Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Сортировать по Исключить новости Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 или Вновь о контактах СССР с Ватиканом в конце 50-х Папа Пий XII (Эудженио Пачелли) — одна из величественных фигур в европейской церковной и политической истории XX века. Он родился 2 марта 1876 года в Риме в семье известного адвоката. Его церковное служение началось еще при Льве XIII. Эудженио Пачелли был нунцием в Германии, прослужив там 12 лет. Кардиналом и статс-секретарем стал при Пии XI. Избрание кардинала Пачелли на папский престол с именем Пия XII состоялось в марте 1939 года. “Великий молчун”, “атланти­ческий папа”, “святой упрямец”, — вот только некоторые из оценок его современниками. До последнего дня своей жизни (9 октября 1958 года) он оставался одной из ключевых фигур европейской политики, придерживаясь откровенно враждебного и нетерпимого курса по отношению к СССР и странам соцлагеря. Эта нетерпимость была стержнем его политики в последние годы Второй мировой войны и в послевоенные десятилетия. Начало 1950-х изменений не принесло. Так, в своем апостолическом послании к народам России (1952 год) он призвал их не только вернуться в лоно католичества, но и скорее отречься от коммунистических идей. О жестком противостоянии Москвы и Ватикана в послевоенные годы известно много. Период от кончины Сталина до ухода из жизни Пия XII был менее драматичен. Именно в эти годы начинаются активные поиски контактов. Обоюдный зондаж начался еще с 1955 года. Тогда Москву посетил иезуит из Люксембурга о. Рединг. Встретившись с Анастасом Микояном, он сообщил тому, что изучает возможность будущей договоренности между Ватиканом и СССР. Оживление в этом направлении началось с первых месяцев 1957 года, когда послом СССР в Италии стал Семен Козырев, которому было поручено “продол­жить неофициальные контакты для изучения намерений Ватикана в отношении СССР и его союзников” 1 . Какие же неофициальные контакты должен был курировать советский посол? И, главное, с кем? Одним из таких контактеров был обычный директор обычной туристической компании “Чит” господин Галлен. Но при чем здесь итальянский туризм, да еще в 1957 году?

http://pravmir.ru/kto-vyi-gospodin-galle...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Участники Второго Ватиканского собора в день открытия собора Предыстория Проекты созыва очередного римо-католического Вселенского Собора выдвигались на высшем уровне с первой четверти XX века. 23 декабря 1922 года папа Пий XI обнародовал энциклику " Ubi arcano, " где изложил программу своего понтификата. В ней он впервые публично высказал пожелание о возможном возобновлении работы незавершенного I Ватиканского Собора , прерванного в 1870 году. Папа поручил систематизировать архивы предыдущего Собора, начать исследования его материалов, включая те которые были подготовлены, но не были обсуждены ( " Acta Congregationum generalium, " изданные в 5 т. при папах Пие IX и Льве XIII ). Экспертами-теологами было выделено несколько тем для обсуждения на будущем Соборе: догматическая конституция о вере (в т. ч. догмат о взятии Девы Марии в Небесную Славу с душой и телом ), вопрос о церкви , о подготовке канонического кодекса униатских церквей, о международном порядке, о работе организаций Католического действия, проблемы школьного образования, " женский вопрос. " 22 октября 1923 года государственный Секретариат от имени папы разослал кардиналам, архиепископам, епископам, прелатам и аббатам nullius письма с предложением в течение 6 месяцев высказать свое мнение по поводу возобновления Собора. Из 1165 опрошенных 913 высказались " за, " 63 воздержались, 34 выступили " против. " Однако, после заключения Латеранских соглашений в 1929 году папский престол, занятый организацией государства Ватикан и папской администрации, вопрос о созыве Собора был отложен. Папа Пий XII вновь обратился к идее созыва римо-католического общецерковного Собора. 4 марта 1948 года он распорядился создать подготовительную комиссию, которая занялась бы подготовкой документов для будущего обсуждения. Её президентом был назначен нунций в Италии архиепископ Франческо Боргонджини Дука (буд. кардинал), секретарем - профессор догматического богословия Лувенского университета иезуит П. Шарль. Комиссия подготовила письмо епископату с перечислением многих потенциальных вопросов для Собора, с предложением высказаться по этому поводу в свободной форме. В силу возникших в комиссии разногласий по вопросу организации Собора она провела свое последнее заседание 4 января 1951 года и передала вопрос на рассмотрение папе; тот принял решение не продолжать работу с проектом. Многие из материалов Комиссии были использованы папой Пием XII, в т. ч. в энциклике " Humani generis. " Впоследствии, в окончательном варианте текстов II Ватиканского Собора было помещено не менее 201 цитаты или отсылки к 92 документам папы Пия XII.

