Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Лев был родом исавриец. По семье собственно сириец-семит (συρογενης). Родина его — Германикия (Мараш) на границе Киликии и Сирии. По должности он был «восточным главнокомандующим,» т.е. военным губернатором двух провинций Фригии. Он вырос и привык там к понятиям иконоборческим, общепринятым, как среди возникшего в Армении павликианства, так и y наполнявших Фригию монтанистов и новатиан. Лев узурпаторски отнял власть y слабого Феодосия III и сразу оправдал себя спасением Константинополя от грозной осады арабов. Спасительное для империи дело Льва Исавра было выдающимся историческим подвигом. Византия находилась в положении аналогичном последующему грозному моменту перед 1453 г. Если бы Лев не победил сарацин, то уже с 717 г. Константинополь был бы под арабской мусульманской властью, на 700 лет раньше власти турок. С Запада славяне теснили греков. Болгары были уже в Эносе, a арабы обложили Константинополь кругом. Таким образом Византийская империя свелась к одной столице. Лев одолел арабов. После года осады (с августа 717 по август 718 г.) арабы отступили, потеряв до 150 тысяч, и только с жалкими пятью судами вернулись в Сирию. Однако вскоре оправились и опять отобрали y греков Армению, Каппадокию и Вифинию. Но Лев окончательно разбил их во Фригии под Акроиносом. Это произошло уже в 740 г. Эта победа была не случайной. Ее добился Лев путем полной реорганизации старой армии, соединенной с экономическими реформами. Военные нужды побудили Льва быть и религиозным реформатором. В этом аналогия с реформами Петра Великого. Лев поднял дисциплину в армии. Он издал Кодекс законов (так называемый Эклога, Εκλογη) и специальный «Земледельческий закон — Νομος Γεωργικος.» Последний — в защиту свободы земледельцев против кабалы. Вопреки 78-му правилу Трулльского собора Лев издал либеральный закон ο смешанных браках, лишь бы обе стороны были христианами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435374/

Львов. Собор Георгия Победоносца. Собор Святого Юра Собор. Не действует.   Престолы: Георгия Победоносца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1744 и 1772. Архитектор:Бернард Меретин Адрес: Украина, Львов, пл. Св. Юра, 5 Координаты: 49.838744, 24.012831 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В настоящее время - Архикафедральный собор УГКЦ. Строительство было начато в 1744 году по проекту Бернарда Меретина, после смерти которого работами руководил С. Фесингер (до 1764). Отделочные работы закончены в 1772 году. На фасаде находятся скульптуры работы Иоганна Пинзеля; интерьер украсили скульпторы С. Фесингер и М. Филевич, художники Л. Долинский и Ю. Радивиловский. Со времени постройки храм принадлежал униатскому ордену василиан, а в 1816 году здесь разместился грекокатолический архиепископ. В 1946 году собор был передан Русской Православной Церкви; в 1990 году возвращён УГКЦ. Ещё до постройки собора Святого Юра, на заре расцвета христианства на землях Западной Украины, на Святоюрьевской горе жили монахи. На самой вершине, где сейчас возвышается здание собора, находились пещеры отшельников. Одним из таких отшельников был родной брат короля Даниила Галицкого - волынский князь Василько Романович. Со временем на этой горе появился и первый деревянный храм (ок. 1280 г.), выстроенный по совету затворника Василия князем Даниилом Галицким. После захвата Львова польским королём Казимиром III (1340) храм и монастырь были уничтожены. В 1363-1437 гг. на месте разобранного храма решено было воздвигнуть каменный. Известно, что это была трёхапсидная базилика в византийском стиле, построенная по проекту зодчего Доринга. На протяжении веков церковь на святой горе служила яблоком раздора православия и католицизма. К началу 40-х гг. XVIII столетия храм окончательно пришёл в упадок, вынудив местные власти разобрать его в виду аварийного состояния. Однако святое место не долго пустовало - 1 октября 1744 года был заложен первый камень в фундамент греко-католического собора по инициативе митрополита Атанасия Шептицкого (1715-1746). Закончено же строительство собора было уже при митрополите Льве Шептицком. Возведение нового храма велось под руководством архитектора Бернарда Меретина, а после смерти - Мартина Урбанека, которое растянулось на без малого двадцать лет, а отделка внутренних интерьеров и того дольше - до 1780 года. С момента своего сооружения собор святого Юра использовался для служб монахов Василианского ордена, но после восстановления Галицкой униатской митрополии в пределах Австрийской империи в 1807 году в его помещениях обосновался греко-католический епископат, а братья-василиане перебрались в покои Свято-Онуфриевского монастыря, что на улице Жолкевской (теперь Б. Хмельницкого).

