Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996   Цифрой в фигурных скобках обозначены примечания преосвященного Макария. Цифрой со звездочкой в квадратных скобках обозначены комментарии редакции. Цифрой в квадратных скобках без звездочки обозначен номер в списке литературы, используемой преосвященным Макарием при написании своего труда. Знаком ¤ отмечены неустановленные рукописи или издания. КНИГА ПЕРВАЯ Обращение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по случаю выхода в свет первой книги «Истории Русской Церкви» Митрополита Макария (Булгакова) Юрий Лужков. Слово к читателю Жизнеописание высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского I. Детские годы и юность (1816–1837 гг.) II. Киевская Духовная Академия. Студент и бакалавр. Принятие иночества. Рукоположение во иереи (1837–1842 гг.) III. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Профессор и инспектор. Возведение в сан архимандрита (1842–1850 гг.) IV. Санкт-Петербургская Духовная Академия. Ректор и профессор. Наречение во епископа Винницкого (1850–1857 гг.) V. Епископ Тамбовский и Шацкий (1857–1859 гг.) VI. Архиепископ Харьковский (1859—1868 гг.) VII. Архиепископ Литовский и Виленский (1869–1879 гг.) VIII. Митрополит Московский и Коломенский (1879–1882 гг.) С. А. Беляев. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви Предисловие История христианства в пределах нынешней России до основания Русского Царства (ок. 60–862) Глава I. Проповедь Святого апостола Андрея в странах наших

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Панченко К. А. К истории Антиохийской Православной Церкви кон. XVII в.: Патриарший престол и клановая солидарность Новые ракурсы В годы Патриарха Макария III аз-За’има (1647–1672 гг.) и Павла Алеппского (†1669 г.), время культурного подъема православных арабов и активизации их внешнеполитических контактов, Антиохийская Церковь достигла, может быть, пика своего развития в османскую эпоху. Многочисленные источники позволяют реконструировать церковно-политическую историю этих десятилетий чуть ли не по дням. Однако последовавшее за этим патриаршество внука Макария Кирилла V аз-За’има (1672–1720 гг.) полно «белых пятен». Можно говорить о наступлении некоей полосы кризиса арабского православия. Он проявился в череде внутренних конфликтов, сотрясавших Антиохийскую Церковь – соперничестве за Патриарший престол Кирилла и антипатриархов Неофита ас-Сакизи и Афанасия III Даббаса. Именно на этом фоне католическая пропаганда в арабо-православной (мелькитской) среде достигла первых значимых успехов и подготовила грядущий раскол Антиохийского Патриархата и выделение из его состава Мелькитской Католической Церкви. Традиционными источниками по событийной истории конца XVII в. были соответствующие разделы антиохийской церковной хроники Михаила Брейка ад-Димашки († после 1781 г.) аль-Хакаик аль-вафиййа, восходящие к записям некоего хури Фараха, жившего на излете патриаршества Кирилла. Смуты конца XVII в. отражены и в компилятивной Бейрутской хронике Абдаллаха Трада, однако написаны эти пассажи были еще позже, во 2-й половине XVIII Ряд документов Константинопольского Патриархата конца XVII – начала XVIII в., имевших отношение к сирийским церковным смутам, был введен в отечественный научный оборот И. И. Соколовым, которому принадлежат и первые попытки анализа породившей их исторической ситуации, ныне

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

XXIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» завершил paбomyXXIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» завершил работу Пост-релиз Оргкомитета Фестиваля. 27 ноября в Москве, в Большом зале Дома кино завершил свою работу XXIII Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». На Церемонии Закрытия были подведены итоги фестиваля. Четыре дня в Белом и Малом залах Дома кино шли просмотры Конкурсной (игровых, документальных, анимационных фильмов), Телевизионной и Информационной программ с 10.00 до 21.00. Фестивальные дни были наполнены многочисленными обсуждениями фильмов и встречами зрителей с их создателями. В рамках фестиваля прошел круглый стол «Столетие убиения Царской семьи как историческое и духовное событие и его отражение в российском кинематографе». Этой же теме было посвящено много фестивальных фильмов, получивших признание и зрителей, и жюри. В жюри этого года вошли: Хотиненко Владимир Иванович ( председатель жюри)- кинорежиссер, народный артист РФ, Борис Костенко (сопредседатель жюри) – телеведущий, зам. генерального директора общественного православного телеканала «Спас», Валентина Теличкина - актриса, народная артистка РФ, Александр Богатырев - сценарист, кинорежиссер, протоиерей Николай Германский - писатель, клирик Белгородской епархии, протоиерей Владимир Соколов – писатель, Алла Золотухина - киновед, заслуженный работник культуры, Татьяна Иенсен - кинокритик, сценарист, Борис Криницын — сценарист, кинорежиссер. Члены жюри приняли участие в Церемонии награждения победителей и лауреатов фестиваля. По устоявшейся традиции  по окончании церемонии вручения призов лауреатам  Президент Кинофестиваля " Радонеж " Е.К.Никифоров по благословению Святейшего  Патриарха Кирилла вручил орден Русской Православной Церкви Святителя Макария Митрополита Московского III многолетнему члену жюри фестиваля " Радонеж " А.В.Богатыреву " во внимание к трудам во благо Святой Церкви " .  Ведущие церемонии Борис Костенко и Алена Минулина объявили итоги:

http://fest.radonezh.ru/2018/11/28/xxiii...