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Сказание о Вавилоне Подготовка текста, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой «Слово ο Вавилоне»... – самое раннее произведение из цикла сказаний ο Вавилонском царстве, возникшее на рубеже XIV–XV вв.; цикл сказаний ο Вавилонском царстве формируется с XVI в. до начала XVIII в. и широко распространяется на Руси, сохраняясь в течение пяти столетий в рукописных копиях XVI–XX вв., а также и в устной передаче в виде легенд ο Федоре Бармине, устных рассказов и сказок («Вавилонское царство», Ο Борме Ярыжке и других). «Слово ο Вавилоне» является центральным звеном в цикле и претерпевает в течение веков значительные преобразования. Публикуемый текст «Слова ο Вавилоне» представлен древнейшим списком конца XV в.; он выдержан в жанре «слов» и следует композиции посольского церемониала. «Слово ο Вавилоне» повествует ο легендарном посольстве греческого царя «Левкия» («Леукия», «Улевуя»), именуемого во святом крещении Василием, за «знамением» κ трем вавилонским отрокам Анании, Азарии и Мисаилу (см. коммент. 1). Ведомые гласом свыше из церкви, от гробов трех вавилонских отроков, κ царским палатам, посланцы греческого царя обретают там регалии первых царей вселенной – царские венцы Навуходоносора и его царицы с сопроводительной грамотой κ ним на греческом языке. Следуя данному обещанию, греческий царь, увенчанный вавилонскими царскими венцами, остается верным Иерусалиму, являющемуся символом чистоты христианской церкви, и становится поборником «рода христианского»: он внимает мудрому совету критского царя Давида вместо похода в Индию пойти против «врагов иноверных» в северные страны на защиту «рода христианского». Β основу памятника, как установлено академиком Α. Η. Веселовским, положена устная византийская легенда ο византийском императоре Льве VI Премудром (Философе) (886–911 гг.), известная на Руси уже в начале XIII в. в записи новгородского путешественника Антония (в миру Добрыни Ядрейковича); Антоний слышал ее в Константинопольском Софийском соборе, где находился портрет-икона императора. Опираясь на эти сведения, русский автор создает свою версию легенды ο посольстве некоего «греческого» царя «Левкия»-«Василия» в Вавилон и посланцами его делает представителей трех православных стран: русского, грека и «обежанина» (из Абхазии–Грузии–Иверии), которые только все вместе, втроем, могут прочесть на вавилонской лестнице ту надпись на трех языках, которая указывает путь κ «знамению».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине Источник Предисловие Св. Григорий родился в Иринополе, городе Исаврийского Декаполя, 1 – и жил при Льве Армянине. Сведения о нем находим у константинопольского дьяка Иоанна, составителя жизни святого Иосифа песнописца. Он имел учениками своими – знаменитого Иосифа и некоего Иоанна. Первого он послал в Рим к Папе с известием о бедственном положении некоторых церквей под владычеством иконоборцев. Обходя страны и города, св. Григорий совершил много чудес в Сиракузах, Фессалонике, Византии, Риме и др. Обойдя почти всю западную страну, он возвратился в Константинополь. Между тем Иосиф, которого он посылал в Рим, взят был в плен и отправлен в Крит, где оставался до смерти Льва, умерщвленного в ночь на Рождество Христово в 820 года. Прибыв в Константинополь, Иосиф не застал уже в живых Григория, который, придя в Византию, чтобы поселить заключенного за иконы Симеона и повидав его, спустя немного дней передал Богу дух свой. – Память его чтиться у нас 20 ноября. Мощи св. Григория и ученика его Иоанна, были положены Иосифом песнописцем в одной пустынной обители. В рукописях известно жизнеописание Григория Декаполита , составленное в IX веке никейским митрополитом Игнатием. 