Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Бельский Иван Иванович; 20.03.1893, С.-Петербург - 31.08.1937, Йошкар-Ола), еп. Бельский и Демидовский. Из семьи протоиерея. В 1917 г. окончил Олонецкую ДС. Служил надзирателем Петрозаводского ДУ. После закрытия уч-ща переехал в Петроград. 16 июля 1919 г. был принят в Александро-Невскую лавру . 23 июля пострижен в монашество с именем Иларион, 26 июля рукоположен во диакона. 18 дек. 1919 г. назначен помощником правителя дел духовного собора лавры. С 5 янв. 1920 г. исполнял обязанности правителя дел. 22 февр. 1920 г. избран помощником секретаря церковноприходского совета храмов лавры, в 1921 - июле 1922 г. И.- секретарь совета. 13 авг. 1920 г. рукоположен во иерея. 8 июля 1921 г. утвержден в должности правителя дел духовного собора лавры. Обучал детей Закону Божию. Учился в Петроградском Богословском ин-те. Был награжден набедренником (1921), наперсным крестом (1922). В июле (по др. данным, в июне) 1922 г. И. был арестован по делу правосл. братств, обвинен в укрывательстве от ГПУ иером. Льва (Егорова) . За недоказанностью обвинения освобожден 21 авг. того же года под подписку о невыезде. 13 сент. дело было прекращено. После признания Александро-Невской лаврой обновленческого Петроградского ЕУ (ПЕУ) с 7 июля 1922 г. перестал исполнять обязанности правителя дел духовного собора, секретаря церковноприходского совета и управдома лавры, официально освобожден от этих должностей 1 сент. 1922 г. 20 нояб. подал рапорт об увольнении за штат «по расстройству здоровья». Духовный собор лавры отклонил рапорт и обратился с ходатайством к ПЕУ откомандировать И. в один из петроградских мон-рей. 11 дек. 1922 г. указом ПЕУ переведен в Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-рь . Не подчинился указу, продолжил служить в незанятых обновленцами храмах Петрограда. В окт. 1923 г., после возвращения Александро-Невской лавры в Патриаршую Церковь, вошел в состав братии. С марта 1924 г. настоятель петроградского храма во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной. В сент. того же года возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/389173.html

