1. Божественная Литургия Совершение Литургии упоминается в двадцати восьми главах Жития из ста семидесяти (глл. 21, 36, 40, 67, 72, 74, 80, 98, 101, 107, 112, 115, 117, 126, 127, 130, 154, 156–163, 167–169). Для обозначения Литургии, кроме самого этого слова (λειτουpγα) 1 , автор Жития также употребляет термины Возношение (ναφор) 2 , Приношение (πpοσκομιδ), Предложение (πрθεσις) 3 , Божественное Тайноводство (θεαν μυσταγωγα) 4 . Согласно Житию, Литургия могла предваряться процессией (см., например, главы 117, 161), что, очевидно, является свидетельством того, что в начале VII в. в Малой Азии было хорошо известно богослужение стационального типа 5 . В Житии упоминаются следующие элементы литургийного чина: вход (гл. 169); чтение Евангелия (глл. 71, 156, 157, 159); евхаристическая молитва (гл. 80), к которой могли прибавляться особые прошения (например, о дожде – гл. 101) 6 ; возглас «Святая святым» при возношении Св. Даров (гл.126) и другие возгласы Литургии (гл.167); Причащение (глл. 6, 61, 67, 101, 125, 127, 137, 154, 160, 161, 167), о котором сообщается, что причастник произносил «Аминь» в момент преподания ему Св. Даров (глл. 61, 67) и что миряне причащались из Чаши (гл. 125); заключительное благословение народа (глл. 107, 110, 158), во время которого святой «каждому давал ответ» (гл. 158). Литургия совершалась, как правило, в обеденное время; впрочем, несколько раз в Житии отмечено Причащение или совершение Литургии в вечернее время (глл. 6, 13, 74, 167) – очевидно, в постные дни, когда обеденная трапеза не была положена. В Житии дважды упоминается архаичный порядок сослужения за Божественной Литургией, когда евхаристическую молитву читают не все епископы и священники вместе, а лишь один из них по приглашению старшего (гл. 101, 107) – такой порядок сослужения был распространен на Востоке около VI в. 7 , а впоследствии почти повсюду вышел из практики, сохраняясь ныне только в богослужении ассирийцев. Трижды в Житии описан евхаристические чудеса 8 : в главе 80 повествуется, как святой видит «пресветлую завесу», опускающуюся на Дары в момент их освящения (это чудо имеет немало параллелей в житийной литературе); в главе 126 говорится, как Св. Хлеб начал чудесным образом подпрыгивать на дискосе во врем возгласа «Святая – святым» (акцентирование именно этого момента Литургии становится характерным для византийской агиографической и богословской литературы как раз около VII в. 9 ); в 127 главе описано, как сухая просфора во время освящения приняла вид свежеиспеченного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

П. Сырку V. Живопись В этом отделе обозреваются сочинения преосвящ. Порфирия и других лиц по живописи и перечисляются альбомы гравюр, рисунков и вообще снимков с древних икон, виденных или собранных им на востоке. Таким образом, этот отдел разделяется на две части: А. книги по живописи и др. и Б. перечень альбомов. А. Книги по живописи Живопись и хронология, – в одной книге (VA1) в л. , состоящей из 140 листов разной бумаги и разных форматов, писанных в разное время рукой о. Порфирия, в начале даже старческой рукой; в ней содержится: α) «Образчики живописи книжной у латин, греков, грузин, болгаров, сербов, сириан и арабов с 5 века по 19-й» (лл. 1–10). Это, собственно, текст к снимкам, как видно из рубрики в начале статьи: «Содержание рисунков и откуда они взяты». Эти объяснения написаны в Новоспасском монастыре, 2 июня 1884 г., как видно из отметки в конце. β) Символическое объяснение месяцев названиями драгоценных камней, писанное женской рукой (л. 13). γ) «О церковном пении 1860 г.» (лл. 15–18); здесь приведены только изречения отцов церкви о музыке. δ) «Хронология изящных искусств и великих людей до Христа» (лл. 27 б –101); здесь приведены: «Zeittafeln» (лл. 27 б –61, 63–71), как значатся на