Москва. Сретенский монастырь. Церковь Марии Египетской. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Марии Египетской, преподобной, в Сретенском монастыре церковь Деревянная церковь преподобной Марии Египетской была построена в 1385 г. Предание связывает ее возникновение с казнью на этом месте – Кучковом поле – тысяцкого Ивана Васильевича Вельяминова и его сообщника купца Некомата, которых народ считал пострадавшими за правду. В 1482 г. церковь отстроили каменной. В 1700 г. в ней поместили часть мощей Марии Египетской, привезенных из Константинополя послом Емельяном Украинцевым. В феврале 1707 г. их перенесли в монастырский собор, но в праздник Марии Египетской на неделю переносили в храм ее имени. В 1706 г. усердием прихожанина А.А. Милютина к храму пристроили придел Сретения Господня, а в 1784 г. на пожертвования фабриканта А.А. Гончарова обновили все здание. Тем не менее, древний памятник быстро ветшал, и в 1832 г. его пришлось закрыть. Были даже предложения разобрать храм, однако Московское археологическое общество отстояло историческую реликвию. В 1883 г. церковное здание стянули тремя железными обручами, и оно благополучно дожило до начала XX века. И вдруг в изданной Сретенским монастырем в 1911 г. книге москвичи обнаружили странные слова о старинной церкви: «В архитектурном и археологическом отношении она ничего выдающегося не представляет, а своим неуместным положением стесняет монастырский погост и портит внешний вид соборной церкви. Ввиду этого без особой потери для археологической науки церковь эта может быть совершенно снесена, тем более, что архитектура ее совершенно одинакова с архитектурою рядом стоящего с ней соборного храма». Подобное заявление вызвало большое беспокойство членов Московского археологического общества. Специалисты обратили внимание на плохую сохранность памятника: окна выбиты, повсюду кучи мусора. Храм привели в относительный порядок и, благодаря усилиям общественности, в предреволюционные годы не тронули. В 1928–1929 гг. были снесены колокольня и Никольская церковь Сретенского монастыря. Вслед за этим настала очередь старинного храма преподобной Марии Египетской. Его уничтожили в 1930 г. В храме находился ковчежец с частями святых мощей Марии Египетской и благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, последний был передан после закрытия храма в Государственный исторический музей.

http://sobory.ru/article/?object=41483

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Стояние Марии Египетской 6 мин., 21.03.2018 Мариино стояние На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Bceлehckoro собора (692 год), — а именно тогда была составлена служба из  Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской , — способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния. Марьино стояние — текст службы Полный текст службы Мариино стояние Житие Марии Египетской Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним. Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать.

http://foma.ru/stoyanie-marii-egipetskoj...