ДИРЕКЦИЯ И ОРГКОМИТЕТ ФЕСТИВАЛЯ " РАДОНЕЖ "   ЕЛЕФЕРЕНКО Игорь Олегович , Президент Фестиваля «Радонеж» 2012 года Игорь Олегович Елеференко родился 23 мая 1958 года в Москве. В 1980 году с отличием закончил переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М.Тореза. Доктор педагогических наук. Игорь Елеференко - член Союза журналистов Москвы, академик Евразийской академии телевидения. Работал редактором Главной редакции Латинской Америки Агентства печати " Новости " . Восемь лет возглавлял представительства АПН в странах Латинской Америке, был главным редактором телекомпании " ТВ-Новости " РИА " Новости " . С 1998 по 2000 гг. - генеральный директор ЗАО " Русский канал - Всемирное русское телевидение " . С 2000 по 2005 годы - главный редактор Главной редакции общественно-политических программ ОАО " ТВ Центр " . С 2005-2009 гг. был депутатом Московской городской Думы IV созыва, председателем Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям. С 2012-го Игорь Елеференко – заместитель Генерального директора ОАО " ТВ Центр " . Советник Министра культуры РФ. НИКИФОРОВ Евгений Константинович, Генеральный директор и учредитель фестиваля  Родился в 6 февраля 1955 года. Окончил филологический факультет Одесского университета. По окончании работал завотделом античного искусства Одесского музея западного и восточного искусства. В 1988 году был одним из организаторов просветительского Общества " Радонеж " и стал его Председателем. В дальнейшем Общество (Братство) " Радонеж " учредило три православные школы (1990), радиостанцию " Радонеж " (1991), газету " Радонеж " (1995), Интернетпортал " Радонеж " , видеостудию, паломническую службу, Фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж». Награжден орденами св. блгв. кн. Даниила Московского III степени, преп. Сергия Радонежского III степени, преп. Серафима Саровского третьей степени, Святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского третьей степени, преп. Нестора Летописца Украинской Православной Церкви, орденом Святой Анны, преподобного Серафима Саровского третьей степени, Орденом Святителя Макария Митрополита Московского III степени. 

http://fest.radonezh.ru/article/orgkomit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) Икона Божией Матери «Избавительница». XIX в. (собор вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря) (празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан; † 1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи ( Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари. 20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.

http://pravenc.ru/text/293828.html

Статистика Осипов Алексей Ильич Алексей Ильич Осипов (род. 31 марта 1938 г.) — русский богослов, педагог и публицист. Родился в г. Белёве Тульской области в семье служащих. В 1955 году, окончив школу, отказался поступать в какой-либо вуз и три года в домашних условиях изучал начала богословия под руководством игумена Никона (Воробьёва). В 1958 году поступил в четвёртый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены сразу за три предыдущих года. В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 г. со степенью кандидата богословия (тема диссертации — «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником синодального издания»). В 1964 году прослушал курс аспирантуры при Московской духовной академии. С 1965 года — преподаватель основного богословия в Московской духовной академии, с 1969 года — доцент, с 1975 года — профессор. В 1985 году присвоена учёная степень доктора богословия honoris causa. С 2004 — заслуженный профессор Московской духовной академии. Читает лекции по основному богословию на пятом курсе семинарии и первом курсе академии. Научные интересы — основное богословие (апологетика), западные исповедания. Много выступает в различных аудиториях и на радио «Радонеж» с лекциями и беседами, значительная часть которых получили распространение на кассетах, дисках и в интернете. Награды В 1971 году был почтён орденом св. кн. Владимира III степени; в 1979 году награждён орденом преп. Сергия III-й степени; в феврале 1988 года в связи с 50-летним юбилеем награждён орденом св. князя Владимира II-й степени; в марте 1998 года в связи с 60-летием со дня рождения — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени. 28 мая 2008 года Ректор Московской Духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений вручил заслуженному профессору А. И. Осипову орден святителя Макария митрополита Московского III степени во внимание к усердным преподавательским трудам и в связи с 70-летием. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/236

