Двадцать восьмой день. Поуч. 1-ое. Преп Иларион Новый (игумен Пеликитского монастыря). (Не должно привязываться к миру). I. Еще в юности возложив крест на рамена свои, преподобный Иларион, память коего совершается ныне, отрешился от всех сладостей мира и, предавшись иноческим трудам, скоро превзошел всех строгою жизнью и добродетелями. Впоследствии он был посвящен в сан пресвитера и игумена Пеликитской обители в Малой Азии, близ Геллеспонта. В царствование императора Константина Копронима преподобный Иларион потерпел гонение за почитание икон (и скончался около 754 г.). Он называется новым – в отличие от Илариона Далматского, также исповедника, потерпевшего гонение при Льве Армянине. Между письменными наставлениями Илариона сохранилось известным послание его, озаглавленное: «к старейшему брату моему и рабу Христову, аз убогий и мний Иларион, малейший разумом и неключимый ни в коем же деле блазе: все, отрекшиеся мира сего, приемше иноческий образ и вземше на рамо крест Христов, нарекшеся преемниками апостолам! Возлюбим нравы тех, которых образ носим, последуем тем, которых учениками нарицаемся, возненавидим земное, по примеру отцев наших. Приидите, вопросим самовидца и слугу Слова Божия, любимого ученика Христова, возлегшего на перси Господни и почерпшего тамо мудрость; приидите, мятущиеся среди земных вещей, приидите, двоедушные, не отвергшиеся мира и присвояющие жизнь вечную; приидите, вопросим св. Иоанна девственника, и он возвестит полезное. Глаголи нам, глаголи, Иоанне Богослове, что сотворим, да спасемся? Хочется нам Царствия небеснаго: но правда ли, что хощем? не видно; мы увлекаемся любовию к миру; любим золото, собираем имение, любим дома светлые, любим славу, честь, красоту: и это очевидно для каждаго. Поведай же нам истину, апостоле, разбери спор наш, примири нас, да будем единомысленны; богатые между нами иноки укоряют нищих, нищие осуждают богатых. Отвечай нам, красота апостолов, Иоанне, отвечай нам, громогласные уста. И вот возглашает он: аз, яко слышах и видех у Самого Слова Божия, тако же и проповедаю: не любите мира, ни яже в мире; аще бо кто любит мир сей, несть любви Отчей в нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Рецидив иконоборчества История Европы дохристианской и христианской 18.02.2021 702 Время на чтение 11 минут Источник: Православие.Ru Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Религиозные метаморфозы в Хазарском каганате Начало иконоборческой смуты Трулльский Собор VI Вселенский Собор Канун VI Вселенского Собора Император Лев V Император Лев V (813–820) вошел в историю как правитель, возобновивший гонения на иконы. Не столько его собственные богословские взгляды, сколько соображения политического характера подтолкнули его к радикальному пересмотру религиозной политики. Как и соименный ему основатель Исаврийской династии, он был выходцем из азиатского востока империи, где массовая приверженность иконоборчеству не угасла сразу после VII Вселенского Собора. В среде армянской и сирийской военной аристократии, к которой он принадлежал, как, впрочем, и в самой армии, в основном комплектовавшейся в азиатских провинциях, хранилась благоговейная память о выдающихся полководцах-иконоборцах Льве Исавре и его сыне Константине; опорой иконопочитания были по преимуществу жители Эллады, Архипелага, Константинополя и его окрестностей, а также сохранившихся еще владений империи на Западе, но присутствие выходцев из этих регионов в войсках было незначительным. Был ли Лев Армянин тайным иконоборцем до восшествия на престол или поменял свои религиозные убеждения уже на престоле, доподлинно неизвестно. По версии «Продолжателя Феофана», Льва склонил к борьбе с почитанием икон один из насельников монастыря в Филомилии. Лев направил в этот монастырь своего посланца с подарками в благодарность прозорливому старцу за сбывшееся предсказание ему царской власти во время мятежа Вардана. Но оказалось, что к тому времени этот старец преставился, а в его доме «под видом благочестия водворился некий мерзкий и завистливый демон» по имени Симватий. И тот «выбранил царского вестника, осыпал поношениями царя… и к тому же просил, ничего не тая, передать, что-де недолго» ему «царствовать в идолопочитании… и в уповании на образы, коим поклоняются эта тигрица и вакханка (святая Феодора. – прот. В.Ц.), а также Таракс (так в связи с божественными иконами именовал распущенным своим языком царственную Ирину и святого Тарасия» .