http://sobory.ru/article/?object=29365

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла LIBER DIURNUS [Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье. Как правило, L. d. открывается типовыми формулами, к-рые использовались в папских посланиях визант. императору и должностным лицам, королю, патриарху и т. д. Далее помещены образцы документов, связанных с рукоположением епископов в Риме (акты избрания клиром и народом, ходатайства о рукоположении, различные справки, исповедание веры, обязательства перед понтификом); формуляры прошений о разрешении на строительство, восстановление и освящение церквей и баптистериев, перенесение мощей святых (с текстами папских ответов); образцы папских привилегий и распоряжений, связанных с управлением Патримонием св. Петра, в т. ч. о назначении на должности и о передаче в управление мон-рей и благотворительных учреждений. Особый блок документов связан с избранием папы Римского (среди этих текстов - извещения для императора, экзарха, архиепископа и должностных лиц Равеннского экзархата; исповедание веры; окружные послания всем христианам и т. д.). Состав L. d. в рукописях различается (в среднем ок. 100 документов). Вероятно, сборник подвергался правке: менялась последовательность текстов, исключались устаревшие и вносились новые формуляры. Ни одна из сохранившихся редакций не является «сборником формуляров папской канцелярии», но все они состоят из аутентичных рим. документов ( Santifaller. 1976). Трудно установить, когда были созданы отдельные формуляры, включенные в L. d. По мнению В. М. Пайца, первоначальная редакция сборника была составлена в VI в. (это предположение разделял Л. К. Мольберг), а нек-рые формуляры восходят к V в. Т. фон Зиккель пришел к выводу, что самые ранние тексты относятся к понтификату Гонория I (625-638), самые поздние были включены в сборник при Льве III (795-816). Согласно Л. Дюшену , основная часть L. d. была создана после Вселенского VI Собора (680-681), дополнения внесены при папе Адриане I (772-795). Образцом для сборника мог послужить регистр папы Григория I Великого (590-604). Выдержки из L. d. приведены в «Собрании канонов» кард. Деусдедита (завершено в 1087) (Die Kanonessammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. W. von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 233, 331, 602).

http://pravenc.ru/text/2463641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН СИНАДСКИЙ [греч. Κωνσταντνος π τν Συνδων] (IX в.), прп. (пам. 26 дек.), называемый также Константин «из иудеев» ( ξ Ιουδαων). Житие прп. К. С. сохранилось в единственной рукописи - Laurent. IX 14 (нач. XI в.), хранящейся в б-ке Медичи во Флоренции, текст издан И. Делеэ (De S. Constantio quondam Iudaeo, monacho in Bithynia/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. T. 4. P. 627-656; рус. пер.: Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исп. Никиты, игум. Мидикийского/Пер., сост.: Д. Е. Афиногенов. М., 2001. С. 7-96). Из текста следует, что автор писал его при имп. Льве VI Мудром (886-912), а К. С. подвизался при императорах Михаиле III (842-867) и Василии I Македонянине (867-886). Согласно Житию, К. С. род. в г. Синада (Фригия, М. Азия) в евр. семье. Его мирское имя неизвестно; очевидно, что Константин - христ. имя, данное при крещении. Повитуха, принимавшая роды у матери К. С., сообщила, что ребенок будет особенным. В детстве К. С. усердно изучал ВЗ и чувствовал интерес к христианству. Вскоре родители К. С. умерли; во время похорон матери он горячо оплакивал ее. Когда гроб проносили мимо храма мч. Трофима, из церкви вышел сам Трофим, подошел к юноше и утешил его, после чего скорбь рассеялась. Родственники стали убеждать К. С. жениться, но он, понимая, что его ничего не связывает с родным домом, ночью бежал в Никею. По пути он увидел мон-рь, в Житии названный Флувута. К. С. попросил настоятеля о крещении. Настоятель велел принести крест и попросил К. С. поцеловать его. Когда тот исполнил просьбу, крест вдруг опустился на его голову и оставил отпечаток в месте прикосновения. В обители К. С. начал постигать иноческий образ жизни, будучи особо усерден в посте и молитве. Он также шил обувь для братии. После 6 лет пребывания в мон-ре он решил удалиться в пустыню и, с трудом получив разрешение настоятеля, поселился на горе Олимп Вифинский, т. н. «горе монахов», где находилось неск. десятков монастырей. Вскоре после его ухода игумен монастыря Флувута был переведен в К-поль, а новый настоятель, который завидовал добродетелям и славе К. С., велел вернуть его и наказать как беглеца, заковав в кандалы. К. С. принял это испытание с такой кротостью и смирением, что игумен со слезами просил прощения у святого. К. С. остался во Флувуте на неск. лет. Однажды во время молитвы свт. Спиридон Тримифунтский повелел К. С. отправиться на Кипр. В тот же час К. С. вышел из своей кельи, покинул обитель и отправился в путь.

