Сортировать по Исключить новости Мученица Людмила — покровительница бабушек Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. 29 сентября, 2010 Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек . Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Причем один из них явно не удался, впрочем, бабушкиной вины в том не было, ее от воспитания этого внука отстранили. Зато другой, которого она вырастила и воспитала, стал великим правителем, прославленным в лике святых, много сделавшим для религиозного просвещения своего народа. Нет, это не равноапостольная Ольга – хотя во многом судьбы этих двух святых женщин схожи. Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше Ольги. Происхождение и точная дата рождения той и другой неизвестны. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков. Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove).

http://pravmir.ru/muchenica-lyudmila-pok...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июня 2015 Семья на Карповке Каково это, быть игуменией одной из самых известных и почитаемых обителей Санкт-Петербурга? Обители, основанной святым Иоанном Кронштадтским и ставшей местом его упокоения? О себе, своей семье и семье монастырской рассказывает настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке игумения Людмила (Волошина) . игумения Людмила (Волошина) Игумения Людмила (в миру Ольга Константиновна Волошина) родилась в 1953 г. в Полтавской области. В 1979 г. окончила Всесоюзный техникум железнодорожного транспорта по специальности «бухгалтерский учет». В 1980 г. вместе с родной сестрой Татьяной (в будущем настоятельницей Иоанновского монастыря игуменией Серафимой) поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь. 18 мая 1990 г. была пострижена в мантию митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером) с наречением имени в честь мученицы Людмилы, княгини Чешской. В 1992 г. перешла в восстанавливающийся Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. 2 апреля 2014 г., после кончины сестры, схиигумении Серафимы (Волошиной), назначена настоятельницей обители. Вера от мамы — Матушка Людмила, расскажите о своем детстве. Вы выросли в верующей семье? — Наша мама была глубоко верующей и благочестивой. Она прожила трудную жизнь: первые годы советской власти, когда ее семья была раскулачена, война, голод, оккупация, трудности послевоенных лет… Но несмотря на все испытания мама никогда не унывала. Ее отличала глубокая вера и терпение, она много молилась, часто со слезами. У нас в доме всегда были иконы. Молитвословы были в то время большой редкостью, и мама поручала нам, детям, переписывать акафисты и каноны, которые затем расходились по рукам. Впоследствии мама пришла в монастырь, приняла постриг в великую схиму. — А как к вам пришло решение стать монахиней? — Постепенно, как бы само собой. Я с детства не мыслила своей жизни без Церкви. В детстве и юности бывала в Троице-Сергиевой лавре, в Почаеве, в Покровском женском монастыре в Киеве… Мне там так нравилось! Монахи казались ангелами, хотелось быть такой же, как они. Часто во время отпуска я трудилась на послушаниях в Пюхтицком монастыре. Именно там приняла окончательное решение уйти в монастырь. Когда в 1979 году отошел ко Господу наш духовник, иеросхимонах Сампсон (Сиверс), мы с сестрой поступили в Пюхтицкую обитель.

http://aquaviva.ru/journal/semya-na-karp...