начальном листе, за тем следуют хронологические таблицы: а) «Tablette chronologique des grandes hommes, qui ont parus dans les sciences depuis déluge jusqú au V-e siècle de l " ére vulgaire (лл. 74–91), b) Ordre chronologique des vies des grands hommes de la Grèce, écrites par Plutarque, Cornelius Nepos et autres Iittérateurs anciens et modernes (лл. 93–95), с) Liste des vies... (лл. 97–98), d) Manière de compter des romains et des grecs, soit pour les années, soit pour les autres choses, rapportée aux chiftres vulgaires (лл. 99–101). Несомненно, все эти таблицы заимствованы из немецких и французских изданий. ε) Мелкие заметки по живописи и хронологии на отдельных листках и листах, из которых 2 изорваны в верхней их части; кроме того здесь же изложены на 2-х листах исторические и хронологические сведения об «Египте» в «веках 17 и 16-м», как показано в заглавии, хотя в изложении приведены и века XIV и XV-й (лл. 103–116). ζ) О стилях (d " ames), – на французском языке (лл. 117–140), – переписано, несомненно, из французской книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава 2. Век Августина Человек не умом, а сердцем чувствует Бога. Блез Паскаль «Отслаивающаяся» от культа культура не только дала толчок к созданию школы (и на Западе и на Востоке), но и поставила перед богословием свои собственные содержательные вопросы. На смену триадологии и христологии эпохи Вселенских Соборов приходит экклесиология и антропология Нового времени. Хотя со времен Тридентского Собора томизм и был призван стать «основной идеологией католицизма» 96 , богословие самого Фомы гораздо более христоцентрично, чем богословие посттридентских томистов. Вопрос: Quomodo Deus ad hominem? представлялся Аквинату гораздо более существенным, чем вопрос: Quomodo homo ad Deum? Учение об «оправдании» (iustificatio) занимает второстепенное место в его «Сумме теологий» и в его же «Компендиуме теологии» 97 , составляя в то же время наряду с декретом о Евхаристии важнейший декрет Тридента 98 . Самым простым объяснением этого факта является напоминание о Реформации, образовавшей своего рода «водораздел мысли» между временами Фомы и Тридентом 99 . Правда, известный исследователь истории Тридентского Собора Губерт Йедин пишет: «Проблема оправдания человека была по-новому поставлена Лютером: оправдание верою, как богодействуемое переживание [gott-gewirktes Erlebniss], познание оставления грехов, совершаемого через милостивого Бога ради Христа вне необходимой связи с таинством. Решение было новым, сама же проблема – старой. Ибо с тех пор как Августин в борьбе с пелагианами указал на благодатный характер личного спасения, тема оправдания никогда не исчезала из западного богословия» 100 , – однако это вовсе не противоречит сказанному. Присутствуя в средневековом западном богословии, тема оправдания не занимала в нем того места, которое отвел ей Лютер 101 . В этом отношении показательными и важными являются два непосредственно относящихся к учению об оправдании вопроса: о заслугах добрых дел и о похоти, остающейся в человеке и после Крещения, – именно они стали предметом бурных дискуссий на Тридентском Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Глава вторая. Уставные чтения по записям Студийского Устава I. ΥПОТΥΠΩΣΙΣ ΤΗΣ ΚΑΤΑΣΤΑΣΕΩΣ ΤΗΣ ΜΟΝΗΣ TΩN ΣΤΟΥΙΔΙΩΝ Творения св. Феодора Студита дают лишь самые общие указания об богослужебном строе, введенном Феодором в монастыре Студийском. Самим св. Феодором строй этот не был запечатлен в форме подробного писанного устава. Некоторое, и немалое, время по смерти Феодора введенный им богослужебный порядок хранился в монастыре Студийском в виде предания и обычая и в этом же виде распространился в большинстве лучших монастырей. Только после этого в монастыре Студийском составлена была краткая запись