Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ (Лутовинов Александр; † 8.07.1905, Тифлис), архим., глава 17-й Пекинской духовной миссии , китаист. Род. в дворянской семье в Курской губ. По окончании 1-й московской гимназии 2 года слушал лекции в Московском ун-те. В 1862 г. поступил послушником в Коренную пуст. Курской епархии, в 1871 г. переведен в курский в честь иконы Божией Матери «Знамение» муж. мон-рь , где в 1872 г. принял постриг. В 1875 г. перешел в Балаклавский муж. мон-рь Таврической епархии. В 1878 г. в С.-Петербурге был награжден золотым наперсным крестом за служение в доме великой княгини Эдинбургской. Определением Святейшего Синода от 7 окт. 1883 г. А., в то время иером. в Александро-Невской лавре , был назначен начальником Пекинской духовной миссии с возведением в сан архимандрита. Находился на этом посту ок. 13 лет, активно занимаясь миссионерской деятельностью. Весной 1891 г. А. отправился в Ханькоу для встречи наследника рус. престола - цесаревича вел. кн. Николая Александровича (буд. св. мч. имп. Николая II ) и из его рук получил наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. По окончании заграничной службы А. был назначен настоятелем миссионерского московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и внештатным членом Московской духовной консистории. А. приветствовал телеграммой создание во Владивостоке Восточного ин-та в день его торжественного открытия 21 окт. 1899 г. В 1883 г. в петербургской типографии Вольфа вышел в свет 1-й том богословского труда А. «Пути Промысла в развитии Вселенной». Им же подготовлено учебное пособие для изучения кит. языка. С апр. 1902 г. А. состоял членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы, одновременно являясь экономом дома экзарха. Соч.: Из истории христианства в Китае. Период 1-й: С начала христианской эры до падения Юаньской династии в 1369 г.//ПС. 1898. 11-14; Начатки грамматики китайского разговорного языка. СПб., 1898; Седмица крестных страданий Иисуса Христа, Воскресение, Вознесение Его и судьбы мира//Духовный вестн. Грузинского экзархата. Приб. 1904. 9 (1 мая). Лит.: Краткая история Русской православной миссии в Китае, составленная по случаю исполнявшегося в 1913 г. двухсотлетнего юбилея ее существования. Пекин, 1916. С. 176-183; Самойлов Н. А. Пекинская духовная миссия во 2-й пол. XIX в.//Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. СПб., 1993. С. 47-54. А. Н. Хохлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии |
Старшая дочь Императора Петра I Великого и Императрицы Екатерины I Анна, родившаяся в 1708 г., была с 1725 г. в замужестве с Карлом Фридрихом, герцогом Голштин-Готторпским. Император Петр III (1728–1762) был их сыном. Герцогиня Анна Петровна, проживая в Голштинии, посещала г. Киль, входивший тогда в состав датских владений. В Киле имелась придворная церковь во имя св. великомученицы Варвары. Скончалась Великая Княгиня в 1728 г. в Киле. Богослужения в храме совершались до 1799 г. Указом Императора Павла I храм был упразднен, церковные принадлежности отправлены были Великой Княгине Елене Павловне, принцессе Мекленбург- Шверинской. Императрица Мария Феодоровна, супруга Императора Александра III, была дочерью Датского короля Христиана IX. 29 августа 1883 г. в присутствии Государя, Государыни, Наследника Цесаревича Николая Александровича, Великих Князей Георгия и Михаила, Великой Княжны Ксении Александровны, короля Христиана IX и королевы Эллинов Ольги Константиновны, супруги Георга, сына короля Христиана, совершено было в Копенгагене освящение церкви во имя св. Великого Князя Александра Невского. Сооружена она на месте, купленном русским правительством. Дочь Императора Александра II Мария, родившаяся в 1853 г., была с 1874 г. супругой Альфреда, принца Великобританского, герцога Эдинбургского. В Лондон Великой Княгине была отправлена домовая церковь во имя св. благоверного Князя Александра