http://pravenc.ru/text/2057104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРИ [итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая , архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82). История Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги , соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Очерки культурной истории Византии Г. Гельцера, профессора Иенского университета Глава I. Василевс и его значение Вне всякого сомнения, восточно – римские императоры в своей совокупности принадлежали к числу наиболее одаренных и выдающихся людей всемирной истории. По древне – римскому обычаю на первом плане стоят блестящие воины, которые занимают освобождающийся престол. По смерти Маркиана (457) только арианская вера помешала алану Аспару вступить на престол. Но, избранный им правитель Лев Фракиец (457–474) был генералом, так же как и его зять Зинон. Юстин I, начальник дворцовой гвардии, основал владычество дома Юстиниана, и по пресечении его династии снова были возведены на престол через усыновление и назначение со стороны своих предшественников дельные военачальники, Тиверий II (578–582) и Маврикий (582–602). Точно также Ираклий в 610 г. достиг власти, как победоносный вождь революционного флота. И в VIII в., когда анархия и дворцовые революции сделались хроническими, государство спас Лев Исавр – лучший военачальник своего времени. Когда грозила опасность со стороны болгар в 813 г. и слабый император Михаил И, велевший игумену студийского монастыря составить план военных действий, проявил полнейшую неспособность, то, по бурному требованию народа и войска, был провозглашен императором генерал армянского происхождения – Лев V, а когда последний был убит, то даже его противник, смещенный им патриарх Никифор, заявил, что империя во Льве, этом враге веры, потеряла мощного правителя государства. К короне мог стремиться каждый, как к награде доблестнейшего, и главные военачальники, следовательно, ближайшие кандидаты на корону, были часто людьми темного происхождения. Один бедный дарданский парень забрел в столицу империи, чтобы попытать счастья в качестве солдата. Это был Юстин I. Василий I был простым конюхом, а Роман Лакапин был простой солдат из фемы Армениак, который привлек к себе внимание Льва VI Философа своей страшной борьбой со львом. Совершенно естественно, что честолюбцы, как и во времена цезарей III и IV вв., еще при жизни монарха разузнавали о личности его заместителя. Оракулы относительно царей играют в эту христианскую эпоху такую же значительную роль, как раньше в языческую; только на место философов или дриад выступали в качестве пророков монахи. Многое из того, что нам передается о подобных оракулах, вымышлено впоследствии. Но много численные государственные процессы и преследования за такого рода попытки проникнуть в будущее показывают, до какой степени оракулы действительно владели умами. Один монах предсказал престол Филиппику Вардану (711–713). Другой встречает трех военачальников и также предсказывает им власть: Лев V Армянин (813–820) становится действительно императором, Михаил II убивает его и наследует ему (820–829), наконец, Фома провозглашает себя императором против Михаила. Без сомнения, такие оракулы действовали решающим образом на фантазию и на поступки этих столь же сильных, сколь грубых и суеверных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

