Распространение идей неверия в России со времени Петра Великого Течение этого ветра антихристианского имело следующие у нас фазы. Напрасно стали бы мы искать развития идей неверия у нас на Руси до Петра Великого. До этого времени историческая жизнь Руси была собиранием Руси, собиранием, которого внутреннею стягивающею силою была православная вера, а внешнею силою – едино и самодержавие. Со времен Петра I началось другое – не распущение собранного, но... организация, усвоение полезного, выделение, извержение... Сам Петр смолоду воспитался в стремлениях противных церковной и народной старине, под преобладающим влиянием людей sans foi, sans loi, sans patrie... Потом многие годы путешествовал за границею, увлекаясь обнаружениями заграничной, более развитой, цивилизованной жизни... Не могло быть, чтобы все эти влияния не произвели некоторого в душе индифферентизма и к отечественной вере, – тем более, что он должен был бороться против религиозных предубеждений русской старины... против мятежного духа старороссийской веры... Идеи веры христианской тогда еще были довольно тверды во всей Европе, – это были времена Людовика XIV (смерть Людовика XIV по современным описаниям); Петр Великий был слишком политик, чтоб увлечься в попрание отеческой веры. Но не спасся однако же от обнаружений своего индифферентизма, а в веселой компании – и от насмешки над верою... или, по крайней мере, над ее обнаружениями и представителями 26 . Взять во внимание его смелые меры относительно уничтожения патриаршества (двудержавия), – нарушение постов, – введение смешанных браков православных с инославными, – довольно распущенную жизнь, – всенародное посмеяние церковных обычаев и обрядов, о чем по прежним историческим руководствам (например, Устрялова) мы имели только смутное представление. Но Семевский открыто обнаружил это в статье под заглавием: «Петр Великий, как юморист», – помещенной в Светоче (1861 г. кн. IX). Разумеется, что при Петре Великом это неверие, не смевшее формулироваться в теории отрицания, обнаруживаясь в виде не строго нравственной жизни и грубого скрытного игрища, обнимало только весьма тесный придворный круг, мало спускаясь в низшие сферы; а когда обнаруживалось и пред очами народа, – то возбуждало в массах скорее реакцию, чем сочувствие: именно ужас, омерзение, недоумение и уверенность в пришествии Антихриста. Развитие этой идеи можно увидеть у Щапова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Переговоры об унии православной и католической Церквей в конце XIV — 1-й трети XV в. Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Со времени раскола Церквей в 1054 г. идея восстановления единства христианского мира постоянно присутствовала в сознании и православной и католической стороны. История отношений этих двух миров в XII–XIV вв. изобиловала не только конфликтами, связанными прежде всего с экспансией латинян на земли Византии, но и поисками соглашения между ними, периодически находившими выражение в переговорах об унии Церквей. Хотя к середине XIV в. переговоры такого рода между главными центрами двух миров — Римом и Константинополем — отнюдь не были новостью, этот этап отличался рядом особенностей. Переговоры начались в условиях резкого ослабления Византийской империи под натиском османов. К середине XIV в. империя утратила владения в Малой Азии и османские войска, перейдя Босфор, вторглись в ее европейские провинции. Территория разоренного внешними набегами и внутренними смутами государства ограничивалась Фракией и землями на Пелопоннесе, и оно было неспособно собственными силами дать отпор нашествию. Правители, стоявшие во главе Византии, видели единственный выход в получении помощи от западных государств. В 1366 г. император Иоанн V отправился просить помощи к Людовику Венгерскому. В этих условиях и вопрос об унии Церквей стал приобретать иное, чем ранее, значение. Хорошо ориентировавшаяся в ситуации Римская курия все более определенно давала понять, что она добьется помощи для Византии со стороны западных государств, если греки откажутся от «схизмы» . В этом случае уния должна была осуществиться на условиях, предложенных латинской стороной, и означала бы прежде всего подчинение православной Церкви власти папы .

