1942 г. митр. Алексий (Громадский) и представители УАПЦ подписали в Почаевской лавре «акт объединения». Еп. Иов (Кресович) в числе немногих архиереев вначале поддержал данное соглашение, надеясь, что оно поможет преодолеть раскол в укр. Православии. Однако глава УАПЦ Поликарп (Сикорский) вскоре вынудил настоятеля Покровской ц. в Луцке прот. Иоанна Давидовича перейти в его юрисдикцию (еп. Иов жил при Покровском храме - единственном храме в Луцке, сохранявшем верность канонической Церкви). Еп. Иов уехал в Ковель, где ковельский благочинный прот. Ипатий Червинский выделил ему архиерейскую резиденцию. В связи с этим перемещением еп. Иов некоторое время имел титул «Луцкий и Ковельский». В письме Луцкому гебитскомиссару от 3 дек. 1942 г. еп. Иов отмечал, что Поликарп (Сикорский) незаконно подчинил себе Луцкий и Ковельский округа и окончательно нарушил «Почаевское соглашение» (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 118. Л. 163). Впосл. прот. Иоанн Давидович вернулся в юрисдикцию еп. Иова, и в нач. 1943 г. епископ приехал в Луцк. С того времени Ковель перестал быть его 2-й кафедрой. По решению Собора автономной УПЦ, прошедшего в Ковеле 6-7 июня 1943 г., Ковельское благочиние перешло под управление еп. Владимир-Волынского и Ковельского Мануила (Тарнавского) . В марте 1944 г. Брестский и Пинский округа были переданы из рейхскомиссариата Украина в генерал-комиссариат Белоруссия. В связи с этим в нач. апр. 1944 г. Полесский и Брестский архиеп. Иоанн (Лавриненко) подал прошение Собору белорус. епископов о принятии его в Белорусскую Православную Церковь. Прошение было удовлетворено. В постановлении Собора епископов Белорусской Православной Церкви от 15 мая 1944 г. указывалось, что в ведение Брестского и Ковельского архиеп. Иоанна (Лавриненко) были переданы Камень-Каширский, Ковельский и Любомльский округа. 8 июля 1944 г. архиеп. Иоанн был эвакуирован немцами в Польшу, затем жил в Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне, Чехия), в 1946 г. приехал в СССР, назначен епископом Молотовским (Пермским) и Соликамским. 16-29 июля 1992 г. епископом Ковельским, викарием Волынской и Луцкой епархии, являлся Николай (Грох) , бывш. «епископ» УАПЦ, принятый через покаяние в УПЦ. После перевода его на Ивано-Франковскую кафедру К. в. не замещалось. После образования 3 мая 1996 г. Владимир-Волынской и Ковельской епархии УПЦ Ковель стал 2-м кафедральным городом епархии. Лит.: Касяк I. З ricmopыi Царквы беларускага народу. Н.-Й., 1959; Диаковский А., прот. Высокопреосв. архиеп. Иоанн (Лавриненко): [Некр.]//ЖМП. 1986. 2. С. 22; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни: Восп., проповеди: [К 60-летию пастырского служения (1935-1995)]. М., 2006. В. Г. Пидгайко Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841606.html

После низложения И. мог жить близ Угровска, в мон-ре св. Даниила (прор. Даниила или же св. Даниила Столпника), к-рый, возможно, был основан кн. Даниилом Галицким ранее 1240 г., следов., при участии И. (мон-рь упом. в Ипатьевской летописи под 1268 г.). Еп. Модест (Стрельбицкий) предположил, что древнерус. Угровск находился близ с. Старе-Стульно (совр. Влодавский повят Люблинского воеводства, Польша), а Даниловский монастырь стоял на горе Церковной, близ с. Воля Угровская (ныне Воля Ухруска во Влодавском повяте). В 90-х гг. XX в. польск. историки локализовали Угровск неподалеку от совр. с. Ухруск (близ г. Влодава, Польша). Укр. археологи считают, что древнерус. Угровск находился на левом берегу р. Зап. Буг, близ совр. с. Новоугрузского (Любомльский р-н Волынской обл., Украина). После 1268 г. ни г. Угровск, ни Угровский мон-рь в летописях не упоминаются. Руины Угровского монастыря фигурируют в акте 1580 г., близ р. Зап. Буг (АВАК. Т. 2. 