского (согласно Артамонову, составлено в нач. XII в.). Пересказывать Житие прп. Антония или делать обширные выписки из его текста не имело смысла, поскольку оно было хорошо известно читательской аудитории прп. Поликарпа ( Артамонов. 2001. С. 24-29). В. Д. Королюк полагал, что основным источником рассказа о М. У. являлась светская повесть, основанная на памятнике польского происхождения. Однако этот вывод не был подкреплен соответствующим источниковедческим анализом ( Королюк. 1952. С. 72).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Тогда свет божественный, как солнце, осиял меня, и услышал я голос, говоривший мне: «Иоанн, Иоанн! вот тебе помощь, прочее же от тебя зависит: следи за собой, чтобы не было с тобой чего-нибудь горше, и не пострадать бы тебе в будущем веке». Я же поклонился и сказал: «Господи! Зачем же оставил ты меня в такой злой муке?» И отвечал мне, говоря: «По мере силы терпения твоего я навел на тебя искушение, чтобы ты очистился чрез него, как золото в огне. Господь не посылает человеку испытания выше силы, чтобы он не изнемог; но, как хозяин, рабам крепким и сильным тяжкие и большие дела поручает, немощным же и слабым определяет малые и легкие. Знай же вот что: при борьбе с плотской страстью, о которой ты молишься, молись лежащему против тебя мертвецу, чтобы он облегчил тебя от блудной брани; сей более Иосифа сделал и может помогать сильно страждущим такою страстью». Я же, не зная имени, начал взывать: «Господи, помилуй меня!» Уже потом узнал я, что это Моисей, венгр родом. И пришел на меня свет неизреченный, в котором и ныне пребываю, и не имею нужды в свече ни ночью, ни днем; да и все достойные, приходя ко мне, наслаждаются этим светом и ясно видят утешение его, осветившего мне ночь, ради надежды на свет будущий. Мы погубили ум свой плотолюбием, и творящий праведное Христос посылает страсть на нас, погрязших в грехе, чтобы нас испытать. Но, брат мой, я говорю тебе: «Помолись этому преподобному Моисею, и он поможет тебе». И взявши одну кость от мощей этого святого, Иоанн подал ее брату и сказал: «Приложи ее к телу своему». Тот сделал так, и тотчас утихла страсть, омертвели члены его, и с тех пор не было ему искушения. И возблагодарили они вместе бога, прославляющего святых своих, угодивших ему при жизни, и по смерти наградил он их даром исцеления и венцами нетленными украсил, и царства своего сподобил. Слава ему с отцом и святым духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/438107/

Всю жизнь свою неутомимо боролся я с помыслами плотскими. И сначала жестокой я сделал жизнь свою воздержанием в пище. И потом, не зная, что еще сделать, не в силах терпеть борьбы с плотью, задумал я жить нагим, и надел на себя вериги тяжкие, которые с тех пор и доныне остаются на теле моем, и сушит меня холод и железо. Наконец прибег я к тому, в чем и нашел пользу. Вырыл я яму, глубиною до плеч, и, когда пришли дни святого поста, вошел я в яму и своими руками засыпал себя землей, так что свободны были только руки и голова, и так, под этим тяжким гнетом, пробыл я весь пост, не в силах шевельнуть ни одним суставом, но и тут не утихли желания плоти моей. К тому же враг-дьявол страхи разные наводил на меня, чтобы выгнать меня из пещеры, и ощутил я его злодейство. Ноги мои, засыпанные землей, начали снизу гореть, так что жилы скорчились и кости затрещали, потом пламень достиг до утробы, и загорелись члены мои, я же забыл лютую ту боль и порадовался душою, что она очистит меня от такой скверны, и желал лучше весь сгореть в огне том, господа ради, нежели выйти из ямы той. И вот увидал я змея, страшного и свирепого, который хотел всего меня пожрать, дыша пламенем и обжигая меня искрами. И так много дней мучил он меня, чтобы прогнать из пещеры. Когда же наступила ночь воскресения Христова, вдруг напал на меня лютый тот змей и пастью своей ухватил голову и руки мои, и опалились у меня волосы на голове и бороде, как ты можешь видеть и теперь. Я же в пасти змея того уже был и возопил из глубины сердца своего. Молитва: «Господи боже, спаситель мой! Зачем ты меня оставил! Сжалься надо мной, владыко, так как ты единый человеколюбец. Спаси меня, грешного, единый боже безгрешный! Избавь меня от скверны беззакония моего, да не увязну в сети вражеской во веки веков! Избавь меня от зубов врага сего! Вот он, рыкая как лев, ходит, желая меня поглотить. Воздвигни силу свою и прийди, чтобы спасти меня; блесни молнией своей и прогони его: пусть исчезнет он от лица твоего!» И когда я окончил молитву, вдруг блеснула молния, и лютый тот змей исчез от меня, и после того я не видел его и доныне.

