«И ныне» празднику. Глас той же . Приимите ясли егоже во купин Моисей Законоположенико провид во Хорив 690 нын ражаемо ото Двы Духоме Божественыиме: тая и есте иже в Закон реченная, тая есте пророческая печате, яже Бога плотию тлннымо являюще, емуже поклонимося. НА ИСХОЖЕНИИ: 691 СЛАВА, ГЛАС 6. ТВОРЕНИЕ ЦАРЕВО Денесе собори рустии сошедошеся радостено празденуимо, первосвятителю Петру и чюдотворецу ото земля на небо прошедошу, благочестено торжествуимо прежеосвященнаго ото пелено во спасение Христовыхъ словесеныхъ овеце: цари свща носяща предоидуте, царскаго благолпия чтуще честеное украшение, святители трудо весе отоложеше радостено послдующе первосвятителю Божию Петру и предстателю; веси убо радостено возопиемо: «Радуйся, святителю Петре, молися прилжно о душахо нашихо». «И ныне» празнику . Стихиры сретенью Владимирской иконы Божией Матери Подготовка текста Т. Р. Руди, перевод Е. Л. Алексеевой, комментарии Е. Л. Алексеевой и Т. Р. Руди Текст Стихир митрополиту Петру и Сретению Владимирской иконы Божией Матери публикуется по факсимильному воспроизведению рукописи РГБ, собр. Библиотеки Троице-Сергиевой лавры (ф. 304), 428, лл. 98–101, 222 об.–225 об. (см.: Леонид, архим. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота Российскаго. По рукописи Библиотеки Троице-Сергиевой лавры, 428//Памятники древней письменности. Т. 63. СПб., 1886). CTUXIPЫ СРЕТЕНИЮ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 23 ИЮНЯ. В ЭТОТ ДЕНЬ ПРАЗДНУЕМ ВСТРЕЧУ ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДИМИРСКОЙ. CTUXIPЫ НА «ГОСПОДИ, ВОЗЗВАХ», ГЛАС ЧЕТВЕРТЫЙ ДРУГИЕ CTUXIPЫ. ГЛАС 1. ПОДОБЕН «О ДИВНОЕ ЧУДО». ТВОРЕНИЕ ЦАРЯ Ты великое милосердие к грешным, Богородица Пречистая, помощь скорая, спасение и заступничество! Веселись, преименитый град Москва, принимая чудотворную икону Владычицы! Воспоем, верные, с архиереями и князьями: «Обрадованная, радуйся, с тобою Господь, подающий нам через тебя великую милость!» Дивно твое милосердие, Владычица: когда христиане обратились к тебе, чтобы избавиться от гибельного принесения в жертву, тогда, невидимо молясь своему Сыну, честным своим образом ты спасла людей. Радуйтесь, христиане, и пойте: «Обрадованная, радуйся!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И от всякоя притчи, и от диявола, Господи Исусе Христе, избави и, великий Михаиле Архаггеле, соблюди раба Божия, имярек, от очию злых человкъ и от напрасныя смерти, и от всякого зла, молитвами пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария и святаго пророка и предотечи, крестителя Господня Иоанна, и святаго пророка Илии, и святаго отца нашего Николы Чюдотворца, и святых мученикъ Никиты и Еупатия и всх святых твоихъ молитвами, нын и присно и во вки вкомъ, аминь. Стихиры митрополиту Петру Подготовка текста Т. Р. Руди, перевод Е. Л. Алексеевой, комментарии Е. Л. Алексеевой и Т. Р. Руди Текст Стихир митрополиту Петру публикуется по факсимильному воспроизведению рукописи РГБ, собр. Библиотеки Троице-Сергиевой лавры (ф. 304), 428, лл. 98–101, 222 об.–225 об. (см.: Леонид, архим. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота Российскаго. По рукописи Библиотеки Троице-Сергиевой лавры, 428//Памятники древней письменности. Т. 63. СПб., 1886). О рукописной традиции Стихир митрополиту Петру см.: Серегина Н. С. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерусская певческая культура и книжность. Серия: Проблемы музыкознания. Л., 1990. Вып. 4. С. 69–80. 