Невского, которая первоначально была полковою гвардейскою во имя святителя Спиридона Тримифунтского, в день памяти которого родился 12 декабря 1777 г. Император Александр I. Церковь в качестве походной сопровождала Великую Княгиню Марию Александровну на о. Мальту, место службы (в 1886–1887 гг.) ее супруга, и в путешествиях. По возвращении ее, в Лондоне, для церкви выстроено было помещение в виде небольшой пристройки к герцогскому дворцу, и в 1879 г. она освящена была духовником Великой Княгини, иеромонахом, потом архимандритом Амфилохием (Лутовиновым), в честь Благовещения Божией Матери. Храм сооружен был иждивением Великой Княгини при участии ее родителей. С объявлением наследником Саксен-Кобург-Готского, престола и с переездом герцогской четы в Кобург церковь была перенесена в 1895 г. в Готу и освящена в 1895 г. во имя св. Князя Александра Невского. Иконостас лондонской церкви, как указывалось выше, был пожертвован Великой Княгиней придворной церкви в Дармштадте. В 1905 г., с кончиной сына, а затем супруга Великой Княгини, закрыта была и готская церковь, а бывший в ней иконостас передан в На- угейм в устроенную там церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. |
765 Попов К. В. Пребывание Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и С.-Американского, в Восточных Штатах. II. Закладка новой церкви в Миннеаполисе, Минесоте//АПВ, 1905, т. IX, 13, с. 252. 766 «Учитель Ситхинской миссионерской школы Гавриил Черепнин переводится на должность псаломщика к Клевелендской церкви, согласно прошению, с 1-го Сентября с.г. » (Перемещение//АПВ, 1902, т. VI, 17, с. 376). 767 Православное Общество Взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах. К Х-летнему юбилею. 1895–1905. Составил священник В. Туркевич. Издание Православного Общества Взаимопомощи. Bridgeport: Тип. газеты «Свет», 1905. С. 43–44. 768 Хотовицкий А.А. Поездка на Конвенцию. Из путевых впечатлений//АПВ, 1905, т. IX, 11, с. 208. 769 О книге «Наука о православной вере» прот. Иоанна Недзельницкого см.: Новая книга//АПВ, 1905, т. IX, 9, с. 178–179. 770 Хотовицкий А. А. Поездка на Конвенцию. Из путевых впечатлений. С. 217. «Следующая 7-я Конвенция Об-ва мае отбытись через 2 роки, в 1907 г., в Скрантон, Па.» [Постановления 6-й Конвенции Православного Общества Взаимопомощи, отбывшойся 15–19 мая (28 мая – 1 июня) 1905 г. в Cleveland, О.//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1905.– 2 (15) июня]. 772 Протокол Собрания Духовенства Северо-Американской Епархии, состоявшегося в г. Клевеланде, Шт. Огайо, 20 Мая – 2 Июня 1905 года//АПВ, 1905, т. IX, 12, с. 245–246. 773 См.: Извлечение из Протоколов Собрания Духовенства Северо-Американской Епархии, состоявшегося в Ольдфордж, Па 20 Июля – 2 Августа 1905-го года.– С. 424–430. Подготовительный Съезд Духовенства в Ольдфордже, Па.//АПВ, 1905, т. IX, 16, с. 328–330. Собрание духовенства Северо-Американской епархии в Ольдфордж, Па//ПЦВ, 1905, 50, с. 2217– 2219. Собор духовенства//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1905. – 4(17) августа. |
13) Из Императорского Варшавского Университета – Варшавские Университетские Известия 1905 г., вып. 5–9, и 1906 г., в. 1–2. 14) Из Императорского Казанского Университета – а) Адамов, Факторы плодородия русского чернозема, 1. Спб. 1904; б) Быстренин, Путь волокон седалищного нерва. Казань, 1904; в) Остряков, Условия поверхностного увлажнения. Казань, 1905; г) Богородский, Материалы по электрохимии неорганических соединений, 1. Казань, 1905; д) Годичный акт 5 ноября 1905 г. Казань, 1905. 15) Из Императорского С.-Петербургского Университета – а) Проект Устава Университета выработанный Советом Спб. Университета. Спб. 1905; б) Отчет Университета за 1891 г. Спб. 1892, и 1905 Г. Спб. 1906. 16) Из Императорского Юрьевского Университета – Ученые Записки 1905 г. 3–4, и 1906 г. 1–2. 