http://sedmitza.ru/lib/text/438107/

Относительно затворничества сделано нарочитое каноническое узаконение 6 вселенским собором (правило 41); оно гласит: «Желающие в городах или в сёлах удаляться в затворы и себе внимать в уединении, сначала должны входить в монастырь и обучаться отшельнической жизни и в продолжение трёх лет в страхе Божьем повиноваться начальнику обители и во всём, как подобает, исполнять послушание. И таким образом засвидетельствовать своё произволение на таковую жизнь и испытываться от местного предстоятеля (т. е. епископа), что от всего сердца добровольно её избирают. После этого ещё один год пребывать (им) вне затвора, чтобы намерение их обнаружилось вполне, ибо тогда они представят удостоверение, что стремятся к этому уединению не ради тщетной славы, а ради самого истинного блага. По исполнении такового времени, если пребудут в том же намерении, пусть затворяются, но уже да не будет им позволено оставлять такого пребывания, когда захотят, разве когда заставит их общественная польза или другая нужда, до смерти их угнетающая, и то с благословением местного епископа. А тех, которые дерзнут исходить из их обиталищ без указанных причин, во-первых, силой заключать в помянутом затворе, а потом врачевать постами и иными строгостями, ибо знаем по написанному, что никтоже возлож руку свою на рало и обращся вспять управлен есть в царствие небесное». Подвизание посредством затворничества было у нас в период до-монгольский более или менее распространено и употребительно. Об этом необходимо заключать, во-первых, из Патерика (у Поликарпа о затворниках Никите, Лаврентии и Иоанне многотерпеливом), во-вторых и ещё более из летописи (Лаврентьевской), которая под 1175г. даёт знать, что были многие затворы по монастырям, не только в Киеве, но и в других городах 1219 . Не знаем, пребывали ли наши затворники в своих затворах неисходно, как того требует правило соборное; но имеем указания, что некоторые из них пребывали в них очень подолгу: так о многотерпеливом Иоанне, затворнике Печерском, говорится в Патерике, что он пробыл в затворе «в великом воздержании, многим постом удручая и томя плоть свою и нося на всем теле тяжкие железа, 30 лет 1220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На лл. 170 об.–181 Слово цркви печерски. По сравнению с текстом Кассиан. редакций, есть несколько вставок, между прочим, хронологических дат: так, обозначен год битвы кн. Ярослава с «лютым Мстиславом», но не 6532, как в летописях, а – 6533; при словах «сеи дастъ же ему на руц и сна своего Георги – добавлено «в лето 6658»; перед рассказом о пришествии иконописцев из Царьграда замечено: «соруженни же суще бжтвенни тои цркви и совршенни въ десятое лто по мастеръ црковныхъ в лто 6592. въ княжение великого всеволода рославича»... 281 Следующие дальше Жития: Стефана демественика (л. 181 и д.), Дамиана презвитера (л. 184), Иеремии прозорливого (л. 185 об.), Матфея прозорливого (л. 186), игумена Никона (л. 187), игумена Варлаама и Ефрема скопца (л. 190 об.), Исаии, – все эти жития взяты в своей основе из Несторова Жития Феодосия Печерск. и Слова о первых черноризцах Печерских, но снабжены теми риторическими подробностями (вступлениями и заключениями), какие мы теперь читаем в печатных славянских изданиях. Между житиями Никона и Варлаама вставлен отрывок из Слова о создании церкви Печерск.: « и чюдо изрядно въ бжественнои печерско цркви» (л. 189 об.). За известием о смерти Исаии Ростовского «в лто 6598 на второе лто по цркви печерския маия въ 282 – находим «извещение о ростовски епископх», постриженниках Печерского монастыря. Послания Симона к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину вошли в нашу редакцию Патерика в совершенно разрозненном виде. Сначала идут отдельные жития из второго послания: о преп. Моисеи Угрине (л. 200), о преп. и многотерпеливом Иоанне Затворнике (л. 205 об.) 283 , о Никите Затворнике (л. 212 об.), о Лаврентии Затворнике (л. 214 об.), о Алимпии иконописце и чудотворце (л. 215 об.), о Агапите, безмездном враче, о Григории чудотворце (л. 225 об.) 284 , о Прохоре черноризце (л. 229), о Марке Печернике (л. 233 об.), о св. Феодоре и Василии (л. 239). Затем рассказывается о нашествии Половцев на русскую землю и пленении Киева в 6601 г.: «тогда же едины мечи поскоша, ины же в плънь со собою поведоша. ихже зд наменихомь