http://ruskline.ru/opp/2021/02/18/recidi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЧУДОТВОРЕЦ (кон. VIII - нач. IX в.), прп. (пам. 4 дек.), еп. Поливотский. Единственным источником сведений об И. Ч. является краткое Житие, помещенное в ряде визант. Синаксарей,- К-польской ц., кон. X в., Laurent. San Marco. 787, 1050 г. и др. В его основе может лежать утраченное пространное Житие этого святого. Согласно синаксарному Житию, И. Ч. с детства стремился к праведной жизни, избегал игр и веселья, проводя дни в посте и молитве. Видя его усердие и подвиги, патриарх рукоположил И. Ч. во диакона, а затем во иерея. Через некоторое время он получил должность скевофилакса (вероятно, в Софии Святом соборе в Константинополе ), а затем был рукоположен во епископа г. Поливот (ныне Болвадин, Турция). После возобновления иконоборческих гонений при имп. Льве V Армянине (813-820) И. Ч. отправился в К-поль, чтобы обличить императора в нечестии. Вернувшись, он наставлял христиан, чтобы они были готовы пролить кровь за веру. Вскоре после поездки в столицу И. Ч. скончался. Около его мощей совершалось множество чудес. Когда напавшие на Византию арабы, взяв Аморий (ныне Хираскёй) в авг. 838 г., захватили и Поливот, они разорили церковь и хотели сжечь мощи И. Ч., но те остались невредимыми. При этом кто-то ослеп, у других отсохли руки или искривилась шея. Раскаявшись, арабы стали просить у святого помиловать их. Они отпустили всех ранее взятых в плен христиан и получили исцеление. Мощи святого оставались нетленными в течение долгого времени, и в день Пятидесятницы, престольного праздника кафедрального собора Поливота, тело И. Ч. доставали из раки, облачали в епископские одежды и водружали на епископский трон, где оно и находилось во время совершения литургии. От мощей получало исцеление множество бесноватых. Впосл. мощи были перевезены в г. Мосинополь во Фракии. Помимо 4 дек. память И. Ч. встречается под 13 февр. в Минологии имп. Василия II кон. Х - нач. XI в. (PG. 117. Col. 312).

http://pravenc.ru/text/471555.html

Окружное послание преподобного Навкратия о кончине преподобного Феодора Студита Перевод и комментарии Диакон Владимир Василик Вниманию читателей предлагается не переводившийся ранее текст окружного послания прп. Навкратия о кончине прп. Феодора Студита . К сожалению, нам известно о нем немногое . прп. Навкратий поступил в Студийский монастырь вероятно еще годы игуменства Платона Студита. Во времена прп. Феодора Студита был экономом Студийского монастыря и входил в ближний круг его учеников. Сохранилось много писем св. Феодора св. Навкратию, где игумен хвалит ученика за усердие, духовные подвиги и терпение скорбей . После событий 815 г., когда прп. Феодор Студит вместе со св. патриархом Никифором выступил против иконоборческой политики Льва Армянина , прп. Навкратий вместе с другими монахами был вынужден покинуть монастырь. Навкратия, как и многих известных монахов и игуменов, при Льве Армянине вызывали на диспут с Иоанном Грамматиком, но св. Навкратий сумел противостоять «великому софисту» и не поддался на его хитрости, за что претерпел гонения. После освобождения прп. Феодора Студита из ссылки в 821 г. неотлучно находился при нем и был свидетелем его кончины. После кончины св. Феодора Навкратий был избран игуменом Студийским. После Торжества Православия в 843 г. студиты вернулись в свой монастырь, и св. Навкратий много потрудился, чтобы восстановить прежний порядок монастырской жизни. Во время игуменства св. Навкратия, в 845–846 гг. произошел серьезный конфликт между студитами и св. патриархом Мефодием. Во-первых, патриарх Мефодий не признал полномочия прп. Навкратия как Студийского игумена, на том основании, что у него не было соответствующей письма от патриарха Никифора. Во, вторых, стремясь утвердить авторитет высшей церковной власти, он потребовал не только уничтожить все писания прп. Феодора Студита против прелюбодейного брака императора Константина VI и вынужденного попустительства ему со стороны св. патриарха Тарасия и Никифора, но и предать их анафеме. Студиты во главе с прп. Навкратием отказались это сделать и тогда патриарх Мефодий отлучил их от Церкви как схизматиков и предал анафеме. Столь жесткий конфликт мог привести к непредсказуемым последствиям, если бы св. Мефодий не умер от водянки 14 июля 847 г. Новый патриарх, св. Игнатий немедленно снял со студитов все прещения, и церковный мир был восстановлен. Однако, прп. Навкратий недолго радовался этому событию, поскольку он вскоре скончался в 848 г. День его смерти — 18 апреля стал днем его памяти