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

Встреча антипапы Иоанна XXIII и герм. кор. Сигизмунда в Лоди. Миниатюра из «Хроники Констанцского Собора» Уль-риха Рихентальского (Konstanz, Rosgartenmuseum. HS 1. Fol. 5v — 6). Ок. 1464 г. (ок. 1370, о-в Искья, близ Неаполя - 27.12.1419, Флоренция; до избрания папой - Бальтазар (Бальдасаре) Косса), антипапа т. н. пизанской линии (17 мая 1410 - 29 мая 1415) в период схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в. Происходил из знатной, но обедневшей неаполитанской семьи (отец - Джованни Косса, сеньор о-ва Прочида; мать - Чиччола Бариле). В юности служил на флоте, участвовал (вместе с братьями) в сражениях между флотами герц. Людовика II Анжуйского и неаполитанского кор. Владислава Дураццо, из-за чего впоследствии его не раз обвиняли в грабежах и в пиратстве. С поражением франц. войск и изгнанием герцога Анжуйского из Неаполитанского королевства Косса оставил военную службу. Изучал богословие в Риме и право в Болонском ун-те, по окончании к-рого получил незадолго до 1389 г. степень д-ра канонического и гражданского (рим.) права (лат. in utroque iure). Во время учебы Косса стал каноником кафедрального собора в Болонье (1386); в 1392 г. папа Римский Бонифаций IX назначил его папским камергером, а в 1396 г. он был поставлен архидиаконом Болоньи. Переехав в Рим, Косса получил назначение на должность апостольского протонотария. 27 февр. 1402 г. был возведен в достоинство кардинала-диакона рим. ц. св. Евстахия, а в нач. 1403 г. назначен папским легатом a latere в Романье и Болонье (деятельность легата имела целью восстановить папскую власть на этих землях). В этой должности он, по словам биографа Дитриха Нимского , проявил себя как жесткий администратор, стремившийся поставить под контроль все ресурсы подвластной ему территории и сурово подавлявший любую оппозицию. Однако в анонимном жизнеописании Коссы из Liber Pontificalis отмечается, что при нем Болонья расцвела и «наслаждалась долгим миром». В 1408 г. папа Римский Григорий XII лишил Коссу должности легата; он был восстановлен в должности антипапой Александром V .

http://pravenc.ru/text/469714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛЬТЕР [франц. Voltaire; наст. имя Франсуа Мари Аруэ (Arouet)] (21 нояб. 1694, Париж - 30 мая 1778, там же), писатель, публицист, философ и историк, идеолог франц. Просвещения. Вольтер. Портрет. 1786 г. Гравюра П. Ж. Ланглуа Вольтер. Портрет. 1786 г. Гравюра П. Ж. Ланглуа Отец В. был нотариусом и казначеем, мать происходила из дворянского рода пров. Пуату. Первым учителем В. был аббат Шатонёф, родственник матери. В 1711 г. В. окончил иезуитский коллеж (ныне лицей Людовика Великого) в Париже. Уже там он начал писать стихи. По окончании коллежа В. по настоянию отца был определен в Школу права, однако юридическая карьера его не привлекала. Аббат Шатонёф, сочувствовавший лит. увлечениям В., ввел его в аристократический круг. Отец, желавший отвлечь сына как от занятий лит-рой, так и от светских развлечений, выхлопотал ему место пажа при франц. посланнике в Нидерландах, но разгневавший посланника своим поведением В. был возвращен в Париж. В имении друга отца, где В. жил нек-рое время, услышав рассказы о кор. Генрихе IV , он начал работать над эпико-героической поэмой «La Henriade» (Генриада) и замыслил исторический труд о внуке Генриха IV кор. Людовике XIV . В 1717 г. В. был обвинен в написании стихотворного памфлета против регента Франции герц. Филиппа Орлеанского и посажен на 11 месяцев в Бастилию, где написал трагедию «Oedipe» (Эдип) и продолжил работу над «Генриадой». При издании в 1718 г. «Эдипа» автор впервые подписался псевдонимом В. С постановки этой пьесы на сцене началась лит. слава В., однако ряд его следующих трагедий успеха не имел. Одновременно с трагедиями В. написал антихрист. поэму «Épître à Uranie» (Послание к Урании, 1722, изд. в 1732). В 1723 г. он издал в Гааге неоконченную «Генриаду», посвятив ее кор. Людовику XV. Во Франции «Генриада» была запрещена и конфискована, однако имела успех у публики: В. стали почитать одним из лучших поэтов современности. Скандальная ссора с влиятельным шевалье де Роганом стоила В.