богослужебного порядка, преданного от св. Феодора. Эта запись дошла до нас в виде «Υποτπωσις τς καταστσεως τς μονς τν Στουδων», и является непосредственным, после творений св. Феодора, памятником, освещающим историю развития «Уставных Чтений». ‘Υποτπωσις сохранился в трех редакциях, из которых одна издана кардиналом Mai в «Nova Patrum Bibliotheca (t. V, 1849 an. pag. 111–125) и перепечатана Migne в Patrologiae cursus competus (t. 99 col. 1704 и след. 96 ): другая (с вариантами из первой) – проф. А. Дмитриевским в «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (т. I, Τυπικ, стр. 224–238) 97 : и третья представлена в памятнике, известном под именем «Ιατπωσις το αου κα μακαρου πατρς μν Λθανασου» (το ν τ ‘Aθi), изданном тем же проф. Дмитриевским и в том же «Описании» (стр. 238–256), а несколько ранее – на Западе Меуег-ом в Die Haupturkundes für die Geschichte der Athosklöster (Leipzig. 1874. ss. 130–140) 98 . Чтобы понять истинную ценность данных ‘Υποτπωσις-а в отношении практики «Уставных Чтений», равно как и литургической практики вообще, необходимо иметь в виду характер всех трех редакций. Ни одна из этих редакций не дает текста ‘Υποτπωσις-а, в его первоначальном виде, но все три представляют следы постепенного нарощения и видоизменения первоначального текста. Невозможность представлять одну какую-либо из наличных редакций за основу другой несомненна. С одной стороны, первая из этих редакций, включая некоторые особенности другой редакции, свидетельствующей, что автор первой имел перед глазами текст второй, в то же время включает и некоторые особенности третьей редакции, свидетельствующей, что автор первой пользовался одновременно и текстом третьей. К таким особенностям принадлежит прежде всего наличность некоторых новых указаний, касающихся новых предметов и моментов литургической практики. Первая редакция имеет около шести такого рода указаний, общих со второй 99 , и около 12, общих с 3-ей 100 . Затем, первая редакция имеет тирады, тождественные то лишь со 2-ой 101 , то лишь, с 3-ей 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Духовным чадам Марии Александровне Залесовой Письмо 43 96 Добрая Мария Александровна! Милосердый Господь помог Вам благополучно провести 1-ую половину ревизии, поможет и завтра. Не безпокойтесь. Чаще ищите около себя Милосердого Господа, оглядывайтесь вокруг себя, произнося: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, и Он, Всеблагий, въяве ответит Вам: не бойся, Я с тобою. Благословение Господне да почиет над всеми Вами. Грешный Богомолец А. Письмо 44 97 Добрая Мария Александровна! Как Вы чувствуете себя? Доехал благополучно. Набирайтесь твердости духа. Не ленитесь молиться и работать. Благословение Господне да почиет над Вами. Грешн. А. Мечев Письмо 45 98 Добрая Мария Александровна! Усердно прошу Вас не забывать Никольский храм 99 и усердно молиться в нем. Жить в мире со всеми и больше думать о других, чем о себе. Чаще творите молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Пусть сперва будет Ваша молитва и поспешная и невнимательная. Бог даст перейдет и [во] внимательную, [с] помощию Божией, и она даст Вам быть сдержанной, спокойной и внимательной, чего от всей души желаю Вам. Грешный Бог[омолец] Ал. Христос с Вами. Письмо 46 100 Добрая Мария Александровна! Очень рад, что Вы вкупе со всеми собрались, беседовали и молились. Намерены собираться по праздникам в Александровке, а на буднях у Лили и Верочки. Это очень хорошо. Что касается т.Саши, то пусть она одна читает, тем более она об этом просит. М.