«Проблема детей-сирот — вызов нашей христианской совести». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на IV пленуме Христианского межконфессионального координационного комитета февраля 2014 Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на IV пленуме Христианского межконфессионального координационного комитета (Санкт-Петербург, 26 февраля 2014 года). Больше 20 лет назад страна, в которой мы жили, прекратила свое существование. На ее месте возникло 15 государств. В последующие годы христианские общины наших стран много сделали для восстановления церковной жизни, возрождая разнообразные формы служения людям, ранее на протяжении десятилетий находившиеся под запретом. Для Русской Православной Церкви последняя четверть века, начиная с исторического празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, стала временем беспрецедентного по масштабам духовного возрождения, не имевшего аналогов в истории. Одновременно наша Церковь выстраивала новую модель взаимоотношений с христианским миром. В 1990-е годы межхристианское сотрудничество вступило в фазу кризиса. В церковной среде часто высказывались опасения, что межконфессиональные отношения могут привести к компромиссу с совестью, доктринальным искажениям и отступничеству, а братскую любовь следует проявлять только к единоверцам. Православные верующие ставили перед священноначалием острые вопросы: о чем мы можем и должны вести диалог с инославными? Есть ли у нас общие задачи? Есть ли у нас поле для совместной деятельности? И нужно ли вообще Православной Церкви межхристианское сотрудничество? Эти вопросы возникали не только внутри Православной Церкви. В те же годы Российский совет евангельских христиан-баптистов покинул Всемирный совет церквей. Наша Церковь сохранила членство во Всемирном совете церквей, однако инициировала процесс его существенной реструктуризации, позволившей Православным Церквам не чувствовать себя в нем изолированным и маргинализованным меньшинством. Последняя Ассамблея ВСЦ, в которой я совсем недавно участвовал, показала, что, несмотря на всю справедливую критику, которую мы можем адресовать этой организации, она продолжает оставаться значимым форумом для межхристианского диалога.

http://mitropolia.spb.ru/docs/problema-d...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы желаем совместно отстаивать основополагающие истины христианского вероучения» В Москве прошло заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии 05.02.2010 364 Время на чтение 5 минут Вчера, 4 февраля, в Москве состоялось пленарное заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), посвященное теме «Христианская семья - «малая церковь» и основа здорового общества», сообщает сайт ОВЦС МП. Пленум возглавили сопредседатели ХМКК: председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, ординарий Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, а также председатель ОВЦС Российского союза ЕХБ В.К.Власенко. Приветствие пленуму направил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Входящие в Комитет христианские общины разных стран имеют схожие взгляды на задачи, стоящие перед мировым христианским сообществом, и разделяют убеждение в непреходящем значении евангельского учения. Хотел бы подчеркнуть своевременность обсуждения роли семьи в склонном к нравственному релятивизму обществе, где институт брака подвергается серьезной переоценке. Мы, христиане различных конфессий, призваны исповедовать незыблемость Евангельских норм о святости брачного союза мужчины и женщины, который Апостол уподобляет союзу Христа и Его Церкви ( См. Еф. 5. 22-25 ). В семье закладываются основы отношения каждого человека к Богу и ближнему, обществу и государству. Мы должны открыто свидетельствовать о том, что отступление от Богозаповеданных основ брака не может способствовать формированию здоровой личности. Духовный климат общества в немалой степени зависит от гармонии в семье», - приводит текст патриаршего приветствия Седмица.ru. «Одной из задач межхристианского диалога может стать формирование общей позиции христианских церквей по развитию светского семейного законодательства. Мы можем внести важный вклад в общественную дискуссию по проблеме брака, обозначив для нее четкие моральные ориентиры, основанные на Священном Писании», - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/05/my...

Старообрядцами принято скорректированное «Положение о порядке проведения встреч клириков Церкви с инославными священнослужителями», запрещающее по-христиански приветствовать инославных, в том числе и «никониан». Помешают ли новые правила диалогу церквей? Старообрядцы скорректировали правила общения с РПЦ 22 октября в Москве завершился очередной Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Среди документов, принятых Собором, особый резонанс вызвало «Положение о порядке проведения встреч клириков Церкви с инославными священнослужителями», запрещающий старообрядцам по-христиански приветствовать инославных, к которым они приравнивают и «никониан». Помешают ли новые правила диалогу церквей? Б.М.Кустодиев " Встреча (Пасхальный день) " 1917 Общий, весьма суровый, тон «положения» удивил значительную часть православной общественности, за последние годы уже привыкшей к заметному потеплению в отношениях двух церквей. « Действия старообрядческих священнослужителей во время проведения таких встреч должны исключать возможность возникновения каких — либо подозрений, — гласит документ. При встрече клирик РПСЦ приветствует клирика инославной конфессии неглубоким поклоном ( взаимным ) и устным пожеланием здравствования и спасения.. . Д опускается совершение светского рукопожатия — без излишнего взаимного приближения . Не допускаются формулы приветствия , выражающие церковное единство (« Христос посреде нас »). .. Если при встрече предлагается трапеза — участие в трапезе допускается в крайнем случае , с четким соблюдением требования « немоления ». Архиерею от трапезы предпочтительнее воздержаться» . Кроме того, предстоятель старообрядческой ц еркви теперь « не может совершать межконфессиональные встречи частного характера» , «совершает межконфессиональные встречи в сопровождении , если это возможно , не менее двух членов делегации» , причем каждая его встреча протоколируется в соответствии с указанным в Положении регламентом. Как понимать такую строгость? «Это не охлаждение отношений, а общий подход», — убежден секретарь Комиссии РПЦ по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель единоверческой общины храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове иерей Иоанн Миролюбов.