http://pravoslavie.ru/57666.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Хроника Иоанна Зонары Хроника Иоанна Зонары – византийская хроника, содержащая описание всемирной истории от сотворения мира до восшествия на престол императора Uoahha II Комнина. Создана она, как полагают, около 1117 г. Греческий текст издавался неоднократно (см., например: Ioanis Zonarae epitome historiarum/Ed. L. Dindorfius. Lipsiae, 1871). Славянский перевод Х. Зонары был осуществлен в Болгарии – по предположению П. О. Потапова, около 1170 г. Известно несколько списков полного перевода: 1) список XV в., находящийся в Патриаршей библиотеке в Белграде; прежде он принадлежал библиотеке в Карловаце (о нем см. в публикации: Письма Шафарика к Бодянскому//ЧОИДР. 1896, Кн. 2. С. 82); 2) список XV–XVI вв., хранящийся в Венской библиотеке (cod. slav., N 126); список подробно описан в работе Вейнгарта (Byzantské kroniky... С. 89–103; см. также: Яцимирский А. И. Описание южнославянских и русских рукописей заграничных библиотек. Пг., 1921. Т. 1. С. 174–176); 3) список XVI в. БАН, 24.4.34; частично (л. 354 об.–442 об.) издан А. Якобе; 4) список библиотеки Хиландарского монастыря, 332 (по Богдановичу – 433), 1520–1530 гг. (см.: Богданови Д. Каталог ирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 166); 5) список XVII в. ГБЛ, собр. Ундольского, 1191; 6) список XV или XVI в. Музея сербской православной церкви в Белграде, 42; прежде он находился в монастыре Крушедол (см. о нем: Петкови С. Опис рукописа манастира Крушедола. Сремски Карловица, 1914. 81; Mosin V. Izvještaj o naunom putovanju u Srijemsku Mitrovicu-Beograd-Pe-Deane-Cavtat-Dubrovnik 1953 godine//Ljetopis Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1955. Kn. 60. S. 221); 7) сокращенная переделка Х. Зонары из Зографского монастыря, описанная в статье П. Лаврова и книге М. Вейнгарта (Byzantské kroniky... С. 139–148). Неизвестна судьба списка XV в., описанного и частично изданного В. Качановским. Славянский перевод далеко не адекватен оригиналу. Без существенных сокращений сохранено повествование о библейской истории и истории восточных монархий (в списке БАН эта часть занимает л. 1–161 об.), об Александре Македонском (л. 161–177), о его преемниках и истории Иудеи вплоть до разрушения Иерусалима Титом (л. 171–268), об истории Рима от прибытия Энея в Италию и до убийства Юлия Цезаря (л. 268–314 об.). В дальнейшем в тексте опущен ряд фрагментов. После описания гибели Цезаря непосредственно следует рассказ об императорах от Веспасиана до Максимиана (л. 330–354 об.), затем воспроизводятся статьи об императоре Константине Великом (354 об.–363), о византийских императорах от Феодосия I до Маркиана (л. 363–379), об Анастасии (л. 379–383), Маврикии (л. 383–388 об.), Ирине и Константине VI (л. 388 об.–395), об императорах от Феофила до Льва VI (л. 395–436), о Василии II и Константине VIII (л. 436–447). Затем, в нарушение хронологии, во всех списках следует повествование об императоре Льве V Армянине.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Очерки культурной истории Византии Г. Гельцера, профессора Иенского университета Глава I. Василевс и его значение Вне всякого сомнения, восточно – римские императоры в своей совокупности принадлежали к числу наиболее одаренных и выдающихся людей всемирной истории. По древне – римскому обычаю на первом плане стоят блестящие воины, которые занимают освобождающийся престол. По смерти Маркиана (457) только арианская вера помешала алану Аспару вступить на престол. Но, избранный им правитель Лев Фракиец (457–474) был генералом, так же как и его зять Зинон. Юстин I, начальник