Житие Вячеслава Чешского Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Турилова После падения в начале X в. Великоморавской державы под ударами кочевников-венгров одним из преемников кирилло-мефодиевских традиций (не прерванных целиком даже с изгнанием в 885 г. из страны учеников славянских апостолов) стало небольшое Чешское княжество, правитель которого Боривой (Борживой), по преданию, ок. 874 г. был крещен архиепископом Мефодием. В стране наряду с латинской существовала славянская письменность на основе глаголического алфавита и богослужение на славянском языке. С Пражским княжеством ряд исследователей связывает возникновение одного из древнейших памятников славянской письменности – Киевских глаголических листков X–XI вв.; почти единодушно мнение о чешском происхождении Пражских глаголических листков XI–XII вв. Возникший в 1033 г. неподалеку от Праги Сазавский монастырь на протяжении 60 с лишним лет был значительным центром славянской письменности и межславянских культурных связей. Начало чешской литературы связано с драматическими событиями в жизни недавно христианизированного общества. В 921 г., после смерти своего сына Братислава, вдова Боривоя, Людмила, пала жертвой борьбы за власть: она была задушена по приказу своей невестки Драгомиры, стремившейся единовластно править во время малолетства своих сыновей. Позднее (в 928 или 935г.) старший внук и воспитанник Людмилы, Вячеслав (установивший церковное почитание своей бабки), был убит своим братом Болеславом и его боярами, недовольными пассивной внешней политикой князя и влиянием на него духовенства. Вскоре после смерти Вячеслав был канонизирован по инициативе виновника его гибели, принесшего церковное покаяние. За короткое время культ новых мучеников получил общегосударственное значение. На протяжении X–XIII вв. в их честь было создано большое число житийных и гимнографических произведений на славянском и латинском языках. Одним из наиболее ранних, возникших в 930-х гг., является издаваемое «Убиение Вячеслава», созданное, по всей видимости, в кругах духовенства, близких к князю Болеславу: в отличие от других памятников святовацлавского цикла его роль в убийстве брата здесь достаточно принижена, он выступает преимущественно как орудие злых советников. Вячеслав в «Убиении» изображен кротким и мудрым правителем, образцом христианина, не противящегося злу насилием; о внешнеполитических неудачах князя нет и упоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Людмила – людям милая. Святая с былым платком Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским о знаменитой чешской святой 29.09.2023 333 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру 29 сентября – день памяти святой Людмилы Чешской, которую называют покровительницей бабушек, воспитателей и учителей. Эта княгиня сделала очень много для христианского просвещения своего народа, а земной путь завершила мученической кончиной. Что-то очень созвучное есть в ее судьбе и для русского сердца: почитание святой Людмилы в нашей стране началось еще во времена Владимира, Крестителя Руси. Поздравляя всех Людмил с днем Ангела, мы предлагаем нашим читателям беседу с писателем Константином Ковалевым-Случевским, автором книги о чешской святой и ее внуке Вацлаве. Святая великая княгиня Людмила Чешская учит внука, святого Вацлава (Вячеслава). С картины Йозефа Матхаузера, конец XIX – начало XX вв. – Константин Петрович, что самое главное нужно знать о Людмиле Чешской? – Женщин такого масштаба и влияния, как эта правительница Богемии, в истории Средневековья не так много. Вместе с мужем Борживоем I она приняла святое крещение, занималась христианским просвещением чехов, которые жили в язычестве, строила храмы. После кончины супруга великая княгиня Людмила умело управляла государством. Образованная книжница, подвижница, прекрасная мать и бабушка. Она воспитывала своего внука – Вацлава – в христианских традициях. Можно отметить, что с ее судьбой была схожа судьба великой княгини Ольги – первой русской правительницы-христианки, которая была бабушкой князя Владимира, крестившего Русь. Внук святой Людмилы стал ее последователем и также был христианским правителем. При нем Чехия начала расцветать и крепнуть. Туристы, приезжая в Прагу, обязательно приходят на Вацлавскую площадь – там стоит знаменитая конная статуя великого князя Вацлава, он и сегодня считается небесным покровителем чешских земель. В нашей православной традиции мы называем его святой благоверный князь Вячеслав Чешский.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/29/lyudmi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Иоанн Чешский. Икона. XX в. (частное собрание) [Пустынник; чеш. Ivan eský, ctihodný poustevník] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых). Достоверные биографические сведения об И. Ч. отсутствуют. Сведения, сообщаемые поздними Житиями, ненадежны (см. ниже), их историчность признается спорной (Bohemia Sancta. 1989. S. 52). Наиболее обстоятельная, но при этом сугубо гипотетическая реконструкция биографии И. Ч., базирующаяся во многом на излишне вольном толковании созвучных разноязычных имен и топонимов, принадлежит чеш. богослову и филологу Й. Вашице . До него общепринятой была версия хорват. происхождения И. Ч., основанная на том, что в наиболее распространенной легенде св. пустынник называет себя сыном хорват. кор. Гестимула. Принимая во внимание, что в IX в. в хорват. княжеских семьях имя Иоанн не встречается, Вашица предположил, что упомянутый в предании отец отшельника кор. Гестимул в действительности князь ободритов (бодричей) Гостомысл, к-рый (по сообщению «Фульдских анналов» и «Ксантенских анналов») погиб в 844 г. в битве с кор. Людовиком Немецким (см., напр.: Историки эпохи Каролингов. М., 1999. С. 146). После этой битвы пленные ободриты были отданы в мон-рь Корвей Новый в Вестфалии. Вашица полагал, что среди пленных мог быть и И. Ч., «Иван Корвейской», т. е. Иван из Корвейского мон-ря. Поэтому фразу слав. повести «Аз есмь Иванъ Корвацкой» он считал искаженной. В сохранившихся списках братии этой обители, относящихся к 856-877 гг., среди выходцев из ободритов упоминается и некий Unwanus (Unuvanus). Насельники Корвейского мон-ря являлись миссионерами в слав. среде. Вашица полагал, что И. Ч. попал в Чехию именно как миссионер. Однако эта версия противоречит преданию, согласно которому И. Ч. был строгим отшельником, избегавшим человеческого общения ( Мельников, Турилов. 2006. С. 118). Жития Древнейший из дошедших до наст. времени источников о жизни И. Ч.- «капитульная легенда», лат. текст, сохранившийся в 3 списках, старший из к-рых датируется 1465 г. Название памятник получил от б-ки Святовитского капитула в Праге (ныне Архив Пражского града), в к-рой он хранился. По всей видимости, текст был создан с полемическими целями в эпоху гуситских войн и направлен против чашников, выступавших за причащение под двумя видами. На это указывает заглавие памятника: «Sequitur historia beati Ivani, qui communicatus est a Paulo, cappelano beate Ludmille corpore Domini sub una specie, pro confirmatione fidelorum» (Следует история блаженного Ивана, который от Павла, капеллана блаженной Людмилы, принял Тело Господне под одним видом, к утверждению верных).