17) Из Восточного Института во Владивостоке – а) Подставин, Хрестом. корейск. языка, 1. Влад. 1905; б) Шмидт, Китайская хрестоматия, в. 1. Владивосток, 1902; в) Шмидт, Начальный чтения по китайскому языку. Владивосток, 1902. 18) Из Университета в Яерновцах (Czernowitz) – а) Verzeichnis der öffentl. Vorlesungen im Wintersemester 1905–1906 и in Sommersemester 1906; 6) Die feierliche Inauguration f.d. 1905–1906. Czernowitz, 1906; в) Uebersicht d. Akadem. Behörden f. 1906. 19) Из Казанской Духовной Академии – Годичный акт 8 ноября 1905 г. Казань, 1905. 20) Из Киевской Духовной Академии – а) Крыловский, Львовское ставропигиальное братство. Киев, 1904; б) Титов, —262— Русская Православная Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII-XVIII стол., 1–2. Киев, 1905; в) Чеховский, Киевский митрополит Гавриил Банулеско- Бодони. Киев, 1905; г) Извлечете из журналов Совета 1904–1905 г. Киев, 1905; д) Речь и отчет Киевской Академии 1904–1905 г. Киев, 1905. 21) Из Управления Виленского Учебного Округа – а) Спрогис, Алфавитный указатель к I-XIII томам Археографического Сборника. Вильна, 1905; б) Опись документов Виленского Центрального Архива древних актовых книг, IV. Вильна, 1905. 22) Из Комиссии по международному обману – a) Fernling, Första Kapitle af Pireke’ Abot. Uppsala, 1904; б) Upsala Universitets Arsskrift 1903–1904. Upsala; в) Grath, Svenska Kyrkans Brudvigsel en historisk-liturgisk framställning. Upsala, 1904; г) Johansson, Gamla Testamentet, 1. Uppsala, 1904; д) Andersson, Ausgewählte Bemerkungen über den bohairischen Dialect in Pentateuch Koptisch. Upsala, 1904. |
. Глава 3. На пути к Собору: 1905–1906 Одиннадцать лет понадобилось для того, чтобы был созван Собор, о котором говорил Николай II в обращении к трем митрополитам в декабре 1905 года. Без этого подготовительного этапа невозможно понять объем труда, выполненного Собором 1917–1918 годов менее чем за один год. В 1905 году, также, как и в 1917, соборный процесс начался и развивался под влиянием внешних социально–политических переворотов. «Собор есть, в некотором роде, плод революции» 81 . Впрочем, отношения между революцией и Собором не были односторонними: нет сомнения в том, что они взаимно оказали друг на друга влияние. Это, конечно, не случайное, а вполне объяснимое историческое проявление связи, существовавшей в ту эпоху между Церковью, обществом и государством в России. На пути к Собору различаются три этапа: первый импульс 1905 года, вызванный общим духом реформ, затем подготовка Собора различными предсоборными комиссиями с 1905 по 1917 год и, наконец, созыв самого Собора вслед за революционными переворотами 1917 года 82 . Переворот 1905 года 1905 год, ознаменовавший переход России от абсолютистской империи к думской монархии, является отправной точкой Собора 1917–1918 годов. Начало соборному процессу положено было тремя событиями: во–первых, тройной инициативой, исходившей от различных членов Церкви, во–вторых, стремлением Святейшего Синода избавиться от обременяющего контроля обер–прокурора Победоносцева и, в–третьих, решающим утверждением идеи созыва Собора императором. В марте 1905 года стремление к реформе проявляется в Церкви в трех формах: в частной инициативе тридцати двух петербургских священников, в административной власти государственного человека, С. Ю. Витте 83 , в Святейшем Синоде в лице его председателя митрополита Санкт–Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) 84 . Трудно сказать, какая из этих инициатив оказалась самой важной; однако совершенно ясно, что отражали они духовное настроение многих православных 85 . «Записка тридцати двух священников»: Церковь и народ. Действия некоторых петербургских священников стали решающими в движении за реформу Церкви. По утверждению прессы, «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года возглавлено было священником Георгием Гапоном 86 . 14 февраля 1905 года группа из столичных священников 87 , свидетелей событий 9 января, обиженных тем, что пресса упрекала священнослужителей в молчании и бездействии по отношению к общественным событиям, была принята митрополитом Петербургским Антонием. Позднее они составили записку, сопровождавшуюся петицией, на публикацию которой митрополит дал свое благословение. 17 марта 1905 года документ был опубликован в «Церковном Вестнике» под названием «О необходимости перемен в русском церковном управлении» 88 . |