блженнаго Евстратия. Никона и прочихъ»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Послание Поликарпа к Акиндину помещено раньше Послания Симона, и при этом основной порядок отдельных Слов нарушен очень существенно: Никита Затворник (82–5), Лаврентий Затворник (81–87), Чудо о Иоанне и Сергии (87–89), Алимпий Иконописец (89–96), Агапит (96–102), Григорий Чудотворец (102–108), Иоанн Многотерпеливый (109–110), Моисей Угрин (110–116), Прохор Лебедник (117–122), Феодор и Василий (122–131), Пимен Печерский (132–136), Спиридон Проскурник (137–8), Евстратий Постник (138–141), Никон (141–3), Кукша и Пимен (143–4), Афанасий Затворник (144–5), Никола Святоша (146–152), Еразм (153–4), Арефа (154–5), Тит и Евагрий (156–7), Нифонт Печерский (157–9), Онисифор (160–1). В конце Патерика: о смерти арх. Поликарпа и поставлении на его место Василия (162), чудо в Пещерах в день Пасхи 1463 г. и «О gtowach SS. Pieczarskich, z ktorych olejek swiety plynie» (164–6). В некоторых местах 269 текст Печерск. Патерика пополняется известиями, заимствованными у разных польских летописцев и историков: Длугоша, Стрыйковского, Бельского, Ваповского (Vapovius) и др. 270 . 7. Редакция Иосифа Тризны Редакция Печерского Патерика, составленная «тщанием и повелением боголюбивого архимандрита св. великия пресветлыя царския Лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (1647–56 гг.), – очень мало обследована 271 . Ундольский, давший нам заметку «Иосиф Тризна, редактор Патерика Печерскаго» 272 , ограничился лишь простой перепечаткой « главления вещеи же в книзе се», помещенного на первых семи листах рукописи, так что, напр. «Житие преп. оца ншего Стефана демественика, архимандрита бывшаго свтыя лавры Печерския» (л. 181), случайно пропущенное в Оглавлении, не указано и Ундольским. Впрочем, Ундольский и сам не скрывает, что «по краткости времени, в которое пользовались мы этим Патериком, нам не удалось заметить, есть ли в нем те интерполяции, какие открыты г. Кубаревым в бывших у него списках. Будущему издателю Патерика необходимо будет сличить сию редакцию с печатным изданием 1661 г. и с польским переводом оного (?) Сильвестра Коссова».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

167 ...Иларион митрополит... – Киевский митрополит, автор «Слова о Законе и Благодати» (см. наст, изд.: Т. 1. С. 2661, 480486). По сообщению «Повести временных лет», он был «мужь благ, и книжен, и постник, и хожаше с Берестового на Дьнепр на холм, кде ныне ветхый манастырь Печерьскый, и ту молитвы творяше, бе бо лес ту велик. Иськопа печеръку малу 2-саженю...» (см. наст, изд.: Т. 1. С. 196:198). 171 Исакий – Киево-Печерский монах, святой; юродивый; ему посвящено «Слово о проподобном Исакии Пещернике», входящее в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 474483. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст об Исакии чуть короче и находится в Другом месте статьи. 175 Дамиан – Киево-Печерский монах, святой; о нём говорится в «Слове о первых чернецах печерских», входящем в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 348351. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Дамиане находится в другом месте статьи. 177 Иоанн Затворник – Киево-Печерский монах, святой; ему посвящено «Слово о многотерпеливом Иоанне Затворнике», входящее в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 412417. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст об Иоанне находится в другом месте статьи. 179 Марк – Киево-Печерский монах, святой; ему посвящено «Слово о преподобном Марке Пещернике, повелений которого мёртвые слушались», входящее в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 434443. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Марке находится в другом месте статьи. 180 Феофил – Киево-Печерский монах, святой; о нём говорится в «Слове о преподобном Марке Пещернике, повелений которого мертвые слушались», входящем в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 438443. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Феофиле находится в другом месте статьи. Фрагмент, начиная с рассказа об Исакии и заканчивая рассказом о Феофиле, в «Цветнике священноинока Дорофея» читался несколько позже. В публикуемой редакции текста в результате его перемещения был сформирован единый блок рассказов о подвижниках Киево-Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь именно повествуется: а) о преподобном Никите затворнике, бывшем впоследствии епископом Новгородским; б) о преподобном Лаврентии затворнике; в) о святом Агапите, враче безмездном; г) о святом Георгии чудотворце; д) о многотерпеливом Иоанне затворнике; е) о преподобном Моисее Угрине; ж) о черноризце Прохоре лебеднике; з) о блаженном Марке печернике; и) о преподобных отцах Феодоре и Василии; й) о Спиридоне просфорнике и Алипии иконописце; к) о преподобном и многострадальном Пимене. Вообще, эти рассказы почти все гораздо обстоятельнее и обширнее рассказов святого Симона, так как Симон имел в виду определенную цель и иногда упоминает лишь об одном или двух случаях из жизни какого-либо подвижника в назидание Поликарпу, а Поликарп старался по возможности начертать полные жития избранных им святых. Некоторые рассказы Поликарповы оканчиваются обращениями к Акиндину и нравственными соображениями. Так, в конце сказания о Лаврентии затворнике, во дни которого, по свидетельству одного бесноватого, приведенного в Печерский монастырь, жило здесь до тридцати черноризцев, имевших власть над бесами, Поликарп замечает: «Вот почему я написал тебе, господин Акиндин, да не покроются тьмою неведения дивные чудеса, знамения и исправления тех блаженных и преподобных наших отцов, да уведают и прочие их святое житие и то, что в одно время были такие мужи, числом до тридцати, которые могли словом изгонять бесов. Бесноватый сказал: «Я не смею приблизиться к пещере ради положенных в ней отцов Антония и Феодосия и прочих святых черноризцев, которых имена написаны в книге животной». Блажен, кто удостоится быть положенным вместе с ними! Блажен и спасен, кто сподобится быть написанным вместе с ними! Да сподобит и меня Господь вместе с ними милости в день судный молитвами твоими». Еще обширнее приложение в житии преподобного Агапита. «Такие-то,— восклицает Поликарп,— и даже большие дела совершены теми священными черноризцами. И я, вспоминая добродетельное житие их, дивлюся, как доселе умолчаны были великие исправления святого отца нашего Антония.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

   Ростислав же не счел за вину греха своего и не пошел в монастырь от ярости. Не захотел он благословения, и оно удалилось от него; возлюбил проклятие, и проклятие пало на него. Владимир же пришел в монастырь для молитвы. И были они у Треполя, и произошло сражение, и побежали князья наши от лица врагов. Владимир, по молитвам и благословению святых, переехал реку, Ростислав же, по слову святого Григория, утонул со всем своим войском. «Каким, — сказано, — судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою будут мерить и вам».    Подумайте как следует, обидчики, над притчей, сказанной Господом в святом Евангелии о судье немилостивом и вдове обиженной, как она часто приходила к нему и докучала ему, говоря: «Защити меня от противника моего». Говорю вам, что вскоре сотворит Господь отмщение рабам своим, ибо он сказал: «Мне отмщение, и я воздам». Говорит Господь: «Не обижайте ни одного из малых сих, ибо ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного». Ибо праведен Господь и правду возлюбил, и праведники увидят лицо Его. Что человек посеет, то и пожнет. Таково гордым отмщение, которым Господь противится, а смиренным дает благодать. Слава Ему с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. О многотерпеливом Иоанне затворнике    Все рожденные на земле первому человеку подобны образом и все равную с ним страсть приняли, ибо, увидев красоту запрещенного плода, не удержался он, и ослушался Бога, и был порабощен страстями. Когда создан он был, то не имел на себе порока, как Божие создание: Господь Бог наш, взяв прах земной своими руками пречистыми и непорочными, создал человека благого и исполненного добром, но он, из грязи созданный, возлюбил земное, за наслаждениями земными погнался, и наслаждения эти овладели им, и с тех пор страсти владеют родом человеческим, и к новым наслаждениям стремятся люди, и побеждаются ими всегда.    И я один из них — побеждают меня страсти, и порабощен я ими, смущают помыслы душу мою, и покоряюсь я им и неодолимое желание влечет ко греху, и нет мне подобного на земле по множеству грехов моих, в которых я и до сего часа пребываю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  001     002    003