http://pravmir.ru/bez-izlishnego-vzaimno...

Закрыть itemscope itemtype="" > Фанар предельно конкретизировал пути увода Православия под папу Московскому Патриархату самое время ставить вопрос ребром: с кем остальные поместные церкви 07.10.2020 760 Время на чтение 9 минут Источник: Фонд стратегической культуры Глава греческой архиепископии США (в юрисдикции Экуменического патриархата) Елпидофор Ламбриниадис выступил в иезуитском университете Нью-Йорка с лекцией « Будущее православно-католических отношений в США ». Следует сказать, что Елпидифор не просто наместник Варфоломея в метрополии (стамбульский Фанар – фактически «Церковный» отдел Госдепа США) и его наиболее вероятный на сегодня преемник (после провала в Западной Европе конкурента Эммануэля, допустившего уход тамошней русской архиепископии под Московский патриархат). Как « рафинированный ЦРУшник », Елпидифор – действующий серый кардинал Экуменического патриарха. Он озвучивает разного рода антиканонические инициативы и «обкатывает» их на международных и межконфессиональных площадках, прежде чем Варфоломей внедряет их на «вселенском уровне».В этом ракурсе и следует рассматривать «будущее православно-католических отношений», как оно видится упомянутыми персонажами. Во вступлении к лекции докладчик указал на «исторические предпосылки» этих отношений, приведя даже «прорицания»: « В 1965 году, совершив глубоко пророческий жест, папа Павел VI и Экуменический патриарх Афинагор совместно решили – в качестве видимого знака своего желания восстановить узы евхаристического общения, которые были утеряны на протяжении веков – одновременно снять отлучения от церкви 1054 года». Другими словами, Экуменический патриархат уж более полувека считает папу членом Церкви. Вселенская Церковь данный акт не приняла. В частности, патриарх Московский Алексий I уведомил Афинагора: «Богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви этот акт, по нашему мнению, не имеет». А главе Элладской церкви архиепископу Хризостому предстоятель РПЦ пояснил: «...богословского значения не имеет, ибо разделение Церквей Католической и Православной слишком глубоко и для преодоления его в настоящее время нет соответствующих оснований».

http://ruskline.ru/opp/2020/10/07/fanar_...