2 В греческой пергаментной Четьи – Минеи 3 XI – го века за месяц Ноябрь под 20 числом содержится: «Историческое сказание» с изображением св. Григория, который «написан в одежде преподобнической», т.е. в черной короткой мантии с обычным параманом и желтом хитоне, не покрытый, с распростертыми руками; курчавые темно – цветные волосы закрывают чело его у бровей: таковы они и в бороде; лице его приятно, но желтокрасновато» 4 . В греческом Прологе XIII века Московской Синодальной библиотеке помещено краткое жизнеописание Григория Декаполита . Доселе неизвестное житье 5 св. Григория помещено в книге «Новый рай» изданное монахом Агапием на новогреческом языке в Венеции в 1861 году. На русский язык житие сие переведено недавно доктором богословия, архиепископом Владимирским, Сергием. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕОН КИЕВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Леон (Лев, Леонт, Леонтий) ( XI в.), митрополит Киевский . По вопросу о том, когда он занимал кафедру русского митрополита, в науке существует разные мнения: одни ученые считают его первым митрополитом Киевским, другие — вторым. И те и другие ученые утверждаются на летописях и других исторических памятниках, которые противоречат и исключают себя взаимно. Подробнее см. ст. Михаил I Киевский . Третья группа ученых считает митрополита Киевского Леона вымышленной фигурой, указывая на явную недостаточность документальных свидетельств о нем (об этом см. ниже). Полагают, что митрополит Леон занимал кафедру митрополита с 989 до 1004 - 1008 года. С его именем известно полемическое сочинение на греческом языке об опресноках против латинян «Льва, митрополита Переяславля в Ρωσα»: " Λоντоς μητρоπоλτоυ " Рωσας πρς ρωμαоυς τоι λατνоυς περι τν ζμων, или в других списках: Λεντоς μητρоπоλτоυ τς ν " Рωσια Пρεσθλβας περ τо τι о δε τελιν τ ζυμα " . И большинство ученых автором этого сочинения признают митрополита русского Леона. Но еще Н. М. Карамзин вскользь заметил, что это сочинение едва ли древнее XIV в. . По А.В. Поппэ , поводом к возникновению легенды о митр. Леоне-Льве, окончательно оформившейся в XVI в., стала также одна из редакций XIII в. церковного устава Владимира, в которой Лев выступает современником патриарха Фотия . Само имя Льва как одного из двух претендентов на звание «первого» митрополита Руси было почерпнуто из заглавия вышеупомянутого трактата об опресноках. Однако этот трактат не мог возникнуть прежде 1054 г., а его автором был Лев, титулярный митрополит переяславский в 1060-1070-х годах (Переяславская епископия была временно титулярной митрополией). Архимандрит Андроник Димитрокопул приписывает сочинение об опресноках болгарскому митрополиту из греков неизвестного века . М. Чельцов допускает возможность признавать, что названное сочинение составлено в конце XI в., не ранее 1054 года, каким-нибудь болгарским митрополитом города Преславы , о котором упоминает Анна Комнина и который " при неопределенности географической терминологии в XI веке мог включиться в понятие “Россия” " . Последнее слово по этому предмету сказано проф. Н.К. Никольским , который полагает, что " бесспорное решение данного вопроса затрудняется: а) вопросом о времени возникновения литературной полемики с латинянами об опресноках и о месте, занимаемом посланием в ряду других однородных полемических трактатов, происхождение которых составляет также загадку (сравн. сочинения Фотия, Никиты Пафлагона и т. п.), а также б) вопросом об источниках трактата " .