Никогда ни с кем себя не сравнивать. Урок святой Марии Египетской Помните, что у другого человека путь к спасению отличается от вашего 18 апреля, 2021 Помните, что у другого человека путь к спасению отличается от вашего В день памяти преподобной Марии Египетской над житием святой размышляет Надежда Киценко, профессор русской истории Государственного университетв штата Нью-Йорк, Олбани. “Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Так сказал ангел Товиту после чудесного прозрения очей его”. Так начинается житие нашей святой матери Марии Египетской. Давайте подумаем, какое откровение преподносит нам это житие сейчас, во время Великого поста. Это один из немногих моментов, когда в обычном приходском храме мы ощущаем себя так, как будто мы в монастыре. Мы сидим и слушаем чтение. Монашеский дух особенно к нему подходит, потому что хоть оно и называется “Житием святой Марии Египетской”, оно пересказано двумя рассказчиками-монахами: Зосимой, который и есть тот, кто встречается с Марией, и Софронием, который услышит эту историю уже позднее.  Итак, сама Мария рассказывает историю собственной жизни, но посредством двух других людей. Я любила эту историю в детстве, потому что появлялась возможность в церкви посидеть и послушать хороший рассказ. В нем есть все: побег из дома, секс, алкоголь, путешествие на попутном корабле, даже дружелюбный лев — все, что дети любят, особенно когда им около двенадцати лет – возраст Марии в начале истории.  Когда я узнала, что житие читается не везде, я спросила у родителей: “Почему?” Мой папа сказал: “Ну, служба долгая, так что в некоторых местах решают ее сократить”. Моя мама сказала: “Я думаю, есть и другая причина. Я думаю, это потому, что оно подсказывает некоторым двенадцатилеткам идею сбежать из дома и вести дикую жизнь”. Я сказала: “Но ведь Мария раскаивается?” Моя мать ответила: “Ну да, но не раньше, чем после семнадцати лет такой жизни”.  Это заставило меня задуматься. Нам что, поэтому и нравится это житие? Почему через пять недель после начала Великого поста мы слышим о святой, которая сожалеет о мясе и рыбе, которые она когда-то ела, о вине, которое она так любила и которого столько пила, о плотских песнях, о страсти по объятиям – потому что нам тоже этого всего не хватает? Возможно. Но я думаю, это нечто большее. Я думаю, это потому что житие святой Марии Египетской на самом деле отличное дополнение к истории, с которой мы начали Постную Триодь — истории о мытаре и фарисее, помните о них? 

http://pravmir.ru/nikogda-ni-s-kem-sebya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретенский монастырь в 1759-1771 годы 24.01.2010 678 Время на чтение 15 минут В фонде Московской духовной консистории сохранилось дело о построении в обители придела Сретения Вдовым попом Сретенского монастыря Василием Васильевым 11 декабря 1759 года было подано прошение в Московскую духовную консисторию митрополиту Тимофею Московскому и Севскому о позволении по обещанию построить в монастыре придел Сретения Господня. Он писал: «В Сретенском монастыре имеется церковь Божия во имя преподобной Марии Египетской, в которой я желаю для душевного своего спасения из своего иждивения построить придел во имя Сретения Господня. В этой церкви для построения придела удобное место имеется, а игумен монастыря Аарон с братиею со строением придела согласны и препятствия никакого чинить не будут, в чем для уверения под этим прошением и подписываются. Только они без благословения Вашего преосвященства и без данного от духовной Вашего преосвященства консистории позволительного указа того учинить опасны. Того ради Вашего высокопреосвященства всепокорно прошу мое прошение милостивно принять и, по построении объявленного придела во имя Сретения Господня в церкви Марии Египетской, дать дозволение о его В Московской духовной консистории 14 декабря 1759 года было решено послать в ней присутствующего иерея Иоанна Спасского и велеть в церкви преподобной Марии Египетской осмотреть, «имеется ли удобное место к построению придела и не будет ли от построения настоящей церкви темноты или утеснения, при этом же справиться, сколько в монастыре церквей и приделов имеется, все ли состоят в совершенном устроении, нет ли в них каких ветхостей и других к исправлению Иерей Иоанн Спасский 20 декабря писал, что он в Сретенском монастыре был и церковь Марии Египетской осматривал. Он указывал: к построению в этой церкви придела Сретения Господня имеется удобное место по правую сторону, и от построения его настоящей церкви темноты и утеснения не будет. По его свидетельству, в обители были такие церкви: первая - Владимирской Пресвятой Богородицы, при которой по правую сторону имеется придел Рождества святого славного пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, вторая - вышеписаная церковь Марии Египетской (в которой этого монастыря священник Василий Васильев прошением требует о строении упоминаемого придела), третья - великого святителя и чудотворца Николая; и во всех трех церквях и приделе ветхости не имеется, а находятся в совершенном