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ Серб [румын. Ignatie Sîrbul] (? - после 20.12.1662, Валахия), митр. Унгро-Влахийский. Из семьи священника, уроженец правобережья Дуная. В летописи «История земли Румынской» (Istoria rii Româneti, 1290-1690: Letopiseul Cantacuzinesc/Ed. crit. întocmit de C. Grecescu i Simonescu. Bucur., 1960. P. 99) упоминается «поп Игнатий Серб из Никопола», к-рый был посредником в переговорах между буд. валашским господарем Матеем Басарабом и Абазой, тур. пашой в Рущуке. В 1632 г. паша отправил И. послом к Матею Басарабу в Фэгэраш с известием, что тот может занять трон Валашского княжества. Впосл. И. по приглашению Матея Басараба переехал в Валахию. Овдовев, И. по настоянию господаря стал в кон. 1636 г. епископом Рымникским. Впервые в сане еп. Рымникского И. упомянут в 1637 г. в предисловии к Псалтири, напечатанной в типографии мон-ря Говора на слав. языке. Имя И. неоднократно встречается и в др. печатных изданиях мон-ря, напр. в Часослове (1638) и в Учительном Евангелии (1642). Это дает основание предполагать, что епископ управлял расположенной близ его резиденции монастырской типографией. Издания были напечатаны на слав. языке в болг. редакции, что указывает на участие И. в их редактировании. В июле или авг. 1653 г. И. возведен в сан митрополита Унгро-Влахийского. В кон. 1653 г. И. встречает в Тырговиште патриарха Антиохийского Макария. Сопровождавший его в поездке архидиак. Павел писал, что И. «муж преклонных лет, почтенной наружности, знает языки турецкий, персидский, греческий и валашский» ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 91). После кончины в 1654 г. Матея Басараба И. помазал на престол нового правителя Константина Шербана Басараба. В мае 1655 г. господарь направил И. с посольством к князю Трансильвании Дьёрдю II Ракоци. После успешного выполнения своей миссии И. нек-рое время оставался в Трансильвании. Во 2-й пол. 1655 г. Константин Шербан вернул кафедру предшественнику И., опальному митр. Стефану, признав тем самым его невиновность. И. удалился в Олтению, жил сначала в Рымнике, а затем в мон-ре Козия. В сент. 1659 г. валашский господарь Михня III Раду (1658-1659) вновь отправил И. ко двору Дьёрдя II с дипломатическим поручением - заключением союза между Трансильванией и Валахией против Османской империи. Похоронен И., вероятно, в мон-ре Козия (в росписях притвора монастырского храма имеется его изображение). Лит.: Pcurariu. IBOR. Vol. 2. P. 56-57, 161-162. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293449.html

Остается лишь посетовать на неспособность преосвященного автора сопоставить цифры и факты. Первым митрополитом Киевским, проведшим во Владимиро-Суздальской земле бóльшую часть своего предстоятельства, был Кирилл II (III) (митрополит с 1243 г., утвержден Константинопольским Патриархом в 1246–1247 гг., преимущественно во Владимиро-Суздальской земле находился с 1250 по 1273 гг. и затем в 1280 г., где и скончался в г. Переяславле-Залесском 6 или 7 декабря). Следующий митрополит, свт. Максим, с 1283 по 1299 год правил, в основном, из Киева, но около 1300 года переместил свою резиденцию во Владимир, где и пребывал вплоть до кончины в 1305 году. В это время была ликвидирована Владимирская епархия, а ее территория вошла в Митрополичью область. Преемник свт. Максима свт. Петр, родом с Волыни, после поставления в митрополиты в Константинополе и прибытия в 1308 году на Русь, провел в Киеве лишь около года, и уже в 1309 году сделал своим постоянным местопребыванием Владимир, откуда в 1325 году переселился в Москву, где и скончался в 1326 году. Следующий митрополит, грек свт. Феогност, был прислан на Русь Константинопольским Патриархатом в 1328 году и в том же году обосновался в Москве, откуда правил вплоть до своей кончины в 1353 году. Его пример особенно важен: свт. Феогност первоначально не был связан с Русью, но полностью исполнял волю Константинополя – и, тем не менее, целенаправленно направлялся в Москву, что полностью рассеивает беспочвенные подозрения епископа Макария. В свои последние годы он рукоположил во епископа Владимирского своего ближайшего помощника (фактически, викария) и будущего преемника Алексия. Однако еще важнее другое: в 1354 году была издана соборная грамота – сам епископ Макарий на нее также ссылается, – посвященная вопросу о перемещении Киевской кафедры. Эта грамота была издана в связи с утверждением Константинопольским Патриархом свт. Филофеем (Коккиным) нового митрополита, избранного свт. Феогностом себе в преемники – того самого Алексия, уроженца и жителя города Москвы. В грамоте говорится о перемещении места преимущественного пребывания митрополита Киева и всей России " во Владимир... безвозвратно и на веки вечные неотъемлемо " (ν τ Βλαντιμορ ... ναφαιρτως κα ναποσπστως ες ανα τν παντα).