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Содержание Предисловие к первому изданию Предисловие ко второму изданию От составителя Часть I. Жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых) Детство и годы учебы Научная и преподавательская деятельность в Академии Монашеский постриг Духовный дневник «В объятиях Отчих» Принятие священного сана Магистерская диссертация Возведение в сан архимандрита Настоятель Яблочинского монастыря Настоятельство в Юрьевом монастыре Архиерейская хиротония и назначение настоятелем Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря 1917 год Начало гонений О патриаршем «местоблюстительстве» и его «заместительстве» Митрополит Петроградский Заместитель Местоблюстителя и дело о выборах Патриарха Декларация митрополита Сергия Политика митрополита Сергия и ее неприятие в Петроградской епархии Горячий декабрь 1927 года – напрасные увещевания и отход от митрополита Сергия Январь 1928 года Ярославская декларация Митрополит Иосиф и иосифлянское движение Гонения на иосифлян Митрополит Иосиф в деле «Всесоюзной организации ИПЦ» В ссылке Последний арест и мученическая кончина Послесловие Михаила Сахарова Часть II Приложение I. Архипастырские документы и письма митрополита Иосифа Письмо митрополита Иосифа инокам Александро-Невской Лавры Обращение ярославских архиереев к митрополиту Сергию (Страгородскому) Резолюция митрополита Иосифа Указ митрополита Иосифа о возведении в сан архиепископа епископа Димитрия Гдовского Письма митрополита Иосифа иерею Николаю Прозорову Письмо-обращение иерея Николая Прозорова к митрополиту Иосифу Письмо митрополита Иосифа петроградскому протоиерею. 1929 год Ответ митрополита Иосифа на письмо архимандрита Льва (Егорова) Письмо митрополита Иосифа духовным чадам Приложение II. «В объятиях Отчих». Дневник инока О внутренней жизни и Богообщении О молитве О плаче и сокрушении Об аскетизме О милостыне О монашестве О Святом Причастии Святых Таин О вере и благочестии О природе О России и русском народе О Церкви Приложение III. Проповеди и назидательные труды иеромонаха, архимандрита, епископа Иосифа (Петровых) Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину) От крупиц Евангельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Вышел февральский номер журнала " Вода живая " января 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Время очищения " , посвященная евангельскому чтению в Неделю о блудном сыне. В номере опубликован некролог митрополиту Владимиру (Котлярову) , ушедшему из жизни 19 января после продолжительной болезни на 93-м году жизни. Темой раздела " Подробно " стал Петроградский процесс 1922 года по делу " о сопротивлении изъятию церковных ценностей " , 100-летие которого отмечается в нынешнем году. Открывает его исторический очерк иерея Владимира Тарасова " Под предлогом голода " , рассказывающий об этих трагических событиях, завершившихся расстрелом по сфабрикованному обвинению четверых новомучеников Русской Православной Церкви: священномучеников митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Материал Татьяны Кириллиной " Состав преступления отсутствует " посвящен одному из фигурантов дела - настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Михаилу Союзову (1869-1922), несправедливо осужденному и умершему в тюремной больнице. В связи со 100-летием Петроградского процесса под руководством настоятеля Князь-Владимирского собора, председателя комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии протоиерея Владимира Сорокина прихожанами были собраны материалы для канонизации пострадавшего от советской власти священника. Дополняет раздел публикация отрывков из книги Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " , посвященной одному из видных деятелей Александро-Невского братства (также разгромленного в ходе Петроградского процесса) митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965), брату настоятеля Феодоровского собора священномученика Льва (Егорова) . Письма владыки, отрывки из которых приведены в журнале, датируются 1922 годом. Темой раздела " Образы и смыслы " стали богословские взгляды великого русского писателя Федора Достоевского, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. В материале " Вера Достоевского и топор Раскольникова " Тимур Сунайт беседует с доктором философских наук Игорем Евлампиевым, долгое время занимающимся проблемой " Достоевский и христианство " . Дополняет раздел философское эссе Тимура Щукина " Богословие вредного производства " , посвященное осмыслению популярного психологического термина " токсичность " с точки зрения святоотеческого учения. Это второй текст цикла, начатого в предыдущем номере (см. 1 " Воды живой " за 2022 год, с. 14-17).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 28 дек. 2011 г. в адм. границах Новгородской области . Включает Новгородскую и Старорусскую епархию , Боровичскую и Пестовскую епархию. Правящий архиерей со дня образования Н. м.- митр. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий; до 8 янв. 2012 архиепископ). Центр митрополии - Вел. Новгород. К июню 2018 г. в Н. м. насчитывалось 8 мон-рей (5 мужских и 3 женских), действовало 197 храмов, в клире состояло 114 священников и 27 диаконов. Духовное образование и просвещение, издательская деятельность К июню 2018 г. на территории Н. м. действовали Новгородское ДУ (находилось в стадии перерегистрации в Епархиальный центр подготовки церковных специалистов), правосл. школа 20 им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Новгороде, 46 воскресных школ для детей и 28 воскресных школ для взрослых. В Новгородской епархии с 1997 г. издается ежеквартальный ж. «София» (с 1992 выходил как газета). В Боровичской епархии с 2017 г. издается ежемесячная газ. «Боровичский епархиальный вестник» (с янв. 2014 выходила как ежеквартальный журнал). Мн. приходы выпускают газеты и информационные листки. Особо почитаемые святые и святыни Собор Новгородских святых был установлен ок. 1831 г. (день празднования неизв.); совр. празднование - в 3-ю неделю по Пятидесятнице (с 1981). В составе Собора более 150 подвижников. В 2011 г. Новгородский архиеп. Лев (Церпицкий) возобновил местное празднование Собору Новгородских святителей и князей (4 окт.), установленное в 1439 г. Новгородским архиеп. свт. Евфимием II Вяжицким. С новгородскими землями связана жизнь новомучеников и исповедников: митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), архиепископов священномучеников Андроника (Никольского), Петра (Зверева), Тихона (Никанорова), епископов священномучеников Варсонофия (Лебедева), Иоасафа (Жевахова), Ионы (Лазарева), Онисима(Пылаева), Пимена (Белоликова), преподобномучеников архим. Льва(Егорова), игум. Леонида (Молчанова), иером. Гавриила (Владимирова), протоиереев священномучеников Алексия Ставровского, Викторина Добронравова, Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского, Иоанна Иванова, Иосифа Орнатского, Михаила Борисова, Петра Соколова, священников священномучеников Александра Соколова, Василия Богоявленского, Василия Канделяброва, Владимира Дмитриевского, Николая Дворицкого, Николая Покровского, игумений преподобномучениц Иоанникии (Кожевниковой) и Серафимы (Сулимовой), мучеников Александра Медема, Анатолия Барашкова, Виктора Матвеева, Михаила Трубникова, Николая Бурлакова, Филиппа Марышева, мучениц Екатерины Арской, Киры Оболенской и др.