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть Стояние в покаянии, или О преподобной Марии Египетской 17.04.2024 4 Время на чтение 6 минут На пятой седмице Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается богослужение утрени четверга, которое особо любят православные христиане. В народе оно называется «Мариино стояние» - в знак того, что в этот день читается на утрене житие преподобной Марии Египетской, разделяемое Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Этот канон, за чтением которого верующие уже молились в первые дни первой седмицы Великого поста, на этот раз прочитывается полностью, и к концу каждой песни добавляются тропари соответствующих песен канона Марии Египетской, составленного преподобным Симеоном Метафрастом. Негромкие голоса священников и певчих, полумрак храма, огоньки свечей в руках молящихся, земные поклоны... Мариино стояние, наше стояние в покаянии, в непримиримости с грехом, в вере и верности Господу. Преподобную Марию Египетскую почитает весь христианский мир Востока и Запада, ей посвящены храмы; часовня ее имени есть в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, на месте ее обращения. У нас на Руси издревле ее житие было одним из любимых домашних чтений, поминовению Марии Египетской посвящена отдельная неделя Великого поста. Ее жизнь - образец покаяния для нас, маловерных и малодушных детей века сего,- покаяния не в психологическом только смысле «сожаления о содеянном», но в смысле «метанойи», что по-гречески означает «перемена ума», кардинальное изменение мировоззрения, сердечного устроения и самой своей жизни. Эта перемена совершается благодатным действием Божиим, поданным в ответ на нашу веру и наше усилие. Как мы знаем из жития преподобной, первоначально составленного еще в VII веке святителем Софронием Иерусалимским, родилась она в V веке в Египте и в возрасте 12 лет убежала из дома. Судя по ее дальнейшим приключениям, Мария вполне могла быть тем, кого мы называем «проблемным ребенком»,- о таких детях плачут и поныне многие родители, которым чада разбили сердце... Оказавшись в Александрии, в огромном городе, одном из центров тогдашней ойкумены, Мария стала блудницей. Причем, как можем мы понять из скупых строк жития, телом она торговала не за деньги, не ради куска хлеба, а, что называется, за интерес, страсть пьянила ее и несла вразнос... Уже здесь мы можем понять, что это был неординарный характер, являвший качества неудержимости и бескомпромиссности, качества той цельности, которая впоследствии привела ее ко Христу, к самоотреченной аскезе, непосильной для иных обычных людей, в нечеловеческие условия пустыни.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/17/...

Святыни Сретенского монастыря. Статья 2 Святые мощи преподобной Марии Египетской в Сретенской обители. Часть 1 Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Изображение святой 1700 г. на крышке 18 февраля 1707 года торжественный крестный ход вдоль стен Белого города под колокольный звон окрестных церквей протянулся от Покровских до Сретенских ворот. От дома думного дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева на Хохловке переносили ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской в Сретенский монастырь. Так у города Москвы появилась новая знаменитая святыня. Святыми мощами в серебряном ковчеге благословил Украинцева в 1700 году Иерусалимский патриарх Досифей, а заслуженно прославленный российский дипломат Емельян Игнатьевич вложил святыню в Сретенскую обитель. Ковчег сохранился до наших дней. Он находится в собрании Государственного Исторического музея . Памятник представляет собой гравированную шкатулку прямоугольной формы на четырех ножках-шариках с лицевыми изображениями на внешней и внутренней крышках и надписями по боковым сторонам и на внутренней крышке. По авторитетному мнению А.В. Лаврентьева, гравировки выполнялись тремя мастерами в три этапа . Первоначально ковчег имел единственное изображение – икону преподобной Марии Египетской на внешней крышке, подписанную на греческом языке. Это позолоченное изображение и подпись сделал, скорее всего, мастер-изготовитель ковчега не позднее 1700 года. Позднее на сторонах стенок ковчега другой рукой и другим резцом был нанесен текст об участии в богоугодном деле Емельяна Игнатьевича Украинцева: «В лето от создания мира 7207, а от воплощения Сына Слова Божия 1699 от пресветлейшаго и державнейшаго великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца. Послан чрезвычайной посланник думной диак Емелиан Игнатьевич Украинцов в Константинополь к турскому Мустафе султану о договаривании и постановлении междо Российскою и Турскою империами мира.