По поводу толков в современном образованном обществе, возбужденных посланием св. Синода о графе Л. Толстом Источник (С приложением письма графини С.А. Толстой к митрополиту Антонию и его ответа). Издание 2-е, исправленное и дополненное Содержание § I § II § III Приложение. Письмо графини С.А. Толстой к Митрополиту Антонию. Ответ Митрополита Антония     Святейший Синод в своем попечении о чадах Православной Церкви, об охранении их от губительного соблазна и о спасении заблуждающихся, имев суждение о графе Льве Толстом и его противоцерковном лжеучении, признал благовременным, в предупреждение нарушения мира церковного, обнародовать нижеследующее послание: „Божией милостью Святейший Всероссийский Синод верным чадам православной кафолической греко-российской Церкви о Господе радуйтесь. Молим вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ( Римл. 16:17 ). Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть её и поколебать в существенных её основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго; но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною во веки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери-Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки, и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной; отрицает Господа Иисуса Христа-Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии; не признает загробной жизни и мздовоздаяния; отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, Святую Евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Свято-Георгиевский кафедральный собор (Львов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Храмы - предшественники [ править править код ] Первый Львовский храм во имя святого Георгия находился на горе, впоследствии названной Святоюрской, еще в княжеские времена. Православная деревянная церковь и оборонный монастырь были построены при князе Льве Даниловиче около 1280 года. На территории первой церкви на Святоюрской горе были захоронены останки князя Ярослава Осмомысла. После уничтожения обоих сооружений польским королём Казимиром III в 1340 году на этом месте была возведен в 1363—1437 годах новый православный храм, каменная трёхапсидная церковь-базилика в византийском стиле. Впоследствии, в 1744—1770 годах на этом месте был сооружен, уже как униатский, собор святого Георгия (Юра) (см.), ставший главным униатским храмом Львова. Строительство храма [ править править код ] Строительством новой церкви святого Георгия во Львове занималась Буковинская консистория Черновицкой епархии, ведавшая во времена владычества здесь Австро-Венгерской империи делами всей Православной Церкви в Галиции. В 1856 году на улице Францисканской (теперь Короленко) ею был куплен значительный земельный участок с двумя домами возле бывшего монастыря францисканцев. В 1895 году был утвержден проект строительства православного храма и церковного дома, исполненный архитектором Густавом Захсом из Вены. Храм предполагалось освятить в честь Святой Троицы, но специальным распоряжением австрийских властей было предписано переименовать его в церковь святого Георгия; это было сделано с тем, чтобы не напоминать о временах, когда во Львове был православный храм Святой Троицы и чтобы подчеркнуть низкий статус православного храма по сравнению с греко-католическим собором святого Юра (святого Георгия). 1 сентября 1897 был положен краеугольный камень под храм и начато его строительство. В этом же году был организован строительный комитет, в который вошли Михаил Грушевский, профессор Львовского университета, известный украинский историк и Осип Мончаловский, известный галицко-русский журналист. Строительство от закладки фундамента до его полного завершения вёл архитектор Винсент Равский.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

«Таким образом, захватив царскую власть, этот дерзкий фракиец, т. е. Лев, совершенно прикрывавший себя покровом лицемерия... в начале своей тирании, не скажу царствования, притворяется благочестивым» 171 . Так биограф Феодора пишет относительно первых шагов Льва на императорском престоле. Что же значить это? Без сомнения тираном он называет Льва, имея в виду жестокости императора по отношению к иконопочитателям, проявленные им уже после первых лет царствования. Далее биограф заподазривает Льва в притворстве, в лицемерии. Император прикидывается благочестивым. Мы готовы снять с императора Льва это обвинение в притворстве. Император искренне был набожен. Он часто посещал богослужения и любил даже принимать участие в пении. И по вопросу об иконопочитании Лев в начале вовсе не был врагом икон. Не притворяясь совсем, он и не поднял бы быть может вопроса о почитании их. Но обстоятельства сложились иначе. Лев с первых дней царствования своего счастливо повел войну против болгар. Князь болгарский Крум отступил от Константинополя. Византийцы ликовали и прославляли нового императора. Войско, конечно, с гордостью выставляло свои заслуги пред отечеством и императором. Да и Лев не находил причин отрицать заслуг воинов. Как избранник их, император естественно сблизился с ними. Даже более, он подпал под влияние воинов. Последние стали указывать Льву Армянину на примеры предшественников его. Государственные дела, говорили они, лучше шли при Льве III и Константине V, чем при Ирине и Михаиле. Чем же объясняли они это? К сожалению, указывали они на то, что не имело прямого отношения к государственному благосостоянию. Государство более благоденствовало при иконоборцах. След., заключали они, иконоборчество и есть причина государственного благополучия. С отвержением почитаний икон тесно связывалось тогда известное отношение к церкви и по другим вопросам. Императорская власть будет вторгаться в дела церкви. Далее, влиятельные члены ее, иноки, по меньшей мере должны быть оттеснены от всякого участия в делах не только гражданских, но и церковных. Повторяются уже опять старые толки о бесполезности иночества, о секуляризации монастырских имуществ. Словом, в иконоборческих кружках развиваются старые, уже пережитые византийцами, идеи. Правда, часть их была осуждена голосом вселенской Церкви. Нельзя уже ведь было забыть этого. Но иконоборцы готовы были противопоставить истинному вселенскому собору собор 754 года, иконоборческий, объявленный в свое время императором Константином V седьмым вселенским. Таким образом и с этой стороны благоприятный для иконоборцев прецедент нашелся. Можно было перейти от рассуждений и к делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010