91), что подтверждает т. зр. укр. археологов. С И. связано бытовавшее среди местных униатов предание о том, что загородная резиденция униат. Холмских епископов посад Савин, в 10 верстах от с. Ухруск, была заложена при кн. Данииле еп. «Асафом», от имени которого посад получил свое первоначальное название Асафин, трансформировавшееся со временем в Савин. Строительство местной приходской церкви, впервые упоминаемой в документах Холмского гродского суда XV в., предание также связывало с И. ( Лонгинов А. В. Червенские города: Ист. очерк в связи с этнографией и топографией Червоной Руси. Варшава, 1885. С. 241). Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 163, 739-740, 842; Т. 3. С. 68. Лит.: Макарий. История РЦ. Т. 2. С. 297, 399, 498, 499, 623; Модест (Стрельбицкий), еп. Холмская правосл. епархия. Варшава, 1886. С. 20-28; Ольховский Г. А. Важный момент в истории Руси: [Холмский кафедральный Рождество-Богородицкий собор. К вопросу о 900-летии Холмской епархии]//Странник. 1901. 8. С. 210-230; он же. О начале г. Холма и Холмской епархии//Волынские ЕВ. 1905. 3. С. 41-51; Пашуто В.

http://pravenc.ru/text/578078.html

Адрес: 44400, Украина, Волынская область, Старовыжевский район, c. Мильцы Телефон: (03346) 2-41-14 , (03346) 2-21-70 , (050) 664-69-83 Успенский Низкиничский мужской монастырь [ править править код ] Успенский Низкиничский мужской монастырь Дата основания: 1643. Адрес: 45321, Украина, с. Низкиничи, Иваничевского района Волынской обл. Телефон: +38 (03344) 3 64 81 / +38 (097) 854 61 75 Женский монастырь святого Александра Невского (Городнее) [ править править код ] Свято-Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь открыт на базе прихода во имя святого апостола и евангелиста Луки решением Священного Синода УПЦ от 20 декабря 2012 года. Адрес: Волынская обл., Любомльский р-н., с. Городно Иоанно-Предтеченский мужской скит [ править править код ] Адрес: Волынская обл., Ковельский р-н., с. Вербка Храмы Волынской области [ править править код ] Свято-Покровская церковь [ править править код ] Покровская церковь Свято-Покровская церковь - православный храм в городе Луцк, старейший из ныне действующих в городе православных храмов. Памятник архитектуры XVII—XIX веков. Покровская церковь находится на территории Государственного историко-культурного заповедника «Старый Луцк». Принадлежит Украинской православной церкви (Московского патриархата), служит в качестве кафедрального собора Луцкой и Волынской епархии. По документам 1583 г. церковь уже числится старой, требующей ремонта. В 1637 г. капитально ремонтируется. С начала 19 в. до 1880 г. служит городским собором. В 1845 г. при пожаре сгорела крыша но вскоре восстановлена. Реконструирована в 1873-76 гг. - пристроена колокольня, полностью заменена кровля, сооружены два декоративных купола. Адрес: 43016, Украина, г. Луцк, ул. Галшки Гулевичивны,, 1 Телефон: (0332) 72–24–71 Успенский кафедральный собор (Владимир-Волынский) [ править править код ] В 1156-1160 гг. князь Мстислав (†1170) строит во Владимире величественный каменный Успенский собор, уцелевший до наших дней и являющийся кафедральным. Южнее храма стоит каменное здание епископского замка, перенявшее свое название от всей совокупности укреплений, окружавших когда-то соборную усадьбу. Ныне в здании размещаются епархиальное управление и резиденция правящего архиерея. Здание датируют 1494 или 1640-ми гг. В кон. XIX в. сооружение отремонтировали почти одновременно с собором, башню на торце корпуса надстроили, превратив ее в колокольню. Ведущие в усадьбу каменные Северные ворота датируют XVII или сер. XVIII в.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

