Такой взгляд на небесную скрижаль (Ляух) согласуется с учением Корана о Божием предвидении и предопределении, как сказано от имени Божьего: „никакое бедствие не совершается ни на земле, ни в вас, если оно не было предопределено в книги, прежде того, как Мы (Бог) творим его, потому что это легко для Бога (57, 22). В этом, прежде всего и заключается отличие учения Корана о св. книгах от учения христианского. По учению Корана, все св. книги евреев и христиан представляются „выписками” из „небесной скрижали”, находящейся во власти Бога и тщательно охраняемой ангелами (Ляух-уль-махфуз). Бог в разное время поручал ангелу Гавриилу заимствовать из этой скрижали соответствующие времени вероучения и нравоучения для внушения тому или другому пророку, а пророк возвещал усвоенное от ангела учение своему народу, так что для каждого исторического периода была своя св. книга (Коран гл. 13, ст. 38). По мусульманскому преданию, вероучение из небесной книги было ниспослано Богом следующим посланникам: Адаму, Сифу, Еноху, Аврааму, Моисею, Давиду, Иисусу и Мохаммеду; но в самом Коране упоминаются только: Свитки Авраама, Закон Моисея, Псалтирь Давида, Евангелие Иисуса и Коран Мохаммеда. И это не значит, что перечисленный св. книги были написаны названными пророками, по внушению Божию, или их учениками, а указывает на то, что в св. книгах поименованных пророков буквально воспроизведено содержание „небесной книги”, в подлинных выражениях этой последней, переданных ангелом Гавриилом тому или другому пророку; каждый пророк должен был только повторять слышанное им и заученное со слов ангела. В Коране говорится, что Мохаммед возвещал только то, что было ему заповедано (6, 14), что Коран не мог быть выдуман никем, а только Богом (10, 38), который ниспослал его Мохаммеду (первые стихи 49–42 и 44–46 гл.), чему свидетелем сам Бог и ангелы (4, 164). Подлинный текст Корана, оригинал его, Бог изложил на арабском языке, чтобы понимали его арабы. Оригинал Корана находится в „Матери св. книг” пред Богом (Коран 43, 2–3). Ангел Гавриил по частям внушал Мохаммеду отрывки из небесной книги, соответственно обстоятельствам жизни арабского пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Учение о несотворенности Корана не имеет никаких обоснований своему существованию в самом кораническом тексте. Упомянутая же в Коране «хранимая скрижаль» и разработанное впоследствии в исламе в контексте этого упоминания учение о несотворенности Корана неизвестно каким образом согласуются с упоминаемыми в Коране (98: 2) «очищенными свитками», которые читает «посланник от Аллаха». Дело в том, что в арабском языке слово «ляух», которое перевели на русский как «скрижали», и слово «свитки» – это два совершенно разных слова, имеющих два совершенно разных значения. Не говоря уже о том, что «ляух» стоит в единственном числе, а «свитки» – во множественном. Так, Асфагани определяет свиток как нечто рапростертое/развернутое, на чем пишут, а «ляух» – как то, что из дерева и что, согласно кораническому тексту, может иметь в себе гвозди (54:13) 451 . Соответственно, неясно, в каком же виде предвечно существует коранический текст, в виде доски/скрижали или, все-таки в виде свитков?! При этом в традиции эти два различных явления отождествляются. Так, Табари в комментарии на 80: 13–16 пишет о том, что под «почитаемыми, возвышенными, очищенными свитками» имеется в виду «хранимая скрижаль» 452 . «Хранимая», согласно комментариям Корана, означает оберегаемая от «прибавления и убавления», а также от «подмены и изменения». При этом, согласно хадису от Муджахида, эта скрижаль называется «Матерью Писания». Согласно Катаде, она хранится «у Аллаха», согласно Малику «на лбу Исрафила» 453 . Говоря об учении о несотворенности, необходимо еще обратить внимание на то, что даже анализ современного текста Корана делает учение о его несотворенности крайне сомнительным. Приведем пример. В 20-й суре Корана (20:10) Моисей обращается к своей семье со следующей речью: «Я увидел огонь. Быть может, я принесу вам головню или найду возле огня дорогу» (арабск.) Однако 27: 7 дает нам такой вариант речи Моисея: «Я вижу огонь. Я принесу вам оттуда известие или пылающий метеор, возможно, вы согреетесь» (арабск.) B 28: 29 мы находим третий вариант тех слов, которые сказал Моисей своей семье: «Я увидел огонь. Возможно, я принесу вам оттуда известие или горящий уголь, возможно, вы согреетесь»