http://pravenc.ru/text/155206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЗАРИНИ [Правильнее Маццарини или Маццарино; итал. Mazzarini, Mazzarino; франц. Mazarin] Джулио Раймондо (14.07.1602, Пешина, обл. Абруццо, Центр. Италия - 9.03.1661, Венсен, Франция), кард. (с 1641), главный министр франц. кор. Людовика XIV . Род. в дворянской семье весьма скромного происхождения; дед М., Джироламо Маццарини, переехал из Генуи в Палермо. Дядя М., Джулио Чезаре Маццарино (1544-1621), был членом Об-ва Иисуса (см. Иезуиты ), известным католич. проповедником, деятелем Контрреформации в Италии. Отец М., Пьетро Маццарини (1576-1654), переехал в 1590 г. в Рим, где служил интендантом у кн. Филиппо I Колонны, кн. Палиано, великого коннетабля Неаполитанского королевства; ок. 1600 г. он женился на Ортенсии Буфалини (1575-1644), крестнице Филиппо Колонны. Дядя М. по материнской линии был приором госпиталя для сирот и брошенных детей в Пешине. Детство М. прошло в Риме; его крестили в ц. святых Викентия и Анастасия (в 1644-1650 на деньги М. церковь была отремонтирована). У М. были младшие брат и 4 сестры (впосл. он перевез племянников в Париж и способствовал заключению выгодных браков). В 7 лет родители отдали его в иезуитскую Римскую коллегию (ныне Григорианский университет ). В 1618-1622 гг. сопровождал в Испанию Джироламо Колонну (1604-1666; в 1627 папа Римский Урбан VIII (1623-1644) возвел его в достоинство кардинала); в ун-те Алькала-де-Энарес изучал право. Вернувшись в Рим, М. продолжил обучение в ун-те Сапиенца. В 1628 г. он получил степень доктора канонического и гражданского права (in utroque iure). Сначала М. выбрал военную карьеру на службе у папы Римского. Папа Урбан VIII вмешался в конфликт за Вальтеллину, горную долину в Альпах, через к-рую проходил удобный путь из Италии в Испан. Нидерланды, связывавший европ. владения Габсбургов. В 1620 г. Испания захватила Вальтеллину, имевшую союзнические отношения с кантонами Швейцарии. Попытки протестант. швейцар. союзной земли Граубюнден изгнать испанцев из долины не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Гамбург. Портовая часть города [нем. Hamburg, от средневерхненем. ham - залив, изгиб реки, burg - укрепленный город; от сакс. Hamma - окруженное канавами место на берегу реки], город на севере Германии, адм. центр федеральной земли Г. в исторической обл. Саксония на р. Эльбе в 110 км от ее впадения в Северное м.; центр католич. архиеп-ства и евангелическо-лютеран. епархии. Из 5,8 млн чел., проживающих в наст. время в католич. архиеп-стве Г., 396 527 - католики (An. Pont. 2005. P. 284-285). Г. основан в нач. IX в. франк. имп. Карлом Великим как укрепленный пункт на месте древнего саксон. поселения. Город стал форпостом франк. влияния на Скандинавию, земли полабских славян и весь Балтийский регион. По преданию, первая церковь, посвященная Богоматери, была построена в 810-811 гг. мон. Херидагом из мон-ря Аморбах в Оденвальде, но эти сведения в наст. время оспорены историками (Г. Кречмар и др.), к-рые на основе археологических раскопок датируют первые церковные сооружения в Г. временем правления франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840). В 845, 915, 983, 1066 гг. подвергался набегам и разграблениям со стороны викингов и славян. С сер. X в. в городе началась борьба за власть между архиепископами Г. и саксон. герцогами из династии Биллунгов, к-рая длилась ок. 2 веков. В 1111-1201 гг. Г. находился под властью графов Шауэнбургских; в этот период значительно увеличилась площадь и население города. В 1189 г. Г. получил от имп. Фридриха I Барбароссы грамоту, предоставившую городу ряд торговых привилегий. В кон. XII в. 2 частями города, архиепископской и графской, стали избираться 2 городских магистрата, были возведены 2 ратуши. В 1201-1227 гг. Г. находился под властью Дании. На протяжении XIII в. возросло значение Г. как центра морской торговли; он превратился в важный перевалочный пункт для купцов Любека, с чем связано вступление Г. в Ганзейский союз (1253). В XIV-XV вв. Г.- одна из важнейших политических сил на Северном и Балтийском морях, его жители занимались пиратством, город участвовал в торговых войнах. В 1510 г. имп. Максимилиан Габсбург даровал Г. статус имперского города. В 1525-1529 гг. Г. присоединился к Реформации и стал протестант. городом. Архиепископство Г.-Бремен