21 ДЕКАБРЯ. В ЭТОТ ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПЕТРА МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЙ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА. CTUXIPЫ НА «ГОСПОДИ, ВОЗЗВАХ», ГЛАС ВТОРОЙ. ПОДОБЕН «КИИМИ ПОХВАЛЬНЫМИ ВЕНЦЫ» ДРУГИЕ CTUXIPЫ, ГЛАС ТОТ ЖЕ. ТВОРЕНИЕ ЦАРЯ ИОАННА, ВЛАСТЕЛИНА РОССИЙСКОГО Какой наградой увенчаем святителя, телом находящегося на Руси, а духом достигающего всех, чистой любовью его любящего, наставника и заступника верующим, всем скорбящим утешителя, реку благочестия, течением своим радующую землю Русскую, Петра, горячего заступника нашего и хранителя? Какими пророческими песнопениями увенчаем святителя, борца с бесчестием и поборника благочестия, освященного от пелен, столпа Церкви непоколебимого, посрамляющего все греховное, победителя Сеита, реку многих чудес, течением своим радующую землю Русскую, Петра, горячего заступника нашего и хранителя? Какими духовными песнопениями воспоем святителя, провидящего далекое и находящееся в отдалении как близкое предсказывающего истинно, дающего всем дивное в чудесах исцеление явлением Пречистой, явившейся первосвятителю, реку, течением своим радующую землю Русскую, Петра, горячего заступника нашего и хранителя? «Слава». Глас первый . Просветившись умом своим от светлости Божественного явления свыше, Петр, твердый умом, ты избежал закона природы, как сень благодатию истинною ты, всемудрый, освещен был, почему и стал ты вместилищем Пресвятого Духа, приняв дары чудес, обогащая ими чад своих, и ныне с первосвятителями стоя перед Христом, молись о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Паниасий Галикарнасский (V в. до н. э.), греческий эпический поэт, дядя Геродота, казнен тираном Лигдамистом, автор сочинений О Геракле, в 14 кн. и Об Ионии, 11. Папирий Фабиан (I в. до н. э.--1 в. н. э.), римский оратор, философ и юрист, ученик Секстия и учитель Сенеки, в своем учении синтезировал стоические и пифагорейские идеи. Труды Папирия по естествознанию, в частности, по зоологии, часто цитировались в поздней античности, 69. Петроний Арбитр Гай (?-- ок. 65), римский писатель-сатирик, приближенный Нерона, автор знаменитого романа Сатирикон, вместе с Сенекой и Лукан обвиненный в причастности к заговору Пизона, вынужден был покончить с собой, 246. Пиндар (ок. 521 -- ок. 438 гг. до н. э.), знаменитый фиванский поэт, крупнейший представитель греческой хоровой лирики, 222. Платон (427--347 гг. до н. э.), крупнейший греческий философ, ученик Сократа, основатель философской школы, существовавшей до середины V в. н. э., 20, 57, 137, 159, 166, 178,196, 197, 234, 255. Плиний Младший, Цецилий Секунд Гай (ок. 61 -- ок. 114), римский писатель и государственный деятель, в 92 г. трибун, при императоре Траяне (112 г.) наместник в Вифинии, основу его литературного наследия составляют десять книг писем, 56, 90, 91, 174, 175. Плутарх из Херонеи (ок. 50 -- ок. 120), греческий писатель и историк, близкий к стоицизму, автор знаменитых Сравнительных жизнеописаний, а также ряда диалогов и трактатов, составляющих т. н. Моралии, 19, 47, 48, 51, 54, 57, 62, 66, 67, 73, 98, 100, 101, 104, 105, 111, 143, 150, 160, 161, 176, 187, 188, 189, 192-198, 204-211, 213, 214, 217-225, 237, 255. Помрой С. Б, S3, 86, 87. Пракситель (ок. 390--330 гг. до н. э.), крупнейший греческий скульптор классической эпохи, жил в Афинах, наиболее известны его статуи Афродиты Книдской и Гермеса Олимпийского, 227, 228. Прехтер К., 229, 254. Пропорций Секст Аврелий (ок. 50 г. до н. э.-- ок. 16 г. н. э.), римский поэт-лирик, автор Элегий, пользовался покровительством Августа, друг Вергилия и Овидия, 150. Псевдо-Аристотель, анонимный автор Экономики, долгое время приписывавшейся Аристотелю, 159, 160, 187,191.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