19 . Первая лекция по кафедре общей церковной истории (в марте 1896 г.). «Богословский Вестник» 1903 г., том I, 2, 278–296 (Об Архиеп. Филарете Гумилевском , прот. А.В. Горском и проф. А.П. Лебедеве , как преподавателях церковной истории). 20 . †Преосвященный Арсений, Епископ Кирилловский, и его труды в области византологии. «Византийский Временник» 1903 г., том X, вып. 3–4, стр. 667–703. 21 . Обращение Императора Константина Великого в христианство. Речь, произнесённая в день годичного акта МДА 1 октября 1904 г. «Богословский Вестник» 1904 г., том III, 12, 627–664; 1905 г., том I, 1, 60–96; 2, I (Досадный недосмотр). 21а. То же. Годичный акт в МДА 1 октября 1904 года. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Стр. 1–74. 21б. То же. Отдельный оттиск. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Стр. 74. Рецензии и отзывы. Ар. Л-в. «Церковный Вестник» 1905 г., 9, кол. 274; А.В. Попов . «Странник» 1905 г., том I, часть 2, 6, 983–984; С.П. Крестов. «Христианское Чтение» 1905 г., том ССХХ, часть 1, 8, 222–227 (Церковно-исторические статьи в академических журналах за первую половину 1905 г.: «Статья представляет большой интерес»). 22 . Памяти Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Владимирского. «Богословский Вестник» 1905 г., том I, 1, 216–224. 23 . Перевод книги проф. А. Гарнака, Миссия и распространение христианства в первые три столетия (Prof. А. Harnack, Die Mission und —99— Ausbreitung (les Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1902); печатался в журнала Вера и Разум, отдел церковный, статьями под такими заглавиями: а) Внешние и внутренние условия миссионерской проповеди христианства в первые три века. 1905 г., том I, часть II, 12, 715–740. б) Религиозные основы миссионерской проповеди христианства в первые три века, Евангелие об Исцелителе и исцелении. 1905 г., том I, часть II, 13, 39–68, в) Борьба против демонов в древней церкви и значение её для миссии, 1905 г., том I, часть II, 15, 159–178, г) Христианство, как Евангелие любви и благотворения. 1905 г., том I, часть II, 16, 207–228; 17, 261–284, |
23) Из Архива Св. Синода–Полное собрате постановлений и распоряжений по Ведомству Прав. Исповедания, т. IX. Спб. 1905. 24) Из Екатеринославского Епархиального Училищного Совета – Отчет наблюдателя церковных школ. Екатеринославль, 1905. 25) Из Калужского Епархиального Училищного Совета – Отчет о состоянии церковных школ и Ведомость за 1904 г. Калуга, 1905. 26) Из Омского Епархиального Училищного Совета – Отчет Епархиального Наблюдателя за 1903–1904 г. Омск, 1905. Два экз. 27) Из Подольского Епархиального Училищного Совета – Отчет о состоянии церковных школ за 1904–1905 г. Каменец-Подольск, 1906. Два экз. 28) Из Ярославского Епархиального Училищного Совета – Отчет Епархиального Наблюдателя за 1904–1905 г. Ярославль, 1906. 29) От бывшего Обер-Прокурора Св. Синода К. Победоносцева – а) Деяния св. апостолов в новом русском переводе. Спб. 1905, и б) Послания св. апостолов, 1–2, Спб. 1905. —263— 30) От Еп. Евдокима, Ректора Академии – а) его брошюра: Соловки. Спб. 1904, и рукописи: б) Универсал Польского короля Сигизмунда III 1610 г., и в) Письмо Еп. Луцкого Кирилла Терлецкого Еп. Львовскому Гедеону Болобану 1585 г. 31) От Архим. Иосифа, Инспектора Академии – а) его книга: В объятиях отчих, II, издание 3-е. Сергиева Лавра, 1905, три экземпляра, и б) книги: аа) Живкович и Живанович, Зборник церквених богослуж. njecaмa. Карловцы, 1901; бб) Шейн, Великорусс, 1:1. Издание Импер. Академии Наук. Спб. 1901; вв) Кульбакин, Хиландарские листки. Издание Импер. Академии Наук. Спб. 1898; гг) Словарь русского языка, издаваемый 2-м Отделением Академии Наук, Т. 2, вып. 1–7. Спб. 1897–1903. 