дворцовой гвардии, основал владычество дома Юстиниана, и по пресечении его династии снова были возведены на престол через усыновление и назначение со стороны своих предшественников дельные военачальники, Тиверий II (578–582) и Маврикий (582–602). Точно также Ираклий в 610 г. достиг власти, как победоносный вождь революционного флота. И в VIII в., когда анархия и дворцовые революции сделались хроническими, государство спас Лев Исавр – лучший военачальник своего времени. Когда грозила опасность со стороны болгар в 813 г. и слабый император Михаил И, велевший игумену студийского монастыря составить план военных действий, проявил полнейшую неспособность, то, по бурному требованию народа и войска, был провозглашен императором генерал армянского происхождения – Лев V, а когда последний был убит, то даже его противник, смещенный им патриарх Никифор, заявил, что империя во Льве, этом враге веры, потеряла мощного правителя государства. К короне мог стремиться каждый, как к награде доблестнейшего, и главные военачальники, следовательно, ближайшие кандидаты на корону, были часто людьми темного происхождения. Один бедный дарданский парень забрел в столицу империи, чтобы попытать счастья в качестве солдата. Это был Юстин I. Василий I был простым конюхом, а Роман Лакапин был простой солдат из фемы Армениак, который привлек к себе внимание Льва VI Философа своей страшной борьбой со львом. Совершенно естественно, что честолюбцы, как и во времена цезарей III и IV вв., еще при жизни монарха разузнавали о личности его заместителя. Оракулы относительно царей играют в эту христианскую эпоху такую же значительную роль, как раньше в языческую; только на место философов или дриад выступали в качестве пророков монахи. Многое из того, что нам передается о подобных оракулах, вымышлено впоследствии. Но много численные государственные процессы и преследования за такого рода попытки проникнуть в будущее показывают, до какой степени оракулы действительно владели умами. Один монах предсказал престол Филиппику Вардану (711–713). Другой встречает трех военачальников и также предсказывает им власть: Лев V Армянин (813–820) становится действительно императором, Михаил II убивает его и наследует ему (820–829), наконец, Фома провозглашает себя императором против Михаила. Без сомнения, такие оракулы действовали решающим образом на фантазию и на поступки этих столь же сильных, сколь грубых и суеверных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине Источник Предисловие Св. Григорий родился в Иринополе, городе Исаврийского Декаполя, 1 – и жил при Льве Армянине. Сведения о нем находим у константинопольского дьяка Иоанна, составителя жизни святого Иосифа песнописца. Он имел учениками своими – знаменитого Иосифа и некоего Иоанна. Первого он послал в Рим к Папе с известием о бедственном положении некоторых церквей под владычеством иконоборцев. Обходя страны и города, св. Григорий совершил много чудес в Сиракузах, Фессалонике, Византии, Риме и др. Обойдя почти всю западную страну, он возвратился в Константинополь. Между тем Иосиф, которого он посылал в Рим, взят был в плен и отправлен в Крит, где оставался до смерти Льва, умерщвленного в ночь на Рождество Христово в 820 года. Прибыв в Константинополь, Иосиф не застал уже в живых Григория, который, придя в Византию, чтобы поселить заключенного за иконы Симеона и повидав его, спустя немного дней передал Богу дух свой. – Память его чтиться у нас 20 ноября. Мощи св. Григория и ученика его Иоанна, были положены Иосифом песнописцем в одной пустынной обители. В рукописях известно жизнеописание Григория Декаполита , составленное в IX веке никейским митрополитом Игнатием. 2 В греческой пергаментной Четьи – Минеи 3 XI – го века за месяц Ноябрь под 20 числом содержится: «Историческое сказание» с изображением св. Григория, который «написан в одежде преподобнической», т.е. в черной короткой мантии с обычным параманом и желтом хитоне, не покрытый, с распростертыми руками; курчавые темно – цветные волосы закрывают чело его у бровей: таковы они и в бороде; лице его приятно, но желтокрасновато» 4 . В греческом Прологе XIII века Московской Синодальной библиотеке помещено краткое жизнеописание Григория Декаполита . Доселе неизвестное житье 5 св. Григория помещено в книге «Новый рай» изданное монахом Агапием на новогреческом языке в Венеции в 1861 году. На русский язык житие сие переведено недавно доктором богословия, архиепископом Владимирским, Сергием. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