http://pravenc.ru/text/2577769.html

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии» 15 марта 2016 г. 18:25 40-й том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «Л». Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии. Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

Архив Пн В Санкт-Петербурге открылась выставка «Русская Голгофа», посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских 11 февраля 2024 г. 18:50 9 февраля 2024 года в верхнем храме Феодоровского собора г. Санкт-Петербурга открылась выставка «Русская Голгофа». Экспозиция организована храмом Новомучеников и исповедников Российских в Бутове (Московская область) совместно с коллективом историков из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов страны при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта, посвященного подвигу новомучеников и исповедников. На выставке представлена информация о ключевых событиях в истории Русской Церкви в 1922-1925 годах, связанных прежде всего с кампанией по изъятию церковных ценностей и обновленческим расколом, а также героическим сопротивлением духовенства и мирян действиям большевиков. Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин отметил, что этот храм, как и многие другие, имеет прямое отношение к теме новомучеников. «В нижнем храме слева от алтаря находится икона преподобномученика архимандрита Льва (Егорова), последнего настоятеля этого храма перед его закрытием в 1932 году. Он был расстрелян в 1937 и канонизирован в 2003 году. Там же, в нижнем храме, находится икона новомучениц Киры Оболенской и Екатерины Арской, которые имели отношение и к этому храму, и к храму иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной. В верхнем храме находится икона Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Есть еще одна икона, которая имеет прямое отношение к выставке, — священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Она написана студенткой иконописного отделения одного московского церковного института и подарена нашему храму 15 лет назад. Кстати, владыка Вениамин освящал нижний храм Феодоровского собора в 1913 году», — рассказал протоиерей Александр Сорокин. По словам директора Мемориального центра «Бутово» Игоря Гарькавого, подвиги новомучеников совершались в катастрофическое для страны время. « " Катастрофа " в переводе с греческого означает разрыв. Этот разрыв, во многом сознательно совершаемый теми, кто осуществлял гонения на Церковь, был рассчитан на то, чтобы была разорвана связь между людьми, Церковью, обществом и государством — всеми элементами, на которых основана русская культура и российская цивилизация, — отметл И. Гарькавый. — Преодоление этого разрыва — сложный и мучительный процесс, который далеко не завершен. Но на этом пути есть этапы, усилия и средства, которые мы применяем, чтобы преодолеть беспамятство. И одно из важнейших деланий — это создание музейных экспозиций. Музей — место, где прошлое живет в настоящем. В нашей Церкви до сих пор нет музея, который бы объял историю Русской Православной Церкви, нет общероссийского музея, посвященного памяти новомучеников и исповедников. Это сподвигло храм в Бутове иниицировать создание общероссийского музейно-мемориального центра на Бутовском полигоне».

http://patriarchia.ru/db/text/6102151.ht...