32) От почетного члена Академии академика Е.Е. Голубинского – его Археологический атлас ко 2-й половине 1-го тома Истории Русской Церкви. Москва, 1906. Три экз. 33) От почетного члена Академии проф. П.И. Казанского – его брошюра: Но поводу забастовок в наших учебных заведениях. Москва, 1905. 34) От почетного члена Академии проф. Г.А. Воскресенского – книга: Древнеславянский Апостол, вып. 2-й. Сергиева Лавра, 1906. Три экз. |
325 Из письма преосвящ. Евлогия митрополиту Киевскому Флавиану от 15 апреля 1905 года: «У нас пронеслась радостная весть о наречении [назначении (?) – А.П.] Преосв. Тихона Американского Финляндским, а теперь уже называют Финляндским Пр. Сергия Ямбургского. Пора бы возвратить Пр. Тихона «с того света», как он выражается». («С великою тревогою взираем на грядущие события». Письма епископа Люблинского Евлогия (Георгиевского) митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану (Городецкому). 1905–1910 гг./Публикацию подготовил М.И. Одинцов//Исторический архив. Научно-публикаторскнй журнал, 2002, 4, с. 96.) 326 «В марте 1905 года Св. Синод избрал на Финляндскую кафедру преосвященного Тихона, епископа Американского, но в следующем заседании было заявлено предложение обер-прокурора о необходимости преосвященного Тихона для Америки, и назначение в Финляндию последовало иное». [ Антоний (Храповицкий) . Восстановление патриаршества 7 Собрание сочинений: В 2 т. Т. I. М.: Изд-во «ДАРЪ», 2007. С. 725.] 327 Высочайшее соизволение на перенесение архиерейской кафедры и состоящего при ней духовного правления из Сан-Франциско в Нью-Йорк последовало 12 мая 1905 года, синодальный указ преосвящ. Алеутскому за 5815 был составлен 10 июня 1905 года (От Северо-Американского Духовного Правления//АПВ, 1905. т. IX, 14. с. 267). 328 Из письма митр. Лнтония (Вадковского) Победоносцеву К.П. от 4 апреля 1905 г.: «Жаль мне Преосвященного Исидора. Ведь статья Моск. Вед. – церковный переворот – бессовестная и наглая. Трудно удержаться от протеста, особенно молодому и нервному человеку» (РГИА, ф. 1579. оп. 1 год 1905, д. 36. л. 2об.). 331 Из донесения преосвящ. Кишиневского Свят. Синоду от 31 августа 1905 г. за 289: «Его Преосвященство, Епископ Алеутский и Сев.-Американский Тихон письмом, от 28 марта сего года за 92, сообщил мне, что псаломщик села Перебийковец, Хотинского уезда, вверенной мне епархии, обратился к нему с прошением о предоставлении ему диаконского места в Алеутской епархии, по выдержании им экзамена при Кишинёвской экзаменационной комиссии. Так как Преосвященный Тихон нуждается в священнослужителях для Канады, то просил меня, буде псаломщик Антониев сдаст удовлетворительно экзамен на диакона, рукоположить его во диакона и отнестись в Святейший Синод о выдаче ему прогонов в Канаду. Псаломщик Александр Антониев 6 июля сего года успешно выдержал экзамен при Кишинёвской испытательной комиссии в знании им предметов для посвящения во диакона и 15 июля сего года Его Преосвященством, Преосвященнейшим Аркадием, Епископом Аккерманским, Викарием Кишинёвской епархии рукоположен во диакона». (РГИА, ф. 796, оп. 186, год 1905, д. 5946, л. 2.) |