Мониторинг СМИ Католики и старообрядцы воодушевились примером Исаакия Общины России жалуются на неравноправные условия возвращения церковной собственности 01.02.2017 12:05 В последнее время тема передачи религиозным организациям национализированного в советское время имущества обсуждается в связи с конфликтными событиями вокруг Исаакиевского собора и заповедника «Херсонес Таврический». Однако перечень связанных с реституцией проблем не заканчивается взаимоотношениями государства с Русской православной церковью. На состоявшемся круглом столе на тему « Католицизм и православие в Москве: обеспечение равенства прав и возможностей» представители Католической церкви говорили о хронической нехватке культовых помещений, которую испытывает московская община, и юридических коллизиях, связанных с попытками вернуть утраченное. «Римско-католическая церковь имеет очень хорошие отношения с органами государственной власти на высшем уровне, – сказал генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский. – О том, как Святой престол и Российская Федерация взаимодействуют и имеют общую позицию по многим вопросам, даже политическим, – всем хорошо известно. Однако Россия – страна большая, и органы местных властей иногда по-разному выстраивают межконфессиональные отношения. К большому сожалению, мы должны отметить, что в Москве отношения с правительством складываются не самым лучшим образом». Речь идет о бывшем московском храме Святых апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке. Вернуть комплекс его зданий католики пытаются начиная с 1990-х годов, однако сейчас община решила добиваться реституции в судебном порядке. То, что дело пришлось доводить до суда, Ковалевский называет совершенно скандальным. По его словам, таковой ситуацию считают и прихожане, убеждать которых в возможности дипломатического разрешения конфликта вокруг храма с московскими властями становится все труднее и труднее. Старейший в Москве католический храм, вокруг строений которого и идет спор, возводился с 1839 по 1845 год.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Отношение Православия к инославию Вниманию читателей предлагается работа, как актуальная, так и интересная. Тема ее — отношение Православной Церкви к инославию в аспекте благодатности инославных сообществ. Почему мы не перекрещиваем инославных христиан, если не считаем их сообщества частью истинной Церкви?.. А если считаем протестантские общины частями Церкви, то как это возможно при отрицании теми же протестантами Евхаристии и многих основ Православия?.. Поговорим об этом. Вопрос о благодатности инославных сообществ никак нельзя отнести к разряду решенных. Об этом спорили отцы Церкви в разные периоды церковной истории, преимущественно тогда, когда возникала проблема присоединения к Церкви инославных христианских сообществ. Святые отцы не были единодушны в вопросе: признавать ли благодатность не принадлежащих Церкви христианских сообществ. Мнения колебались от самых ригористичных до либеральных. Но ответ так и не был найден. Наиболее приемлемой казалась модель св. Василия Великого (об этом ниже), которая и использовалась и на Востоке, и на Западе. Однако система святителя Василия, при том даже, что она была включена в сборники Канонов Православной Церкви, не считалась неоспоримой и общеобязательной. Достаточно упомянуть, что у православных Греции перекрещивали всех инославных, в Русской же Церкви к инославию подходили более лояльно. По-настоящему эта тема заинтересовала богословов около двухсот лет назад. Можно выстроить цепочку имен мыслителей и богословов, вплотную занимавшихся этим вопросом. В XIX веке это митр. Филарет (Дроздов), А. С. Хомяков, на рубеже XIX–XX веков — архим. Иларион (Троицкий) (впоследствии архиепископ и священномученик) и митр. Антоний (Храповицкий). Двадцатый век, с его массовыми экуменическими контактами, с обширными межконфессиональными знакомствами (особенно среди эмигрировавших в Европу русских богословов), принес новое понимание многих традиционных вопросов.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otnoshenie-...

     Неисчерпаемый источник надежды Воскресение Христово – неисчерпаемый источник надежды, укрепляющий на пути добрых дел и миротворческого делания. Пасха Господня побуждает нас к нравственному совершенствованию, примирению и объединению. И это относится не только к личной жизни человека, его отношениям с окружающими людьми, но и его отношениям с окружающим миром, в том числе к международному диалогу. О ситуации на Украине Перемирие, достигнутое на юго-востоке страны благодаря совместным усилиям России и европейских держав, сохранило множество невинных жизней и спасло храмы Украинской Православной Церкви от дальнейшего разорения. Особой похвалы достойны архиереи и клирики, которые в жесточайших условиях боевых действий мужественно продолжали нести свое служение среди мирных жителей, страдая, а иногда и погибая вместе с ними. Сейчас разрушенные и поврежденные храмы постепенно восстанавливаются, во многих из них возобновлены богослужения. Мы искренне надеемся, что затянувшиеся переговоры увенчаются успехом и мир вновь вернется на многострадальную землю Донбасса. Внушает обеспокоенность и положение Украинской Православной Церкви на остальной территории Украины. Радикальные политические силы прилагают усилия, чтобы вовлечь Церковь в конфликт, придав ему межконфессиональный характер. По-прежнему продолжаются рейдерские захваты храмов представителями неканонических религиозных образований при поддержке боевиков-националистов, а зачастую – и местных властей. В настоящее время захвачен 31 храм, еще 12 остаются под такой угрозой. А что такое захват храма? Это страдания для людей. Каждый, чтобы почувствовать степень этого страдания, может себе представить: он привык ходить в церковь, считает эту церковь своей, и вдруг в какой-то момент появляются неизвестно откуда приехавшие крутые молодые ребята, которые говорят: теперь это не ваша, а наша церковь. Что делают люди? Они запираются в храме, сидят там днями, неделями, месяцами, подвергаются всяческим нападкам, но сохраняют храм за своей общиной. Я думаю, что грубейшее нарушение прав человека и религиозной свободы, которое сегодня имеет место в Украине, должно привлекать к себе всеобщее внимание, особенно тех стран и тех общественных организаций, которые реально обеспокоены проблемой прав человека.