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Все деяния всех людей еще за 50 тысяч лет до сотворения мира были записаны в так называемой «хранимой скрижали» (аль-Ляух аль-Махфуз) 23 , по исламским представлениям – небесном источнике всех священных писаний (см.: К.85:22). «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании (букв. Книге.– Авт.) еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко» (К.57:22) (Кулиев). Поэтому в одном из комментариев к хадису, в котором говорится о предопределении в отношении дел, которые люди могли бы совершить во вред или во благо кому-либо, содержится такой вывод: «все в мире предопределено и никаких изменений уже не будет» 24 . Заметим, что для исламского вероучения предопределение является выражением могущества Аллаха и основывается не столько на предвидении событий, которые случатся в будущем с человеком или которые он совершит, сколько на произволе Творца. Об этом свидетельствуют, например, такие стихи Корана: «А когда Мы желали погубить селение, Мы отдавали приказ одаренным благами в нем, и они творили нечестие там; тогда оправдывалось над ним слово, и уничтожали Мы его совершенно» (К.17:16) (Крачковский) 25 . По словам выпускника одного из исламских университетов, в этих словах Корана не только подчеркивается абсолютное владение Аллахом жизнью человека, но и говорится о его власти отдавать приказы совершать людям грехи, что те в точности исполняют 26 . Поэтому, по общепринятому мнению исламских богословов, вера в предопределение Аллаха в исламе соединяется с исповеданием того, что Аллах есть источник не только блага, но и зла, в том числе и нравственного. Например, в Символе веры (Акиде) известного средневекового богослова Ахмада ибн Ханбала это выражено так: «Вера в предопределение Аллаха – добро его и зло» 27 . При этом сам богослов поясняет, что все люди делают то, что Аллах наметил, и «совершают то, что он им предопределил» 28 . Вера в предопределение и его исполнение является шестым столпом (условием) веры для мусульманина, и она означает, что «добро и зло, хорошее и плохое – все предопределено Всевышним, и время осуществления всего тоже предопределено Аллахом» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Большинство сирийцев-христиан находят прибежище в Ливане. Беженцев здесь принимают семьи, школы и другие учреждения. Примерно 1800 семей — более 9 тысяч человек — находятся в четырех населенных пунктах долины Бекаа. Католическая благотворительная организация «Каритас» обеспечивает их всем необходимым: питанием, предметами гигиены, психологической помощью. Здесь действует также передвижная больница с педиатром, гинекологом и медсестрой. Более 150 тысяч человек направились в Иорданию, хотя официально здесь были зарегистрированы немногим более 35 тысяч. Большинство из них живут у родственников и знакомых. На территории самой Сирии «Каритас» старается обеспечить выживание сотен семей — в Хомсе, Алеппо, Дамаске и небольших селениях. Работники должны действовать с осторожностью, испытывая большие трудности с доступом и транспортом. На этой неделе сотрудник возглавляемого мной Отдела встречался с православным христианином, приехавшим из окрестностей сирийского города Хомс. По его словам, христиане в Сирии, одной из колыбелей христианства, действительно находятся в крайне тяжелом положении. Например, в Хомсе их дома, офисы и магазины полностью разрушены, люди были вынуждены бежать в окрестные деревни, но даже там они не могут чувствовать себя в безопасности, так как периодически подвергаются атакам боевиков. В Сирии постоянно происходят похищения и убийства христианских священников. Приведу несколько примеров. В январе 2012 года в сирийской провинции Хама, в селении Кафр-Бехум двумя выстрелами был убит иеромонах Василий (Нассар), принадлежавший к Антиохийскому Патриархату . 19 января того же года во время переговоров об освобождении похищенного врача террористами был захвачен клирик Антиохийской Православной Церкви Фаддей аль-Хаддад. Через шесть дней его тело было найдено на шоссе недалеко от города Друш. На теле имелись следы пыток, глаза были выколоты. В феврале 2013 года армяно-католический епископ города Алеппо Бутрос Мараяти сообщил, что клирик его епархии Мишель Кайяль и священник Антиохийского Патриархата Махер Махфуз были похищены по пути из Алеппо в Дамаск. Об этом заявил митрополит Афамейский Исаак (Баракат) в интервью «Голосу России».

http://patriarchia.ru/db/text/711217.htm...