http://pravoslavie.ru/32260.html

Скачать epub pdf 35. 5 седмица Великого поста. Стояние преподобной Марии Египетской. О самоосуждении. Краткое житие преподобной Марии Египетской и уроки этого жития Среди многих замечательных по своей духовной высоте и святости житий одно из первых мест занимает житие преподобной Марии Египетской. Это житие – подвиг из подвигов. Оно свидетельствует о чуде победы силы Божией в человеке, о чуде превращения падшей грешницы в величайшую из святых, когда-либо живших на земле. Здесь мы видим яркий пример торжества духа над плотью, святости – над грехом, света – над греховной тьмой, рая – над адом, неба – над грешной землёй. Все эти победы совершила одна и та же подвижница в течение второй половины своей жизни, в условиях, исключительных по своей суровости и трудности. Всё это житие она сама открыла святому Зосиме, который незадолго до её смерти встретил её в пустыне. «Двенадцати лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести жизнь порочную. Однажды с народной толпой отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь , но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь , когда входят другие. Тогда свет Божий озарил моё сердце, и я поняла, что грехи не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала, и вдруг, подняв глаза кверху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: „Ступай за Иордан и там найдёшь покой для души твоей!” Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь , приобщилась Святых Таин и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь прожила я сорок лет, питаясь кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, вспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я прежде пила без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что я падала на землю от изнеможения. Платье моё истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Житие Марии Египетской Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова Византийское Житие Марии Египетской атрибутировалось (как считают – ошибочно) иерусалимскому патриарху Софонию I (634–644). Время возникновения славянского перевода Жития – предположительно X в., но старший русский список его датируется XIV в. (это сборник ГИМ, Чудовское собр., 20). В последующем Житие получило на Руси широкое распространение: оно переписывалось в сборниках, входило в состав Торжественника и Постной триоди, включено и в состав Великих Четий Миней. Известно несколько вариантов перевода, соотношения которых пока не изучены. Житие повествует о судьбе раскаявшейся блудницы, которая, искупив жесточайшей аскезой грех распутства, смогла превзойти в святости даже благочестивого монаха Зосиму. Мария любодействовала не ради куска хлеба, а снедаемая неутолимой жаждой сладострастия, и тем поразительнее искренность ее раскаяния и глубина духовного преображения: сорок семь лет скитается она в пустыне, страдая от голода и жажды, палимая солнцем и замерзающая холодными ночами, лишенная не только крова, но и давно истлевшей одежды. Как это обычно в рассказах об отшельниках, Мария борется с искушениями, но вопреки традиции агиографических рассказов ее преследуют не бесы в облике зверей или фантастических чудовищ, а всего лишь собственные греховные мысли: ей снова хочется вина и вкусной снеди, ее губы против воли повторяют слова фривольных песенок, и тогда несчастная отшельница исступленно молит Богородицу оградить ее от подобных воспоминаний. В описании многолетней борьбы Марии с собственным греховным прошлым проявляется нечастый для средневековой агиографии подлинный психологизм. Жизнь Марии – как и подобает житию святой – окружена чудесами: впервые встретив Зосиму, она называет его по имени и сообщает ему подробности его жизни; молясь, Мария цитирует Писание, хотя никогда не слышала духовных пастырей; не знающая грамоты, она в предсмертный час смогла начертать на песке слова своего завещания... Так потрясенный Зосима, а вместе с ним и читатель Жития убеждается в особой божественной благодати, ниспосланной Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 9  голосов:  3.8 из  5) Предыдущий Следующий 122. Андреево покаяние Десятина кающихся грешников четверг 5ой седмицы Великого поста, память Марии Египетской Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Из предыдущих двух наших занятий мы получили вывод, что для мирян Четыредесятница – это время усиленной социальной деятельности, тогда как временем карантина она может быть лишь для монахов! Сегодня же я расскажу вам о тех из мирян (равно как и монахов) для коих Четыредесятница должна быть временем плача в изоляции. Для этого я воспользуюсь минейной памятью, которая почти единственная на весь Великий Пост осталась неперенесенной на субботу или воскресенье, закрепившись за четвергом 5ой седмицы и связавшись с известным великим каноном св. Андрея Критского . Наверняка вы подумали, что сейчас речь пойдет о покаявшейся грешнице Марии, жизнеописание которой Синаксарий ставит в причину составления Великого канона, а службу с его чтением называют «стоянием Марии»?! Но, как это ни покажется странным, разговор будет не о ней и не только потому, что сообщение Синаксария не дает основания соглашаться с тем, будто житие египетской блудницы послужило для св. Андрея поводом к написанию канона. Объективно говоря этого и не могло случиться по той простой причине, что будущий критский святитель только родился в то время, когда составитель жития Марии (патриарх Софроний) уже умер. О том, что великий канон не имеет прямого отношения к службе Марии Египетской видно еще и из того, что поначалу его предписывалось петь по частям в течение всей 5ой седмицы, и даже в 5е воскресенье Вел. Поста в то время, когда память преп. Марии еще не была закреплена за этим днем. Вопрос: По какому же тогда поводу и с какой целью был написан этот знаменитый канон? Сначала давайте выясним обстоятельства и время для его написания. По некоторым признакам можно понять, что канон был составлен в последние годы жизни его составителя. Так, в нем несколько раз упоминается о старости автора и приближающемся конце его жизни. Уже в первой песне мы читаем: Повержена мя Спасе пред враты Твоими поне на старость (т.е. в старости) не отрини мене в ад тща (троп. 13). Приближается душе конец, и не радиши, ни готовишися, время cokpaщaemcя (IV, 2). Исчезоша дние мои яко соние востающего: темже яко Езекиа слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота (VII, 20). Гиезиев подражала еси окаянный разум скверный всегда душе: его же сребролюбие отложи поне на старость (VIII, 6). Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех (IX, 2).

