Одна православная апология, созданная на мусульманском Востоке После мусульманских завоеваний VII века многие православные христиане оказались в иноверном государстве. Неудивительно, что совместное проживание христиан и мусульман, помимо прочего, ставило вопрос о сравнении их религий. До нас дошли средневековые мусульманские сочинения, направленные против христианства. Известно, что при дворе халифов нередко устраивались межрелигиозные полемические диспуты, да и на бытовом уровне нападки на веру христиан также имели место. При этом шариатское законодательство существенно ограничивало возможность немусульман отвечать на критику, поскольку любое оскорбление ислама, что понималось весьма широко, или подозрение в попытке обращения мусульманина в свою религию каралось смертью. Однако как в языческом Риме во времена гонений на Церковь трудилось немало христианских апологетов, так и в мусульманском государстве были православные авторы, которые защищали Христову веру. Ярким примером такой литературы является написанное в IX веке «Послание Льва, императора Византии, Омару, правителю сарацин». Поскольку мусульманские претензии к христианству и их аргументация достаточно консервативны и мало изменились за прошедшие века, это сочинение может быть полезным и для современных христиан, а обстоятельства его возникновения дают представление о такой сравнительно мало известной странице истории Православия, как апологетическая литература в арабском халифате. Сочинение известно в двух отличающихся друг от друга версиях-переводах: латинском и армянском . Все исследователи согласны в том, что эти версии не выводимы одна из другой, но каждая была сделана с греческого оригинала, который до наших дней не сохранился. Версия латинского перевода более краткая и простая, относящая авторство к Льву VI (886–912). Версия армянского перевода, сохраненная армянским историком Гевондом, более пространная и богатая аргументацией, недвусмысленно приписывается Льву III (717–741) . А. Джеффри и о. Иоанн Мейендорф считают это сочинение подлинным письмом Льва III Исавра и датируют его 718 г. В доказательство этого привлекаются свидетельства средневековых историков о самом факте обмена посланиями, а также то обстоятельство, что Лев Исавр рос в захваченном арабами Мараше и потому хорошо знал арабский язык и с детства имел представление об их религии.

http://pravoslavie.ru/3968.html

Послание псевдо-Льва халифу Омару Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 8 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Сочинение и автор “Послание Льва, императора Византии, Омару, правителю сарацин” дошло до нас в двух различных версиях-переводах: латинской и армянской. Все исследователи согласны в том, что эти версии невыводимы одна из другой, но каждая была сделана с греческого оригинала, который не сохранился. Версия латинского перевода более краткая и простая, относящая авторство к Льву VI (886–912). Версия армянского перевода, сохраненная армянским историком Гевондом, более пространная и богатая аргументацией, недвусмысленно атрибутируется Льву III (717–741). Джеффри и отец Иоанн Мейендорф считают это сочинение подлинной перепиской Льва III Исавра, датируя ее 718 г., и на основании этого называют самым ранним полемическим византийским текстом 1 . В пользу этого привлекаются свидетельства средневековых историков о самом факте подобной переписки, а также то, что Лев Исавр рос в захваченном арабами Мараше, хорошо знал арабский язык и с детства должен был быть знаком с религией арабов. Однако совершенно очевидно, что армянская версия не могла быть написана ранее середины IX века; Хури суммирует главные основания для такого вывода: автор упоминает среди мусульманских сект последователей Джахиза (775–868), пишет о Салмане ал-Фариси как об одном из авторов Корана, — давшая почву для такого утверждения мифологизация этой личности относится ко временам Аббасидов; наконец, упоминается Багдад как столица, и в целом уровень как мусульманской, так и христианской аргументации соответствует явно более позднему времени, чем начало VIII века 2 . Исходя из последнего соображения, мы считаем несостоятельным мнение самого Хури о том, что латинскую версию можно рассматривать как более раннюю и возможно даже относящуюся к VIII в. 3 : хотя там и отсутствуют упомянутые подробности, аргументы в целом те же самые. Наконец, сам автор в тексте пишет о восьми столетиях, прошедших после воскресения Христа, следовательно, текст был записан не раньше 830-х гг.