Архив Пн В Санкт-Петербурге открылась конференция «Православные братства в истории России» 2 февраля 2018 г. 11:42 1 февраля 2018 года в просветительском центре новомученика архимандрита Льва (Егорова) при Феодоровском соборе Санкт-Петербурга открылась конференция «Православные братства в истории России: к столетию воззвания Патриарха Тихона об образовании духовных союзов». Мероприятие приурочено к столетию публикации послания Святейшего Патриарха Тихона о вступлении на первосвятительский престол от 18 (31 по н. ст.) декабря 1917 года и послания новоизбранного Патриарха «об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной» от 19 января (1 февраля по н. ст.) 1918 года. Приветствуя собравшихся, настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин отметил, что просветительский центр находится в воссозданном доме причта: «Здесь в первой половине XX века собирались члены Александро-Невского братства. Мы со вниманием изучаем события столетней давности… Эти события стоит соотнести с тем, что происходит сегодня, извлечь уроки из истории». «Мы отдаем дань памяти тем, кто возвысил голос христианского свидетельства в те годы, и надеемся, что наше историческое исследование послужит с большей силой воспринять то начало Церкви, о котором Христос сказал: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой " (Ин.13:35)», — отметил проректор Свято-Филаретовского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак. Он также напомнил, что Патриарх Тихон обратился прежде всего к архипастырям и пастырям, призванным возглавлять Церковь, явить изначальную суть церковной жизни, силу Христовой любви, когда этому препятствовала общественная жизнь. Далее были оглашены приветствия участникам конференции председателя Александро-Невского братства епископа Кронштадтского Назария , митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона , митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха . Пленарное заседание открылось докладом профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова «Церковная политика Патриарха Тихона в 1918 году», подчеркнувшего, что избрание по жребию Патриарха Тихона стало промыслительным. Выступавший также напомнил о постановлении Поместного Собора, в котором указано, что первоиерарх должен иметь нравственный авторитет, однако ограниченные канонические полномочия.

http://patriarchia.ru/db/text/5140505.ht...

В Новокузнецке состоялся XII Сибирский молодежный форум «Сретенские встречи» 12 апреля 2022 г. 10:37 С 8 по 10 апреля 2022 года в выставочном комплексе «Кузбасская ярмарка» города Новокузнецка прошел XII Сибирский молодежный форум «Сретенские встречи». 8 апреля была организована конференция, посвященная главной теме форума в этом году: «Подвиг новомучеников и исповедников Российских как явление христианской культуры». Участники обсудили несколько аспектов: новомученики XX века — узники кузбасских отделений Сиблага; события духовного пути преподобномученика архимандрита Льва (Егорова), отбывавшего срок заключения в кузбасских отделениях Сиблага; священномученик епископ Красноярский Амфилохий (Скворцов) во время заключения в Новокузнецке и Осиновском отделении Сиблага; священномученик архиепископ Серафим (Самойлович) и дело, сфабрикованное на него в Сусловском отделении Сиблага. Второй день форума был посвящен практическим вопросам организации молодежной работы. Участники посетили тренинг бизнес-тренера, мотивационного спикера И.Д. Артемьевой по технологии общения и командообразования с учетом специфики молодежного служения, а также разобрали, какие навыки необходимы православному лидеру. Во второй половине дня стартовала секция по волонтерской деятельности: ребята из г. Междуреченска поделились своим опытом организации регулярной добровольческой работы в городе и привлечения волонтеров. Заключительный день начался с Божественной литургии в соборе Рождества Христова, которую совершили архиереи Кузбасской митрополии   митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир и епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий . Участники форума посетили богослужение и причастились Святых Христовых Таин. После Литургии в актовом зале Кузбасской православной духовной семинарии состоялось заседание форума с участием правящих архиереев Кузбасса. Митрополит Аристарх приветствовал присутствующих и представил доклад, посвященный 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при осквернении и изъятии храмовых святынь. После выступления митрополита представители молодежи смогли задать интересующие их вопросы епископам и получить на них ответы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. О развитии центра шла речь сегодня, 29 августа, на заседании Общественного совета по восстановлению Феодоровского собора.Как уже сообщала «Вода живая», участие во встрече приняли первый настоятель прихода Феодоровской иконы Божией Матери, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии протоиерей Владимир Сорокин, нынешний настоятель храма протоиерей Александр Сорокин, председатель Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, глава муниципального образования «Лиговка-Ямская» Константин Ковалев, президент Центра социально-консервативной политики Северо-Запад Игорь Шувалов, координатор программы «Историческая память» партии «Единая Россия» по Северо-Западу Игорь Егоров, петербургские предприниматели и представители прихода.   По мнению настоятеля прихода, отца Александра, развитие просветительского центра ничуть не менее важно, чем восстановление архитектурного ансамбля собора. Он напомнил собравшимся, что до своего закрытия в 1932 году храм Феодоровской иконы Божией Матери был одним из крупнейших центров духовного образования и просвещения в нашем городе. Под руководством настоятеля храма, председателя Александро-Невского братства святого новомученика архимандрита Льва (Егорова) при храме действовали многочисленные кружки, молодежные и библейские группы.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-08-29/9...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010