«Таким образом, захватив царскую власть, этот дерзкий фракиец, т. е. Лев, совершенно прикрывавший себя покровом лицемерия... в начале своей тирании, не скажу царствования, притворяется благочестивым» 171 . Так биограф Феодора пишет относительно первых шагов Льва на императорском престоле. Что же значить это? Без сомнения тираном он называет Льва, имея в виду жестокости императора по отношению к иконопочитателям, проявленные им уже после первых лет царствования. Далее биограф заподазривает Льва в притворстве, в лицемерии. Император прикидывается благочестивым. Мы готовы снять с императора Льва это обвинение в притворстве. Император искренне был набожен. Он часто посещал богослужения и любил даже принимать участие в пении. И по вопросу об иконопочитании Лев в начале вовсе не был врагом икон. Не притворяясь совсем, он и не поднял бы быть может вопроса о почитании их. Но обстоятельства сложились иначе. Лев с первых дней царствования своего счастливо повел войну против болгар. Князь болгарский Крум отступил от Константинополя. Византийцы ликовали и прославляли нового императора. Войско, конечно, с гордостью выставляло свои заслуги пред отечеством и императором. Да и Лев не находил причин отрицать заслуг воинов. Как избранник их, император естественно сблизился с ними. Даже более, он подпал под влияние воинов. Последние стали указывать Льву Армянину на примеры предшественников его. Государственные дела, говорили они, лучше шли при Льве III и Константине V, чем при Ирине и Михаиле. Чем же объясняли они это? К сожалению, указывали они на то, что не имело прямого отношения к государственному благосостоянию. Государство более благоденствовало при иконоборцах. След., заключали они, иконоборчество и есть причина государственного благополучия. С отвержением почитаний икон тесно связывалось тогда известное отношение к церкви и по другим вопросам. Императорская власть будет вторгаться в дела церкви. Далее, влиятельные члены ее, иноки, по меньшей мере должны быть оттеснены от всякого участия в делах не только гражданских, но и церковных. Повторяются уже опять старые толки о бесполезности иночества, о секуляризации монастырских имуществ. Словом, в иконоборческих кружках развиваются старые, уже пережитые византийцами, идеи. Правда, часть их была осуждена голосом вселенской Церкви. Нельзя уже ведь было забыть этого. Но иконоборцы готовы были противопоставить истинному вселенскому собору собор 754 года, иконоборческий, объявленный в свое время императором Константином V седьмым вселенским. Таким образом и с этой стороны благоприятный для иконоборцев прецедент нашелся. Можно было перейти от рассуждений и к делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Уроженец Сицилии 3914 , святитель Христов Мефодий в юных летах воспринял иноческий образ, преуспевая в добродетельной жизни. В царствование Льва Армянина 3915 , иконоборца, он занимал при святейшем Никифоре, патриархе Цареградском , должность апокрисиария 3916 . Патриарх Никифор послал святого Мефодия к папе в Рим 3917 с одним поручением, касающимся церковных дел; здесь, в Риме, он намеренно задержался на довольно продолжительное время, потому что нечестивый Лев, свергнув с патриаршего престола святейшего Никифора, возвел на него еретика иконоборца Феодота Мелиссийского, по прозванию Касситера 3918 . По кончине царя Льва и лжепатриарха Феодота святой Мефодий возвратился из Ветхого Рима в Новый 3919 . В сане пресвитера он служил Господу в правде и преподобии, неустанно борясь с иконоборческой ересью, особенно усилившейся в то время: по Льве Армянине на царский престол вступил, тоже еретик иконоборец, Михаил Валвос или Травлос 3920 ; патриархами во дни его были люди