http://pravenc.ru/text/471553.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере марта 2021 Всегда возвращаемся к молитве Наверное, без посещения Иоанновского монастыря на Карповке и гробницы святого Иоанна Кронштадтского не обходится путь ни одного православного верующего в нашем городе — ни жителя, ни гостя. Монастырь — это сложный «организм», и напряженная духовная жизнь отнюдь не отменяет обыденные заботы. Об этом рассказывает настоятельница игумения Людмила (Волошина). Впитать веру Мои родные с детства были людьми крепкой веры, которую они вложили и в нас. В то время детей воспитывали в вере, они её как бы впитывали с раннего возраста, они росли в Церкви, и для них было естественно молиться и всё принимать как волю Божию. Поэтому никакие внешние обстоятельства не могли эту веру уничтожить. Три моих тети были монахинями, встречалась с ними. Когда закрыли Козельщанский монастырь, где они были насельницами, то их перевели в другие обители, я к ним ездила. В нашем доме часто собирались монахини закрытого Козельщанского монастыря, мы вместе молились, читали акафисты. У нас в доме были иконы, мама постоянно молилась. Вот в такой обстановке мы росли. Игумения Людмила (Волошина) родилась в Полтавской области в благочестивой семье. В 1970 году после окончания средней школы переехала в Москву, где училась и работала. В 1980-м по благословению духовника иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь. Несла послушание в канцелярии. В 1991 году была назначена казначеей монастыря. 18 мая 1990 года была пострижена в мантию митрополитом Ленинградским и Таллинским Алексием (Ридигером) с наречением имени в честь мученицы Людмилы, княгини Чешской. В 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II переведена в восстанавливающийся Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга. С 1993 года несла послушание казначеи. 2 декабря 2012 года удостоена права ношения наперсного креста. После кончины настоятельницы игумении Серафимы, своей старшей сестры, решением Священного Синода от 25–26 декабря 2013 года была назначена настоятельницей Иоанновского монастыря. 2 апреля 2014 года Святейшим Патриархом Кириллом возведена в сан игумении.

http://aquaviva.ru/journal/vsegda_vozvra...