http://pravmir.ru/poslanie-psevdo-lva-ha...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР III Патриарх Антиохийский (1051/52 - не позже 1057), автор посланий, участник греко-лат. полемики вокруг событий Разделения Церквей 1054 г. между Римско-католической и Восточными правосл. Церквами. Время рождения П. неизвестно; в 1054 г. он уже считал себя стариком. По словам П., он происходил из известной своим благочестием антиохийской семьи, а его рождение сопровождалось чудесными событиями. В детстве он вошел в окружение Антиохийского патриарха Иоанна III . В 1009 г. прибыл в К-поль для учебы. При визант. имп. Романе III (1028-1034) П. стал придворным чиновником, затем служил судьей в разных провинциях и в столице, затем стал, по его словам, «попечителем» (φροντιστς) к-польского собора святых Апостолов , потом - скевофилаксом собора Св. Софии. Соображения А. Михеля, согласно к-рым П. был «великим скевофилаксом» ( Michel. 1930. S. 418), неубедительны, т. к. Михель опирается на сочинение XIV в. «De officiis», где должность «великого скевофилакса» всего лишь обозначает прежнюю должность скевофилакса. Не исключено, что П. был женат и имел дочь, т. к. у него был зять (γαμβρς), под к-рым, однако, мог подразумеваться и муж его сестры. Согласно принятым до наст. времени представлениям, в 1052 г. по решению визант. имп. Константина IX Мономаха П. был возведен на престол Антиохийской Церкви. По словам П., к этому императора побудила Сама Богородица, явившаяся ему ночью. Приняв монашество и поочередно пройдя все ступени священства, П. был рукоположен в К-поле патриархом Михаилом I Кируларием (1043-1058). Возрождая древний обычай, П. отправил послания с изложением веры (συστατικα πιστολα) Римскому папе Льву IX и патриархам Александрии и Иерусалима. Послание к папе было отправлено с паломниками визант. наместнику Юж. Италии Аргиру, чтобы он доставил его адресату. Ответа от папы на свое 1-е послание П. не получил. Когда антиохийский диак. Христодул Агиостефанит был назначен в К-поле кувуклисием, П. оспорил это решение как вмешательство в его юрисдикцию, и патриарх Михаил Кируларий вынужден был отменить его. Известно, что П. старался ввести Успенский пост , до того не распространенный в Антиохийской Церкви. П. также противодействовал Сиро-яковитской Церкви. Согласно яковитским источникам, он под угрозой судебного рассмотрения вынудил одного богатого яковита присоединиться к правосл. Церкви и провел публичное сожжение принадлежавших яковитам рукописей Евангелий.

http://pravenc.ru/text/2580344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Основатель новой династии, которой суждено было почти двести лет стоять во главе империи, будучи сам скромного происхождения, не привел с собой в Константинополь толпы родственников и друзей и не был при вступлении на царство окружен значительной семьей. Будучи около 55 лет при вступлении на престол, он, конечно, имел свою семью, но об ней его ближайший историк, внук его Константин Порфирородный, сообщает весьма неудовлетворительные данные. В первый раз он был женат еще в молодые годы жизни в Болгарии или Македонии на девице также незнатного происхождения по имени Мария. Об ней почти ничего неизвестно в тогдашней летописи. Только в 865 г., когда Василий был награжден саном патрикия и получил звание паракимомена, писатели приводят факт, что он развелся тогда с женой своей, которую царь Михаил прилично наградил и отослал к ее родственникам, и с тех пор о Марии не имеется никаких известий. Более известна его другая жена, Евдокия Ингерина, которая ранее была в сожительстве с царем Михаилом III и после упомянутого развода Василия сосватана была за него самим царем. Евдокия принадлежала к византийской знати, она происходила из дома Мартинаки, из которого взял себе жену будущий царь Лев VI, т. е. впоследствии причисленную к лику святых Феофанию. Вышедши за Василия, Евдокия не прерывала, однако, сношений с Михаилом III. В Константинополе держался слух, что первые сыновья от брака Василия с Евдокией, Константин и Лев, были, собственно, сыновьями Михаила. По этому же случаю скандальная хроника приводит рассказ, что родная сестра Василия по имени Фекла находилась в преступной связи с царем Михаилом, а потом с одним боярином, Неатокомитом. Итак, в 867 г. Василий имел двух сыновей. Старший сын Константин пользовался особенной любовью отца и ок. 870 г. был сопричислен к власти и получил титул императорский. Василий готовил в нем себе преемника на царство, брал его с собой в походы и вел переговоры с императором Людовиком II о брачном союзе между Константином и дочерью западного императора Ирменгардой. Неожиданная смерть царевича в 879 г. поразила царя Василия как страшный удар судьбы, от которого он не мог оправиться до самой смерти. Есть все основания предполагать, что старший сын Василия Константин происходил именно от Марии, а не от Евдокии и что в этом нужно искать объяснения особенной любви отца к старшему сыну и нерасположения к Льву, к которому против желания Василия должна была перейти по наследству царская власть. Может быть, от того же брака происходили четыре дочери Василия: Анастасия, Анна, Елена и Мария, все по воле отца постриженные в монахини в монастыре св. Евфимия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