заседания проходили с участием мирян, что разрешалось определением Синода от 2 авг. 1905 г. Н. был одним из первых иерархов, осуществивших это предписание. По инициативе Н. весной 1905 г. в Софийском кафедральном соборе по воскресеньям проводились церковные чтения с объяснением Нагорной проповеди. В 1905 г. был учрежден Гродненский церковно-археологический комитет, 1-е собрание его членов состоялось 10 авг. 1905 г. 3 июня 1904 г. Н. представил в Совет КазДА соч. «Экзегетико-критическое исследование Послания св. апостола Павла к Евреям» на соискание степени доктора богословия. Оппонентами были назначены Богословский и П. А. Юнгеров , к-рые представили свои отзывы 17 мая 1905 г., признав автора достойным присуждения степени. Однако для более обстоятельного ознакомления членов Совета с сочинением присуждение было отложено до 1-го осеннего заседания. К этому времени профессор кафедры патристики КазДА Л. И. Писарев представил в Совет отрицательный отзыв. На заседании Совета 31 окт. 1905 г. вопрос решился открытым баллотированием: из 20 присутствующих 11 высказались за присуждение степени, 9 - против, и постановлением Совета Н. был признан заслуживающим степени доктора богословия. Резолюция архиеп. Казанского Димитрия (Самбикина) на журнале Совета гласила: «…вполне заслуживает степени доктора богословия не только за последнее свое сочинение… но и за sua omnia opera…» (Протоколы заседаний Совета КазДА за 1905 г. Каз., 1907. С. 172). 3 дек. 1905 г. степень доктора богословия Н. утверждена Синодом, а 9 дек. он был назначен архиепископом Варшавским и Привисленским. 18 дек. он служил последнюю литургию в Гродно. 22 дек. 1905 г. Н. прибыл в Варшаву и вступил в управление Варшавской епархией, включавшей 8 губерний, но имевшей при этом всего 59 приходов. Личным секретарем Н. и казначеем архиерейского дома (как и в Гродно) был А. Г. Богословский (в монашестве Андроник ; впосл. епископ Мамадышский). Н. состоял попечителем Варшавского правосл. Свято-Троицкого братства. 10-12 янв. 1906 г. в Варшаве проходил 1-й епархиальный съезд духовенства, на к-ром обсуждались вопросы, связанные с приходской жизнью. В 1906 г. Н. совершил богослужения во все воскресные и праздничные дни, освятил 4 церкви: в Варшаве (полковая церковь лейб-гвардии Уланского полка во имя прп. Мартиниана по проекту архит. Л. Н. Бенуа; 4 нояб.), в Сосновицах (ц. во имя свт. Николая Чудотворца; 16 февр.), на ст. Лапы Ломжинской губ. (железнодорожный храм во имя свт. Николая Чудотворца; 3 дек.) и во Влоцлавске (ныне Влоцлавек; ц. во имя свт. Николая Чудотворца; 17 дек.), произнес 12 поучений на 11 воскресных Евангелий, некоторые из них были напечатаны. |
Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Т. Манохиной. - М.: Московский рабочий, 1994. - С. 151. Религия и Церковь в Сибири//Сборник научных статей и документальных материалов. – Тюмень: Б. и. – 1993. – Выпуск 6.– С. 16-21. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х-1918гг.). - М.: Духовная библиотека, 2002. - С. 183-184. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М.: Наука, 1984. - С. 105. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М.: Наука, 1984. - С. 106-107. Харьковские семинаристы, собравшись в январе, сразу забастовали, заявив, что они обмануты, т. к. никаких изменений не произошло. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М.: Наука, 1984. - С. 195. Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX - начале XX века. История императорских православных духовных академий. - М.: Новый хронограф, 2005. - С. 282. Вифанской, Владимирской, Вятской, Донской, Кишиневской, Московской, Новгородской, Пензенской, Псковской, Смоленской, Тамбовской, Тульской и Ярославской, а от Киевской и Самарской семинарий были присланы наказы. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М.: Наука, 1984. - С. 196. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М.: Наука, 1984. - С. 196. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М.: Наука, 1984. - С. 197. Религия и Церковь в Сибири: Сборник научных статей и документальных материалов. Выпуск 6. Тюмень, 1993. С. 16-21. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М.: Наука, 1984. - С. 197. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М.: Наука, 1984. - С. 197. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М.: Наука, 1984. - С. 199. История России. XX век/А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитриенко и др. – М.: АСТ, 2000. – С. 78. |
| |