Конечно, если мы возьмем теперешнюю ситуацию, то, действительно, получается, что человек сам делает выбор, например, согрешить ему с блудницей или нет. Но если мы вернемся к истокам этого греха, т.е. когда проституции еще не было (мы рассматриваем классическую проституцию, а не жреческую или какую-нибудь еще), то увидим, что первая женщина, решившаяся на это, все равно ведь делает какой-то выбор из нескольких вариантов (избирать ей такой способ заработка или нет, даже если решение принимает не она), естественно, уже предопределенных Аллахом. Таким образом, мы получаем тот вывод, что и само появление на свет такой разновидности греха, как проституция, является предопределением Аллаха, т.е. его волей. И хотя сами мусульмане признают это абсурдом, в Коране прямым текстом сказано, что именно Аллах давал повеления некоторым людям творить нечестие, чтобы они сбились с прямого пути, и сам же за это уничтожил их. И это уничтожение людей, во – первых, было предопределено Аллахом, а во – вторых, было выражением его воли: «А когда Мы, согласно Нашему предопределению (подчеркнуто – авт.), записанному в Хранимой Скрижали (алъ – Лаух алъ – Махфуз), желали погубить жителей селения по справедливости и согласно Нашей воле. Мы давали повеление одаренным благами в нем, и они творили нечестие и сбивались с прямого пути, а за ними бездумно шли другие, заблуждаясь. Таким образом, они все заслужили наказание, и Мы уничтожили это селение полностью» (К.17:16). Существует, однако, другая попытка разрешения этой провиденциальной проблемы, созданной Мухаммедом. Некоторые из представителей мусульман – публицисгов (Ясин Расулов), пытаясь как-то замять этот неудобный казус с предопределением, объясняют его в смысле установления (предопределения) Аллахом законов мироздания. То есть предестинацией (предопределением) считается неизбежность какого – нибудь закона природы. К примеру, человек принимает решение броситься в пропасть. Он прыгает туда и погибает. Его смерть в этом случае считается предопределенной Аллахом в силу установленных (предопределенных) им законов притяжения.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Михаил Рождественский Глава 8. Обряды в исламе А) Омовение Омовение составляет неотъемлемую часть исламских обрядов. Даже молитва , которая является одним из столпов ислама, считается недействительной, если ей не предшествовало ритуальное омовение (К.5:6). То есть от чистоты тела зависит качество мусульманской молитвы. Существует специальный стимулирующий хадис, касающийся омовения: «Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из – под его ногтей» (Муслим)» 77 . По шариату омовение совершается в следующих случаях: По случаю молитвы Во время хаджа В случае клятвы человека совершить омовение В случае обета телом коснуться Корана Омывается также сам Коран, его страницы, где написано имя Аллаха или Мухаммеда, в случае его попадания в нечистое место. Вообще любое прикосновение к Корану (на арабском языке) должно предваряться омовением: «К Священному Корану пусть прикасаются только очищенные от осквернения люди, совершившие омовение» (К.56:79,80). Однако, если Коран с арабского языка переведен на любой другой и напечатан не арабскими буквами, в этом случае омовение не требуется. Мусульмане считают, что священным Коран является, только будучи напечатан на арабском языке. «Мы ниспослали Коран на арабском языке – на их языке (арабов – многобожников – авт.) – без всякой кривизны» (К.39:28). Если принять эту доктрину, то значит и Бог должен понимать только арабский язык, поскольку Коран, согласно исламскому учению, всегда находился в мыслях Бога и является Его словом (естественно, арабским). Это учение об исключительности арабского языка в очередной раз открывает нам элитарную, сектантскую природу ислама, согласно которой механизм спасения работает только внутри организации и перестает действовать вне нее. Существует мнение, что вышеприведенная цитата о прикосновении к Корану только очищенных (К.56:79), имеет отношение к «первокорану», т.е. «аль – лаух аль – махфуз – небесной скрижали, хранимой у Аллаха (К.56:77). Под «очищенными» в данном случае подразумеваются ангелы. Для людей же это указание имеет чисто практическое значение и говорит об отсутствии состояния осквернения и оскверняющих факторов. При этом невыполнение омовения в данном случае не делает мусульманина «неверным».