Варфоломей, митрополит (Ващук Виктор Владимирович) Дата рождения: 1 марта 1953 г. Дата смерти: 15 сентября 2021 г. Дата хиротонии: 24 февраля 1990 г. Дата пострига: 22 декабря 1989 г. День ангела: 13 июля Страна: Украина Биография: Родился 1 марта 1953 г. в с. Городно Любомльского р-на Волынской обл. Украины в крестьянской семье. В 1975 г. поступил в Одесскую духовную семинарию, в 1979 г. — в Московскую духовную академию , которую окончил в 1983 г. со степенью кандидата богословия. Исполнял послушание иподиакона у епископа Подольского Никанора (Юхимюка). 16 октября 1983 г. рукоположен в сан диакона, 18 октября в сан пресвитера, с 25 октября служил настоятелем Преображенского храма в с. Старая Выжевка Волынской обл. С 10 марта 1989 г. — секретарь Волынско-Ровенского епархиального управления, клирик Троицкого кафедрального собора г. Луцка. В 1989 г. возведен в сан протоиерея. С 30 августа 1989 г. — настоятель Троицкого собора г. Луцка. 22 декабря 1989 г. пострижен в монашество. 18 января 1990 г. возведен в сан архимандрита. 24 февраля 1990 г. во Владимирском соборе г. Киева хиротонисан во епископа Волынского и Ровенского. 10 апреля 1990 г. в связи с образованием отдельной Ровенской епархии назначен управляющим Волынской епархией. С 16 октября 1990 г. — ректор Волынской духовной семинарии. C 25 августа 1992 г. — управляющий Николаевской епархией , с 23 июня 1993 г. —  Сумской епархией , с 27 июля 1995 г. — Ровенской епархией . 23 ноября 1995 г. возведен в сан архиепископа. 28 августа 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан митрополита. Скончался 15 сентября 2021 г. Отпевание 17 сентября возглавил митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий . Похоронен в с. Городно Волынской обл., на кладбище у храма апп. Варфоломея и Варнавы. Образование: 1979 г. — Одесская духовная семинария. 1983 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Научные труды, публикации: Слово архимандрита Варфоломея (Ващука) при наречении во епископа Волынского и Ровенского. Награды: Церковные: Светские: Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198029...

Тел./факс: (8212) 24–40–48, 24–04–07, 24–09–19 Email: sdu-komi@mail.ru Тюменское Духовное училище (2год.) 625001, Тюмень, ул. Димитрова, 3 Тел.: (3452) 22–12–49, факс: 46–29–73 Чебоксарское Духовное училище (3год.) 428018, Республика Чувашия, Чебоксары, ул. К. Иванова, 5 Тел./факс: (8352) 58–59–58 Челябинское Духовное училище 454084, Челябинск, ул. Кыштымская, 32 Тел.: (351) 791–55–38; 790–27–51 Email: church@chel-net.ru Читинское Духовное училище (3год.) 672039, Чита, ул. 9го января, 54, корп. 4 Тел.: (3022) 32–54–78 Украина Духовные академии Киевские Духовные академия и семинария Украина, 01015, Киев, ул. Лаврская, 25, корп. 64 Тел.: (10–380–44) 255–12–23 – дежурный, 255–11–79 – канцелярия, факс: 255–12–07 http://kdais.kiev.ua Email: cancellariya@kdais.kiev.ua Ужгородская Украинская Богословская академия имени святых Кирилла и Мефодия Украина, 88000, Ужгород Закарпатской обл., пл. Театральная, 5–7 Тел.: (10–380–312) 61–28–01, 61–20–08, 61–38–33, 61–72–39, факс: 61–29–45 http://uuba.org.ua Email: uuba.org.ua@mail.ru; aau_2006@ukr.net Университеты и институты Луганский Богословский университет в честь Архистратига Михаила  Украина, 91005, Луганск, пл. Владимирская, 1 Тел./факс: (10–380–642) 50–85–23 http://lbu.lg.ua Черновицкий Православный Богословский институт Украина, 58029, Черновцы, ул. Марка Черемшины, 10а Тел.: (10–380–372) 51–64–46, 57–58–07 http://cpbi.info Email: cpbi@meta.ua Духовные семинарии Волынская Духовная семинария Украина, 43025, Луцк, ул. Драгоманова, 26 Тел.: (10–380–332) 72–48–81 Email: volynian@diocese.lutsk.ua Одесская Духовная семинария Украина, 65038, Одесса, Маячный пер., 4 Тел.: (10–380–48) 746–88–71, 746–83–94, факс: 746–35–85 http://odseminary.orthodox.ru Email: seminary_ods@mail.ru Полтавская миссионерская Духовная семинария Украина, 39800, Комсомольск Полтавской обл., ул. Конституции, 12 Тел.: (10–3805348) 2–28–58, факс: 2–53–02 http://orth-mission.org.ua Email: orth-mission.ua@mail.ru Почаевская Духовная семинария Украина, 47025, Почаев Кременецкого рна Тернопольской обл., ул. Воссоединения, 11

http://azbyka.ru/katehizacija/duxovnye-u...