неблагочестивые. И великий подвиг взял на себя блаженный Мефодий, препираясь с еретиками и постыжая их. За такую деятельность нечестивый царь томил в муках и темнице святого Мефодия, как сообщает об этом грек Зонара 3921 : он передает, что Михаил Травлос в начале царствования своего показал себя милостивым правителем: многих святых отцов, заточенных Львом Армянином за почитание икон, он освободил от уз и заключения, но затем, по прошествии уже довольно значительного времени, Михаил отменил это, внушенное лицемерием, доброе дело и, не скрывая своего злобного нечестия, воздвиг гонение на православных. С гневом он ополчился на святого Мефодия и на Евфимия, Сардийского епископа, – о многих других, много пострадавших от него, уже не говорим. Евфимия он отправил за почитание икон в изгнание, а святого Мефодия заключил в темнице в Акрите 3922 . Тот же Зонара следующим образом описывает нечестие Михаила Травлоса: он подражал во всем, по его словам, царю Копрониму 3923 ; благоволя иудеям, он приказал поститься в субботу; не веря воскресению мертвых, Михаил осмеивал надежду на блаженную жизнь за гробом; подвергал насмешкам и предсказания святых пророков, утверждал, что бесов не существует и не почитал за грех скверных плотских деяний: почитая Иуду предателя за святого, Михаил думал, что последний будет спасен. Он ненавидел учение книжное и препятствовал родителям отдавать детей в православные школы, чтобы, изучив священное Писание, они не обличили его безумия, но, пребывая невеждами и бескнижными следовали его еретическому заблуждению. Так говорит Зонара. Святой Мефодий мужественно противился зловерному царю, как пастырь мудрый, сведущий в Божественном Писании, православных догматах и преданиях святых отцов; за это он, как исповедник истины, переносил не только узы и темницы, но даже раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Часть 1. Русское духовное присутствие на землях православных восточных церквей IX – начало XX в. Глава I. Русь и византийский мир. IX–XV вв. I. Источники по истории русского присутствия в Византии в X–XV вв. Первостепенное значение для изучения древнейшего периода русско-византийских отношений, понимания места в них византийской столицы – Константинополя имеют греческие источники, современные описываемым событиям. 57 Византийские письменные памятники, с одной стороны, представляют собой самый объемный корпус свидетельств, воспроизводящих непрерывную картину развития восточноевропейского региона средневековья. С другой стороны, эти свидетельства обладают достоинством повествований очевидцев – непосредственных участников исторических событий начальной истории Древнерусского государства и Церкви (Константинопольский патриарх Фотий, император Константин Багрянородный, Лев Диакон, Михаил Пселл и др.). Византийские актовые и нарративные тексты составляют основной фонд сведений о Древней Руси начиная с IX в. Для древнерусского летописания огромное значение имели греческие памятники 1Х-Х вв., легшие в основу славянских переводов и летописных текстов по начальной истории Руси, славян, всего окрестного мира. Это хроники Георгия Амартола (завершена ок. 866/67 г.), Продолжателя Георгия (Логофета) (доведена до 978 г.), Псевдо-Симеона (доведена до 963 г.) и другие хронографические, часто анонимные тексты (например, «О Льве Армянине»). Орел. Византийское шитье на шелке. Ок. XI в. Храм св. Евсевия. Оер. Франция Историография эпохи «византийского энциклопедизма» X в. представлена сочинениями императора Константина Багрянородного (905959 гг.), хроникой Продолжателя Феофана (создана ок. 950 г.), включая «Жизнеописание императора Василия», «Книгами царств» Генесия (середина X в.), «Историей» Льва Диакона (написана в конце X в.). Почти все они, будучи выдающимися памятниками средневековой мысли, содержат обширные, в основном уникальные – при отсутствии других синхронных источников – сведения по истории Руси, ее политическому стройству, церковному строительству, военным кампаниям, просопографии, хозяйственно-экономической жизни, дипломатии и культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010