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А. Н. Источники Ислама III глава. (Окончание 86 ). VII. Религиозные обычаи ислама, взятые от евреев . Мы видели, что соблюдение поста Рамазан заимствовано у сабеян. а не у евреев; однако одно обстоятельство несомненно происходит от последних, а именно касающееся еды и пития в ночь, в течение этого месяца. Мы читаем в Суре 2, 183: «Ешьте, пейте дотоле, покуда вам нельзя будет различить белую нить от чёрной нити. От зари же и до ночи исполняйте пост». И в одной еврейской книге (Мишна Берахот) мы находим, изложенным аналогичным образом, что «начало дня есть то время, когда только и можно отличить синюю нить от белой нити» – здесь наблюдается поразительное совпадение. Затем, мусульмане всех стран, в назначенное для их пяти молений время, где бы им тогда не случилось быть, безразлично в доме ли, или на улице, совершают свои молитвы на этом самом месте, – особенно там, где проходят люди. Это странное обыкновение исключительно присущее им и не было бы благопристойным ни в какой другой религии. Но во дни Мухаммеда в Аравии были евреи, которые держались такого обычая, так как многие из них происходили от фарисеев, о которых наш Спаситель говорил, что они: «любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми» ( Мф. 6:5 ). На этом основании и вследствие взгляда на евреев, как на людей Писания и Детей праотца Авраама, приверженцы Магомета смотрели и на такие их обыкновения, как происшедшие от Авраама и потому приняли их и продолжают и до настоящего дня, – как мы видели, совершенно неизменными, хотя они более и не соблюдаются самими евреями. Не кажется ли странным читателю, что хотя Коран повторно обозначает наше св. Писание как Слово Божие, из него взята всего одна цитата: Сура 21, 105. «После Закона в Псалтире Мы написали, что землю примут в наследие праведные рабы Мои»; это очевидная ссылка на Псалом 36:11 – «а кроткие наследуют землю»... Всякий мусульманин думает, что Коран был на небесной скрижали (Ляух) до сотворения мира, как отмечено в одном месте Корана (Сура 85, 21. 22), которое мы уже приводили: – «Это учение есть славный Коран на хранимой скрижали». И вот, прежде чем сказать что-либо об этой скрижали, можно спросить, существовала ли уже на свете книга Псалмов до Корана, или нет? Мы привели выше стих, в котором дано откровение о наследии, даруемом Господом рабам Его, упомянутое в Псалмах до того, как было получено откровение Корана. Коран даёт цитату из Псалмов: не ясно ли поэтому, что Псалмы были до Корана? Как же мог Коран, так поздно появившийся на свет, быть помещён на хранимой скрижали до сотворения мира?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В современном виде Коран имеет форму книги от 30 до 35 печат. листов, размеры которых в длину и ширину крайне разнообразны, что зависит сколько от вкуса издателей и переписчиков, столько же и от назначения Корана. Назначаемые для обыкновенного употребления в школах и домах экземпляры Корана списываются или печатаются в лист или в четверть писчого листа; назначаемые же для употребления в мечетях, особенно на Востоке, экземпляры Корана имеют большие размеры. В самаркандской мечети Шах–Зинда мы видели в 1878 году список Корана огромных размеров. Любезности бывшего судьи Самарканда, И. М. Оранского, мы обязаны следующими сведениями об этом экземпляре Корана: «в 1271 году, в мечети Биби–ханым утратился очень древний Коран, который лежал на большой каменной подставке и читался по пятницам, – Коран истрепался, и листы его растерялись. Эмир Насрулла 46 поручил мулле Хусаину написать новый экземпляр Корана, за что уплатил писцу 800 бухарских тенег 47 и подарил дорогой халат. Новый Коран, положен был на каменную подставку в Бибиханымской мечети, где и читался. Так как мечеть стала разрушаться, а исправить ее не собрались, то Коран перенесли в мечеть Шах–Зинда. Здесь он сохранялся 25 лет, и редко был в употреблении, вследствие своих больших размеров. Было поползновение перенести сюда и каменную подставку, по размеру которой написан Коран; но, убедившись, что для этого требуются неимоверные усилия, Коран оставили в Биби–ханым. Коран этот в кожанном переплете и сверху обтянут алачевой материей. Раскрывают его непременно два человека и для чтения кладут в особую, для него приготовленную, подставку (ляух). Написан он на сартовской бумаге, склеенной по средине, и содержит тридцать листов. Длина листа Корана 2 арш. 4 вершка, а ширина 1 арш. 6 верш. Текст Корана со всех сторон окаймлен тремя цветными графами; протяжение кайм в длину 1 арш. 14 верш. и в ширину 1 арш. 2 верш. Буквы величиною по 3/8 вершка ; расстояние между строками по вершку; есть и немного менее. Каждый лист Корана имеет печать Эмира Насруллы. В середине Корана два листа заменены после и печати не имеют. В позднейшее время, самаркандским казием была засвидетельствована