Алекс., новую советую неотступно привлекать к беседе и к чтению со всеми, это для нее необходимо и полезно. Очень рад, что книжка моя Вам понравилась, читайте повнимательнее и сделайте для себя нужные для Вас выписки, а относительно того, надолго ли хватит Вас, то об этом не думайте. Сердечно благодарю Вас за то, что Вы исполнили мой завет, были у общей исповеди 101 и причастились. Так советую делать без меня. Читайте чаще Иисусову молитву и, Господь даст, придете в себя и исправитесь. Я глубоко в этом уверен. Господь милосерд, не ищет нашей гибели, а спасения. Благословение Господне да почиет над всеми Вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Канон ветхозаветный Канон ветхозаветный . По общепринятому в православно-богословской литературе определению, канон ветхозаветных книг есть собрание богодухновенных писаний, унаследованное христианскою церковию от церкви иудейской и содержащее в себе слово Божие, возвещенное ветхозаветному Израилю чрез богодухновенных мужей. Слово канон, по-греч. κανν, означает трость, правило, а потом: правило, образец, предписание; далее: собрание образцовых произведений; в Новом Завете: правило жизни ( Гал. 6, 16 . 2Кор. 10, 13–16 ). То же значение этому слову придается у отцов церкви (Ириней лионск. Пр. ерес. 3, 11. 1. Климент ал. Стром. 6, 15. 7, 16) и в соборных вероопределениях, называемых канонами. У отцов церкви (Ириней, Прот. ерес. 3. 11. 4. 35. И. Златоуст, Бес. на Быт. 58, 3 . Феодорит, Толк. на П. П. 2, 1. 3) и в соборных определениях (Лаод. соб. 60 прав.) каноном называется собрание священных богодухновенных писании, а входящие в канон писания называются каноническими (Афанасий. 39 пасх. посл.: Βιβλα κεκανωνισμνα). [Для выяснения самых понятий „канонический“, „апокрифический“ и пр. см. Prof. Theodor Zahn: Geschichte des neutestamentlichen Kanons, I, 1 (Erlangen 1888), 122 сл.; Grundriss der Geschichte des neutestamentlichen Kanons (Lzpg 1 1901), 1 сл., а с точки зрения так назыв. прогрессивного богословия см. и у Lic. Edgar Hennecke: Neutestamentlichen Apokryphen in deutschen Uebersetzung (Tübingen und Leipzig 1904), 3 сл.; Handbuch zu den neutestamentlichen Apokryphen (ibid. 1904), VII-IX. 1. – 4. G. Hölscher, Kanonisck und Apokryph: ein Kapitel aus der Geschichte des almmesmamenmlichen Kanons, Lpzg 1905 (и op. к сему Prof. E. Sckürer в „Theolog. Literaturzeitung» 1906, 4, Sp. 98–101). – Н. Н. Г.] Соединяемое с термином канон понятие о богодухновенности ветхозаветных писаний основывается на ясном признании Иисусом Христом ( Мрк. 12, 36 ­ Пс. 109, 1 ) и Апостолами ( Деян. 1, 16 ­ Пс. 40, 10 . 2Петр. 1, 20 . 2Тим. 3, 15–16 ) ветхозаветных канонических писаний богодухновенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Люсьен Реньё Глава третья. Женщины и отроки Есть ли женщине место в пустыне? Когда авва Сисой стал стар и немощен, его ученик предложил ему перейти в места обитаемые. На это старец ему ответил: «Пошли туда, где нет женщин!» – «Но где же есть место, где нет женщин, кроме как в пустыне?» – спросил в ответ ученик 96 . Иногда говорят о «Матерях пустыни». Палладий в прологе к своему «Лавсаику» обещает рассказать не только о трудах «святых отцов, монахов и отшельников», но и о тех досточтимых матерях, «кои с мужским и совершенным разумом свершают труды добродетельных подвигов» 97 . Но ни одна из тех святых подвижниц, о которых он повествует в своем труде, не живет в «великой пустыне». Когда мы думаем о том, что жить там было небезопасно, мы понимаем, что женщина, сколь бы храброй она ни была, не могла жить там в одиночестве, не подвергая большому риску и свою честь, и свою жизнь. Более того, как заметил Лакарьер, «по представлениям отшельников Египта, женщине в пустыне не место» 98 по той простой причине, что ее присутствие в монашеской среде – источник постоянного искушения. «Аммы», которые фигурируют в апофтегмах, посреди пустыни не живут. Самая известная среди них, амма Сарра, «пребывала шестьдесят лет подле реки», то есть вблизи Нила 99 . Феодора 100 , как и Синклитикия 101 , вероятнее всего, живет в