http://drevo-info.ru/articles/12705.html

Физиолог – переводный сборник, восходящий к традиции бестиариев, о свойствах реальных и легендарных животных, камней и деревьев. Каждая статья (всего их ок. 50) двучастна: в первой содержится описание животного и его повадок, во второй – морализующее символико-аллегорическое толкование в духе христианского вероучения. Возникновение Ф. относят к II–III вв. и связывают его с греческой эллинистической (александрийской) традицией. Источниками Ф. были античные мифы, например о Медузе-Горгоне, библейские сказания, в том числе апокрифические (об изведении из ада Адама и Евы – в статье о слоне). Славянские переводы Ф., появившиеся на болгарской почве не ранее XII–XIII в., сохранились только в русских списках XV–XVI вв. Ф. или по крайней мере некоторые его статьи были известны еще в Киевской Руси, очевидно, по какому-то переводному Шестодневу (см. Шестодневы). К Ф. восходит, например, описание горлицы в Поучении Владимира Всеволодовича Мономаха. Рукописная традиция славянского перевода Ф. связана с Палеей Толковой, известны сборники XV в., совмещающие оба памятника, в том числе с миниатюрами, представляющими зверей и птиц. Назидательностью христианской морали наделены статьи о льве, слоне, олене, лисице, змее, ехидне, утропе (антилопе), о птицах – орле, фениксе, горлице, неясыти (пеликане), ластовице, дятле, стерце (аисте), иряби (куропатке) и др. Например, свойство дятла клевать «носом своим» «где налезеть мякко древо» сравнивается с поисками слабого места в человеке, которые ведет диавол; фантастическое омоложение ослепшего от старости орла уподобляется обращению грешника к церкви и т. д. По замечанию В. П. Адриановой-Перетц (Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л., 1947, с. 94, примеч. 6), «...сложные истолкования Ф. не отразились на литературном стиле русского средневековья», однако символические образы Ф. оставались постоянно в арсенале художественных средств древнерусских книжников – вплоть до начала XVIII в. Так, например, стихотворцы приказной школы черпали в Ф. материал для «естествословных» уподоблений (Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973, с. 52–53). Распространяются в XVII в. и списки древнерусского перевода с греческого сочинения Дамаскина Студита, восходящего к Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь прп. Герасима Иорданского [греч. Ιερ Μον το Αγου Γερασμου Ιορδαντου], основан ок. 455 г. прп. Герасимом Иорданским примерно в 1,5 км от р. Иордан. Мон-рь был устроен по типу лавры и состоял из общежития для новоначальных иноков и из келлий, где подвизались духовно опытные монахи. 5 дней в неделю келлиотам полагалось безмолвствовать и питаться только хлебом и финиками. На субботу и воскресенье они собирались на богослужение в лавру. В эти дни они вкушали варево и немного вина. При жизни преподобного в одних только келлиях подвизалось более 70 чел. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. С. 135 (2-я паг.)). Среди учеников прп. Герасима был прп. Кириак Отшельник . Преемниками Герасима стали его родные братья Василий и Стефан († 481), после них игуменом был избран Евгений († 526), к-рый, как говорится в Житии прп. Герасима, был «мужем пророческим и обладающим божественными дарами во Христе Иисусе» (Житие и подвиги... Герасима Иорданского. С. 14). В «Луге духовном» Иоанна Мосха упоминаются аввы, жившие в Г. И. м. в VI в.: игумены Агиодул, Александр и пресв. Олимпий. Мон-рь был заброшен в XII в. В «Хождении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) говорится только о местонахождении Г. И. м. между мон-рями св. Иоанна Предтечи и Каламон (Дайр-Хаджла, «обитель куропатки»), на расстоянии одной версты от каждого. Иоанн Фока (1185) сообщает, что Г. И. м. был «разрушен до основания течением Иордана», и остались только руины храма, 2 пещеры и столп, на к-ром подвизался затворник груз. происхождения. С кон. XIII в. мон-рем св. Герасима стал именоваться соседний мон-рь Каламон, к-рый был основан в 3-й четв. V в. и укреплен в сер. XII в. Он находится в 6,5 км к юго-востоку от г. Иерихон. Эта обитель была перестроена в 1588 г., разрушена ок. 1734 г., и на ее развалинах в 1882-1885 гг. был возведен новый мон-рь. Монастырские корпуса образуют каре, в центре двора в память о льве старца Герасима сооружен колодец.