http://pravenc.ru/text/161614.html

Новая Усмань. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Архитектура деревянных церквей в XVII веке была трех типов: клетские церкви - двускатные и прямоугольные; шатровые - восьмиугольные и крестообразные в плане; и ярусные. Появились приделы, трапезные и высокие подклеты. Подвесные потолки устраивали " небом " в виде усеченной пирамиды. Первая церковь в Новой Усмани была рублена из дуба, как мы уже знаем - в начале XVII века, и простояла почти полтораста лет. По своей архитектуре она была клетская и представляла собой трехчастный объем с выделяющейся центральной кубической частью, с примыкающей к ней с востока - пятигранным алтарем, а с запада - прямоугольной трапезой. Второй этап развития села был ознаменован строительством первого в Новой Усмани кирпичного храма. Окончание строительства церквей - немало­важная деталь не только для определения даты основания населенного пункта, но также для определения смены периодов его развития. Так с построением первой кирпичной церкви в село пришел расцвет каменного строительства, заменившего собой деревянные постройки. Как правило церковь освящалась в честь того святого, празднование которого выпадало на день ее освящения. Так храм, построенный в 1785 году был освящен 16 августа (29 августа по нов. ст.), в честь празднуемого в тот день Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едессы в Царьград (в 944 году), в народе именовался Спасским. Освящал его управляющий Воронежской епархией епископ Тихон III (Малинин, 1745-1793 гг.). Число душ в приходе составляло: 2737 человек мужского пола и 2915 человек женского пола. При церкви имелось 114 десятин пахотной земли. По своей архитектуре храм был построен предположительно в стиле русского барокко. На смену барочным течениям в провинцию приходят, также с запозданием, классические влияния, начиная со стиля Людовика XIV, ярким образцом которого в Новой Усмани является церковь Казанской иконы Божией Матери. Построенная в 1870 году, она была выполнена с хорошим знанием кирпичной кладки. Здесь много высококвалифицированной работы мастеров строительства. Они все потрудились усердно, и уже одно это рождает уважение к душе труженика.

http://sobory.ru/article/?object=05243

Одна часть нынешней Герцеговины прежде называлась Рамою, другая Захлумьем, и каждая из них управлялась своими князьями. В начале X века ими завладела Византия, а в XII веке (около 1152 – 55 г.) боснийские байы. Это продолжалось до сербского государя Стефана Немани: Неманя соединил в одно целое все разрозненные сербския области, и тогда Захлумье и Рама вошли в состав сербского государства, и управлялись жупанами под верховною властию сербского государя. Стефан Неманя отдал Захлумье в удел младшему сыну своему Растько, который впоследствии постригся в монашество с именем Саввы ,и был первым сербским архиепископом. Оттого оно стало называться воеводством св. Саввы. По удалении же Стефана в монастырь и по вступлении на сербский престол старшего сына его Стефана Первовенчанного (1195– 1224), младший сын его Вулкан (или Бук) сделался независимым правителем Рамы и Захлумья. В ХП веке они переходили то к венграм, то к сербам. В XIV веке боснийский бан Стефан Котроманичь отнял (1333 г.) Захлумье от сербов, а спустя 20 лет после того венгерский король Людовик, женатый на дочери Котроманича, отнял Захлумье от преемника Котроманича, Стефана Твартько и отдал своей жене. Но по смерти его (1383 г.) Твартько, возвратил себе Захлумье и отдал, с именем воеводства, в удельное владение боснийским боярам из фамилии Храничей. Эти воеводы управляли Захлумьем в продолжение 100 лет (1383– 1483 г.), именно Влатко Храничь, сын Влатко, Сандал Храничь (+1433 г.), племянник Сандала, Стефан Косача или Козаричь (1434– 1466 г.), и наконец сыновья Косача– Владислав и Влатко. Из них Стефан Косача, отказавшись от подчинения боснийскому королю, признал ленную зависимость от немецкого короля Фридриха Ш, и за то получил (ок. 1448 г.) от него титул герцога. С тех пор он стал титуловаться: «Степань Херцег одь светого Саве господарь Хумски, и приморьски, велики воевода русага (области) босньского, князь Дриньски и више (т. е. и пр.)», а Захлумье стало называться Герцеговиною. Он построил близ Требинье крепость Клобук, и здесь основал свою столицу, которая потом перенесена была в город Благой, а наконец в Мостар. Когда султан завладел (1463 г.) Босниею, – Стефан также признал себя данником Турции. По смерти его, Два сына его Владислав и Влатко разделили между собою отцовския владения, и при их жизни Герцеговина обращена была (1483 г.) в турецкую провинцию. После покорения Герцеговины турками, ею управляли сперва герцеговинские аристократы, потом назначаемые Портою турецкие чиновники, или паши 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