Константинополь прав. Ибо сей град есть Новый Рим. ΝΕΑ ΡΩΜΗ Мы исповедуем его веру. Вся ортодоксия- это вера Нового Рима. Даже если ни грека в Царьграде не останется, никакой патриархии не будет или она в другое место перейдет. Все равно Будет Новый Рим(роми) в душах наших. будет Бытие в них истинной веры. Веры Ромеев христиан-ортодоксов. На Афоне говорят " горе тому монастырю в коем послушники будут учить старцев...Грузины тоже старцы между прочим... Андрей Кудрявцев, прот. 09 апреля 2016г. 23:37 Александр, когда цитируете оппонента, не передергивайте, пожалуйста, фразы. История это не журналистика. Вы цитируете меня, и приводите фразу: " Я Вам еще в прошлый раз хотел сказать, что топонимический уродец Русь " . В то время как я говорю о том, что уродцем является " Русь-Украина " . Именно в таком сочетании я говорил. Этот " шедевр " придумал Грушевский, исторические познания которого - притча во языцех. Как закарпатские, так и словацкие русины относят свою историю к Руси, а не Руси-Украины. Это две большие разницы. Алэксандрос 11 апреля 2016г. 02:05 +++В то время как я говорю о том, что уродцем является " Русь-Украина " . Именно в таком сочетании я говорил.+++ Осталось непонятным зачем вы мне это говорили. Ведь я употребил эти топонимы совсем в другом сочетании. Смотрим, что сказал Алэксандрос. " До конца 17-го века Русь( " Украина " ) -это Константинопольский патриархат. " Украина взято в кавычки в скобках, а не написано через дефис. Понимаете разницу? Я между прочим говорил много лет назад, что само название государства Украина -абсурд и надо называться просто Русь, сейчас это реализуется.:) Я был первый с этой идеей. Есть свидетели.:) Я все жду, когда вы либо опровергните либо согласитесь с моим тезисом " РПЦ упразднила автокефалию ГПЦ неканонично своим " экзархатом " . Андрей Кудрявцев, прот. 13 апреля 2016г. 00:19 Александр, между " Русь( " Украина " ) " и " Русь-Украина " разница не велика. Потому, что в любом сочетании та территория, которая была под Константинополем никак не натягивается на то, что называется Украина сегодня.