В. содержится в Стихираре «Дьячье око» сер. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 64. Л. 663-665 об.; см.: Серегина. 1994. С. 176; Рамазанова. 2004. С. 192-205). Текст канона Ангелу Грозному воеводе издан по сборнику 1-й пол. XVII в. ИРЛИ. Карельское собр. 2 (Л. 4-10 об.); необходимые исправления внесены по сборнику сер. XVII в. БАН. 33.3.20 (Л. 213 об.- 227), по нему же изданы молитва Иисусу Христу и арх. Михаилу (Л. 227-231 об.) (см.: Лихачев. 1972). Тексты стихир митр. Петру и Сретению Владимирской иконы опубликованы по факсимильному воспроизведению рукописи РГБ. Ф. 304. 428 (Л. 98-101, 222 об.- 225 об.) (см.: Леонид (Кавелин). 1886; Серегина. 1990; Она же. 1994). Авторство И. В. считается доказанным в отношении гимнографических текстов, в области же певческой до сих пор ведутся споры, хотя выявлен значительный материал для исследования данной проблемы. В нотированных рукописях XVII в. именем И. В. надписано неск. гимнографических произведений: стихиры Владимирской иконе, стихиры митр. Петру. Тропарь и кондак на перенесение мощей св. блгв. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, а также канон Ангелу Грозному воеводе не нотированы, но при каноне выставлены указания на ирмосы, по образцу к-рых сочинены тропари канона. Среди прибавлений к службе Сретения Владимирской иконы, созданных во 2-й пол. XVI в., имеются атрибутивные пометы авторства И. В.: «Творение царево» (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 222 об.; см.: Леонид (Кавелин). 1886), «Творение царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России» (СПГИАХМЗ. 274. Л. 278 об., нач. XVII в.; см.: Спирина. 1996), «Творения царя Ивана Васильевича» (Стихирарь РНБ. О1-238. Л. 306, нач. XVII в.); в Стихираре нач. XVII в. РНБ. Солов. 690/769 таких помет нет, но они выставлены при стихирах митр. Петру (см.: Серегина. 1994. С. 232). Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Сб. певч. Логгина (Шишелева). Сер. 80-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 100 об.) Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Сб. певч. Логгина (Шишелева). Сер. 80-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 100 об.) Стихир «творения» И. В. в службе Сретения Владимирской иконы четыре: 3 стихиры на подобен «О дивное чюдо» («О великое милосердие», «Дивно Твое милосердие», «Твое славяте заступление») и славник 6-го гласа «Вострубите трубою песней». В списке РНБ. Кир.-Бел. 586/843 в группу стихир на подобен «О дивное чюдо» входит еще одна - «Тебе припадают Богородица» (Л. 703), в др. списках (напр., РНБ. О1-238. Л. 306) ее текст распет в качестве славника. Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон. XVI в.- ГИМ. Единоверч. 37; БАН. Строг. 44; РНБ. Кир.-Бел. 586/843; РНБ. Погод. 380; РНБ. О1-512; 1-й пол. XVII в.- РГБ. Ф. 37. 378; 2-й пол. XVII в.- РГБ. Ф. 272. 324 (на листе 248 имеется позднейшая запись карандашом: «Стихиры Грозного. См. Лог. Стихирарь»), РНБ. Тит. 2989, РГБ. Ф. 379. 66, БАН. Вят. 9, РГБ. Ф. 379. 57, ГИМ. Увар. 896 (142), БАН. 32.2.28, XIX в.- РГБ. Ф. 218. 1217.