http://religare.ru/2_116414.html

Сохранился ряд документов о судьбе Галицкой епархии в сер. XV в. По документу от 28 июня 1458 г., Станислав с Ходча, галицкий староста, продал другому лицу свое право опеки над галицким «клиросом», включая «куны с попов» и суд над ними по духовным делам (AGZ. 1878. T. 7. 51. S. 94–95), т. е. права епархиального архиерея. Все это соответствовало обычной для Польского королевства практике, когда староста — представитель государственной власти — брал в свои руки управление вакантной епископской кафедрой, но то, что староста решил сделать такие права предметом имущественной сделки, говорит о его уверенности в том, что Галицкая кафедра и впредь будет оставаться незанятой. Однако еще до составления этого документа папа Каллист III 16 января поставил Галицким епископом Макария — серба, монаха монастыря св. Киприана в Константинополе (DPR. V. 1. 78. P. 138–139). В документе говорилось о восстановлении Галицкой епархии, территория которой ранее находилась под властью митр. Исидора (очевидно, номинально). Поставление епископа на Галицкую кафедру должно было, по-видимому, стать первым шагом к восстановлению Флорентийской унии в Восточной Европе. О дальнейшем важные сведения содержит послание папы Пия II архиепископу Львовскому и католическому епископу Перемышльскому. Послание было написано по жалобам еп. Макария на неких лиц (вероятно, польских магнатов), захвативших все движимое и недвижимое имущество Галицкой кафедры. Епископы должны были помочь еп. Макарию вернуть это имущество (ibid. 89. P. 153). Поскольку еп. Макарий в дальнейшем не упоминается, ничего не известно и о каких-либо его преемниках, то очевидно, что эта попытка закончилась неудачей. Интересы польских магнатов оказались сильнее папских предписаний. При поставлении в митрополита Григория Болгарина Галицкая епархия была названа среди прочих епархий, подчиненных его власти (DPR. V. 1. 82. P. 146), но реально управление духовенством на территории Галицкой области осталось в руках галицкого старосты и его потомков. В нач. XVI в. митрополичьих наместников на этой территории назначал сын Станислава из Ходча (Грушевський М. С. Icmopiя Укра¿ни—Руси. Льbib, 1905. Т. 5. Ч. 2. С. 432–433). После того как восстановить Флорентийскую унию в Восточной Европе не удалось, такое положение отвечало и интересам католической Церкви, так как на территории бывшей Галицкой епархии православное духовенство фактически не имело самостоятельной церковной иерархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Он молился в храме Гроба Господня в Иерусалиме, стоял у Мамврийского дуба, бродил по Гефсиманскому саду и взбирался на Елеонскую гору с храмом Вознесения Христова, ко входу в который вели 19 ступенек. Кстати, число ступеней купец-путешественник из Руси считал повсюду, стремясь, быть может, удостоверить факт личного посещения святых мест. В его сочинении, как и в «Хожении» Афанасия Никитина, все даты приводятся по церковному календарю. По определению митрополита Макария (Булгакова), лаконичное описание путешествия Василия-гостя «отзывается всею детскою простотою веры» . В нем нет компилятивных вставок и следов редакторской правки. Примечательно, что «Хожение гостя Василия» подобно «Хожению за три моря» Афанасия Никитина (но в отличие от других хождений того времени) начинается с молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Се аз раб Божии многогрешныи Василей, и подвизахся видети святых мест и градов, и сподоби мя Бог видети и поклонихся святым местом, за молитв святых отець наших Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, аминь». А завершается оно словами: «Богу нашему слава во веки, аминь» . И молитва, и подобная концовка отсутствуют в других купеческих хождениях XVI–XVII вв.: Василия Познякова, Трифона Коробейникова, Федота Котова, Василия Гагары. Нет их и в средневековых описаниях паломничеств лиц из среды духовенства. Паломники подвергались нападениям лихих кочевников (татар - в причерноморских степях и арабов - в Палестине и на Синае) и морских пиратов (особенно в Средиземном море), их подстерегали бури и штормы, нехватка пресной воды, непривычная пища. И далеко не всем из них посчастливилось вернуться домой или хотя бы добраться до заветной цели. Так, татарская сабля либо стрела сразила одного из сыновей гостя и боярина В. Г. Ховрина, казначея московского великого князя Ивана III, отправи вшегося поклониться Гробу Господню. Горькая участь ждала и православных купцов, попавших в плен к крымским татарам во время путешествия в южные страны. Не дождавшись выкупа, крымчаки обычно продавали их в рабство.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010