http://bogoslov.ru/article/4875748

Закрыть О русскости Донбасса: выступление на X юбилейном вечере памяти митрополита Лавра (Шкурло) 17.05.2017 358 Время на чтение 5 минут Владыка Лавр был носителем общерусского сознания. Да, он любил свою малую Родину Закарпатье, бывал там. Но его русинство никоим образом не было фактором противопоставления, обособления. Его пример очень важен, особенно в контексте трагических событий на Донбассе. Это моя малая Родина и я хотел бы высказать то, что у меня на душе. Чуть более половины Донбасса занято ВСУ. По линии соприкосновения из расположения частей ВСУ по нескольку раз в день крутят гимн «Щэ нэ вмэрла Украина » - своего рода кальку с польского гимна «Ещчэ Польска нэ сгинэла». Вот такой незатейливый прием по промывке мозгов (часто, по свидетельству очевидцев, вызывающий обратную реакцию). На мой взгляд, нет более актуальной задачи для жителей Донбасса, как четко определиться в этническом плане. Перестать теряться в ответе на вопрос: «Какой вы национальности?», а четко и твердо ответить: «Я - русский!» Естественно какой-то процент населения будет упорствовать в своем «украинстве». Хочется надеяться, что со временем большая часть из таковых разберется в этом вопросе. Обратимся к истории. Изучение подлинных исторических документов неопровержимо доказывает, что Украина, как и украинцы - искусственно образованные субъекты. Термином «укрАина» (с ударением на «А») наши предки называли окраинные, пограничные земли. Оно использовалось как в Речи Посполитой, так и в Московском царстве. Так в XV веке московскими украйными городами называли Серпухов, Каширу... УкрАина даже была на Кольском полуострове. Окрестности Тулы - Тульская укрАина. Со временем в России из-за изменений в территориальном делении этот термин уступил место волостям и губерниям. Но на захваченных поляками землях Руси этот термин остался. Правда, оккупационная власть слово «укрАина» исковеркала, назвав в своей транскрипции «украИна», с ударением на «И». Полякам нужно было противопоставить захваченные ими русские земли русским землям Московского государства. Тогда и пригодился термин «Украина», в который вложили новый смысл, а подданных московского царя вообще пытались объявить не русским народом. Русью поляки объявили только Малую и Червонную Русь, а столицей Руси называли город Львов. Однако каждый понимал, что и московиты, и православные Речи Посполитой - это единый русский народ, разделенный между двумя империями. Это понимание угрожало польской власти на русских землях, тем более что с усилением давления католиков на Православную Церковь русский народ устремлял взоры на восток, к единокровным московским царям.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Разве наши Победы не были ли и Твоими? И ты, Украина, также была с нами! На что меняешь Ты – великую историю Свою на бредни слуг дьявола? Утеряла Ты, Украина, веру свою, сначала принимала американские секты, потом позволила расколоть Церковь. Войско Твое погрязло в язычестве и сатанизме . Солдаты Твои сидят на наркотиках и творят непотребное человеку. Пойми, Украина, – Не может победа быть дарована армии Твоей – ВСУ, которая уничтожает своих единокровных братьев, бомбит мирный Донбасс, разбрасывает мины-«лепестки», калечит и издевается над пленными, используют население как живые щиты, и даже в безумии своем отслеживает и уничтожает машину скорой помощи. «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Псалтирь 1:6). Поступает масса сигналов о нехватке в армии Твоей, Украина, оружия, техники, солдат, упадке морального духа. И не многие ли американские эксперты плохо пишут о Твоей способности вести войну, Украина? Ведь страшные вопли руководителей Твоих – о поставке танков и даже самолетов – признаки близкой военной катастрофы. Но даже сейчас Америка уже сомневается, поддерживать Тебя или нет? «Перемоги» Твои – оставление нами Киева и соседних областей, Харьковской области и Херсона – их нет. Все это сделано в надежде на мир – результаты политических игр и нашей любви к Тебе. Но Твои руководители обманули нас – и мира нет. Но у нас, русских, нет к Тебе ненависти, Украина! Нам просто искренне жалко своих заблудших братьев – Тебя. И вот теперь Провидение очищает Тебя. И Бог непостижимым образом соединит нас вновь, даже если всем это сейчас кажется невозможным, потому что наша Церковь ежедневно возносит об этом молитвы. А Богу возможно всё! Воздвижется Новая, Православная Украина. И будет она основана на чадах русской Православной Церкви, которая будет удерживающим остатком. Представьте, Вы, рыкающие в своей ненависти против нас русских, можете ли узреть Бога и войти в Царство Небесное? Что Вы там будете делать – искать русских и мстить им? Не думаете ли, если не покаетесь, что место для этого Вам отведено будет в геенне огненной, в которой будут вечно мучиться осуждённые грешники? Ваш враг играет на Ваших ничтожных чувствах – ненависти, гордости, самонадеянности, жадности и исключительности, которую внушила вам американская пропаганда.