VII Вселенский собор (787 г.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Местом нового созыва собора была намечена Никея. Город, недалекий от столицы, и все же это была не сама вечно бурлившая и делавшая дворцовые перевороты столица. Город, славный по воспоминаниям ο Ι-м Вселенском соборе. Так как епископы прежнего созыва разъехались и папские легаты были уже в Сицилии, императрица в мае 787 г. начала рассылку приглашений по всей империи к прежним делегатам на новый съезд в Никею. Папа откликнулся одобрением этого нового созыва собора. Β своем письме к Карлу Великому он пишет в западном стиле: et sic synodum istam secundum nostram ordinationem (!) fecerunt. Вот образец западных иллюзий о смысле действий Востока. Делегаты были в большинстве своем прежние: те же два пресвитера Петра от Рима; те же формально прикрытые представители трех арабских патриархатов — Иоанн и Фома. На первом месте подписывались римляне, затем патриарх Константинопольский, и за ними — уже представители прочих патриархов, Иоанн и Фома. Фактическим председателем и руководителем прений был Тарасий, ο προκαθεμονος, как зовут его оба римских Петра. Ирина и Константин лично не присутствовали в Никее. Их представляли: комит (граф) Петрона и начальник штаба Иоанн. Впоследствии патриарх Никифор в письме к папе Льву III называет этот собор «собором 350 отцов.» Никифор был молодым секретарем на соборе и знал положение дел. Число присутствовавших на соборе действительно доходило и до 350, и даже до 368. Но список максимум полноправно подписавшихся не превысил 308. Заранее позаботились, чтоб собор был не малочисленнее иконоборческого собора 754 г., на котором было не меньше 338 человек. Особенностью собора было привлечение на него множества монахов — πλαθυς μοναχων, покрывших 131 подписью деяния собора под главенством Саввы, игумена Των Στουδων, и Платона, игумена Σακκουδενος. Хотя и говорится во вступлении к протоколам собора, что монахи вместе с императорскими чиновниками не были решающими членами — καθεσθντες, a лишь συμπαρντες κai κρομενοι, но на втором заседании постановили, что они имеют право голоса. Монахи спросили сами: имеют ли они право подавать свои голоса? И получили через Тарасия утвердительный ответ, что «таков порядок, что каждый из присутствующих на соборе голосует свое убеждение, η ταξις εστιν, εκαστω των ευρισκομενων εις συνοδον εκφωνειν την εαυτου ομολογιαν.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435407/