http://pravenc.ru/text/469782.html

Т. 2. С. 92–95. 823 Блудити – заблуждаться, ошибаться, уклоняться от истины, прелюбодействовать, распутничать (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 1975. Вып. 1. С. 244). 828 Ж-Печ.тр: Погод. 313, л. 228–232 об., 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; Ж–O.I.100: O.I.100, л. 46 об.–49. 836 О функции и структуре оберега в истории славян см.: Левкиевская Е.Е. Славянский оберег: Семантика и структура. М., 2004. 839 Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76, Арханг. Д. 72, л. 50–53. Арханг. Д. 73, л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061 , л. 222–224, Q.I. 851, л. 185 об.–188 об.; Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об. 847 М-Петр. 94: N.I.A 94, л. 225–228; Ж-O.I.173: Кир.-Бел. 6/1083, л 97–99, А 94, л. 225–228 и 228–230; М-Соф. 1101: Соф. 1101 , л. 182–185 об.; Ж-Соф. 1101: Соф. 1101 , л. 185 об.–188; М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98, Ж–Погод. 310: Погод. 310, л. 98–101 об. и 135 об.–138, М–КДА 174: КДА 174л, л. 262–265, O.I.100, л. 37 об.–40 об.; Ж-O.I.100: O.I.100, л. 46 об.–49; Ж- Соф. 1065 : Соф. 1065 , л. 1–3; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270; Ж-Калик. 1:. Калик. 1, л. 17 об.–19 об.; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38. л. 74–76, Арханг Д. 72, л. 50–53, Арханг. Д. 73, л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061 , л. 222–224, Q.I.851, л. 185 об.–188 об. 848 Ж-Погод. 314: Арханг. Д. 71, л. 165 об.–166, Погод. 314, л. 181–181 об., Солов. 1099/1208, л. 180–180 об., Соф. 1089 , л. 105–105 об.; Ж-O.I.473: КДА 174л, л. 265 об.–268. Кир.-Бел. 6/1083. л. 97–99, N.I.A 94, л. 228–230, O.I.473, л. 119–120 об., ЖВдов-Хлуд. 120: Хлуд. 120, л. 415 об.–418. 849 Ж-Мих. Q9: Мих. Q 9, л. 167 об.–168 об., Ж-Арханг. 38: Арханг. Д 38, л. 74–76, Арханг. Д. 72, л. 50–53, Арханг. Д. 73, л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061 , л. 222–224, Соф. 1062 , л. 189–192, Q.I.851., л. 185 об.–188 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 261 об.–270, Ж-Перетц 12: Перетц 12, л. 112 об.–117 об. 854 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Пс.101:12 .  Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. «Дни мои – как уклоняющаяся тень». Тень не имеет определенной величины, так и жизнь пленного еврея не имеет устойчивости: в окружающих его бедствиях она так же легко может исчезнуть и прекратиться, как исчезает тень предмета, когда случайное облачко набежит и закроет солнце. Пс.101:13 .  Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. Помилование Богом праведника есть снисхождение к последнему. Бог вечен, Его обетования о спасении из плена несомненно исполнятся, но праведник еврейский, в частности то поколение людей, которое сейчас в плену, не вечно, жизнь их ограничена. Писатель и молит Господа исполнить свои обетования над этим поколением людей, исстрадавшихся в плену. Пс.101:14 .  Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время; «Пришло время» помиловать евреев. Это место указывает, что псалом был написан незадолго до окончания плена, предсказанного пророком Иеремией, вероятно, во время уже мидо-персидского владычества, когда лучшие из евреев, напр., пророк Даниил, задумывались над судьбою, ожидающей их народа ( Дан. 9:2, 18–20 ). Пс.101:16 .  И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. Народ, прежде служивший предметом клятвы, как отверженный Богом, с возвращением из плена и помилованием, дарованным ему Господом, снова возвысится в глазах всех племен Востока. Исполнение над ним предсказанного Богом покажет величие Его имени и вызовет у народов страх пред Ним, как существом всемогущим. Пс.101:17 .  Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; Пс.101:18 .  призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Пс.101:19 .  Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, Пс.101:20 .  ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, Пс.101:21 .  чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, Пс.101:22 .  дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сподвизаются с тобою, Максим, двое всеблаженных учеников, соделавшись общниками твоих подвигов, почему и получили равные с тобою награды. Акр. σ – υναθλοσι Вм. второго σο СМ. и печ. чит. σο ркп. Слав: состраждет тебе (тип. 99 сетражет ти, 125–128 —266— со стражета та, 98 и староп, страждут с тобою), Максиме, учеников (98 и староп, приб. твоих) двоица преблаженная (тип. 99 стрспцю врьста преслвьная, 125 оученикоу двоица всеславная, староп. и 98: пребогатая), твоим (98 приб. и) страданием приобщившеся (99 страстьм ти общьвася, 125–128 твоих страсп причащьшася): теьмже и почестей (99 венець 125 веньця) равно получиша (99 прият, 125 оулучиста, 98 улучиша, др. улучивше) Потоком твоей крови орошаемая. Церковь Христова произращает отцами преданный (от) божественного посева (твоего) догмат, преподобный. Акр. τ – . Конст. κ το θεου σπρου, прочие как С, – вм. σιε ркп. σιον, т. е. δγμα. Слав: Течением твоея крове напаяема Церковь (церкви) Христова прозябает (тип. процветаиет оче) отеческого предания божественное семя (тин. от бож. с мене) твоим учением (тип. твоими учении), преподобне (тип. оп.). Песнь V Собравший ведение предметов (о предметах) земных и небесных, Максим справедливо называется философом. Акр. Вм. νδκως 291 νδικος? справедливым философом? – Слав: разум земнородных собрав и небесных (тип. 99 разоумье земьныим видев и нбсныим, 125 др: иже разоума, земныих свкоупивый нбсныих, 98 др. иже разум земных) вправду (99 в истиноу, 125 др. правьдныи – νδικος, 98 др. праведно) философ именуется (99 бысть именован, 98 мудрец, 211. 213 любомудрец) Максим (99 Максиме). К мудрости высшей любовью ты, преславный Максим, явился вседоблестнейшим подражателем Христа твоего. Акр. σ – οφας. Вм. μενονος СМ и 292 прочие все μενω. Слав: Премудрости безмерным желанием (ρωτι – тип. 99: лоучшая любвью премоудрости, 125 премоудрости. др. премудростию – лоучьшая любовию, др. любовью) Христа твоего (98 др. своего, тип. опуск.) подобных (99 и хоу же, 125 др. сподобных) изряднейший (99 доблии, 125 др. вседолбии, 98 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сербский; министр-президент 2; санитарный отряд 142.143; посланник 9; престол 143. Сербское подворье в Москве 229. Сербы 139. 143. 144. 191. 194. 227. 229. Сергиева лавра 182. Сергий (Дабич), архимандрит 218. Сергий (Лавров), епископ 222. 226. Сергий (Страгородский) , архиепископ 277. Сибирский 52 стрелковый полк 280. Симеон (Нарбеков) , архимандрит 227. Синай 229. Синайская Гора 194. 230. Сирийские селения 222. Сирийцы 222. 224. Славяне 178. 190. 193. 283. Славянские народы 12. 35. Славянский язык 280. Славянские государства 140. Славянское; дело 35; благотворительное Общество 120. 140. 141. 142. 143. 144. 208. 210; см. петроградское, киевское; происхождение 258. Славянство 35. 141. 145. Словаки 191. Смарагд (Латышенков), иеромонах 202. Смирнов – см. Антоний. Смольный Институт 184. Смолянка 184. Соболевский Алексей Иванович, академик 141. 144. «Собрание узаконений и распоряжений Правительства» 166. 286. Соколов Виктор Павлович, дворянин 169. Солунь 218. Соснин Павел, священник 281. Старорусский 2-й полевой сводный госпиталь 282. Стокгольмский посланник 183. Стокгольм 178. 179. Страгородский – см. Сергий. Судейкин Власий Тимофеевич, сенатор 169. Супурганский епископ 194. 225. Суражский 280-й пехотный полк 282. Сусанна (Мельникова), игуменья 282. Сухомлинова Екатерина Викторовна 58. 59. Сухомлинов Владимир Александрович военный министр 81. 137. 290. Северные уезды 152. Северный район 154. 157. Северо-американское Филантропическое Общество 183. Сенцов – см. Леонид. Таврический архиепископ 309. Тамбовская Семинария 225. Татаре 49. Татиана Николаевна, Великая Княжна 10. 12. 72. 73. 130. 132. 170. 326. Татьянинский Комитет 120. 176. Тергявар, город 222. Тернавцев Валентин Александрович, чиновник особых поручений 157. 175. 279. Тифллс 60. 225. Тихон (Беллавин), архиепископ 175; 280. Тихон задонский , святитель 279. Толстой Иван Иванович, граф, петроградский городской голова 145. Торнео, г. 281. Торопец, г. псковской губ. 6. Трифон (князь Туркестанов), епископ 308. 309. Троицкий – см. Иларион.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В этих словах заключается пророчество о явлении людям Христа, как будущей причины восстановления «Сиона» . Но слыша это, не разумей города на земле, не думай, что здесь указан земной Иерусалим: в глубочайшем смысле это пророчество о Новом «Сионе» — о Церкви верующих, которую Христос после Своего «воскресения» обогатил благодатью Святаго Духа (Златоуст). Пс.101:15.   Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. Пс.101:16.   И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Пс.101:17.   Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. Можешь понять ты иначе слова эти, а именно так: Бог Слово, соделавшись плотию и поселившись в нас, создал Церковь, в духовном смысле называемую «Сионом» , и тогда, во время обитания Его в нас, мы увидим «славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1:14). Имеющие ум очищенным именуются «Сионом» . Как бы с вершины горы, с высоты ума созерцают они мир и его благоустройство, а чрез них и самого Бога; созерцают они также и дела житейские и их малоценность. Ибо чистый ум имеет своим основоположником Бога (Златоуст, Василий В.). Пс.101:18.   Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. «Смиренными» называет смиренномудрых, т.е. смиренномыслящих, о которых Сам Господь сказал: «на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66:2) (Исихий). Пс.101:19.   Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Всякий уверовавший во Христа «созидается» в нового человека. «Созиданием» разумей не творение, но изменение к лучшему — от нечестия в благочестие и от порочности в благонравие (Златоуст). Пс.101:20.   Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре: Пс.101:21.   Услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных. Пс.101:22.   Возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме: Пс.101:23.   Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви. Будучи безтелесным и духовным Существом, и даже выше того, Господь нигде не помещается и не ограничивается местом, но силой Своей распространяется на всю тварь. Ему приписывается пребывание в лучших местах мира не в смысле пространства, но в смысле присутствия Его в Своих делах Своей неизреченной силой. Итак, будучи в таком смысле на небе, «Он призрел на землю» (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Таким образом, сохранившиеся до наших дней редакции Жития прп. Иннокентия Комельского представляют большой интерес как памятники литературы XVII в., однако их значение в качестве исторических источников невелико. Наибольшую ценность представляют сообщение о происхождении прп. Иннокентия, описание облика преподобного из иконописного подлинника, изложение надписи с надгробия, а также упоминания о том, что церковь, которую завещал построить прп. Иннокентий, была сооружена до нашествия татар 1538 г. Интересно и сообщение, что до разорения монастыря «бысть же писания немало о преподобнем Иннокентии». Авторы первой и второй редакций памятника по-разному подходили к имевшемуся в их распоряжении материалу. Автор первой редакции стремился максимально использовать сохранившиеся до его времени сведения о жизни прп. Иннокентия, избегая при этом вымысла и литературных украшений. Составитель второй редакции свободно обращался с имеющимися у него данными, допуская при редактировании смысловые изменения. Он стремился привести свое сочинение в соответствие с принятыми канонами житийной литературы и активно заимствовал фрагменты из других Житий. Житие прп. Иннокентия Комельского публикуется в 2 редакциях. Описания рукописей, включающих списки второй редакции (В и С) опубликованы. О них приводятся лишь те данные, которые важны для понимания истории бытования Жития. Список А. РНБ, Собр. Погодина, 1582. Сборник (из собрания П. М. Строева), на 101 листе. Письмо: полуустав и скоропись. Сборник составлен из нескольких рукописей. Листы 90-101, на которых находится Житие прп. Иннокентия (Л. 98-101) первоначально не принадлежали к данному сборнику. Об этом свидетельствует тот факт, что высота листов основной части сборника составляет 19,5 см, а Л. 98-101 - 17,7 см. Ниже приводятся данные, относящиеся к Л. 98-101. Формат 4°. Филиграни: 1) «кувшин с полумесяцем и литерами» (вод. зн. типа Лихачев (88), 1657, 1535-1540 гг.; 2) «герб» (вод. зн. типа Лихачев 3548, 1629-1630 гг. Многие листы рукописи с пятнами сырости.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010