Александрийском пригороде. Стоит, однако, вспомнить о тех редких примерах монахинь, которые инкогнито жили или могли жить в пустыне, переодевшись в мужскую одежду. В агиографии такие случаи хорошо известны, но их историческую достоверность трудно установить. Если говорить о пустынях Нижнего Египта, то самые известные из них Аполлинария, Илария и Анастасия. Аполлинария была дочерью императора Анфима 102 . Вероятно, она ушла в пустыню Скита, чтобы избежать замужества, к которому принуждал ее отец. После того как на болотах Скита ее до неузнаваемости искусали комары, Аполлинария осталась жить в этих местах, приняв имя Дорофей. Одна из ее сестер стала одержима бесом, и Анфим послал ее на исцеление к Отцам Скита. Ее доверили «брату» Дорофею, который излечил ее и отослал обратно к отцу. Но скоро «демон внушил, что она беременна»! Император в гневе приказал доставить к нему Дорофея, и тогда он, наконец, признал в «нем» свою дочь Аполлинарию, но все-таки не стал препятствовать ее возвращению в Скит, где она жила еще какое-то время. И только после ее смерти, во время приготовления к погребению, стало известно, что она женщина 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трилистники Трилистник сумеречный 1. Сиреневая мгла 2. Тоска мимолётности 3. Свечку внесли Трилистник соблазна 4. Маки 5. Вариант. Маки в полдень 6. Смычок и струны 7. В марте Трилистник сентиментальный 8. Одуванчики 9. Старая шарманка 10. Вербная неделя Трилистник осенний 11. Ты опять со мной 12. Август 13. То было на Валлен-Коски Трилистник лунный 14. Зимнее небо 15. Лунная ночь в исходе зимы 16. Traeumerei Трилистник обречённости 17. Будильник 18. Стальная цикада 19. Чёрный силуэт. Сонет Трилистник огненный 20. Аметисты 21. Сизый закат 22. Январская сказка Трилистник кошмарный 23. Кошмары 24. Киевские пещеры 25. То и Это Трилистник проклятия 26. Ямбы 27. Доля (Кулачишка) 28. О нет, не стан Трилистник победный 29. В волшебную призму 30. Трое 31. Пробуждение Трилистник траурный 32. Перед панихидой 33. Баллада 34. Светлый нимб Трилистник тоски 35. Тоска отшумевшей грозы 36. Тоска припоминания 37. Тоска белого камня Трилистник дождевой 38. Дождик 39. Октябрьский миф 40. Романс без музыки Трилистник призрачный 41. Nox vitae 42. Квадратные окошки 43. Мучительный сонет Трилистник ледяной 44. Ледяная тюрьма 45. Снег 46. Дочь Иаира Трилистник вагонный 47. Тоска вокзала 48. В вагоне 49. Внезапный снег Трилистник бумажный 50. Спутнице 51. Неживая 52. О-форт Трилистник в парке 53. Я на дне 53. Бронзовый поэт 54. Pace Трилистник из старой тетради 55. Тоска маятника 56. Картинка 57. Старая усадьба Трилистник толпы 58. Прелюдия 59. После концерта 60. Буддийская месса в Париже Трилистник балаганный 61. Серебряный полдень 62. Шарики детские 63. Умирание Трилистник весенний 64. Чёрная весна 65. Призраки 66. Облака Трилистник шуточный 67. Перебой ритма 68. Пэон второй – пэон четвёртый 69. Человек Трилистник замирания 70. Я люблю 71. Закатный звон в поле 72. Осень Трилистник одиночества 73. Лишь тому, чей покой таим 74. Аромат лилеи мне тяжёл 75. Дальние руки Складни 76. Добродетель 1. Рабочая корзинка 2. Струя резеды в тёмном вагоне 77. Контрафакции 78. Складень романтический 1. Небо звездами в тумане... 2. Милая 79. Два паруса лодки одной 80. Две любви 81. Другому 82. Он и я Размётанные листы 83. Невозможно 84. Сестре 85. Забвение 86. Стансы ночи 87. Месяц 88. Тоска медленных капель 89. Тринадцать строк 90. Орианда 91. Дремотность 92. Нервы 93. Весенний романс 94. Осенний романс 95. Среди миров 96. Миражи 97. Гармония 98. Второй мучительный сонет 99. Бабочка газа 100. Прерывистые строки 101. Canzone 102. Дымы 103. Дети 104. Моя тоска Трилистники Трилистник сумеречный 1. Сиреневая мгла Прослушать стихотворение 1:27

http://azbyka.ru/fiction/kiparisovyj-lar...