При еп. Альдрике из-за угрозы нападений норманнов мощи святых Иулиана и Л. были перенесены в новый кафедральный собор Ле-Мана. В 836 г. имп. Людовик Благочестивый распорядился отправить мощи Л. в еп-ство Падерборн, основанное в 799 г. на саксон. землях, где не было никаких святынь. Альдрик согласился отдать падерборнским клирикам мощи Л., кроме руки, к-рую поместил в мон-ре Спасителя в Ле-Мане. Послы из Падерборна во главе с архидиак. Мейнольфом прибыли в Ле-Ман 29 апр.; 28 мая они вернулись в Саксонию; их путешествие сопровождалось многочисленными чудесами. Перенесение мощей Л. описывается в нескольких сказаниях (в «Деяниях...» оно не упом.; см.: Goffart. 1966. P. 69-71, 327-334). Сказание, сохранившееся в рукописи Avranches. Bibl. municip. 157 (XIII в.) и приписываемое пресв. Идону, было составлено после кончины еп. Альдрика на основе «Деяний...» (BHL, N 4911b; изд.: Poncelet. 1903; MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 806-813). Др. версия является приложением к Житию Л., составленному в Падерборне на рубеже IX и X вв. и посвященному еп. Бизону (ок. 886-909) (BHL, N 4912-4913; изд.: ActaSS. Iul. T. 5. P. 409-424; MGH. SS. T. 4. P. 149-157; Vry. 1997. S. 177-221). В 1958 г. в единственной рукописи XV в. среди дополнений к «Золотой легенде» Иакова из Варацце было обнаружено 3-е сказание о перенесении мощей Л., автором к-рого назван участник этого события ле-манский диак. Эрконрад (BHL, N 4911a; ркп.: Bielefeld. Ratsbibl. 2. Fol. 146r-149r). Некоторые исследователи полагали, что сказание Эрконрада - самое раннее свидетельство о перенесении мощей Л. ( Straeten. 1967. P. 501-508); по мнению др. ученых, оно является компиляцией кон. IX или X в. ( Vry. 1997); при его составлении могло быть использовано утраченное ныне сказание, написанное в Падерборне вскоре после 836 г. ( Goffart. 1969). Высказывалось также мнение о том, что сказание является псевдоэпиграфом XV в. ( Schoppe. 1967). В средневек. герм. легендариях и пассионалах сохранились краткие Жития Л., основанные на Падерборнском Житии (BHL, N 4912-4913); с XIV в. их включали в местные дополнения к «Золотой легенде» (о рукописях агиографических и литургических текстов, посвященных Л., см.: Vry. 1997. S. 225-338).

http://pravenc.ru/text/2463657.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 62. Шимон Кезаи «Деяния венгров» (около 1280/5 г.) Фрагменты из труда Шимона Кезаи (т. е. из Кезы), придворного клирика венгерского короля Ласло IV, включены в Хрестоматию потому, что он опирался на более ранние произведения венгерской историографии, в самостоятельном виде не сохранившиеся: так называемые «Деяния венгров» 1060-х гг.; их продолжение, составленное при короле Кальмане в начале XII в.; аналогичное позднейшее продолжение XII в. (непосредственно или в переработке 70-х гг. XIII в. неким магистром Акошем). Другой основной источник Шимона, на основании которого изложена древнейшая история венгров, – это так называемые «Деяния гуннов», отразившиеся как в своде Шимона, так и в «Хроникальном своде XIV в.» (см. 63) и приписывающиеся в науке чаще всего Шимону как автору В этом сочинении развивается представление о тождестве венгров с гуннами и, тем самым, говорится о двукратном пришествии венгров в Центральную Европу – в V и IX вв. В этом последнем есть много этногеографических сведений о Восточной Европе («Скифии»), почерпнутых за единичными исключениями из античной традиции; в Хрестоматии они опущены – еще и потому, что сами «Деяния гуннов» возникли во второй половине XIII столетия. Издания: Sim. Kéz. 1937. Р. 141–194. Переводы: Существуют переводы только на венгерский язык. Литература: Macartney 1951; Szücs 1981. S. 263–328. 1. Рассказав о судьбе гуннов, надо теперь поведать об их повторном вселении в Паннонию.] 25. Итак, в правление Оттона Шваба (Otto Svevus) в Германии и Италии, Людовика (Lodowicus), сына Лотаря (Lotarius), – во Франции, а в Греции – Антонина Сурового (Antoninus Durus), сына Феодора (Theodorus) 1781 в год от Воплощения Христова 1782 872-й 1783 гунны (Hunni), или венгры (Hungari), снова войдя в Паннонию, прошли королевства бессов (Bessi) 1784 , белых половцев (Albi Comani) 1785 и город Киев (Куо) 1786 и потом остановились на реке под названием Уж (Hung), где основали крепость 1787 . По этой-то реке народами Запада они и были прозваны венграми 1788 . И так как потом они основали еще шесть крепостей, то некоторое время оставались в тех краях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010