Закрыть О Великом Расколе XI века О причинах отпадения Западной Церкви от Вселенской Православной Церкви Игумен Кирилл (Сахаров)   15:28 13.12.2023 281 Время на чтение 4 минуты Всякое церковное разделение душепагубно и богопротивно. Причины могут быть самые разные – гордыня, властолюбие и прочее. Безусловно, Великий Раскол XI века, когда Западная Церковь отпала от единства со Вселенской Православной Церковью было очень печальным событием, последствия которого не уврачеваны до настоящего времени. Сказались, конечно, особенности характера церковных традиций на Востоке и Западе. Греки стремились к отвлеченным наукам – искусству, культуре, пытались проникнуть в сущность вероучения. Именно на Востоке проходили тринитарные и христологические споры. Для римлян был свойственен практицизм. Здесь много говорили о церковной дисциплине, взаимоотношениях Церкви и государства. Несмотря на эти особенности до XI века Восток и Запад находились в церковном единении и в чем-то дополняли друг друга. Если говорить о главных причинах разделения касательно догматики, то это, прежде всего, учение о филиокве – о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Восточная Церковь в учении о Святом Духе придерживалась слов Спасителя: «Егда приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух Истинны и иже от Отца исходит, Той наставит вы на всяку истину». Впервые мысль об исхождении Духа Святаго и от Сына появилась у блаж. Августина. У некоторых восточных отцов встречаются слова «через Сына». По словам прп. Максима Исповедника формулировка «через Сына» означает не предвечное свойство Святого Духа, а Его временное посольство в целях домостроительства нашего спасения. На Западе же формула «и от Сына» понималась как вечное исхождение. Впервые это учение было принято в Испании на Толедском Соборе в 589 году. Как известно, на этом Соборе решался вопрос о присоединении ариан – вест-готов. В начале IX века император Карл Великий обращался к папе Льву III с просьбой об утверждении филиокве. Папа, хотя и разделял это учение, но опасался его утвердить в качестве официального. Более того, чтобы не дать этому учению широкую огласку, по его указанию текст Никеоцареградского Символа Веры был выбит на медной доске и выставлен в соборе Святого Петра. Когда на Востоке стало известно об этом учении, то на двух Соборах под руководством Патриарха Фотия оно было осуждено.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/13/o_...

Иоанн Датский (вторая половина VII в. – около 753 г.) Иоанн Дамаскин – философ, полемист, поэт. Он родился и долгое время жил в Дамаске, находившемся под властью сарацин, занимая пост градоначальника Дамаска и первого министра халифа при его дворе. Когда византийский император Лев III Исавр (717–741 гг.) издал в 726 г. первый указ, запрещавший почитание икон, Иоанн встал на защиту иконопочитателей; он выступал против императора–иконоборца и в устных проповедях, и в письменных посланиях. Это не понравилось Льву, и он решил уничтожить Иоанна: направил халифу подложное письмо, написанное будто бы рукой Иоанна, в котором сообщалось, что градоначальник Дамаска намерен предать свой город византийскому императору. Халиф жестоко наказал Иоанна, приказав отрубить ему правую руку, но потом, узнав правду, снял с него обвинение и просил остаться при дворе. Но Иоанн не согласился и удалился в иерусалимский монастырь Саввы Преосвященного, где жил до самой смерти. Там он написал много церковных песнопений (в том числе 64 канона), в которых ярко сказался его поэтический дар, за который он был прозван «Златострунный». Современники Иоанна и потомки на протяжении многих веков считали его поэтические произведения лучшими образцами церковных песнопений, а Карл Великий приказал ввести октоих Иоанна в богослужение западной церкви. В монастыре Иоанн написал несколько философско–богословских сочинений, главное из которых – «Источник знания». Для своего времени это была попытка сделать полный свод наук, включая, разумеется, и богословие; в этом обширном сочинении Иоанн, по его собственным словам (гл. 1), не намерен отбрасывать «умений языческих мудрецов», в надежде и у них найти «что–либо пригодное и душеполезное». Действительно, в первой части трактата Иоанн довольно точно воспроизводит свои главные источники – части из трактатов Аристотеля и Порфирия; лишь иногда он вносит в них более или менее значительные изменения и дополнения с целью более удобного перехода к изложению христианских догм. Так, вместо аристотелевского разделения субстанции на первую и вторую он вводит термины «ипостась» и «индивид». Интересны его рассуждения о грамматических и логических категориях – о сказуемом (гл. 16), о термине, посылке и силлогизме (гл. 64). При построении богословских рассуждений Иоанн не случайно придает огромное значение логике; именно логика, по мнению Иоанна, должна составить основу догматики, так же, как она легла в основу философии языческой, и особенно позднеязыческой. Эту мысль развивали позднейшие теоретики христианского богословия, особенно западные.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Каменка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Каменка, Покровская церковь. При усадьбе Каменка (Минкина). Построена в 1894 г., архитектор Н.В. Дмитриев. Сейчас - руины. Каменка (вол. центр) – церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, каменная, арх. Н. В. Дмитриев, проект 1892–1893 гг., закрыта в 1930-е гг, взорвана в 1940-е гг.; находится в руинах. Поселок Каменка расположен на левом берегу р. Оредеж, к востоку от д. Затуленье. Он возник на основе бывшего имения Каменских и относится к числу самых замечательных памятных мест Ленинградской области. Здесь находилась мыза Минкино, связанная с именем Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881) – гениального русского композитора, оказавшего значительное влияние на отечественную и европейскую музыкальную культуру. К сожалению, в истории поселка все, что связано с мызой Минкино, остается крайне неясным. Положение значительно осложнилось после выхода в свет авторитетнейшей книги Н.В. Мурашовой, Л.П. Мыслиной об исторических усадьбах района, где содержится очерк, посвященный Минкино-Каменке. Рискуя уйти в сторону от основной темы нашей книги, приводим результаты собственного исследования истории поселка, при необходимости цитируя и ссылаясь на источники. До вхождения Новгорода в Московское государство д. Минкино вместе с деревнями Килож (Келла), Изори, Киселядь, Борки над оз. Туленец принадлежали «житьим людям» Ф. Д. Скороботову с детьми Миней и Федком «с Добрыни улицы», а также братьям Фоме и Юшке Клепальницыным (Писцовая книга Вотской пятины 1500 г.). Считается, что от вышеупомянутого Мини (Дмитрия) Скоробова и произошло название Минкино, но, всего вероятней, оно имеет более древнее происхождение. Царь Иван III пожаловал Минкино с прочими деревнями в поместье Льву Васильевичу Грезину. На то время Минкино представляло собой типичный однодворок. Здесь обитала всего лишь одна крестьянская семья – Самухи Овдеева, живущего вместе с сыном Илейкой. Они сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, косили сено, отдавая порой до половины урожая в помещичий доход. После всех бедствий, обрушившихся на эту часть новгородских земель во второй половине XVI в., многие деревни, включая Минкино, надолго обратились в пустоши.