http://pravenc.ru/text/164603.html

Бенедикт XVI совершил мессу в родной деревне Папы Льва XIII. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Бенедикт XVI совершил мессу в родной деревне Папы Льва XIII 07.09.2010 09:55 Версия для печати Рим, 7 сентября, Apic/Благовест-инфо. Бенедикт XVI посетил деревню, где родился Папа Лев XIII, и совершил там мессу. Этот визит был приурочен к 200-летию со дня рождения понтифика, жившего на рубеже XIX и XX веков. На папской мессе в селении Карпинето Романо, что в 80 км к юго-востоку от Рима, присутствовало около 5 000 человек. В своей проповеди Бенедикт XVI отметил мудрость Льва XIII и значение его энциклики «Rerum novarum» (1891), посвященной социальным вопросам. По словам понтифика, Льву XIII выпало жить в трудную эпоху воинствующего антиклерикализма. Бенедикт XVI подчеркнул, что его предшественник сочетал готовность ответить на вызовы своего времени с верностью церковной традиции. «При Льве XIII Церковь помолодела и молодой вступила в XX век», - уверен понтифик.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ [Греч. Λων] (VII-VIII вв.), свт. (пам. 20 февр., 19 и 21 февр.; пам. зап. 20 февр.), еп. Катанский. Хронология и источники Свт. Лев Катанский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 416) Свт. Лев Катанский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 416) Для изучения агиографической традиции, посвященной Л., главное значение имеют 3 текста: краткое Житие (BHG, N 981), пространное Житие (BHG, N 981b) и стихотворное Житие (BHG, N 981c; написано не позднее XIII в. греч. пятнадцатисложником). Текст краткого Жития изобилует элементами разговорного языка, пространное Житие риторично, композиционно сбалансировано, содержит античные реминисценции. Точное время жизни Л. неизвестно. Установлено, что Юлиан, еп. Катанский (г. Катана, ныне Катания на о-ве Сицилия, Италия), засвидетельствованный в 680 г., был одним из его предшественников, а Феодор, еп. Катанский, подписавший орос VII Вселенского Собора 787 г., но известный уже в 785 г.,- одним из преемников. В неск. Житиях Л. указываются имена визант. императоров, при к-рых он совершал служение: в тексте BHG, N 981b - Константин IV (668-685) и Юстиниан II Ринотмит (685-695; 705-711), в тексте BHG, N 981c - Лев IV (775-780), сын Константина V (741-775), в текстах BHG, N 981 и 981e - Лев IV и Константин V. Относить служение Л. к сроку правления императоров, названных в 1-м тексте, мешает то, что при этой хронологии между 680 и 685 гг. (смерть Константина IV) должно произойти слишком много событий: смерть Юлиана, еп. Катанского, весь епископат Савина, еп. Катанского (непосредственного предшественника Л. на кафедре), начало бесчинств мага Илиодора (см. ниже) и т. д. Пара Лев и Константин может подразумевать соправительство Льва III и Константина V (720-741), Льва IV и Константина VI (776-780) и теоретически Льва V и его сына Симбатия (Константина) (813-820; см.: Acconcia Longo. 1989. P. 53). Хотя 2 независимые датировки указывают на правление Льва IV, явно неслучайная подстановка Константина (в Житиях не уточняется какого) и Юстиниана II вместо Льва (также без уточнения) и Константина (без уточнения) скорее говорит в пользу того, что служение Л. проходило при иконоборцах Льве III и Константине V; именно из-за приверженности ереси этих императоров они были заменены православными. Впрочем, автору текста BHG, N 981b, так же как и автору стихотворного Жития, могло просто не прийти в голову, что Лев IV формально имел соправителем малолетнего Константина VI, и в этом случае пара Лев и Константин не ассоциируется с гонителями православных Львом III и Константином V.

http://pravenc.ru/text/2463221.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010