http://pravoslavie.ru/93990.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Коль брошен вызов, его надо принимать» Как отметил митрополит Мурманский Митрофан, со стороны государства принимаются решения для развития спорта внутри страны и с теми странами, кто желает с нами развивать отношения 13.02.2023 778 Время на чтение 3 минуты Фото: ria.ru Патриарший международный фестиваль спортивных единоборств и боевых искусств «Кубок святого равноапостольного Николая Японского» пройдет в конце февраля в Подмосковье. О масштабных спортивных событиях, санкциях и значении для российского спорта флага, гимна и веры в Бога в условиях СВО рассказал в интервью РИА Новости председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин). «Наши спортсмены – часть страны, общества, которое все сейчас находится в состоянии колоссального прессинга, агрессии против нас со стороны коллективного Запада. Поэтому спортсмены несут эти испытания и скорби. Конечно, священники оказывают им помощь, работают. Унывать не стоит. Коль нам брошен вызов, его надо принимать, и в том числе его принимают спортсмены. Вижу, как со стороны государства принимаются решения, чтобы дать нашим ребятам хорошие площадки для соревнований внутри страны. Мы переориентируемся, работаем в содружестве с теми, кто желает с нами развивать отношения. Церковь в полной мере включена в эту работу», - сказал митрополит. Он отметил, что в Кемерово в мае при участии Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий России планируется провести для подростков Всероссийские спортивные игры святого благоверного князя Александра Невского. «В них смогут принять участие молодые спортсмены со всей страны вне зависимости от вероисповедания. Игры призваны содействовать укреплению межнациональных и межконфессиональных связей, воспитанию чувства любви и уважения к русской истории, культуре и традициям. Так что, думаю, мы как раз находимся в стадии формирования новых принципов российского, да и мирового спорта», - продолжил владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/13/ko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВСКИЙ СОБОР (8-10 марта 1946) Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), принявший решение о ликвидации Брестской унии 1596 г. и о воссоединении с РПЦ. В решениях Л. С. нашли отражение как объективные процессы преодоления многовекового разделения правосл. Церкви на Украине, так и политика Советского гос-ва по отношению к УГКЦ в сер. 40-х гг. ХХ в. Навязанная правосл. населению Речи Посполитой Брестская уния препятствовала национально-религ. развитию белорус. и укр. народов, привела к тяжелым и продолжительным межконфессиональным конфликтам. На Полоцком Соборе 1839 г. произошло воссоединение с правосл. Церковью униатов Белоруссии, Волыни и Подолья, входивших в состав Российской империи. Однако на территории Галиции, ставшей частью Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрии), уния была сохранена. С кон. XIX в. среди униатов развивалось движение против латинизации, за сближение с правосл. Церковью (такие тенденции не были чужды даже митр. Андрею Шептицкому , главе Львовско-Галицкой архиепархии УГКЦ с 1901); нередко происходили массовые переходы в Православие греко-католич. общин. Однако подобные процессы сдерживались репрессиями со стороны властей Австро-Венгрии, а с 1918 г.- Польского гос-ва, негативно относившихся к правосл. Церкви. После разгрома Польши гитлеровской Германией в сент. 1939 г. Зап. Украина была включена в состав СССР. Для Советского гос-ва в тот период была характерна политика подавления всех религ. конфессий. В Галиции происходили аресты и высылки греко-католич. священников, закрытие униат. изд-в, больниц и благотворительных учреждений, конфискация церковной собственности. Однако эти репрессивные акции не достигли масштаба гонений, к-рым подвергалась ранее в СССР правосл. Церковь. Не шла тогда речь и о запрете УГКЦ (хотя советские власти прорабатывали вопрос о возможности выведения униатов из-под контроля Ватикана). С началом в июне 1941 г. Великой Отечественной войны Зап. Украина оказалась под нем. оккупацией. В это время руководство УГКЦ активно сотрудничало с властями гитлеровской Германии и способствовало организации укр. националистических формирований. После освобождения в июле-авг. 1944 г. Зап. Украины советскими войсками отряды укр. националистов начали террор против местных органов власти и лояльного к ним населения. Ответственность за связь с гитлеровской Германией и вооруженным националистическим движением могла создать для УГКЦ серьезные проблемы во взаимоотношениях с советскими властями, однако к.-л. организованных репрессий по отношению к униат. духовенству сразу после освобождения Зап. Украины не последовало.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

О Совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви 21 червня 2005 р. 11:36 Основываясь на общей православной вере в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и верности общему каноническому Преданию Русской Православной Церкви, действуя в соответствии с поручением, которое было сформулировано в ходе собеседований, состоявшихся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве 17-18 мая 2004 года в ходе визита делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром , Комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на совместных заседаниях в Москве (22-24 июня и 17-19 ноября 2004 года), в Мюнхене (14-16 сентября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) подготовили проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Заявления «Об отношениях Церкви и государства» и «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям» отражают общее понимание этих принципиальных вопросов как Русской Православной Церковью, так и Русской Зарубежной Церковью. Проект Акта о каноническом общении определяет канонический статус исторически сложившейся совокупности епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви, действующей на началах, подобных тем, которые предусмотрены Уставом Русской Православной Церкви в отношении Самоуправляемых Церквей на территории Московского Патриархата. Вступлением в силу предлагаемого Акта восстанавливается полнота канонического общения внутри единой Поместной Русской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Согласно разработанному проекту, Русская Зарубежная Церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201537...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010