http://sobory.ru/article/?object=01361

Пётр Делицин Содержание I. Жизнь св. Льва Папы Римского II. О сочинениях св. Льва III. Учение о воплощении 1) Общее понятие о воплощении 2) Причины и цель воплощения 3) О зачатии и рождении Господа Иисуса Христа 4) О принятии Сыном Божиим естества человеческого, кроме греха 5) Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек 6) Образ соединения Божеского и человеческого естества в Лице Господа Иисуса Христа 7) Догматическая важность исповедания двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа     Св. Лев, первый из Римских Первосвященников носивший сие имя, от современников еще названный Великим 1 , по святости своей жизни и по великим заслугам в Церкви Христовой, бесспорно принадлежит к сонму тех вселенских служителей Слова, жизнь и творения которых, сколько назидательны были для современников, столько важны и поучительны для позднего потомства, а потому требуют тщательного изучения. Св. Лев, возведенный Промыслом Божиим на одну из высших кафедр Церкви Христовой, в продолжение своего правления (20 лет), был ревностным защитником Православия и неусыпным блюстителем церковного благочиния. Словом и писанием посрамлял он лжемудрие Несториан и Пелагиан, поражал нечестие Манихеев и Прискиллиан, деятельно содействовал к осуждению лжеучения евтихианского, воспламеняя ревность по вере в царях, иерархах и народе, и проповедуя истинное учение о воплощении Бога Слова. Сей доблестный поборник Православия в Церкви Вселенской, в тоже время, словом и примером назидал собственную свою паству, уча блюсти вся, елика заповедал Христос ученикам Своим ( Мф.28:20 ), и не раз спасал народ и город свой от врогов внешних. К славе сего Святителя, какую воздает ему Церковь за святость жизни, за мудрое и деятельное ревнование о Православии и благочинии церковном, за бдительную благопопечительность о пастве, вверенной ему Пастыреначальником Христом, нужно еще присовокупить и ту славу, какую справедливо заслуживает он своими писаниями. Ибо число сочинений его довольно значительно, и все они, по чистоте излагаемого в них учения, совершенно оправдывают данное св. Льву имя Отца Церкви 2 и учителя превосходнейшего 3 ; а по изяществу изложения, должны занимать место в ряду лучших произведений словесного искусства 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010