Согласно иконописному подлиннику (XVI в., из собр. С. Т. Большакова), В. В. изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой - благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу ( Большаков . Подлинник иконописный. С. 8, 62). Древнейший тип изображения В. В.- фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Изображения В. В., отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающих алтарь, в рост, как в монументальных росписях, напр. в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, напр. створка триптиха «Ап. Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), В. В. изображен рядом с прп. Ефремом Сирином в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр. из ц. Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в., ГТГ); миниатюры житийных сборников, напр. Минология Василия II (976-1025, Vat. gr. 1613. С. 288) или литургических свитков, напр., XIII в. (Patm. Cod. 7 (свиток 1)), где В. В. представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, напр. визант. работы X-XII вв. на окладах икон ( Хускивадзе Л. З . Средневек. перегородчатые эмали из собрания Гос. музея искусств Грузии. Тбилиси, 1984. С. 40, 49, 56, 62), ставротек, напр. из сокровищницы собора в г. Эстергом (Венгрия, ок. 1150-1200) или на окладах Евангелий, напр. кон. X - нач. XI в. (Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100); а также печати (иногда в поясном варианте) рус. князей ( Янин В. Л . Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 97-112, 168-174, 216, 227, 229, 230; 1998. Т. 3. 38а-в, 97а, 98-2, 101-5, 101-6, 101а, 102а, 103а, 112-2, 170а, 171а, 230а-в, 230-2, 424-426, 429а, 801); каменные рус. иконки XIV в., на к-рых В. В. часто изображен вместе со свт. Николаем , архиеп. Мирликийским ( Николаева Т. В . Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. 97, 207, 225). В средневизант. время фигура В. В. располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов - на мозаиках Св. Софии Киевской, 1037-1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151) и позднее, напр., в апсиде к-польской церкви мон-ря Хора, 1315-1320 гг.; фигура В. В. встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414-1417, ГММК).

http://sedmitza.ru/text/929391.html

Согласно иконописному подлиннику (XVI в., из собр. С. Т. Большакова), свт. Василий изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой – благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу (Подлинник иконописный. М., 1998. С. 8, 62). Древнейший тип изображения Василия Великого – фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае. Изображения Василия Великого, отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающий алтарь, в рост как в монументальных росписях, напр., в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, напр., створка триптиха «Ап. Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), Свт. Василий изображен рядом с прп. Ефремом Сириным в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр., из церкви Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в., ГТГ); миниатюры житийных сборников, напр., Минология Василия II (976–1025, Vat. gr. 1613. С. 288) или литургических свитков, напр., XIII в. (Patm. Cod. 7 (свиток 1)), где свт. Василий представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, напр., визант. работы X–XII вв. на окладах икон (Хускивадзе Л. И. Средневек. перегородчатые эмали из собрания Государственного музея искусств Грузии. Тбилиси, 1984. С. 40, 49, 56, 62), ставротек, напр., из сокровищницы собора в г. Эстергом (Венгрия, ок. 1150–1200) или на окладах Евангелий, напр. кон. X – нач. XI в. (Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100); а также печати (иногда в поясном варианте) рус. князей (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. М., 1970. Т. 1. 97–112, 168–174, 216, 227, 229, 230; 1998. Т. 3. 38а–в, 97а, 98–2, 101–5, 101–6, 101а, 102а, 103а, 112–2, 170а, 171а, 230а–в, 230–2, 424–426, 429а, 801); каменные рус. иконки XIV в., на которых свт. Василий часто изображен вместе со свт. Николаем, архиеп. Мирликийским (Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI–XV вв. М., 1983. 97, 207, 225). В средневизант. время фигура Василия Великого располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов – на мозаиках Св. Софии Киевской, 1037–1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146–1151) и позднее, напр., в апсиде к-польской церкви монастыря Хора, 1315–1320 гг.; фигура Василия Великого встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414–1417, ГММК).

http://sedmitza.ru/text/412949.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010