http://azbyka.ru/video/122-andreevo-poka...

Возвращение на родину: к 70-летию гибели матери Марии (Скобцовой) Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине 31 марта, 2015 Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине В этом году пятая неделя Великого поста (память преподобной Марии Египетской) совпадает с датой гибели матери Марии (Скобцовой). Имя Мария для своего пострига и монашеского служения в 1932 году было выбрано Елизаветой Юрьевной неслучайно. К новой жизни с Богом и к служению людям она готовилась долго. Написала к постригу икону святой Марии Египетской, на которой изображен ангел, указывающий на неведомый град и мир, предрекая путь, по которому должна пройти святая. О ней столько уже написано, столько сказано! В 2000 году мне удалось собрать воедино семейный архив и опубликованные статьи о ней. Так появился первый сайт матери Марии на русском . Довольно быстро эта информация вызвала настоящий и неподдельный интерес к этой личности. Потом была выставка в России ее работ, книга «Красота спасающая» с предисловием митрополита Смоленского Кирилла, книга на французском в Париже , мемориальная доска в Риге и в Санкт-Петербурге, улица названная ее именем в Париже, вечера и экспозиции в музее Анапы и им. А. Ахматовой… 16 января 2004 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой) . Её имя долго возрождалось из пепла Равенсбрюка, и вот мать Мария вернулась к нам, чтобы рассказывать о вечных ценностях, просвещать нас любовью к ближнему, учить прощению и терпению. Сегодня, подходя к рубежу 70 лет с момента её гибели, мы знаем о ней очень много, поминаем мать Марию не абстрактно, а как нашу современницу, свидетеля и активного участника трагического XX века. Она оставила после себя много интересных воспоминаний, богословских эссе, размышлений о добре и зле и определённые советы, основанные на собственном опыте, как обустроить «наше православное дело».

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-na-rodin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010