подлинность этого Корана и при этом было изложено завещание мусульманам, чтобы они, после чтения Корана, поминали в молитвах Эмира Насруллу и муллу Хусаина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Назначаемые для обыкновенного употребления в школах и дома экземпляры Корана списываются или печатаются в лист или в четверть писчего листа. Назначаемые же для употребления в мечетях и особенно на Востоке, экземпляры Корана имеют большие размеры. В самаркандской мечети Шах–Зинда мы видели в 1878 году список Корана огромных размеров. Любезности бывшего судьи Самарканда, И. М. Оранского, мы обязаны следующими сведениями об этом экземпляре Корана: «в 1271 году, в мечети Биби–ханым утратился очень древний Коран, который лежал на большом камне и читался по пятницам. Коран истрепался, и листы его растерялись. Эмир Насрулла 39 поручил мулле Хусаину написать новый экземпляр Корана, за что уплатил от себя 800 бухарских тенег 40 и подарил ему дорогой халат. Новый Коран, положен был на камень в Биби–ханымской мечети, где и читался. Так как мечеть стала разрушаться, а исправить ее не собрались, то Коран перенесли в мечеть Шах–Зинда. Здесь он сохранялся 25 лет, и редко был в употреблении, вследствие своих больших размеров. Было поползновение перенести сюда и камень, по размеру которого написан Коран; но, убедившись, что для этого требуются неимоверные усилия, Коран оставили в Биби–ханым. Коран этот в кожаном переплете и сверху обтянут алачевой материей. Раскрывают его непременно два человека и для чтения кладут в особую, для него приготовленную, подставку (ляух). Написан он на сартовской бумаге, склеенной по средине, и содержит тридцать листов. Длина листа Корана 2 арш. 4 вершка, а ширина 1 арш. 6 верш. Текст Корана со всех сторон окаймлен тремя цветными графами; расстояние кайм в длину 1 арш. 14 верш. и в ширину 1 арш. 2 верш. Буквы величиною по 3/8 вершка; расстояние между строками по вершку; есть и немного менее. Каждый лист Корана имеет печать Эмира Насруллы. Впрочем, в середине Корана два листа заменены после и печати не имеют. В позднейшее время, года три тому назад, самаркандским казием засвидетельствована подлинность этого Корана и при этом изложено завещание мусульманам, чтобы они, после чтения Корана, поминали в молитвах Эмира Насруллу и муллу Хусаина».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Сортировать по Исключить новости Исламисты из группировки «Фронт ан-Нусра» похитили в сирийском городе Маалюля архиепископа Мелькитской католической церкви. Ранее поступали тревожные сведения о принуждении боевиками армянских и мелькитских христианских семей к принятию ислама 13 января в прессе появилась информация, что исламисты из группировки «Джебхат ан- Нусра» (Фронт победы) похитили в сирийском городе Маалюля архиепископа Мелькитской католической церкви Абдо Ариша. Кроме того в руках террористов по-прежнему остаются 13 монахинь, четыре послушницы во главе с настоятельницей Пелагеей, захваченных в заложники в православном монастыре Святой Феклы г. Маалюля и два священника — отец Исках Махфуз и отец Мишель Каяйль. Ранее поступали тревожные сведения о принуждении боевиками армянских и мелькитских христианских семей к принятию ислама. Патриарх Мелькитской Церкви Григорий III Лахам официально подтвердил, что эти люди погибли после признания себя христианами в ответ на вопрос террористов об их вере, и призвал беатифицировать 215 убитых исламистами сирийцев как мучеников за веру. О ситуации в Сирии редакция Правмира попросила рассказать Долгова Бориса Васильевича , старшего научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидата исторических наук. С начала войны я дважды посещал Сирию. Такие преступления происходят там не первый раз, — их совершают вооруженные антиправительственные группировки. Среди этих группировок есть радикальные исламистские группировки, связанные с Аль-Каидой. В их рядах имеются и просто преступники, которые освобождены из тюрем и совершают такие дикие преступления, убийства женщин и детей. Похищения и убийства членов христианской армянской общины обусловлены рядом аспектов. Во-первых, армяне поддерживают правительство, и исламисты мстят им за это. Кроме того есть и религиозный момент – боевики хотят принудить какую-то часть армянской общины принять ислам. И третье — это психологический аспект терроризма – вселить ужас, неуверенность, панику среди населения. Это всё известные действия, которые, как правило, сопровождают такие элементы гражданской войны, в которых участвуют исламистские группировки.

http://pravmir.ru/boris-dolgov-sirijskie...

  001     002    003