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/_u...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украина: перед прыжком в пропасть Что общего у тебя с Западом, Украина? 31.03.2023 694 Время на чтение 22 минут Фото: из открытых источников «…Как тиф неизбежен для того, кто пьёт зараженную тифозными бациллами воду, так и война неизбежна для того, кто, отступив от Бога, питается неугодными Ему мыслями, чувствами и делами и навлекает на себя заразу войны. Пока люди своими мыслями, чувствами и делами воюют против Бога – напрасны их мечты о мире.» Святитель Николай Сербский Для тех украинцев, кто еще ищет мира Весь Мир знает, что Ты, Украина, готовишься к прыжку, но прыжок Твой будет последним. И водитель Твой и покровители Твои – все понимают. Остановись Украина, покайся, неужели Ты отдашь последних сыновей Своих в топку войны? Не лучше было им, чтобы они творили добро, растили детей и любили? Разве ненависть может нести Созидание? И вот Она просто рушит Тебя, и кто только об этом не говорил Тебе? Сначала Ты объявила войну всему русскому на земле Твоей, но вот уже покушаешься на Святое – Православную Церковь Свою? Не боишься ли ты уничтожить Сама Себя? Война с русским превратилась в раскол по всей стране Твоей, и, если бы не Минские соглашения, уже давно бы не было Тебя! Не Ленин ли создал Тебя и не отдал русские земли Вам, не Хрущев ли отдал Тебе русский Крым? Разве не война с русским лишила тебя 19 % территории и 20 % ВВП? Разве не знаешь: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».(Матфея 12:25) До чего дошла ты, Украина, в падении Своём? Посмотри, чернеют кресты на куполах Лавры Твоей: и это знак скорой кары за отречение от православной веры предков Твоих. Не Твой ли князь Владимир – Креститель Святой Руси и не Киев ли мать городов русских? Остановись, Украина, покайся, вернись! Вспомни притчу о блудном сыне и покаяние благоразумного разбойника! Зачем Ты хочешь прогнать монахов Лавры с их Святых мест? Зачем ты закрыла пещеры Святых, не замышляешь ли еще что-то более страшное? Зачем ты пошла на войну с самим Богом, Украина? Разве Ты не знаешь, что только дьявол воюет с Ним? Но участь сатаны предрешена!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/_u...

Знаете, была такая изощренная казнь в Персии: осужденного на смерть привязывали к трупу и бросали в яму. И труп, привязанный к живому здоровому человеку, своим ядом разлагал тело живого человека, и тот умирал тоже (см. Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 7,4). Боюсь, что соединение с Филаретом будет означать умножение наших болезней, а не исцеление церковных ран Украины. Да, а митрополит Владимир «связан» не с Москвой, а с Церковью.   – А почему Москва до сих пор не дает Украинской Церкви независимости? – Дело не в желании Москвы. Просто еще не сформировался украинский народ как единая нация в тех границах, в которых Украина существует сегодня. Есть шесть очень разных Украин. Первая Украина – это Закарпатье. Земля русинов, присоединенная к Украине лишь сталинским решением. В церковном смысле она никогда не была связана ни с Москвой, ни с Киевом. История православия в этом регионе была связана с румынской церковью или с сербской. Как сказал мне один закарпатский батюшка – «Для нас Киев не отец, но и Москва нам не мать». Я так понял, что в этом регионе ценят не ту иди иную национально-политическую символику, а церковную законность, каноничность. Канонически дарованную автокефалию там примут, но амбициями киевских политиков там не настолько дорожат, чтобы ради них идти на грех раскола. Вторая Украина – Галиция. Здесь и в самом деле сильны антимосковские настроения. Но здесь же есть Почаевская Лавра, которая готова мученически отстаивать церковное единство. Третья Украина – Киевщина, Подолье, Полтавщина. Я бы сказал -собственно Украина. Здесь сопоставимо число сторонников автокефалии и ее противников. Четвертая Украина – это Слободская Украина, харьковщина, о которой Грушевский говорил, что «она заселялась украинскими выходцами, которые в тяжелые моменты селились за линией пограничных крепостей, построенных московским правительством – за так называемой «белгородской чертой», заграждавшей татарам дорогу в московские земли» . Здесь уже совершенно общее дыхание с Россией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010