ЦВ 23 (348) декабрь 2006 /  15 декабря 2006 г. Всероссийская игумения В кругу семьи Людмила Жегалова родилась 26 июня 1921 года в Риге в благочестивой и верующей семье. Ее отец, протоиерей Герман Жегалов, происходил из купеческого рода. Мама будущей игумении Татьяна Васильевна Дмитриева много времени уделяла воспитанию дочери, а последние 20 лет своей жизни посвятила Господу, служа в иноческом чине в старинной рижской обители. В Ильин день девочку крестил в Александро-Невском храме протоиерей Николай Перехвальский, и нарекли ее в честь благоверной княгини Людмилы Чешской. С раннего детства родители приобщали дочь к храму Божьему. В то время Герман Жегалов служил в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова старшим иподиаконом у архиепископа Иоанна (Поммера). Из воспоминаний матушки игумении известно, что святитель особо отличал ее. В памяти остались его слова: «Это моя первая и усердная прихожанка». Когда Людмиле исполнилось 6 лет, встал вопрос, где учиться? Архипастырь благословил отдать девочку в частную гимназию Биатере, весьма известную в те годы. Но там девочка проучилась недолго, так как гимназия находилась далеко от дома, где жила семья Жегаловых. Через некоторое время ее пришлось перевести в городскую начальную Покровскую школу на ул. Матиса. В 1930-е годы о. Германа переводят диаконом в монастырь, куда переезжает и его семья. Людмила поступила учиться в четвертый класс монастырской школы. В старших же классах ей пришлось учиться в латышской гимназии в Салдусе, где в те годы служил ее батюшка. С началом Второй мировой войны храм закрыли, и семья Жегаловых перебралась в Ригу. Отец Герман работал бухгалтером на одном из рижских заводов, а в воскресные и праздничные дни служил в рижских храмах. Осенью 1941 года оккупационное немецкое командование по ходатайству Патриаршего Экзарха в Прибалтике митрополита Сергия (Воскресенского) разрешает ввести в школах преподавание Закона Божиего. Эта дисциплина была введена в учебный план основной школы, и занятия проводилась по учебникам, выпущенным в довоенной Латвии. Владыка благословляет Людмилу Жегалову преподавать среди православных латышей. Молодая учительница с большим вниманием и любовью отнеслась к порученному делу. Ее педагогическими успехами даже интересовалось духовенство из епархиального управления.

http://e-vestnik.ru/analytics/vserossijs...

Е.Н. Никулина Тема 6. Святость в миру: благоверные, юродивые, праведные Среди святых мирян наиболее известны благоверные правители и юродивые – святые, находившиеся на противоположных «полюсах» общества. Подвиг этих святых получил осмысление в целом ряде богословских трудов. А о святых мирянах, не принадлежавших ни к «верхам», ни к «низам», сведения немногочисленны и обрывочны. Тем не менее, это те самые святые, образ жизни которых наиболее близок к нашему. Во время лекций по агиологии слушатели, узнавая о подвигах апостолов, мучеников, святителей, преподобных, часто спрашивали: «А миряне? А нам что остается? Мы ведь не можем бросить семью и уйти в пустыню, мы не апостолы и не мученики... Где примеры, которым мы, живя в миру, могли бы подражать, где «доступные» образцы? Может ли человек, живя обычной мирской жизнью, достичь святости? Есть ли святые из «обычных» мирян?» Над всеми этими вопросами нам и предстоит задуматься. Миряне составляют очень незначительную часть от общего числа прославленных святых. Так, в Указателе I к Полному Месяцеслову Востока архиеп. Сергий (Спасский) приводит 2140 имен святых, из которых только около 100 (менее 5%) – миряне (мученики в это число не включены, список святых мирян – в приложении к теме) 839 . В этом списке наиболее многочисленную группу (43 человека) составляют святые правители: 6 византийских императоров и императриц (Константин и Елена, Пульхерия, Юстиниан и Феодора, Феофания), 31 русский князь, чешские князья Людмила и Вячеслав, сербский князь Лазарь; цари – Эфиопский Фулвиан, Персидский Иоанн-Моавия, Индийский Авенир. В списке святых мирян 8 юродивых, родители святых (св. Нонна, мать свт. Григория Богослова ; св. Марфа, мать прп. Симеона Дивногорца; св. Еввула, мать вмч. Пантелеймона; современники апостолов родители мученика Конона), воины (Иоанн Воин, Михаил Болгарин воин), 3 диакониссы. Особую группу святых мирян составляют лица, о которых повествует Священное Писание Нового Завета: св. праведный Иосиф Обручник, жены – мироносицы, сотники Лонгин и Корнилий, Иосиф Аримафейский, Никодим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Православная Церковь Чешских земель и Словакии Дата создания: 1951 г. Описание: Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX в. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов. Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию. Каноническая территория — Чешская и Словацкая Республики. Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии.   Епархии Церкви Чешских земель и Словакии Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой состав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую, находящиеся на территории Чехии, и Прешовскую и Михаловскую — на территории Словакии. Пражская епархия Кафедра: Прага Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте — предел св. новомученика Горазда) Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Епархиальное управление: Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Митрополичий совет: Metropolitní rada pravoslavné církve v eských zemích, ul. Dlostelecká 7, 160 00 Praha 6 тел: (02) 2491 6269 (2431 5015) факс: (02) 2431 3137 Для почтовых отправлений: pošt. schr. 655, 111 21 Praha 1

http://patriarchia.ru/md/db/text/1560652...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010